Брамс фортепианное творчество кратко

Обновлено: 01.06.2024

Иоганнес Брамс

У Иоганнеса трудное детство. Он рано видит нужду, хотя родители стараются делать все возможное, чтобы дать детям образование, в том числе хорошее музыкальное воспитание. Отец увидел в сыне талант. И Брамс занимается у прекрасного педагога Эдуарда Марксена — пианиста и композитора, который поощряет композиторские опусы своего ученика. Замечательный пианизм Брамса, ясно ощутимый в фактуре его произведений, позволил ему сделать карьеру великого пианиста. Но свойственная ему сдержанность, абсолютное безразличие к успеху и скромность, переходящая в скрытность, препятствовали этому.

Значительную роль в жизни Брамса-композитора сыграла Вена — город, который он в конце концов выбрал для своего жительства. Теплый южный климат Австрии, город на Дунае с его великими традициями, с его бурной музыкальной жизнью, доброжелательная теплота венцев — все это было то необходимое Брамсу окружение, та атмосфера, где его гений расцвел во всей полноте.

Композиторское творчество Брамса охватывает многие музыкальные жанры — симфонии, крупные хоровые сочинения, романсы и песни, камерные произведения, инструментальные концерты и т.д.

Фортепианное наследие Брамса очень велико. В начале своего композиторского пути Брамс избирает фортепиано как главное средство выражения. Это — период юношества Брамса, полновластие романтических чувств. Фортепианным произведениям этого периода свойственна монументальность форм, насыщенность, даже известная перегрузка фактуры. Сюда можно отнести три его сонаты для фортепиано, концерт ре минор и другие, более мелкие сочинения. На протяжении последующих лет фортепианный стиль Брамса кристаллизуется. Композитор строго критически относится к своим произведениям, он отбрасывает все лишнее, чрезмерное. Стремление к максимальной выразительности и одновременно к максимальной экономии средств характерно для зрелого мастера. Последние фортепианные опусы Брамса — это завершение фортепианного стиля композитора: от фресок к миниатюрам, от ширины к глубине.

В последнем периоде творчества композитора можно заметить менее сложную фактуру. Брамс отказывается от оркестровой манеры письма, фортепианный стиль приобретает сугубо индивидуальные черты. Многие из пьес, по сути дела, являются глубоко личными высказываниями — не концертными пьесами, а сочинениями для домашнего музицирования.

Интермеццо си-бемоль минор из этого же 117 опуса написано тоже в трехчастной форме. Поражает совершенство сочинения — ни одной лишней ноты. При переходе от средней части к третьей Брамс использует прием членения на фрагменты, который так характерен для любимого Брамсом Бетховена.

И наконец, рапсодия ми-бемоль мажор, опус 119 № 4. Она тоже, очевидно, задумана раньше. Общий характер ее музыки — героически-скорбный, суровый. Правда, один из эпизодов носит светлый, элегический характер, но это только лишь мгновение. Биограф Брамса Карл Гейрингер характеризует эту рапсодию как могучую и демоническую.

Вклад Брамса в фортепианную музыку весьма значителен. Выдающийся пианист [1], он обращался к ней на протяжении всей жизни. По собственным словам композитора, фортепиано было его любимым инструментом. Уже в 10-летнем возрасте он впервые принял участие в публичном концерте с исполнением этюда Анри Герца [2], а спустя пять лет стал выступать с сольными концертными программами.

Брамсу повезло с учителями: основы пианизма он постигал под руководством прекрасных гамбургских музыкантов Фридриха Косселя и Эдуарда Марксена. Оба были не только опытными педагогами, но и замечательными людьми, которые относились к своему воспитаннику с искренней любовью. Любовь была взаимной (об этом говорит, в частности, посвящение брамсовского 2-го фортепианного концерта Марксену).

Произведения, где звучит фортепиано, занимают в творчестве Брамса лидирующие позиции. Это не только собственно фортепианная музыка, но и значительное количество камерных произведений с очень развитой фортепианной партией (из 24 камерно-инструментальных ансамблей композитора фортепиано участвует в 16-ти), песни, а также два прекрасных фортепианных концерта (d-moll ор. 15, 1858 и B-dur ор. 83, 1881). Концерты Брамса иногда называют симфониями с облигатным (обязательным) фортепиано. В них проявляются ансамблевые черты, характерные для старинного баховского концерта [3].

Собственно фортепианное наследие Брамса составляют:

Для фортепианных сочинений Брамса характерна многоплановая, полифонически развитая фактура, тонкая мотивная работа, приёмы мелодического голосоведения. В свободном владении средствами контрапункта и мотивно-вариационного развития композитор не имел себе равных среди современников. Излюбленными элементами его фортепианной фактуры являются:

Фортепианные интермеццо Брамса

Формы всех интермеццо Брамса сводятся к общей трехчастной структуре. Большинство из них выдержано в одном настроении, как правило, не содержат рельефных контрастов с переменой типа движения. Их фактура сравнительно прозрачна, темпы сдержанны, ведущие динамические оттенки – р или рр, часто встречаются ремарки sotto voce, dolce.

Интермеццо cis-moll приближается к балладе. В его музыке господствует эпическая повествовательность. Форма более монументальна, чем в первых двух пьесах – сложная трёхчастная с сильным контрастом в средней части (светлое трио, A-dur ).

[2] Анри (Генрих) Герц – французский пианист, композитор и педагог (1803-1888). В 1842-74 годах – профессор Парижской консерватории. Гастролировал во многих странах, в том числе в России. Основал в Париже фортепианную фабрику с концертным залом.

[3] среди выдающихся интерпретаторов брамсовских концертов – Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, Эдвин Фишер.

[4] соната для фортепиано op . 1 посвящена Й. Иоахиму, соната для фортепиано ор. 2, посвящена К. Шуман.

[5] Хотя Брамс всегда восхищался исполнительским гением Листа, его фортепианная музыка не была ему близка. Показательно, что он не был в восторге от сонаты h - moll , при исполнении которой ему довелось присутствовать.

[6] Первой его большой поездкой было концертное турне с Эде Ременьи, скрипачом из Венгрии. Когда в одном городке рояль оказался настроен на полтона ниже, Брамс сыграл свою партию в транспорте (в бетховенской сонате до-минор ор.30 № 2). Впоследствии Брамс концертировал в Германии, Австрии, Венгрии, Польше и других странах, при этом в зрелые годы он не исполнял чужих произведений.

[7] итал. intermezzo, от лат. intermedins – находящийся посреди, промежуточный.

[8] примером подобного сочетания является и главная тема первой части IV симфонии.

Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Иоганнес Брамс обогатил мировую музыкальную литературу рядом выдающихся инструментальных сочинений. Они охватывают большой и разнообразный круг образов, выражают волнующие романтические чувства. Всесторонне используя возможности сольной, камерной, симфонической музыки, композитор не порывал с заветами классического искусства, далее развивал и углублял реалистические средства выразительности.

Значителен его вклад в область фортепианной музыки.




Фортепианное наследие Брамса образуют три сонаты, пять вариационных циклов (один — четырехручный), пять баллад и три рапсодии, двадцать семь небольших пьес (не считая написанных для фортепиано в четыре руки, но чаще исполняемых в двухручном переложении).

Вкратце рассмотрим перечисленные произведения.

Три фортепианные сонаты принадлежат к наиболее ранним сочинениям, которые композитор решился опубликовать. Остальные, написанные до встречи с Шуманом — а среди них были и крупные произведения, в том числе еще четыре сонаты, — юный, взыскательный к себе автор не счел возможным дать в печать.

Удивительной свежестью чувств, непосредственностью выражения покоряет музыка этих сонат, созданных в 1852—1853 годах! То здесь, то там всплывают еще не преодоленные влияния композиторов, перед которыми преклонялся Брамс в свои юные годы, — Бетховена, Шуберта, Шумана. Ощущается и воздействие романтической литературы — Гофмана и Жан-Поля, с ее порывистой, возбужденной речью и фантастически-причудливой поэтической формой. Но сквозь все эти влияния явственно проступает самобытная индивидуальность молодого Брамса — страстного мечтателя, с этически чистой, целомудренной душой, но наделенного мятежными чувствами, бурным темпераментом.

Наступает вечер, встает луна,
Две души соединились в любви,
Пребывают в блаженстве.


Эпическое начало, суровый драматизм, яркие контрасты присущи произведениям, созданным в том же жанре в более поздний период. Таковы две рапсодии (h-moll и g-moll) ор. 79, баллада g-moll ор. 118 и рапсодия Es-dur ор. 119. Данные пьесы проникнуты мужественной энергией, мощью выражения; их тематизм словно высечен из мраморной глыбы, особенно в балладе и последней рапсодии. По духу своему они близки ранним произведениям Брамса, но насколько отточеннее стала форма и как изобретательно, свободно использованы в них возможности трехчастной (рапсодия ор. 79 № 1, баллада ор. 118, рапсодия ор. 119) или сонатной композиции (рапсодия ор. 79 № 2). Это великолепные образцы концертного пианизма Брамса.

Четыре баллады ор. 10 замыкают первый период его фортепианного творчества. Следующее десятилетие посвящено преимущественно вариационным циклам. С 1853 по 1863 год Брамс создал шесть таких циклов (Op. 9, 21 №1 и №2, ор. 23, 24, 35).

В разработке этой формы Брамс следует заветам старых мастеров: во всем цикле выдерживается одна тональность (одноименный мажор и минор), неизменным остается и рисунок басовой партии, зато свободным изменениям подвергаются мелодия, гармония, ритм. Однако последованию вариаций придана целеустремленность развития.

Брамс указывал, что после Шумана возник новый тип цикла, основанный не на формальном варьировании темы. Он не смог найти точного определения для этого типа и назвал его Phantasievariationen, что в вольном переводе означает: вариации, выражающие определенную поэтическую идею.

Именно таковы лучшие образцы данного жанра у Брамса: в области симфонической литературы — Вариации на тему Гайдна ор. 56 или потрясающая пассакалья Четвертой симфонии, а в области фортепианной — Вариации и фуга на тему Генделя B-dur ор. 24 (1861) и Вариации на тему Паганини a-moll ор. 35 (1862—1863).

В первом из названных фортепианных циклов светлые, радостные вариации, выдержанные в духе генделевской темы, сменяются элегическими минорными, героически фанфарные — скерцозными, лирические — танцевальными. Но неуклонно подготавливается кульминация — мощная фуга, утверждающая чувство нерушимого оптимизма. Таким содержанием в целом проникнут весь цикл; он принадлежит к числу тех произведений, в которых запечатлены эпические черты творчества Брамса.

В своих вальсах Брамс предстает истым шубертианцем. Музыка пьес (всего их шестнадцать) приближена к характеру лендлера, пронизана песенными интонациями, в них ясно заметны черты бытовых прообразов. Но разработка полна тонких, поэтичных деталей, особенно в лирических вальсах № 2 E-dur, № 7 cis-moll, № 8 B-dur, № 12 E-dur, № 15 As-dur, № 16 cis-moll.

Если в вальсах отражено воздействие венской бытовой музыкальной культуры, то танцы явились данью восхищения венгерским фольклором. С юношеских лет, после встречи со скрипачом Ременьи, Брамс интересовался народными венгерскими мелодиями, жадно впитывал их в себя (Первое претворение венгерских мелодий в музыке Брамса — в вариациях ор. 21 №1 (1853). В те годы, да и позже он часто и охотно импровизировал на тему известного Ракоци-марша. В вальсах также иногда прорываются ритмы и интонации венгерского фольклора (см. № 11, 13, 14).). Свое преклонение перед ними он запечатлел в рассматриваемых танцах.

Но это не просто гармонизации напевов.

В рамках одной пьесы Брамс обычно сочетает несколько контрастных мелодий, отшлифовывает их, варьирует, свободно вплетает изобретенные им темы (В № 11, 14 и 16 не использованы народные напевы — их мелодии сочинены самим композитором.). В первых двух тетрадях (№ 1—10) колорит светлее, ритм зажигательнее, сопоставления ярче; в последних двух (№ 11—21) — преобладают сумрачные тона, умеренные темпы, фактура этих пьес сложнее, они дальше отходят от бытовых прообразов.

Спи, сладко спи, дитя мое,
Чтоб не видать мне слез твоих!

Слова эти легко подтекстовываются под основную мелодию пьесы:


Таковы сокровенные душевные исповеди Брамса, которые он поведал под конец жизни своему любимому инструменту, с которым не расставался на протяжении примерно полувека.

Иоганнес Брамс. Фортепианное творчество

Для Иоганнеса Брамса фортепиано было любимейшим инструментом. В десятилетнем возрасте он впервые выступил на концерте как пианист, исполнив этюд Анри Герца, а с пятнадцати лет выступал с сольными концертами. Неудивительно, что в течение всего своего творческого пути композитор создавал фортепианную музыку.

Еще в 1851 г. девятнадцатилетний композитор написал скерцо ми-бемоль минор. В этом произведении ощущается сходство с шопеновскими скерцо (хотя Брамс и отрицал это), вместе с тем в нем уже обнаруживаются типичные брамсовские черты: имитация оркестровых групп – духовых и струнных, фактура, требующая значительной растяжки пальцев.

Лучшим творением Брамса в вариационной форме стали Вариации на тему Генделя. В качестве темы в них использована Ария из Сюиты си-бемоль мажор. Гендель написал пять вариаций на эту тему, у Брамса их двадцать пять, и в них можно найти черты множества жанров и стилей – от эпохи Генделя до современной Брамсу музыки, а в оркестровом звучании фортепиано слышится то орган, то струнный квартет, то клавесин.

В 1879 г. Брамс создает Рапсодии. Этот жанр он трактует иначе, чем Ференц Лист – в его рапсодиях нет импровизационности, форма отличается классической ясностью. По своему эпическому, патетическому характеру они близки к балладам.

Иога́ннес Брамс (нем. Johannes Brahms [joːˈhanəs ˈbʁaːms] ; 7 мая 1833, Гамбург — 3 апреля 1897, Вена) — немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.

Содержание

Биография



Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбургском квартале Шлютерсхоф [1] , в семье контрабасиста городского театра — Якоба Брамса [2] . Семья композитора занимала крохотную квартирку, состоящую из комнаты с кухней и крошечной спальни [1] . Вскоре после рождения сына родители переселились на Ультрихштрассе [1] .

В четырнадцать лет — в 1847 году Иоганнес окончил частное реальное училище [1] и впервые выступил публично как пианист с сольным концертом [3] .



Брамс питал нежную симпатию к Кларе Шуман, которая была на 13 лет старше. Во время болезни Роберта он посылал любовные письма его жене, однако так и не решился сделать ей предложение, когда она овдовела.

Первое произведение Брамса — Соната fis-moll (op. 2) 1852 год. Позже написана соната C-dur (op. 1). Всего 3 сонаты. Также есть скерцо для фортепиано, фортепианные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 году [3] .



Постоянно меняя своё местопребывание в Германии и Швейцарии, Брамс написал целый ряд произведений в области фортепианной и камерной музыки.

В осенние месяцы 1857—1859 годов Брамс служил придворным музыкантом при небольшом княжеском дворе в Детмольде [2] .

В 1858 году снял для себя квартиру в Гамбурге, где по-прежнему жила его семья [2] . С 1858 по 1862 году руководит женским любительским хором, хотя мечтает о месте дирижера гамбургского Филармонического оркестра [2] .

Летние сезоны 1858 и 1859 годов проводит в Гёттингене [2] . Там он знакомится с певицей, дочерью университетского профессора Агатой фон Зибольд, которой серьёзно увлекся. Однако, как только речь зашла о браке, отступил [2] . Впоследствии, все сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер [2] .

В 1868 году в кафедральном соборе Бремена состоялась премьера Немецкого реквиема, имевшая громкий успех [2] . Далее, следуют столь же успешные премьеры новых крупных сочинений Первой симфонии до минор (в 1876 году), Четвёртой симфонии ми минор (в 1885 году), квинтета для кларнета и струнных (в 1891 году) [2] .

В январе 1871 года Иоганнес получил от мачехи известие о тяжёлой болезни отца [1] . В начале февраля 1872 года приехал в Гамбург, на следующий день отец скончался [1] . Сын тяжело переживал смерть отца [1] .

С приходом успеха Брамс мог позволить себе много путешествовать. Он посещает Швейцарию, Италию, однако излюбленным местом его отдыха становится австрийский курорт Ишль [2] .

К концу жизни Брамс стал нелюдим, и, когда организаторы одного светского приема решили сделать ему приятное, предложив вычеркнуть из списка приглашенных тех, кого ему не хотелось бы видеть, он вычеркнул себя.

В последние годы жизни Брамс много болел, но не прекращал работать [1] . В эти годы он завершает цикл немецких народных песен [1] .



Умер Иоганнес Брамс утром [1] 3 апреля 1897 года в Вене, где и был похоронен на Центральном кладбище (нем. Zentralfriedhof ).

Творчество

Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах [2] .

Память



Отзывы

Список сочинений

Фортепианное творчество

  • Интермеццо ми-бемоль мажор
  • Каприччио си минор, ор. 76 No 2
  • Три сонаты
  • Интермеццо
  • Рапсодии
  • Вариации на тему Р. Шумана
  • Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (1863)
  • Баллады
  • Каприччио
  • Фантазии
  • Песни любви — вальсы, новые песни любви — вальсы, четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки

Сочинения для органа

  • 11 хоральных прелюдий ор.122
  • Две прелюдии и фуги
  • Фуги

Камерные сочинения

  • Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • Две сонаты для виолончели и фортепиано
  • Две сонаты для кларнета (альта) и фортепиано
  • Три фортепианных трио
  • Трио для фортепиано, скрипки и валторны
  • Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели
  • Три фортепианных квартета
  • Три струнных квартета
  • Два струнных квинтета
  • Фортепианный квинтет
  • Квинтет для кларнета и струнных
  • Два струнных секстета

Концерты

  • Два концерта для фортепиано
  • Концерт для скрипки
  • Двойной концерт для скрипки и виолончели

Для оркестра

  • Четыре симфонии (№ 1 c-moll op. 68; № 2 D-dur op. 73; № 3 F-dur op. 90; № 4 e-moll op. 98)
  • Две серенады
  • Вариации на тему Й. Гайдна
  • Академическая и Трагическая увертюры
  • Три Венгерских танца (авторская оркестровка танцев № 1, 3 и 10; оркестровка прочих танцев осуществлена другими авторами, в том числе Антонином Дворжаком, Гансом Галем, Павлом Юоном и др.)

Вокальные и хоровые сочинения

Записи произведений Брамса

Примечания

Литература

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 7 мая
  • Родившиеся в 1833 году
  • Родившиеся в Гамбурге
  • Умершие 3 апреля
  • Умершие в 1897 году
  • Умершие в Вене
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Германии
  • Почётные граждане Гамбурга
  • Романтические композиторы
  • Умершие от рака печени
  • Похороненные на Центральном кладбище Вены

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Брамс, Иоганнес" в других словарях:

БРАМС Иоганнес — ИОГАННЕС БРАМС (Brahms, Johannes) (1833 1897), одна из выдающихся фигур в немецкой музыке 19 в. Родился 7 мая 1833 в Гамбурге, в семье Якоба Брамса, профессионального контрабасиста. Первые уроки музыки Брамсу давал отец, впоследствии он учился у… … Энциклопедия Кольера

Брамс Иоганнес — Иоганнес Брамс Дата рождения 7 мая 1833 Место рождения Гамбург, Германия Дата смерти 3 апреля 1897 Место смерти … Википедия

Брамс Иоганнес — (Brahms) (1833 1897), немецкий композитор. С 1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижёр. Симфонизм Брамса отличает органичное сочетание венских классических традиций и романтической образности. 4 симфонии (1876 85), последняя одно из высших … Энциклопедический словарь

Брамс Иоганнес — Брамс (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург 3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье музыканта контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапером, давал частные уроки … Большая советская энциклопедия

БРАМС Иоганнес — ( 7 V 1833, Гамбург 3 IV 1897, Вена) Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса она, эта музыка, будет жить. Г. Галь Вступив в музыкальную жизнь как преемник Р.… … Музыкальный словарь

Брамс — Брамс, Иоганнес Иоганнес Брамс Johannes Brahms Основная информация Полное имя Иоганнес Бра … Википедия

Иоганнес Брамс — Дата рождения 7 мая 1833 Место рождения Гамбург, Германия Дата смерти 3 апреля 1897 Место смерти … Википедия

Брамс, Иоган — Иоганнес Брамс Дата рождения 7 мая 1833 Место рождения Гамбург, Германия Дата смерти 3 апреля 1897 Место смерти … Википедия

Брамс И. — Иоганнес Брамс Дата рождения 7 мая 1833 Место рождения Гамбург, Германия Дата смерти 3 апреля 1897 Место смерти … Википедия

Брамс, Иоганн — Иоганнес Брамс Дата рождения 7 мая 1833 Место рождения Гамбург, Германия Дата смерти 3 апреля 1897 Место смерти … Википедия

Читайте также: