Бронзовый век на кубани кратко

Обновлено: 04.07.2024

Национальный музей Республики Адыгея в городе Майкопе. Если вы интересуетесь майкопской культурой бронзового века, то… вам будет на что там посмотреть, хотя все самые ценные из найденных там предметов и находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Экспозиция музея оформлена очень современно.

Дольмен. Ну если уж он есть в экспозиции ГИМа, то как его может не быть здесь?!

Вряд ли будет преувеличением сказать, что погребение было прямо-таки переполнено золотыми и серебряными предметами, поскольку количество их действительно очень велико. Так, голову главного погребенного украшала золотая диадема, а все его тело покрывали 37 крупных золотых пластинок, изображающих львов, 31 пластинка, изображающая более мелких львов, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток, 38 золотых колец, и судя по их положению, все это было нашито на его одежду! Здесь же нашлось множество золотого бисера и бусин разной величины и формы из золота, сердолика, и бирюзы. Здесь же у стены рядком лежали 17 сосудов: два золотых, один из камня, но с накладным золотым горлышком и такой же крышкой, и 14 из серебра. Причем у одного из них были золотыми ручки-ушки, а другого — золотой ободок в основании шейки. Здесь же нашли и две золотые и две серебряные фигурки бычков, оказавшиеся одними из самых древних изделий подобного рода на земле!

Вот они – золотые бляшки-нашивки из Майкопского кургана!

А вот это тот самый золотой бычок. В спине у него есть отверстие, так что можно предположить, что его надевали на какой-то длинный стержень или же такие бычки служили украшением для стоек навеса из ткани.

Затем уже в 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище Клады, невдалеке от станицы Новосвободной, раскопал еще два кургана майкопской культуры, с каменными гробницами и богатым похоронным инвентарем, содержащим золотые и серебряные украшения, котлы для приготовления пищи, посуду, оружие и орудия труда.

Серебряный сосуд с изображением шествия зверей.

А уже в XX в. в этом же месте была найдена еще одна каменная гробница, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами. Интересно, что кроме богатых захоронений здесь были обнаружены и погребения лишь с очень небольшим количеством положенных вещей, а то и совсем без них. Ну, а к настоящему времени на территории к югу от Таманского полуострова и до Дагестана учеными открыто уже около 200 памятников, принадлежащих майкопской культуре, включая и большую группу ее поселений в бассейне реки Белой и по течению реки Фарс южнее Майкопа, расположенных в предгорной и нагорной частях Адыгеи. Одно из них, возле хутора Свободный, было окружено мощной каменной стеной шириной четыре метра, к которой изнутри примыкали саманные постройки. Однако большая часть огражденной территории застроена не была, и можно сделать вывод, что туда в случае угрозы вражеского нападения загоняли скот. Судя по найденным костям, жители поселения разводили коров, свиней и овец.

То есть территория распространения майкопской культуры была очень обширной – это и равнины, и предгорья Предкавказья, начиная от Таманского полуострова и до границ современной Чечни, и все западное побережье Черного моря.

Самое интересно в этой культуре, видимо, то, что майкопцы эпохи бронзового века были не только прекрасными мастерами по металлу, но и умели с выгодой вести торговлю. В степях Причерноморья именно их бронзовые изделия заменили прежние медные, поставлявшиеся туда ранее из Балкано-Карпатской металлургической провинции, а подражания им встречаются на огромной территории вплоть до Алтая. Причем нужную им бирюзу и лазурит они получали из Ирана и Афганистана, то есть у них там были надежные торговые партнеры.

Реконструкция каменной гробницы, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами.

Нужно подчеркнуть, что открытие майкопской культуры, как, впрочем, и многих культур бронзового века, стало возможным исключительно благодаря раскопкам древних могил. Ну а те, как оказалось, отличались от всех прочих богатством бронзовых изделий и характерной формой. Встречались они и в других погребениях – начиная с правобережья Дона и далекой Сирии, и от Восточной Анатолии до не менее далекого Западного Ирана, что только подтверждает мнение ученых о древних майкопцах, как о хороших торговцах.

Бусы из золота, сердолика и бирюзы.

Что касается руды для своих изделий, то ее они брали неподалеку, здесь же на Северном Кавказе, где были собственные меднорудные месторождения. Поэтому жившие к северу от Кавказских гор племена не только никоим образом не зависели от ее импорта с Ближнего Востока, но и металл Закавказья им также был не нужен. Хотя, и технологические приемы работы с металлом, и даже сам художественный стиль майкопских изделий – все это возникло не здесь, а на Ближнем Востоке в конце IV—первой половине III тыс. до н. э. Показателен и уникальный состав их металла – искусственно созданные сплавы меди с мышьяком и даже с никелем. То есть мышьяк этот не попал в них случайно из руды, а был намеренно введен во время плавки, чтобы получить металл с новыми, ранее не присущими ему свойствами. Эти сплавы отличаются хорошими литьевыми качества и хорошо куются. Поэтому майкопские мастера широко использовали такие технологические приемы, как литье по восковым моделям, ковку мышьяковистых бронз с последующим отжигом, и даже инкрустацию бронзы золотом и серебром, а также покрытие одного металла другим. Например, посуду из чистой меди и сплава меди с мышьяком покрывали оловом (то есть занимались ее лужением), изделия из медно-серебряного сплава серебрили под чистое серебро, а вот свое оружие покрывали мышьяком!

Предметов, найденных в погребениях майкопской культуры, много, и они весьма разнообразны. Это и орудия труда, начиная от топоров и до тесел, и оружие, включавшее опять-таки топоры, но только уже военные, с более узкими топорищами, ножи-кинжалы с ребрами и долами на клинке и как с черенками, так и без них. Заметной особенностью клинкового оружия является закругленной на конце, а не заостренный клинок. Наконечники майкопских копий были черешковыми, с длинными шейками. Свои бронзовые котлы (которые использовались для варки мяса) и другую посуду майкопцы украшали давленным орнаментом, аналогичным штампованному рельефу на керамике. Весьма характерной находкой являются крюки… двурогие, реже однорогие, с помощью которых это мясо из котлов извлекалось. Нашли также и один единственный черпак с длинной ручкой. А вот бронзовых украшений в погребениях майкопцев почему-то не найдено, и это необъяснимо, поскольку украшений из золота и серебра в богатых погребениях находят обычно очень много. Причем, стиль этих украшений является чисто ближневосточным, а их аналоги находят и в Месопотамии, и в Египте, и даже… в легендарной Трое!

Большой бронзовый котел для варки. Экспозиция ГИМа.

Керамика майкопской культуры также очень интересна. Она также сохранила облик своих ближневосточных предшественников и также, как и они, выделывалась без применения гончарного круга. Сосуды были самые разнообразные по форме, но при этом имели тщательно заглаженную поверхность охристо-желтого, красно-оранжевого и серого цвета. В тех случаях, если применялось покрытие ее ангобом или лощение, то цвет поверхности мог быть и красным, и черным. Археологам очень повезло найти гончарную печь и домашние очаги, имевшие сплошные глиняные бортики. Так что их устройство нам известно.

Интересно, что, имея столь развитую металлургию, майкопцы, как, впрочем, и другие народы бронзового века по-прежнему широко применяли орудия из камня. Например, каменными были их наконечники для стрел ромбовидной формы с ретушью по краям и листовидные кремневые кинжалы с пильчатыми краями. Известны и принадлежавшие этой культуре сверленные каменные топоры. Но здесь мы видим, что теперь они подражают бронзовым топорам, а не наоборот. А еще миниатюрность этих поделок из камня наводит на мысль, что их применяли в кузнечно-ювелирном деле (например, для чеканки) или в каких-то ритуальных целях.

Главным видом майкопских погребений были курганы, высотой от одного метра до 6—12 м, причем, как земляные, так и каменные. Сама могила обычно представляет собой прямоугольную яму, вырытую в земле, в которую погребаемого укладывали на боку, с поджатыми к животу коленями, и посыпали красной охрой. Затем могила засыпалась землей или забрасывалась камнями, а поверх нее насыпался курган. То, что в богатых погребениях много изделий из золота и серебра, говорит о том, что для упокоения своих соплеменников, в особенности с высоким общественным статусом, древние майкопцы этих металлов не жалели.

В середине IV тысячелетия до н. э. люди, жившие на нынешней территории Краснодарского края и Республики Адыгея, научились изготавливать бронзу - сплав меди и олова. Как металл бронза обладает рядом преимуществ перед медью. Она плавится при более низкой температуре, бронзовые орудия твёрже и прочнее медных.
Медь и необходимые для изготовления бронзовых изделий добавки к ней в природе встречаются нечасто. В более выгодном положении находились человеческие коллективы, которые проживали на территории, богатой запасами медных руд, и сумели наладить литьё изделий из меди и бронзы. Потребность в металле способствовала развитию обмена между отдельными племенами.
На Кубани образовался один из центров металлургии бронзы. В простейшую металлургическую печь - горн, чтобы повысить температуру, специальными мехами подавали воздух. Использование горна позволило ускорить выплавку и улучшить качество металла.
В период бронзового века (середина IV - конец II тысячелетия до н. э.) на Северо-Западном Кавказе произошло первое общественное разделение труда: одни племена преимущественно стали заниматься земледелием, а другие - скотоводством. Большое значение имело и заимствование достижений восточной цивилизации: колёсного транспорта, ткачества, гончарного круга. В эпоху бронзы на территории Северо-Западного Кавказа получили распространение археологические культуры, которые представлены различными памятниками: курганами, каменными гробницами, поселениями.

Срубная культура

Своё название она получила благодаря отличительной особенности погребального сооружения, в котором могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. Время существования этой культуры относят к завершающему этапу бронзового века.

Катакомбная культура

История этой культуры прослеживается от III тысячелетия до н. э. до XIII в. до н. э. Её название также связано с особенностями погребального обряда: для погребения умершего в одной из стенок глубокой под курганной ямы (глубина иногда достигала 10-15 метров) вырубали особую камеру - катакомбу.

Северокавказская культура

Во Втором тысячелетии до нашей эры по соседству с племенами дольменной культуры, по мнению археологов, появились северокавказские племена. Их территория простиралась от реки Лабы до среднего течения Терека, где ранее обитали племена майкопской культуры.

Как строили древние дольмены

Стройка начиналась с подготовки строительного материала - камня-песчаника. Необходимо было найти залегание относительно мягких пород песчаника или известняка, выломать камень и доставить на место работ. Доставка осуществлялась с помощью верёвок и катков.

Погребальные сооружения древних

Дольменов, или, как считают ученые погребальных сооружений древних, в Прикубанье и Причерноморье обнаружено довольно много - более 2300. Они растянулись узкой полосой вдоль восточного (Кавказского) побережья Чёрного моря, от Таманского полуострова до Абхазии.

Дольменная культура

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.

Ямная культура

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке.

Майкопская археологическая культура

Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV - первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа.

Завершающий этап эпохи бронзы характеризовался активным передвижением племён. Есть предположение, что племена срубной культуры сыграли значительную роль в формировании крупных племенных объединений: киммерийцев и скифов.

Археологические культуры Кубани разнообразны и многочисленны. Сейчас на её территории находится более 58 тысяч древних памятников. Рассмотрим одну из основных культур Кубани бронзового века – майкопскую, отдельно остановившись на особенностях погребения, по которым конкретные археологические культуры выделяют из ряда других.

ямная археологическая культура

Майкопская культура

Сегодня наиболее обоснованным считается датирование данной культуры 2-й половиной IV-го — началом III-го тысячелетия до н.э. Истоки майкопской культуры, предположительно, находятся на территории Ближнего Востока.

Название свое культура получила по имени Майкопского кургана, открытого в конце девятнадцатого века, с погребенным в нём родоплеменным вождем. Его место находится на пересечении Курганной и Подгорной улиц в современном Майкопе.

Занятия

Основным занятием представителей майкопской культуры было скотоводство, особенно разведение овец. Также занимались они земледелием, об этом свидетельствуют найденные зернотёрки и мотыги.

По-видимому, майкопская культура взаимодействовала с другими посредством торговли. Жителям степей они поставляли бронзовые предметы, которые заняли место медных, ранее прибывавших с Балкан и Карпат. В свою очередь, с юга им привозили бирюзу и лазурит.

Как и другие представители археологических культур эпохи ранней бронзы, майкопцы пользовались повозками. Колеса у них были из цельного дерева.

Люди майкопской культуры хорошо освоили добычу и обработку металлов – золота, бронзы и других. Из них изготавливали посуду, оружие, украшения, ритуальные изображения животных. Методы обработки металла и художественные черты изделий типичны для Ближнего Востока конца IV—первой половины III тысячелетия до н. э., что также говорит в пользу происхождения майкопской археологической культуры оттуда.

майкопская культура

Типичные изделия

Особенно характерны для этой культуры бронзовые изделия (мышьяковые и никелевые сплавы). Основные их формы:

  • сосуды (в основном котлы);
  • оружие (топоры, кинжалы, ножи, мотыги, шилья, долота, наконечники копий, мечи);
  • псалии (части узды для запрягания животных).

Найдены вещи из зо­ло­та и се­реб­ра: со­су­ды, фи­гур­ки, ви­соч­ные коль­ца, бу­лав­ки, украшения, на­клад­ки и так далее.

Несмотря на то, что майкопцы уже знали и использовали металлы, они продолжали использовать и орудия предыдущей эпохи. Из камня в основном делали:

  • зернотёрки;
  • пестики;
  • серпы;
  • топоры;
  • тесла, долота;
  • наконечники (кремневые);
  • инструменты для обработки металла, точила;
  • ножи;
  • навершия булав;
  • сосуды.

Из цветных камней (сердолика, лазурита) до нас дошли украшения – браслеты, подвески, бусы.

Также в майкопской культуре использовались кость и рог. Из них делали мотыги, крючки, наконечники, подвески, бусы, молотки, долотца.

археологические культуры кубани

Распространение культуры

Поселения майкопцев встречаются большей частью в горах, в ущельях. Это было обосновано труднодоступностью для чужеземцев и удобством для обороны. Поселения окружались стенами из камня, возводимыми от неприятеля. Народы майкопской культуры были воинственными, захваченных пленных превращали в рабов.

Памятники майкопской культуры распространены:

  • на равнинах и в предгорьях западной и центральной частей Северного Кавказа и Предкавказья;
  • в бассейнах рек Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Среднего Терека;
  • в районах Черноморского побережья – от Тамани до Новороссийска;
  • в степях Ставропольского края.

Отдельные памятники и единичные находки встречаются:

  • в центральной и южной части Волгоградской области, на севере вплоть до Нижнего Дона и степей Калмыкии;
  • на территории от Северного Причерноморья до Каспийского моря.

Особенности захоронений

Основные памятники майкопской культуры – курганные погребения, то есть захоронения под искусственной насыпью. С умершим в могилу клали оружие, украшения, утварь. С вождями также хоронили специально умерщвлённых людей – черта, характерная для многих первобытных культур. Величина кургана зависела от статуса покойного: вождей хоронили под большими курганами, простых людей – под меньшими. Зачастую снаружи погребение по кругу обкладывалось камнями (так называемый кромлех, черта мегалитических культур).

археологическая культура

Перед тем, как предать тело земле, покойных посыпали охрой. Это происходило и в ямной археологической культуре. Некоторые ученые считают, что у народов, входивших в эти культуры, было развито поклонение огню, а красный цвет охры – его символ. Положение тела в могиле – лежа скорчено, преимущественно на правом боку.

Могила обычно выглядит как квадратная или прямоугольная яма в кургане или же располагается на поверхности, на огороженном месте. Изредка встречаются овальные ямы. Также редко, но бывает канавка, разделяющая могилу на части.

Попадаются и очень крупные могилы. Сверху все они засыпались землей или камнями. Перекрытие делали из дерева (плашек или коры), на которое насыпался камень. Встречается укрепление могил с помощью деревянной рамы, поверху оно могло также перекрываться деревом, в результате образуя сруб, возвышающийся над землёй. Могилы с обкладками из камней иногда накрывались каменными плитами.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - ар­хео­ло­гическая куль­ту­ра ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на тер­ри­то­рии рав­нин и пред­го­рий западной и центральной час­ти Северного Кав­ка­за и Пред­кав­ка­зья.

За­ни­ма­ет бас­сей­ны Ку­ба­ни, Верх­ней Ку­мы, Верх­не­го и Среднего Те­ре­ка, при­ле­гаю­щие рай­оны Чер­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья (от Та­ма­ни до современного города Но­во­рос­сийск) и сте­пей современного Став­ро­поль­ско­го края (еди­нич­ные па­мят­ни­ки из­вест­ны до Ниж­не­го До­на и современной Кал­мы­кии - так называемый степ­ной Май­коп); отдельные на­ход­ки - от Северного При­чер­но­мо­рья до Кас­пий­ско­го мо­ря. На се­ве­ро-вос­то­ке аре­ал майкопской культуры пе­ре­се­ка­ет­ся с зо­ной энео­ли­ти­чес­ких степ­ных куль­тур­ных групп, близ­ких к ран­не­му эта­пу ям­ной куль­ту­ры, на юго-вос­то­ке - с ку­ро-аракс­ской куль­ту­рой, из­вест­ны и сме­шан­ные па­мят­ни­ки (например, Лу­го­вой).

На­зва­на по Май­коп­ско­му кур­га­ну.

Наи­бо­лее изу­че­ны по­гре­бе­ния, поч­ти все - под­кур­ган­ные, не­ред­ко с кром­ле­ха­ми; скор­чен­ные на бо­ку, в том числе по­сы­пан­ные ох­рой, го­ло­вой ча­ще ори­ен­ти­ро­ва­ны на южный сек­тор. Ран­ние на­сы­пи зем­ля­ные, для позд­них по­ка­за­тель­ны ка­мен­ные на­бро­ски и другие кон­ст­рук­ции, есть доль­ме­ны, ка­мен­ные ящи­ки и другое. Ка­ме­ры 4-уголь­ные, в том числе с ка­мен­ной, ре­же с де­ревянной об­клад­кой стен (из­вест­ны крас­но-чёр­ные рос­пи­си по бе­ло­му фо­ну: схе­ма­тич­ные изо­бра­же­ния лю­дей и другое); на по­лу ино­гда под­стил­ка, в позд­них по­гре­бе­ни­ях час­то ка­мен­ная вы­мост­ка, в том числе ог­ра­ж­дён­ная, на древ­ней по­верх­но­сти. По­се­ле­ния пло­ща­дью в основном 1-2 га, как пра­ви­ло на реч­ных тер­ра­сах. А.А. Фор­мо­зов, А.Д. Сто­ляр и другие от­но­си­ли к майкопской культуре груп­пу ук­реп­лён­ных (в том числе ка­мен­ны­ми сте­на­ми) по­се­ле­ний Центрального и Западного Кав­ка­за, ко­то­рые ны­не рас­смат­ри­ва­ют в рам­ках куль­ту­ры жем­чуж­но-на­коль­ча­той ке­ра­ми­ки. До­ма пря­мо­уголь­ные, на­зем­ные, кар­кас­но-гли­но­бит­ные; из­вест­ны гли­но­бит­ные по­лы, оча­ги. На­ли­чие ок­руг­лых по­стро­ек (в восточных рай­онах) объ­яс­ня­ют ино­куль­тур­ны­ми влия­ния­ми; на тер­ри­то­рии Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии за­фик­си­ро­ва­ны длин­ные, уг­луб­лён­ные до 1,4 м со­ору­же­ния. Есть хо­зяйственные ямы.

Из кос­ти и ро­га: до­лот­ца, ры­бо­лов­ные крюч­ки, на­ко­неч­ни­ки стрел (есть с зо­ло­той об­клад­кой), под­вес­ки и бу­сы, мо­ло­ток с от­вер­сти­ем и другое.

В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - ско­то­вод­ст­во (пре­имущественно круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот) и зем­ле­де­лие.

Не­со­мнен­на связь майкопской культуры с куль­ту­ра­ми Ближ­не­го Вос­то­ка - от Северной Ме­со­по­та­мии до Восточной Ана­то­лии (в том числе тра­ди­ции, близ­кие куль­ту­рам Убейд и Урук). Кон­крет­ное уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии майкопской культуры пред­ше­ст­вую­ще­го на­се­ле­ния Северного Кав­ка­за поч­ти не изу­че­но. Ме­ха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния и рас­про­стра­не­ния но­вой куль­ту­ры, как и судь­бы её но­си­те­лей, дис­кус­си­он­ны. В сме­нив­шей майкопскую культуру общ­но­сти се­ве­ро­кав­каз­ской куль­ту­ры про­сле­жи­ва­ют лишь отдельные эле­мен­ты, свя­зы­вае­мые с май­коп­ской куль­ту­рой.

Читайте также: