Детский дом это кратко

Обновлено: 28.06.2024

государственное интернатное воспитательное учреждение для детей-сирот в возрасте до 14 лет включительно.

государственное интернатное воспитательное учреждение для детейсирот в возрасте от 3х до 18 лет. Часть таких домов преобразованы в школыинтернаты.

государственное интернатное воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот в возрасте от 3 до 18 лет.

государственное воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение и воспитание детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав).

государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, лишения родительских прав и других причин. В зависимости от типа учреждения и правового статуса ребенка в детских домах детям предоставляется жилье, лечение, обеспечивается воспитание и обучение, их готовят к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. В зависимости от специфики различают: детский дом-школа, санаторный детский дом.

социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования.

воспитательные учреждения интернатного типа для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Детские дома обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. В дореволюционной России дети-сироты воспитывались в детских приютах, воспитательных домах и других учреждениях. После октября 1917 вместо них были образованы детские дома. В конце 50–60-х гг. большинство из них было реорганизовано в школы-интернаты, однако практика показала, что детские дома имеют свои преимущества как более открытая форма воспитания, поскольку дети обучаются в общеобразовательных школах вместе с детьми из обычных семей. Поэтому детские дома были воссозданы.

воспитательное учреждение в образовательной системе России, занимающееся воспитанием и организацией образования детей – сирот, оставшихся без родителей, или социальных сирот, оставшихся без родительского попечения и заботы, взятых из семей, лишенных родительских прав. Задача детского дома – сохранение жизни и здоровья ребенка, его социализация и достойное воспитание, организация обучения, адаптация к самостоятельной автономной жизни в условиях города или села. Детский дом трудом воспитателей воссоздает условия жизни ребенка в семье: индивидуальный уголок, совместное воспитание детей из одной семьи, самообслуживание, наличие свободного времени и дружба с детьми вне детского дома, посещение внешкольных учреждений, кружков и т.д. Ребенок в детском доме может быть крещен, согласно вере своих предков, и посещать церковь. Эти и другие права ребенку предоставляются в детском доме, наравне с правами семейного ребенка. В детском доме должно быть по-домашнему уютно, тепло и созданы высоко духовные гуманные взаимоотношения между детьми, детьми и взрослыми.

воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Д.д. обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. В дореволюционной России дети-сироты воспитывались в детских приютах, воспитательных домах и других учреждениях. После октября 1917 вместо них были образованы Д.д. В конце 50-60-х гг. большинство из них было реорганизовано в школы-интернаты, однако практика показала, что Д.д. имеют свои преимущества как более открытая форма воспитания, поскольку дети обучаются в общеобразовательных школах вместе с детьми из обычных семей. Поэтому Д.д. были воссозданы. В Рос. Федерации сеть Д.д. включает: Д.д. для детей дошкольного (3-7 лет), школьного (7-18 лет) возраста и смешанные, а также семейные детские дома. Своеобразным типом Д.д. являются детские деревни. В Д.д. принимаются дети из домов ребенка, от частных лиц и др. Братья и сестры должны помещаться в один Д.д. Воспитательная работа строится на общих психолого-педагогических основах, индивидуальном и личностном подходе к каждому воспитаннику. Дети включаются в творческую, спортивную и трудовую деятельность. Стиль воспитания в Д.д. определяют педагоги-воспитатели. Выпускни- ки Д.д. могут возвратиться к родителям, продолжить обучение в профессиональных образовательных учреждениях, начать трудовую деятельность.

Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Содержание

История детских приютов в США

В 20-х годах XIX века в трёх крупных городах — Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне были созданы первые приюты, которые имели целью изолировать находящихся в опасности детей от развращающей среды их домов и заведений для взрослых и отчасти заменить им семью и общину. Однако достаточно быстро обнаружилась неэффективность приютов и воспитательных учреждений именно как воспитательных. Скорее, они оказывались временным пристанищем ребёнка в экстремальных ситуациях.

В настоящее время в США, также как и в других развитых странах, детских домов для постоянного проживания детей нет. Имеются временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью (при этом зачастую речь идёт не об усыновлении, а о содержании ребёнка в семье, которой выплачивается компенсация).

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 31 марта 2012.

На 2010-й год в фостерной системе США находилось 408 тысяч детей. 48 % из них (194 тысячи детей) проживали с фостерными родителями-неродственниками, 26 % (103 тысячи)- в фостерных семьях родственников, 6 % (25 тысяч) — в групповых домах, 9 % (37 тысяч) — в учреждениях. [1] 50-60 % детей из фостерной системы возвращаются к своим родителям. [2] Около 100 тысяч детей из фостерной системы ожидают усыновления [3] За год из фостера усыновляют примерно 50 тысяч детей, в половине случаев их усыновляют сами фостерные родители. Усыновление из фостерной системы самое низкое по стоимости или полностью бесплатное [4]

Пики беспризорничества в России ХХ столетия



История детских домов в России ХХ столетия

Словесная риторика и дела большевиков по правам человека и, в частности, ребёнка заметно расходились с самого начала их правления. На беспризорников не спешили обращать внимание. Только когда М. Горький, сам испытавший уличную жизнь, обратился в правительство с письмом о необходимости учреждения срочной государственной заботы о беспризорных детях, недопустимости оставления их на произвол судьбы, последовавшим вскоре Постановлением ВЧК были созданы первые специализированные учреждения для ухода и воспитания подобных детей — детские дома.

Направленность их деятельности вскоре приобрела два заметно разных русла.

Получившаяся система (система Макаренко) была хороша всем (высокой воспитанностью выпускников и, насколько позволяли условия и способности учащихся, их обученностью, умению достойно жить в обществе) за исключением того, что

Чисто человеческий итог работы педагога в подобных условиях предсказать было не сложно. Сам Макаренко в 50 лет напоминал 80-летнего старика, состояние его здоровья производило на многих, по его собственным словам, гнетущее и отталкивающее впечатление, и вскоре умер от разрыва крайне изношенного сердца. Здоровяк, многолетний физкультурный руководитель коммуны им. Дзержинского, участник лыжных марафонов, а впоследствии сам руководитель детских домов по методике А. С. Макаренко С. А. Калабалин 1941 умер от сердечного приступа в 68 лет. Другой воспитанник и продолжатель дела своего учителя А. Г. Явлинский 1937 не дожил и до этого возраста. И здесь — причина та же и по причине того же отношения чиновников к делу, которому он беззаветно отдал всю свою жизнь.


Некоторые специалисты, например семейный психолог Людмила Петрановская, говорят о том, что воспитанники Макаренко очень отличались от современных детдомовцев тем, что большинство из них в раннем детстве имели опыт нормальной семейной жизни [5] [6]

Статистика

В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома, в 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи. [5] В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов). Из них: Усыновлено — 153 тысячи. Под опекой — 384 тысячи. Приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч. В детских учреждениях — 174 тысячи [7]. Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая: из федерального бюджета — 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов) из средств субъектов Российской Федерации — 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов)[8].

В 1999-м году были озвучены данные Генпрокуратуры РФ, что только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. [6] [7] [8] На какой выборке проводились эти исследования, к сожалению, неизвестно. Некоторые специалисты по работе с детьми-сиротами начинали собирать новую статистику жизнеустройства выпускников детдомов [9] [10] [11], чтобы выяснить, какие факторы влияли на их успешность или неудачи [12].

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ, за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильём. [9]

Детский дом в литературе

Один из воспитанников А. С. Макаренко — Л. В. Конисевич оставил подробные, яркие и искренние воспоминания о жизни в коммуне им. Дзержинского в течение около 5 лет (с 1929 по 1934 гг.) именно с точки зрения её воспитанника [10]


Детские дома — воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Детские дома обеспечивают детям условия для воспитания, обучения и подготовки к самостоятельной жизни. В Российской Федерации сеть детских домов включает: Детские дома для детей дошкольного (3-7 лет), школьного (7-18 лет) возраста и смешанные, а также семейные детские дома. Воспитательная работа строится на общих психолого-педагогических основах, индивидуальном и личностном подходе к каждому воспитаннику. Дети включаются в творческую, спортивную и трудовую деятельность. Стиль воспитания в детском доме определяют педагоги-воспитатели. Выпускники детского дома могут возвратиться к родителям, продолжить обучение в профессиональных образовательных учреждениях, начать трудовую деятельность.

Воспитанники детских домов – это, прежде всего, дети, которые в силу разных причин остались без попечения родителей [1, с.177].

Социальная ситуация развития воспитанника интернатного учреждения определяется особыми условиями жизни, которые характеризуются как общественное воспитание.

Ученые и практики выделяют недостатки общественного воспитания, негативно влияющие на психическое развитие детей: неправильная организация общения взрослых с детьми; недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей; воспитание и обучение детей по программам, не компенсирующим дефектов развития, вызванных отсутствием семьи; недифференцированный подход к детям в процессе воспитания и обучения; бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды; малое количество и однообразие предметов, которыми они оперируют; постоянное нахождение детей в условиях коллектива (отсутствие личного пространства, уединения, самостоятельности в выборе). Основное следствие общественного воспитания – неудовлетворенность повышенной потребности детей во внимании доброжелательности взрослого [1, с.177].

Таким образом, интернатные условия воспитания с очевидностью не могут обеспечить должное качество жизни воспитанников по ряду параметров, и происходит это за счет особенностей организации жизни и недостаточности условий для нормального развития ребенка [1, с.178].

Во всех этих позициях несовершеннолетний воспитанник, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность.

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности воспитанников в образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3, с.4].

Практические и научные исследования, проведенные учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Весьма остро перед выпускниками детского дома встает проблема включения в социум. Сегодня они поставлены перед фактом радикальных перемен новой социальной среды, к которой вынуждены приспосабливаться. Выпускники детских домов испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть их пополняет ряды правонарушителей. На сегодня вопрос обучения, воспитания и развития детей в условиях детского дома мало изучен и является одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики.

Научные разработки направлены на поиск наилучших средств и способов помощи детям-сиротам. Анализ работ ученых, практика оказания социальной, психолого-педагогической помощи детям, по разным причинам лишившихся материнской, семейной заботы, в России и зарубежом показывают, что общество переосмысливает результаты деятельности детских домов.

В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая социально-педагогическая концепция деятельности этих учреждений, содействующая развитию социальной компетенции личности, ее самоопределению в обществе. Вместе с тем в немногочисленных современных публикациях по вопросам подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к их жизненному и профессиональному самоопределению, преодолению трудностей социализации остаются практически вне сферы научных интересов организация и содержание деятельности детских домов, выявление условий, необходимых для ее осуществления.

На современном этапе развития общества содержание деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой.

На современном этапе значительно увеличился объем функциональных обязанностей воспитателя: к таким традиционным видам деятельности, как воспитывающая, развивающая, культурно-просветительская, добавились диагностическая, коммуникативная, коррекционно-развивающая и др. реализация этих функций требует не только дополнительных затрат времени и сил, но и знаний. В стране на федеральном уровне нет ни одной лаборатории, которая вплотную занималась бы проблемами сиротства. Возможно, сегодня следует создать научный центр по исследованию проблем воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3, с.61].

крайне слабое психологическое и социально – педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах;

дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них;

Последствие отставания педагогических технологий работы с детьми – социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение, и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:

- по способности к приобретению профессии и трудоустройству;

- по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;

- по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

Для преодоления намеченных проблем требуется осознанный системный подход к воспитанию самостоятельности. Персоналу учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо уметь мотивировать воспитанников – будущих выпускников к развитию социальной компетентности, формировать у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивать способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения. Необходимо научить их ставить цели и отвечать за их реализацию, давать больше самостоятельности, порой поясняя, какой результат может последовать за каждым шагом, порой предоставляя полную самостоятельность. [2, с.9].

Работа в детском доме должна быть направлена на формирование:

-позитивного отношения к людям;

-потребности в труде как образе жизни;

-способности делать выбор, умения принимать решения и нести за них ответственность (активная жизненная позиция);

-способности жить в социальном пространстве (ориентироваться в законах, знать права и способы их реализации, быть готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей как гражданина).

Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятельности жизни, необходима помощь и поддержка того окружения, в котором он находится в период адаптации к самостоятельной жизни. Профессионально построенное общение и работа с подростками могут стать основой его успешной адаптации. Для построения эффективной работы специалисту нужно понимать характерологические и личностные особенности выпускников сиротских учреждений, испытывающих значительные трудности при формировании жизненного плана, от наличия которого зависит успешность жизнеустройства и социальной адаптации [2, с.10].

Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно – обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги – психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

Традиционная система педагогического руководства в формировании жизненных планов воспитанников нуждается в переосмыслении с позиций личностно-ориентированного подхода, что должно создать в детском доме условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском доме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, профессии [4, с.254].

Бобылева И.А., Гурова Е.В. О разработке мониторинга качества жизни воспитанников детского дома. 2008. № 2, с. 174.

Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. – М.: Генезис, 2007. – 176с.

Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112с.

Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. – 628с.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, учреждение, детский дом, дом, самостоятельная жизнь, социальная адаптация, общественное воспитание, профессиональное самоопределение, психологическое обеспечение.

Похожие статьи

Особенности социально-педагогической поддержки.

Настоящее исследование было посвящено проблеме социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов. В частности.

Особенности социально-педагогической поддержки.

Настоящее исследование было посвящено проблеме социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов. В частности.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских.

социальная среда, социальная адаптация, выпускник детских домов, социальная среда выпускников детских домов, учреждение, детский дом, ребенок, Казахстан, дом, самостоятельная жизнь.

Проблемы адаптации к социальной среде выпускников детских.

социальная среда, социальная адаптация, выпускник детских домов, социальная среда выпускников детских домов, учреждение, детский дом, ребенок, Казахстан, дом, самостоятельная жизнь.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или.

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или.

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя.

самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без.

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без.

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

социальная среда, социальная адаптация, выпускник детских домов, социальная среда выпускников детских домов, учреждение, детский дом, ребенок, Казахстан, дом, самостоятельная жизнь. Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе.

Социальная работа с молодыми выпускниками детских домов

социальная среда, социальная адаптация, выпускник детских домов, социальная среда выпускников детских домов, учреждение, детский дом, ребенок, Казахстан, дом, самостоятельная жизнь. Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе.

Анализ опыта использования технологий социальной работы.

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот. Использование социально-педагогических технологий.

Анализ опыта использования технологий социальной работы.

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот. Использование социально-педагогических технологий.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения, социальное сиротство, детский дом, постинтернатное сопровождения, социальная адаптация, социальные проблемы.

Особенности социально-психологической адаптации детей.

детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие приемной семьи, ребенок, использование технологий, воспитание детей-сирот, социальное обслуживание, приемный ребенок, счет использования.

Особенности социально-психологической адаптации детей.

детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие приемной семьи, ребенок, использование технологий, воспитание детей-сирот, социальное обслуживание, приемный ребенок, счет использования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДЕТСКИЙ ДОМ КАК УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Цилюгина И.Б., к.п.н., доцент

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей.

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей.

С 1917 года основной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются государственные детские дома.

Целевая установка всех детских домов – это социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.

Основными задачами детских домов являются:

- создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

- обеспечение охраны здоровья детей;

- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

- охрана интересов и прав воспитанников;

- освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

- формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;

- формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

-создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.

Дети поступают в детские дома из домов ребенка, когда их в родильных домах оставляют матери, из семей алкоголиков и наркоманов, лишенных родительских прав. Сироты не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. Самым печальным является то, что все эти дети больны. У них травмированная психика, они страдают различными заболеваниями, и почти все имеют задержки в развитии [2, с. 353].

Потребность и необходимость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально-педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников [3, c. 199-202].

Следует отметить, что обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учреждениях, таких как детский дом, всегда сопряжено с огромными сложностями. Основная из этих сложностей - это отсутствие родителей. Заменить их полноценными приемными - большая удача для ребенка.

Деинституализация, предполагающая сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях различного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернат, приют, детский дом), за счет устройства их в замещающих семьях или в разукрупненных учреждениях, условия которых приближены к семейным, может стать решением многих проблем [6, с. 5].

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:

- семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются на несколько лет и действуют на основе договора;

- детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи.

С сокращением количества детей-сирот появляется объективная необходимость реформирования сети детских домов. К 2018 году правительством РФ поставлена задача вдвое уменьшить число детских домов. За последние четыре года число государственных детских домов сократилось с 1770 до 1344 (данные на май 2013 года) [7].

Основными задачами в этой сфере являются:

- обеспечение приоритета семейного устройства;

- сохранение ребенка в кровной семье;

- осуществление качественного психолого-педагогического сопровождения семей [4].

Таким образом, для усовершенствования условий обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов приближают к семье.

Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия в детском доме, все же основным источником психического, физического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек. И ничто не сможет заменить ребенку внимания и доброго отношения родителей.

Дмитриева, М.А. Причины социального сиротства. [Текст]/ М. А. Дмитриева. - 2012. - 353-355 с.

Галагузова, М.А. Социальная педагогика. Учебное пособие [Текст]/ М.А.Галагузова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г., регламентирующее деятельность таких учреждений.

Они создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством труда и социального развития (социальные учреждения), Министерством образования (специальные образовательные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровительные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации формируются и в других ведомствах.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

  1. социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  2. социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют — это пристанище для ребенка. Он призван его принять, призреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют — это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориентировались на содержание детей до 3—6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года);
  3. центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  4. у чреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования . Такие учреждения peгламентируются утвержденным Правительством России Положением № 1203 от 14 октября 1996 г., № 1117 от 28 августа 1997 г., № 366 от 30 марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:

Детский дом — это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяются следующие виды детских домов:

  • для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
  • для детей дошкольного возраста;
  • для детей школьного возраста;
  • смешанный;
  • детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:

  • Семейный детский дом — это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.
  • Детский дом семейного типа — это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие,на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав’ и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

  • Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернат (от лат. interims — внутренний) — образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

  • интернатное учреждение обычного типа;
  • интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет — не более 5 детей, а от 4 лет и старше — не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
  • интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной.

Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии , в России созданы специальные(коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, утвержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г. К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

  • коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;
  • коррекционное общеобразовательное учреждение;
  • коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания:

  • неслышащих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших детей;
  • незрячих детей;
  • слабовидящих и поздноослепших детей;
  • детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • детей с задержкой психического развития.
  • умственно-отсталых детей и др.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздоровительные образовательные учреждения . Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа 1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

  • санаторная школа-интернат;
  • санаторно-лесная школа;
  • санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • кадетская школа;
  • кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено Правительством России № 1427 от 15 ноября 1997 г.);
  • школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046 от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачисления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствующее здоровье;
  • воспитанники воинских частей — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г., Положение о статусе воспитанников № 745 — постановлением от 21 сентября 2000 г.).

Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях во многих регионах России . В этом проявился многовекой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительство священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети активно приобщаются к общественно полезному труду, у них формируются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, защиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем. К таким семьям можно причислить:

  • приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами, требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия, внезапная болезнь родителей и пр.;
  • приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возникает при планировании командировок, медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобного типа семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним. Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на короткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься ребенком;
  • приемная семья на длительное время. Такая семья работает на договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;
  • семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
  • семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь проводит в своей семье.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

Читайте также: