Паоло уччелло биография кратко

Обновлено: 31.05.2024

Художника Раннего Ренессанса Паоло Уччелло ( итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono; 1397, Флоренция — 10 декабря 1475, Флоренция ) более всего в подлунном мире интересовала перспектива. Она была его отрадой и его проклятием.

Отрадой – потому что ничто в жизни не доставляло Уччелло такого счастья, как ночи напролёт распутывать сложнейшие задачи на построение перспективы. И не Брунеллески, открывший линейную перспективу, а именно он, Паоло ди Доно по прозванию Уччелло из Флоренции, придумал уникальную технику перспективного сокращения фигур. До него размещение физических тел на разных планах представлялось художникам задачей непосильной.

А почему проклятием?

…Отец художника Доно ди Паоло за много лет до его рождения переехал во Флоренцию из Прато. Одни называли его цирюльником, другие врачевателем, а скорее, он был и тем и другим. Благодаря этим умениям Доно ди Паоло стал очень популярной в городе личностью. Настолько популярной, что даже женился на знатной флорентийке Антонии ди Джованни дель Кастелло. Их сын Паоло ди Доно, получивший позже прозвище Уччелло, родился около 1397 года.

О детстве Паоло известно лишь то, что еще мальчиком его взяли помогать при декорировании северных ворот Флорентийского баптистерия знаменитые скульпторы - Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. В мастерской последнего Уччелло будет учиться азам мастерства и познакомится со своим будущим другом Донателло.

В 18 лет Уччелло принимают во флорентийский Цех докторов, аптекарей и живописцев. Такое диковинное, на нынешний взгляд, объединение профессий вполне логично для позднего Средневековья. Во-первых, фармацевты нередко готовили свои снадобья из тех же растений и минералов, что живописцы – краски. Во-вторых, у докторов и художников даже небесный покровитель был один – евангелист Лука.

В своём профессиональном развитии Уччелло проделал парадоксальный круг. Он как бы пошёл вспять, в направлении, прямо противоположном мейнстриму кватроченто. Около 1425 года он уедет из Флоренции в Венецию, чтобы изучать милую его сердцу готику, хорошо прижившуюся в городе на воде благодаря северным влияниям и контактам с Византией. А в это же время в оставленной им на время Флоренции вовсю развивается новое искусство, отказывающееся в первую очередь от средневекового наследия и готических наработок.

Говорят, когда Уччелло через несколько лет вернулся во Флоренцию, то не узнал ее – настолько изменилось искусство, росписи соборов, само восприятие мира. Он оказался на распутье – продолжать работать в духе увлекавшей его готики или гнаться за стремительно меняющимся трендами с установкой на всё более достоверную передачу реальности.

Уччелло выбрал третий путь. С одной стороны, он примкнул к кругу ученых-гуманистов и до фанатизма увлёкся учением о перспективе. С другой стороны, жизнеподобие и подражание природе, которое декларировал архитектор и теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти, оставляло Уччелло совершенно равнодушным.

Паоло Уччелло (Paolo Uccello; родился 15 июня 1397 — умер 10 декабря 1475 гг.) — выдающийся итальянский художник XV века, яркий представитель религиозного, исторического и портретного жанров. Паоло Уччелло известен в европейской живописи, в первую очередь, благодаря новаторскому подходу к решению проблемы визуальной перспективы. У него не было последователей, поэтому стиль творчества мастера значительно отличается от манеры написания картин других художников эпохи Раннего Ренессанса. Многие факты из биографии живописца навсегда утрачены, но гениальный итальянец оставил потомкам множество прекрасных произведений.

Биография Паоло Уччелло

Паоло Уччелло (настоящее имя — Паоло ди Доно) появился на свет 15 июня 1397 года в небольшом городке Пратовеккьо в центральной части Италии. Его отец был парикмахером, а предки матери принадлежали к числу лучших представителей флорентийской знати.

В 15-летнем возрасте Паоло стал учеником великого скульптора Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), чья мастерская в те годы была самой известной школой искусств во Флоренции. Во время учебы молодой художник познакомился и близко подружился с Донателло (Donatello), с которым сохранил теплые приятельские отношения на всю оставшуюся жизнь.

Паоло Уччелло оказался блестящим учеником и уже через два года его приняли в Гильдию живописцев Флоренции, хотя вплоть до середины 1420-х годов молодой живописец продолжал обучение у Гиберти. Примечательно, что на момент зачисления в гильдию Паоло исполнилось всего 17 лет, что свидетельствует о его недюжинных способностях к изобразительному искусству.

Относительно, того, кто обучал Уччелло живописи, никаких достоверных данных не сохранилось. Возможно, он был талантливым самоучкой, ведь Гиберти, все же, всю жизнь работал скульптором, но этот момент навсегда останется тайной для потомков.

Уже к 1424 году Паоло Уччелло стал профессиональным художником, зарабатывая себе на жизнь написанием фресок и картин. На первых порах заказчиков помогали ему найти влиятельные родственники по линии матери, но очень скоро мастер перестал нуждаться в подобных протекциях.

В 1425-1431 годах Паоло Уччелло большую часть времени провел в Венеции, лишь изредка наведываясь во Флоренцию. Инициатором длительной командировки был влиятельный дядя художника Део ди Део Беккути, который отправил племянника в качестве культурного посланника, чтобы укрепить союз между двумя республиками. Во время пребывания в Венеции Паоло трудился над созданием мозаик для фасада Дворца Дожей, но эти работы не сохранились до наших дней.

Вернувшись во Флоренцию, Уччелло приобрел дом и занялся созданием фресок для местных церквей. Параллельно, он писал картины и проектировал витражи, периодически совершая поездки в близлежащие города Падую, Прато и Болонью для выполнения заказов. Этот 20-летний период творчества был самым продуктивным и успешным в финансовом отношении для художника.

В 1452 году Паоло Уччелло женился на Томмасе Малифици, а уже через год у него родился сын, которого отец назвал Донато в честь своего друга Донателло. В 1456 году появилась на свет дочь Антония, которая впоследствии стала монахиней-художницей.

На склоне лет художник оказался не нужен никому, кроме своих близких, а его семья испытывала сильные материальные затруднения. Неоднократно он обращался за помощью к властителям Флоренции, но на его просьбы никто не обращал внимания. 11 ноября 1475 года Паоло Уччелло умер в возрасте 78 лет. Похороны мастера были скромными, а его могила до сих пор находится в Базилике Санто-Спирито — одном из лучших шедевров архитектуры Раннего Ренессанса, построенных Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi).

Самые известные картины Паоло Уччелло

Великий мастер итальянской живописи за свою жизнь создал немало прекрасных произведений. К сожалению, значительная часть его творческого наследия на сегодняшний день утрачена, но много работ все же сохранилось. К самым известным картинам Паоло Уччелло можно по праву отнести:

Паоло Уччелло навсегда останется в памяти потомков смелым новатором изобразительного искусства и талантливым художником. Своими достижениями в области линейной перспективы он открыл дорогу многим поколениям живописцев последующих столетий и приблизил начало великой эпохи Возрождения в мировой культуре.

Биография

Ранняя жизнь и обучение

Мы знаем, что к 1407 году Уччелло был учеником Лоренцо Гиберти, в мастерской которого он оставался до 1415 года, когда он присоединился к гильдии художников Arte de ’Medici e Speziali . Но дальнейшие подробности ранней деятельности Уччелло и его художественного обучения не ясны. Считается, что с 1425 по 1431 год он был занят созданием мозаики на соборе Святого Марка в Венеции и поэтому находился вдали от Флоренции в период, когда Мазаччо создавал важные фрески капеллы Бранкаччи (1425-28; Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция). В Венеции все ещё жила память о Джентиле да Фабриано (около 1370-1427) и благодаря ранним произведениям Пизанелло (c.1394-1455) и обширной деятельности Никколо ди Пьетро, ​​Дзанино ди Пьетро и Якобелло дель Фьоре, процветал международный готический стиль.

Возвращение во Флоренцию

Потоп

Его шедевр: битва при Сан-Романо

Другие картины

Святой Георгий и Дракон (ок. 1455-60, Национальная галерея, Лондон) использует похожие, но менее очевидные приёмы перспективы; профилированная принцесса все ещё сохраняет вытянутую готичность. Картина написана на холсте, а не на более обычном для работ художника панно, что свидетельствует об изменении вкуса: это переносное обладание красотой, а не фиксированный религиозный объект.

Наследие

Об оценке важных картин эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин.

Список лучших произведений искусства можно найти в разделе Величайшие картины всех времён.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЦВЕТА
Чтобы получить представление о пигментах, используемых Паоло Уччелло, см.:
Цветовая палитра эпохи Возрождения.

СПИСОК ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ
Список художников из Чинквеченто в Италии см.:
Художники высокого Возрождения.

ИСТОРИЯ
Описание эволюции искусства за пределами Флоренции в 16 веке здесь:
Высокое Возрождение (1490-1530)
Ренессанс в Риме (Папский)
Ренессанс в Венеции (Цвет).

Учелло Паоло (Uccello Paolo) (1397–1475)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Собственно, настоящая фамилия художника ди Доно (di Dono). Работал во Флоренции в мастерской Лоренцо Гиберти в 1407–1411 годах, а также в Венеции, Падуе и Урбино. В ранний период творчества Учелло тяготел к традициям поздней готики, но под влиянием Донателло, Филиппо Брунеллески, Мазаччо страстно увлекся проблемами нового ренессансного искусства. Органически сочетая любовь к живописи и к науке, он изучал строение растений и животных, законы построения пространства по правилам математической перспективы.

Учелло Паоло Портрет дамы


Портрет дамы, 1450
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Учелло Паоло Полководец Никколо да Толентино


Полководец Никколо да Толентино в
битве при Сан-Романо, 1450–е, Уффици

Учелло Паоло Битва при Сан-Романо


Битва при Сан-Романо, 1450–е
Галерея Уффици, Флоренция

Учелло создал три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450–х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон ), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. Эта картина “Битва при Сан-Романо” является одной из трех работ Учелло, изображающих победу флорентийцев над сиенцами в битве при Сан-Романо в 1432 году. Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне.

Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения. Это особенно заметно в том, как показана лежащая на земле фигура в доспехах и сломанные пики, словно упавшие прямо на линии перспективы. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм. а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. Живописец, мозаичист, декоратор и мастер инкрустации, Учелло был одним из самых искусных и добросовестных мастеров своего времени.

Основное внимание Паоло Учелло уделял ракурсу, сложным разворотом многочисленных фигур. Перспектива понималась Учелло не просто как художественный прием, а как общий для природы и искусства закон.

Произведениям Учелло свойственны смелые, динамичные композиционные построения, звучность яркого, нарядного колорита, поэтическая сказочность (“Битва святого Георгия с драконом”, Музей Жакмар-Андре, Париж и Национальная галерея, Лондон) или героическая приподнятость образов (“Кондотьер Джованни Акуто”, фреска во флорентийском соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1436). Своеобразие творческой манеры Учелло проявилось в изобилии деталей и необычных форм, в воображаемом пейзаже на дальнем фоне.

Читайте также: