Отто ранк травма рождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что касается роли родовой травмы в психологии, Фрейд на самом деле был первым, кто обратил внимание на то, что она может быть прототипом и источником всех будущих беспокойств и тревог. Он рассматривал этот вопрос в ряде своих работ, но отказался принять крайние суждения Ранка по этому поводу. Было также серьезное различие в понятиях родовой травмы у Фрейда и у Ранка.

Если Фрейд выделял в качестве источника тревоги экстремальные физиологические трудности, связанные с процессом рождения, Ранк связывал тревогу с отделением от материнской матки, т.е. от райской ситуации, в которой все потребности удовлетворялись сразу и без приложения каких-либо усилий.

Но Ранк на этом не остановился; он посчитал, что вся психическая жизнь человека зарождается в первичной тревоге и в первичном вытеснении, ускоренном родовой травмой. Центральный человеческий конфликт состоит из желания вернуться в матку и страха, вызываемого этим желанием. В результате любая смена приятной ситуации неприятной будет вызывать чувство тревоги. Ранк также предложил объяснение сновидений, отличающееся от интерпретации Фрейда. Состояние сна сходно с внутриматочной жизнью, а сновидения можно рассматривать как попытки пережить снова родовую травму и вернуться в пренатальную ситуацию. И они даже в большей степени, чем само состояние сна, представляют психологическое возвращение в матку. Анализ сновидений самым надежным образом подтверждает психологическое значение родовой травмы. Подобно этому, и эдипов комплекс — краеугольный камень теории Фрейда — перетолковывается с акцентом на родовой травме и желании вернуться в матку. В сердцевине мифа об Эдипе лежит тайна происхождения человека, которую Эдип пытается разгадать, возвращаясь в материнское чрево.

Это происходит не только буквально, путем женитьбы на матери и полового акта с нею, но и символически, когда слепой герой исчезает в расщелине, ведущей в преисподнюю.

По психологической теории Ранка родовая травма также играет ключевую роль в сексуальности; ее значение основано на глубоком, управляющем всей психикой желании индивида вернуться к внутриматочному существованию. Различия между полами можно по большей части объяснить способностью женщины повторять репродуктивный процесс в собственном теле и находить свое бессмертие в деторождении, тогда как для мужчины секс символизирует смертность, и поэтому его сила лежит в несексуальной созидательности.

Психотерапия с применением ЛСД и другие формы глубинной эмпирической работы в значительной степени подтвердили главный тезис Ранка о первостепенном психологическом значении родовой травмы. Однако, по мнению Грофа, для большего соответствия современным клиническим наблюдениям в ранкианский подход нужно внести существенные изменения. Теория Ранка выделяет разлуку с матерью и утрату матки в качестве основных травмирующих аспектов рождения.

Суть травмы для него в том, что постнатальная ситуация куда менее благоприятна, чем перинатальная. Вне матки ребенок вынужден столкнуться с нерегулярностью питания, отсутствием матери, колебаниями температуры, шумом. Он должен самостоятельно дышать, глотать пищу и выводить отработанные вещества.

При работе с ЛСД ситуация оказывается еще более сложной. Рождение травмирует не потому, что ребенок от райской ситуации в чреве матери переходит к неблагоприятным условиям внешнего мира, а потому, что само прохождение через родовой канал связано с чрезвычайно высоким эмоциональным и физическим стрессом и чрезвычайной болью. Этот факт подчеркивался в первоначальных рассуждениях Фрейда о рождении, но почти никак не отражен у Ранка. В каком-то смысле концепция Ранка о родовой травме применима к случаю, когда ребенок появился на свет при помощи кесарева сечения, а не путем физиологических родов (Гроф, 1994).

Тревога имеет тенденцию вновь возникать у взрослого человека в критических ситуациях и проявляется в невротических симптомах. С его точки зрения, человек на бессознательном уровне стремиться к возвращению в утробу матери, в которой испытывал блаженство. При постепенном отделении от матери (важным моментом которого является кормление грудью) обеспечивается благополучное прохождение стадии первичного вытеснения и избавление от исходной тревоги. При нарушении этого возникают бессознательные амбивалентные тенденции стремления возвращения в материнское лоно и одновременно ужаса перед ним, что приводит к развитию патологических состояний. При этом основная жизненная проблема человека сводится к преодолению страха отделения от матери (или от того, кто ее заменяет), и психотерапия должна помогать людям, не справляющимся с этим.

травма рождения

В психоанализе вообще уделяется много внимания переживаниям человека во время внутриутробного развития и при рождении. В частности, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что эти переживания существенно влияют на формирование личности и на возможное возникновение нервно-психических расстройств на последующих этапах человеческой жизни. Отто Ранк, введя термин "травма рождения", усилил внимание именно на дискомфортный, травмирующий процесс отделения ребенка от матери, считая его источником возможных будущих психических и психологических отклонений человека. Развивая тезис о травме рождения, Ранк в своих работах также рассматривал особенности приобретения человеком собственной индивидуальности, освобождаясь от родительского влияния на разных этапах жизненного пути.

Необходимо упомянуть, что в русле самого психоаналитического направления идеи Ранка не нашли существенной поддержки. Зигмунд Фрейд, например, считал гипертрофированной идею о том, что именно травма рождения определяет возможные психические отклонения личности. Он предлагал также более внимательно относится к внутриутробному развитию и первым месяцам жизни ребенка для того, чтобы полнее выстроить картину формирования личности и учитывать большее количество факторов, осуществляющих влияние на ребенка. Также он критиковал Отто Ранка за полное игнорирование роли отца в ранний период жизни ребенка. Зная о крайней неприязни Ранка к собственному отцу-алкоголику, Фрейд видел в этом игнорировании отражение собственных проблем автора теории родового травматизма.

Неврозами принято называть психогенные (то есть имеющие НЕ физическую природу) расстройства, для которых характерны эмоциональная нестабильность, зацикленность на травмирующей ситуации, бессонница, отсутствие стрессоустойчивости. Причиной в большинстве случаев является какая-то психологическая травма, конфликт, длительное перенапряжение. По Фрейду, основной причиной неврозов является конфликт между Оно и Сверх-Я. Какие еще варианты предлагали его последователи?

Тяжелое детство мифологического персонажа

Уже упоминавшийся Отто Ранк, долгое время относившийся к числу любимых учеников Фрейда (тот даже называл его своим сыном), в итоге разошелся с учителем из-за разницы в трактовках некоторых ключевых вопросов психоанализа. В частности, Ранк, который был человеком невероятно начитанным и сведущим в области мировой культуры, обратил внимание на происхождение мифов и, как уже было сказано, нашел много общего в сюжетах мифологии, содержании сновидений и описании галлюцинаций психически больных людей. В итоге он пришел к выводу, что источником мифологии является человеческое воображение. Здесь он был во многом солидарен с Юнгом и его теорией архетипов, ведь в разных уголках земного шара практически в одно и то же время возникали мифы схожего содержания, не так ли? Отто Ранк также находил сходство между древними мифами и фантазиями людей, страдавших разнообразными маниями: манией преследования, величия и так далее.

худ. Генрих Фюгер. Зевс. Кон. XVIII в.

То есть, согласно предположениям Ранка, миф — это не столько объяснение непонятного природного явления (например, движение Солнца по небосводу — это движение золотой кареты бога Гелиоса), сколько результат способности человечества (а не отдельного человека!) к воображению.

А то, что Отто Ранк пошел еще дальше. Он изучил множество мифов разных народов мира и обнаружил, что в большинстве из них боги и герои переживают какой-то травмирующий опыт, связанный с родителями или в целом с их появлением на свет. Зевс едва не был съеден собственным отцом Кроном; отец Эдипа приказал избавиться от него, так как имелось предсказание, что мальчик впоследствии убьет отца; Ромул и Рем были в корзине выброшены в Тибр (правда, не отцом, а дядей, но это уже не так важно). И так далее. То есть во множестве мифов и легенд содержится мотив избавления родителей от ребенка, о его воспитании посторонними людьми или даже животными.

О чем это говорит?

Я хочу обратно.

В чем еще выразилось расхождение Ранка с его учителем? Чтобы разобраться в этом, нам нужно вернуться к теме уже известного вам эдипова комплекса.

Страшно, очень страшно!

В связи с эдиповым комплексом Фрейд разработал еще одну интересную теорию, ставшую впоследствии весьма известной. Он описал так называемый комплекс кастрации. В чем он заключается?

По мнению Фрейда, когда маленький мальчик начинает интересоваться анатомическими различиями полов и замечает, что девочка явно отличается от него в этом отношении, из-за недостатка информации он начинает предполагать, что она когда-то тоже обладала таким же половым органом, как у него. Но потом по какой-то причине его лишилась, возможно, была таким образом наказана. И у мальчика возникает подспудный, иррациональный страх того, что с ним могут сделать то же самое. Именно страх утратить свой половой орган Фрейд обозначил как страх кастрации, или комплекс кастрации.

Именно страх кастрации, как утверждал австрийский психоаналитик, способствует формированию у мальчика Сверх-Я и помогает преодолеть инцестуозное стремление к матери.

А что же девочки?

Этот тезис по сей день вызывает негодование значительной части прекрасной половины человечества.

А что произойдет, если мальчик или девочка — например, по причине сложившихся в семье нездоровых, деструктивных отношений, при наличии доминантных, деспотичных родителей — не смогут благополучно перерасти свои комплексы? Тогда дело плохо. Такое изменение курса чревато не только неврозами, от которых будет крайне сложно избавиться, — возможны самые тяжелые девиации, вплоть до не воображаемого, а реального инцеста и насилия. Либо, напротив, полная апатия и неспособность не только к здоровым сексуальным, но и вообще к любым нормальным социальным отношениям.

Соглашались ли с теорией эдипова комплекса и всего, что ему сопутствует, другие психоаналитики?

Ну а что думал по этому поводу любимый ученик Фрейда Отто Ранк?

Необычность его теории в первую очередь в том, что он поставил на первое место отношения между матерью и ребенком, пусть и воображаемые. В большинстве случаев психоаналитики того времени вообще не уделяли внимания роли матери в семье, ставя на первое место фигуру отца.

худ. Джошуа Рейнольдс. Леди Элизабет Делме с детьми. 1770-е

В качестве последователя Ранка можно назвать также чешско-американского психолога Станислава Грофа (1931 г. р.). Он рассматривал такие уровни сознания, как:

Мужское странствие

Мужское странствие

Мужское странствие запись закреплена

В своей фундаментальной работе классик психоанализа подробно разбирает неизбежный и самый глубокий травматический опыт в жизни каждого человека — травму рождения. В ней он видит важнейший элемент психического развития, а также корень всех страхов и неврозов, и рассматривает желание вернуться во внутриутробное состояние как основополагающую силу, управляющую психической жизнью индивида.

Читайте также: