Ценность научной рациональности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие цивилизации впервые возникло в XVIII в. во Франции для обозначения гражданского общества, котором господствует свобода, равенство и братство.

Впоследствии в этнографической и философской литературе оно приобрело другие значения. Этнографы под цивилизацией стали подразумевать общество, пришедшее на смену первобытному. Философы под цивилизацией понимают различные типы обществ, объединившие несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития.

Цивилизации прошлых лет раскрывают богатейший материал о жизни, обычаях и культуре обществ, которые в настоящее время принято называть традиционными. Отличительной особенностью таких цивилизаций являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если в них и возникали определенные новшества в хозяйстве и общественно жизни, то они получали одобрение только в том случае, если не противоречили устоявшимся традициям. Виды деятельности, социальные порядки, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе – все в них было подчинено традициям, все освящено либо авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Такие взгляды были обусловлены самим характером существования традиционных цивилизаций, население которых занималось монотонной работой в малопроизводительном сельском хозяйстве.

Современный тип цивилизации, получивший название техногенной, стал формироваться в Западной Европе в XVII-XVIII вв. После того, как эта цивилизация приняла развитые формы, она начала распространять свое влияние на оставшиеся традиционные общества. Под этим влияние традиционные общества начали не только перестраивать свое материальное производство, но и менять свою самобытную культуру.

Особенности техногенной цивилизации:

1) Она ориентирована на совершенствование техники и технологии производства;

2) По мере увеличения темпов технического развития общества возросло применение достижений науки. В дальнейшем от уровня развития науки напрямую зависит технико-экономический уровень развития всего общества;

3) Увеличение темпов технико-экономического развития привело к радикальным изменениям социально-экономических отношений в обществе и его культуре;

4) В дальнейшем развитие техногенной цивилизации сказывается и на духовной жизни общества. Религия постепенно оттесняется на второй план и наука занимает ее место. Но в отличие от религии наука основывается не на вере, а на открытии объективных законов существования окружающей действительности, что и помогло ей занять доминирующее положение в современной культуре.

Таким образом, техногенная и традиционная цивилизации различаются прежде всего по тем ценностным установкам, которых они придерживаются. Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены в первую очередь на сохранение в неизменном виде всего накопленного ранее опыта, способов и видов деятельности. Этим во многом и объясняются крайне медленные изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни традиционных обществ.

Однако дальнейшее развитие науки сопряжено с немалыми негативными последствиями, трудностями и кризисами. Проникновение науки в глубины строения материи, овладение энергией атома и исследование термоядерных реакций открывает перед человечеством неограниченные возможности. Но эти открытия с самого начала были использованы в военных целях для изготовления атомных, водородных бомб и других высокотехнологичных видов вооружения. Даже непрерывный рост промышленности в мирных ее отраслях несет не меньшую угрозу жизни человечества. Общий экологический кризис, охвативший большую часть нашей планеты, явился результатом загрязнения воздуха, почвы, рек и озер все увеличивающимися отходами промышленного производства.

Все это ставит вопрос об ответственности ученых по предупреждению общества о негативных побочных эффектах новых открытий в науке ребром. Для этого необходимо обладать не только хорошими знаниями в своей специальности, но и быть знакомым широким кругом социально-политических и мировоззренческих проблем современности, в том числе с философскими вопросами развития науки и методами ее исследования.

Ценность научной рациональности Научная рациональность – одна из разновидностей рациональности. Всякое научное знание – рационально, но не всякое рациональное – научное. Существуют пласты обыденного знания, философского, религиозного – они рациональны, но не обязательно научны. Важной является научная рациональность, т.к. она дает объективное представление о мире. Т.е. ученые и научные сообщества выработали критерии научности в соответствии с которыми оценивается истинность нового знания. Критерии научности позволяют отделить научные знания от псевдо- и пара- науки. Научная рациональность включает в себя все свойства рационального мышления: последовательность рассуждений, логичность, обоснованность суждений и не противоречивость. Свойствами научной рациональности являются: доказательность, проверяемость, открытость для критики, практическая применимость знаний. Наука – особый вид познавательной деятельности направленной на выработку объективных системно организованных, логически доказательных и обоснованных знаний, которые позволяют предвидеть процессы и создавать необходимые для общества продукты. Три исторических типа научной рациональности (по Степину): 1 этап научной революции – этап классической науки (17в – первая половина 19 века), базируется на механической картине мира, главная наука – механика и интерпретируется с позиции детерминизма (причина и следствие). Приветствуется объективные методы познания (субъект не зависит от объекта) – эксперимент, математические модели и т.д. ценность истины превышает ценность добра красоты и т.д. ученый должен быть абсолютно нейтрален. Формируются институты, лаборатории, связь науки с производством. Кризис классической науки – конец 19 века начало 20 века. 2 этап научной революции конец 19 – начало 20 века – этап не классической науки. Связан с формированием квантовой механики, с созданием теории относительности, с созданием конструктивной логики и математики. Лидер – квантовая релятивистская физика. Признается относительность пространства, времени, массы, взаимопревращения вещества и энергии, взаимодополняемость волн и частиц. Индетерминизм – нет четкой связи причины и явления. Структурность и эволюционность систем. Гипотетичность и вероятностный характер законов и теорий. Отказались от поиска универсального метода познания. Признали плюрализм (множество) научных методов и средств. Интуиция стала научным методом. Наука стала взаимодействовать с другими формами культуры и стала ценностно окрашенной. 3. Пост неклассическая 70-е годы 20 века и по наши дни. Связана с 4 глобальной революцией. Предмет изучения – сверхсложные системы. Принципы пост неклассической стадии – системность, структурность, глобальный эволюционизм, нелинейность, антропологизм и теологизм. Тесная связь научных и ненаучных общечеловеческих ценностей. 4 вида научной рациональности: 1- логико – математическая рациональность 2- естественно научная рациональность 3 – инженерно – технологическая рациональность 4 - социально гуманитарная рациональность.

Рациональность - тип мышления и соответствующего ему продукта, которые обладают:

а) языковой выразительностью;

б) определённостью понятий, терминов и состоящих из них суждений, их значение и смысл;

в) системностью;

г) обоснованностью (наличием логической связи м/у суждениями);

д) открытостью для вн. и внеш. критики, оснований и средств;

е) рефлексивностью (самоуправляемостью процессом мышления);

ё) способностью к изменению всех компонентов мышления, включая продукт мышления.

Различают закрытую и открытую рациональность:

1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте;

Научная рациональность — специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается более точным объяснением всех основных свойств и максимально достижимой определенностью.

Классический рационализм тесно связан с идеалом научной объективности знаний. Необходимость исключить субъективные качества человека и всего, что не относится к объкту, так как это помехи научного познания. Место реального человека, мыслящего, чувствующего и переживащего, занимал абстрактный субъект познания.

Неклассический рационализм оформился под влиянием теории относительности. Для достижения истины важно не исключить все помехи, а уточнить их роль и влияние, учесть соотношение природы объекта со средствами и методами исследования. Учитывается динамическое отношение человека к реальности, в котором важное значение приобретает его активность. Субъект подвержен необходимости саморазвития при взаимодействии с внешним миром.

Пост-неклассический тип научной рациональности рассматривает деятельность ученого в более широком поле: учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и с ценностно-целевой (как внутринаучной, так и вненаучной, социальной) ориентацией ученого.

Три основных стадии исторического развития науки, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории развития цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая периоду классической науки XVII-XIX вв.); неклассическая рациональность (соответствующая периоду неклассической науки XIX-XX вв.); и постнеклассическая рациональность (c 70-х годов ХХ в. по настоящее время).

Между этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Тип рациональности классической науки характеризуется доминированием принципа механического объяснения явлений, идеей о научном познании как овладении неопровержимой, вечной истиной. Объект познания рассматривался как совершенно независимый от познающего субъекта, средств и операций его деятельности.

Тип рациональности неклассической науки имеет следующие специфические черты: - Научное познание осознается как обретение относительного неполного, ограниченного знания, т.е. как системы относительных истин; - Принцип причинности обогощается по своему содержанию. Наряду с динамическими закономерностями явлений и процессов выявляются также статистические закономерности; - Познание сущности объекта и законов его поведения опирается на характеристику средств и операций познавательных процедур; - Значительным методологическим принципом мышления в науке становится диалектика.

Тип рациональности постнеклассической науки включает в себя принципиально новые черты: - Ориентация научного понимания и объяснения на идею универсального эволюционизма; - Идеи и принципы теории самоорганизации и развития сложных систем синергетики; - Всеобщая признанность ценности диалектического мышления и стремление применять его в научном познании; - Идея включенности человека с его системой деятельности, целей и ценностей в общую научную и философскую картину мира и его отдельных систем объектов. Постнеклассическая рациональность предполагает все большее единение, интеграцию естественных и гуманитарных наук.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

Классический тип научной рациональности, концентрирует внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Схематично этот тип научной деятельности может быть представлен следующим образом:


Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Этот тип научной деятельности можно схематично изобразить в следующем виде:





Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Этот тип научного познания можно изобразить посредством следующей схемы:


Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Три основных стадии исторического развития науки, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории развития цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая периоду классической науки XVII-XIX вв.); неклассическая рациональность (соответствующая периоду неклассической науки XIX-XX вв.); и постнеклассическая рациональность (c 70-х годов ХХ в. по настоящее время).

Между этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Тип рациональности классической науки характеризуется доминированием принципа механического объяснения явлений, идеей о научном познании как овладении неопровержимой, вечной истиной. Объект познания рассматривался как совершенно независимый от познающего субъекта, средств и операций его деятельности.

Тип рациональности неклассической науки имеет следующие специфические черты: - Научное познание осознается как обретение относительного неполного, ограниченного знания, т.е. как системы относительных истин; - Принцип причинности обогощается по своему содержанию. Наряду с динамическими закономерностями явлений и процессов выявляются также статистические закономерности; - Познание сущности объекта и законов его поведения опирается на характеристику средств и операций познавательных процедур; - Значительным методологическим принципом мышления в науке становится диалектика.

Тип рациональности постнеклассической науки включает в себя принципиально новые черты: - Ориентация научного понимания и объяснения на идею универсального эволюционизма; - Идеи и принципы теории самоорганизации и развития сложных систем синергетики; - Всеобщая признанность ценности диалектического мышления и стремление применять его в научном познании; - Идея включенности человека с его системой деятельности, целей и ценностей в общую научную и философскую картину мира и его отдельных систем объектов. Постнеклассическая рациональность предполагает все большее единение, интеграцию естественных и гуманитарных наук.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

Классический тип научной рациональности, концентрирует внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Схематично этот тип научной деятельности может быть представлен следующим образом:


Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Этот тип научной деятельности можно схематично изобразить в следующем виде:


Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Этот тип научного познания можно изобразить посредством следующей схемы:


Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

В процессе исторического развития Н. менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания Н. отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой функции добавилась функция — быть производительной силой. В первой половине 20 в. Н. стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентации человечества. В этой связи переосмысливаются и функции Н. Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет собой новый тип рациональности.

В развитии Н., начиная с 17 ст., можно выделить три основных типа рациональности: классическую (17 — начало 20 в.), неклассическую (первая половина 20 в.), постнеклассическую (конец 20 в.). Классическая Н. предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассическсой рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает поле его действия. Каждый из них расширяет поле исследуемых объектов. В современной постнеклассической Н. все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включая системы искусственного интеллекта, социальные объекты и т.д. В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции.

В новоевропейской истории традиция Р. представлена именами Спинозы, Мальбранша, Лейбница, Канта и др. Ее устойчивость обеспечивалась не только развитием физико-математического знания, но и попытками перевести социальные идеи с утопического на научно-прогнозируемый уровень. В основании последнего лежало абстрактно-рационалистическое представление о человеке и мировой истории (Гегель). В середине 19 ст. обнаружилась несостоятельность этой тенденции, классический Р. стал объектом острой критики, у него появилась альтернатива — иррационализм.

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4. Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Научное познание — это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно меняется и приведенный набор не постоянен. Также есть критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Художественная деятельность несводима целиком к познанию. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, о культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Cпецифика религиозного познания состоит не только в способности к трансцендированню. к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного ("сверхъестественного") мира — проще говоря, Бога или богов.

Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания — рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

Особенности философского познания заключаются в том, что специальные науки изучают свой фрагмент бытия (постижения определенных вопросов), а философия стремится изучать мир в целом, ищет причины всего (целостное постижение).

Частные науки обращены к явлениям существующим объективно, вне человека, а философия формулируется как вопрос об отношении человека к миру.

Частный специалист не задумывается, как возникла его дисциплина, а философия науки направлена на выявление достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета.

Наука направлена на описание и объяснение процессов действительности, а философия на осмысление таких проблем, как мир и человек, судьба, культуры, природа познания и т.д.

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4. Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда. Научное познание — это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно меняется и приведенный набор не постоянен. Также есть критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Художественная деятельность несводима целиком к познанию. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, о культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Cпецифика религиозного познания состоит не только в способности к трансцендированню. к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного ("сверхъестественного") мира — проще говоря, Бога или богов.

Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания — рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.

Особенности философского познания заключаются в том, что специальные науки изучают свой фрагмент бытия (постижения определенных вопросов), а философия стремится изучать мир в целом, ищет причины всего (целостное постижение).

Частные науки обращены к явлениям существующим объективно, вне человека, а философия формулируется как вопрос об отношении человека к миру.

Частный специалист не задумывается, как возникла его дисциплина, а философия науки направлена на выявление достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета.

Наука направлена на описание и объяснение процессов действительности, а философия на осмысление таких проблем, как мир и человек, судьба, культуры, природа познания и т.д.

Читайте также: