Бюрократизация государства и партии 1964 1985 гг партийная номенклатура кратко

Обновлено: 30.06.2024

Президиум ЦК принял решение восстановить единую организацию на всех уровнях, а также единство советских, профсоюзных и комсомольских структур. Были восстановлены региональные, областные и районные комитеты. В 1965 г. началось проведение новой административной реформы, суть которой заключалась в упразднении совнархозов и восстановлении промышленных министерств.

Брежнев сосредоточил в своих руках значительную власть. В 1966 г. была введена партийная должность — Генеральный секретарь ЦК КПСС (как это было при Сталине), тогда же вместо Президиума ЦК было восстановлено Политбюро. В 1977 г. Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР и стал, согласно новой Конституции, официальным главой государства. Но вместе с тем всей этой обширной властью Брежнев пользовался очень осторожно. Он считал, что в СССР надо не проводить реформы, а только сохранять существующее положение. Брежнев требовал, чтобы любые решения были сначала тщательно подготовлены, а только затем воплощались в жизнь. Но на деле это часто приводило к тому, что многие разумные инициативы тормозились или замалчивались.

За 1964—1985 гг. укрепился и разросся партийный аппарат. Шел процесс сращивания партийного и государственного аппарата.


На праздничной демонстрации

Партийная верхушка все более отдалялась от массы простых коммунистов. Для номенклатурных работников разных рангов были установлены льготы и привилегии, которые значительно повышали их уровень жизни и все больше отрывали от рядовых граждан страны.

Укрепились позиции органов госбезопасности, которые в годы деятельности Сталина играли большую роль в жизни общества. Специальные сотрудники вели слежку за правозащитниками и диссидентами 1 , прослушивали телефоны, перлюстрировали переписку, собирали сведения от людей, сотрудничавших с органами. Широкое использование получила практика заключения в специализированные психиатрические лечебницы. Даже в научных дискуссиях, как и при Сталине, направленность споров контролировали офицеры госбезопасности.

Диссидентское движение. Советский Союз по-прежнему оставался страной, где господствовала одна политическая партия и отсутствовали демократические свободы. За расширение свободы слова и свободу совести в СССР выступили так называемые диссиденты, которых объединяло общее недовольство жизнью в СССР. По самосознанию и характеру деятельности правозащитное движение являлось не политическим, а нравственным. Требование соблюдения законности в советских условиях являлось революционным, так как это, по существу, означало бы изменение характера власти, изменение всего жизненного строя. Между тем правозащитники принципиально отвергали насилие для осуществления какой бы то ни было цели, осуждали его и никогда к нему не прибегали.

Правда, это движение было неоднородно. В нем отчетливо выделялись четыре направления: сторонники теории либерализма (А. Сахаров), сторонники христианской идеологии и учета самобытности России (А. Солженицын), сторонники подлинного марксизма-ленинизма, избавленного от деформаций (Р. Медведев), правозащитники (С. Ковалев, Г. Якунин и др.).

Середина 60-х гг. - Начало диссидентского движения

Многие исследователи истории диссидентства называют точную дату рождения правозащитного движения — 5 декабря 1965 г., когда в Москве на Пушкинской площади состоялась демонстрация с правозащитными лозунгами. Демонстрация была разогнана милицией. Однако этому событию предшествовали долгие годы борьбы демократически ориентированных групп и одиночек.

За 15 лет существования движения правозащитники не добились своей прямой цели — улучшения положения с правами человека в СССР. На обращения граждан в высшие советские инстанции (1966—1968) ответом были репрессии. Обращения через западную общественность (1969—1975) тоже не имели успеха. Подавление оппозиционных настроений приводило к тому, что внешне советское общество выглядело единым и монолитным.


А. Д. Сахаров

Три раздела Конституции были посвящены советским представительным органам — Советам народных депутатов, политической основе СССР.

Конституция допускала возможность обжалования в суде незаконных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, и устанавливала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных органов, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Конституция подтвердила право союзных республик на свободный выход из СССР, право на неизменность территории.

Таким образом, наблюдался разрыв между реальностью и декларированными в Конституции правами граждан, республик. Несмотря на свой демократический характер, Основной Закон СССР практически не выполнялся.

Нарастание кризисных явлений в политической сфере. Нарастающий экономический кризис сопровождался политическим. Почти все соратники Брежнева были уже глубокими стариками, сам Генеральный секретарь ЦК КПСС был тяжело болен и с трудом справлялся с управлением страной и партией. Официальная коммунистическая идеология у населения вызывала равнодушие, а то и скрытую улыбку. По стране прокатилась серия анекдотов, в которых главным действующим лицом был Брежнев.


Ю. В. Андропов

Попытки навести порядок внутри страны сочетались с ужесточением внешней политики. Усилилось противостояние СССР и США. В первую очередь это было вызвано размещением в европейских странах новых советских и американских ракет. Так как теперь американские ракеты могли достичь важных центров европейской части СССР всего за 5 минут, Андропов объявил, что лидеры США готовятся первыми нанести ядерный удар по СССР.

Началась жесткая пропагандистская война между двумя державами, особенно усилившаяся после того, как на Дальнем Востоке советские летчики сбили корейский пассажирский самолет, пролетевший над военными базами СССР на Сахалине. Неизвестно, как бы дальше продолжались реформы Андропова, тем более что в самом Политбюро ЦК КПСС существовала группа партийных лидеров, считавших, что перемены не нужны и следует вернуться к политике времен Брежнева, но зимой 1983 г. Ю. В. Андропов тяжело заболел, а 9 февраля 1984 г. скончался. Новым Генеральным секретарем стал лидер консервативной группировки в Политбюро К. У. Черненко, которому было уже 72 года.

При новом лидере страны стали сворачиваться даже те незначительные реформы, что начинались при Андропове. Сразу же были прекращены все уголовные дела против партийных чиновников, виновных в экономических преступлениях. Казалось, что страна возвращается назад, в 70-е гг. Но сам Черненко был уже очень больным человеком, и 10 марта 1985 г. он умер.


М. С. Горбачев

Условия развития культуры в 70-х — первой половине 80-х гг. Культурное развитие СССР в годы застоя тоже шло непросто. Партийная пропаганда оставалась такой же постоянной и навязчивой, несмотря на то что в нее мало кто верил. Противоречивость и непоследовательность процесса демократизации, начавшегося после XX съезда партии, усиление административного нажима в социальной и культурной сферах — причины, непосредственно вызывавшие негативные явления в культуре.

Внешне демократические формы управления культурой не могли заслонить истинного положения дел. В эти годы регулярно собирались съезды учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции, конференции обществоведов. Однако постепенно они превращались в парадные мероприятия, проводимые по заранее согласованному сценарию.

Вне критики оказывались произведения и научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и поэтому не дошедших до читателя или зрителя. Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули Родину. За границей оказались главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, выдающийся виолончелист и дирижер М. Ростропович, солистка Большого театра Г. Вишневская, писатели В. Максимов, В. Аксенов, А. Солженицын, поэты И. Бродский и А. Галич, кинорежиссер А. Тарковский, скульптор Э. Неизвестный, художник М. Шемякин, философ А. Зиновьев и др.

Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями. С одной стороны, нельзя не отметить качественный скачок в развитии материальной базы культуры. Радикальные изменения произошли в развитии средств массовой информации: появились транзисторные приемники, кассетные и видеомагнитофоны, цветное телевидение, телетайпы. С другой — средств, выделяемых на нужды культуры, не хватало. Продолжал действовать принятый еще в довоенные годы остаточный принцип выделения средств на культурное строительство. В результате в середине 80-х гг. необходимость срочной реставрации привела к одновременному закрытию ряда крупнейших культурных центров — Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея и ряда других культурных объектов. Под угрозой оказалась сохранность фонда главного книгохранилища страны — Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.


А. П. Александров

Достижения и проблемы в развитии науки. Со второй половины 60-х гг. на первый план выдвинулись задачи интенсификации науки, наиболее рационального использования имеющегося научного потенциала. Расходы на науку выросли с 1970 по 1985 г. в 2,5 раза. О превращении науки в непосредственную производительную силу свидетельствует образование научно-производственных объединений. Были созданы новые отделения Академии наук СССР (Уральское и Дальневосточное). К концу 70-х гг. в СССР существовало более 5 тыс. научно-исследовательских учреждений.

Большой вклад внесли ученые в разработку комплексных долгосрочных программ основных направлений развития народного хозяйства с учетом их влияния на социальный прогресс страны. Работа по разработке и внедрению атомной энергетики велась под руководством академика А. П. Александрова. Его труды по диэлектрикам, электрическим и механическим свойствам полимеров имели большое практическое значение.


Л. А. Арцимович

Новое в системе образования. В 1966 г. советское руководство приняло решение о введении всеобщего обязательного среднего образования для детей школьного возраста. Были утверждены программы более углубленного изучения физики, химии, биологии. В школах даже стали преподавать отдельные разделы высшей математики.

Вместе с тем многие проблемы народного образования не решались — по-прежнему не хватало школ и подготовленных кадров учителей. Средств, выделяемых на образование, явно было недостаточно. Традиционная школа требовала от учащихся усвоения определенной суммы фактов. Время диктовало необходимость менять ориентацию и прививать школьникам умение самостоятельно мыслить, пополнять знания, заниматься самообразованием. Поиски в этом направлении вели учителя-новаторы. Опыт В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, Ш. А. Амонашвили и других педагогов показал пути решения многих проблем, назревших в школе: падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе. Но существующая система управления народным образованием не способствовала распространению новых методов обучения в школе. Проблемы в народном образовании продолжали накапливаться.

В 60—80-е гг. была полностью реорганизована система профессионально-технического образования. Возникали городские и сельские профессионально-технические училища нового типа — на базе восьмилетней общеобразовательной школы. Обучаясь в ПТУ, учащиеся наряду с рабочей профессией получали и общее среднее образование.

Большое внимание уделялось развитию высшего образования. К 1985 г. число университетов достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созданы крупные центры высшего образования. Это приблизило структуру подготовки кадров к потребностям народного хозяйства. Однако уже к 70-м гг. проявились негативные последствия экстенсивного пути развития высшей школы: нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста (особенно инженерных кадров).

Художественная культура. Период 70-х — первой половины 80-х гг. нельзя назвать однозначно застойным, когда речь идет о развитии литературы и искусства, хотя существенные деформации произошли и здесь.


М. А. Шолохов

Среди поэтов выделялся В. Высоцкий. Его песни, не одобрявшиеся властями, тем не менее знала вся страна, так как они распространялись в виде магнитофонных записей.

Известными поэтами бардовского направления были А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор.

Конфликт между официальной культурой, которую поддерживала партийная пропаганда, и культурой оппозиционной коснулся и других видов искусства. В музыке новые жанры, активно развивавшиеся на Западе (например, рок-музыка), были запрещены, а музыкантам приходилось выступать на частных квартирах. Многие из них работали дворниками, сторожами, грузчиками, разнорабочими, одновременно продолжая сочинять музыкальные произведения.

Идеологический контроль за литературой и искусством усиливался. Выход в свет книги, премьера спектакля, выпуск на экраны фильма зависели от большого количества инстанций, для которых запрет был более безопасным и надежным, чем разрешение.

1 Диссидент — несогласный, инакомыслящий, отступающий от догматов господствующей идеологии.

Вопросы и задания

1. Подумайте, почему время правления Л. И. Брежнева называют эпохой застоя.

2. Какую роль в жизни общества играла коммунистическая партия?

3. Какое общественное движение называют диссидентским и почему?

4. Почему 70-е — первую половину 80-х гг. называют неосталинизмом? Докажите свое мнение.

5. Какие факты свидетельствуют о нарастании политического кризиса в стране?

6. Как развивались наука и культура в эпоху застоя?

ДОКУМЕНТ

Из памятной записки А. Д. Сахарова Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. 5 марта 1971 г.

. Начиная с 1956 г. в нашей стране осуществлен ряд важных мероприятий, устраняющих наиболее опасные и уродливые черты предыдущего этапа развития советского общества и нашей государственной политики. Однако одновременно имеют место определенные негативные явления — отступления, непоследовательность и медлительность в осуществлении новой линии. Необходима выработка четкой и последовательной программы дальнейшей демократизации и либерализации и осуществление ряда неотложных первоочередных шагов.

Необходимы кардинальные решения для предупреждения возможных осложнений.

Я высказываю мнение, что было бы правильным следующим образом охарактеризовать общество, к осуществлению которого должны быть направлены неотложные государственные реформы и усилия граждан по развитию общественного сознания:

а) Основной целью государство ставит охрану и обеспечение основных прав своих граждан. Защита прав человека выше других целей.

б) Все действия государственных учреждений целиком основаны на законах (стабильных и известных гражданам). Соблюдение законов обязательно для всех граждан, учреждений и организаций.

в) Счастье людей, в частности, обеспечено их свободой в труде, в потреблении, в личной жизни, в образовании, в культурных и общественных проявлениях, свободой убеждений и совести, свободой информационного обмена и передвижения.

г) Гласность содействует контролю общественности за законностью, справедливостью, целесообразностью всех принимаемых решений. Способствует эффективности всей системы, обусловливает научно-демократический характер системы управления, способствует прогрессу, благосостоянию и безопасности страны.

Вопрос и задание к документу

Какие негативные явления жизни Советской страны выделяет А. Д. Сахаров? Дайте оценку предлагаемых мер по развитию демократии в стране.

Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости на 25 % и увеличение смертности на 15 % привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов (к началу 80-х годов в городах проживало 180 млн человек). Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе. Стабилизировалась партийная элита – номенклатура, которая превратилась в привилегированную касту. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение. Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Брежневское правление. Застой (1964—1985)

ГЛАВА IX СССР в 1964–1985 гг.

ГЛАВА IX СССР в 1964–1985 гг. Осудив волюнтаризм и субъективизм в решении вопросов внутренней и внешней политики, новое руководство страны первостепенное внимание уделило восстановлению дееспособности партии и партийно-государственного аппарата. 16 ноября 1964 г. пленум ЦК

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СССР. 1353-1985

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СССР. 1353-1985 За годы Большого Застоя управление в СССР проделало длительную и не во всем удачную эволюцию: от бизнес-плана построения коммунизма к конкретному сроку (Третьей Программы КПСС), от хрущевских экспериментов, не имеющих ничего общего с

СССР в 1953–1964 гг.

СССР в 1953–1964 гг. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. После непродолжительной борьбы за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. Часть историков

Перестройка в СССР. 1985—1991 гг.

2.1. Дипломатические инициативы СССР. 1985–1991 гг

2.1. Дипломатические инициативы СССР. 1985–1991 гг В ноябре 1984 г. советская делегация вернулась за стол переговоров в Женеве. В январе 1986 г. Горбачев выдвинул обширный план полной ликвидации оружия массового поражения, в том числе и ядерного, во всем мире к концу XX века. Он был

57. СССР в 1945–1964 гг

57. СССР в 1945–1964 гг По итогам Первой мировой и Гражданской войн материальный ущерб оценивался в четверть национального богатства. За Великую Отечественную войну была потеряна треть национального богатства. Огромные потери населения, необходимость создавать атомное

Смещение Хрущева во многом было результатом стремления номенклатуры к стабильности своего положения, которому прежде угрожали сталинские чистки аппарата и хрущевской перетряски кадров. Поэтому сразу же после его отстранения от власти в СССР был проведен ряд контрреформ, призванных обеспечить практически пожизненное обладание советскими чиновниками их постами. Так министр рыбной промышленности А. А. Ишков занимал свой пост 39 лет, министр судостроительной промышленности Б. Е Бутома – 28 лет, первый секретарь Тульского обкома КПСС И. Х. Юнак – 24 года.

Сильно изменилась общая структура управления, сформировавшаяся в условиях однопартийной системы. Диктатура коммунистической партии, де-факто установленная уже в первые годы советской власти, была окончательно оформлена де-юре (ст. 6 Конституции СССР 1977 г.) и приняла свой окончательный вид, в каком она существовала до конца 80-х – начала 90-х гг.

Однако на практике механизм господства номенклатуры не раз менялся. При Сталине и Хрущеве партийный и государственный аппарат были полностью подчинены вождю и не раз подвергались чисткам и репрессиям. После смещения Хрущева номенклатуре удалось установить свою классовую диктатуру, сменившую диктатуру вождя. Политбюро перестало быть послушным орудием генсека и превратилось из декоративного в реальный орган власти.

Сущность политики Брежнева заключалась в сохранении достигнутых темпов производства и экстенсивном расширении производственных мощностей.

Начиная с середины 70-х гг. в силу резкого ослабления здоровья Брежнева реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС.

По-прежнему сохранял свои позиции Секретариат ЦК КПСС, через его отделы осуществлялось так называемое политическое, а фактически прямое руководство отраслями народного хозяйства..

В управлении экономикой был восстановлен отраслевой принцип и устранена введенная Хрущевым совнархозовская территориальная система. Министерство занималось перспективным и годовым планированием развития соответствующей отрасли, утверждало штаты центрального управления, положения о главках, контролировало их деятельность.

С 1973 г. стала формироваться обновленная система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и устанавливалась трехзвенная схема управления: министерство — производственное объединение — предприятие.

К концу 70-х гг. начала все более рельефно проявляться тенденция стагнации, обостряемая исчерпанием резерва рабочей силы. В экономике стали усиливаться деградация и консервация основных фондов, сверхмилитаризация хозяйства, кризис системы управления, проявлявшийся в затратности производства.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 14 июня 1983 г. вводились новые критерии по выполнению плановых заданий, по объему реализованной продукции, исходя из договорных обязательств, по номенклатуре, качеству и срокам, а также по росту производительности труда, снижению затрат, повышению технического уровня производства. Добиться действительной оценки деятельности предприятий по этим критериям не удалось. В 1970—1980-х гг. предпринимались активные попытки по совершенствованию законодательства, регулирующего управленческую систему. Были разработаны и введены законы о труде, об административной ответственности и др.

В 1977 г. принята новая Конституция, ставшая преемницей предшествующих основных законов 1924 и 1936 гг., а также проекта, разработанного в 1963 г. Главной отличительной особенностью этой Конституции являлось законодательное закрепление в 6-й статье руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, объявленной ведущей силой общества.

В общем и целом в развитии системы управления правящая партия руководствовалась так называемыми ленинскими принцами управления, к числу которых относились демократический централизм, сочетание единоначалия и коллегиальности, интернационализм, социалистическая законность, научное предвидение. Эти принципы были реализованы в таких понятиях, как партийное политическое руководство деятельностью государственных органов, широкое участие трудящихся в управлении в рамках становления общенародного государства.

В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР, состоявшим из палаты Совета Союза и палаты Совета Национальностей. Он возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредственное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органами МВД и т.д. При Верховном Совете был постоянно действующий орган — Президиум Верховного Совета СССР, который толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.

Приход к власти Л. И. Брежнева:

В январе – феврале 1959 г. состоялся XXI съезд КПСС, на котором была провозглашена полная и окончательная победа социализма в СССР, также было торжественно заявлено, что раз социализм построен, то самое время заняться строительством коммунизма.


Леонид Ильич Брежнев

В 1961 году были поставлены следующие задачи:

  • обеспечить материально-техническую базу коммунизма, что значило – выйти на первое место в мире по уровню жизни
  • перейти к коммунистическому самоуправлению
  • сформировать нового человека, который будет жить в коммунистическом будущем

Кроме того, в Устав КПСС были внесены некоторые новые положения:

  • о возможности проведения внутрипартийных дискуссий;
  • о сменяемости партийных кадров в центре и на местах;
  • о расширении прав местных партийных органов;
  • о выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств.

Все эти положения, будь они, конечно, реализованы на деле, смогли бы изменить облик власти, могли бы способствовать формированию принципов открытости и даже демократизации партийной системы. Однако, это были лишь пустые постулаты, которые на деле не несли за собой абсолютно никаких изменений.

Вообще шаги Н. С. Хрущева, непоследовательные и смелые, вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы оказались задеты в результате его реформ. Против преобразований, декларируемых первым секретарем, выступал партийный аппарат, военные, интеллигенция, массы трудящихся – то есть почти все. Уровень жизни в начале 1960-х гг. после некоторого улучшения вновь стал хуже.


Последний день Хрущева в Кремле. 1964 год


Козел отпущения из кремлевского стойла. 1961 год

Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. — Генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин.


Брежнев и Косыгин прекращают выступление клоуна Хрущева, а сверху на них смотрит Мао, с которым у Хрущева был ожесточенный конфликт.

Консервация политического режима:

2.1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры:


Насколько молодыми являются правители этой страны. 1980 год

  • Система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры
  • Усиление нападок на критику И. В. Сталина и сталинизма (репрессии возвращаются)
  • Кампания в прессе по возвеличиванию Л. И. Брежнева (неосталинизм)
  • Преследование инакомыслящих (более мягкими методами, чем при И. В. Сталине)

2.2. Укрепление роли армии и органов безопасности:

В это время возрастает роль армейских генералов и армии как таковой, а также органов госбезопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось в несколько раз финансирование оборонных программ.

1967 г. — начало массовой установки в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет (залог будущего военно-стратегического паритета с США).

1976 г. — начало установки ядерных ракет средней дальности в Восточной Европе.

  • Укрепление обороноспособности страны;
  • Усиление позиций военного руководства;
  • Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений не позволяли повысить уровень жизни советских людей и улучшить их быт

1967 г. — руководителем КГБ становится секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов: борьбе с инакомыслием стали уделять особое внимание. По его предложению создается пятое управление КГБ, цель которого – борьба с диссидентством. Сотрудники 5-ого управления внедрялись в общественные и государственные организации, должны были наблюдать, прослушивать телефонные звонки попавших под подозрение лиц, подсматривать и подслушивать в поисках информации.


Юрий Владимирович Андропов

Итог: Массовый террор ушел в прошлое, но политические преследования приобрели более изощренный характер.


ГУЛАГ — 74. 1974 год


Конституция СССР. В. Остовский. 1978 год


Вколачивайте, сержант, в головы демонстрантов основные статьи нашей конституции! Обложка журнала Крокодил, 1977 год

3.1. Аграрная реформа 1965 года и ее результаты:

  • Малая отдача вложений (у работника не было заинтересованности в конечном результате труда);
  • Обострение продовольственной проблемы;
  • Импорт зерна и продуктов питания.

3.2. Реформы в промышленности: замыслы и результаты:

Данные реформы также носят название реформ А.Н. Косыгина.


Алексей Николаевич Косыгин

  • Изменение условий планирования (уменьшено количество плановых показателей, изменение плана министерством согласовывалось с предприятием);
  • Усиление экономического стимулирования;
  • Восстановление отраслевых министерств вместо совнархозов;
  • Вводятся элементы хозрасчета.
  • Вторая половина 1970 – начало 1980 гг. — свертывание реформы;
  • Формализация планирования;
  • Экстенсивный характер развития производства;
  • Кризис организации труда;
  • Физический износ и моральное старение оборудования;
  • Рост незавершенного строительства;
  • Значительный рост военных расходов;
  • Директивная модель экономики, отвергая все новое, исчерпала свой ресурс.

Социальная политика Л. И. Брежнева:

  • Финансирование социальной сферы по остаточному принципу;
  • Слабость социальных программ;
  • Осложнение жилищной проблемы.
  • В целом положение основной части населения улучшилось;
  • Увеличение количества отдельных квартир для населения (а не коммунальных);
  • Активное использование бытовой техники в повседневной жизни;
  • Рост зарплат


Строить быстро, экономно, качественно! И. Овасапов. 1977 год

Советское общество на переломе: истоки диссидентского движения:


Андрей Дмитриевич Сахаров

1965 г. — арест и приговор к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писателей А. Синявского и Ю. Даниэля за публикацию своих произведений за границей.

1967 г. — арест поэта Ю. Галанскова и публициста А. Гинзбурга.

Александр Ильич Гинзбург

1976 г. — создание в Москве группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР (глава — Ю. Орлов).

Конец 1979 – начало 1980 гг. — арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций.

Итог: углубление противоречий между властью и обществом.


Диссиденты. Никогда не слышал о наличии таковых! 1978 год

Внешняя политика Л.И. Брежнева:

6.1. Отношения с Западом:

1968 — договор о нераспространении ядерного оружия (СССР, США, Великобритания).

1969 – начало 1970-х гг. — согласие Запада на ведение переговоров о разрядке напряженности (стратегический паритет СССР – США).


Народы мира требуют прекратить гонку вооружений! Р. Сурьянинов. 1975 год

1971 г. — четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (СССР, США, Великобритания, Франция): западные секторы Берлина не являются составной частью ФРГ и не находятся под её управлением.

1972 г. — Договор ОСВ-I (ограничение стратегических вооружений).

1979 г. — Договор ОСВ – II: не ратифицирован Конгрессом США.

6.2. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе:

Кульминация процесса разрядки международной напряженности:

1975 г. — Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки (33 государства Европы, США, Канада).

Декларация принципов взаимоотношений стран-участниц Совещания:

  • суверенное равенство;
  • неприменение силы или угрозы силой;
  • нерушимость послевоенных границ;
  • территориальная целостность государств;
  • мирное урегулирование споров;
  • невмешательство во внутренние дела;
  • уважение прав человека и основных свобод и др.

Разное понимание сути подписанных соглашений:

  • СССР рассматривал хельсинские соглашения как собственную победу и пытался ее закрепить, причем расценивал его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней.
  • Западные страны считали, что самое важное – подтверждение СССР пункта о правах человека и собирались использовать это в борьбе с тоталитарными тенденциями в Советском Союзе.

Итог: обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире.

6.3. Региональные конфликты:

Все локальные конфликты представляют собой проявления противостояния СССР – США.

  • С июня 1967 г. — Проарабская позиция СССР на Ближнем Востоке;
  • 1964 – 1975 гг. — Оказание помощи Демократической Республике Вьетнам в борьбе против американской агрессии;


Вьетнам - Процесс переливания крови. 1973 год


Положить конец агрессии во Вьетнаме! В. Корецкий. 1965 год

  • Размещение ядерных ракет средней дальности (РСД) в ГДР, ЧССР (руководство СССР решило через угрозу войны в Европе заставить европейцев воздействовать на США);
  • Поддержка Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау в борьбе за независимость;
  • Поддержка просоциалистического режима Эфиопии;


В целях достижения высокого благосостояния народа Эфиопии. 1978 год

  • Крупномасштабные поставки СССР никарагуанским повстанцам;
  • Поддержка за рубежом группировок коммунистической ориентации.

6.4. Война в Афганистане


Улицы Кабула на следующий день после революции, 28 апреля 1978 года


Советский солдат в Афганистане, 1988 год

Решение о вводе войск было принято узким кругом лиц во главе с Брежневым. Только по официальным данным, в этой войне погибло около 14 тыс. советских солдат, ранено и остались инвалидами — 35 тыс. Афганский народ нес также колоссальные потери - около 1 млн. человек.


Брежнев и лидер афганских коммунистов Бабрак Кармаль попивают мартини на безымянной могиле. Карикатура

Руководство Чехословакии открыто выступило за смягчение коммунистического режима в стране, это привело к введению войск ОВД в Чехословакию. Реакция на подобное вмешательство во внутренние дела государства была довольно агрессивной.


В тот же год произошло отдаление Китая, Румынии, Югославии, а Албания вообще вышла из ОВД. Причина сложность отношений с этими странами крылась в стремлении их к самостоятельности в выборе пути построения коммунизма, что очень не нравилось советскому руководству, привыкшему быть флагманом счастливого будущего.

Читайте также: