Бульварное кольцо история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бульварное кольцо в Москве сформировалось на месте некогда стоявших здесь оборонительных стен Белого города, которые потеряли свою актуальность к концу восемнадцатого столетия и уже не содержались к тому времени в надлежащем состоянии. Так, в 1750 году обвалилась часть стены и погребла под собой несколько человек.

Бывшее фортификационное сооружение начали разбирать в годы правления императрицы Екатерины Второй, для чего был образован в 1774 году специальный Каменный приказ.

Укрепрайон скоро сравняли с землей, а ценный в то время камень из разобранных стен пошел на строительство (в частности, из него был выстроен великолепный Воспитательный дом).

Стоит отметить, что строительство бульваров не было какой-то чисто российской особенностью. Их созданием занимались в то время во многих европейских городах на месте бывших средневековых валов, находящихся уже в черте разрастающихся населенных пунктов.

Первым появился на будущем Бульварном кольце Тверской бульвар. Случилось это в 1796 году. Проект разработал архитектор Семен Антонович Карин, служивший тогда при городской Управе Благочиния. Практически сразу его территория стала любимым местом москвичей, где им понравилось прогуливаться и отдыхать. Помимо этого, Тверской стал своеобразной светской гостиной.

Но были и серьезные проблемы. Так, в 1862 году на Бульварном кольце незаконно вырубили огромное количество деревьев, которые, скорее всего, пошли на растопку распространенных тогда в городе печей для обогрева жилищ. Кроме того, сам газон был изрядно измят от прогулок и выгула собак, а ограда во многих местах была попросту сломана.

Московский генерал-губернатор был вынужден немедленно доложить о ситуации лично царю, который повелел принять необходимые меры для защиты зеленого пояса Первопрестольной. Именно тогда на кольце появились смотрители, прямой обязанностью которых было следить за порядком. Но это не являлось единственным действием властей, которые вынужденно запретили в этом месте передвижение с тележками, катание на велосипедах и даже хождение граждан с чемоданами в руках.

Бульварное кольцо сильно пострадало во время бомбежек Москвы в 1941 году, но после окончания Отечественной войны бульвары быстро восстановили и они ожили вновь. Только за период с 1945 по 1947 годы здесь высадили более 4 тысяч деревьев и еще большее количество кустарников - около 130 000 (!).

Бульвары и площади Бульварного кольца

Бульварное кольцо насчитывает всего 10 бульваров и 13 площадей. Несмотря на свою, так сказать, геометрическую привязку, оно не является замкнутым и ограничено с южной стороны руслом Москвы-реки. В него входят:

  • Площадь Пречистенские Ворота
  • Площадь Петровские ворота
  • Площадь Сретенские Ворота
  • Тургеневская площадь
  • Площадь Мясницкие ворота
  • Площадь Покровские ворота

Бульварное кольцо


Бульварное кольцо сначала может показаться малоинтересным иностранным гостям Москвы — на нем нет вроде бы ничего выдающегося, чтобы было всемирно известно или бросалось в глаза. Однако это вовсе не так, поклонники истории и архитектуры могут узнать и увидеть на этих улочках много интересного. Бульвары так же любимы жителями столицы, по ним можно совершить прогулку и немного отдохнуть во время выходных или после трудового дня.

Из далекой Франции.

Из общей истории Бульварного Кольца

Как и положено горожанам, жители Москвы далеко не сразу приняли и полюбили нововведение, и хоть какую-то популярность бульвары приобрели только к концу 19 века. Способствовал этому запуск конки, маршруты которой чуть позже были заменены трамваями. Почти во всех путеводителях можно найти информацию о том, что Бульварное кольцо пережило много военных действий и противостояний: баррикады начала 20 века, революцию 1917 года, Великую Отечественную Войну. Кстати, на время военных действий к Бульварному кольцу вернулась защитная функция: на его улицах размещались аэростаты воздушной обороны и зенитки.

Пик популярности, когда бульвары стали использовать для прогулок, пришелся на послевоенное время, правда для восстановления былой красоты пришлось высадить более трех тысяч деревьев и более ста тысяч кустарников.

В наши дни постоянно ведется благоустройство аллей: высаживаются сезонные цветы, ставятся детские площадки. Увы, если учитывать почти постоянные пробки столицы, то удовольствие от прогулки по Кольцу можно получить только в тот момент, когда гуляющий не зажат между двух пробок — рано утром или поздно вечером.

Прогулка по бульварам

Тверской бульвар

Тверской бульвар

(Тверской бульвар, 1825 год)

Из десяти бульваров, Тверской, пожалуй, самый известный среди туристов и гостей столицы. Улица берет свое начало от Никитских ворот, где начинается нумерация домов и заканчивается Пушкинской площадью, с основной улицы путешественники смогут попасть в несколько переулков: Сытинский и Богословский, а также на Большую Бронную. Структура бульвара представлена центральной основной аллеей и боковой.

Официальной датой основания Тверского бульвара принято считать 1796 год, последняя капитальная реконструкция проводилась в 1947 году. Общая протяженность улицы составляет 872 метра — это самый длинный бульвар из всех московских. Изначально улица была засажена березами, но деревья не прижились и было решено посадить липы. Чуть позже из растительности появились клены, пенсильванский ясень, дубы, ель и туя.

Именно здесь был установлен один из самых известных монументов Москвы — памятник А.С. Пушкину. Деньги на памятник собирались по подписке, установка произошла в конце 1880 года. На открытии побывало множество известных людей, в том числе произносили речи Тургенев и Достоевский. Немного позже памятник был перенесен на Пушкинскую площадь и стал местом встреч, одним из самых известных в Москве. Приблизительно в это же время была проложена по Тверскому бульвару конка, которая впоследствии была заменена трамвайными путями. 20 век тоже принес свои изменения: на бульваре появились впервые книжные базары, которые со временем стали традиционными, был разбит сквер на месте целого квартала снесенных домов, а в конце столетия открыт первый в Москве Макдональдс.

Гоголевский бульвар

Еще одним известным среди туристов местом, которое многие считают самым красивым из всех бульваров Москвы, стал Гоголевский бульвар. Начинающийся от Пречистенских ворот и заканчивающийся Арбатскими воротами, бульвар протянулся на 750 метров и занимает третье место по протяженности среди московских бульваров. Изначально эта улица носила название Пречистенского бульвара, а в 1924 году, когда город отмечал 115-летие великого русского писателя Н. В. Гоголя, бульвар был переименован. Гоголевский бульвар имеет очень интересное трехступенчатое рельефное строение, причиной этого стало то, что у ручья Чертороя были неодинаковые по высоте берега.

По нечётной стороне бульвара расположены усадьбы П. Ф. Секретарёва (дом 5/2) и П.П. Хрущёва (дом 31), которые включены в фонд архитектурного наследия. На четной стороне улицы расположены усадьба Лодыженских-Столыпина (дом 2/1/18), дом-усадьба князя И.М.Оболенского — И.И.Некрасова (дом 4/3), а в 14 доме находилась усадьба Е.И. Васильчиковой.

Никитский бульвар

Продолжая Гоголевский бульвар, от Арбатских ворот начинается Никитский бульвар, образованный в 1820-ых годах. Общая протяженность бульвара составляет 520 метров, с 1950 по 1993 год улица называлась Суворовским бульваром. Особенностью нумерации домов улицы является то, что дома начинаются не с первого, а с пятого, что порой сбивает с толку приезжих. Это объясняется тем, что в шестидесятых годах двадцатого столетия на месте первых домов был построен транспортный тоннель.

Петровский бульвар

От Петровских ворот до Трубной площади проходит Петровский бульвар, названный так из-за Высоко-Петровского монастыря, с которого начинается улица. Общая протяженность Петровского бульвара составляет 449 метров, нумерация домов начинается от Петровских ворот. С бульвара путешественники смогут попасть в 3-ий Колобовский переулок и Крапивенский переулок.

За продолжительную историю облик бульвара претерпел несколько существенных изменений. Основанный в начале 19 века, бульвар сильно пострадал во время пожара 1812 года, когда было уничтожено большое количество зданий и растений Петровского бульвара. На восстановление облика улицы ушло почти шесть лет. В этот промежуток времени улицу стали заселять в основном купцы, что сделало бульвар неофициальными торговыми рядами. Из-за новых жителей изменился и характер возводимых домов. Стремясь во многом сэкономить, купцы стали строить относительно высокие здания с узкими и иногда неудобными лестницами. В начале 19 века существенно расширили Трубную площадь и построили так называемые парадные входы на Петровский, Цветной и Рождественский бульвары. В 1941 году по бульвару был впервые пущен троллейбус.

В доме номер 6-8 расположен любопытный образец архитектуры времен царствования Павла I. Этот дом принадлежал историографу Татищеву, потом дом перешел во владение обрусевших французов Катуар. А дом номер 17, который бросается в глаза своей изящной архитектурой и яркой отделкой, принадлежал торговцу вином Депре.

Покровский бульвар

Это самый молодой бульвар, он появился только в 1891 году. Улица начинается с Хохловской площади и заканчивается Воронцовской улицей, которая в свою очередь переходит в Яузский бульвар. Покровский бульвар был довольно продолжительное время не очень благоустроен, и только в 1911 году здесь был пущен трамвай, проведено озеленение.

Вдоль аллей в первой половине 20 века были посажены липы, березы, жимолость, тополя, лиственницы, а также поставлено 13 скамеек на каменных пъедесталах. На бульваре раньше располагался станинный Межевой садик, который был позже переименован в Милютинский сад. На территории садика устраивались танцы, спектакли, массовые игры. В настоящее время там расположена детская площадка.

Рождественский бульвар

Этот бульвар по сути своей является пятисотметровым крутым склоном, который некогда спускался к берегам реки Неглинка. Свое название улица получила благодаря Богородице-Рождественскому женскому монастырю, территория которого располагалась на месте нынешней Трубной площади.

Пожар 1812 года почти полностью уничтожил внешнюю сторону бульвара, на которой были расположены лавки. Внутренняя стороны бульвара осталась в целости, однако бульвар пришлось восстанавливать все равно. В 1820 году было проведено озеленение улицы.

На протяжении советского времени, бульвар неоднократно пытались перестраивать, порой не заботясь о культурной и эстетической стороне жизни. Так, стоявший здесь фонтан был разобран, а на его месте был установлен общественный туалет, а через Трубную площадь собирались проводить эстакаду. Печальную известность бульвар приобрел еще и благодаря 6 марта 1953 года, когда тут произошла давка людей, пришедших проститься со Сталиным.

Сретенский бульвар

Один из самых короткий бульваров, его протяженность составляет всего 214 метров. Улица берет свое начало от Сретенских ворот и заканчивается Тургеневской площадью. От Сретенского бульвара путешественники смогут попасть в Милютинский, Фролов и Костянский переулки. Датой основания бульвара принято считать 1830 год, застройка улицы проходила довольно быстрыми по тем временам темпами. К 1850 году вдоль Сретенского бульвара было расположено уже 17 домов, из которых только пять было выполнено из дерева, остальные – каменные. В 1880 году была проведена линия конки, которая позже была заменена трамваем.

В 1976 на бульваре был установлен памятник Н. К. Крупской, созданный архитектором В.Л. Воскресенским и скульпторами Белашовыми. В 2008 году на этой же улице появился памятник В.Г. Шухову авторства скульптора С. Щербакова.

Страстной бульвар

Страстной бульвар - тоже рекордсмен в своих показателях. Он является самым широким из всех бульваров кольца, его ширина составляет 123 метра. Нумерация домов и начало бульвара идет от Пушкинской площади и заканчивается Петровскими воротами. Свое название улица получила в честь монастыря Страстной иконы Божия Матери.

Страстной бульвар известен также своими тремя памятниками. В начале улицы, непосредственно на Пушкинской площади, расположен памятник Пушкину, в середине бульвара можно обнаружить памятник С.В, Рахманинову, установленный в 1999 году, а пройдя до конца бульвара путешественники увидят установленный в 1995 году памятник Владимиру Высоцкому.

Чистопрудный бульвар

Про это место знают даже те, кто ни разу не гулял по Бульварному кольцу и на память не могут перечислить все бульвары, входящие в его состав. Чистопрудный бульвар — это одно из самых известных мест Москвы, в котором никогда не бывает тихо и безлюдно. Большой пруд с птицами и прокатом лодок, большое количество магазинов и ресторанов, уличные музыканты и тематические выставки — все это как магнитом притягивает сюда жителей и гостей столицы.

Застройка Чистопрудного бульвара была закончена к 19 веку, к этому времен сформировалось четкое деление на внешнюю и внутреннюю сторону бульвара. Внутренняя сторона бульвара была сформирована двухэтажными домами состоятельных людей, внешняя — одноэтажными зданиями менее состоятельных людей.

Яузский бульвар

От Воронцова поля до Яузских ворот расположился Яузский бульвар, пожалуй, наименее известный из всех бульваров Кольца. Начало возникновения бульвара было положено в 1760 году, когда тут была снесена стена. Однако, именно тут проходила Яузская дорога, по которой отходила русская армия в 1812 году, и пожар полностью уничтожил этот район. Нормальный облик бульвару вернули только к 1824 году, в тот же год, когда была заложена хитровская площадь.

На бульваре нет памятников, зато есть несколько домов, мимо которых нельзя пройти мимо и не полюбоваться ими. 13 дом — это пример московского модерна, дом, построенный архитекторами Г. А. Гельрихом и Н.П. Евлановым. В девятом доме располагалась городская усадьба М.Г. Спиридонова, архитектурный памятник 19 века.

Бульварное кольцо – это живописные улицы с красивыми деревьями в центре столицы. Но как появилось первое московское кольцо? И почему его называют кольцом, если это не так? На эти и другие вопросы ответы узнаете сегодня.

Загородье.

Изначально эта местность была окраиной. В основном здесь располагались новые земли. Их в 16 веке называли Загородье или Большой Посад. Территории надо было как-то защищать от набегов врагов. Поэтому примерно по линии современного Бульварного кольца засыпали земляной вал.

Защищать больше не нужно.

Однако уже к середине 18 века стены Белого города потеряли свое оборонительное значение. Во-первых, они уже отстали от уровня военной техники того времени. Во-вторых, границы Москвы расширились. Город стал занимать территорию до Земляного вала. Он проходил примерно по границе современного Садового кольца.

Из-за этого стены Белого города пришли в запустение, стали ветхими и вообще начали разваливаться. У подножия некогда оборонительного сооружения появились всякие строения и огороды. Из-за этого здесь часто стали случаться пожары. Поэтому в июне 1744 создали Каменный приказ. Который должен был стены разобрать, почву под ними выровнять щебнем и высадить деревья.

Как появились бульвары?

А из-за Отечественной Войны 1812 года то, что уже было, пришло в упадок. Например, почти все деревья на Тверском бульваре французы вырубили на дрова. Да и в принципе не церемонились с остальным декором улиц. Поэтому по-настоящему Бульварное кольцо сложилось только тогда, когда местность стали восстанавливать после победы над французами.

Здесь стали строить дома дворяне и высокопоставленные люди. Аллеи засадили красивыми деревьями. А москвичи полюбили Бульварное кольцо, и устраивали по нему прогулки. Но не все части кольца были так безопасны. Например, современный Страстной бульвар не пользовался популярностью.

Днем здесь торговали сеном. А ночью – промышляли разбойники. Существуют легенды, что прогуливаться с наступлением темноты по Страстному было настолько опасно, что некоторые ходили там ночью на спор.

Почему кольцо, если это не кольцо?

На западе "Бульварное" заканчивается у площади Пречистенских ворот, на востоке – у Большого Устьинского моста. Кстати, во времена СССР, по Генплану Москвы 1935, предполагалось кольцо замкнуть.

Для этого его планировали продлить в Замоскворечье и уже там соединить. По следующему маршруту. Новокузнецкая улица, Пятницкая, Толмачевские переулки, улицы Большая Полянка и Якиманка, Болотная площадь. Кстати, Толмачевские и Лаврушинский переулки хотели попутно превратить в 70-метровые автомагистрали. Что бы стало после такой реконструкции с Третьяковской галереей, сказать трудно. Реализовать планы помешала Великая Отечественная война.

Современность.

В 1947 году, в честь 800-летия Москвы, Бульварное кольцо реконструировали. Высадили тысячи деревьев и кустарников. Заменили сетчатую решетку на красивые чугунные ограды. А еще – установили новые деревянные лавочки и клумбы.

Бульварное кольцо

Бульварное кольцо - главный городской променад, непрерывная последовательность из 10 бульваров и 13 площадей, опоясывающих исторический центр города. Будучи одним из традиционных колец Москвы, в действительности Бульварное кольцо не замкнуто и имеет форму подковы, начинаясь и заканчиваясь вблизи набережных Москвы-реки.

Общая длина Бульварного кольца составляет около 9 километров, и каждый его метр буквально возведён в культ: прогулка по бульварам, на которых обустроены уютные зелёные скверы, считается качественным культурным досугом для горожан и одним из обязательных пунктов туристической программы гостей столицы. Городская среда может похвастаться качественным историческим окружением со старыми особняками, доходными домами и церквями, а длина маршрута идеальна для продолжительной прогулки. Кроме того, на них часто проходят выставки и городские фестивали, что делает досуг горожан ещё более интересным.

История Бульварного кольца

Своим возникновением Бульварное кольцо обязано Белгородской стене, окружавшей московский Белый город в 16-18 веках. Изначально крепостная стена строилась для защиты и имела важное оборонное значение, но в конце 18 века, когда город вырос, полностью утратила актуальность, и её решили разобрать.

В 1770-1780-х годах стены и башни Белого города были разобраны, а на их месте впоследствии заложили бульвары и организовали площади, многие из которых сохранили в своих названиях названия крепостных ворот: площадь Пречистенские Ворота, Никитские Ворота, Петровские Ворота и другие. Однако, Бульварное кольцо сформировалось не сразу: первый бульвар - Тверской - был обустроен в 1796 году; последним стал Покровский бульвар, часть которого занимал плац Покровских казарм, окончательно ликвидированный лишь в 1954 году. В целом кольцо бульваров сложилось после 1812 года.

В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, а в 1911 году - электрический трамвай. Кольцевой маршрут проходил по всем бульварам и замыкался на Кремлёвской набережной, но до наших дней не сохранился - трамвайное движение осталось лишь на Чистопрудном, Покровском и Яузском бульварах.

Интересно, что при советской власти Бульварное кольцо чуть было не стало кольцом физически: Генплан реконструкции Москвы 1935 года предполагал, что оно будет продлено в Замоскворечье и замкнуто, но позже от плана отказались за отсутствием необходимости. В 1947 году - в честь 800-летия Москвы - бульвары озеленили и реконструировали по проекту архитектора Виталия Долганова: вместо старой сетчатой ограды появились узорчатые чугунные изгороди, были установлены новые лавки и высажены более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников.

С 1978 года Бульварное кольцо признано памятником садово-паркового искусства.

Бульвары и площади Бульварного кольца

В состав Бульварного кольца включены 10 бульваров и 13 площадей, на большинстве из которых обустроены скверы (на всех бульварах и на некоторых площадях).

Гоголевский бульвар имеет длину около 750 метров и проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Бульвар качественно благоустроен и озеленён, вдоль него расположен ряд городских усадеб и доходных домов, а также различные административные здания, в том числе массивный дом Наркомата обороны.

Никитский бульвар длиной около 500 метров расположен между площадями Арбатские Ворота и Никитские Ворота. Своим названием бульвар обязан Никитским воротам Белгородской стены.

Тверской бульвар имеет длину 875 метров и проходит от площади Никитские Ворота до Пушкинской площади. Это самый старый и самый протяжённый из бульваров Бульварного кольца и, вероятно, самый модный бульвар столицы: ещё со времён Пушкина, который неоднократно здесь бывал, Тверской бульвар стал излюбленным местом для прогулок горожан - и в наши дни городские фестивали нередко собирают на нём целые толпы людей. В прошлом застройка вдоль Тверского бульвара состояла из дворянских особняков в стиле классицизма, сегодня на нём можно увидеть доходные дома и ряд городских усадеб, жилые дома дореволюционных, советских и постсоветских времён, а также различные административные и конторские здания, в том числе необычное здание ТАСС вблизи площади Никитские Ворота.

Страстной бульвар длиной около 550 метров проходит от Пушкинской площади до площади Петровские Ворота. Будучи не самым протяжённым, является самым широким на Бульварном кольце: ширина бульвара достигает 123 метров. Получил своё название по снесённому в 1938 году Страстному монастырю.

Петровский бульвар имеет протяжённость 449 метров и проходит от площади Петровские Ворота до Трубной площади. Вдоль бульвара сохранилась качественная историческая застройка, включающая доходные дома и ряд городских усадеб, а также здание ресторана "Эрмитаж" Люсьена Оливье - того самого, что изобрёл знаменитый салат - и некоторый новодел.

Рождественский бульвар длиной около 400 метров проходит от Трубной площади до площади Сретенские Ворота. На бульвар выходит мощная стена Рождественского монастыря, также вдоль него сохранилась историческая застройка, включающая преимущественно доходные дома и ряд особняков и городских усадеб, незначительно разбавленных современным новоделом.

Сретенский бульвар длиной всего 214 метров проходит от площади Сретенские Ворота до Тургеневской площади, это самый короткий бульвар кольца. Значительную часть бульвара занимает огромный памятник Надежде Крупской, установленный в его начале. Застройка включает ряд жилых и доходных домов, а также административные здания; на бульвар выходят фасады доходного дома страхового общества "Россия" и здание нефтяной компании "Лукойл". Любопытно, что на внешней стороне бульвара сохранился остаток крепостного вала.

Чистопрудный бульвар протяжённостью 822 метра проходит от площади Мясницкие Ворота до площади Покровские Ворота. Это самый большой по площади и второй по протяжённости (после Тверского) бульвар Бульварного кольца, а также единственный, на котором есть пруд. Летом здесь играют музыканты и проходят различные выставки - и хотя он не такой модный, как Тверской, Чистопрудный бульвар стал одним из центров культурной жизни Москвы. Зимой на пруду заливают каток. Всесезонная привлекательность бульвара и его рекреационные качества - можно сказать, это целый небольшой парк - сделали его культовым местечком на карте Москвы.

Покровский бульвар имеет протяжённость около 600 метров и находится между Хохловской площадью и Яузским бульваром. В начале бульвара находится найденный при раскопках открытый фрагмент стены Белого города; окружающая застройка состоит преимущественно из доходных домов и ряда городских усадеб, одна из наиболее примечательных построек - здание Покровских казарм.

Яузский бульвар длиной около 400 метров расположен между Покровским бульваром и площадью Яузские ворота - это последнее звено Бульварного кольца. Застройка бульвара включает дореволюционные и советские жилые дома, а также ряд доходных домов и городских усадеб.

Если учесть все бульвары и площади, которые принято относить к Бульварному кольцу (площади при этом рассматриваются как часть бульваров), то полный список его составных частей будет выглядеть следующим образом (по часовой стрелке):

1. площадь Пречистенские Ворота;

2. Гоголевский бульвар;

3. Арбатская площадь;

4. площадь Арбатские Ворота;

5. Никитский бульвар;

6. площадь Никитские Ворота;

7. Тверской бульвар;

8. Пушкинская площадь;

9. Страстной бульвар;

10. площадь Петровские Ворота;

11. Петровский бульвар;

12. Трубная площадь;

13. Рождественский бульвар;

14. площадь Сретенские Ворота;

15. Сретенский бульвар;

16. Тургеневская площадь;

17. площадь Мясницкие Ворота;

18. Чистопрудный бульвар;

19. площадь Покровские Ворота;

20. Хохловская площадь;

21. Покровский бульвар;

22. Яузский бульвар;

23. площадь Яузские Ворота.

Также к Бульварному кольцу иногда причисляют Соймоновский и Устьинский проезды, которые завершают цепочку бульваров и площадей у берегов Москвы-реки, однако, строго говоря, они к Бульварному кольцу не относятся.

Памятники Бульварного кольца

Будучи главным городским променадом, Бульварное кольцо стало привлекательной и достаточно уместной площадкой для установки целого ряда памятников выдающимся деятелям культуры и науки.

Всего на Бульварном кольце установлено 13 памятников.

Гоголевский бульвар:

Тверской бульвар:

Страстной бульвар:

• Александру Пушкину (на Пушкинской площади);

Сретенский бульвар:

Чистопрудный бульвар:

Яузский бульвар:

Помимо прочего, на Рождественском бульваре установлен поклонный крест в память о покровительнице Москвы преподобной Евфросинии, в миру - великой княгине московской Евдокии Дмитриевне, а на Гоголевском бульваре - несколько малых бетонных скульптур, изображающих животных из русских сказок.

В действительности, Бульварное кольцо имеет не столько рекреационную, сколько культурную значимость для города. Из-за большого количества машин по обе стороны каждого бульвара, оживлённых перекрёстков и даже тоннелей на площадях между ними и других нюансов, с которыми приходится мириться жителям мегаполиса, прогулка по современному Бульварному кольцу может понравиться далеко не каждому.

Но, будучи одним из исторических колец Москвы, оно по-прежнему навевает особые переживания и хранит атмосферу московской старины - и как минимум за это его уже стоит любить.

Читайте также: