Особенности готики в италии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития ,как во Франции и Германии. Итальянские мастера развивали готический стиль по другому пути, который наметили еще во времена романского стиля. Однако, даже проводники новых веяний не могли предсказать к чему приведет этот путь. Социальные процессы в обществе в сочетании с появлением новых мировоззрений обусловили светскую направленность развития итальянского искусства. Необходимо отметить, что итальянские мастера позаимствовали только некоторые элементы готического стиля, который царил тогда в странах Европы. Каркасная система, которая составляла основу готики, не прижилась в Италии. Здешние мастера оставили стенам их предназначение, придав им такое же членение конструкции, которая не рвалась ввысь, была объемной, но не ажурной, но при этом уравновешенная и стройная. Не вертикаль стала главенствовать в итальянских сооружениях, а размеренность.

Палаццо Дожей в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры XIV — XV веков. Основное строительство было осуществлено в 1309—1424 гг. Свое название дворец берет от резиденции дожа, верховного главы Венецианского государства. Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен. Это античное здание было уничтожено пожаром. При создании гигантского дворцового комплекса Венеции замысел состоял в том, чтобы поразить иноземных послов, внушить им невольный трепет, — этим и объясняется роскошь внутренних помещений, над которыми работали крупнейшие художники того времени. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу.

wp4f74b7b6_05_061

Миланский собор — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386году, но завершилось оно лишь в начале XIX века , когда по распоряжению Наполеона было закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965года.

wpdbc772b2_05_061-300x234

Собор в Милане — самое большое в мире сооружение из мрамора. Его длина составляет 158 м, ширина — 58 м, высота центрального нефа — 46,8 м. Общая площадь собора составляет 11,3 тыс. кв. м. С высоты собора в хорошую погоду можно видеть вершины Альпийских гор.

По замыслу первого строителя Миланского собора, зодчего Марко ди Кампионе, собор должен был быть пятинефным и иметь в плане форму латинского креста. Эта схема в дальнейшем была сохранена, однако за долгие годы строительства в облике собора нашли свое отражение все архитектурные стили и направления, бытовавшие в разные времена в Северной Италии.

Архитектура средневековой Италии опиралась на римские традиции периода Античности, потому и не испытывала значительного влияния со стороны своих северных соседей. Готический стиль начал проникать в пределы Апеннинского полуострова только в конце XIV столетия, и не получил большого распространения, как в Германии и Франции . Но готическая архитектура Италии со своими конструктивными особенностями заняла своё обособленное место в мировой архитектуре.

Экскурс в историю

Итальянская архитектура своими корнями глубоко укоренилась в античности, и потому для городов Италии характерными были тонкостенные сооружения с колоннадами. Любое отступление от своеобразного римского стиля считалось варварством, а также признаком нищеты и убожества.

В римском стиле были выстроены все средневековые базилики, а также величественные дворцы аристократии и богатых горожан XII–XIV веков. Но в социально-экономическое и культурное пространство Италии в конце XIV — начале XV столетий всё больше стали проникать традиции Севера. Среди этих нововведений был изысканный и утончённый готический архитектурный стиль.

Но итальянские зодчие старались при возведении своих шедевров старались опираться на местные традиции, отчего готика в Италии обрела свой особый, самобытный колорит.

Кстати, на нашем сайте Topcafe.su вы также можете познакомиться с английской готической архитектурой .

Конструктивные особенности готики Италии

Италия была политически раздроблена, и потому в архитектурном аспекте каждая область имеет свои региональные особенности.

Готика на Апеннинском полуострове более сдержана, нежели во Франции и Германии. Стрельчатые готические арки, окна-розетки, витражи стали использовать при строительстве культовых и светских сооружений, но основой по-прежнему оставался романский стиль.

Итальянские архитекторы не увлекались вертикалью, даже при возведении высокие остроконечные башни. Их больше заботила размеренность, а также декоративные конструкции фасадов, в которые они талантливо вписывали готические элементы.

Готические здания Италии

А теперь пришло время представить культовые и светские здания Италии, которые выстроены в готическом стиле, или имеют в своей конструкции готические мотивы и элементы. Некоторые из зданий возводились с такими элементами задолго до массового проникновения в итальянские города готического стиля.

1. Палаццо Капитано дель Пополо

На площади городка Орвието расположен один из старейших дворцов готического стиля, который начали возводить в 1250 году.

В его интерьере видны ещё признаки монументальной романтики, но здание поражает своей изысканностью и благородством. Фасад здания украшен огромными арками, поддерживающими первый этаж дворца. На втором этаже разместили большие окна, а балконы выходят на рыночную площадь.

В 1315 году к дворцу пристроили колокольню. В разное время дворец использовался как учебное заведение, театр, а после реставрации, проведённой в конце ХХ века, Палацо Капитано дель Пополо стал конференц-залом.

2. Палаццо дель Комуне в Пьяченце

В справочниках и туристических путеводителях часто употребляют и второе название этого сооружения, расположенного на площади Piazza Cavalli, Готический дворец.

Здание, в котором планировали разместиться чиновники городской управы, начали возводить в 1281 году. Средства на строительство выделил влиятельный городской коммерсант Альберто Ското. Он же пригласил лучших на то время архитекторов.

Итальянские зодчие мастерски вписали в монументальное здание стрельчатые арки и изысканные окна-розетки, характерные для классической готики. Готический дворец реставрировали в 1861 году, восстановив башню и зубчатые своды на крыше здания.

3. Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Это красивое культовое сооружение стало началом нового периода в итальянской архитектуре, и поворотным моментом в развитии культурного развития Италии.

Выстроили эту прекрасную церковь в середине XIII столетия, и в своём облике она соединяет в себе романские и готические элементы. Нижняя часть выстроена по римским традициям, а вот верхние интерьеры роскошного храма выстроили с применением новых эстетических конструкций готики. Интересно, но это двойная церковь, одна из которой разместилась над другой.

Синтез стилей стал новым словом в итальянской архитектуре, а знаменита церковь ещё и своими великолепными фресками, изображающие популярные библейские сюжеты.

4. Церковь Санта-Кьяра

Базилика, освящённая в честь святой Клары, была выстроена в Неаполе в провансальско-готическом стиле, позже ощутила на себе влияние барокко.

Строительство главной монастырской церкви началось в 1310 году, а закончилось через 30 лет, в 1340. Король Роберт Мудрый инициировал строительство культового сооружения, чтобы сделать здесь усыпальницу правителей Анжуйской королевской династии. В эпоху Ренессанса закончили возведение колокольни, а также крытой колонной галереи, все элементы которой расписаны сценами из жизни Неаполя.

Сегодня это большой историко-религиозный комплекс, в который входят монастырские постройки, древние гробницы и уникальный археологический музей под открытым небом.

5. Собор в Фиденце

Автором проекта кафедрального собора в городке Фиденце стал знаменитый архитектор Бенедетто Ангелами. Именно он был первым, кто стал переходить на просторах Италии от приземлённого романского стиля к стремящемуся ввысь готическому стилю.

Туристов поражает изысканный фасад собора, и две величественные башни, стоящие справа и слева от главного входа. На стенах сохранились фрески древних мастеров, а в крипте церкви хранятся мощи покровителя сооружения Святого Доннино.

Выстроенный в XIII столетии собор стал поворотным пунктом в развитии религиозной архитектуры Италии, всё больше начинающей тяготеть к готике.

6. Церковь Санта-Кроче

Один из самых популярных и посещаемых гостями Флоренции памятников архитектуры Средних веков. Была построена в конце XIII – начале XIV века, а сейчас церковь Санта-Кроче самая крупная францисканская церковь.

Знаменита она не только изысканным готическим стилем, но и фресками. Нанесены на стены прославленным живописцем и архитектором Джотто ди Бондоне. А вот фрески главного алтаря расписаны Аньоло Гадди.

В росписи интерьеров церкви, капеллы и витражей принимали участие и другие известные итальянские художники, а скульпторы создали величественные скульптурные композиции, выставленные в нефах храма.

7. Миланский собор

Шедевр итальянской готической архитектуры выстроен в стиле, так называемой, пламенеющей готики из красивейшего белого мрамора. Начали строить его ещё в 1386 г, а официально объявили о завершении строительства в 1965 году.

Главной реликвией и объектом поклонения верующих является золотая статуя Мадонны, стоящая у главного алтаря. В росписи храма принимали участие художники Возрождения, а архитекторами ведущие итальянские мастера. По лестнице можно подняться на крышу, где для туристов оборудована смотровая площадка.

Наполеон был так поражён красотой собора, что решил короноваться именно в этом красивейшем здании Европы. Стоит также отметить, что по вместимости собор в Венеции уступает в Европе только Севильскому собору.

Под готической архитектурой понимают период развития европейской архитектуры, относящийся к позднему Средневековью (конец XII века – начало XVI века).

Готическая архитектура появилась после романской и впоследствии сменилась архитектурой Ренессанса.

Принято считать, что готическая архитектура зародилась во Франции и быстро распространилась по всей Западной Франции. Максимально яркими чертами, выражающими данный стиль, являются:

  • изящество;
  • устремление архитектурных форм ввысь;
  • богатое декоративное убранство.

Широкое распространение готика получила в архитектуре соборов, хотя в эпоху развития готической архитектуры возводились и иные объекты светского характера.

Готическая архитектура, как и романская, были бы невозможны без архитектурного опыта предшествующих поколений и некоторых математических знаний. Здесь применялся метод пропорций, который был изобретен еще в Древней Греции. Геометрия производила на средневековых архитекторов большое впечатление и поражала воображение художников.

Для возведения любого масштабного готического сооружения требовались разведанные залежи камня, извести и песка. Применялась также древесина и некоторые виды металлов (например, пластинами свинца покрывали протяженные готические крыши). Все эти условия успешно совпали в таких европейских странах, как Франция, Италия, Чехия и Великобритания.

Готовые работы на аналогичную тему

Дерево не подходило в качестве основного несущего конструкционного материала, поскольку частые пожары могли за считанные минуты превратить грандиозное сооружение в пепел. Поэтому при создании сакральных сооружений чаще всего использовался камень.

Рисунок 1. Миланский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует упомянуть, что строительный процесс был бы невозможен без специальных инструментов. Широко использовались металлические пилы, блоки, а также большие деревянные колеса для доставки стройматериалов.

Готика регионов Италии

Готическое искусство занимало особое место в создании и деятельности многих княжеств Италии. Помимо сакральной архитектуры готика применялась и при создании бронзовых монументов, светских объектов, фресок и икон. Последние стали предметами внимания как рядового населения, так и правительственных чиновников или аристократии.

В XII – XIII веках Византийская империя и многие арабские страны были ограничены в сфере торговли на Средиземноморском побережье, поскольку эту нишу занимала Италия. Такие итальянские города-государства, как Пиза, Генуя и Венеция серьезно разбогатели с развитием посреднической торговли между странами Европы и Востока. В этот период расцветает ремесло в Милане, Сиене, Болонье и Флоренции. Весь накопленный капитал был направлен на создание шикарных соборов, замков и крепостей.

Следует заметить, что своеобразные черты здесь имела уже романская архитектура, а также инкрустационный стиль. Инкрустация появилась в Италии благодаря наличию залежей разноцветных каменных пород (мрамора и гранита), а также любви итальянского народа к орнаментам в архитектуре.

Разнообразие готических ответвлений

Надо сказать, что вся готическая архитектура Италии XII – XIII веков не отличалась стилевым единством. Первые готические сооружения (Сиенский собор и собор в Орвието), несмотря на внушительный масштаб не имеют форм, устремленных вверх. Формы уравновешиваются и взаимодополняются друг другом, в них органично сочетается разноцветный камень с другими средствами декора:

  • мозаиками;
  • тесаными деталями;
  • рельефами.

Считается, что готическая архитектура повлияла на создание трех наиболее известных достопримечательностей Флоренции – Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Мария дель Фьоре. Однако, здесь сразу бросаются в глаза некоторые отличия.

В церкви Святого Креста (Санта Кроче) не применялись каменные своды, они были заменены деревянные балками перекрытия. Данные меры помогли снизить нагрузку на основные несущие конструкции. Считается, что опорные колонны можно было расположить с большим шагом, а саму церковь – шире. Что касается боковых нефов, то они сливаются с центральными, что придает ощущение единого и спокойного объема без перепадов и резкого рывка вверх (что было характерно для сооружений Франции и Великобритании).

Рисунок 2. Сиенский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В конце XIII века в Италии началось строительство главного собора Флоренции – Санта Мария дель Фьоре. Архитектором проекта стал Арнольфо ди Камбио. Он был также причастен к строительству вышеупомянутой церкви Санта Кроче. Огромный собор был создан с целью уравнять собор Флоренции с готическими сооружениями других держав. Примечательно, что сооружение было спроектировано настолько большим, что при возведении его сократили, оставив прежней лишь ширину (40 метров).

Санта Репарата и другие сооружения


Итальянские мастера развивали готический стиль по другому пути, который наметили еще во времена романского стиля. Однако, даже проводники новых веяний не могли предсказать к чему приведет этот путь. Социальные процессы в обществе в сочетании с появлением новых мировоззрений обусловили светскую направленность развития итальянского искусства.

Необходимо отметить, что итальянские мастера позаимствовали только некоторые элементы готического стиля, который царил тогда в странах Европы. Каркасная система, которая составляла основу готики, не прижилась в Италии.

Здешние мастера оставили стенам их предназначение, придав им такое же членение конструкции, которая не рвалась ввысь, была объемной, но не ажурной, но при этом уравновешенная и стройная. Не вертикаль стала главенствовать в итальянских сооружениях, а размеренность.

Фронтоны украшались горизонтальными полосами цветного мрамора, а великоление инкрустаций делают фасады итальянских зданий радужно нарядными. Интерьер храмов Италии, как например, в известной церкви Санта Мария Новела во Флоренции, которая поразила своим великолепием мастера Ренессанса Микеланджело, основывается на статическом равновесии всех архитектурных форм.

Даже известные шедевры средневековья в Италии, как дворец Ка д’Оро и дворец Дожей с их воздушными арками и стрельчатыми сводами не были памятниками готического стиля, а скорее некого изящного искусства, взявшего свои сказочные формы из культуры стран арабского Востока. Некой особенностью архитектуры Италии в средние века являлось нарушение архитектурных принципов.

Так, например, во Дворце дожей прослеживается устройство массивного блока монументальной стены на воздушно легких лоджиях и аркадах. Он это не создает ощущение неестественности, так как горизонталь стены как бы лишается своей тяжести под цветной мраморной облицовкой диагонально поставленными плитами. Готический стиль во всех станах, кроме Италии, стал обязательной архитектурной формой, которая находилась под покровительством католической церкви.

Прекрасными храмами, непревзойденными палаццо с открытыми галереями, капителями и лоджиями, в которых узнаются элементы готического стиля, стали роскошным украшением Италии.

Миланский собор несет звание самого большого готического храма, который в состоянии вместить 40 тыс. прихожан.

Над строительством Миланского собора трудились зодчие местные и из соседних стран, преимущественно из Германии и Франции. Поэтому этот собор может по праву считаться уникальным сочетанием всех существующих в Европе оттенков готики.

Вот где нет готики в архитектуре, так это в Краснодаре! Убедится в этом можно просмотрев недвижимость краснодара и недвижимость краснодарского края. Все стили есть, готики — нет!

Читайте также: