Дмитрий мережковский символизм кратко

Обновлено: 30.06.2024

Мережковский, по праву считающийся ведущим теоретиком русского символизма, в литературно-критических работах 90-х годов заложил и основы символистской интерпретации творчества большинства русских писателей Х I Х века.

В ходе истории эти два потока, в предвестии гармонии, разъединяются, но дух постоянно устремлен к тому высшему слиянию, которое, по мысли Мережковского, станет венцом исторической завершенности. Эта довольно плоская философская схема определяет построение трилогии – и композицию романов, и их образную систему. Все строится на антитезах. Противостояние двух начал жизни выражается в параллелизме судеб людей, которые идут или к Христу – духовному началу, или к Антихристу – началу земному.

Возможностью реализации синтеза предстает в романе Леонардо да Винчи, для которого нет политики и партий, которому чужды обычные людские волнения. Он как бы вбирает в себя обе правды жизни. В этом смысле Леонардо вырастает в символ, в котором воплощается идея синтеза Мережковского. Но этот синтез оказывается призрачным. В конце романа Леонардо – слабый, одинокий, немощный старик, как и все, страшащийся смерти.

1. Андрущенко Е.А., Фризман Л.Г. Критик, эстетик, художник // Д.С. Мережковский. Эстетика и критика. М., Харьков. 2004.

2. Зобнин Ю.В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. Москва. – Молодая гвардия. 2008.

3. Мережковский Д.С. Эстетика и критика. М., Харьков, 2004.

4. Русская поэзия серебряного века. 1890–1917. Антология. Ред. М. Гаспаров, И. Корецкая и др. Москва: Наука, 2003.

6. Холиков А. Дмитрий Мережковский: Из жизни до эмиграции: 1865–1919. СПб.: Алетейя, 2008.

7. Чураков Д.О. Эстетика русского декаданса на рубеже XIX–XX вв. Ранний Мережковский и другие.

Дмитрий Сергеевич Мережковский – один из представителей периода расцвета русской поэзии, датированного концом XIX– началом XX веков.

В канун революции литератор владел известным в Петербурге литературным салоном, на собраниях которого звучали первые произведения Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Александра Блока.

Первые поэтические опусы полностью вписывались в каноны народничества. Идеи этого известного течения в литературе побудили его познакомиться с сектантством, он общался со староверами. Беседы с этими людьми, фанатично преданными религии, а также тяжелая болезнь способствовали тому, что поэт обратился к Богу. В дальнейшем религиозная философия проходила рефреном на протяжении всего его творческого пути.

Символизм как обновление литературы

Дмитрий Сергеевич всегда стремился оживить русскую литературу. В те времена она долгие годы оставалась инертной, поэты и писатели в своем творчестве обращались к одним и тем же канонам. Создать свою, авторскую систему, конструктивную для поэзии и прозы – эта идея давно занимала мысли Мережковского.

Готовые работы на аналогичную тему

По-разному восприняли этот манифест в северной столице. В литературных салонах ее освистали, в иных обществах назвали его стремление к модернизации никчемной попыткой.

За несколько лет до эмиграции Дмитрий Сергеевич Мережковский обратился к прозе. Из-под его пера вышли такие произведения, как историко-философские романы:

На сегодняшний день в качестве наиболее известных прозаических произведения называют трилогию, которая включает романы:

К его творчеству относят литературные исследования о таких мастерах слова, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Гоголь. Огромное влияние на понимание сущности нового искусства, символизма оказали идеи Ницше.

Мережковский и Ницше

Впервые с идеями Ницше Мережковский познакомился в конце 1880-х гг., сами идеи были включены в особую философию Мережковского, в его теорию религиозной эволюции. В частности, в собственную концепцию Мережковский включил образ Диониса и связанные с ним идеи хаоса, мифа, экстаза и культа. Творчески переосмыслив идеи Ницше, российский философ пришел к выводу, что в самом христианстве заключается идея революции.

По мнению Мережковского, католицизм ближе подошел к пониманию сущности христианства, чем православие, поскольку в католицизме представлено понимание религии как победоносной войны, которая ведется во имя Спасителя. Католический идеал христианина – рыцарь, воин Христа, который идет по пути постоянного личностного совершенствования и спасения. Мотивы рыцарства пронизывает западноевропейское христианство, европейское религиозное сознание.

Православие же взяло за основу смирение, в результате чего полностью утратило живой дух религии и самой культуры:

"Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история."

Идеал христианина в православье – монах, отказавшийся от всего земного, а, соответственно, человек, который похоронил заживо в себе человеческие силы и талант. Для Мережковского же история культурная и история политическая состояли из сильных личностей, раскрывших свой талант и умения, а не объективные факторы и процессы.

Яркий представитель Серебряного века, родоначальник русского символизма Дмитрий Сергеевич Мережковский не единожды выдвигался на соискание премии Нобеля по литературе, но получить престижное признание в мировом сообществе ему так и не удалось.


Детство и юность

Родился писатель 2 августа 1865 года во французской столице. Отец Димы работал на госслужбе, а мама занималась хозяйством и воспитывала детей. Сергей Иванович и Варвара Васильевна были многодетной парой: в их семье подрастало шестеро мальчиков и три девочки. Будущий писатель был самым младшим ребенком Мережковских.

Дом чиновника был небогатым, а быт семьи довольно скромным. Родители приучали детей к сытой, но экономной жизни. Кода отцу с матерью приходилось уезжать в командировки, с ребятами оставались гувернантка и старенькая няня, чьи библейские истории обожал слушать Дмитрий.

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург, Российская империя — 9 декабря 1941, Париж, Франция) — русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, философ религии и общественный деятель.

D. С. Мережковский, выдающийся представитель Серебряного века, вошел в историю как один из основоположников русского символизма, основоположник историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся публицист и литературный критик. Мережковский (с 1914 года, когда его выдвинул академик Н.А. Котляревский) неоднократно претендовал на Нобелевскую премию; он был близок и в 1933 году (когда лауреатом стал Иван Бунин).

Спорные философские идеи и радикальные политические взгляды Д.С. Мережковского вызывали неоднозначную реакцию; тем не менее, даже его противники признавали его выдающимся писателем, новатором жанра и одним из самых оригинальных мыслителей XX века.

Дмитрий Сергеевич Мережковский, русский поэт, писатель, религиозный философ - Д.С. Мережковский. Краткая биография

Д.С.Мережковский, как теоретик символизма

Мережковский, которого многие считают ведущим теоретиком русского символизма, заложил основы символистской интерпретации творчества большинства русских писателей десятого и одиннадцатого веков в своей литературной критике 1990-х годов.

В ходе истории эти два потока разделяются в предчувствии гармонии, но дух постоянно стремится к тому высшему слиянию, которое, по словам Мережковского, будет венцом исторического совершенства. Эта довольно плоская философская схема определяет структуру трилогии — и композицию романов, и их изобразительную систему. Все строится на противопоставлении. Конфликт между двумя началами жизни выражается в параллелизме судеб людей, которые идут либо ко Христу — духовному началу, либо к антихристу — земному началу.

Принципы символизма Д. Мережковского

Русский эрос

В русской любви есть что-то темное и болезненное,

непросвещенным и часто уродливым. У нас не было…

настоящая романтика в любви.

Эротика, визуальный язык, с помощью которого сексуальность воспринимается, символизируется, формируется и структурируется, является важнейшим элементом сексуальной культуры любого народа. Даже самый примитивный физиологический народный натурализм на самом деле содержит довольно сложный символический образ мира, человеческого тела, воспроизводства и удовольствия. В развитых культурах этот наивный и грубый натурализм постепенно завершается, совершенствуется и отливается в элегантные, эстетически и этически утонченные формы и образы, которые затем становятся критериями и стандартами индивидуального восприятия, самооценки и, в некоторой степени, поведения.

Историческая романистика д. С. Мережковского.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 -1941) — один из основоположников русского символизма.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: