Церковные реформы второй половины 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Видя в духовенстве одну из категорий государственных служащих, Петр стремился ограничить его численность, исходя из потребностей государства, а также с тем, чтобы за счет лиц, не относящихся к церковникам, пополнить ряды налогоплательщиков. С этой целью в 1718–1722 гг. были составлены штаты священнослужителей. Также рядом указов были ограничены возможности пострижения в монахи, которых царь рассматривал исключительно как бездельников, уклоняющихся от исполнения своего долга перед отечеством. Теперь человек, захотевший посвятить свою жизнь служению Богу, должен был получить на это разрешение государства.

Стоглав. Церковная реформа

Церковная реформа и ее последствия

Церковная реформа и ее последствия Слабость папства в раннесредневековую эпоху порождала его обращение за помощью к светским властям, повлекшее зависимость римского престола от последних. Германский контроль над папством был более сильным, нежели франкский. Процесс

Церковная уния

Церковная реформа и раскол

Церковная реформа и раскол Так мы подходим к очень важному вопросу – церковной реформе.С 1619 по 1633 год патриархом был Филарет, отец царя Михаила, – фактический правитель страны, определявший мысли и поступки сына. При нем церковная и светская власть находилась в одних

Церковная реформа и ее последствия

Церковная реформа и ее последствия Слабость папства в раннесредневековую эпоху порождала его обращение за помощью к светским властям, повлекшее зависимость римского престола от последних. Германский контроль над папством был более сильным, нежели франкский. Процесс

Церковная литература

6. Церковная пропаганда

6. Церковная пропаганда Вернуть свои владения, управлять церковными землями, получить права иммунитета — все это требовало от Церкви усилий в распространении знаний о себе, в укреплении своего авторитета и влияния. Такая деятельность принимала различные формы. Вот

26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.

26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в. Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти

8. Церковная реформа

8. Церковная реформа Уже при жизни Петра I его политика в отношении церкви наряду с деятельностью созданного им Всешутейшего собора, пародировавшего и высмеивавшего церковные обряды, порождала у современников обвинения царя в атеизме или приверженности протестантизму,

Церковная реформа

Церковная уния

Церковная уния Для подчинения восточных областей польские власти использовали старую идею объединения христианских церквей, существовавшую с момента их раскола в 1054 г. Покровительство Константинопольского патриарха братствам, раздававшим грамоты на ставропигию,

Церковная уния

Церковная уния Приезд патриарха вскрыл страшные язвы, которыми страдала Западнорусская церковь, обнаружил их во всей их неприглядности. Меры, принятые патриархом, оказались бессильными помочь беде. Все это послужило только на пользу врагам православия. Многие ревнители

3. Церковная власть

3. Церковная власть Следуя римской традиции и традиции Меровингов, Каролинги не только находили естественным, но и поощряли участие епископов в управлении мирскими делами своего диоцеза. Но зачастую в качестве сотрудника или наблюдателя при королевском чиновнике, иными

2. Церковная духовность

4.6. Церковная жизнь

4.6. Церковная жизнь В конце XIII в. сложились определенные нормы и традиции в отношениях между князьями и церковью. Удельные князья пытались использовать церковь, в частности христианскую символику, для достижения конкретной политической цели. Так, выделение Владимиро-

С начала XVIII столетия Русская православная церковь вступает в Синодальный период своего развития, означающий, что церковью теперь управляет не патриарх, а коллегиальный орган управления – Синод. Этот правительственный орган был создан Петром I в 1721 году и стал называться Святейший. Святейший Синод заменил патриарха и стал выполнять административные и судебные функции в отношении Русской православной церкви. В полномочия высшего духовного органа входило:

  • Просвещение прихожан и народа в плане духовного развития
  • Строительство церквей
  • Открытие кафедр
  • Выбор и назначение епископов
  • Определение церковных праздников
  • Судебные решения в отношении духовных лиц (борьба с еретиками, бракоразводные дела, предание анафеме мирян)
  • Осуществление цензуры в отношении церковной литературы
  • Канонизация святых

Святейший правительствующий синод состоял из президента, вице-президентов, архиепископов и митрополитов. Первым президентом высшего духовного органа в России стал Стефан Яворский.

Созданием Святейшего Синода, как высшего органа церковного управления, было окончательно закреплено подчинение церкви государству. Всё это было в духе абсолютизма того времени, когда император Пётр I стремился монополизировать власть, в частности включить церковь в аппарат государства. Вследствие этого, духовные лица приравнивались к чиновникам, выполнявшим ответственные государственные задачи. Одной из причин, по которой церковь была присоединена к государству, было нежелание императора делить власть с патриархом, который имел большое влияние на граждан.

Секуляризация церковных земель.

Со второй половины XVIII века, во время правления Екатерины II, начинается секуляризация церковной собственности, т.е. изъятие движимого и недвижимого имущества церквей в пользу государства. Происходило это по причине того, что церковь являлась крупнейшим российским землевладельцем, имеющим в своём распоряжении большое количество крестьян, называемых монастырскими. С этого момента монастыри переходят на государственное содержание, а монастырские крестьяне становятся государственными.

Известно, что не все духовные лица были согласны с политикой нового императора, а именно с его церковной реформой. Часть их них выступали против присвоения церковной собственности и желали восстановить патриарха в своих правах. Недовольных отправляли в ссылку или заточали в монастырях.

Церковный раскол.

В XVIII веке продолжалась борьба со старообрядчеством и ересью. Еретические движения появились на Руси ещё в 14 веке. Еретики критиковали Библию, иконы, церковные обряды, богослужебную и иную священную литературу, за что подвергались гонениям со стороны государства и церкви, а также простого народа. Известно, что во второй половине XVII века произошёл раскол русской церкви, связанный с церковной реформой патриарха Никона. Не все верующие приняли реформу, те, кто был против, стали называться старообрядцами. Они не приняли унификацию русских богослужебных обрядов и книг с греческими. Впоследствии, власти даже прибегали к карательным экспедициям в отношении приверженцев старых обрядов. Но в результате борьбы властей с раскольниками, со второй половины XVIII века государство стало терпимее относиться к ним и даже разрешило строить свои старообрядческие церкви.

Русская православная церковь в XVIII столетии уже не имела той свободы, власти и богатства, какое имела до этой поры. Её положение усугублялось не только расколом внутри самой церкви, но и гонениями со стороны иностранцев, которые в XVIII веке приобрели при дворе значимый вес.

Положение Русской церкви в 1725-конец XVIII в.

При Петре II – сыне царевича Алексея, пошли разговоры о реставрации допетровских правил и порядков, в частности вопрос шёл о восстановлении патриаршества. Пётр II долго не оставался на престоле, умерев от оспы в 1730 году. Со смертью этого императора надежды на возрождение патриаршества в России рухнули. При Анне Иоанновне, гонения на церковь удвоились. Племянница Петра I была неспособна к управлению страной, поэтому все дела взяли на себя иностранцы Бирон и Остерман. Бирон был известен как ненавистник православия, поэтому развернул в стране повсеместный террор.

В 1741 году на престол вступает Елизавета Петровна. С вступлением на престол дочери Петра среди людей появилась надежда на улучшение жизни в стране. Действительно, с этого момента иностранное засилье прекращается, при дворе появляются русские люди. Положение Русской православной церкви улучшается. Елизавета Петровна была набожной женщиной, которая окружала себя такими же людьми. Она много жертвовала для монастырей, по её указу возвращались из ссылок несправедливо осужденные духовные лица. Стоит отметить, что церковь не стала свободной, значение Святейшего синода было возвышено и переходило в подчинение верховной власти страны. Законы своего отца Петра она сделала своими законами, т.е. продолжала политику подчинения церкви государству. При императрице Елизавете открывались новые епархии, духовные школы.

При воцарении в 1761 году племянника Елизаветы Петра III , ситуация снова ухудшилась. Петр III был сыном немецкого герцога, поэтому всегда оставался приверженцем лютеранства и, естественно, противником православия. Русский народ и русскую церковь он не любил и не понимал. Он сокращал количество икон в церквях, приказывал духовенству брить бороды и носить короткие платья. При Петре III в 1762 году вышел указ о полной передаче церковной собственности в руки государства, который потряс русское духовенство.

Долго терпеть правителя не пришлось, и в том же 1762 году император был свергнут в результате заговора. Престол возглавила зачинщица заговора Екатерина II , приходившаяся вдовой Петра III . Екатерина II выставляла себя религиозным человеком, но в её вере у некоторого её окружения были сомнения. Она уважала веру, но не позволяла церкви влиять на государство. Её знаменитым указом 1764 года было окончательно упразднено церковное землевладение. Открывались новых духовные учреждения, развивалась система образования в них. Так как церкви и монастыри окончательно лишились земельных владений, то происходило их повсеместное закрытые. Закрылась часть монастырей, епархий и обителей. Скудного государственного содержания оставшимся монастырям крайне не хватало.

Таким образом, с начала XVIII века, во время правления Петра I , Русская православная церковь полностью перешла под власть государства, стала частью государственного аппарата. Главным духовным органом, осуществляющим административные и судебные функции, стал Святейший синод. Произошедшая секуляризация упразднила монастырские вотчины и способствовала закрытию более 80% монастырей. В то же время, имело место быть открытие новых духовных учреждений и их развитие.

Желая расположить к себе влиятельное в России православное духовенство, Екатерина II, по восшествии на престол, отменила указ Петра III об изъятии у монастырей земельной собственности и крестьян. Правда, укрепив свое положение, императрица уже в 1764 году все-таки отобрала у монастырей в пользу государства 990 тыс. крестьян. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн душ мужского пола) стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. Число монастырей в России сократилось с 881 до 385.

После присоединения к Российской империи земель, прежде бывших в составе Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев - народа с иной религией, культурой, укладом и бытом. Для недопущения их переселения в центральные области России и прикрепления к своим общинам для удобства взимания государственных налогов, Екатерина II в 1791 году установила черту оседлости, за пределами которой евреи не имели права проживать. Черта оседлости была установлена там же, где евреи и проживали до этого - на присоединённых в результате трёх разделов Польши землях, а также в степных областях у Чёрного моря и малонаселенных территориях к востоку от Днепра. Переход евреев в православие снимал все ограничения на проживание.

В состав страны к 1786 году вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Население России в 1747 году составляло 18 млн чел., к концу века - 36 млн чел.

В целом в России при Екатерине II проводилась политика религиозной терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и притеснения. Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.[10]

Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств - православных и протестантов.

При Екатерине II прекратились преследования старообрядцев. Императрица выступила инициатором возвращения из-за границы старообрядцев, экономически активного населения. Им было специально отведено место на Иргизе (современные Саратовская и Самарская области). Им было разрешено иметь священников.

Свободное переселение немцев в Россию привело к существенному увеличению числа протестантов (в основном лютеран) в России. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце 18 века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост хабо-ламы - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 бурятские ламы признали Екатерину воплощением Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Заключение

Правление Екатерины II выпало на годы -1762-1796. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Для этого императрица призвала на службу французское Просвещение (идеи философов Вольтера, Монтескье, Дидро).

Уложенная комиссия была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах и стала еще одним шагом по пути оформления сословного представительства. Главная задача Уложенной комиссии (создание нового свода законов) так и не была выполнена.

Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Таким образом, уже в начале царствования были приняты меры, призванные пресечь любые ограничения самодержавия.

В царствование Екатерины II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение различий в управлении, поэтому правительство начало упразднение автономий окраин и принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных, под управление Коллегии экономии. Во второй половине 18 в. значительно расширилось крепостническое законодательство.

В 1775 г . Екатерина II провела областную реформу, в основе которой лежал принцип численности податного населения.

Начали проводиться экономические реформы.

Жалованная грамота дворянству 1785 года завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права.

Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Она же вводила городское самоуправление.

К концу царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот вправо, связанный с реакцией на Великую Французскую революцию и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Идеи Просвещения дискредитировали себя, став идеологической базой Великой Французской революции.

Стареющая императрица уже не могла контролировать общественную мысль, расстройство финансов и бюрократию. 6 ноября 1796 года Екатерина Великая скончалась, оставив престол сыну - 42-летнему Павлу Петровичу.

Эпоха правления Екатерины продемонстрировала:

1. Имперские мероприятия во внешней и внутренней политике.

2. Укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства, защита монархии от любых посягательств.

4. Либерально-просветительские начинания, попечение об образовании, литературе и искусствах.

5. Неготовность российского общества не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам.

Список использованной литературы

1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн.2: 16-18 вв.- М.: Дрофа, 1994.- 459 с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 560 с.

3. Екатерина II: Аннотированная библиография публикаций / Сост.: И.В. Бабич, М.В. Бабич, Т.А. Лаптева. М.: РОССПЭН, 2004. - 928 с.

5. Империя. От Екатерины II до Сталина /Авт.-сост. П.Г. Дейниченко.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.- 192 с.

6. Ключевский В. О. Курс Русской Истории. Часть V. - М.: Государственное Социально-Экономическое Издательство, 1937.- 367 с.

7. Муравьева М. Веротерпимая императрица //Независимая газета.- 3 ноября.- 2004.- С.4.

8. Павленко Н.И. Екатерина Великая //Родина.- 1995 (№ 10, 11), 1996 (№ 1, 2).

9. Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. –М.: Наука, 1997.- 567 с.

[1] Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. –М.: Наука, 1997, С.55-56.

[5] Павленко Н.И. Екатерина Великая //Родина.- 1995 .-№ 10.- С.56.

[8] Империя. От Екатерины II до Сталина /Авт.-сост. П.Г. Дейниченко.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008, С.88.

[9] Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, С.44.

[10] Муравьева М. Веротерпимая императрица //Независимая газета.- 3 ноября.- 2004.- С.4.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

На рубеже 18 века положение церкви в России начинает претерпевать существенные изменения. Из могущественной организации, обладающей нерушимым авторитетом, она превращается в подконтрольную императору структуру, а ее ресурсы были направлены на служение государству. Про церковную реформу Петра 1 кратко рассказывать непросто, так как это знаменательное событие, в корне изменившее положение духовенства в стране.


Основные причины

Одной из главных причин реформации было противодействие патриарха и его сторонников любым реформациям в стране. Они искренне полагали, что консервативный уклад обеспечивает России процветание. Император был не согласен с таким положением дел, и видел в высших церковных санах угрозу для самодержавия.

Тому были все предпосылки. Церковь имела колоссальные ресурсы: деньги, крестьяне, земельные титулы. По мнению Петра, тратила она их, по большей части, неразумно, имея в своих статьях расходов такие неприбыльные и бесполезные вещи, как содержание сотен монастырей. В добавок, доходы духовенства не облагались налогом, а количество бродяг и священнослужителей, находившихся на попечительстве богаделен, росло.

Главные цели реформ

Петр 1 поставил себе сразу несколько задач. Во-первых, стоило разобраться с неподконтрольным духовенством, которое могло представлять угрозу для государя. Во-вторых, ресурсы церкви должны были быть направлены на более подходящие нужды, вроде вербовки крестьян в армию. В-третьих, снижение количества монастырей – бессмысленной сооружений, не приносящей никакой практической пользы. Еще одной причиной была борьба с бедняками, которые вместо работы и осваивания ремесла просили милостыню на улицах городов и деревень. Естественно, они сильно поддерживались церковью, но было очень невыгодно для государства.

Суть, содержание и этапы

Смерть Патриарха Адриана развязала императору руки, и он принялся урезать церковные привилегии. Все началось с попыток не допустить избрание нового патриарха. Одновременно с этим царь Петр создал монастырский приказ, в управление которому перешли земли монастырей и имущество архиереев. Следующим шагом было издание сразу нескольких указов, сильно ослабивших черное духовенство. Таким образом, началась борьба с инакомыслием на местах, не допустившая создание разного рода ересей и реформаций (которые происходили в Европе).

Монахам теперь запрещалось владеть любой землей, в то же время становиться монахинями могли исключительно женщины старше сорока лет. Был объявлен запрет на любую милостыню, кроме той, что производилось в богадельнях: так самодержец боролся с попрошайничеством.

Но эти преобразования не устроили царя. Вскоре патриаршество было расформировано, его заменял Синод – новый коллегиальный орган, подконтрольный самому Петру. Для того чтобы не допустить оппозиции в синоде, в 1722 году была создана должность обер-прокурора, контролирующего его деятельность.

Многие монастыри и богадельни были расформированы за ненадобностью. По мнению царя, они не приносили ощутимой пользы. Был также введен запрет на строительство подобных сооружений.


Итоги и значение

Церковная реформа Петра Первого сильно изменила облик духовенства, и привела страну к противоречивым результатам:

  • Поступления в казну увеличились за счет доходов церкви;
  • Исповедь перестала быть таинством – все сказанное на ней больше являлось секретом;
  • Количество священников и монахов сократилось. Само монашество потеряло былой престиж, и больше не имело той славы, что была раньше;
  • Изменился календарь. Новый год начали праздновать 1 января;
  • Иноверцы преследовались. Каждый, не желавший иметь проблем с законом, должен был принять православие;
  • Несмотря на борьбу с попрошайничеством число бедняков продолжало расти. Как оказалось, проблема была не только в церкви;

С одной стороны, церковь стала полностью подконтрольна будущему императору. Оппозиции в духовенстве теперь тоже неоткуда было браться. С другой стороны, борьба с попрошайничеством и монастырями не сильно изменила социальное положение крестьян и облик страны.

Читайте также: