Бронзовый век на кубани кратко
Обновлено: 04.07.2024
Национальный музей Республики Адыгея в городе Майкопе. Если вы интересуетесь майкопской культурой бронзового века, то… вам будет на что там посмотреть, хотя все самые ценные из найденных там предметов и находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Экспозиция музея оформлена очень современно.
Дольмен. Ну если уж он есть в экспозиции ГИМа, то как его может не быть здесь?!
Вряд ли будет преувеличением сказать, что погребение было прямо-таки переполнено золотыми и серебряными предметами, поскольку количество их действительно очень велико. Так, голову главного погребенного украшала золотая диадема, а все его тело покрывали 37 крупных золотых пластинок, изображающих львов, 31 пластинка, изображающая более мелких львов, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток, 38 золотых колец, и судя по их положению, все это было нашито на его одежду! Здесь же нашлось множество золотого бисера и бусин разной величины и формы из золота, сердолика, и бирюзы. Здесь же у стены рядком лежали 17 сосудов: два золотых, один из камня, но с накладным золотым горлышком и такой же крышкой, и 14 из серебра. Причем у одного из них были золотыми ручки-ушки, а другого — золотой ободок в основании шейки. Здесь же нашли и две золотые и две серебряные фигурки бычков, оказавшиеся одними из самых древних изделий подобного рода на земле!
Вот они – золотые бляшки-нашивки из Майкопского кургана!
А вот это тот самый золотой бычок. В спине у него есть отверстие, так что можно предположить, что его надевали на какой-то длинный стержень или же такие бычки служили украшением для стоек навеса из ткани.
Затем уже в 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище Клады, невдалеке от станицы Новосвободной, раскопал еще два кургана майкопской культуры, с каменными гробницами и богатым похоронным инвентарем, содержащим золотые и серебряные украшения, котлы для приготовления пищи, посуду, оружие и орудия труда.
Серебряный сосуд с изображением шествия зверей.
А уже в XX в. в этом же месте была найдена еще одна каменная гробница, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами. Интересно, что кроме богатых захоронений здесь были обнаружены и погребения лишь с очень небольшим количеством положенных вещей, а то и совсем без них. Ну, а к настоящему времени на территории к югу от Таманского полуострова и до Дагестана учеными открыто уже около 200 памятников, принадлежащих майкопской культуре, включая и большую группу ее поселений в бассейне реки Белой и по течению реки Фарс южнее Майкопа, расположенных в предгорной и нагорной частях Адыгеи. Одно из них, возле хутора Свободный, было окружено мощной каменной стеной шириной четыре метра, к которой изнутри примыкали саманные постройки. Однако большая часть огражденной территории застроена не была, и можно сделать вывод, что туда в случае угрозы вражеского нападения загоняли скот. Судя по найденным костям, жители поселения разводили коров, свиней и овец.
То есть территория распространения майкопской культуры была очень обширной – это и равнины, и предгорья Предкавказья, начиная от Таманского полуострова и до границ современной Чечни, и все западное побережье Черного моря.
Самое интересно в этой культуре, видимо, то, что майкопцы эпохи бронзового века были не только прекрасными мастерами по металлу, но и умели с выгодой вести торговлю. В степях Причерноморья именно их бронзовые изделия заменили прежние медные, поставлявшиеся туда ранее из Балкано-Карпатской металлургической провинции, а подражания им встречаются на огромной территории вплоть до Алтая. Причем нужную им бирюзу и лазурит они получали из Ирана и Афганистана, то есть у них там были надежные торговые партнеры.
Реконструкция каменной гробницы, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами.
Нужно подчеркнуть, что открытие майкопской культуры, как, впрочем, и многих культур бронзового века, стало возможным исключительно благодаря раскопкам древних могил. Ну а те, как оказалось, отличались от всех прочих богатством бронзовых изделий и характерной формой. Встречались они и в других погребениях – начиная с правобережья Дона и далекой Сирии, и от Восточной Анатолии до не менее далекого Западного Ирана, что только подтверждает мнение ученых о древних майкопцах, как о хороших торговцах.
Бусы из золота, сердолика и бирюзы.
Что касается руды для своих изделий, то ее они брали неподалеку, здесь же на Северном Кавказе, где были собственные меднорудные месторождения. Поэтому жившие к северу от Кавказских гор племена не только никоим образом не зависели от ее импорта с Ближнего Востока, но и металл Закавказья им также был не нужен. Хотя, и технологические приемы работы с металлом, и даже сам художественный стиль майкопских изделий – все это возникло не здесь, а на Ближнем Востоке в конце IV—первой половине III тыс. до н. э. Показателен и уникальный состав их металла – искусственно созданные сплавы меди с мышьяком и даже с никелем. То есть мышьяк этот не попал в них случайно из руды, а был намеренно введен во время плавки, чтобы получить металл с новыми, ранее не присущими ему свойствами. Эти сплавы отличаются хорошими литьевыми качества и хорошо куются. Поэтому майкопские мастера широко использовали такие технологические приемы, как литье по восковым моделям, ковку мышьяковистых бронз с последующим отжигом, и даже инкрустацию бронзы золотом и серебром, а также покрытие одного металла другим. Например, посуду из чистой меди и сплава меди с мышьяком покрывали оловом (то есть занимались ее лужением), изделия из медно-серебряного сплава серебрили под чистое серебро, а вот свое оружие покрывали мышьяком!
Предметов, найденных в погребениях майкопской культуры, много, и они весьма разнообразны. Это и орудия труда, начиная от топоров и до тесел, и оружие, включавшее опять-таки топоры, но только уже военные, с более узкими топорищами, ножи-кинжалы с ребрами и долами на клинке и как с черенками, так и без них. Заметной особенностью клинкового оружия является закругленной на конце, а не заостренный клинок. Наконечники майкопских копий были черешковыми, с длинными шейками. Свои бронзовые котлы (которые использовались для варки мяса) и другую посуду майкопцы украшали давленным орнаментом, аналогичным штампованному рельефу на керамике. Весьма характерной находкой являются крюки… двурогие, реже однорогие, с помощью которых это мясо из котлов извлекалось. Нашли также и один единственный черпак с длинной ручкой. А вот бронзовых украшений в погребениях майкопцев почему-то не найдено, и это необъяснимо, поскольку украшений из золота и серебра в богатых погребениях находят обычно очень много. Причем, стиль этих украшений является чисто ближневосточным, а их аналоги находят и в Месопотамии, и в Египте, и даже… в легендарной Трое!
Большой бронзовый котел для варки. Экспозиция ГИМа.
Керамика майкопской культуры также очень интересна. Она также сохранила облик своих ближневосточных предшественников и также, как и они, выделывалась без применения гончарного круга. Сосуды были самые разнообразные по форме, но при этом имели тщательно заглаженную поверхность охристо-желтого, красно-оранжевого и серого цвета. В тех случаях, если применялось покрытие ее ангобом или лощение, то цвет поверхности мог быть и красным, и черным. Археологам очень повезло найти гончарную печь и домашние очаги, имевшие сплошные глиняные бортики. Так что их устройство нам известно.
Интересно, что, имея столь развитую металлургию, майкопцы, как, впрочем, и другие народы бронзового века по-прежнему широко применяли орудия из камня. Например, каменными были их наконечники для стрел ромбовидной формы с ретушью по краям и листовидные кремневые кинжалы с пильчатыми краями. Известны и принадлежавшие этой культуре сверленные каменные топоры. Но здесь мы видим, что теперь они подражают бронзовым топорам, а не наоборот. А еще миниатюрность этих поделок из камня наводит на мысль, что их применяли в кузнечно-ювелирном деле (например, для чеканки) или в каких-то ритуальных целях.
Главным видом майкопских погребений были курганы, высотой от одного метра до 6—12 м, причем, как земляные, так и каменные. Сама могила обычно представляет собой прямоугольную яму, вырытую в земле, в которую погребаемого укладывали на боку, с поджатыми к животу коленями, и посыпали красной охрой. Затем могила засыпалась землей или забрасывалась камнями, а поверх нее насыпался курган. То, что в богатых погребениях много изделий из золота и серебра, говорит о том, что для упокоения своих соплеменников, в особенности с высоким общественным статусом, древние майкопцы этих металлов не жалели.
В середине IV тысячелетия до н. э. люди, жившие на нынешней территории Краснодарского края и Республики Адыгея, научились изготавливать бронзу - сплав меди и олова. Как металл бронза обладает рядом преимуществ перед медью. Она плавится при более низкой температуре, бронзовые орудия твёрже и прочнее медных.
Медь и необходимые для изготовления бронзовых изделий добавки к ней в природе встречаются нечасто. В более выгодном положении находились человеческие коллективы, которые проживали на территории, богатой запасами медных руд, и сумели наладить литьё изделий из меди и бронзы. Потребность в металле способствовала развитию обмена между отдельными племенами.
На Кубани образовался один из центров металлургии бронзы. В простейшую металлургическую печь - горн, чтобы повысить температуру, специальными мехами подавали воздух. Использование горна позволило ускорить выплавку и улучшить качество металла.
В период бронзового века (середина IV - конец II тысячелетия до н. э.) на Северо-Западном Кавказе произошло первое общественное разделение труда: одни племена преимущественно стали заниматься земледелием, а другие - скотоводством. Большое значение имело и заимствование достижений восточной цивилизации: колёсного транспорта, ткачества, гончарного круга. В эпоху бронзы на территории Северо-Западного Кавказа получили распространение археологические культуры, которые представлены различными памятниками: курганами, каменными гробницами, поселениями.
Своё название она получила благодаря отличительной особенности погребального сооружения, в котором могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. Время существования этой культуры относят к завершающему этапу бронзового века.
История этой культуры прослеживается от III тысячелетия до н. э. до XIII в. до н. э. Её название также связано с особенностями погребального обряда: для погребения умершего в одной из стенок глубокой под курганной ямы (глубина иногда достигала 10-15 метров) вырубали особую камеру - катакомбу.
Во Втором тысячелетии до нашей эры по соседству с племенами дольменной культуры, по мнению археологов, появились северокавказские племена. Их территория простиралась от реки Лабы до среднего течения Терека, где ранее обитали племена майкопской культуры.
Стройка начиналась с подготовки строительного материала - камня-песчаника. Необходимо было найти залегание относительно мягких пород песчаника или известняка, выломать камень и доставить на место работ. Доставка осуществлялась с помощью верёвок и катков.
Дольменов, или, как считают ученые погребальных сооружений древних, в Прикубанье и Причерноморье обнаружено довольно много - более 2300. Они растянулись узкой полосой вдоль восточного (Кавказского) побережья Чёрного моря, от Таманского полуострова до Абхазии.
Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.
Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке.
Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV - первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа.
Завершающий этап эпохи бронзы характеризовался активным передвижением племён. Есть предположение, что племена срубной культуры сыграли значительную роль в формировании крупных племенных объединений: киммерийцев и скифов.
Археологические культуры Кубани разнообразны и многочисленны. Сейчас на её территории находится более 58 тысяч древних памятников. Рассмотрим одну из основных культур Кубани бронзового века – майкопскую, отдельно остановившись на особенностях погребения, по которым конкретные археологические культуры выделяют из ряда других.
Майкопская культура
Сегодня наиболее обоснованным считается датирование данной культуры 2-й половиной IV-го — началом III-го тысячелетия до н.э. Истоки майкопской культуры, предположительно, находятся на территории Ближнего Востока.
Название свое культура получила по имени Майкопского кургана, открытого в конце девятнадцатого века, с погребенным в нём родоплеменным вождем. Его место находится на пересечении Курганной и Подгорной улиц в современном Майкопе.
Занятия
Основным занятием представителей майкопской культуры было скотоводство, особенно разведение овец. Также занимались они земледелием, об этом свидетельствуют найденные зернотёрки и мотыги.
По-видимому, майкопская культура взаимодействовала с другими посредством торговли. Жителям степей они поставляли бронзовые предметы, которые заняли место медных, ранее прибывавших с Балкан и Карпат. В свою очередь, с юга им привозили бирюзу и лазурит.
Как и другие представители археологических культур эпохи ранней бронзы, майкопцы пользовались повозками. Колеса у них были из цельного дерева.
Люди майкопской культуры хорошо освоили добычу и обработку металлов – золота, бронзы и других. Из них изготавливали посуду, оружие, украшения, ритуальные изображения животных. Методы обработки металла и художественные черты изделий типичны для Ближнего Востока конца IV—первой половины III тысячелетия до н. э., что также говорит в пользу происхождения майкопской археологической культуры оттуда.
Типичные изделия
Особенно характерны для этой культуры бронзовые изделия (мышьяковые и никелевые сплавы). Основные их формы:
- сосуды (в основном котлы);
- оружие (топоры, кинжалы, ножи, мотыги, шилья, долота, наконечники копий, мечи);
- псалии (части узды для запрягания животных).
Найдены вещи из золота и серебра: сосуды, фигурки, височные кольца, булавки, украшения, накладки и так далее.
Несмотря на то, что майкопцы уже знали и использовали металлы, они продолжали использовать и орудия предыдущей эпохи. Из камня в основном делали:
- зернотёрки;
- пестики;
- серпы;
- топоры;
- тесла, долота;
- наконечники (кремневые);
- инструменты для обработки металла, точила;
- ножи;
- навершия булав;
- сосуды.
Из цветных камней (сердолика, лазурита) до нас дошли украшения – браслеты, подвески, бусы.
Также в майкопской культуре использовались кость и рог. Из них делали мотыги, крючки, наконечники, подвески, бусы, молотки, долотца.
Распространение культуры
Поселения майкопцев встречаются большей частью в горах, в ущельях. Это было обосновано труднодоступностью для чужеземцев и удобством для обороны. Поселения окружались стенами из камня, возводимыми от неприятеля. Народы майкопской культуры были воинственными, захваченных пленных превращали в рабов.
Памятники майкопской культуры распространены:
- на равнинах и в предгорьях западной и центральной частей Северного Кавказа и Предкавказья;
- в бассейнах рек Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Среднего Терека;
- в районах Черноморского побережья – от Тамани до Новороссийска;
- в степях Ставропольского края.
Отдельные памятники и единичные находки встречаются:
- в центральной и южной части Волгоградской области, на севере вплоть до Нижнего Дона и степей Калмыкии;
- на территории от Северного Причерноморья до Каспийского моря.
Особенности захоронений
Основные памятники майкопской культуры – курганные погребения, то есть захоронения под искусственной насыпью. С умершим в могилу клали оружие, украшения, утварь. С вождями также хоронили специально умерщвлённых людей – черта, характерная для многих первобытных культур. Величина кургана зависела от статуса покойного: вождей хоронили под большими курганами, простых людей – под меньшими. Зачастую снаружи погребение по кругу обкладывалось камнями (так называемый кромлех, черта мегалитических культур).
Перед тем, как предать тело земле, покойных посыпали охрой. Это происходило и в ямной археологической культуре. Некоторые ученые считают, что у народов, входивших в эти культуры, было развито поклонение огню, а красный цвет охры – его символ. Положение тела в могиле – лежа скорчено, преимущественно на правом боку.
Могила обычно выглядит как квадратная или прямоугольная яма в кургане или же располагается на поверхности, на огороженном месте. Изредка встречаются овальные ямы. Также редко, но бывает канавка, разделяющая могилу на части.
Попадаются и очень крупные могилы. Сверху все они засыпались землей или камнями. Перекрытие делали из дерева (плашек или коры), на которое насыпался камень. Встречается укрепление могил с помощью деревянной рамы, поверху оно могло также перекрываться деревом, в результате образуя сруб, возвышающийся над землёй. Могилы с обкладками из камней иногда накрывались каменными плитами.
МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура раннего бронзового века (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на территории равнин и предгорий западной и центральной части Северного Кавказа и Предкавказья.
Занимает бассейны Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Среднего Терека, прилегающие районы Черноморского побережья (от Тамани до современного города Новороссийск) и степей современного Ставропольского края (единичные памятники известны до Нижнего Дона и современной Калмыкии - так называемый степной Майкоп); отдельные находки - от Северного Причерноморья до Каспийского моря. На северо-востоке ареал майкопской культуры пересекается с зоной энеолитических степных культурных групп, близких к раннему этапу ямной культуры, на юго-востоке - с куро-араксской культурой, известны и смешанные памятники (например, Луговой).
Названа по Майкопскому кургану.
Наиболее изучены погребения, почти все - подкурганные, нередко с кромлехами; скорченные на боку, в том числе посыпанные охрой, головой чаще ориентированы на южный сектор. Ранние насыпи земляные, для поздних показательны каменные наброски и другие конструкции, есть дольмены, каменные ящики и другое. Камеры 4-угольные, в том числе с каменной, реже с деревянной обкладкой стен (известны красно-чёрные росписи по белому фону: схематичные изображения людей и другое); на полу иногда подстилка, в поздних погребениях часто каменная вымостка, в том числе ограждённая, на древней поверхности. Поселения площадью в основном 1-2 га, как правило на речных террасах. А.А. Формозов, А.Д. Столяр и другие относили к майкопской культуре группу укреплённых (в том числе каменными стенами) поселений Центрального и Западного Кавказа, которые ныне рассматривают в рамках культуры жемчужно-накольчатой керамики. Дома прямоугольные, наземные, каркасно-глинобитные; известны глинобитные полы, очаги. Наличие округлых построек (в восточных районах) объясняют инокультурными влияниями; на территории Кабардино-Балкарии зафиксированы длинные, углублённые до 1,4 м сооружения. Есть хозяйственные ямы.
Из кости и рога: долотца, рыболовные крючки, наконечники стрел (есть с золотой обкладкой), подвески и бусы, молоток с отверстием и другое.
В основе хозяйства - скотоводство (преимущественно крупный и мелкий рогатый скот) и земледелие.
Несомненна связь майкопской культуры с культурами Ближнего Востока - от Северной Месопотамии до Восточной Анатолии (в том числе традиции, близкие культурам Убейд и Урук). Конкретное участие в формировании майкопской культуры предшествующего населения Северного Кавказа почти не изучено. Механизмы формирования и распространения новой культуры, как и судьбы её носителей, дискуссионны. В сменившей майкопскую культуру общности северокавказской культуры прослеживают лишь отдельные элементы, связываемые с майкопской культурой.
Читайте также: