Церковь иоанна предтечи в дьякове кратко

Обновлено: 05.07.2024

В пользу этой версии свидетельствуют многие факты. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что указывает на желание государя иметь наследника, тезоименитого родоначальнику московских князей Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении бокового придела святой Анне - матери Пресвятой Богородицы. Один из приделов посвящен апостолу Фоме, не поверившему сначала в Воскресение Христа, что символизирует осознание государем греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела святителю митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, выражает молитву о ниспослании чуда. Еще один престол был освящен в честь святых царя Константина Великого и его матери Елены, что указывает на обращение к небесной покровительнице Елены Глинской.

Этот храм также явился предтечей собора Василия Блаженного - и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу.

В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, (между Волхонкой и Знаменкой), который был упразднен задолго до революции.

А вскоре после рождения сына Василия III - будущего Ивана Грозного - в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь. Прекрасный вид на его величественные башни открывается из Старосадского переулка. Его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, и отсюда повелось московское название обители: "Ивановский монастырь, что на Кулишках, под Бором".

Он был основан еще в XV веке, и возможно, ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рождества Иоанна Предтечи (стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца) - отсюда и сохранилось в названии "под бором".

Место для обители очень подходило для монашеской жизни: монастырь расположился в центре города, но в тишине узких московских улочек, где даже случайные прохожие не нарушали уединение инокинь. И только раз в году здесь было шумно, многолюдно и даже весело.

В свободное от богослужений время монахини занимались прядением и мотанием шерсти, вязали шерстяные чулки, пряли кружева. В монастырский праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа по старому стилю, или, по-простонародному, в день Ивана Постного, в старину около монастыря бывала "бабья" ярмарка, где торговали шерcтью и нитками. На нее стекались крестьянки со всей Москвы.

По одному из последних указов императрицы Елизаветы Ивановский монастырь предназначался для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей. И сюда, за неприступные монастырские стены, под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили, иногда под видом сумасшедших, прямо из Сыскного приказа или Тайной Канцелярии.

Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского, царица Марья, насильно постриженная в монахини; вторая жена старшего сына Ивана Грозного, царевича Иоанна, Пелагия, умершая только в 1620 году. Возможно, что именно здесь провела свои последние 15 лет жизни княжна Августа Тараканова, которую скрывали под именем инокини Досифеи. Как известно, Тараканову считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского, и Екатерина Великая видела в ней угрозу своему пребыванию на русском троне.

Таинственная инокиня Досифея томилась в заточении в Ивановском монастыре с 1785 года. Привезли ее ночью, в карете, закутанную в черное, в сопровождении конных офицеров. Для нее соорудили кирпичный домик рядом с жильем игуменьи и на ее содержание поступали крупные переводы. Она жила в полном одиночестве, в церковь ее водили по ночам, и богослужение тогда совершалось только для нее одной, в запертом храме. В 1810 году Досифея умерла в возрасте 64 лет, и ее с необычной для простой монахини торжественностью похоронили в Новоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых. Это только подтверждает догадки о высочайшем происхождении инокини. Хотя по другой версии княжна Тараканова была заточена в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, где и скончалась от чахотки.

Здесь же, в сыром монастырском склепе под соборным храмом, а потом в тесной келье, под охраной 33 года провела "мучительница и душегубица" помещица Дарья Салтыкова, заключенная сюда пожизненно по указу той же Екатерины Великой. Она долго сидела в земляном подвале монастыря, полностью лишенная света. Несколько раз в день специально назначенная монахиня приносила ей еду и свечу, которую забирала вместе с посудой. Длительное заточение совсем не изменило характера бывшей помещицы-"людоедки": сквозь решетку окна она отчаянно ругала прохожих, приходивших посмотреть на страшную Салтычиху.

Свою тюрьму она покинула только в гробу. В 1800 году Дарья Салтыкова умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на кладбище Донского монастыря.

Во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был сожжен дотла - так что его даже упразднили. Бывшая соборная церковь стала обыкновенной приходской, а в монашеских кельях расположились служащие Синодальной типографии, расположенной неподалеку на Никольской улице. Тогда же были сломаны старые кельи, в их числе и та, где жила Досифея.

Только по ходатайству митрополита Филарета император Александр II разрешил вновь восстановить Ивановский монастырь. В своем современном виде он был выстроен в 1861-1878 году архитектором М.Д.Быковским и в 1879 году освящен. Между тем, уже в 1877 году на территории строящейся обители разместили единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.

Мрачная история монастыря продолжилась и в XX веке. С 1918 года здесь располагалась пересыльная тюрьма ВЧК, а затем НКВД. Заключенные, улучшив момент, изредка могли бросить из окна записку, где сообщали родным сведения о себе. Надеяться они могли только на случайных и совестливых прохожих.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Москва), Храм в Дьякове

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. В настоящее время действует и организационно относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.

Содержание

Приход храма известен с 1529 года.

Современное здание храма построено в 1570 году. Архитекторы неизвестны. Храм предназначался для Царя и царского двора.

Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, боковые приделы – Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, 12-и апостолов, Святителей Московских, равноапостольных царей Константина и Елены (на втором этаже).

С 1920 по 1923 год в храме служил священномученик [Сергий (Воскресенский), пресвитер.

В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан музейному отделу Главнауки в 1923 году. Реставрацией занимался реставратор П.Д. Барановский.

В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, в том же году приходу было передано бывшее здание храма.

11 сентября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Божественную литургию.

4 сентября 2010 года в День города храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружнего декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

На кладбище размещены до 80-и исторических белокаменных надгробий, бывших на нём исторически и привезенных из разных мест как в музей. Древнейшие надгробия – XIV в.

Ограда кладбища построена в начале XX в. настоятелем храма свящ. (прот.?) Сергием Воскресенским, отцом священномученика Сергия.

Один из известных людей, похороненных здесь фотограф XIX в. (?) Барщевский, первым начавший систематически фотографировать московские храмы.

Кладбище разрослось далеко за ограду и простиралось на сотни метров вдоль улицы "1-я ул. Дьяково городищ". В настоящее время эти захоронения удалены.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи — храм Русской Православной церкви, единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи расположен в Южном административном округе города Москвы, на территории музея-заповедника в Коломне, в бывшем селе Дьякове.

Здесь в 16 веке располагалась царская резиденция.

В настоящее время храм относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.


Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Храм находится по адресу: Москва, проспект Андропова, дом 37, строение 7.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове основана в 1529 годы

Церковь в Дьякове основана в 1529 годы. Но более современное здание храма по разным исследованиям датируется с 1529 по 1570 годы.

К сожалению, архитекторы строительства Дьяковской церкви неизвестны. По некоторым предположениям, говорят, что это были Барма и Постник.

Но если присмотреться к самому храму, то можно увидеть, что его архитектура очень схожа с архитектурой храма Покрова на Рву на Красной площади.

Именно по этому храму и судят, что это были те самые архитекторы, что строили храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Барма и Постник - известные архитекторы 16 века. По некоторым предположениям, им приписывают строительство храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково

Барма и Постник — известные архитекторы 16 века. По некоторым предположениям, им приписывают строительство храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково

По другой же версии, утверждают, что архитекторами храма были итальянские зодчие.

Храм был возведен на том самом месте, где великий князь Василий третий узнал о зачатии сына — будущего царя Ивана Грозного, после возращения с охоты.

В самом начале храм был предназначен для Царя и царского двора. Есть некоторые исторические свидетельства, в которых сообщается о конкретных случаях присутствия царских особ на богослужениях в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Но уже с конца 17 века храм постепенно перешел в разряд приходских храмов.

С 1920 года настоятелем храма становится священномученик Сергий Воскресенский

С 1920 года по 1923, настоятелем храма становится священномученик Сергий Воскресенский, пресвитер Дьяковский. Впоследствии он был прославлен в лике святых новомучеников 26 декабря 2001 года.

Священномученик Сергий Воскресенский - пресвитер Дьяковский. Именно он был назначен настоятелем храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково с 1920 года

Священномученик Сергий Воскресенский — пресвитер Дьяковский. Именно он был назначен настоятелем храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково с 1920 года

В 1923 году храм закрыли советские власти. После он был передан музейному отделу Главнауки. Затем храм начали реставрировать. Реставрацией занялся известный советский реставратор Барановский.

Но вскоре храм подвергся дальнейшему разорению и полному осквернению.

С того времени приходская жизнь снова была возобновлена.

Храм был вновь освящен. Богослужения были возобновлены уже с 10 сентября 1992 года. Также после был освящен еще один придел в честь Зачатия праведной Анны.

В 1997 году в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи божественную литургию совершил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в 1997 годуСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в 1997 году

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в 1997 году

К 2009 году реставрация храма была полностью закончены. Были выполнены все необходимые строительные работы.

В 2010 году 4 сентября в день города храм в Дьякове посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На божественную литургию также прибыл мэр города Москвы Ю. М. Лужков.

Из-за своей замечательной архитектуры, храм привлекал множество художников и фотографов того времени

Невозможно не сказать об архитектуре храма. Еще издавна храм привлекал к себе множество художников и фотографов.

Сам храм столпообразный. Его высота составляет 32 сантиметра, а состоит он из пяти восьмигранных башен со шлемовидными куполами, которые имеют отдельный вход и алтари, которые соединены одной общей галереей.


Снимок храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в Дьякове конца 16, начало 17 веков. Здесь слегка можно уловить архитектуру того времени

Меньшие башенки имеют высоту всего 18 метров. Боковых галерей в самом первом храме, скорее всего не было, храм представлял собой пять отдельных башен, которая стояла каждая на своем фундаменте.

Боковые башенки украшены тремя ряда треугольных кокошников. Башня центрального восьмерика вверху состоит из ряда кокошников — полукруглых и треугольных.

Но есть один интересный момент в этом. На гравюре одного художника Кваренги храм имеет шатровое завершение. Это остается для всех загадкой, может храм действительно выглядел так, или возможно художник решил изобразить его именно так, в своем представлении.

Картина Кваренги, на которой храм в Дьякове имеет шатровое завершение, но для всех остается загадкой, правда или это было

Картина Кваренги, на которой храм в Дьякове имеет шатровое завершение, но для всех остается загадкой, правда или это было

Сам храм построен из красного кирпича. В 19 веке храм был не побеленным, либо просто расписан под цвет кирпича. В лопатках центрального восьмерика снаружи были расположены иконы.

На южной стороне была икона Никола Зарайский. В 19 веке у храма была паперть со стороны фасада. Она была во всю его ширину.

На западном фасаде можно было увидеть, между двумя столпами приделов располагалась звонница. Она имела очень позднее происхождение.

В центральный объем храма, в стены были вделаны глиняные кувшины, которые идеально служили для улучшения акустики. А в храме акустика была просто необходима.

Снаружи храма в поясе кокошников над восьмериком центрального столпа также имелись голосники.

Фреска с главой Иоанна Предтечи на входе в храм в селе Дьяково

Фреска с главой Иоанна Предтечи на входе в храм в селе Дьяково

Почему же фреска была именно с Главой святого на блюде? Что произошло с этим святым? Для этого необходимо обратиться к житию святого.

Святая церковь чтит память Иоанна Предтечи выше всех святых после Божией Матери

Православная церковь чтит память Иоанна Предтечи 11 сентября. Святая церковь чтит память Иоанна Предтечи выше всех святых после Божией Матери.

О мученической кончине святого в 32 году по Рождестве Христовом повествует Евангелие от Матвея и Марка.

Но сохранились лишь некоторые события. После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на 4 части, и в каждой части был поставлен один правитель.

Ирод Антипа получил от императора Августа в правление Галилею. У него же была и законная жена. Ирод оставил ее, а сам сожительствовал с женой брата своего.

Пророк Иоанн очень часто обличал его за это, но царь его не трогал и не причинял зла, так как почитал Иоанна Креститель как пророка и боялся его гнева.

Но в конце все же Ирод посадил пророка в темницу. В день своего рождения Ирод устроил пир. Ироду очень понравилась дочь Иродиады, Саломия, что он поклялся перед всем народом дать ей все, что она попросит.

Тогда Саломия пошла к своей матери за советом, чтобы ей попросить у Ирода.

Мать сказала ей, чтобы она попросила голову святого пророка Иоанна Крестителя.

Ирод очень опечалился, так как боялся гнева Божия. Но не мог он отказаться от своих слов и обещаний.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. Как гласит предание, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду.

Роспись в храме, на которой показал фрагмент Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи

Роспись в храме, на которой показал фрагмент Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи

Жестокая и злая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте.

Но жена царского домоправителя тайно взяла Святую Главу и положила в сосуд, и после погребла ее на Елеонской горе.

Тело святого взяли его ученики и погребли его. Но Божий гнев все же обрушился на всех, кто погубил его.

Сама она висела телом в воде, а голова находилась надо льдом.

Так она висела до тех пор, пока лед не порезал ее голову.

Ее голову принесли Ироду и ее матери, как когда то принесли им голову Иоанна Крестителя. Но тело Саломии так и не нашли.

Именно на иконах святого мы можем видеть его, в руках держащего блюдце с его Честной Главой.

Икона Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи находится в храме в селе Дьяково

Икона Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи находится в храме в селе Дьяково

Именно поэтому в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи сделана ниша именно с этим изображением.

В настоящее время в этой нише собраны иконы, которые посвящены новомученикам Русской церкви. На некоторых куполах боковых башен изображен символ вхождения Святого Духа на Апостолов.

Такой же знак можно увидеть в одном из приделов храма Покрова на Ржи на Красной площади.

Порталы в боковых галереях были расписаны. Иконостас имел высоту десять метров.

На территории храма в Дьякове находится кладбище, на котором старинные надгробия

К началу 20 века стали вноситься некие существенные изменения, чтобы постараться приблизить храм к его первоначальному виду. Была снесена паперть, боковые галереи были сужены.

Также следует сказать, что на территории храма расположено кладбище. На нем размещены до 80 исторических белокаменных надгробий, которые когда то были привезены из разных мест как в музей.

Ограда самого кладбища была построена в начале 20 века настоятелем храма Сергием Воскресенским.

На кладбище похоронен известный фотограф Барщевский, первый человек, начавший систематически фотографировать московские храмы. В августе 2014 года за алтарем был сооружен трехметровый деревянный крест в память всех священнослужителей и мирян, которые были погребены на этом кладбище.

Фотограф Барщевский - самый первый человек, который начал фотографировать московские храмы. Этот человек похоронен на кладбище в селе Дьяково

Фотограф Барщевский — самый первый человек, который начал фотографировать московские храмы. Этот человек похоронен на кладбище в селе Дьяково

Кладбище имело большую протяженность, оно разрослось довольно далеко за его ограду. Простиралось на сотни метров вдоль улицы, но в настоящее время все эти захоронения была удалены.

В настоящее время в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи служил игумен Алексий, который был пострижен в монашество в 2000 году архимандритом Алексием Поликарповым. Он же и считается настоятелем храма в Дьякове. А также иерей Зыков Евгений Борисович.

Алексей Поликарпов - настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково

Алексей Поликарпов — настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково

В настоящее время утренние богослужения бывают по расписанию по субботам, Престольным и великим праздникам. Расписание богослужений обновляется каждый месяц, его можно уточнить на официальном сайте храма.

Начало богослужений в 8:00, а вечерние в 18:00.

В храме находятся такие святыни, как икона Честной Главы Иоанна Предтечи на блюде, Казанская икона Божией Матери и икона Священномученика Сергия Дьяковского.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – храм уникальный исторически и архитектурно. Поводом к строительству считают принятие титула царя 16-летним Иваном Четвертым в 1547 году. Предтеченский храм – один из двух уцелевших, состоящий из нескольких на общем фундаменте, или многостолпных. Второй – Покровский собор что на Рву построен в ознаменование взятия Казани в 1552 году. Штурм начали в день Покрова, но более известен этот шедевр как собор Василия Блаженного.

Объединяло церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и московский храм схожее внешнее оформление. Оба строения были красно-белыми, церковь такой изобразил художник Маковский, собор рисовали многие и многократно. Нынешний вид собора Василия Блаженного общеизвестен, преображенная белоснежная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи гармонирует с удаленным на 400 метров храмом Вознесения Господня в Коломенском.

Древняя церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи отстоит менее чем на километр от храма Вознесения Господня и других объектов.

Ученые до сих пор не установили точно, когда построили церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Странно, но озвученные даты перекрывают почти целиком период царствования Ивана Грозного и всю его жизнь. Странно вдвойне, потому что время венчания на царство никаких споров не вызывает. При этом с достаточной уверенностью говорят о строителях храма, зодчих с кличками Барма и Постник.

Этих же строителей считают авторами собора Василия Блаженного, а церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – разминкой перед столичным проектом. Конструктивно общим техническим решением храмы действительно объединены, но только на уровне единого основания. Девятиглавый собор с шатровой центральной церковью и церковь из пяти столпов со средней, похожей на ротонду, сильно различаются.

Стоящая на возвышенности церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи издали едва видна из-за разросшихся деревьев.

Количество глав как прославленного купюрой собора, так и церкви в Дьяково соответствует числу отдельных храмов. Они соединены притворами, подобно приделам и основному объему крестовых религиозных строений, наиболее распространенных в православии. Полноценно осмотреть церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, оценить ее особенности и достоинства посетители могут, приблизившись к храму.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи

Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.

На подходе к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи установлены кирпичные ворота, на которых вывешена икона почитаемого мученика.

По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.

Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.

На территории церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи сохраняется старинное кладбище, где давно никого не хоронят.

Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.

Архитектурные особенности

Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.

Необычной архитектурой церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи похожа на собор Покрова что на Рву, или Василия Блаженного.

Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает Софийскую звонницу в Великом Новгороде.

Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи отличается своеобразной звонницей, находящейся на открытом воздухе и похожей на Софийскую звонницу.

Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.

Под звонницей церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи – скромно декорированный западный фасад с входом в храм.

На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.

Интерьер Предтеченского храма

Внутренним убранством церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи от обычных храмов православия не отличается. Алтарная преграда выполнена в виде иконостаса из нескольких рядов образов святых. Иконами украшены и створки Святых врат, предназначенных для прохода священников в алтарное помещение. Налицо все традиционные атрибуты, от подиума солеи с выступом амвона для проповеди до клироса для певчих, аналоев и подсвечников.

Алтарная преграда церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи выполнена как классический для православных храмов иконостас.

Аналои для праздничных икон накрыты покровами, совпадающими по расцветке с подобающими дню одеяниями священников. Святые образа доступны для ритуальных поцелуев, листать церковные книги не запрещают. Заздравные и поминальные свечи в храме зажигают и верующие, и атеисты. Чтобы осмотреть все ярусы иконостаса, приходится отходить подальше, увенчанные крестом образа поднимаются уступами до верха окон.

Иконостас церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи по высоте достигает уровня верхних кромок оконных проемов.

Такое устройство алтарной преграды сформировалось не сразу, характерно оно только для православных храмов. У католиков алтарь чаще тоже отгорожен от прихожан, но преимущественно чисто символически. Это или ажурная металлическая решетка, или невысокая балюстрада. Столь значительное отличие сложилось в результате разделения ветвей христианства, подчеркивая более серьезные идеологические разногласия.

Посмотрев изнутри на купол центрального здания церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, можно точнее понять ее конструкцию.

Несколько узких и длинных боковых окон обеспечивают попадание в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи естественного освещения. Ярусом выше расположены восемь проемов в широкой части барабана, над ними еще столько же под самым куполом. Выйдя из храма, большинство посетивших древнее строение снова осматривают его снаружи, удивляясь гармоничности облика.

Издали похожий на ротонду световой барабан церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи состоит из восьми цилиндрических башен.

Внимательное рассмотрение светового барабана центрального купола позволяет разобраться в его устройстве. Это не ротонда, а половины цилиндрических башен, между которыми и выполнены окна второго яруса. Множественные отверстия в верхних частях башен, видимо, не сквозные, изнутри они не обнаруживались. Зато снизу не видны окна второго яруса, явственно виденные во время посещения.

Раздолье для туристов

Такое вот архитектурное чудо найдено в лесном массиве южной части музея-заповедника Коломенское. Юго-западнее на полтора километра найдете дворец царя Алексея Михайловича, вполне современной постройки. О храме Вознесения уже сказано, рядом объекты бывшего Государева двора. В полутора километрах севернее собраны деревянные старинные постройки со всей страны. Раздолье для туристов!

Читайте также: