Быт разных народов арабского халифата кратко

Обновлено: 27.06.2024

Так как большая часть арабских стран расположена в жарком климатическом поясе, основной задачей при постройке жилищ у людей было спастись от невысимой летней жары.
Комнаты в домах были практически пусты. Из мебели имелся лишь сундук, используемый для хранения одежды, и множество подушек. Стульев, конечно же, не было – сидели прямо на полу, в связи с чем коврам придавалось такое огромное значение. Стол вносили только во время еды, уже накрытым, причем часто он представлял собой цельную плиту из красивого поделочного камня или редкого сорта дерева.

Общее стремление жителей Азии к роскоши повлияло в то время и на арабов. Побеждая, они стали пользоваться ремеслами побежденных. Заведя новые торговые отношения, из Китая и Индии арабы получали редкие материи и ткани, из России – меха, из Африки – шкуры, павлиньи перья, слоновую кость, из Испании – золото и драгоценные камни. Местное мануфактурное производство шелковыми, льняными, бумажными пряжами и тканями совершало чудеса. Арабы первые ввели опрятность в одежде, употребляя нижнее, моющееся платье из полотна.
После завоевания арабами Пиренейского полуострова и образования там нового халифата, столица Кордова, ставшая и резиденцией нового халифата, быстро преобразилась и достигла под управлением арабов высшей степени благосостояния. Все улицы города были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Жилища арабов с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла – такой роскоши европейцы еще не видывали. Роскошь арабов доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых иные умещали более тысячи огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы.
Утварь арабов обычно отличалась большой роскошью. В домах было много ковров, циновок из тростника, больших канделябров, диванов и подушек, крытых богатыми материями, шелковых занавесей и т. п. Все это способствовало развитию ряда важных отраслей ремесла. Арабы не имели кроватей и спали на коврах или больших подушках, которые на день убирались в шкаф.
Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.


Большого развития достигли керамика и ювелирное дело. Если иметь в виду наиболее характерные типы арабских керамических изделий, то художественную керамику придется отнести к более позднему периоду. Уже после падения халифата широкую известность приобрели глиняные блюда и кувшины с характерным металлическим блеском, которые изготовлялись в различных пунктах, и особенно в Валенсии и на Майорке (отсюда название майолики, данное этим изделиям).
Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани – сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры.
Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором.
Любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали.


273

Так как боль­шая часть араб­ских стран рас­по­ло­же­на в жар­ком кли­ма­ти­чес­ком по­ясе, ос­нов­ной за­да­чей при по­строй­ке жи­лищ у лю­дей бы­ло спас­тись от не­вы­си­мой лет­ней жа­ры.

Ком­на­ты в до­мах бы­ли прак­ти­чес­ки пу­с­ты. Из ме­бе­ли имел­ся лишь сун­дук, ис­поль­зу­е­мый для хра­не­ния одеж­ды, и мно­жест­во по­ду­шек. Стуль­ев, ко­неч­но же, не бы­ло – си­де­ли пря­мо на по­лу, в свя­зи с чем ков­рам при­да­ва­лось та­кое ог­ром­ное зна­че­ние. Стол вно­си­ли толь­ко во вре­мя еды, уже на­кры­тым, при­чем час­то он пред­став­лял со­бой цель­ную пли­ту из кра­си­во­го по­де­лоч­но­го кам­ня или ред­ко­го сор­та де­ре­ва.

Об­щее стрем­ле­ние жи­те­лей Азии к рос­ко­ши по­вли­я­ло в то вре­мя и на ара­бов. По­беж­дая, они ста­ли поль­зо­вать­ся ре­мес­ла­ми по­беж­ден­ных. За­ве­дя но­вые тор­го­вые от­но­ше­ния, из Ки­тая и Ин­дии ара­бы по­лу­ча­ли ред­кие ма­те­рии и тка­ни, из Рос­сии – ме­ха, из Аф­ри­ки – шку­ры, пав­линьи перья, сло­но­вую кость, из Ис­па­нии – зо­ло­то и дра­го­цен­ные кам­ни. Мест­ное ма­ну­фак­тур­ное про­из­водст­во шел­ко­вы­ми, льня­ны­ми, бу­маж­ны­ми пря­жа­ми и тка­ня­ми со­вер­ша­ло чу­де­са. Ара­бы пер­вые вве­ли оп­рят­ность в одеж­де, упо­треб­ляя ниж­нее, мо­ю­ще­е­ся платье из по­лот­на.

Пос­ле за­во­е­ва­ния ара­ба­ми Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва и об­ра­зо­ва­ния там но­во­го ха­ли­фа­та, сто­ли­ца Кор­до­ва, став­шая и ре­зи­ден­ци­ей но­во­го ха­ли­фа­та, быст­ро пре­об­ра­зи­лась и до­стиг­ла под управ­ле­ни­ем ара­бов выс­шей сте­пе­ни бла­го­сос­то­я­ния. Все ули­цы го­ро­да бы­ли от­лич­но вы­мо­ще­ны и осве­ще­ны го­рев­ши­ми фо­на­ря­ми. Жи­ли­ща ара­бов с бал­ко­на­ми из по­ли­ро­ван­но­го мра­мо­ра, ви­сев­ши­ми над по­ме­ран­це­вы­ми са­да­ми, кас­ка­ды во­ды, цвет­ные стек­ла – та­кой рос­ко­ши ев­ро­пей­цы еще не ви­ды­ва­ли. Рос­кошь ара­бов до­хо­ди­ла до то­го, что зи­мой ком­на­ты на­гре­ва­лись теп­лым воз­ду­хом, на­ду­шен­ным в тай­ни­ках. С по­тол­ков спус­ка­лись ог­ром­ные люст­ры, из ко­то­рых иные уме­ща­ли бо­лее ты­ся­чи ог­ней. Ме­бель из ли­мон­но­го де­ре­ва, с ин­крус­та­ци­ей из пер­ла­мут­ра и сло­но­вой кос­ти, сто­я­ла на пер­сид­ских ков­рах, впе­ре­меш­ку с ве­ли­ко­леп­ны­ми ком­нат­ны­ми цве­та­ми и эк­зо­ти­чес­ки­ми рас­те­ни­я­ми. При­ем­ные за­лы не­ред­ко вы­кла­ды­ва­лись зо­ло­том и жем­чу­га­ми. Ара­бы бы­ли пер­вы­ми са­до­во­да­ми в Ев­ро­пе, все са­мые цен­ные фрук­ты бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ев­ро­пу ими. В ис­кус­ст­вен­ных бас­сей­нах раз­во­ди­ли ры­бу. Дер­жа­ли ог­ром­ные птич­ни­ки и зве­рин­цы.

Ут­варь ара­бов обыч­но от­ли­ча­лась боль­шой рос­кошью. В до­мах бы­ло мно­го ков­ров, ци­но­вок из трост­ни­ка, боль­ших кан­де­ляб­ров, ди­ва­нов и по­ду­шек, кры­тых бо­га­ты­ми ма­те­ри­я­ми, шел­ко­вых за­на­ве­сей и т. п. Все это спо­собст­во­ва­ло раз­ви­тию ря­да важ­ных от­рас­лей ре­мес­ла. Ара­бы не име­ли кро­ва­тей и спа­ли на ков­рах или боль­ших по­душ­ках, ко­то­рые на день уби­ра­лись в шкаф.

Ор­на­мент и кал­ли­гра­фия, ши­ро­ко при­ме­няв­ши­е­ся в ар­хи­тек­тур­ном де­ко­ре (резь­ба по кам­ню, де­ре­ву, сту­ку), ха­рак­тер­ны и для при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, до­стиг­ше­го вы­со­ко­го рас­цве­та и осо­бен­но пол­но вы­ра­зив­ше­го де­ко­ра­тив­ную спе­ци­фи­ку араб­ско­го ху­до­жест­вен­но­го твор­чест­ва.


Боль­шо­го раз­ви­тия до­стиг­ли ке­ра­ми­ка и юве­лир­ное де­ло. Если иметь в ви­ду наибо­лее ха­рак­тер­ные ти­пы араб­ских ке­ра­ми­чес­ких из­де­лий, то ху­до­жест­вен­ную ке­ра­ми­ку при­дет­ся от­нес­ти к бо­лее позд­не­му пе­ри­о­ду. Уже пос­ле па­де­ния ха­ли­фа­та ши­ро­кую из­вест­ность при­о­бре­ли гли­ня­ные блю­да и кув­ши­ны с ха­рак­тер­ным ме­тал­ли­чес­ким блес­ком, ко­то­рые из­го­тов­ля­лись в раз­лич­ных пунк­тах, и осо­бен­но в Ва­лен­сии и на Май­ор­ке (от­сю­да на­зва­ние май­о­ли­ки, дан­ное этим из­де­ли­ям).

Ми­ро­вой из­вест­ностью поль­зо­ва­лись так­же араб­ские узор­ные шёл­ко­вые тка­ни – си­рий­ские, еги­пет­ские, мав­ри­тан­ские; из­го­тов­ля­лись ара­ба­ми и вор­со­вые ков­ры.

Ис­кус­ст­во в стра­нах ис­ла­ма раз­ви­ва­лось, слож­но вза­и­мо­дейст­вуя с ре­ли­ги­ей. Ме­че­ти, а так­же свя­щен­ная кни­га Ко­ран укра­ша­лись гео­мет­ри­чес­ким, рас­ти­тель­ным и эпи­гра­фи­чес­ким узо­ром.

Лю­би­мым цве­том ара­бов был крас­ный – это был цвет жен­щин, де­тей и ра­дос­ти; бе­лый, чер­ный и фи­о­ле­то­вый счи­та­лись как цве­та тра­у­ра, зе­ле­ный озна­чал ис­клю­чи­тель­ный прес­тиж. Се­рый цвет пре­зи­ра­ли.

Арабские племена были кочевыми, полуоседлыми или оседлыми. Основой их хозяйственной жизни являлись скотоводство и оазисное земледелие, дополнявшиеся на побережье рыболовством.

Там, где регулярно выпадали дожди, занимались главным образом садоводством и огородничеством, а в горных областях — террасным земледелием. Выращивали рис, хлебные злаки, лён, сахарный тростник. Южноаравийскую пшеницу экспортировали в другие районы полуострова.

Наскальные изображения в Центральной Аравии свидетельствуют о том, что в глубокой древности арабы разводили крупный рогатый скот. А значит, в те времена климатические условия здесь были гораздо благоприятнее, нежели в исторически обозримом прошлом.

Становление и подъем

Возникновение ислама послужило началом формирования культуры арабов и самого Халифата.

Халифат – уникальная феодальная форма правления государств ислама. Лидером при халифате был халиф.

Законом в халифате стал ислам и его главная книга Коран. Именно он определял моральные правила в обществе и структуру социума. Руководствуясь главными принципами исламской религии, началась великая история этого народа

В арабско – мусульманской ментальности главенствующее значение отводилось семье и кровным узам. Принадлежность к определенной национальности или государству стояла далеко не на первом месте.

Необходимость достоверно переводить главную книгу Халифата способствовала развитию филологических исследований арабского языка. На протяжении семи веков язык арабов был официальным на всей территории Халифата. В это золотое время культура арабов оставила далеко позади Европу.

Конец империи Халифата

Начиная с первых халифов государства, в империи существовал поражающий простотой патриархат. Лидеры придерживались скромности в своих желаниях, а чрезмерная роскошь подвергалась строгим осуждениям и преследованиям. Халифы не занимались скапливанием личных богатств и увеличением собственного кошелька.

Например, Омар ехал в Иерусалим на простом верблюде. С собой у него было мешок муки, фиников и вода. Осман носил одежду, мало отличающуюся от вещей обывателя империи, хотя вся Азия и Египет были под его контролем.

Ответственность лидеров Халифата перед своим народом вызывает уважение. Но провинции империи, особенно азиатские, вводили в искушение войска завоевателей. Армии стали расслабляться и пользоваться благами власти и богатства. Нагляднее всего это проявлялось в Сирии. Халифу Омару пришлось даже прибегнуть к наказаниям.

Нарушил обет прежних правителей династия халифа Омейяда. Свою резиденцию он обосновал в Дамаске, где сосредоточил всю роскошь востока. Династия Аббасидов продолжала собирать огромные богатства, но уже в Багдаде.

Их наследники быстро растратили сокровища империи. Лишь двое из них – Гарун-аль-Рашид и Мамун – сделали Багдад центром науки. Это придало отпечаток благородства бездумному расточительству.

Халифат начинал утрачивать политический вес и силу в мире. Вместо содержания армии, богатства тратились на украшения и строительства роскошных дворцов и мечетей, на иллюстрирование и переписывание книг, на многие другие предметы роскоши.

Читайте также: