Массовая культура 20 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

В условиях индустриализации и урбаниза­ции, распространения всеобщей грамотности, появления новых ви­дов и форм искусства, рождённых техническим прогрессом, в XX веке возник­ло явление массовой культуры. С уровня, требующего подготовки к её квалифицированному восприятию, культура перешла на уровень обыденного понимания неподготовленного массового потребителя. Такой уровень культуры не связан с познавательными усилиями для усвоения художественного образа, который стал простым и доступ­ным. Важной характеристикой массовой культуры является её ин­тернациональный характер и тенденция к коммерциализации.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры финансово-индустриального подхода. Многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.




Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени, размывание классовой структуры. Неотъемлемой частью жизни современного человека стал шопинг, который является своеобразной философией и психологией общества потребления. Средства массовой культуры (реклама, телесериалы, глянцевые журналы и пр.) поддерживают эту философию и формируют психологические установки.

Массовая культура создает свой язык иформирует особое эстетическое сознание. Рассмотрим их важнейшие характеристики.

3. Неомифологизм массовой культуры. Массовая культура опирается на определенные мифы, которые она же и создает. Миф потребительского общества становится самостоятельной реальностью. Он создает представление о современном человеке, его сущности, образе жизни, ценностях, желаниях и пр.

Современное мифотворчество не объясняет реальность, а строит ее иллюзию, мираж. Особенностью современный мифологии стало преобладанию политических и социальных мифов. Они задают систему ценностей человека, способы его ориентации в обществе, и в то же время являются средствами манипуляции людьми. Важнейшие из них:

Наиболее ярко функцию неомифологизма выполняет реклама. Она является неотъемлемой частью общества потребления, и призвана эстетизировать процесс потребления. Главной ее задачей является формирование желания. Реклама эксплуатирует идею гедонизма (от греч. гедонэ – наслаждение) – этическую установку, в рамках которой смысл жизни сводится к получению физических удовольствий. Формируя желание, реклама при этом выполняет функцию психологической компенсации их воплощения.

Мифологизм рекламы заключается в создании так называемых рекламных мифов: мифа о вечной молодости, вечной жизни жизнь, активности как источника успеха и пр. Она создает аллегорические фигуры Красоты, Интеллекта, Здоровья, Успеха (достигнуть этого нам помогают средства, выпускаемые современной индустрией).

Гедонистическое начало рекламы наиболее ярко проявляется в создании образа райского сада рекламы: образ Сада Земных Наслаждений.

Итоги развития культуры ХХ века весьма противоречивы:

· XX век ознаменован социальными революциями, что привело к противостоянию государств и государственных систем, вылившееся в две мировые войны; научно-техническая революция создала угрозу экологического кризиса.

· Наука XX века совершила прорыв в глубины постижения материи. Ее завоевания оказались настолько значительными, что потребовали от общества осознания связи всех человеческих действий с глобальными процессами, а вместе с этим усиления внимания к культурной стороне существования человечества.

· Искусство XX века вырабатывает свои формы, связанные с проникновением в глубины бессознательного, обнаруживает стремление к поиску тайного смысла в знаках повседневной жизни.

· Рядом с элитарным искусством, обращенным к интеллектуалам, со свойственной ему сложностью картины мира, сосуществует массовое искусство, обращенное к усредненному человеку

· Во второй половине ХХ века обнаружились черты кризиса культуры, выражением которого стало понимание зыбкости, неустойчивости, относительности всех явлений мира, восприятия мира как хаоса, что выразилось в философии и культуре эпохи постмодерна.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведем в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры финансово-индустриального подхода. Многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени, размывание классовой структуры. Неотъемлемой частью жизни современного человека стал шопинг, который является своеобразной философией и психологией общества потребления. Средства массовой культуры (реклама, телесериалы, глянцевые журналы и пр.) поддерживают эту философию и формируют психологические установки.

Массовая культура создает свой язык иформирует особое эстетическое сознание. Рассмотрим их важнейшие характеристики.

3. Неомифологизм массовой культуры. Массовая культура опирается на определенные мифы, которые она же и создает. Миф потребительского общества становится самостоятельной реальностью. Он создает представление о современном человеке, его сущности, образе жизни, ценностях, желаниях и пр.

Современное мифотворчество не объясняет реальность, а строит ее иллюзию, мираж. Особенностью современный мифологии стало преобладанию политических и социальных мифов. Они задают систему ценностей человека, способы его ориентации в обществе, и в то же время являются средствами манипуляции людьми. Важнейшие из них:

Наиболее ярко функцию неомифологизма выполняет реклама. Она является неотъемлемой частью общества потребления, и призвана эстетизировать процесс потребления. Главной ее задачей является формирование желания. Реклама эксплуатирует идею гедонизма (от греч. гедонэ – наслаждение) – этическую установку, в рамках которой смысл жизни сводится к получению физических удовольствий. Формируя желание, реклама при этом выполняет функцию психологической компенсации их воплощения.

Мифологизм рекламы заключается в создании так называемых рекламных мифов: мифа о вечной молодости, вечной жизни жизнь, активности как источника успеха и пр. Она создает аллегорические фигуры Красоты, Интеллекта, Здоровья, Успеха (достигнуть этого нам помогают средства, выпускаемые современной индустрией).

Гедонистическое начало рекламы наиболее ярко проявляется в создании образа райского сада рекламы: образ Сада Земных Наслаждений.

Итоги развития культуры ХХ века весьма противоречивы:

· XX век ознаменован социальными революциями, что привело к противостоянию государств и государственных систем, вылившееся в две мировые войны; научно-техническая революция создала угрозу экологического кризиса.

· Наука XX века совершила прорыв в глубины постижения материи. Ее завоевания оказались настолько значительными, что потребовали от общества осознания связи всех человеческих действий с глобальными процессами, а вместе с этим усиления внимания к культурной стороне существования человечества.

· Искусство XX века вырабатывает свои формы, связанные с проникновением в глубины бессознательного, обнаруживает стремление к поиску тайного смысла в знаках повседневной жизни.

· Рядом с элитарным искусством, обращенным к интеллектуалам, со свойственной ему сложностью картины мира, сосуществует массовое искусство, обращенное к усредненному человеку

· Во второй половине ХХ века обнаружились черты кризиса культуры, выражением которого стало понимание зыбкости, неустойчивости, относительности всех явлений мира, восприятия мира как хаоса, что выразилось в философии и культуре эпохи постмодерна.

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.

Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Содержание

Массовая культура в XVIII и XIX веках

XX век

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

Просмотр ТВ

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Просмотр ТВ

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Читайте также: