Монархисты и либералы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформы Александра II стали толчком к активизации идейных течений на территории всей империи. Причинами активного подъема и активности народных масс стали: непоследовательность реформ, наличие противоречий между сословиями, нерешенность аграрного вопроса, нечеткость и колебания политического курса. Еще до второй половины XIX века общественность сохраняла политическую инертность.

После реформ оформилось три направления:

Консервативное крыло общественного движения

Либеральное крыло общественного движения

Движущие силы

Дворяне, духовенство, купечество, мещане

Помещики, промышленники, интеллигенция, буржуазия

Центральная идея

Стабильность и неизменность в развитии российского государства

Активные деятели

К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков

К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков

Отношение к монархии

За сохранность и стабильность, незыблемость монархии

За конституционную монархию

Отношение к реформам

За дальнейшее преобразование общества: демократические свободы, создание Земского собора, расширение прав органов местного самоуправления

Экономический идеал

Сохранение помещичьего землевладение, полное отрицание капитализма

Развитие капитализма, свободного предпринимательства

Общественный идеал

Патриархальное общество, религиозное, подчинение власти

Свобода личности, духовного развития, равенство

В основе радикального движения – социалистические идеи. Этапы радикального движения:

Политические партии начала ХХ века: особенности, идеи, цели

Политические партии активно формировались на базе, заложенной идейными течениями конца XIX века. Основная особенность создания партий – наличие определенной системности в их формировании. Первыми появились организации левой направленности, оппозиция к действующей власти. После событий 1905 года оформились партии центристской направленности. Монархисты, правые, консерваторы группируются в свои партии после Манифеста 1905 года, который предоставил всем права и свободы.

Постепенно на политической арене остались левые – после революции 1917 года. Первыми пропали с политической арены правые, потом центристы.

  • Левые – политические силы, которые основной целью считают социальное равенство, отмену деления на классы, отмену частной собственности. Пример – коммунисты, социал-анархисты.
  • Правые – противоположность левым течениям по идеям и цели деятельности, суть идеологии – в признании социального господства, преимуществе одной прослойки общества над другой. Правые признавали наличие господствующего класса по разным признакам. Примеры: монархисты, консерваторы, националисты.
  • Центризм– политическая позиция, которая занимает место между левыми и правыми, главная особенность – отказ от радиальных идей, неважно чего конкретно они касаются.

Правые партии Российской империи

Левые политические партии

Центристские партии

Название организации

Период действия

Идеи

Лидеры, активные деятели

Конституционно-демократическая партия (кадеты)

1905-1917 гг. была запрещена, после 1920 г. работала в эмиграции

Партию составляли дворяне, интеллигенция, выступали за равенство, свободу слова, печати, собраний, культурного самоопределения, неприкосновенность личности, общее избирательное право

Торгово-промышленный союз Российской империи

1905 г. (работала меньше года)

Ориентирована на защиту интересов промышленной буржуазии

Прогрессивно-экономическая партия Российской империи

1905 г. (работала меньше года)

Аналог Торгово-промышленного союза Российской империи

Торгово-промышленная партия Российской империи

Аналог предыдущих двух партий, отличие – данная организация была крайне правым крылом торгово-промышленной буржуазии

Партия демократических реформ

Идеологически принадлежала к классическому либерализму

М.М. Ковалевский, М.М. Стасюлевич, И.И. Иванюков, В.Д. Кузьмин-Караваев

Прогрессивная партия

Либеральная партия, считается партией бизнеса, представляла интересы предпринимателей, промышленников, интеллигенции

И.Н. Ефремов, А.И. Коновалов

Партия правового порядка

Требования: сильная власть (монархия), конституция, неделимая Россия, защищала интересы предпринимателей

Партия мирного обновления

Для свободы и конституционную монархию, равенство сословий и полов

П.А. Гейден, Д.Н. Шипов, М.А. Стахович

Помимо общероссийских партий, существовали локальные национальные организации поляков, евреев, украинцев, казахов и других народов, которые населяли Российскую империю.

ЛИБЕРАЛИЗМ, -а, м. 1. Идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников демократических свободи свободного предпринимательства. 2. Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство. Л. в оценке знаний. || прил. либералистский, -ая, -ое.
КОНСЕРВАТОР. В совр. значении заимств. в конце XVIII в. из франц. яз. , где conservateur SuN_RiSe))))* Мастер (1764) 13 лет назад

Консерваторы-это была такая партия, они нехотели ничего менять, их устраивалажизнь!
Либералы хотели перемен, причем глобальных!

Политическая идеология - что это значит? Идеология - это хорошо или плохо? Кто такие правые, левые и центристы? Откуда взялось это деление? Что такое либерализм, консерватизм и радикализм? Что такое социализм, коммунизм, монархизм и национализм?

Фото Что такое политическая идеология. Кто такие правые и левые?

Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании

Политическая идеология – это система идей и взглядов на политику, представлений о политическом идеале и способах его достижения. Идеология объясняет, как должны быть устроены власть, общество и государство . Она определяет политические цели и методы партии, движения, группы или целой страны.

Например, коммунистическая идеология предполагает общественную собственность на средства производства, полное социальное равенство. Главным методом перехода от капитализма к коммунизму провозглашается революция. ​

Идеология - это хорошо или плохо?

Опасность любой идеологии в том, что она упрощает действительность, рисует ее схематично. Таким образом, идеология позволяет манипулировать общественным сознанием. Если в определенном обществе идеология является общегосударственной, обязательной и навязывается сверху - это общество уже нельзя считать демократическим .

В то же время политическая идеология может работать во благо. Она дает систему ориентиров и ценностей, настраивает на достижение определенного идеала. Идеология объединяет людей, может мобилизовать их на решение определенных задач.


Кто такие правые и левые?

Традиционно представителей различных идеологий делят по политическому спектру - на левых, правых и центристов. Эти термины появились в эпоху Великой французской революции: в Национальном собрании по правую руку от председателя садились сторонники королевской власти, а по левую руку - республиканцы, сторонники революционных преобразований ( якобинцы )

Левые - политические силы, которые выступают за активное вмешательство властей в экономику, за социальную защиту, равенство. Они призывают к радикальным реформам или революционным методам. К левым относят коммунистов, социалистов и анархистов.

Правые - это те, кто выступает за сильное государство, стабильность, охрану частной собственности. Правыми могут быть и либеральные, и консервативные партии. К правым обычно относят сторонников капитализма, монархистов, а также националистов. Правые отрицательно относятся к революционным методам, выступают за постепенные изменения.

Центристы - политические силы, занимающие промежуточные позиции между правыми и левыми. Они ориентируются на компромисс и сотрудничество. Например, центристами могут быть социал-демократы - сторонники бо́льшего социального равенства при сохранении демократических свобод.


Кто такие консерваторы, либералы и радикалы

Основными современными идеологиями принято называть консерватизм, либерализм и радикализм.

Консерватизм – это охранительная идеология. Консерваторы выступают за сохранение существующего порядка, укрепление общественных устоев.

Главные ценности консерваторов - государство, церковь, семья и другие традиционные общественные институты. Консерваторы обычно признают общественное неравенство естественным и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.

Консерваторы выступают против радикальных реформ и революции, поддерживают лишь постепенные эволюционные изменения.

Либерализм – это идеология свободы. Главные ценности либералов: демократические свободы и права человека, экономическая свобода, частная собственность, индивидуализм.

Либералы провозглашают абсолютную ценность человеческой жизни, политическое равенство. Выступают за изменение общества путем реформ, против насильственных преобразований.

Радикализм – это идеология кардинальных перемен. Радикалы выступают за решительное изменение общественных и политических институтов. Например, призывают к полному огосударствлению экономики, изъятию частной собственности и перераспределению материальных благ.

Радикалы стремятся к быстрым переменам, а потому часто выступают за силовые методы - вплоть до экстремистских и террористических.

Радикалы могут быть левыми (например, большевики) и правыми (например, неофашисты).


Какие еще виды идеологии бывают?

Помимо левых и правых, радикалов, либералов и консерваторов можно выделять более узкие идеологические направления. Например, социалисты и коммунисты относятся к левым, но у них тоже есть свои идеологические различия.

Коммунисты стремятся к тотальному равенству, централизованной экономике, распределению материальных благ, к абсолютному госконтролю в социальной сфере - в образовании, здравоохранении и т.п.

Социалисты выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.

Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.

Клерикалы придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.

Либертарианцы провозглашают главными ценностями личную свободу, индивидуализм и частную собственность, стремятся минимизировать государственное вмешательство в жизнь человека.

Монархисты выступают за власть монарха - царя, короля, императора.

Националисты провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.

Перечислить все виды идеологии невозможно - их десятки, если не сотни: вплоть до таких экзотических, как анархо-феминистки, криптоанархисты или экофашисты.

Думалось, написать короткий текст на одну страницу, а как начал, видно, что тема на целую монографию тянет. Первоначальная цель этого поста — показать, что у меня стоит за терминами, которые мы все легко употребляет и они кажутся нам понятными. Для меня это всё — банальности, но думаю, что многие кое-что для себя почерпнут, другие не согласятся и меня поправят. Я этот текст не совсем закончил, но расширять его можно бесконечно.
P. S. Вот и сегодня в своей статье на Гранях Александр Скобов называет правыми либералами Немцова, Милова, Касьянова, смысле либералы-рыночники, а френд volnodum
тоже называет себя правым либералом но в смысле национал-либерал или национал-демократ.


Запад -Россия, конец 18 - начало 19 века

Изначально разделение на левых и правых пошло со времён Великой французской революции. Левые, те - кто против короля, правые, те, кто за. Левые - революционеры, правые - монархисты.Причём революционеры в то время во Франции то же самое что либералы. Либералы в смысле те, кто за политические свободы и прежде всего за ограничение королевской власти. Себя они называли скорее всего республиканцами. Для того времени правые=монархисты=консерваторы, левые=республиканцы=либералы. Чуть позже политическоого либерализма возник экономических либерализм - за свободу от государственных ограничений, чаще два либерализма шли вместе, хоть были и исключения.
Такое же деление вполне очевидно и для России первой трети 19 века. Консерватором-монархистом был Карамзин, либералами-республиканцами декабристы. В 40-х годах 19 века в России появился новый тип консерваторов - славянофилы, которые государственный идеал видели не в нынешней России, а в Московской Руси 17 века, и, соответственно, много в нынешней России несовпадало с идеалом и требовало изменений. Появился тип консерватора - критика нынешнего положения вещей.
в 50-х -60-х годах на европейскую арену выходит социализм с идеей, что либеральное общество совсем неидеально, либеральными=буржуазными свободами бедные пользоваться не могут, их надо сначала накормить. Один из лидеров социализма=коммунизма Маркс занял жёсткую позицию: накормить бедных в условиях либерального=буржуазного общества не получится, это будет возможным только после пролетарской революции и уничтожения частной собственности и буржуазии как класса. Маркс очень опасную прививку сделал мировой политической мысли. Он заявил, что свобода выбирать парламент, свобода слова, свобода митингов - это всё хоть и прогрессивно в сравнении с феодализмом, но всё равно есть всего лишь буржуазные свободы, обман основной части народа.

Россия, вторая половина 19 века

В России все антимонархические, республиканские силы начиная с 60-х годов (а то и раньше) приняли социалистический (но не марксисткий) характер. Почти все радикальные противники самодержавия и сторонники республики, как Герцен и народники, были сторонниками крестьянского социализма. В русском антимонархическом, республиканском лагере сторонников рыночной (свободной)экономики=капитализма не было. Либерал для того времени совсем не сторонник либеральной=рыночной экономики, он критик самодержавия, но не такой последовательный и радикальный, как народник. Он сторонник постепенных улучшений с надеждой на то, что эти улучшения будет осуществлять сам царь. "Так то оно так, но надо погодить" - так издевательски выражал кредо либерала Салтыков-Щедрин. Приведу характерный диалог английского историка Уоллеса и русского либерала Б.Н.Чичерина. Уоллес при встрече сказал: "Знаете, что меня в Росссии поражает, это то, что я не встречал ещё человека, который был бы консерватором в том смысле ,в каком понимают его англичане, то есть стоял бы за постепенное улучшение существующего. У вас одни хотят всё ломать в видах прогресса, другие всё ломать, чтобы идти назад". Чичерин ответил: "Позвольте представить вам в моём лице один экземпляр этой редкой породы". В то время английские либералы боролись с английскими консерваторами за постепенное расширение избирательных прав, и консерваторы нехотя соглашались. Разница между английскими консерваторами и либералами состояла в представлении о необходимой скорости либеральных преобразований. Разница во взглядах между английскими и русскими либералами если и существовала, то была несущественна, разница между английскими и русскими консерваторами была огромна: русские выступали за неограниченную монархию, английские заограниченную, конституционную

Россия, начало 20-го века

До революции могло казаться, что все, кто против самодержавия, они за свободу. И самые радикальные противники самодержавия — за максимум свободы. Но оказалось всё совсем не так. Самые радикальные противники самодержавия установили невиданную в мире диктатуру, и постепенно уничтожили свободу не только для оппозиционных партий, но и свободу дискуссий внутри своей партии.

Но на Западе не всё социалистическое движение разделяло марксисткую ненависть к буржуазной демократии. Скорее меньшинство в нём. Социал-демократы в Германии, лейбористы в Англии пришли к власти в начале 20-го века в результате выборов. Курс на революцию был отменён, и взят курс на постепенные социальные реформы в рамках буржуазной демократии, который они продолжают до нынешнего времени. От социал-демократов после октября 1917 начали отделяться коммунисты, которые поначалу мечтали о мировой революции и даже подняли коммунистические восстания в Венгрии и Баварии. Что же касается либералов, то на Западе они добились всего, чего хотели: в первую очередь всеобщего избирательного права, уничтожения сословных привелегий, равенства всех перед законом. Идеи политического либерализма (выборность власти, многопартийность, разделение властей, свобода слова и митингов) стала составной частью как западного консерватизма (английские консерваторы, немецкие христианские-демократы), так и западных социал-демократов (и английских лейбористов). В Англии либералы сошли с политической сцены в начале 20-го века, победив идеологически. И не только в Англии. Не мне принадлежит тезис о конце идеологий и конце истории. Политический либерализм=демократия победили во всемирной масштабе после развала СССР. Экономический либерализм взяли на вооружение западные консерваторы и сражаются на выборах с социал-демократами за уменьшение налогов и доли государства в экономике. Деление на левый-правый продолжает быть актуальным для политической жизни Запада, но только по экономическим взглядам. Французские, итальянские, шведские коммунисты тоже вписались в буржуазную демократию, ещё после войны отказались от курса на революцию и выступают только за более высокий процент налогов на богатых, чем социал-демократы.

Россия, наше время.

Для стран с авторитарными режимами и относительно либеральной экономикой, к каковы относится Россия, деление на правых-левых в экономическом смысле не должно быть существенным. Для таких государств существенным должна быть борьбы с авторитаризмом, завоевание демократических свобод. Сторонники демократии как справа, либералы в экономике(электорат СПС), так и слева, социал-демократы (яблочники, лимоновцы) должны объединяться в борьбе за демократию, как все сторонники демократии были объединены в борьбе с фашизмом во Франции в единый Народный фронт. Остаётся вопрос, кто из противников путинского авторитаризма является на сегодня сторонником демократии, а кто поклонником другого авторитаризма? Над современными русскими демократами висит пример кадетов, которые в самодержавии видели главного врага, боролись с ним и тем открыли дорогу большевизму. Отсюда такое недоверие к любым левым, и лимоновцам в первую очередь.
Демократами у нас со времён перестройки называют противников советского строя. Но социал-демократов (по названию, по сути это "Яблоко") у нас не возникло, и понятие "демократ" стало ассоциироватья исключительно со сторонниками либеральных экономических взглядов, Гайдаром, Чубайсом и СПС. А потом ещё и оказалось, что для Чубайса и значительной части СПС демократия в смысле политического либерализма сама по себе не важна, он легко готов её сдать ради борьбы с коммунистами, сохранения рыночной экономики и своего места при власти.

Ну, а собственно консерватизма в современной российской политике возникнуть не может, потому что непонятно, где консерваторам искать свой идеал: то ли в советском прошлом, то ли в досоветском. Примирить красную и белую идею пытается Проханов, но у него плохо получается, потому что всегда остаётся вопрос: кто герой для вас, Николай или Ленин?

Читайте также: