Новшества в повседневной жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наконец последнее, что нам предстоит рассмотреть в рамках нашей лекции – это новшества в быту, которые были введены при Петре I.

Новшества в быту царь начал вводить одним из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 года прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и начал самолично обрезать им бороды. Позже, в 1705 году последовал указ, вводивший налог за право носить бороду. Борода дворянина и приказного оценивалась в 60 рублей, купца 100 рублей в год. За бородой пришел черед одежды. 4 января 1700 года последовал указ о запрещении носить длиннополые платья. Вместо него дворянам и горожанам предложено было нарядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице. Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания. Старомодные смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. При заключении брака главными действующими лицами становились именно жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде. Впрочем, и здесь встречались – правда, редко – отступления от обычая. Пример показал сам царь, когда выбрал себе в супруги неразведенную жену шведского солдата, пленницу, к тому же женщину низкого происхождения. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. Дворянин должен был отличаться от окружающих не только внешностью, но и изысканными манерами, респектабельностью, образованностью и так даже. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них, на протяжении 18 века много раз переиздававшееся, было опубликовано в 1717 году под названием “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”. Это компилятивное сочинение, составленных из текстов, заимствованных у западно-европейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания Богу, царю и родителям. Вместе с тем “Юности честное зерцало” допускает прекословие сына родителю, но при этом надлежало говорить благочинно, учтиво и вежливо. Так же внушалась мысль о трудолюбии, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде и всему, что пристойно дворянину. “Юности честное зерцало” наставляло поведению не только в семье, но и в обществе. Уделялось внимание даже мелочам: походке и осанке молодого человека, умению правильно вести себя за столом. Заключительные страницы “Юности честного зерцала” излагают правила поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями “смирен, приветлив и учтив”, то девице их надлежало иметь два десятка. И все они подробно перечислялись. Другим руководством по воспитанию детей служило сочинение Прокоповича “Первое учение отрокам”. Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте. Отсюда обязанность родителей наставлять детей от самого маленького возраста до подросткового. Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечивать себя материально.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I Учитель истории и обществознания: Рябини.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I Учитель истории и обществознания: Рябини.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ И БЫТ ПРИ ПЕТРЕ I Учитель истории и обществознания: Рябинина Алла Владимировна 

При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожи.

При Петре I молодые дворяне, как и прежде, должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. 1. Дворянский образ жизни. 

Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных.

Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы.

Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников. 1. Дворянский образ жизни. 

Деревенская жизнь, в отличие от дворянской, шла, как и прежде, согласно веков.

Крестьянский мальчик с 8—9 лет приучался к крестьянскому труду, а девочки — п.

Все важнейшие дела решались на сходе женатых мужиков — глав хозяйств, как пра.

В обстановке домов появились зеркала и гравюры, новая мебель — кровати, столи.

В обстановке домов появились зеркала и гравюры, новая мебель — кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг; серебряная, оловянная и стеклянная посуда. 3. Новшества в повседневной жизни. 

В обиход дворян и богатых горожан вошёл европейский костюм: у мужчин — коротк.

В обиход дворян и богатых горожан вошёл европейский костюм: у мужчин — короткие штаны, камзол и кафтан с галстуком, башмаками, шляпой, париком; у дам — корсеты и платья с юбками на каркасах — фижмах, шарфы, веера, кружева, перчатки. 3. Новшества в повседневной жизни. 

Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизн.

Петровские реформы способствовали формированию в России светского образа жизни и светской культуры, без которых не мог бы впоследствии появиться тип по-европейски образованного интеллигентного человека и гражданина — главное культурное достижение XVIII в. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 

 Спасибо за внимание! 

Спасибо за внимание! 

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 833 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 11. Повседневная жизнь и быт при Петре I

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2018 39520
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 1761 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рябинина Алла Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В уроке рассказывается о том, как Петровские реформы коснулись повседневной жизни дворян, горожан и крестьян. Подробно описывается быт этих слоёв населения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Повседневная жизнь и быт при Петре I"

В 1704 году Пётр I приказал разбить большой сад в Петербурге на месте своей летней резиденции. Он был хорошо знаком с садово-парковым искусством Европы и сам наметил направления аллей будущего сада. Во время строительства государь вникал во все мелочи и лично распоряжался доставкой растений.

Для постройки Летнего сада была выделена часть острова Усадица почти напротив Петропавловской крепости. Облик сада создавали лучшие архитекторы того времени – Иван Матвеевич Угрюмов, Жан-Батист Леблон, Михаил Григорьевич Земцов. Озеленением занимались мастера садово-паркового искусства Ян Розен и Илья Сурмин.


Важным элементом украшения Летнего сада стали античные скульптуры богов и героев, большая часть которых выполнена итальянскими мастерами. Убранство сада дополняли многочисленные фонтаны, украшенные скульптурными персонажами басен Эзопа.

Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Сегодня Летний сад – жемчужина в парковом ожерелье Петербурга. Однако его первоначальная планировка сохранилась лишь в основных чертах.

Подробнее о жизни петербургского светского общества и быте других слоёв населения Петровской эпохи вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: дворянский образ жизни; крестьяне и посадские люди; нововведения в повседневной жизни.

Дворянский образ жизни в Петровскую эпоху был непосредственно связан с государственной службой – военной либо гражданской. Дворянские дети призывались на службу в возрасте 16-17 лет и несли её пожизненно. Чаще всего молодые дворяне служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях. Вместе с ними в полках служили выходцы из крестьян и посадских.

Согласно указам Петра I, дворяне также должны были учиться сами (например, артиллерийскому или инженерному делу) и давать образование своим детям. Однако для полноценного обучения не хватало профессиональных учителей и учебников, не было разработано какой-либо системы преподавания. Обучение сопровождалось постоянными порками и велось на непонятном юным дворянам научном языке. Так, в классах Морской академии дежурили гвардейцы, которые били воспитанников независимо от их происхождения.

Более того, дворянским недорослям доводилось терпеть холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку жалованье им выдавалось нерегулярно. По приказу Петра I юных дворян также отправляли за границу для изучения математики и навигации.

Петровским указом были отрегулированы правила поведения на ассамблеях, на которых в обязательном порядке должны были собираться дворяне-мужчины вместе со своими жёнами и взрослыми дочерьми.


Внешний вид светских дам также изменился. На смену русским сарафанам пришли пышные платья с открытыми плечами. Дворянские жёны стали носить модные европейские причёски.


В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Так, светское общество начало играть в карты и шахматы. Появилось такое новшество, как курение табака.

Благодаря жительницам немецкой слободы и пленным шведским офицерам российские дворяне изучали зарубежные танцы, такие как полонез, менуэт и гросфатер.

Таким образом происходила европеизация традиционного русского общества. Однако эти процессы затронули только его высшие слои. Более того, европейский образ жизни обходился совсем недёшево и был доступен только тем, кто имел не менее 100 крепостных душ.

В отличие от дворян жизнь крестьян не изменилась. Они по-прежнему зависели от цикла земледельческих работ. Пётр I пытался внести новшества и в деревенский уклад жизни, но там они не прижились по объективным причинам.

Так, например, по царскому указу крестьяне должны были убирать рожь косами, а не серпами. Поскольку коса давала десятикратную экономию труда при жатве. Но методы уборки урожая зависели от местных условий, поэтому данное нововведение прижилось не везде. Также крестьянам было указано ткать широкие холсты. Но их нельзя было изготовить на обычном ткацком станке.


Деревенские дети с ранних лет приучались к труду. Мальчики – к работе в поле, а девочки приобщались к ведению хозяйства – готовить есть, прясть, вышивать, ткать, доить корову.

Крестьянское общество оставалось традиционным. Сын занимал место отца и точно так же воспитывал своих детей. Вся жизнь крестьян проходила в соответствии с обычаями. Рождение, крещение, свадьба, поминки, посевная, уборочная проходили на виду и под контролем односельчан с обязательным соблюдением всех традиций и обрядов. Тех, кто нарушал принятые нормы поведения, осуждали и даже могли изгнать из общины.

На крестьян по многим аспектам были похожи и городские жители. Их жизнь проходила в усадьбах – замкнутых мирках, окружённых забором. У горожан также был домашний скот (лошади, коровы, свиньи, птицы) и огороды. Посадские отмечали Рождество, Масленицу, Троицу и другие праздники.

Нововведения Петра I отразились на повседневной жизни горожан и перевернули их сознание. Непривычная планировка новой столицы с прямыми улицами и домами, построенными по европейскому образцу, Летний сад с лабиринтом и обилием фонтанов, возможность встретить в саду самого императора – всё это ошеломляло человека, воспитанного в соответствии со старинными традициями.

Однако новые привычки и мода на нетрадиционную одежду постепенно входили в повседневную жизнь. Дворяне и богатые горожане начали носить европейский костюм. Мужской костюм состоял из коротких штанов, камзола, кафтана с галстуком, башмаков, шляпы и парика. Дамы стали носить корсеты, платья с юбками на каркасах, шарфы, веера, кружева, перчатки.


А знали ли вы, что каркас из ивовых или стальных прутьев, или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке называется фижма?

Изменилось и внутреннее убранство домов дворян и богатых горожан. У них в домах появились зеркала и гравюры, новая мебель (кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг), серебряная, оловянная и стеклянная посуда.

Таким образом, Петровские реформы способствовали разрушению традиционных устоев российского общества, но только в высших его кругах. В России начал формироваться светский образ жизни и светская культура. Крестьяне и посадские люди продолжали жить по своему обычному укладу и осуждали нововведения.


Несколько лет назад инженер из Турции Курсат Джейлан, не имеющий зрения, пытался найти дорогу в отель. Он использовал приложение для смартфонов и трость, однако его самостоятельное передвижение часто было травматичным. Он разработал умную трость, которая обнаруживает объекты выше уровня груди и соединяется с приложениями, такими как Google Maps. Изобретение может помочь 250 миллионам слабовидящих и слепым людям перемещаться по цифровому миру, не используя смартфон.


Датчик, который превращает слова в текст


Мечта всех студентов и репортеров. Этот датчик сразу превращает записанные голоса в текст (со всеми необходимыми знаками препинания), который можно сразу перенести на свой смартфон или компьютер. Senstone можно прикрепить к одежде или повесить на шею как подвеску. Одним щелчком устройство начинает преобразовывать речь в текст с точностью до 97%.


Виртуальная реальность для хирургов



Парящие в воздухе лампочки

FLYTE — это левитирующая лампочка, которая задерживается в пространстве благодаря магнитной левитации и питается от воздуха. В ней находятся энергосберегающие светодиоды, рассчитанные на 50000 часов. Это эквивалентно 12 часам использования в день в течение 11 лет. Подобные изделия являются экологичной альтернативой обычным лампочкам, так как потребляют гораздо меньше энергии и служат в 50 раз дольше.


Цветной навигатор для велосипедов



Вибрирующая подушка для медитаций


Приложение и вибрирующая подушка создают расслабляющий эффект, который необходим для медитации. Она синхронизируется с сердцебиением человека и с помощью вибраций постепенно успокаивает его, позволяя расслабиться. Люди быстрее и свободнее избавляются от мешающего потока мыслей и приходят к трансцендентальному состоянию.


Рука-робот



Сканер для предотвращения пищевых отравлений


Биомедицинский инженер Кристина Шиндлер создала PathSpot, чтобы помочь остановить распространение болезней пищевого происхождения. Такие устройства необходимо размещать во всех точках общепита. Устройство сканирует руки и обнаруживает микроскопические загрязнения, которые могут быть инфекционными (например, кишечная палочка). Если сканер что-либо подозревает — работнику необходимо помыть руки и просканировать их заново.


Интерактивные зеркала




Этот сканер способен произвести простые действия Ctrl+C и Ctrl+V прямо на бумаге. Достаточно провести его над изображением и перенести на чистую бумагу, где появится такая же картинка или текст. Разработка удобна для сканирования документов, небольших картин и текстов. Перенести изображение можно на любую поверхность, даже в свою тетрадь или блокнот.

Читайте также: