Бульдозерная выставка в москве 1974 кратко

Обновлено: 30.06.2024

45 лет назад на окраине Москвы состоялась нелегальная выставка, которую впоследствии назвали Бульдозерной. 15 сентября 1974 года 20 советских художников-нонконформистов вышли на пустырь в Беляево, чтобы устроить смотр работ под открытым небом. Московская милиция не позволила авангардистам провести акцию и разогнала её с помощью поливальных машин и бульдозеров. Strelka Mag составил хронику этих событий по воспоминаниям её организаторов, участников и свидетелей разных лет.

Участники Бульдозерной выставки со своими картинами

– Молодость – отличная вещь, но нам нужен опытный знаменосец, известный за границей человек!

На Бульдозерной выставке

Приглашение на смотр работ

На Бульдозерной выставке

Коллекционер Александр Глезер, Seagull Magazine : «15 сентября 1974 года погода была дождливая. Мы разделились на две группы. Одна ночевала у одного из наших приятелей, математика Тупицына, который жил рядом с пустырем в районе метро "Беляево", где мы договорились проводить выставку. Другая группа ночевала у Оскара Рабина и у меня, мы жили с Оскаром рядом. Утром позвонил Юрий Жарких оттуда и сказал, что все в порядке. Рабин был настроен оптимистично, а Жарких ждал до этого неприятностей, и я разделял его точку зрения.

На Бульдозерной выставке

На Бульдозерной выставке

На Бульдозерной выставке

На Бульдозерной выставке

Назавтра посыпались аресты, штрафы, приводы в милицию.

Нонконформисты из подполья

После разгрома Хрущёвым от официального искусства отпочковалось неофициальное, оно же – нонконформистское, альтернативное, андеграундное. Железный занавес не мешал художникам давать о себе знать за рубеж, и их картины покупались иностранными коллекционерами и галеристами. Но у себя дома организовать даже скромную выставку в каком-нибудь доме культуры или институте было непросто.

Выставка против субботника

15 сентября 1974 года на пустырь в районе Беляево (в те годы – фактически окраина Москвы) приехали не только 13 заявленных художников. Выставку ждали созванные ими зарубежные журналисты и дипломаты, а также ожидаемые милиционеры, бульдозеры, пожарники и большая бригада работников. Власти решили помешать выставке, устроив в этот день субботник с целью благоустройства территории.

Участники выставки до разгона. Фото Владимира Сычёва

Дело усугубляла плохая погода. Из-за прошедшего ночью дождя пустырь был полон грязи, в которой затаптывались привезённые картины. Рабин и двое других художников пытались броситься на бульдозер, но остановить его не смогли. Вскоре большинство из участников выставки увезли в отделение милиции, а Воробьёв, например, укрылся в автомобиле у знакомого немца.

Разгон выставки пожарной техников. Из архива Михаила Абросимова

Художественную ценность выставки оценить трудно – фактически она продолжалась не больше минуты. Но её общественное и политическое значение превысило ценность уничтоженных картин. Освещение события в западной прессе и коллективные письма художников поставили советскую власть перед фактом: искусство будет существовать и без их разрешения.

В СССР художникам, творчество которых выходило за рамки социалистического реализма и не признавалось властями, было запрещено выставляться. Тем не менее они всё же решили организовать такую выставку. Заметим, что произведения неформальных художников пользовались определенным спросом, их покупали зарубежные дипломаты и небедные советские граждане. Организаторами выставки стали Александр Глезер и Оскар Рабин.

Ю. Жарких, А. Глезер и О. Рабин

Картины выставлялись на опушке лесопарка в Беляево. На выставке присутствовали около 20 художников, сочувствующие им, а также значительное количество журналистов из западных информационных агентств и иностранные дипломаты. Картины были развешаны на самодельных стойках.

Выставка была небольшой, но власти подошли к этой акции со всей серьезностью. Уже через полчаса на экспозицию была направлена группа в составе трех бульдозеров, водометов и самосвалов. Около сотни милиционеров в штатском разгоняли художников и зрителей.

Это событие вызвало широкий резонанс в зарубежной прессе. Советские власти вынуждены были пойти на попятную и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе через две недели в Измайловском парке. Мероприятие состоялось 29 сентября 1974 года, на нем уже были выставлены картины 40 художников, и продолжалось оно четыре часа.

Выставку смогли посетить всего полторы тысячи человек, но она позволила в дальнейшем проводить выставки неформальных художников и имела важнейшее значение для русского современного искусства. После нее разгонять выставки бульдозерами уже не пытались.

15 сентября 1974 года на пустыре в Беляево власти уничтожили произведения многих неофициальных художников, среди которых был Оскар Рабин, Лидия Мастеркова, Евгений Рухин, Владимир Немухин, Александр Меламид и другие. В выставке участвовали художники разных стилей, но, к сожалению, не все друзья и коллеги поддержали их. Например, художник Илья Кабаков отказался от участия за неделю до выставки.

Несмотря на оттепель, где-то с 1930 по конец 1980-х гг. официальным и единственным транслируемым искусством в стране был соцреализм, жанр, объективно отражающий социалистическую действительность. Принадлежность к этому художественному течению в то время в значительной степени поддерживалась государством: художник был обеспечен возможностью официально выставлять работы, иметь членство в СХ.


Художникам, отказывавшимся следовать в общем русле, пытавшимся искать новые изобразительные формы, интересовавшимся современными течениями в живописи, на которые оказался богат XX век, оставался единственный возможный выход – становиться нонконформистом, отказаться от сотрудничества с официальным искусством. Сюжеты картин московских художников-авангардистов по тем временам совсем не вписывались в официальные общепризнанные каноны социалистического искусства.

Одной из попыток вырваться из подполья на публичное обозрение стала выставка в Беляево на пересечении Профсоюзной и улицы Островитянова. По замыслу художников, выставка должна была длиться всего 2 часа – с 12 до 14 часов.



Конечно, зарубежная пресса сыграла решающую роль в легитимации современного искусства в Советском Союзе. Но внутри режима уже назревало что-то новое, неуловимое диссидентское движение, которое медленно, но неуклонно росло, пока не разразилась перестройка, которая в конце концов сняла все кафкианские барьеры и ограничения.


У нонконформистов не было ни одной официальной площадки, на которой можно было бы выставить картины, и они решили показать картины под открытым небом. Выставка была организована тремя художниками андеграунда: Оскаром Рабиным, Юрием Ярким и Александром Глезером. Картины были установлены на импровизированных подставках из самосвального дерева. Неофициальные художники думали, что выставка на окраине никому помешать не может, но неожиданно оказались в центре событий.



Неофициальные художники обычно могли работать только в тех комнатах и подвалах, где жили. В этих жилых помещениях художники показывали свое искусство узкому кругу друзей и знакомых. Они часто пили всю ночь, спорили об искусстве, читали стихи. Кухонные дискуссии заменили отсутствие свободы слова и даже отзывы искусствоведов. Идея показать свое, подпольное искусство на открытом воздухе родилась в один из таких вечеров в квартире Оскара Рабина.

Что еще посмотреть по теме:

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, искусство, Бульдозерная выставка.

Читайте также: