Подходы к оценке поведенческой нормы и девиации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Употребление человеком табака, алкоголя, наркотиков или иные формы зависимо­стей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняю­щимся) видам поведения. Однако следует задуматься: что считать нормативным, нор­мальным для оценки поведения человека? Какое поведение можно признать эталонным или, по крайней мере, неотклоняющимся? Ведь без решения вопроса о том, на что должна быть направлена профилактика аддикций, какова ее конечная цель, невозможно выбрать эффективные и адекватные меры.

Ответы на поставленные вопросы, несмотря на всю кажущуюся очевидность, не­однозначны. Конечно же, идеальным было бы, чтобы люди никогда не курили, не пили, не пробовали наркотики, не увлекались азартными играми. К этой цели можно и нужно стремиться. Однако следует понять и признать, что определенные стереотипы поведе­ния, особенно в подростковом периоде, входят в типичную возрастную структуру, и при их игнорировании подросток может оказаться в полной изоляции, его могут отвергнуть сверстники. Это, в свою очередь, способно привести к серьезным изменениям психи­ческой деятельности и иным формам девиантного поведения.

Можно поставить целью профилактической работы формирование не столько аб­солютно трезвеннической (независимой) позиции, сколько реалистичной. То есть по­пытаться добиться того, чтобы человек, понимая вред курения, алкоголя, наркотиков, игры, избегал соблазнов, уклонялся от крайностей и осознавал последствия собственных действий. Этот путь построения профилактических мероприятий опасен тем, что инди­вид часто не способен соотносить, сравнивать сиюминутные радости и их отдаленные последствия.

Наиболее правильной моделью нормативного поведения человека в этой сфере было бы отсутствие зависимости,означающее, что человек полностью контролирует соб­ственные поступки, ответственен и свободен от вредных привычек. Именно на форми­рование такой независимости в сочетании с установкой на здоровый образ жизни и должна быть направлена профилактика аддикций.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям пове­денческой нормы.Норма же (по мнению К. К. Платонова) — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений чле­нов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих опти­мальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формиру­ют его. То есть суть поведенческой нормы — соответствие человека разделяемым груп­пой представлениям о норме.

II

Если подойти к этому вопросу беспристрастно, с учетом понимания возрастных особенностей, нельзя не обратить внимание на следующие факты. По данным разных отечественных и зарубежных авторов, число подростков в возрасте от 11 до 17 лет, хотя бы однократно употреблявших наркотические вещества, колеблется от 36,6 до 65,1%, алкоголь — от46,4 до 93,2%, табак — от 37,9 до 75,0% (Коэн, Флеминг, Глэттер и др., 2000). То есть групповая подростковая поведенческая норма, исходя из приведенных данных, включает в себя кратковременное и эпизодическое употребление психоактивных веществ. То же касается и иных форм зависимостей. Следовательно, логично предположить, что профилактика зависимости должна соответствовать реальности. В идеале цель — избе­жать даже ситуации пробы психоактивных веществ. Но в реальности нужно исходить из иного посыла: необходима профилактика систематического и неконтролируемого са­мим подростком употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими, форми­рование установки на здоровый образ жизни со становлением ответственности за по­следствия даже однократного употребления, к примеру, наркотических веществ.

В связи с культурными особенностями целесообразным представляется разделение профилактических мероприятий в отношении наркотических средств, алкоголя и табака. Опираясь на то, что российской культуре присуща алкогольная и никотиновая направ­ленность, следует прицельно и дифференцированно ориентироваться на наркоманов, алкоголиков или курильщиков табака.

И все же, несмотря на выдвинутый тезис о культурной специфике наркотизации и формирования аддикций, выделяют такие поведенческие нормы, следование которым позволяет говорить о человеке как о гармоничном или с отклонениями: 1) правовые нормы; 2) нравственные нормы; 3) эстетические нормы.

В сфере употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) и при иных формах аддиктивного поведения нормативная юридическая база в настоящее вре­мя разработана не до конца. Впрочем, и этические требования сформулированы недо-

12 Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

статочно четко. Особую роль в данном случае играют культурные российские особен­ности, не всегда трактующие употребление, к примеру, алкоголя как нарушение нормы.

Поведенческая патология(по П. Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в пове­дении человека следующих признаков: 1) склонность к дезадаптации; 2) тотальность; 3) стабильность.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков (или от­дельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении хода самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и деви­аций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, тендерный, профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует отно­сить любое поведение, явно или потенциально являющееся опасным для общества. окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты пове­дения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспо­собленность к самому себе, принятие себя и отсутствие г. н. психологических комплек­сов и внутриличностных конфликтов. К примеру, в плане наркотизации в российских

условиях не любое употребление алкоголя признается отклоняющимся. Культурные гра­ницы нормы размыты. Даже абсолютный критерий алкоголизма абстинентный синд­ром (синдром похмелья) не трактуется обывателями как однозначно патологический.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное по­ведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Фактически сутью девиантного поведения нужно считать блокирование лич­ностного роста и даже деградацию личности, что является следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникаль­ности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Несомненно, употребление алкоголя, наркотиков или неконтролируемое участие в азартных играх приводит к само­разрушению.

Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных осо­бенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные (гротеск­ные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных по­веденческих норм, так и их качественные инверсии. Научный интерес представляет тот факт, что многие зависимости носят явно возрастной подростковый оттенок, т. е. они практически не встречаются в ином возрасте.

Тендерный подход исходит из представления о существовании традиционных поло­вых стереотипов поведения, о мужском и женском стилях. Девиантным в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации, зависимости от пищи.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведе­ния и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимое i и

выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к де­виантам.

Наиболее адекватным считается феноменологический подход к оценке поведенче­ской нормы, патологии, девиаций и зависимостей. В отличие от социального, психологи­ческого или психиатрического, он позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Исполь­зуя его, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положи­тельно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологичес­кая парадигма дает возможность усматривать за каждым из отклонений в поведении индивида механизмы психогенеза, что позволяет в дальнейшем выбрать адекватную и эффективную тактику коррекции поведения. Лишь феноменологический подход спосо­бен беспристрастно и объективно привести к анализу отклоняющегося поведения и спо­собствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека.

Выделяются несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патоло­гии и девиаций: П социальный; П психологический; П психиатрический; П этнокультурный; П возрастной; П тендерный; П профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасно­сти или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиант-ному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально яв­ляется опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конфор­мизме, подчинении личных интересов общественным. При анализе откло­няющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспо­собленность к самому себе, принятие себя и отсутствие т. н. психологических комплексов и внутриличностных конфликтов.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиант-ное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и са­моразрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деграда­цию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или не­осознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уни­кальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.

Этнокультурный подход подразумевает тот факт, что девиации следует рас­сматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социо-культурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп. Вследствие этого существенным признается учет этнических, нацио­нальных, расовых, конфессиональных особенностей человека. Предполага­ется, что диагностика поведения человека как отклоняющегося возможна лишь в случаях, если такое поведение не согласуется с нормами, принятыми в микросоциуме, или человек демонстрирует поведенческую ригидность (не­гибкость) и неспособность к адаптации в новых этнокультурных условиях (на­пример, в случаях миграции).

Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возраст­ных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаб­лонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные (гротескные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных поведенческих норм, так и их качествен­ные инверсии.

Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых сте­реотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиантным по­ведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведе­ние и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных пред­почтений и ориентации.

Профессиональный подход в оценку поведенческой нормы и девиаций ба­зируется на представлении о существовании профессиональных и корпора­тивных стилей поведения и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует своим членам выработку строго определенных паттер­нов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к девиантам.

Перечисленные подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и де­виаций несомненно дополняют и обогащают диагностический процесс, по­зволяя осуществлять его с феноменологических позиций и учитывать все ас­пекты проблемы (рис. 4).


Феноменологический подход к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций, в отличие от социального, психологического или психиатрическо­го, позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опас­ные или способствующие саморазрушению личности). Используя его, мож­но диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (например, аутистическое поведение), и даже положительно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологическая парадигма позволяет усматривать за каждым из отклонений в поведении механизмы психогенеза, что позволяет в дальней­шем выбрать адекватную и эффективную тактику коррекции поведения. Так, трудоголизм как поведенческая девиация может быть рассмотрен и истолко­ван как аддикция, сформированная на базе стремления к уходу от реальности путем фиксации внимания на строго определенном виде деятельности, и как проявление психопатологических особенностей, например, в рамках маниа­кального синдрома. Лишь феноменологический подход способен бесприст­растно и объективно подойти к анализу отклоняющегося поведения и спо­собствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека.

данном сообществе в данное время нравственным требованиям.

Социальная норма (по Клейбергу Ю.А.) - это совокупность требований и ожиданий,

которую предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к

своим членам с целью регуляции отношений.

Функции социальной нормы:

контроля, ориентационная, регулирующая, санкционирующая, информационная.

Свойства нормы:

объективность, однозначность, динамичность, оптимальность.

Пути усвоения социальных норм:

ознакомительно-познавательный путь, формальное усвоение норм ("как все"), глубинный (превращение нормы в личные убеждения).

Классификация норм:

- Статистическая (средний показатель, присущее большинству)

- Критериальная (в форме требований, задач различной степени тяжести)

- Идеальная (в форме идеалов, образцы для подражания)

Характеристика нормального гармоничного поведения (по Менделевичу):

- сбалансированность психических процессов на уровне свойств темперамента

- адаптивность и самоактуализация на уровне характерологических особенностей

- духовность, ответственность и совестливость (на личностном уровне)

Критерии нормальности (по И.Кулку):

субъективная удовлетворённость полоролевая идентичность целостность, приобретаемая в период длительной социализации автономность адекватность восприятия реальности толерантность к фрустрации устойчивость к стрессу социальная адаптация оптимальное самоутверждение Психология девиантного поведения deviatio - отклонение

Синонимы девиантного поведения:

- ненормативное поведение Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией.

Отклоняющееся поведение личности бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии, отклоняющееся поведение отражает социально-психологический статус личности на оси социализация—дезадаптация—изоляция.

Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Психология девиантного поведения (по Менделевичу) - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.

Предмет психологии девиантного поведения: отклоняющееся от разнообразных норм ситуационные реакции, писхические состояния, а также развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения.

Задачи психологии девиантного поведения: изучить механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов девиантного поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии.

Формы девиантного поведения:

- Гемблинг (игровая зависимость)

- некрофилия и др.

- Суицидальное поведение и др.

Признаки девиантного поведения (девиация - только если присутствуют все признаки):

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Формы психологической интервенции:

Пенитенциарная психотерапия - психотерапия в условиях мест лишения свободы

- снятие психологического напряжения, обучение релаксации Терапия агрессивного поведения Приоритет: психокоррекция

- моделирование примеров адекватного поведения

- выражение агрессии приемлимыми способами Аутоагрессивное поведение Приоритет - психоконсультирование (экзистенциальный подход) Терапия и коррекция алкогольной зависимости

- интервью по Кёрнбергу

- суггестивное воздействие в форме эмоционально-стрессовой терапии

- 12-ти шаговая модель

- семейная психотерапия Терапия и коррекция наркотической зависимости Формирование ответственности, интернального локуса контроля

- групповая психотерапия Нарушение пищевого поведения

- фармокотерапия (антидепрессанты, нейролептики)

- групповая психотерапия Игровая зависимость 2 фактора, запускающие компьютерную зависимость:

1) уход от реальности

2) принятие роли

Направления работы:

Принятие и осознание игроком того факта, что жизнь, которую он ведёт, неестественна и абсурдна, что он многое теряет и многого лишается, находясь в виртуальном мире.

Выявление желаемой роли через персонажа и жанр игры.

o качества персонажа ("представь, что это ты").

Донести до него, что его потребности могут быть реализованы в реальной жизни.

Появляется вкус к жизни, блеск в глазах.

Сверхценные психологические увлечения гемблинг фанатизм трудоголизм

- позитивная психотерапия Демонстрация сути поведения ("открыть глаза") Коммуникативные девиации

- антиципационный тренинг Менделевича (прогнозирование) Расстройства влечений

- онтогенетически-ориентированная психотерапия Ю.С.Шевченко

Основные концептуальные подходы к пониманию девиантного поведения:

Нозоцентрический (психиатрический) Норма - отсутствие болезни, симптома.

Девиация - недостигшее патологической выраженности отклонение поведения.

Нормоцентрический Выделение оптимальной зоны, где ещё нет нарушения.

Отклонения от некой среднестатистической нормы расценивается как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, как уникальный результат взаимодействия уникальности и специфических особенностей ситуации.

Социальный Рассматривает поведение с точки зрения безопасности для общества и окружающих людей.

Психологический Рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности.

Девиант стремится разрушить собственную самооценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.

Норма - установление душевных контактов с окружающими, выбор законных средств для достижения личных целей, самоактуализация, саморазвитие.

Этнокультуральный Отклоняющимся поведением считается поведение, которое не согласуется с нормами, принятыми в микросоциуме.

Или человек проявляет поведенческую ригидность и не способен адаптироваться к новым этнокультуральным условиям.

Возрастной подход Рассматривает девиации с точки зрения возрастных особенностей и норм.

Это могут быть как количественные отставания (ретардация) или опережения (акселерация) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.

Профессиональный подход Базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилях поведения и традиций.

Гендерный подход Оценивает поведение с точки зрения существования полоролевых норм.

Девиантным поведением может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля.

Феноменологический подход учитывает все отклонения от нормы самый экологичный подход Смотрите также: Феноменологический подход К. Роджерса.

Психодиагностика форм девиантного поведения

1. Опросник Леонгарда-Шмишека;

2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко;

3. Методика исследования самооценки и уровня притязаний Т.В.Дембо, С.Я.

Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

4. Шкала адаптивного поведения (АВС);

5. Шкала депрессии Цунга;

6. Методика диагностики типа темперамента с помощью опросника Айзенка (подростковый вариант);

8. Методика исследования школьной тревожности (тест школьной тревожности Филлипса). Направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста;

9. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;

11. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий;

13. Нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону. Для подростков модифицирован И.Э. Желдаком и С.А. Игумновым;

14. Методика определения уровня депрессии (разработана В.А. Жмуровым).

Можно установить тяжесть депрессивного состояния в данный момент;

15. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма.

Диагностика непродуктивных паттерных поведений, ресурсов личности, выявление индивидуального стиля совладания со стрессом;

16. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Роттера.

Диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями (интернальный и экстернальный локус контроля);

17. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея;

18. ММРI (Миннесотский многомерный личностный опросник).

Смотрите также:

Основные виды девиантного поведения. Типология отклоняющегося поведения.

Деструктивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное поведение.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Поведенческая норма и патология

Подходы к определению девиантного поведени

Педагогический подход. Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход. Девиантное поведение — отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход. Девиантное поведение — отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе,нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в

Чтобы оценить девиантное поведение человека, необходимо провести анализ взаимодействия человека с реальностью. Основной принцип нормы – адаптивность, т.е. приспособление к реальному окружению человека.

Взаимодействия индивида и реальности можно представить шестью способами

Противодействие реальности. Человек активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями.

Он убежден, что все проблемы, с котороми он сталкивается обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения своих целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения.

При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении.

Болезненное противостояние реальности. Обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами (в частности, невротическими), при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания.

Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков окружающих и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным.

Уход от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней.

Игнорирование реальности проявляется автономностью жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире.

При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Каждый существует как бы сам по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.

Приспособление к реальности . Гармоничный человек выбирает именно этот способ взаимодействия с реальностью.

Однако, нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, также как и отдельный индивид может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное.

Прежде чем рассмотреть типы девиантного поведения, необходимо понять, что считается нормой, от которой происходит отклонение.

Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его

Выделяют следующие нормы, которым следуют люди:

правовые нормы – оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении,

нравственные и эстетические нормы – они строго не регламентированы и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание.

отдельно выделяют нормы сексуального поведения . При этом нормы сексуального поведения регулируются как на уровне права, так и на уровне нравственности и эстетики.

Девиантным поведением считается такое, при котором наблюдаются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов

Делинквентное поведение – это преступное (криминальное) поведение человека т.е. уголовно наказуемое поведение.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

Аддиктивное поведение — форма девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций

П атохарактерологический тип девиантного поведения – это поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся т.н. расстройства личности (психопатии) и явные, и выраженные акцентуации характера.

Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. Т.е проявляются спецефические мотивы поведения.

Например: эмоционально-неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию. У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний.

Человек может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой),

Девиации, обусловленные гиперспособностями человека

Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности.

В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека.

При делинквентном поведение наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью,

При аддиктивном — уход от реальности,

При патохарактерологическом и психопатологическом — болезненное противостояние,

При поведении, связанном с гиперспособностями — игнорирование реальности.

Читайте также: