Быть и казаться пирогов кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Николай Иванович Пирогов родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более.

Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.

Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.

Вот третий взгляд – старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется.

Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.

И прочее, и прочее, и прочее . (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения)

Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.

Существует, - пишет Пирогов - только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения:

Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.

Основные положения педагогической системы.

Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране.

Таким образом , педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии.

По традициям того времени, в программу начальной школы , как и в программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так называемого закона божия, т. е. изучения священной истории ветхого и нового завета.

Пирогимназии составляют в системе образования, защищаемого Пироговым, вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для всех сословий и классов. Пирогимназии, по плану Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.

Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов - реальная и классическая.

Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи ,школы, общества и государства в этих целеустремлениях.

Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

На протяжении всей своей жизни, Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

Поиск по синонимам
Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы


Продолжаем цикл публикаций о Н.И. Пирогове, 210 лет со дня рождения которого исполняется 25 ноября. Он был выдающимся ученым и хирургом-новатором, часть своей жизни посвятил педагогической деятельности. Как и на многие вещи в жизни, на воспитание подрастающего поколения у Пирогова были свои взгляды, которые и изложены в этой статье.

Николай Иванович Пирогов прославился не только как выдающийся хирург и общественный деятель, о чем мы говорили в прошлой публикации, но и как человек, оставивший весомый след на поприще педагогическом. Как же случилось, что первоклассный хирург стал педагогом?

Интересно, что Николай Иванович, будучи человеком разносторонним, писал стихи. Вот отрывок из одного стихотворения, посвященного жене Александре Антоновне:

И Высшей Воле повинуясь,

Молю ее подать мне силы

Окончить поприще земли,

И, вздох последний испуская,

Из праха духом уносясь,

На сердце руку положивши,

Золотыми буквами должны быть выписаны слова Пирогова из письма к жене, обращенные ко всем женщинам на земле: «Женщины, поймите же, наконец, повторяю еще раз и повторю еще тысячу и тысячу раз, поймите всю важность, всю святость вашего призвания!

[1] Разумовский В.И. Николай Иванович Пирогов. Его жизнь, научно-общественная деятельность и мировоззрение. СПб., 1907. С. 14.

[2] Саккулин Н.П. Н.И. Пирогов как педагог. М., 1907.

[3] Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души / Сост. С. Старосивильский. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. С. 6-7.

[4] Острогорский А.Н. Н.И. Пирогов и его педагогические заветы. СПб., 1914.

[5] Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.

[8] Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души / Сост. С. Старосивильский. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. С. 9-11.

[10] Пирогов Н.И. Дневник старого врача. – М., 1887.

[12] Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души / Сост. С. Старосивильский. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. С. 24.

[13] Бертенсон И.В. Николай Иванович Пирогов. Очерк его общественной деятельности как профессора, врача-хирурга, писателя и педагога с 24 мая 1831 г. По 24 мая 1881г. Д-ра И.В. Бертенсона. 2-е изд. // Русская Старина. 1881. Кн.3. – СПб.: Издание К. Риккера, 1881.

[14] Кульба А. Война с болью // Нескучный сад. №2. 2006.

[15] Высокий дар небес. К вопросу о канонизации Н.И. Пирогова / Ю.Л. Шевченко. НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2020.

[16] Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. – М.: Педагогика, 1985.

[17] Мазинг Ю.А. Николай Иванович Пирогов: 200 лет жизни в истории России [Электр. ресурс] / Мазинг Ю.А., доктор биолог. наук, зав. научно-организац. отделом НИИ эксперимент. мед. СЭО РАМН, СПб.

[18] Пирогов Н.И. Философско–педагогические письма. – Иваново: ПресСто, 2010. 425 с. (К 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова).

[19] Песковский М.Л. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. – СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1893.

Читайте также: