Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что такое гештальтпсихология? -Каковы её принципы?

Целостные структуры первичны по отношению к компонентам, из которых они состоят - уверенно заявляет гештальтпсихология, крайне интересное для изучения направление, зародившееся в Германии начала ХХ-го века. Целостная психология - так её часто называют, основана на изучении восприятия человеком "гештальтов", что с немецкого переводится как "структура", "образ", "целостная форма". Основоположником гештальтпсихологии в истории числится Макс Вертгеймер, но на деле весьма значимый вклад в её развитие внесли Курт Коффка и Вольфганг Кёллер.

Гештальтпсихология рассказала человечеству кое-что новое о нём самом, в первую очередь о целостности человеческого восприятия окружающего мира, о его упорядоченности. Согласно гештальтпсихологии, всё это достигается благодаря следующим основополагающим принципам:

Близость. Этот принцип утверждает, что расположенные рядом стимулы наше восприятие склонно объединять.
Схожесть. Объединение стимулов, имеющих общую форму, цвет, очертания.
Целостность. Принцип целостности говорит, что восприятие склонно упрощать и воспринимать всё целостно.

гештальт-психология

Замкнутость. Если фигура не завершена, не замкнута, наше сознание автоматически её завершает.
Смежность. Группирует символы, близкие во времени и пространстве.
Общая зона. Наше предугадывание мыслей и ожиданий оказывают серьёзное влияние на интерпретацию наших ощущений. Таким образом, принципы гештальта становятся одними из образующих наше повседневное восприятие, также как его формирует прошлый опыт и обучение.

Необычайно важна для понимания гештальтпсихологии концепция фигуры и фона. Согласно ей, человек воспринимает картину, деля её на две части. Первое он воспринимает отчётливо, концентрируясь на нём, а второе присутствует в сознании лишь смутно, воспринимается более расплывчато, хотя с точки зрения простого зрения картинка, кажется, не меняется. Первая часть, чётко воспринимаемая - это фигура, а вторая - фон.

Такая особенность нашего восприятия может быть легко объяснена с точки зрения эволюционного формирования нашего организма и эволюции нашего сознания. Для выживания и поиска пищи было необычайно важно выделить из общей пестрящей картинки действительности, что является фигурой (соплеменника, хищника, добычи, ягоды или другого плода), а что лишь фоном (деревья и кусты, высокая трава и т.д.). Наша способность воспринимать реальность, фокусируясь на фигуре и оттеняя фон - результат многотысячелетней гонки вооружений средств природной маскировки и обнаружения. Гештальтпсихология часто входит в симбиоз с наукой эволюционной психологии, но мы не будем более подробно останавливаться на этом.

гештальт-психология

Чтобы убедиться в том, что вы действительно воспринимаете реальность именно так, просто обратитесь к множеству так называемых оптических иллюзий, специальных картинок, на которых можно увидеть разные изображения, если долго в них всматриваться. Вы сможете найти целые галереи двойственных изображений, на которых мозг начинает вдруг видеть то старика, то ковбоя, то грустную старуху, то красивую молодую женщину, то Дон Кихота с оруженосцем на фоне мельниц, то множество изображений лиц людей. Сальвадор Дали довольно часто использовал этот приём двойственности восприятия человеком действительности, создавая потрясающие творения. На его картине "Невольничий рынок с явлением незримого Бюста Вольтера" удивительным образом силуэты людей вдруг заставляют вас увидеть лицо Вольтера, не менее поразительны также его "Лебеди, отражающиеся в слонах".

Другое интересное открытие гештальтпсихологии заключается в том, что наше изображение мира, его сформировавшийся целостный образ, может не изменяться, при изменении сенсорных элементов его восприятия. Звучит немного запутанно, но на самом деле в этом разобраться просто. Мы видим мир достаточно стабильным, не смотря на то, что наше положение в пространстве постоянно меняется, меняется также освещённость, например, и другая информация, которая улавливается нашими воспринимающими сенсорами. Но картина восприятия остаётся прежней, поскольку она - гештальт.

Существует константность размера, формы и яркости. Константность размера подразумевает, что хотя сетчатка нашего глаза может получать разную информацию о размере предмета, мы будем воспринимать его размер через имеющийся в мозгу гештальт. Например, если ложку из дальнего конца комнаты начать подносить близко к вашему глазу, вы не испугаетесь, что на вас движется какой-то стремительно увеличивающийся металлический предмет, поскольку ваше сознание понимает, хоть в сетчатке глаза и появляется всё новая информация о размере предмета, но это лишь следствие его приближения, а на самом деле ложка так и осталась прежнего размера.

Константность формы отследить тоже просто. Глядя на книгу под разными углами, наше зрение будет получать разную информацию о её форме, но сознание всё равно будет верно определять реальную форму книги. Константность света позволяет нам понимать реальный цвет объекта вне зависимости от освещённости, при условии одинакового объекта и фона.

Как видите, гештальтпсихология наглядно показывает, что наше восприятие мира - это не простое точное считывание поступающей на сенсоры слуха, зрения, обоняния и т.д. информации. Будь это так, мы жили бы в жутком хаосе постоянно изменяющегося вокруг нас до практически полной неузнаваемости мира. Вместо этого, в нашей голове создаются гештальты, облегчающие узнавание и ориентацию в пространстве, но формирующие при этом причудливые принципы обработки нашим мозгом получаемой информации.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

Давалось два изображения простого объекта (допустим, светящейся в темноте полоски) на некотором расстоянии одно от другого. Сначала зажигалось (подсвечивалось) левое изображение, затем через какое-то время правое. Если интервал времени между появлением первого и второго объектов был достаточно велик, испытуемый видел просто одну

полоску слева, а затем вторую полоску справа. Если интервал был очень мал, испытуемый не успевал проследить за тем, последовательно объекты предъявляются или нет, и видел их одновременно на обычных местах. И только при некоторой средней скорости смены одной экспозиции другой испытуемый видел отчетливое движение полоски из левого положения в правое, хотя в действительности никакого движения не было.

Все еще господствовавший в то время принцип элементаризма (даже в варианте Австрийской школы) был абсолютно непригоден для объяснения данного феномена, названного М.Вертгей-мером фи-феноменом. В самом деле, возникающее целостное впечатление вовсе не строится как сумма входящих в его состав ощущений — ведь фактически во всех трех вышеуказанных случаях имеют место два ощущения (или элементарные восприятия) двух полосок света, однако во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новый гешталып новое, качественно отличное от других целостное образование.

Поэтому для объяснения полученных явлений М.Вертгеймер был вынужден отказаться от элементаризма в любом из его вариантов и предложил альтернативный ему целостный подход. Это означало, что (в данном случае) восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-либо ощущений, являющихся частями целого, — оно (восприятие) изначально строится как целостная структура, особенности которой определяются здесь и теперь существующими пространственными и временными условиями восприятия того или иного конкретного материала.


Рис. 6. Пример влияния фактора близости

Впрочем, целостность структуры вовсе не предполагает, что внутри общей целостности не могут быть выделены в качестве составных частей более мелкие гештальты, каждый из которых воспринимается как фигура на фоне 1 . Так, в упомянутых экспериментах М. Вертгейме-ра в одной из экспозиций у испытуемого возникало впечатление двух одновременно возникших кажущихся движений в разных направлениях, каждое из которых воспринималось как фигура на общем фоне. Однако эти гештальты не менее целостны, чем общий гештальт сознания; они являются поэтому единицами анализа сознания, а не его элементами. В отличие от элемента, не сохраняющего свойства целого, единицы анализа несут в себе эти свойства. Добавим, что, в отличие от рассмотренных нами ранее психоанализа и бихевиоризма, гештальтпсихология не меняла радикально предмет исследования — им по-прежнему выступало сознание человека, изучаемое методом феноменологического (целостного) самонаблюдения, и частично психика животных, при изучении которой гештальтпсихологи фактически разработали объективные методы ее изучения.




Согласно первому закону, в качестве фигур на фоне воспринимаются те элементы общего целостного изображения, которые находятся друг к другу ближе. Так, попарно расположенные линии (рис. 6) будут видеться испытуемым как колонны или полоски на общем фоне. Если же испытуемый увидит изображение, составленное из множества кружочков двух цветов (скажем, зеленого и красного), то вполне вероятно объединение красных кружочков в единый гештальт — фигуру, а зеленых — в фон (или наоборот). Это результат действия фактора сходства. На нем основана работа так называемых таблиц Штиллинга, с помощью которых офтальмолог проверяет, не дальтоник ли его пациент. Если вы не различаете красный и зеленый цвета, то вы увидите на этих таблицах (картинках) неструктурированное, однородное поле, составленное из

кружочков одного цвета, а не фигуру на фоне. Различающий указанные цвета отчетливо увидит трехзначное число (скажем, красного цвета), составленное из кружочков, как фигуру на зеленом фоне.

Начиная с конца 20-х гг. XX в.в изучении гештальтпсихологами процесса решения интеллектуальных задач появляются новые черты: происходит переход от глобального подхода к объяснению ре-

шения интеллектуальных задач как инсайта (видения хорошей структуры) к выделению основных фаз процесса решения проблемы.

Подводя итоги рассмотрения некоторых исследований"гештальт-психологов, можно высоко оценить их вклад в разработку целостного подхода в психологии. Критика гештальтпсихологами принципа элементаризма классической интроспективной психологии побуждает каждого исследователя, в какой бы области он ни работал, прежде всего решать проблему единицы анализа изучаемой реальности и думать над тем, как бы не потерять свойств целого в процессе его анализа. Однако многие конкретные идеи гештальтпсихологов (в частности, идея о том, что единицами анализа сознания должны быть гештальты, имеющие законы своего образования, одинаковые у ребенка и взрослого, у человека и животного, в восприятии и мышлении) подвергались критике практически с момента их возникновения. Одним из критиков Берлинской школы гештальтпсихологии выступила возникшая одновременно с ней Лейпцигская школа (также относимая к целостной психологии), предложившая свой вариант целостного подхода к изучению психических феноменов.

Гештальтпсихологии была основана как психологическое направление в начале 10-х гг. XX в. тремя немецкими психологами — Максом Вертгеймером(Wertheimer, 1880— 1943), Вольфгангом Кё-

Давалось два изображения простого объекта (допустим, светящейся в темноте полоски) на некотором расстоянии одно от другого. Сначала зажигалось (подсвечивалось) левое изображение, затем через какое-то время правое. Если интервал времени между появлением первого и второго объектов был достаточно велик, испытуемый видел просто одну

полоску слева, а затем вторую полоску справа. Если интервал был очень мал, испытуемый не успевал проследить за тем, последовательно объекты предъявляются или нет, и видел их одновременно на обычных местах. И только при некоторой средней скорости смены одной экспозиции другой испытуемый видел отчетливое движение полоски из левого положения в правое, хотя в действительности никакого движения не было.

Все еще господствовавший в то время принцип элементаризма (даже в варианте Австрийской школы) был абсолютно непригоден для объяснения данного феномена, названного М.Вертгей-мером фи-феноменом. В самом деле, возникающее целостное впечатление вовсе не строится как сумма входящих в его состав ощущений — ведь фактически во всех трех вышеуказанных случаях имеют место два ощущения (или элементарные восприятия) двух полосок света, однако во всех случаях они воспринимаются по-разному, т.е. каждый раз возникает новый гешталып новое, качественно отличное от других целостное образование.

Поэтому для объяснения полученных явлений М.Вертгеймер был вынужден отказаться от элементаризма в любом из его вариантов и предложил альтернативный ему целостный подход. Это означало, что (в данном случае) восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-либо ощущений, являющихся частями целого, — оно (восприятие) изначально строится как целостная структура, особенности которой определяются здесь и теперь существующими пространственными и временными условиями восприятия того или иного конкретного материала.


Рис. 6. Пример влияния фактора близости

Впрочем, целостность структуры вовсе не предполагает, что внутри общей целостности не могут быть выделены в качестве составных частей более мелкие гештальты, каждый из которых воспринимается как фигура на фоне 1 . Так, в упомянутых экспериментах М. Вертгейме-ра в одной из экспозиций у испытуемого возникало впечатление двух одновременно возникших кажущихся движений в разных направлениях, каждое из которых воспринималось как фигура на общем фоне. Однако эти гештальты не менее целостны, чем общий гештальт сознания; они являются поэтому единицами анализа сознания, а не его элементами. В отличие от элемента, не сохраняющего свойства целого, единицы анализа несут в себе эти свойства. Добавим, что, в отличие от рассмотренных нами ранее психоанализа и бихевиоризма, гештальтпсихология не меняла радикально предмет исследования — им по-прежнему выступало сознание человека, изучаемое методом феноменологического (целостного) самонаблюдения, и частично психика животных, при изучении которой гештальтпсихологи фактически разработали объективные методы ее изучения.

Согласно первому закону, в качестве фигур на фоне воспринимаются те элементы общего целостного изображения, которые находятся друг к другу ближе. Так, попарно расположенные линии (рис. 6) будут видеться испытуемым как колонны или полоски на общем фоне. Если же испытуемый увидит изображение, составленное из множества кружочков двух цветов (скажем, зеленого и красного), то вполне вероятно объединение красных кружочков в единый гештальт — фигуру, а зеленых — в фон (или наоборот). Это результат действия фактора сходства. На нем основана работа так называемых таблиц Штиллинга, с помощью которых офтальмолог проверяет, не дальтоник ли его пациент. Если вы не различаете красный и зеленый цвета, то вы увидите на этих таблицах (картинках) неструктурированное, однородное поле, составленное из

кружочков одного цвета, а не фигуру на фоне. Различающий указанные цвета отчетливо увидит трехзначное число (скажем, красного цвета), составленное из кружочков, как фигуру на зеленом фоне.

Начиная с конца 20-х гг. XX в.в изучении гештальтпсихологами процесса решения интеллектуальных задач появляются новые черты: происходит переход от глобального подхода к объяснению ре-

шения интеллектуальных задач как инсайта (видения хорошей структуры) к выделению основных фаз процесса решения проблемы.

Подводя итоги рассмотрения некоторых исследований"гештальт-психологов, можно высоко оценить их вклад в разработку целостного подхода в психологии. Критика гештальтпсихологами принципа элементаризма классической интроспективной психологии побуждает каждого исследователя, в какой бы области он ни работал, прежде всего решать проблему единицы анализа изучаемой реальности и думать над тем, как бы не потерять свойств целого в процессе его анализа. Однако многие конкретные идеи гештальтпсихологов (в частности, идея о том, что единицами анализа сознания должны быть гештальты, имеющие законы своего образования, одинаковые у ребенка и взрослого, у человека и животного, в восприятии и мышлении) подвергались критике практически с момента их возникновения. Одним из критиков Берлинской школы гештальтпсихологии выступила возникшая одновременно с ней Лейпцигская школа (также относимая к целостной психологии), предложившая свой вариант целостного подхода к изучению психических феноменов.

гештальтпсихология

Что такое гештальтпсихология?

Школа гештальтпсихологии

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Методпознания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт–терапия

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Гештальт–упражнения

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

Гештальт-картинки

картинка-гештальт-1
картинка-гештальт-2

картинка-гештальт-3

картинка-гештальт-5
картинка-гештальт-6

Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание обратиться к себе, познать глубину своей души, начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

Отзывы и комментарии

Дорогие друзья, мы будем очень вам благодарны за высказанные мнения, за вашу активность. Делитесь прочитанным и увиденным, свои отзывы и комментарии, оставляйте ниже.

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии. Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит. Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2]. Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих. Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М. Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира. Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К. Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В. Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов. Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения. Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец. Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться. Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта. Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию. Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью. Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами. Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:

Автор: Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Гештальтпсихология — это направление в психологии ХХ века, которое основывается на попытках объяснить принцип восприятие с позиции целостности структуры.
Представители гештальтпсихологии: В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин, К. Дункер.
Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.

Содержание

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Развитие гештальтпсихологии связано с произошедшей на рубеже XIX-XX веков революцией в физике. Она возникла как альтернатива популярным в тот период бихевиоризму и ассоциативной психологии. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие участвовали и такие известные психологи как Курт Коффка, Вольфганг Келлер, Курт Левин.

Гештальтпсихология отрицала принципы разделения сознания. Ее представители считали, что восприятие не является совокупностью чувств, а особенности образа не воссоздаются с помощью признаков ее составляющих. Вместо поиска отдельных элементов сознания гештальт-психологи сделали упор на его целостности. Человеческое сознание они рассматривали как целостность, охваченную динамикой. Сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии — гештальт-терапии, основателем которой является психолог Фридрих Перлз.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем. В ходе данной терапии человек учится эти гештальты закрывать, завершать, т.к. незавершенные гештальты могут вызвать некоторые проблемы.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Принципы гештальтпсихологии

Проведение исследования позволили гештальт-психологам открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законы гештальта.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

1. Принцип близости — элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.

2. Принцип непрерывности — существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию.

3. Принцип сходства — подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.

4. Принцип замыкания — существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Принцип простоты (закон прегнантности) — восприятие и интерпретация составных или сложных объектов как простейшую форму или объединение простейших форм.

7. Принцип изоморфности — выражение структурного единства мира (физического, физиологического и психического).

8. Принцип общей зоны — принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

9. Принцип смежности — близость стимулов во времени и пространстве; смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Макс Вертгеймер как основатель гештальт-психологии

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Он, используя специальные приборы, изучал два раздражителя у испытуемых (две прямые линии) путем передачи им разной скорости.
Когда интервал был относительно большой, испытуемые воспринимали линии последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно, а при оптимальном интервале возникало восприятие движения, т.е. испытуемые видели перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно.
Это явление получило название фи-феномен.

Фи-феномен — это иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света.

Данный эксперимент опроверг концепцию о сложении ощущений в целостную картину, т.е. доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

М. Вертгеймер также исследовал восприятие и мышление человека. Он попытался применить гештальт-принципы научения к творческому мышлению людей, на основе предположения, что мыш­ление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. Мышление он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, т.е. возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Верт­геймер утверждал, что отдельные детали следует рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение.

Курт Коффка и исследования восприятия у детей

Курт Коффка — немецкий и американский психолог, вместе с Вертгеймером и Келлером считается одним из основателем гештальт-психологии.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Коффка проводил исследования развития восприятия у детей, которые показали, что у ребенка имеется набор неточных и не очень адекватных образов внешнего мира. В процессе жизни эти образы разделяются и становятся более точными.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Например, у новорожденных есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого человека, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Но уже к концу первого полугодия этот смутный образ разделяется, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела.

Коффка изучал и восприятие цвета детьми.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Исследования Вольфганга Келлера

Вольфганг Келлер — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, занимался проблемами общей, сравнительной, экспериментальной психологии. Ввел принцип изоморфизма (равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном полях).

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

В. Келлер изучал решение задач человекообразными обезьянами. Эксперименты с шимпанзе позволили ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок (слепой поиск правильного решения), либо благодаря внезапному осознанию.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Опыты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.

Келер пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никак не связанные между собой, в процессе решения задачи начинают объединяться в единую структуру, видение которой помогает решить задачу. Этот процесс происходит мгновенно. В. Келер назвал это явление инсайтом.

Инсайт — это внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Объясняя феномен инсайта, он считал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Келер провел ряд экспериментов с детьми для изучения мышления, чтобы доказать, что решение определенных задач человеком происходит сходным образом. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами (например, достать машинку, которая была расположена на шкафу). Чтобы достать машинку, дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу или другие предметы: ящики, стол со стулом).

Теория психологического поля Курта Левина

Курт Левин — немецкий и американский психолог, в основе взглядов которого лежит концепция гештальта, но он также изучал проблемы личности, ее потребностей и влияния общественных связей на ее поведение.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Теория поля — это психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

Левин проводил исследования в области потребностей, воли, аффектов. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах (поступок, мышление, память и др.) является намерение — потребность.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Курт Левин считал, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека.

Когда баланс между субъектом и ситуацией нарушается, у человека возникает состояние напряженности, которое субъект пытается убрать, предприняв определенные действия. Эту напряженность Левин назвал квази-потребностью.
Квази-потребность — это намерение совершить какое-либо целенаправленное действие.

Когда существует такая потребность, человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности. Разрядка осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.

Курт Левин разработал теорию конфликтов.

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Он выявил и описал три типа конфликтов:

Читайте также: