Русский марксизм плеханов кратко

Обновлено: 30.06.2024

100 лет назад, 30 мая 1918 года , умер первый русский марксист Георгий Плеханов . Проведя больше половины жизни в эмиграции, он приехал в Россию, чтобы увидеть революцию. После того, что он увидел, ему оставалось только умереть.

Молодой радикал

В дальнейшем узнавать народ ему пришлось на весьма почтительном расстоянии: в Россию из эмиграции первый русский марксист вернулся лишь через 37 лет – за год до своей смерти.

Освобождение труда

Эти похвалы не улучшили материального положения первого русского марксиста. В его забитой книгами квартирке на окраине Женевы было холодно и сыро, члены семьи поочередно болели, а ее глава в итоге слег с приступом чахотки. Врачи отправили Георгия Валентиновича в альпийский санаторий умирать, но его спасла преданная забота Засулич (она была влюблена в него, он же, верный жене, позволял в ее отношении исключительно братские чувства). Помогал ему и Аксельрод, разбогатевший на производстве экзотического для Европы кефира. Едва поправившись. Плеханов отправился в Париж на учредительный конгресс 2-го Интернационала . В своей речи он заявил, что Россия, которую многие считали отсталой страной наподобие Китая, стремительно движется к капитализму, а значит, и к революции.

Высланный из Женевы по подозрению в изготовлении бомб (во всех русских революционерах по привычке видели террористов), Плеханов на некоторое время обосновался в соседнем французском городке Морне . Там его навестил приехавший из России молодой революционер Александр Потресов , вспоминавший:

Битва за партию

В итоге корифей сменил гнев на милость и согласился войти в состав редакции газеты, потребовав для себя два голоса.

После поражения революции Плеханов вернулся к теории марксизма и литературной критике. Он стал живой достопримечательностью Женевы: все гости из России стремились увидеть его, перекинуться парой фраз и даже поспорить с ним. Он быстро выходил из себя:

Одинокий лев

Начало Первой мировой войны застало европейских социал-демократов врасплох. Большинство из них, интернационалистов, мигом сделались отчаянными патриотами, призывавшими сражаться с врагом до победного конца Неожиданно среди таковых оказался и Плеханов, еще недавно выступавший против войны. Жившей в Европе русской социалистке Анжелике Балабановой , пытавшейся его образумить, он гневно заявил:

Царское правительство через доверенных лиц передавало Плеханову предложение вернуться на родину: поддержка марксистского гуру была бы весьма кстати. Он всякий раз отказывался, видя в этом предательство идеалов. Но сразу засобирался, когда услышал о произошедшей революции. Жена отговаривала: у нее был свой частный пансион в Сан-Ремо, дочки с мужьями жили во Франции, почти забытая Россия казалась дикой и опасной. Однако Плеханов все-таки поехал.

31 марта (13 апреля) 1917 года в Петрограде ему устроили торжественную встречу, но никаких постов во власти не предложили. Сказались старые обиды, да и здоровье его не позволяло много работать. После выступления на Всероссийском совещании Советов рабочих и солдатских депутатов Плеханов слег с тяжелым гриппом и выздоровел только к лету, когда в стране многое изменилось. Он устно и письменно осуждал ленинский курс на углубление революции, доказывая:

Мертвого, уже неопасного Плеханова похоронили с почестями. Именем покойного называли улицы и колхозы, издавали его труды, основали в Ленинграде Дом Плеханова, куда вдова передала его архив. При этом о его политических взглядах упоминали вскользь, а о долгом противоборстве с Лениным вообще умалчивали. О нем позволялось говорить лишь как об отце русского марксизма.

К началу 1880-х годов в России уже сложились условия для возникновения и распространения идеологии пролетариата. Ленин первым из русских марксистов поставил в качестве неотложной практической задачи создание рабочей партии в России и возглавил борьбу революционных социал-демократов за ее осуществление. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, принципы, формы и методы деятельности которой должны отвечать требованиям новой эпохи, эпохи империализма и социалистической революции. Он взял на вооружение центральную идею марксизма об исторической миссии рабочего класса как убийцы капитализма и строителя коммунистического общества. Ленин сделал все, что мог, и отличился как вождь рабочего класса.

Период распространения марксизма в России можно рассматривать как целую эпоху. Это отдельная страница в истории нашей Родины. Эту идеологию не следует считать уникальной. У него есть как плюсы, так и минусы.

Точка зрения о противоречивом характере марксизма как науки об общественном развитии встречается и в современном экономическом образовании.

Сторонники марксизма сформулировали следующие цели:

1.) Перевести труды К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык с целью распространения идей научного социализма в России.

2.) Критика народничества и разработка проблем общественной жизни России с позиций марксизма.

Из всего этого мы можем сделать следующий вывод: Особенности марксизма оказали заметное влияние на историю России, где он стал государственной идеологией.

В советском варианте теория формации во многом превратилась в жесткую схему фатальной смены пяти типов общества: первобытного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. Это не значит, что марксизм в нашей стране совсем не развивался — он дополнялся теориями империализма и построения социализма в одной стране и другими новациями.

Однако попытка построить общество социальной справедливости на основе такой идеологии оказалась не очень удачной, что привело к тому, что многие социологи разочаровались в познавательных способностях марксизма.

Русский марксизм - Краткая история марксизма

Краткая история марксизма

В наиболее развитых странах Европы классовая борьба между пролетариатом и буржуазией вышла на первый план в 40-х годах XIX века (восстания ткачей Лиона в 1831 и 1834 годах, подъем английского чартистского движения в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Пролетариат должен использовать свое политическое господство, чтобы постепенно лишить буржуазию всего капитала, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как правящий класс, и, возможно, увеличить сумму производительных сил.

Конечно, сначала это можно сделать только путем деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть путем действий, которые кажутся экономически недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают себя и становятся неизбежными как средство свержения всего способа производства.

Эта программа состоит из 10 пунктов:

  1. Экспроприация земельной собственности и перевод земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и повстанцев.
  5. Централизация кредита в руках государства через национальный банк с государственным капиталом и исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, средств производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Равная обязанность труда для всех, создание промышленных армий, особенно для сельского хозяйства.
  9. Объединить сельское хозяйство с промышленностью и способствовать постепенному устранению различий между городом и деревней.
  10. Государственное и бесплатное образование для всех детей. Отмена фабричного труда для детей в его нынешней форме. Связь образования с материальным производством и т.д.

В 1864 году был основан марксистский Первый Интернационал. Социал-демократические партии, организованные марксистами, отличались как радикальным, революционным направлением, так и умеренным, реформистским. Идеологом последнего был немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Во Втором Интернационале революционная точка зрения преобладала до начала 1900-х годов. Резолюции, принятые на съездах, касались невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протестов против милитаризма и войны и т.д. Позже реформисты стали играть большую роль в Интернационале, что привело к обвинениям в оппортунизме со стороны радикалов.

В первой половине двадцатого века коммунистические партии возникли из наиболее радикального крыла социал-демократии. Социал-демократы чаще всего выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году Коммунисты, впервые пришедшие к власти в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (хотя формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все аспекты жизни общества.

Предпосылки для распространения марксизма в России

Одним из важнейших факторов возникновения российской социал-демократии стала победа марксизма в западноевропейском рабочем движении и возможность воспользоваться плодами этой победы, тем более что марксизм уже давно проник в Россию, хотя и не был изначально привит на русской почве как мировоззренческая система. Прогрессивные россияне познакомились с ранними работами Карла Маркса и Фридриха Энгельса уже в 1940-х годах (В.Г. Белинский и, возможно, А.И. Герцен). В России интерес к марксизму начал быстро расти, особенно с конца 1960-х годов. Народники, познакомившись с трудами Маркса и Энгельса, занялись их переводом.

Ортодоксальный марксизм: Г. В. Плеханов (1856-1918)

Большевизм: Ленин (1870-1924)

Никто из российских социал-демократов не подверг сомнению этот тезис в принципе. Вопрос был только в том, существует ли в России рабочее движение или нет?

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Социальные группы, которые ушли в тень на этом этапе:

февраль 1917 — октябрь 1917

  • иерархия РПЦ,
  • многопартийные либерал-демократы,
  • большевики,
  • троцкисты,
  • масоны во всех группировках.

В политическом поле они были представлены различными партиями.

  • Большевики в союзе с истинными марксистами-троцкистами, которые были представлены в различных политических группировках.
  • Знахари,
  • монархисты,
  • иерархи РПЦ
  • либерал-демократы.

Г.В.Плеханов, как до революции 1917 года, тяготел к идеям меньшевизма, так и после неё, но с точки зрения и классификации социальных групп, сначала был марксистом-большевиком, а затем — марксистом-троцкистом.

К началу Октябрьской революции число членов партии большевиков составляло около 80 тысяч человек, тогда как у кадетов было 90 тысяч, у меньшевиков — 150 тысяч, у эсеров — около 700 тысяч членов.

Эта характеристика политической биографии Плеханова в третий период его деятельности (конец 1903-го — 1917), данная Лениным, должна служить исходным пунктом при рассмотрении жизни и деятельности Плеханова после II съезда РСДРП.

Но прежде — краткая биография этого известного политического деятеля.

image5

Плеханов в 1870-е годы

Впоследствии эту сентенцию повторял и Георгий Валентинович.

В Воронежской военной гимназии он попал в руки опытного преподавателя русского языка Бунакова, который привил мальчику любовь к словесности, приучил говорить и писать правильно, определённо, ясно и просто. Гимназию Плеханов окончил с отличием, его имя занесли на мраморную доску лучших выпускников (позже за революционную деятельность Плеханова его имя было стёрто — как это по-российски: высоко вознести, а потом низвергнуть).

После гимназии Георгий недолго учится в Константиновском артиллерийском училище, но по состоянию здоровья (грудная жаба) вынужден оставить его. В сентябре 1874 года он поступает в Петербургский горный институт. Занимается со страстью. Особенно увлекает его химия. Помимо Чернышевского (кумира передовой молодёжи) в любимых писателях ходили Лев Толстой, Гоголь, Достоевский. В кипящий того времени революционный студенческий котёл попал и Г.В.Плеханов.

image6

На короткое время он возвращается в Россию. 30 декабря 1877 года Плеханов выступает на похоронах Некрасова, которого, возражая Достоевскому, ставит выше Пушкина.

Заметки на полях

image4

Живёт во Франции и в Швейцарии. Слушает лекции в Сорбонне. Изучает марксистскую

литературу, историю западно-европейского рабочего движения. Пишет статьи. А чтобы заработать на жизнь, даёт частные уроки и занимается переводами.

image8

Весной 1895 года Г.В. Плеханов впервые встретился с приехавшим в Швейцарию В.И. Лениным.

image10

Вместе с В.И. Лениным Г.В. Плеханов проделал большую работу по организации II съезда РСДРП (1903 год).

Но тут произошёл переворот — раскол между сторонниками Мартова, будущими меньшевиками, и сторонниками Ленина, будущими большевиками.

Плеханов искренне пытался примирить большевиков с меньшевиками, однако он не смог до конца освободиться от груза социал-демократических традиций партий II-го Интернационала, не понял новых задач в эпоху империализма.

Уже в это время между Лениным и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

image13

Если на съезде и какое-то время после него он горячо защищал Ленина, то уже в конце октября 1903 года резко разошёлся с ним во взглядах, перешёл на сторону меньшевизма и стал одним из его лидеров.

Поскольку в тексте есть упоминания терминов: большевизм, меньшевизм и др., то необходимо пояснить суть данных политических течений.

image14

Большевизм, как учит история КПСС, возник в 1903 году на II съезде РСДРП как одна из партийных фракций. Как утверждали его противники, большевики до 1917 года никогда не представляли собой действительного большинства членов марксистской партии, и потому оппоненты большевиков в те годы всегда возражали против их самоназвания. Но такое мнение проистекало из непонимания разнородными меньшевиками сути большевизма.

Большевизм как явление духа Русской цивилизации, существовал до марксизма, потом заявил себя при марксизме, был подзабыт после госпереворота 1953 года, но не только сохранился после его завершения в 1993 году, но и незримо соучаствует в сегодняшней политической жизни. И хотя его сторонники могут себя и не называть большевиками, но выражают в своих делах интересы большевизма.

Коммунизм — общность людей на основе совести: всё остальное в коммунизме — следствие единства совести у разных лиц.

Коммунизм, как идеал, к которому должно стремиться человечество в своём развитии, пропагандируется издревле, и история знает попытки его осуществления как на принципах организации общественной жизни государством (инки), так и в сообществе единомышленников, ведущих жизнь в соответствии с принципами коммунизма (община ессеев), в обществе, где государство поддерживает право частной собственности (древняя Иудея) на всё без исключения.

Марксизм — это наименование мировоззренческой системы и проистекающего из неё понимания законов развития общества и его перспектив, данное по имени одного из основоположников.

Это означает, что троцкизм — явление психическое. Троцкизму в искреннем личном проявлении благонамеренности его приверженцами свойственен конфликт между индивидуальным сознанием и бессознательным как индивидуальным, так и коллективным, порождаемым всеми троцкистами в их совокупности. И в этом конфликте злобно торжествует коллективное бессознательное троцкистов, подавляя личную осознаваемую благонамеренность каждого из них совокупностью дел их всех.

Большевизм — это общность людей, старающихся выразить в своей деятельности стратегические интересы трудового большинства, вне зависимости от того, насколько само это большинство осознаёт свои стратегические интересы и верно им в жизни. Суть большевизма не в численном превосходстве приверженцев неких идей над приверженцами других идей и бездумной толпой, а именно в искреннем стремлении выразить и воплотить в жизнь долговременные стратегические интересы трудового большинства, желающего, чтобы никто не паразитировал на его труде и жизни.

Таким образом, уяснив и поняв трактовку данных терминов, мы сможем более точно подойти к пониманию политической деятельности Г.В. Плеханова.

image17

image11

image3

Итак, в программы меньшевиков и большевиков в качестве основы легло учение Маркса, хотя меньшевики более вольно интерпретировали его. Но всё же, можно заметить отличия. Характерной чертой меньшевиков было то, что в отличие от большевиков, они допускали в своей среде полную свободу мнений и возможность самого различного толкования основных постулатов марксистской теории. Плеханов и Мартов строили свои расчёты, исходя из европейских порядков, ленинцы — из российского образа жизни. Меньшевики соглашались на сотрудничество с либеральными партиями, большевики же не видели в этом смысла.

Оглашённая конечная цель меньшевиков и большевиков совпадала, но путь к этой цели, место России в революционном движении, стадии развития и методы борьбы они трактовали различно, также были расхождения в социальной базе и её составе.

Как пример этому, можно представить их действия и взгляды в период Первой Мировой войны…

Не нуждаются в комментариях и призывы меньшевиков-оборонцев отказаться на время войны от наиболее острых форм классовой борьбы внутри страны под тем надуманным предлогом, что война — это тоже классовая борьба, но только не с отечественными, а с иностранными эксплуататорами. Правда, к осени 1915 года, меньшевики-оборонцы вместе с правыми эсерами заговорили о революции во имя победы над Германией, однако реальных шагов в этом направлении вплоть до 1917 года они не предпринимали .

Меньшевизм выступил против Октябрьской революции 1917 года. Состоявшийся в ноябре 1917 года последний в истории меньшевизма съезд прошёл под знаком антибольшевизма и мобилизации сил для антисоветской борьбы.

image16

Теперь приведём определение научного коммунизма из Большой Советской Энциклопедии:

Что об этом говорили ещё классики марксизма — Маркс и Энгельс:

И наконец, посмотрим, что говорил о научном социализме сам Плеханов:

image2

Но, спрашивается, была ли у Плеханова своя программа выхода из того глубокого кризиса, которым была охвачена в 1917 году вся Россия?

Февральская революция, пи­сал тогда Плеханов, знаменует собой начало новой эпохи (тер­мин говорит сам за себя) в ис­тории русского капитализма.

Наивно было ожидать, что в накалённой атмосфере России 1917 года подобные советы могли иметь успех. Что касается политической платформы Плехано­ва, то она в то время сводилась к следующему.

  • Во-первых, поддержка Временного правительства;
  • Во-вто­рых, коалиция меньшевиков и эсеров с кадетами;
  • В-третьих, осуждение корниловщины;
  • В-четвёртых, война до победы.

Не будет преувеличением сказать, что Плеханов был политическим противником Ленина. Ещё в разгар борьбы между большевиками и меньшевиками Плеханов строил прогнозы относительно того, что будет с партией, если победит Ленин, говорил о бонапартизме Ленина и о возможных последствиях насаждения в партии антидемократических методов руководства.

И немного дальше:

Каждый, кто знаком с историей нашей партии при жизни Ленина, сможет без особого труда отвести эти обвинения. Вспомним: на каждом партийном съезде тогда шли активные дискуссии, а сама партия была далеко не монолитна и объединяла различные социальные группы.

В дальнейшем Плеханов осудил такие шаги молодого Советского правительства, как роспуск Учредительного собрания (хотя сам на II съезде РСДРП в 1903 году теоретически допускал такую возможность в интересах революции) и заключение Брестского мира. Однако принять участие в борьбе с Советской властью и войти в состав контрреволюционного правительства, как предлагал ему Б. Савинков, наотрез отказался.

Суть конфликта между последовательными, идейными марксистами и российскими большевиками, на наш взгляд, имеет самое прямое отношению к времени настоящему.

Стоит обратить внимание на настойчивое повторение идеи, будто большевики были силой Азии, в то время как и либералы-кадеты, и марксисты-меньшевики считали себя силой Европы. Они подчеркивали, что их столкновение с большевиками представляет собой войну цивилизаций. Только не Европейской и Азиатской, а Западной и Русской соответственно.

Доводом для отрицания Октябрьской революции была марксистская догма, согласно которой антикапиталистическая революция должна произойти в развитых промышленных странах Запада, а русские революционеры должны действовать под контролем западных социалистов.

Вот суждение родоначальника российского марксизма Г.В. Плеханова относительно Октябрьской революции и капитализма:

Сразу после революции, 28 октября 1917 года Плеханов опубликовал открытое письмо петроградским рабочим, в котором предрекал поражение Октябрьской революции:

Либер писал (в 1919 году):

По сути это попытки идентификации произошедшей активации ядра русского духа нашей Русской цивилизации. Чистым, почти экспериментальным случаем можно считать политику меньшевиков, которые пришли к власти в Грузии. Руководил ими марксист Жордания, в прошлом член ЦК РСДРП (кстати, как и Сталин, исключённый из духовной семинарии). В отличие от меньшевиков в Петрограде Жордания в Грузии убедил партию не идти на коалицию с буржуазией и взять власть. Сразу была образована Красная гвардия из рабочих, которая разоружила солдатские Советы, поддерживавшие большевиков (в этих Советах русские были в большинстве).

В феврале 1918 года эта Красная гвардия подавила демонстрацию большевиков в Тифлисе. Внутренняя политика правительства Жордании была социалистической. В Грузии была проведена стремительная аграрная реформа — земля помещиков конфискована без выкупа и продана в кредит крестьянам. Затем были национализированы рудники и почти вся промышленность (по найму у частных собственников к 1920 году в Грузии работало всего 19 % занятых). Была введена монополия на внешнюю торговлю.

Таким образом, возникло типично социалистическое правительство под руководством марксистской партии, которое было непримиримым врагом Октябрьской революции. И это правительство вело войну против большевиков. Как это объясняется? Жордания объяснил это в своей речи 16 января 1920 года:

Довольно откровенное саморазоблачение меньшевизма. Другим примером может служить Юзеф Пилсудский, ставший диктатором Польши и начавший, под давлением Антанты, войну против Советской России в 1920 году. Он был российским революционером и социалистом, поклонником Энгельса, после 1917 года — руководителем Польской социалистической партии.

Не правда ли, каким актуальным выглядит всё это на фоне того геополитического конфликта Запада и Русской цивилизации уже в союзе с Востоком, который мы наблюдаем и в начале XXI века?

image9

Памятник на могиле Г.В. Плеханова в Петербурге на Волковом кладбище. Скульптура И.Я. Гинзбурга

Он является автором работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

image7

Наиболее известные произведения Г.В. Плеханова:

image15

Плеханов включил марксистскую философию в мировую традицию материалистической философии. Первым из мыслителей-марксистов уделил внимание проблемам общественной психологии и влиянии географической среды на общество. Основоположник марксистской эстетики, автор работ по теории искусства и литературно-критических статей.

Теперь достаточно посмотреть на современное общество, которое по мнению Плеханова уже должно было бы развиться до пролетарской революции… Но нет этого. Есть засилье меньшевизма, как мы его определили выше:

Применение марксистского учения к общественной жизни России. Применив принципы диалектического и исторического материализма к анализу общественной жизни России, Плеханов сделал следующие важные для российского революционного движения выводы:

«1) Коммунистическая революция рабочего класса никоим образом не может вырасти из того мещанско-крестьянского социализма, проповедниками которого являются в настоящее время почти все наши революционеры (т. е. народники. — Авт.).

2) По внутреннему характеру своей организации сельская община прежде всего стремится уступить место буржуазным, а не коммунистическим формам общежития.

3) При переходе к этим последним ей предстоит не активная, а пассивная роль; она не в состоянии двинуть Россию на путь коммунизма; она может только менее сопротивляться такому движению, чем мелкое подворное землевладение.

4) Инициативу коммунистического движения может взять на себя лишь рабочий класс наших промышленных центров — класс.

3. Начало становления научного коммунизма

3. Начало становления научного коммунизма Решающий переход к выработке подлинно научной концепции будущего, коммунистического общества Энгельс совершил через год после приезда в Англию, в своей, по оценке Маркса, гениальной работе «Наброски к критике политической

5.1. Начало революции. III Съезд РСДРП. Борьба Ленина против оппортунизма лидеров меньшевизма

12.1. Война англо-франко-американского и германского империализма против Советской России с целью расчленения России

12.1. Война англо-франко-американского и германского империализма против Советской России с целью расчленения России Мирная передышка для реализации созидательного порыва социалистической революции была недолгой.Англо-французский империализм и империализм США и

12.3. Революция в Германии. Смена геополитической ситуации для Советской России. Направление военных сил Антанты для борьбы против Советской России

12.3. Революция в Германии. Смена геополитической ситуации для Советской России. Направление военных сил Антанты для борьбы против Советской России Осенью 1918 года в Германии произошла революция, которая резко изменила геополитическую ситуацию вокруг Советской России.

[6) Борьба вульгарного социализма против процента (Прудон). Непонимание внутренней связи между процентом и системой наемного труда]

[6) Борьба вульгарного социализма против процента (Прудон). Непонимание внутренней связи между процентом и системой наемного труда] [935] Полемика Прудона с Бастиа о проценте характерна как для того способа, каким вульгарный экономист защищает категории политической

Глава XVI Распространение марксистской философии В России в 80-90-х годах XIX в. Г. В. Плеханов

Глава XVI Распространение марксистской философии В России в 80-90-х годах XIX в. Г. В. Плеханов § 1. Исторические предпосылки распространения марксизма в России В 60-90-е годы XIX в. Россия стала капиталистической страной. За 25 лет, с 1866 по 1890 г., число фабрик и заводов в России

§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении

§ 3. Борьба Плеханова за научное, материалистическое мировоззрение, против ревизионизма в российском и международном рабочем движении Теоретическая деятельность Плеханова не ограничивалась рамками России, он был активным деятелем международного рабочего движения,

Борьба за чистоту марксистской философии. Диалектика как метод познания и преобразования действительности

Борьба за чистоту марксистской философии. Диалектика как метод познания и преобразования действительности Решительная отповедь ревизионизму, острая полемика с реакционными идеалистическими течениями в философии и естествознании составили непреходящую историческую

Начало революционной деятельности Плеханова. Переход к марксизму

Начало революционной деятельности Плеханова. Переход к марксизму Георгий Валентинович Плеханов, ставший пионером марксизма в России, родился 11 декабря 1856 г. в с. Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Мать Плеханова была

Историческое значение первого периода марксистской деятельности Плеханова

2. Борьба за утверждение ленинских принципов в марксистской историографии

2. Борьба за утверждение ленинских принципов в марксистской историографии С победой Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране началась культурная революция, основным содержанием которой было преобразование сознания миллионных масс населения на

Пропаганда научного социализма в Испании. Программа Социалистической партии

Пропаганда научного социализма в Испании. Программа Социалистической партии Тактика, которую Маркс и Энгельс рекомендовали своим немногочисленным сторонникам в Испании, заключалась в создании прежде всего печатного органа, пропагандирующего программные идеи

4. Борьба против марксистской диалектики как логики и теории познания

4. Борьба против марксистской диалектики как логики и теории познания Вместе с отрицанием объективной диалектики природы и общества ведется критика диалектики как логики и теории познания. Буржуазные философы никак не могут взять в толк, как можно в рамках материализма

Читайте также: