Организационная структура прокуратуры сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

В российской литературе термин “атторней” часто переводится как “прокурор”. Однако правильнее использовать термин “атторней” без перевода. Правовое положение атторнея в системе государственных органов отличается от положения прокурора в Российской Федерации. В США не знают института прокурорского надзора за законностью в сфере государственного управления (“общего надзора”). В отличие от профессиональной бюрократии в России, американские атторнеи - активные политические фигуры, добивающиеся политических постов с помощью избирательных кампаний и предвыборных собраний.
Итак, рассмотрим более подробно порядок организации, объем компетенции органов прокуратуры России и государственной атторнейской службы США.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Система, порядок образования органов прокуратуры в Российской Федерации и США……………………………………………………………. 5
2. Сравнительный анализ компетенции органов прокуратуры России и США………………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovaya_RGPC.docx

1. Система, порядок образования органов прокуратуры в Российской Федерации и США……………………………………………………………. ..5

2. Сравнительный анализ компетенции органов прокуратуры России и США……………………………………………………………………… ………10

Список использованной литературы…………………………………………. 22

При изучении организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определенный интерес и значимость представляет опыт прокуратур или иных сходных по назначению государственно-правовых структур и в других зарубежных странах. Повышенное внимание при этом привлекают страны, которые по форме государственного устройства, типу рыночной экономики, размерам территории, численности и многонациональности населения, иным характерным признакам сходны с Россией.

Разумеется, следует учитывать, что подобные государственные структуры, их место в механизме государства предопределяется также исторически сложившейся правовой системой, политическими, экономическими, социальными и культурными условиями и традициями каждой страны.

В России образцом для подражания всегда были США, поэтому в целях более детального рассмотрения конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации, выявления позитивных и негативных моментов в модели ее построения, а также о возможности ее реформирования, целесообразно провести сравнительный анализ прокуратуры РФ с соответствующей системой органов Соединенных Штатов Америки.

Так, институт прокуратуры, характерный для европейских стран, получил здесь специфические черты. Прокурорские функции в США выполняет атторнейская служба.

В российской литературе термин “атторней” часто переводится как “прокурор”. Однако правильнее использовать термин “атторней” без перевода. Правовое положение атторнея в системе государственных органов отличается от положения прокурора в Российской Федерации. В США не знают института прокурорского надзора за законностью в сфере государственного управления (“общего надзора”). В отличие от профессиональной бюрократии в России, американские атторнеи - активные политические фигуры, добивающиеся политических постов с помощью избирательных кампаний и предвыборных собраний.

Итак, рассмотрим более подробно порядок организации, объем компетенции органов прокуратуры России и государственной атторнейской службы США.

  1. Система, порядок образования органов прокуратуры в Российской Федерации и США.

Основными нормативно–правовыми актами, где закреплены система, структура и порядок образования органов прокуратуры в России являются Конституция РФ (ст. 129) и Закон о прокуратуре. В соответствии с ними Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации — верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. 1

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура.

Так, в прокуратурах субъектов Федерации действуют сообразно административно территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах — столицах республик, краевых и областных центрах — образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов. Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно- территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся: — прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; — прокуратуры городов, районов.

К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно - территориальных образованиях и на режимных объектах. Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Что касается США, то в отличие от российской прокуратуры американское ведомство не организовано на основе принципа централизации. В организационных особенностях атторнейской службы отражены конституционные принципы устройства всей государственной системы США. Как совокупность правоприменяющих органов исполнительной власти атторнейская служба подчинена только этой власти и в силу принципа разделения властей организационно не связана ни с судами, ни с законодателями. Федерализм США обусловил существование трех самостоятельных звеньев атторнейской службы: федерального, штатного и местного. Каждое звено имеет свои особенности в организации, комплектовании и компетенции и действует в пределах своей территориальной и предметной юрисдикции. Штат вправе на основе собственной конституции или соответствующего законодательства устанавливать организацию и определять объем полномочий атторнейской службы в штате, а федеральная служба функционирует на основе законов, принимаемых конгрессом США.

Во главе атторнейской службы на федеральном уровне стоит Генеральный атторней США, которому непосредственно подчиняются первый заместитель и заместитель, Генеральный солиситор (должностное лицо, представляющее интересы федерального правительства в Верховном Суде США), с его аппаратом, юрисконсультская служба, служба усовершенствования правосудия , служба по вопросам законодательства, служба по связью с общественностью и т.д.

Также в состав включен Департамент юстиции США, возглавляемый Генеральным атторнеем, который назначается Президентом США с согласия Сената сроком на 4 года. Его аппарат имеет несколько подразделений 2 , организующих работу федеральных прокуратур на местах либо непосредственно выполняющих прокурорские функции. Основу местной федеральной прокуратуры образуют окружные прокуроры с аппаратом помощников. Они осуществляют уголовное преследование на территориях распространения юрисдикции федеральных властей (территории парков и заповедников, военные объекты и др.)

Прокуратуры штатов с подчиненной службой, возглавляемые Генеральным атторнеем штата, осуществляют уголовное преследование лиц, посягнувших на законы штата.

К местной прокуратуре относятся прокуроры, работающие под контролем и руководством органов местного самоуправления. Уголовное преследование они осуществляют по делам, в производстве которых не принимает участия аппарат Генерального атторнея штата 3 .

Ни Генеральный атторней США, ни подчиненные ему органы не управомочены руководить атторнейскими службами в штатах 4 . Атторней штата, в свою очередь, не имеет административной власти над местными атторнеями. То есть атторнейская служба одного уровня независима от другого. В России же действует принцип подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Важно отметить, что в большинстве штатов Генеральный атторней, в отличие от российской системы – выборная должность. Он избирается законодательным собранием или населением штата. В некоторых штатах Генерального атторнея назначает губернатор. Местные прокуроры избираются населением, но в отдельных штатах избираются или назначаются органами местного самоуправления.

Как Генеральный Атторней США, так и Атторней штата, занимают должность политического значения, то есть выдвигаются на должность Президентом США и утверждается Сенатом. Когда на должность Президента выбирается представитель другой партии, Атторней США, например, подает в отставку, и новый президент США назначает на этот пост представителя своей партии. Однако президент США вправе не менять какого-то конкретного Атторнея США, даже если он и был назначен прежним Президентом от другой партии.

Таким образом, если в Российской Федерации прокуратура не принадлежит ни одной из ветвей власти и представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений, действующих на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, то в США не существует иерархической соподчиненности прокуроров и атторнейское ведомство относится к исполнительной власти, а Генеральный атторней занимает пост министра юстиции. Отсюда логично вытекает и различие в правовом регулировании органов прокуратуры. В США прокуратура не входит в состав конституционных институтов, ее правовой статус закреплен в Законе о создании министерства юстиции США 1870 г. В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. прокуратуре посвящена отдельная статья.

  1. Сравнительный анализ компетенции органов прокуратур ы России и США.

Компетенция атторнейского ведомства в США отличается от функций, возложенных на прокуратуру в России. В США прокуратура на федеральном уровне - строго централизованная иерархия правоприменяющих органов исполнительной власти, представленная Генеральным атторнеем США и атторнеями США, а также многочисленными органами на местах.

Генеральный атторней США выступает в первую очередь как юридический поверенный в делах правительства США и Президента. Его обязанности заключаются в представлении интересов правительства США в судах, консультация правительства по юридическим вопросам, обеспечение исполнения федерального законодательства, которое реализуются посредством организованных подразделений Министерства юстиции и через атторнеев США и маршалов США.

Важной обязанностью Генерального атторнея является дача рекомендаций Президенту относительно кандидатов на должности федеральных судей, включая членов Верховного суда США. В России Генеральный прокурор не имеет такой обязанности.

Выполняя функцию представления интересов соответствующих органов исполнительной власти, Президента и правительства, атторней подготавливает, заявляет и поддерживает в суде иски по широкому кругу гражданских правоотношений. Генеральный атторней является "дланью Президента в принятии мер к тому, чтобы законы США по защите интересов США в правовых процедурах и преследовании правонарушений точно исполнялись", говорится в одном из решений Верховного суда США, имеющего силу прецедента.

Генеральный атторней выступает главой федеральных органов уголовного преследования. В этом качестве он именуется "главным должностным лицом в федеральном правоприменении". Министерство является единственным федеративным органом, управомоченным осуществлять уголовное преследование и поддерживать государственное обвинение по делам о нарушениях федеративного законодательства. Генеральный атторнеи и его служба контролирует правоохранительную деятельность на всех стадиях уголовного судопроизводства и исполнения судебных решений по уголовным делам федеральной юрисдикции. Предварительное расследование и оперативно-розыскные мероприятия выполняют ФБР и иные органы расследования Министерства юстиции.

В качестве прокуратуры в США выступает исполнительно-распорядительный орган, у которого нет точного аналога в ряде правовых структур иных государств. Как институт исполнительной власти, данная служба занимается осуществлением не только аналогичных с иными странами полномочий относительно уголовного преследования, но и дает консультации правительству относительно правовых вопросов, представляет его интересы в суде, следит за исполнением закона. Это обусловило то, что для государственного атторнея допустимо выступать в качестве адвоката в гражданских делах и в качестве обвинителя в ряде уголовных дел. Помимо этого, для данной службы свойственно управлять тюрьмами и курировать дела иммигрантов. Ее работники работают в качестве следователей и сыскных агентов. В поле введения Генерального атторнея США находится и политический сыск и контрразведка.

Также как и суд, прокуратура осуществляет деятельность на трех этапах. Для каждого этапа характерно то, что отношения внутренней субординации обозначены принципом подчинения прокуроров более низкого ранга вышестоящим.

Особенности работы федерального уровня прокуратуры США

Федеральный уровень напрямую связан с возглавляемым Генеральным атторнеем Департаментом юстиции США и подчиненными ему окружными прокурорами, которые назначаются в каждом судебном округе.

В США всего 94 судебных округа.

Основой для работы федеральной атторнейской службы служат законы, которые принимает Конгресс США. Главу службы на должность назначает Президент США, имея при этом согласие Сената США. Срок службы – 4 года. Для сотрудников его аппарата свойственно организовывать деятельность ряда окружных прокуратур и выполнять ряд собственно прокурорских функций. Сюда же входит подготовка материалов обвинительных досье, которые используются во время поддержания обвинения в суде.

Для окружных прокуроров свойственно назначаться на позиции в порядке аналогичном тому, что и для Генерального атторнея США. Для них характерно располагать аппаратом помощников и осуществлять свою работу, к которой в том числе относится и уголовное преследование в рамках локаций, которые относятся к юрисдикции федеральной власти.

Суть работы на втором уровне прокуратуры США

Второй этап связан с прокуратурами штатов, у которых есть свой аппарат. Возглавляют их генеральные атторнеи штатов, у которых есть свои помощники на местах. Для атторнейской службы штатов свойственно действовать в рамках юрисдикции необходимого штата и осуществлять, в том числе, уголовное преследование лиц, которые посягнули на его законы.

Важно отметить, что практически во всех штатах в качестве Генерального атторнея это выборная должность. Его избирает законодательное собрание или население штата. В ряде штатов губернатор назначает Генерального атторнея.

Специфика муниципального уровня прокуратуры США

Муниципальный (местный) этап связан с прокурорами и следователями, которые являются подконтрольными местным органам власти. Для них свойственно осуществлять уголовное преследование относительно дел, в которых Генеральный атторней штата не принимает участия. Для местных прокуроров характерно избираться населением, но в ряде штатов их избирают или назначают органы местного самоуправления.

Если говорить об организационном аспекте, то для местных атторнеев свойственно быть независимыми друг от друга даже в рамках одного штата.

Так как прокурор был избран населением, то он в ответе пред ним за то, в каком состоянии находится борьба с незаконными деяниями. О том насколько эффективна его работа, можно судить по статистике привлечения к уголовной ответственности ряда лиц, которые совершили незаконные деяния, и по количеству обвинительных приговоров суда.

Полномочия Генерального атторнея прокуратуры США

Для Генерального атторнея свойственно на самостоятельной основе формировать штат своих работников. Для него допустимо расторгать ряд трудовых отношений с работниками аппарата своего предшественника и набирать для себя новых сотрудников. Но, как показывает практика, в большинстве случаев профессиональные сотрудники остаются на своих позициях и тогда, когда сменился руководитель.

Так как уголовное преследование важно воспринимать как не единственную функцию избранного атторнея, у него есть заместитель, для которого свойственно заниматься рядом соответствующих вопросов при помощи службы, которая ему подчиняется.

Для Генерального атторнея США и подчиненных ему органов недопустимо осуществлять руководство атторнейской службой штата. Для Генерального же атторнея штата недопустимо иметь административную власть над рядом местных атторнеев. Но для глав соответствующих прокуратур свойственно воздействовать на все правоохранительные органы США определенного этапа, а также на то, как формируется правовая политика в пределах данной структуры. И тут важно отметить, что влияние оказывается посредством реализации не административных, а процессуальных полномочий.

Для органов прокуратуры определенных этапов свойственно быть не соподчиненными друг другу, но сотрудничать между собой. Их юрисдикция имеет четкое разграничение. Но для местных прокуроров свойственно производить дела, которые являются подведомственными штатам, в ситуациях, когда ряд генеральных атторнеев или их помощников передают им ряд своих полномочий на основании взаимной договоренности.

Как устроена американская прокуратура

Окружная прокуратура. В каждом американском графстве есть свой прокурор, который осуществляет функции уголовного преследования в своем округе (графстве). В большинстве штатов окружной прокурор не назначается, а выбирается населением. Основной объем расследования выполняет полиция. Но у каждого местного прокурора есть свой небольшой следственный аппарат. В основном этот аппарат расследует дела о нарушениях закона в полиции или дела большого публичного звучания. В первую же очередь окружной прокурор — это государственный обвинитель и руководит обвинением в суде.

Генеральный прокурор штата. Во-первых, он не командует окружными прокурорами, они ему не подчинены. Во-вторых, он, как правило, осуществляет гособвинение только по узкой категории дел — например, природоохранное законодательство. В основном же он главный юрист штата — правая рука губернатора по юридическим вопросам, главный его консультант. И занимается в основном гражданско-правовыми вопросами, а не уголовным преследованием.

При этом вертикаль федеральной прокуратуры никак не связана с региональной прокуратурой — окружные прокуроры никак не подчиняются прокурорам США и генеральному прокурору. Они просто занимаются разными делами.

Прокуроры США занимаются преступлениями, предусмотренными федеральным законодательством (государственная измена, шпионаж, терроризм, преступления, связанные с пересечением границ США и штатов, федеральной собственностью, ограбление банков — конгресс счел это преступление федеральным). Окружные прокуроры — делами, предусмотренными законодательством штатов, то есть основной массой преступлений (примерно 90% дел).

В системе федеральной прокуратуры есть свои органы расследования, в том числе и такое, как…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Прокуратура США. Система и структура органов прокуратура США, так же как и судебной системы, зависит от принципа федерализма. Данный принцип, свидетельствует о том, что существуют автономные органы прокуратуры на трех уровнях: местном, штатов, федеральном. При этом местные органы прокуратуры не зависят от органов прокуратуры штата, а последние от федеральной прокуратуры. Законом определена компетенция местной прокуратуры, прокуратуры штатов и федеральной прокуратуры США [5] .

В силу того, что США по своей правовой природе входит в англо-саксонскую правовую семью, где основным источником права является правовой прецедент, в США нет нормативного правового акта, который составлял бы правовую основу организации и деятельности прокуратуры США. Система прокуратуры, а также статус прокурорского работника в основном вытекает из обычая, прецедентного права, норм профессиональной этики [6] .

Что же касается прокуратуры США, то сама прокуратура входит в Министерство юстиции США в виде атторнеев США [7] . При этом Генеральный атторней США одновременно является Министром юстиции США, назначается Президентом США и утверждается Сенатом. Кроме того, Генеральный атторней США несет перед Президентом ответственность за свою деятельность, и, может быть снят с должности решением Президента. Палата представителей имеет право представить его к импичменту.

Функция Генерального атторнея США по представительству исполнительной власти в судах делегирована им Генеральному солиситору США — третьему должностному лицу (после двух заместителей). Генеральный солиситор назначается Президентом страны по рекомендации Генерального атторнея и утверждается Сенатом. В составе Министерства юстиции США организуется Служба генерального солиситора. Он решает вопросы:

— об обжаловании решений федерального суда первой инстанции, вынесенного не в пользу Правительства;

— о наличии оснований для обжалования в Верховный Суд США.

Он также утверждает апелляционные ходатайства и жалобы, заявляемые отделами (бюро) Министерства юстиции юридическими службами других органов.

В основном полномочия атторнеев США связаны с осуществлением уголовного преследования по уголовным делам, которые заключаются в предъявлении обвинения по уголовным делам только в случае нарушения федерального уголовного законодательства, но не уголовных законов штата. В их компетенцию также входит возбуждение уголовных дел, поддержание государ­ственного обвинения в суде, прекращение уголовных дел и отказ от государственного обвинения до вынесения вердикта судом присяжных заседателей и др. В частности, компетенция атторнеев США на федеральном уровне связана с осуществлением обвинения по таким категориям уголовных дел, как дела о нарушениях гражданских прав, о нарушениях налоговых законов, о нарушениях законов об охране природы и естественных ресурсов, о нарушениях антитрестовских законов, мошенничества при торговле ценными бумагами, нарушение федерального законодательства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и др.

В гражданском судопроизводстве атторнеи осуществляют полномочия, которые связаны с возбуждением гражданского судопроизводства путём принесения гражданских исков с требованиями о судебной проверки решений или действий органов федерального правительства и его должностных лиц, а также судебной проверки законности решений некоторых административных учреждений и ведомств и другие полномочия.

Среднее звено прокуратуры США представлено атторнетурой штата. Они являются нижестоящим звеном по отношению к федеральной атторнетуре США. Каждый штат США имеет свою атторнетуру во главе с Генеральным атторнеем штата. В большинство генеральных атторнеев штатов избираются на свою должность всеобщим голосованием граждан штата, и, следовательно, не могут быть отправлены в отставку губернатором штата. Данное положение свидетельствует о том, что Генеральный атторнет штата независим от органов руководителя исполнительной власти штата, но сама атторнетура штата по своей правовой природе является органов исполнительной власти штата. Между атторнетурами штатов и федеральной атторнетурой существует координационная связь, но единой централизованной атторнетуры США нет. Структура атторнетуры штата во многом соответствует федеральной структуре атторнетуры. Кроме того, атторнетура штата функционируют независимо от органов федеральной атторнетуры, и, может иметь различные названия и порядок организации.

Полномочия атторнеев штата во многом отличаются от федеральной атторнетуры США. Дело в том, что атторнетура штата не осуществляет уголовное преследование или надзор за уголовным преследованием по обычным уголовным делам [8] . Эти полномочия предоставлены местным прокурорам — окружным атторнеям. Кроме того, атторнеи штатов представляют штат по всем гражданским спорам и консультируют должностных лиц законодательной и исполнительной власти штата по правовым вопросам.

Низшее звено прокуратуры США представлено местными прокурорами — окружными атторнеями [9] . Правовое положение окружных атторнеев является уникальным по сравнению с другими должностными лицами атторнеев США. Дело в том, что окружные атторнеи осуществляют свои публичные функции от имени всего штата. На свои должности данные должностные лица избираются гражданами отдельного графства и несут ответственность только перед гражданами графства. Зарплату окружные атторнеи получают также из бюджета соответствующего графства и не подчиняются генеральному атторнею штата. Таким образом, окружные атторнеи являются полностью независимыми как от атторнетуры штата или федеральной атторнетуры США.

Полномочия окружных атторнеев по сравнению с атторнетурой штата в сфере уголовного преследования намного шире. Так, окружные атторнеи возбуждают уголовное преследование по всем категориям преступлений штата, которые определены уголовным законодательством штата. У каждого окружного атторнея есть свой небольшой следственный аппарат, который в основном осуществляет полномочия по расследованию уголовных дел о нарушениях закона в полиции или уголовных дел большого публичного звучания. Однако в первую же очередь окружной атторней — это государственный обвинитель, и он руководит обвинением в суде.

Окружные атторнеи обязаны обеспечивать соблюдение квазиуголовных законов, заниматься исками о лишении родительских прав за насилие или не выполнение родительских обязанностей в отношении детей и т.д.

Полиция США представляет собой разнообразие организационных форм, функций и полномочий, которыми обладают отдельные полицейские организации, но сказать, что полиция представляет в США единую централизованную систему, нельзя. Эту существующую множественность организаций по общим признакам можно свести к следующим группам:

1. Полицейские организации федерального правительства, входящие в департамент юстиции, казначейство, департамент почт, министерство обороны;

2. Полицейские организации штатов;

3. Шерифы и возглавляемые ими агентства в графствах;

4. Полицейские агентства городов и поселков городского типа;

5. Полиция предприятий и промышленных корпораций.

Кроме того, отдельно следует выделить полицейские организации департамента юстиции, куда включаются ФБР, Служба иммиграции и натурализации, Бюро тюрем, Служба по внутренним государственным доходам, Бюро по наркотикам и другие.

Полицейская организация, как правило, состоит из принесших присягу полицейских, и гражданских служащих полиции, не состоящих в каком-либо звании.

Единых условий поступления на службу в полицию нет, но среди множества требований наиболее характерными являются следующие требования к кандидату:

— возраст от 21 до 31 года;

— рост — от 5 футов 8 дюймов;

— наличие среднего образования.

Кандидат, соответствующий этим требованиям, должен пройти собеседование и испытательный срок и при успешном прохождении последнего может рассчитывать на полицейскую должность.

Полицейское агентство представляет собой структуру из подразделений:

— подразделение уличного патруля;

— служба регулирования уличного движения.

Среди мер, применяемых чаще всего полицейскими, следует назвать арест, обыск, допрос в полиции и другие.

Адвокатура в США имеет специфическое положение в системе юридических органов государства. Дело в том, что какой-либо системы построения органов адвокатуры США вообще нет. Осуществляют свою адвокатскую деятельность, которая заключается в оказании юридической помощи по различным категориям дел, адвокаты, работающие в различных юридических фирмах США. Речь в данном случае идет о создании несколькими объединившимися адвокатами соответствующих адвокатских фирм. Организационно-правовая форма юридических фирм, в которых работают адвокаты, может быть разной. Кроме того, адвокаты могут осуществлять свою адвокатскую деятельность и в одиночку либо объединившись вместе с двумя, тремя адвокатами.

В каждом штате США создается добровольная ассоциация адвокатов штата. В некоторых штатах установлено обязательное членство в ассоциации адвокатов штата для всех лиц, допущенных к адвокатской практике, но в ряде штатов для занятия адвокатской деятельностью не обязательно быть членом ассоциации адвокатов. В таких штатах ассоциации адвокатов создаются добровольные организации. На общенациональном уровне созда­ется организация адвокатов с добровольным членством, которой является Американская ассоциация юристов. В США создаются организации по оказанию юридических услуг населению, не имеющему возможности оплачивать помощь адвоката.

К кандидату на правовой статус адвоката законодательство США предъявляет определенные требования. Кроме того, адвокатской деятельностью адвокат может заниматься не на всей территории США, а только на территории того штата, где он собирается практиковать в качестве адвоката. В этой связи для различных штатов существуют дополнительные требования к кандидату на статус адвоката США. Эти дополнительные требования устанавливаются обычно верховным судом штата, однако вопрос о самом допуске лица к адвокатской деятельности решается специальной комиссией по допуску в адвокатуру, формируемой либо ассоциацией адвокатов штата, либо по назначению суда или губернатора штата. Как правило, эта комиссия состоит из практикующих юристов. В качестве таких требований, которые соответствуют статусу адвоката США является:

— высшее юридическое образование;

— наличие моральных качеств кандидата заниматься адвокатской деятельностью;

— сдача экзамена для занятия адвокатской деятельностью, который состоит из устного собеседования и письменной работы. Письменная работа, как правило, продолжается несколько дней, в течение которых кандидат должен ответить на 20—30 вопросов, касающихся знания, толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен.

Решение экзаменационной комиссии, которое принимает заключение о допуске кандидата заниматься адвокатской деятельностью либо нет, может быть обжаловано в суде. Кроме того, разрешение на ведение дел в федеральных судах выдается автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие правоохранительные органы Германии вы знаете? Назовите их функции и полномочия?

2. Какова система правоохранительных органов Франции?

3. Раскройте систему и структуру органов прокуратуры, полиции США.

[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 691.

[2] В настоящее время насчитывается 16 земель. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. С. Автономов. М. : ТК Велби, Проспект, 2007. С. 438.

[3] Согласно ст. L. 231 — 1 Кодекса о судебной организации Франции трибуналы малой инстанции при рассмотрении уголовных дел называются трибуналами полиции (см.: Маклаков В. В. Судебная власть во Франции: Новое законодательство / РАН ИНИОН. Центр социал. науч. информ. исслед. Отдел правоведения : ред. кол.: Е. В. Алферова (отв. ред.) и др. М., 2007. С. 47).

[5] Как правило, данное разграничение связано с подсудностью федеральных судов и судов штатов. Кроме того, разграничение между федеральными прокурорами и прокурорами штатов определяется двумя категориями дел: спорами между гражданами различных штатов и спорами между штатом или гражданином штата и иностранными государствами или гражданами, вторая, связана с делами, которые возникают на основе Конституции США и законов США.

[6] Должность Генерального прокурора США была учреждена на основании Закона о судоустройстве 1789 г. Первоначально он выполнял свои функции почти единолично, не имея в подчинении министерства. Лишь в 1870 году было учреждено Министерство юстиции, подчиненное Генеральному прокурору.

[8] В большинстве штатов атторнеи штатов отвечают за юридическое представительство штата по делам, рассматриваемым в апелляционных инстанциях, а также правомочны возбуждать уголовное преследование по некоторым категориям преступлений.

Читайте также: