Будущее новых медиа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Человечество все меньше говорит устно и все больше разговаривает даже не печатным словом, а картинкой. В этом году компания МТС впервые зафиксировала у себя снижение оплаты голосового трафика и увеличение передачи знаковой информации — смс и картинок.

40 млн детей до 10 лет в мире уже владеют компьютерным кодом. Во многих школах мира IT-грамотность введена как школьная дисциплина. Владение технологиями становится так же важно как умение читать и писать.

Остаются традиционные медиа, которые живут в вертикальных системах координат. А нетрадиционные движутся в сторону пяти экранов: ноутбук, смартфон, планшет, телевизор, мультимедиа в авто. Уже подсчитано, что к 2020 году количество подключенных устройств в мире превысит число людей. И два главных критерия, по которым можно будет определить, встроилось ли медиа в современный мир — это визуализация и интерактивность. Если публика раньше исключительно потребляла информацию, то теперь она ее активно производит. Если традиционные медиа не предложат этого своим читателям, то они вымрут как мамонты.

Школа коммуникаций MACS и коммуникационное агентство Polylog провели исследование и узнали, как идёт процесс цифровой трансформации в редакциях, а какие тренды уже сегодня меняют медиарынок.

Мы постарались ответить на основные вопросы: как новые технологии изменили бизнес-процессы, стратегии и корпоративную культуру современных средств массовой коммуникации.

Мы опросили главных редакторов, издателей, журналистов, которые меняют отрасль и создают новые цифровые продукты. Выбрали самые интересные и актуальные тренды, которые влияют на рынок медиа.

По мнению экспертов, основные сложности перехода к цифровой стратегии развития выглядят так:

Есть несколько современных трендов — общих для всех рынков. Самый важный из них — платформизация и эффективная интеграция, позволяющая создавать экосистемы, работающие внутри отдельной компании или медиа и объединяющие партнеров и клиентов на рынке через Open API.

У нас должна быть архитектура, которая позволяет быть гибким, непрерывно совершенствовать продукт, иметь минимальный time to market, интегрировать новые приложения и даже технологии без необходимости перестраивать весь ландшафт. Такая архитектура будет ценной частью очень перспективной и современной платформенной бизнес-архитектуры.

Отмечу, что трансформирующаяся организация окажется в цифровой среде не одномоментно. Некоторое время цифровые продукты будут существовать параллельно. Операционная модель организации должна обладать свойствами, которые обеспечат ей работу в классическом и инновационном, цифровом режиме.

Это даже не тренд — это настоящее современной журналистики. Эксперты считают: если не перестроиться и не создать систему продажи цифрового контента, то у такого СМИ не будет будущего. Современным медиа нужны data wall и pay wall.

К концу 2018 года 50% людей будут иметь две цифровые подписки, согласно отчету Deloitt за 2017 год.

Нейросети, обучающиеся программы и сервисы смогут точно предсказывать поведение пользователей в зависимости от контента, вплоть до того, будут ли они плакать, злиться или смеяться, какие будут реакции в социальных сетях, что стоит ожидать в комментариях и так далее. Существующие сейчас технологии позволяют программам различать голос, жесты, мимику и настроение пользователей.

Скоро человек будет максимально предсказуем для машин и роботов — они смогут давать то, что нам нужно, не завися от персональных настроек в браузере и без участия редактора-человека. Аналитика внимания — более глубокая аналитика на базе редакционных метрик, которая показывает не только количественные показатели, но и качественные: вовлеченность, лояльность, конверсию в читателей.

Отраслевая журналистика научится обходиться без журналистов, полностью или частично полагаясь на мнения частных компаний, лидеров отрасли и нейтральных экспертов. Здесь другой тренд — journalism as a service раскрывает новые возможности как для СМИ, так и для читателей: пользователи смогут платить за персонализированную информацию, например, прогнозы и аналитику.

Ожидается большое количество прорывов в маркетинге и точном таргетинге рекламы, благодаря развитию больших данных и искусственного интеллекта.

PR-агентства смогут оценить качество публикаций и реакцию аудитории, планировать точечное информирование клиентов о новых продуктах, сервисах и мероприятиях. Алгоритмы будут следить за поведением читателя и предлагать ему подписки в нужный момент.

С распространением технологий оцифровки стало возможным выпускать цифровые копии фильмов, оцифровывать книги, музыку, произведения искусства. Всё может быть оцифровано и распространено в виде миллиардов копий. С появлением новых интерактивных форматов этот процесс ускорится.

Это повлияет на рост экономики знаний и креативной экономики, которые станут частью цифровой экономики. Появятся маленькие и большие цифровые издательства, новые ИТ-департаменты заменят типографии.

Если сначала СМИ охотно шли навстречу конвергентной журналистике, то сейчас заметен обратный тренд. Многие издатели и редакторы видят, что платформы уже не дают трафик, а забирают аудиторию. Но количество платформ будет расти, они будут развиваться и выделяться в отдельные направления бизнеса и R&D технологических гигантов и медиаконгломератов.

В то же время платформы будут стараться удержать свои позиции, но будут меняться — они будут создавать более удобные условия для СМИ и журналистов, помогать в монетизации и распространении контента, давая бонусные сервисы вроде аналитики реакций и поведения, расширенной аналитики и ещё более точный таргетинг при работе с аудиториями.

Мы вступаем в эру разговорных интерфейсов — Alexa от Amazon, Siri от Apple, Cortana от Microsoft, Google (“OK Google”) и другие. Интерфейсы и платформы Bottable, такие как Pandorabots и chat fuel, начнут заменять стандартный поиск и часто задаваемые вопросы.

Журналисты будут чаще использовать их для подготовки материалов. Искусственный интеллект как технология намного больше привлекает людей, чем, например, VR.

Меняется пользовательское восприятие рекламы и коммерческих интеграций в медиа. Теперь нужен не просто нативный контент, нужен качественный нативный контент. От баннеров и интерактивных блоков на сайте виден переход к точечной интеграции в редакционные материалы.

Появляются бизнес ориентированные модели, например, обычная бизнес модель сейчас — это программатик и нативная реклама. Появятся новые другие модели — издатель как агентство, издатель как брокер данных, издатель как ИТ провайдер и так далее.

С другой стороны, медиа приходится адаптировать сайты и контент под привычные форматы социальных сетей. Так появляется больше видеоконтента, диафильмы, нарративы. Кроме того, медиа должны играть по правилам тех экосистем, где они находятся, а это заставляет пересматривать в том числе и различные бизнес-процессы.

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева "Юные журналисты России".

Номинация - "Новые медиа и мир".

Участник – Анастасия Федосова.

Масс-медиа: взгляд из настоящего в будущее.

Растущий интерес к электронным источникам информации не проходит бесследно для печатных СМИ. Самым очевидным последствием является быстрое падение тиражей бумажных изданий, которые сокращаются примерно на 7% каждый год. Зато количество подписчиков и посетителей интернет порталов тех же газет и журналов возрастает в арифметической прогрессии.

Есть и общая черта, объединяющая электронные и печатные СМИ. Ресурсы каждого информационного источника — результат работы множества людей, журналистов, которые вкладывают душевные силы в работу над материалами. Представьте, во что превратятся СМИ без них? А если я скажу, что зарубежом некоторые редакции активно используют роботов-репортер ов? Плоды последних технических разработок, конечно, не могут пока брать интервью и раскрывать проблемные социальные вопросы, но простые новостные текстовки для информагентств они уже пишут.

На фоне всех этих преобразований меняется сама суть роли журналиста в мире информации. У него появляется невероятно много конкурентов: тысячи непрофессионалов в просторах Интернета, да еще и искусственный интеллект в святая-святых — редакции.


Источник: Фрагмент презентации Эмми Уэбб

То есть, плана на годы вперед как такового обычно не существует.

И, может быть, с таким стремительным ростом технологий, которые меняют механизмы работы информационщиков, его бессмысленно иметь? Эксперты по будущему считают, что план нужен всегда! И строить его надо на основе прогнозов и исследований, которые медиаэксперты для нас готовят.

Наша основная задача — думать нелинейным путем, путешествовать во времени, как назад, так и вперед. Чтобы научится реагировать на тенденции и заблаговременно адаптироваться к изменениям.

Что ждет медиа через десять лет и останутся ли они вообще? Как будет распространяться информация и как ее будут потреблять? Вот, как видят будущее футурологи.

Прежде, чем перейти к трендам, спикер обрисовала картину будущего информационного мира в общих чертах. Представляем основные тезисы.


Источник: Фрагмент презентации Эмми Уэбб

Уэбб отмечает — несмотря на то, что мы уже стоим на пороге следующей технологической эры, когда журналисты окажутся на другой стороне медиаландшафта, редакции не просто не готовы к изменениям, они не хотят их даже признавать.

К примеру, по данным исследования The Global Survey of Journalism’s Futures, проведенного Future Today Institute, 69% редакций очень слабо следят за изменением tech-трендов и тем более за тем, как они повлияют на производство новостей в ближайшие 5-10 лет.

58% редакций вообще практически не задумываются о следующих 10-20 лет в журналистике.

78% — никогда не участвуют в каком-либо долгосрочном планировании сценариев будущего своей работы.

Редакторы проводят большую часть своего времени, думая только о ближайшем будущем — на 12 месяцев вперед.

Уэбб представила следующие тренды будущего, объединенных ею в три группы:

  1. Графические/визуальные вычисления
  2. Голос и речевой интерфейс
  3. Система доступа к информации

Эти три направления резко изменят способ распространения и потребления новостей в течение следующего десятилетия, считает футуролог.

Почему для журналистов настолько актуальны перспективы графических вычислений?

Первая группа включает:

— фотографические вычисления (computational photography);

— применение мини-спутников CubeSats, которые способны фотографировать в режиме реального времени,

— системы самообучения, способные распознавать людей, предметы и места в самых разных условиях;

— внедрение методов динамического самообучения через устранение ошибок/конфликтов (adversarial machine learning);

— специальные программы распознавания лиц типа Facee++ от компании Megvii и др.


Источник: Фрагмент презентации Эмми Уэбб


Источник: Фрагмент презентации Эмми Уэбб

Графические вычисления выполняют задачи определения эмоций, диагностики заболеваний и установления других параметров – возраст и даже сексуальную ориентацию, имеют способность отследить месторасположение.

В Megvii считают, что сейчас, когда интернет несет все больше коммерческих и социальных функций, распознавание лиц — это совсем не достижение, а просто часть сетевой инфраструктуры. В принципе, мы уже к этому готовы, так как знаем, что такое Apple Face ID. А в ближайшем будущем и другие телекоммуникационные компании представят свои подобные наработки.

Уэбб считает, что в будущем эта технология, сочетающаяся с носимыми компьютерами, может позволитьлюдям быстро найти знакомого человека, находящегося неизвестно где.

Другие программы графических вычислений, которые сейчас также активно используются в мире:

— фенотипическая геномная идентификационная программа, которая на базе анализа ДНК способна создать точное трехмерное изображение человека;

— приложение «Smile To Pay” от Alibaba — когда при покупке достаточно посмотреть на специальный экран;

— Shaming Jaywalkers – распознание нарушителей правил пешеходного перехода улиц в Китае по походке.

Эти и другие сервисы,будут только расширять свои технические возможности.


Источник: Фрагмент презентации Эмми Уэбб


Источник: Фрагмент презентации Эмми Уэбб

Прогноз: Наступит эпоха цифровой дискриминации

В катастрофическом сценарии будущего по версии Уэбб новостные организации могут столкнуться с проблемой массовых увольнений, после того, как рекламодатели уйдут на рынок новых визуальных платформ. Но проблема в том, что эти цифровые суррогаты утратят способность отличать реальную новость от фейка.

И самообучаемые системы, перенявшие человеческие предрассудки и стереотипы, будут принимать решения и влиять на жизнь людей.

Почему для журналистов настолько актуальны перспективы речевого/ голосового интерфейса?

Вторая группа техно-трендов включает в себя:

— речевой интерфейс

— поиск с речевым управлением

— осмысление машиночитаемой информации (machine reading comprehension)

— алгоритм генерации речи (generative algorithms)

Мы уже не вводим информацию, мы даем голосовую команду, то есть, разговариваем с машинами. А машины в свою очередь учатся читать, через речевые интерфейсы, такие, как Алекса от Amazon, они могут отвечать на наши вопросы и делать выводы из прочитанного или услышанного ими в интернете.

Все это вызывает серьезные вопросы к тому, как будут развиваться новостные редакции.

В качестве примера спикер задала вопрос Google на тему недавних событий в Лас-Вегасе “Можно ли проносить оружие в номера отелей в Лас-Вегасе?”.

Поисковая система в ответ предложила список ссылок на статьи, вышедшие на новостных сайтах. Далее Уэбб, используя искусственный интеллект системы Audioburst (она осуществляет поиск аудиоконтента), задала этот же вопрос Алексе.

Через несколько секунд Алекса озвучила свой ответ, проанализировав и прослушав материалы по этой теме. И, кстати, ответ ее был положительным – в отели Лас-Вегаса можно пронести оружие. Правовую сторону вопроса машины еще не научились оценивать.

Тем не менее, факт в том, что Алекса дает нам уже проанализированную информацию, причем не указывает на названия изданий, откуда она ее берет. В тоже время рекламные баннеры, подсвеченные заголовки, рекомендуемые статьи по теме, то есть все то, что сейчас продается на новостных сайтах – все это проходит мимо нас, “читателей”.

Что же делать с монетизацией СМИ в будущем? – этот вопрос открыт. Но уже 50% людей в развитых странах при взаимодействии с компьютерами будут использовать голос к 2021 году.


Что касается алгоритмов генерации речи, то сейчас разрабатываются программы, которые синтезируют голос конкретного человека. Как пример был использован инструмент Lyrebird AI, который может скопировать и воспроизвести голос любого человека. Так программа позволяет генерировать монолог, который данный человек сам никогда не произносил. Вот здесь пример того, как Lyrebird AI воспроизвел голос Барака Обамы.

Уэбб прогнозирует, что повысится доверие к машинам и алгоритмам, которые будут принимать решения за нас. Сами же новостные бренды и правообладатели контента перестанут упоминаться.

Искусственный интеллект, влияющий на будущее новостей, будет находиться под контролем tech-гигантов Google, Amazon, Tencent, Baidu, IBM, Facebook, Apple и Microsoft. Они же будут контролировать и речевой интерфейс. Новостные организации передадут всю медийную экосистему этим корпорациям, а сами потеряют способность предоставлять что-либо еще кроме контента.

Сейчас большинство редакций практически не экспериментируют с чат-приложениями и голосовыми сервисами (такими, как Alexa от Amazon или Google Home), но в будущем эти программы могут стать ключевыми элементами экосистемы новостей.

Алгоритмы генерации речи будут тестироваться и чаще использоваться.

Ситуация с фейковыми новостями только ухудшится. Доверие к журналистике подорвется. А значит, потребители контента будут менее информированы.

Почему нужно беспокоится о доступе к качественной информации?

Третья группа: Механизм доступа. В ней объединены такие тренды, как:

— Сплинтернет – кибер-балканизация (splinternets) (Wiki: Балканизация Интернета или Кибербалканизация, или Сплинтернет — превращение глобальной сети Интернет во множество локальных сетей, границы между которыми устанавливаются искусственно на уровне национальных законодательств и государственного регулирования Интернета )

— радикальная прозрачность (radical transperancy)

— распределённая база данных или блокчейн для новостей (blockchain for news)

По мнению Уэбб они имеют более опасное потенциальное влияние на развитие медиа.

К 2027 году интернет на карте мира может выглядеть склеенным из осколков (splinternets), и в каждом осколке есть свои собственные законы регулирующие процессы и способы обмена информацией.

Глобальные платформы (к примеру, Facebook, Twitter и Google) и дистрибьюторы информации столкнутся с множественными непохожими друг на друга системами правового регулирования по всему миру.

Нынешние проблемы с дезинформацией покажутся цветочками, ведь получаемая информация может быть полностью зависимой даже от места в мире, в котором вы находитесь.

Сейчас многие отрасли, такие, как страхование, правоохранительная деятельность, недвижимость, медицина и другие экспериментируют с Блокчейн.

Блокчейн для новостей – это когда информация будет публично аутентифицирована, то есть проверена на подлинность. И только после этого она попадает в сеть. Такая технология может помочь замедлить новостной цикл до более разумных темпов, считает Уэбб.

Прагматичная версия прогноза футуролога говорит о том, что доверие к средствам массовой информации потеряется. Интернет станет сплинтернетом (кибер-балканами). Поэтому Google и Facebook начнут тратить сотни миллионов долларов на развитие региональной системы.

Катастрофическая версия выглядит так:

— Нормой станет генерация новостей, основанных на предварительной информации.

— Распространители информации не смогут управляться с глобальной системой раздробленного интернета — сплинтернета.

— Системы станут уязвимыми для кибератак.

— Массивные вбросы дезинформации станут набирать обороты

— Демократия потерпит крах.

После таких устрашающих прогнозов Эми Уэбб напоминает, что пока ничего еще не произошло. И, возможно, даже нет никакой гарантии, что все будет согласно ее видению.

Для этого нужно адаптироваться к тем изменениям, которые уже происходят, не нужно игнорировать тенденции, надо двигаться вместе с ними каждый день, советует футурист.

Автор благодарит Генеральное консульство США в Алматы за возможность посетить Online News Association’s 2017 в рамках “Go Viral Reporting Tour”.

Читайте также: