Государственное регулирование рынка недвижимости кратко

Обновлено: 05.07.2024

Система государственного регулирования рынка земли и недвижимости – это совокупность органов государственного управления, принципов и инструментов осуществления регулирующих мероприятий в отношении земельных угодий и объектов недвижимости.

Особенности государственного регулирования рынка земли и недвижимости

Общая система государственного регулирования экономических процессов включает в себя подсистему государственного регулирования рынка недвижимости и земли.

Структура этой системы включает в себя:

  • во-первых, органы государственного управления, реализующие государственную политику в сфере земли и недвижимости;
  • во-вторых, механизмы управления рынком недвижимости и земли, включающие в себя государственные меры, методы, виды и формы управления, направленные на обеспечение соблюдения интересов населения и отдельных граждан при распределении, использовании, сохранении земельных угодий России, а также находящихся на них объектов недвижимости.

Причины необходимости государственного регулирования рынка недвижимости и земли

Государственное регулирование рынка недвижимости и земли является объективной необходимостью. Необходимость осуществления государственного регулирования данного рынка обусловлена следующими причинами:

  • во-первых, земля выступает в качестве ограниченного природного ресурса, что требует учитывать интересы всех участников рынка, общественные интересы при распределении и использовании земельных ресурсов;
  • во-вторых, земельные угодья России нуждаются в охране в качестве места общего проживания граждан страны;
  • в-третьих, территориальное развитие страны нуждается в регулировании или выравнивании его уровня;
  • в-четвертых, отдельные отрасли народного хозяйства, находящиеся в четкой взаимосвязи с земельными ресурсами (к примеру, лесное, сельское и водное хозяйство), нуждаются в государственной поддержке;
  • в-пятых, безопасность страны, как на внешнем, так и на внутреннем уровне требует государственного управления рынком земли и недвижимости;
  • в-шестых, наличие социально-экономических проблем, которые требуют решения со стороны государственной власти, включая вопрос обеспечения населения земельными участками;
  • в-седьмых, необходимость нивелирования сбоев рынка недвижимости и земли.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные задачи государственного управления рынком недвижимости и земли

Государство в сфере управления рынком недвижимости и земли должно решать следующие задачи:

  1. обеспечение ускорения экономического роста;
  2. обеспечение роста благосостояния населения;
  3. обеспечение рационального и эффективного использования земельных и имущественных активов страны;
  4. обеспечение экологической безопасности и охраны земель.

Для достижения состояния решения указанных задач необходимо формирование системы государственного регулирования рынка недвижимости и земли, способной эффективно функционировать. Эта система управления рынком недвижимости и земли должна основываться на определенных принципах управления и функционирования.

Принципы государственного регулирования рынка недвижимости и земли

На формирование принципов государственного регулирования рынка недвижимости и земли влияют следующие особенности:

  • во-первых, государственное регулирование данного рынка имеет трехуровневую структуру, включающую в себя федеральный и региональные власти, а также муниципальный уровень управления;
  • во-вторых, земля в рамках государственного регулирования рассматривается как природный объект, природный ресурс и объект недвижимости;
  • в-третьих, государство присутствует на данном рынке одновременно в качестве участника и регулятора.

К числу принципов государственного регулирования рынка недвижимости и земли можно отнести следующие:

  • принцип равноправия и многообразия форм собственности на объекты земли и недвижимости;
  • приоритетность государственных интересов при решении вопросов распределения, использования и застройки земельных угодий;
  • принцип рациональности использования земли и охраны земельных ресурсов;
  • принцип разграничения полномочий регулирования рынка недвижимости и земли;
  • принцип поддержки баланса земель, различающихся по категориям;
  • принцип эффективного управления земельно-имущественными активами.

В настоящее время система государственного управления рынком недвижимости и земли находится под воздействием следующих изменений:

  • во-первых, произошло смещение функции определения стратегии данного рынка к Министерству экономического развития России, хотя раньше эту функцию выполняло Министерство имущества России;
  • во-вторых, функции Министерства имущества России были переданы Министерству экономического развития, в том числе в отношении нормативно-правового регулирования рынка недвижимости и земли. Правоприменительная функция этого Министерства отошла Федеральному агентству, осуществляющему управление федеральным имуществом. Данный орган подведомственен Министерству экономического развития;
  • в-третьих, преобразование Федеральной службы земельного кадастра в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Частично функции службы были переданы Министерству экономического развития, а новое агентство осуществляет ведение градостроительного кадастра и проведение инвентаризации недвижимости;
  • в-четвертых, упразднение Федеральной службы картографии и геодезии, последующее возрождение в виде Федерального агентства, имеющего практически аналогичные функции, и так далее.

В настоящее время государственные власти стремятся к переведу тех или иных отраслей народного хозяйства на режим саморегулирования. Не является исключением и рынок недвижимости и земли. Саморегулирование данного рынка призвано снять нагрузку с государственной власти, оставив за ней только часть контрольных полномочий и функцию нормативно-правового регулирования.

Основные характеристики рынка недвижимости, структура и взаимосвязь его элементов, принципы и нормативно-правовое обоснование функционирования. Понятие и виды сделок с недвижимым имуществом, порядок регистрации прав. Мониторинг рынка недвижимости.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 15.04.2013
Размер файла 49,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

Государственное регулирование рынка недвижимости

Введение

Сравнительно недолгая история становления и развития рынка недвижимости на современном этапе во многом обуславливает его недостаточную изученность и фактическое отсутствие адекватных (эффективных) подходов к его регулированию. Исследование недвижимости в историческом аспекте определено преимущественно земледельческим укладом экономики. Многие представители классической школы - Д. Риккардо, А. Смит, К. Маркс, Ф. Кенэ - изучали главенствующую роль земли в общественном производстве. Работы авторов, исследовавших историю права (И.А. Покровский) обосновывают взаимосвязь между историческим развитием недвижимого имущества и функционированием института собственности в современных европейских правовых системах.
Развитие рынка недвижимости в нашей стране связывают с реализацией принципа хозяйственной самостоятельности в производственной и социальной сфере, осуществлением приватизации государственных и муниципальных предприятий и жилого фонда, а также с реформированием экономических отношений собственности на землю. В настоящее время необходимым является научно-теоретическое осмысление рынка недвижимости как неотъемлемой составной части рыночной системы хозяйствования.

В российских условиях формирование рынка происходит при участии государства, однако на современном этапе попытки государства оказать влияние на функционирование рынка недвижимости нередко осуществляются без учета особенностей развития национальной экономики. Это свидетельствует о недостаточной разработанности и отсутствии глубоких исследований данного вопроса в отечественной политэкономической науке.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать процесс развития рынка недвижимости, выявить его основные закономерности, а также определить главные направления, где государственное регулирование рынка недвижимости было бы более эффективным. Для достижения указанной цели в процессе исследования ставятся следующие задачи:

- определение сущности понятия недвижимая собственность, ее основных характеристик, а также определение места и роли данного понятия в системе взаимосвязанных экономических категорий;

- определение наиболее важных критериев, характеризующих уровень развития рынка недвижимости;

- выявление наиболее существенных предпосылок государственного вмешательства в сферу недвижимости;

- определение главных направлений государственного регулирования рынка недвижимости.

Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе исследуются сущность понятия недвижимая собственность как экономической категории рыночной системы, структура, особенности и закономерности функционирования рынка недвижимости, основные критерии, характеризующие уровень его развития, а также наиболее существенные предпосылки государственного вмешательства в функционирование сферы недвижимости. Во второй главе исследуются основные направления государственного регулирования рынка недвижимости - административное и экономическое, а также необходимость государственного регулирования. В третьей главе приводятся статистические данные (мониторинг рынка недвижимости).

1. Теоретико-методологические основы функционирования рынка недвижимости

1.1 Основные характеристики рынка недвижимости

Рынок недвижимости - совокупность участников (покупатель, продавец, собственник, консультант, девелопер, брокер, агент, риелтор, управляющий недвижимостью, государственные регулирующие органы и т.д.) и сделок (покупка, продажа, аренда и т.д.) совершаемых между ними.

Читайте также: