Дмитрий мережковский символизм кратко
Обновлено: 30.06.2024
Мережковский, по праву считающийся ведущим теоретиком русского символизма, в литературно-критических работах 90-х годов заложил и основы символистской интерпретации творчества большинства русских писателей Х I Х века.
В ходе истории эти два потока, в предвестии гармонии, разъединяются, но дух постоянно устремлен к тому высшему слиянию, которое, по мысли Мережковского, станет венцом исторической завершенности. Эта довольно плоская философская схема определяет построение трилогии – и композицию романов, и их образную систему. Все строится на антитезах. Противостояние двух начал жизни выражается в параллелизме судеб людей, которые идут или к Христу – духовному началу, или к Антихристу – началу земному.
Возможностью реализации синтеза предстает в романе Леонардо да Винчи, для которого нет политики и партий, которому чужды обычные людские волнения. Он как бы вбирает в себя обе правды жизни. В этом смысле Леонардо вырастает в символ, в котором воплощается идея синтеза Мережковского. Но этот синтез оказывается призрачным. В конце романа Леонардо – слабый, одинокий, немощный старик, как и все, страшащийся смерти.
1. Андрущенко Е.А., Фризман Л.Г. Критик, эстетик, художник // Д.С. Мережковский. Эстетика и критика. М., Харьков. 2004.
2. Зобнин Ю.В. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. Москва. – Молодая гвардия. 2008.
3. Мережковский Д.С. Эстетика и критика. М., Харьков, 2004.
4. Русская поэзия серебряного века. 1890–1917. Антология. Ред. М. Гаспаров, И. Корецкая и др. Москва: Наука, 2003.
6. Холиков А. Дмитрий Мережковский: Из жизни до эмиграции: 1865–1919. СПб.: Алетейя, 2008.
7. Чураков Д.О. Эстетика русского декаданса на рубеже XIX–XX вв. Ранний Мережковский и другие.
Дмитрий Сергеевич Мережковский – один из представителей периода расцвета русской поэзии, датированного концом XIX– началом XX веков.
В канун революции литератор владел известным в Петербурге литературным салоном, на собраниях которого звучали первые произведения Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Александра Блока.
Первые поэтические опусы полностью вписывались в каноны народничества. Идеи этого известного течения в литературе побудили его познакомиться с сектантством, он общался со староверами. Беседы с этими людьми, фанатично преданными религии, а также тяжелая болезнь способствовали тому, что поэт обратился к Богу. В дальнейшем религиозная философия проходила рефреном на протяжении всего его творческого пути.
Символизм как обновление литературы
Дмитрий Сергеевич всегда стремился оживить русскую литературу. В те времена она долгие годы оставалась инертной, поэты и писатели в своем творчестве обращались к одним и тем же канонам. Создать свою, авторскую систему, конструктивную для поэзии и прозы – эта идея давно занимала мысли Мережковского.
Готовые работы на аналогичную тему
По-разному восприняли этот манифест в северной столице. В литературных салонах ее освистали, в иных обществах назвали его стремление к модернизации никчемной попыткой.
За несколько лет до эмиграции Дмитрий Сергеевич Мережковский обратился к прозе. Из-под его пера вышли такие произведения, как историко-философские романы:
На сегодняшний день в качестве наиболее известных прозаических произведения называют трилогию, которая включает романы:
К его творчеству относят литературные исследования о таких мастерах слова, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Гоголь. Огромное влияние на понимание сущности нового искусства, символизма оказали идеи Ницше.
Мережковский и Ницше
Впервые с идеями Ницше Мережковский познакомился в конце 1880-х гг., сами идеи были включены в особую философию Мережковского, в его теорию религиозной эволюции. В частности, в собственную концепцию Мережковский включил образ Диониса и связанные с ним идеи хаоса, мифа, экстаза и культа. Творчески переосмыслив идеи Ницше, российский философ пришел к выводу, что в самом христианстве заключается идея революции.
По мнению Мережковского, католицизм ближе подошел к пониманию сущности христианства, чем православие, поскольку в католицизме представлено понимание религии как победоносной войны, которая ведется во имя Спасителя. Католический идеал христианина – рыцарь, воин Христа, который идет по пути постоянного личностного совершенствования и спасения. Мотивы рыцарства пронизывает западноевропейское христианство, европейское религиозное сознание.
Православие же взяло за основу смирение, в результате чего полностью утратило живой дух религии и самой культуры:
"Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история."
Идеал христианина в православье – монах, отказавшийся от всего земного, а, соответственно, человек, который похоронил заживо в себе человеческие силы и талант. Для Мережковского же история культурная и история политическая состояли из сильных личностей, раскрывших свой талант и умения, а не объективные факторы и процессы.
Яркий представитель Серебряного века, родоначальник русского символизма Дмитрий Сергеевич Мережковский не единожды выдвигался на соискание премии Нобеля по литературе, но получить престижное признание в мировом сообществе ему так и не удалось.
Детство и юность
Родился писатель 2 августа 1865 года во французской столице. Отец Димы работал на госслужбе, а мама занималась хозяйством и воспитывала детей. Сергей Иванович и Варвара Васильевна были многодетной парой: в их семье подрастало шестеро мальчиков и три девочки. Будущий писатель был самым младшим ребенком Мережковских.
Дом чиновника был небогатым, а быт семьи довольно скромным. Родители приучали детей к сытой, но экономной жизни. Кода отцу с матерью приходилось уезжать в командировки, с ребятами оставались гувернантка и старенькая няня, чьи библейские истории обожал слушать Дмитрий.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург, Российская империя — 9 декабря 1941, Париж, Франция) — русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, философ религии и общественный деятель.
D. С. Мережковский, выдающийся представитель Серебряного века, вошел в историю как один из основоположников русского символизма, основоположник историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся публицист и литературный критик. Мережковский (с 1914 года, когда его выдвинул академик Н.А. Котляревский) неоднократно претендовал на Нобелевскую премию; он был близок и в 1933 году (когда лауреатом стал Иван Бунин).
Спорные философские идеи и радикальные политические взгляды Д.С. Мережковского вызывали неоднозначную реакцию; тем не менее, даже его противники признавали его выдающимся писателем, новатором жанра и одним из самых оригинальных мыслителей XX века.
Д.С.Мережковский, как теоретик символизма
Мережковский, которого многие считают ведущим теоретиком русского символизма, заложил основы символистской интерпретации творчества большинства русских писателей десятого и одиннадцатого веков в своей литературной критике 1990-х годов.
В ходе истории эти два потока разделяются в предчувствии гармонии, но дух постоянно стремится к тому высшему слиянию, которое, по словам Мережковского, будет венцом исторического совершенства. Эта довольно плоская философская схема определяет структуру трилогии — и композицию романов, и их изобразительную систему. Все строится на противопоставлении. Конфликт между двумя началами жизни выражается в параллелизме судеб людей, которые идут либо ко Христу — духовному началу, либо к антихристу — земному началу.
Принципы символизма Д. Мережковского
Русский эрос
В русской любви есть что-то темное и болезненное,
непросвещенным и часто уродливым. У нас не было…
настоящая романтика в любви.
Эротика, визуальный язык, с помощью которого сексуальность воспринимается, символизируется, формируется и структурируется, является важнейшим элементом сексуальной культуры любого народа. Даже самый примитивный физиологический народный натурализм на самом деле содержит довольно сложный символический образ мира, человеческого тела, воспроизводства и удовольствия. В развитых культурах этот наивный и грубый натурализм постепенно завершается, совершенствуется и отливается в элегантные, эстетически и этически утонченные формы и образы, которые затем становятся критериями и стандартами индивидуального восприятия, самооценки и, в некоторой степени, поведения.
Историческая романистика д. С. Мережковского.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865 -1941) — один из основоположников русского символизма.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Читайте также: