Литература англии 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Реализм
В тридцатые годы 19 века в Англии на страницах чартистских периодических изданий публикуют свои произведения поэты Томас Гуд, Эбенезер Элиот, Эрнест Джонс, Джеральд Масси.
В английской прозе того времени работают писатели известные всему миру – Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей.

XIX столетие в Англии принято называть викторианским. С фактологической стороны это не совсем верно: королева Виктория взошла на английский трон лишь в 1837 г. (и оставалась на нём шестьдесят с лишним лет). Век начинался долгими войнами с Наполеоном, потом настали годы политической реакции. В литературе начало века было эпохой романтиков.

Глубокая река. Английская гравюра конца XVIII в.

Романтики возвестили новое понимание искусства. Оно должно было стать естественным и непредсказуемым, как сама жизнь, и открыть прекрасное — в будничном, непреходящее — в мимолётном, вечное — в неуловимом и мгновенном. Поэзия давала идеальную возможность осуществить эту идею. Романтическая эпоха стала звёздным часом английской поэзии: мечтательной, согретой лиризмом, как стихи Вордсворта и Джона Китса; провидческой, философской, как баллады Колриджа; бунтарской, пронизанной отзвуками грозных событий времени, как поэмы Джорджа Байрона.

Жизнь всех этих поэтов отвечала духу, пафосу их творчества. Для них не существовало разрыва между словом и поступком, художественным манифестом и реальным поведением, которое очень часто тоже представляло собой поэтический сюжет, но только воплотившийся в ситуациях и обстоятельствах самой действительности. Почти неизменно этот сюжет приобретал отчётливый оттенок драматизма. Романтики редко встречали сочувствие в обществе, а отпущенный им исторический срок оказался краток. Смерть Байрона в 1824 г. возвестила закат романтизма. Настали другие времена.

В викторианской Англии на авансцену выдвинулось поколение, возвестившее о своей твёрдой приверженности реализму. Он господствовал в английской литературе десятки лет и создал традицию, остающуюся живой и притягательной по сей день. Викторианство — это и стиль жизни, и этическая доктрина, и мирочувствование. В ту пору преобладала уверенность, что такой счастливой эпохи ещё не было за всю историю человечества. Утверждавшие это говорили о политической стабильности и промышленном росте, об успехах науки и просвещения, о прогрессе во всех областях жизни.

Королева Виктория

Вряд ли эти мечтатели были всегда правы в претензиях к своему времени. Викторианцы действительно доверяли трезвому расчёту, а не вдохновению и придерживались жёстких моральных догм, которые часто оборачивались лицемерием. Но нельзя сказать, что они не ведали сомнений и тревог или оставались глухи к укорам совести, смущённой типичными для тогдашней Англии картинами нищеты и бесправия социальных низов, цинизма и развращённости преуспевших. Эти тревоги и скрытые за ними моральные конфликты постоянно чувствуются в социальном романе — лучшем, что создала английская литература XIX в.

Та эпоха ценила в искусстве прежде всего достоверность свидетельства о жизни, понятую почти буквально: произведению надлежало напоминать картотеку фактов, истинных и доказуемых. Богатство вымысла, ирония, игра, гротеск — всё должно было отступить перед скрупулёзным исследованием общественных явлений. Человек интересовал эту литературу скорее не сам по себе, как личность с собственным неповторимым миром, но как тип, позволяющий понять жизнь определённой социальной среды, её психологию и принятую в ней систему ценностей.

Писателем руководила уверенность, что ему по силам с исчерпывающей полнотой описать и эту среду, и общество в целом, создать картину совершенно ясную и точную, где бы не осталось ничего загадочного или парадоксального. Литературу хотели видеть полезной в прямом значении слова, столь же полезной, как железные дороги или новые методы обезболивания, которые внушали такую гордость викторианцам. Но у творчества свои законы, и художественное наследие викторианского века далеко не во всём оказалось созвучным его представлениям и требованиям.

Английская литература в конце XIX – начале XX века


К 70-м годам XIX в. Англия стала ведущей капиталистической державой, захватившей важные морские пути и колоссальные колонии. В то же время опытная английская буржуазия сумела перевести рабочее, движение в русло тред-юнионизма и реформизма, подкупить верхушку рабочего класса.

Однако это относительное процветание Англии как буржуазного государства длилось недолго. Все основные черты и противоречия империализма, охарактеризованные В. И. Лениным, проявились в Англии и вызвали экономические кризисы, военный ажиотаж и обострение классовой борьбы. На первое место среди империалистических держав начинает выдвигаться Германия, за ней — Соединенные Штаты Америки. Удерживая в своих руках морские коммуникации, Англия теперь борется за новые колонии и рынки сбыта, за сохранение своего ведущего положения. В конце XIX в. она ведет колониальные войны в Центральной Африке, Египте, Судане; их завершила англо-бурская война (1899—1902), вызванная стремлением кучки империалистов прибрать к рукам южноафриканские алмазные копи.

Социалистическое движение в Англии конца XIX в. часто отрывается от рабочего движения, но само возникновение социалистических организаций говорило о росте общественного сознания.

Философия

Джон Раскин

(1819-1900)

Литературные направления этого периода

В английской литературе конца XIX в. развиваются течения, отражающие кризис буржуазной культуры (натурализм, декаданс) и течения реалистические, связанные с растущим рабочим движением и общей демократической оппозицией империализму.

Тенденции натурализма проявились в творчестве ряда английских писателей — Джорджа Гиссинга, Арнольда Беннета, Джорджа Мура и др.

Неоромантизм

Параллельно с декадентством в Англии развивается неоромантизм. Неоромантизм (как ранее романтизм) враждебен буржуазной действительности. Неоромантиков отталкивают пошлость, однообразие, делячество, отсутствие сильных страстей. Протестуя против буржуазной обыденности, они воспевают романтику опасностей и приключений, перенося своих героев в прошлое либо в необыкновенные условия далеких стран, в обстановку, требующую исключительного мужества. Неоромантики любят сюжеты с запутанной интригой, но большое внимание уделяют и психологическому анализу. Они продолжают развивать жанр исторического романа, но в их историческом романе нет глубок кого историзма, характерного для В. Скотта.

Выдающимися представителями неоромантизма, воплотившими его лучшие черты, были Р. Л. Стивенсон и Джозеф Конрад. Райдар Хаггард, Артур Конан Дойл и Д. К. Честертон менее значительны; буржуазно-охранительные тенденции сближают их порой с империалистической литературой.

Роберт Стивенсон

(1850-1894)

Роберт Луи Стивенсон родился в Эдинбурге. Отец его был инженером по строительству маяков, сам будущий писатель получил инженерное образование. Часто прикованный к постели, с детских лет больной туберкулезом, Стивенсон развлекался рассказами няни о шотландской старине и сказками. Его любимым писателем был Вальтер Скотт.

Стивенсон много путешествовал и, наконец, в 1890 г. поселился на одном из островов группы Самоа. Экзотическая природа и коренное население очень полюбились ему. Вскоре он увидел, как немецкие колониальные чиновники сеют вражду между племенами. Стивенсон принял живое участие в судьбе самоанцев, написал книгу, обличающую немецкого консула и губернатора, и добился их увольнения. Тузитала, т. е. рассказчик, как прозвал*! Стивенсона местные жители, был ими горячо любим.

Стивенсон — мастер произведений с острым сюжетом, захватывающей интригой и яркой эмоциональной окраской.

Джозеф Конрад

(1857-1924)

Поляк по национальности, Юзеф Теодор Конрад Корженевский родился в Бердичеве в семье литератора, вскоре высланного за участие в восстании 1863 г. В 1874 г., 17 лет, будущий писатель, выбрав профессию моряка, уехал в Марсель, где поступил матросом во французский торговый флот, а с 1878 г. переехал в Англию и прослужил в английском флоте 16 лет. Все эти годы он плавал в южных морях.

Оригинальный талант рассказчика сразу выдвинул Конрада в первые ряды английской литературы. Как и Стивенсон, Конрад любит романтику приключений на море и на суше, в далеких экзотических странах. Но прежде всего он — психолог, тонко анализирующий все движения души, проявляющий интерес к подсознательному и сокровенному.

Отличает Конрада и пессимизм. Пессимизм Конрада проистекает из того, что он, видя зло и осуждая его (тиранию, алчность, войны — оборотные стороны буржуазной цивилизации), не знает реальных путей победы над ним. Отсюда трагическое одиночество его героев, их скитания.

Творчество Конрада проникнуто ощущением противоречий и неустроенности социальных отношений, и бегство его героев от людей, их одиночество в обществе и близость с природой являются своеобразной формой борьбы против собственнического уклада, против пошлости и эгоизма буржуазной среды.

Герои Конрада — изгои, отщепенцы; вдали от цивилизованного мира, в примитивных условиях жизни они находят себя, пытаются построить неомраченное счастье. Эта попытка благодаря внешним обстоятельствам чаще всего кончается трагически.

Артур Конан Дойл

(1859-1930)

А. К. Дойл писал также исторические романы и юмористически окрашенные рассказы о наполеоновском офицере — бригадире Жераре.

В последние годы жизни писатель увлекся новомодными спиритуалистическими, мистическими теориями, и это наложило отпечаток на его позднее творчество.

У. Моррис

(1834-1896)

Разочаровавшись в своих планах и в идеях прерафаэлитов, Моррис сблизился с социалистическими организациями. Он стал одним из английских социалистов, искренне искавших путь к рабочему классу и неудовлетворенных реформизмом. Моррис вступил в Социал-демократическую федерацию, но затем вышел из нее и вместе с наиболее левыми ее членами создал Социалистическую лигу. Впоследствии в ней возобладали анархистские элементы, и Моррис поддался их влиянию. Он любил называть себя коммунистом, но его политические взгляды имели анархистский оттенок.

Моррис горячо выступал против войны, в частности против назревавшей в 70-е годы войны между Англией и Россией, освобождавшей балканские страны от турецкого владычества.

Недостатком утопии Морриса остается его ненависть к индустрии, к машинному производству. Изображенная им социалистическая Англия давно стала сплошным садом, заводы, шахты и железные дороги уничтожены, люди снова перешли к ручному труду и из ненависти к машинам даже ограничили свои потребности. Так, они закрыли типографии и выпускают очень мало книг.

Разумеется, сам Моррис чувствует наивность этих мечтаний и оговаривается, что человечество открыло новую, ранее неведомую энергию, выполняющую колоссальную работу без копоти и дыма, позволяющую обходиться без машин.

Сэмюэль Батлер

(1835-1902)

Творчество и мировоззрение Батлера оказали заметное влияние на английскую литературу. Батлер был любимым писателем Шоу, а самая попытка воскресить реальнофантастический сатирический роман Свифта нашла продолжение у Герберта Уэллса.

Э.Л. Войнич

Артур в первой части очень религиозен. Он обожает Монтанелли, своего учителя и духовника, не догадываясь, что Монтанелли — его отец. Первые сомнения в святости идеалов церкви зарождаются в душе юноши, когда он в тюрьме узнает о предательстве отца Карди, ректора, духовной семинарии, в&давшего тайну исповеди агентам полиции. Когда Артур вслед за тем узнает об обмане Монтанелли, скрывшего от него свое отцовство, он окончательно порывает с прошлым и уходит в революционную борьбу непримиримым врагом церкви и религии.

Фактически перед нами как бы два образа — Артура Бертона и Овода. Поэтический образ Артура пленяет своей красотой. Прекрасная внешность, синие, полные тайны глаза, благородство помыслов и поступков, даже порывистость, экспансивность юноши — все располагает к себе. Сердце у Артура открытое и чистое, он смотрит на окружающее влюбленными глазами человека, желающего всем добра и счастья. Он откровенен и доверчив.

Совсем другим человеком предстает он перед нами под именем Овода — замкнутый, скрытный, подчас даже грубый с окружающими, резкий и высокомерный. Но по мере того как раскрываются причины поведения и внутренняя жизнь Овода, раны его сердца, антипатия к нему сменяется сочувствием и наконец восхищением. Ненависть к врагам родины, последовательность в борьбе с ними, высокая принципиальность революционера-борца неизменны с первой до последней страницы романа. За всем этим пропадают мелкие и незначительные слабости героя и вырастает именно тот мужественный и пленительный Овод, подвиг которого стал бессмертным.

Трагически сложились отношения между Оводом и Монтанелли, искренне любящими друг друга. Любовь Овода — цельное и принципиальное чувство. Ради любви к отцу Овод вынес нечеловеческие страдания, и в то же время он не поступился ради нее принципами революционера. Решительные действия, которых требовала отцовская любовь, пугают Монтанелли. Христианская любовь к богу, воспитанная в нем годами, победила отцовскую любовь. Реальное, земное чувство отцовской любви одерживает в душе Монтанелли победу над религиозными иллюзиями слишком поздно — только после смерти сына он проклинает религию.

Реалистическая литература конца XIX и начала XX в. представлена именами Т. Гарди, Б. Шоу, Г, Уэллса, А. Беннета, позднего Д. Мередита.

Романтизм превалировал в поэзии, говоря же об английской прозе той поры, следует отметить, что в ней в равной степени встречались как романтические черты, так и черты реализма.

Далее в статье мы более подробно остановимся на творчестве десяти самых знаменитых английских писателей и поэтов 19 века, к числу которых относятся:

  • Сэмюел Батлер
  • Шарлота Бронте
  • Джером Кларка Джером
  • Артур Конан Дойл
  • Редьярд Киплинг
  • Льюис Керол
  • Вальтер Скотт
  • Уильям Мейкпис Теккерей
  • Оскар Уайльд

Сэмюел Батлер (1835 – 1902)

Сэмюел Батлер английский писатель 19 века, родился в 1835 году в Лангар, Ноттингемшир. Был последователем идей дарвинизма. Вел замкнутый образ жизни. Его творчество было высоко оценено такими знаменитыми английскими писателями как Форстер, Шоу, Лоуренс, Моэм.

Шарлота Бронте (1816 – 1855)

Готовые работы на аналогичную тему

Далее начинается зрелый этап в творчестве писательницы. Отличительной особенностью ее творчества считается драматизм, перенесенный в творчество из собственной жизни. В ее произведениях поднимаются актуальные проблемы общества Англии того времени. Чаще всего главным персонажем ее произведений является смелая девушка, которая стойко сопротивляется ударам судьбы. Главный мотив, который прослеживается в ее произведениях – протест и борьба. Самыми популярными произведениями являются:

Джером Клапка Джером (1859 – 1927)

Артур Конан Дойл (1859 – 1930)

Артур Конан Дойл английский писатель, который знаменит своими историческими, приключенческими и детективными литературными произведениями.

Среди других известных произведений А. К. Дойла

Редьярд Киплинг (1865 – 1936)

Льюис Кэрол (1832 – 1898)

Вальтер Скотт (1771 – 1832)

В. Скотт = огромная величина в литературе Великобритании. В. Скотт по происхождению был шотландцем, считается что именно он был основоположником исторического романа.

Исторические романы относятся к более позднему творчеству писателя. В своих произведениях писатель хотел продемонстрировать, что главная сила истории – это народ. К известным историческим романам В. Скотта относятся:

Уильям Мейкпис Теккерей ( 1811—1863)

У. М. Теккерей знаменитый английский писатель, работал в сатирическом жанре, особенно популярны его романы реалистического направления. Пессимизм и реализм - отличительные черты романов Теккерея. Писатель в своих произведениях высмеивает идеалы типичного английского романа.

Героями его произведений чаще всего становятся люди с многочисленными пороками, эгоистичные и меркантильные. Известными романами У. М. Теккерея считаются:

Оскар Уайльд (1854 - 1900)

О. Уайльд один из самых известных писателей, поэтов и драматургов Великобритании, является представителем эстетизма и европейского модернизма.

Писатель относился к направлению декаданса. Для его творчества характерны:

Читайте также: