Взаимодействие власти и общества кратко

Обновлено: 17.05.2024

Мы очень тяжело проходим этапы взросления гражданского общества, медленно и трудно осваиваем уровни организации взаимодействия между обществом и властью.

Можно выделить пять уровней такого взаимодействия.

Второй уровень – демонстрации, митинги, протесты. Пока все идет приемлемо – ведем себя тихо, стало плохо – выходим на улицу. Это управление по отклонениям. Протест начинается, когда больно, когда нет сил терпеть. Так работает сигнальная система человека, простейшая обратная связь, обеспечивающая выживание организма.

Третий уровень гражданской зрелости – это гражданский контроль. На этом уровне в гражданском обществе создаются структуры, осуществляющие постоянный контроль деятельности власти, исполнения законов – например, правозащитные, природоохранные организации, общества защиты культурных ценностей. Обеспечивается широкий доступ граждан к информации о деятельности органов власти, проводятся журналистские расследования. Соответствующие формы деятельности защищены законом. Право реакции на результаты гражданского контроля остается на этом уровне за властью.

Четвертый уровень – это уже подлинная представительная демократия, формирование органов власти посредством честных выборов, свободная конкуренция различных политических сил. Выбирая депутатов, мэров, губернаторов, президента, граждане одновременно формируют для них повестку дня. На этом уровне и состав органов власти, и их политика уже реально зависят от избирателей. Голова политика, чиновника повернута не к вышестоящему начальнику, а к избирателю, так как от избирателя зависит его дальнейшая судьба. Мы, россияне, до этого уровня пока не дотянулись. Мешает верноподданническая культура, боязнь перемен.

Ну и пятый уровень – это уже прямая демократия, практически недостижимая в современном мире. Она требует высочайшего уровня гражданской зрелости общества. Пока только одна страна в состоянии работать на этой высоте. Это Швейцария. Практически каждый месяц проводятся общенациональный референдум, а еще кантональные и муниципальные референдумы. Они выносят на референдум вопрос о выплате фиксированного ежемесячного дохода каждому гражданину Швейцарии и отвергают эту идею, потому что нельзя выплачивать незаработанные деньги! Спрогнозируйте результат такого референдума у нас. На референдуме граждане не разрешили правительству закупить партию шведских истребителей, и теперь правительство должно изыскивать иные способы обеспечения национальной безопасности.

Даже в США попытки штата Калифорния использовать механизмы прямой демократии оказались неудачными. Граждане штата на референдуме жестко зафиксировали основные пропорции бюджета. В результате законодатели штата определяли только 15 процентов бюджета, а остальные 85 обязательно тратились по зафиксированным статьям независимо от реальной потребности и без возможности маневра. Бюджет штата довольно быстро пришел в расстройство. Действительно, такой уровень требует высочайшей зрелости общественного сознания, понимания сути экономических проблем. Многие эксперты доказывают, что прямая демократия для отсталых обществ опасна, она становится игрушкой в руках малых сплоченных групп интересов, приводит к власти диктатора и его свиту — корыстную элиту.

Российское общество не смогло удержаться на четвертом уровне, предусмотренном нашей Конституцией. Мы пытаемся закрепиться на втором. Но пока не получается. Второй не работает, сотни граждан идут под суд. Мы снова возвращаемся на первый уровень. Петиции, прошения остаются главным способом взаимодействия с властью. И он вызывает сложные чувства. Если по поводу водопровода в поселке или дровишек бабушке надо обращаться к президенту, то это четкое свидетельство того, что у нас вообще не работают институты публичной власти.

Вроде бы есть местное самоуправление — депутаты, мэры, есть субъекты федерации — депутаты, губернаторы. Есть и федеральный уровень: парламент, где заседают наши представители, правительство, судебная власть. И если такого рода вопросы выносятся на уровень президента – то это вызывает ощущение, что вся государственная система в ступоре, она просто не выполняет свои функции. Страна слишком велика и разнообразна, чтобы управляться из одного центра. Любая проблема должна решаться на максимально возможном низком уровне, а не централизоваться на уровне инстинкта.

Более того, президент не должен иметь ни права, ни возможности, ни традиции вмешиваться в то, что делает муниципалитет, потому что по Конституции он такого права не имеет, как не имеет права вмешаться и в полномочия субъекта Российской Федерации. Но наша подданническая монархическая культура, психология широких масс устроена так, что царь должен решать всё. Если это не так, значит, царь не настоящий!

Как полномочный представитель президента я вел в Петербурге прием граждан, люди приходили со всеми вопросами. Крыша в доме потекла, конфликт с соседями — обращение к президенту. Ну а как же иначе? Предложение обратиться в суд, вытекающее из обстоятельств дела, воспринималось как личное оскорбление и издевательство. К проявлению верноподданнической традиции относятся и постоянные письма интеллигенции президенту и премьеру. Это вызывает тягостные впечатления, авторы требуют вмешаться и решить вопросы, далеко выходящие за пределы компетенции адресатов. Если вы настаиваете, чтобы политический лидер превращался во всевластного диктатора, то не возмущайтесь, когда эта система доберется до вас. Вы этого хотели для других – получите для себя.

Вот эти традиции, внутренние установки нам придется изживать, если мы хотим достойной жизни в развитой стране.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).

Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 5. Власть и средства властвования. Что такое власть? В чем ее отличие от права?

§ 5. Власть и средства властвования. Что такое власть? В чем ее отличие от права? I. Власть как факт. Рассмотрим сперва власть как отношение фактическое. Существует власть экономическая (например, хозяина над работником); политическая (правящих над управляемыми);

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)

41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных

6. Акционерное общество

6. Акционерное общество СТАТЬЯ 96. Основные положения об акционерном обществе 1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и

6. Акционерное общество

6. Акционерное общество Статья 96. Основные положения об акционерном обществе 1. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и

Власть

Власть Важнейшими участниками рынка жилья являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.В соответствии с законодательством РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)

43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество) Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными

§ 6. Общество и право

§ 6. Общество и право Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.Возникнув в силу объективных

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых,

В. Власть

В. Власть Формы власти. Отличительная черта Московского государственного права есть торжество в нем неограниченной (или самодержавной) монархической власти; именно этой чертой оно отличается как от права 1-го периода, так и от современного ему Литовско-русского

В. Власть

В. Власть Царская власть получает новый титул – императорский, с сохранением и всех прежних. Этот титул поднесен Петру Великому высшими учреждениями государства при окончании великой Северной войны в 1721 г., – войны, которая и вызвала все новые явления периода империи.



В последнее время независимые эксперты, многие наши беды, недостатки в самых разных сферах жизни, благополучие людей напрямую связывают с состоянием гражданского общества.

По мнению ряда политологов, именно из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества подменяется модернизацией государства. На данном этапе развития общества, самое главное, добиться того, чтобы отношения между человеком и государством стали цивилизованными, и общество могло контролировать власть, влиять на ее политику, государство было не средством удовлетворения чьих-то корыстных интересов, а стало проводником и защитником обеспечения общего блага.

В Конституции РФ сформулированы важнейшие принципы организации и функционирования гражданского общества, такие как: демократический конституционный строй, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, верховенства права, свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, идеологический и политический плюрализм, независимость СМИ, свободное местное самоуправление и пр. Это те принципы, которые необходимо не только декларировать, но много важнее их практическое воплощение в жизнь. На сегодня о практической реализации обозначенных конституционных принципов гражданского общества в нашей стране и республике можно говорить лишь условно, так как во многом эти принципы остаются на бумаге.

Формирование гражданского общества в современной России и в Дагестане имеет свои особенности, сложности и внутренние противоречия. В стране в целом и в отдельных ее регионах, в последние десятилетия традиционные связи общественной жизни подверглись ограничениям, трансформировались традиционные принципы и формы социального взаимодействия в новые, менее привычные для участников общественного диалога.

По утверждению независимых экспертов, гражданское общество несостоятельно без достаточно высокого уровня жизни подавляющего большинства его членов. И задача ученых и политиков на этом этапе развития нашего общества состоит в том, чтобы формировать соответствующую систему ценностей, оптимальную ее иерархию.

3. Модель архитектора.

4. Патерналистская модель.

5. Модель приводных ремней.

6. Модель игнорирования.

7. Модель борьбы с противником.

8. Модель гражданского неповиновения.

По утверждению ряда независимых экспертов, с каждым годом увеличивается роль НКО в развитии институтов демократии, реализации прав и свобод граждан, решении социально-экономических вопросов. Выборы в ГосДуму России (в декабре 2011 года), выборы Президента Российской Федерации (в марте 2012 года) показали возрастающую активность общественных сил в политическом процессе. Предложения граждан, высказанные в ходе этих избирательных кампаний, вошли в программные тезисы В.В.Путина и ускорили принятие законодательных инициатив по реформированию политической системы страны. Это подтверждает, что институт НКО имеет значительные возможности влияния на принятие судьбоносных, управленческих решений.

Как отмечают политологи, в последние годы властью в целях развития гражданского общества предприняты серьезные шаги, способствующие повышению эффективности гражданского общества. Так, создан и активно функционирует Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, принят Закон и сформирована Общественная палата России.

На сегодня, в 42 субъектах Федерации функционируют Общественные палаты. Из бюджета Российской Федерации ежегодно выделяются немалые средства на финансирование институтов гражданского общества. Планируется введение института социально-ориентированных некоммерческих организаций, что позволит тем, кто получит соответствующий статус, рассчитывать на прямую поддержку государства: финансовую, информационную и консультативную. Однако эти шаги все еще не привели к заметному ускорению процессов формирования гражданского общества.

По словам Президента РД, общественные организации призваны участвовать в принятии решений, касающихся жизни людей. В направлении активизации взаимодействия государства с гражданскими институтами «делается немало, действуют законы: о взаимодействии с некоммерческими организациями, о поддержке молодежных объединений, закон о НКО. Законопроект этот уже внесен на рассмотрение в парламент. Создан Координационный совет некоммерческих организаций объединений Дагестана. По мнению, председателя Общественной палаты РД Гамзата Гамзатова, дагестанцы особенно чувствительны к вопросам несправедливости.

По мнению политологов, нынешний этап отмечен активностью формирования основ гражданского общества. Заметен приток граждан в политические партии.

Модернизацию российского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества, появления многочисленного среднего класса, повышения образовательного уровня граждан, рационализации их массового сознания, формирования настоящей конкурентной партийной системы, свободных выборов, перемен во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революции.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает внешнее воздействие. В повседневной жизни мы часто это воздействие обозначаем словом «властью Мы говорим о власти природы, когда подчиняемся ее законам и в холодную погоду надеваем теплую одежду, а в дождь берем с собой зонтик. Мы говорим о власти общества, когда подчиняемся принятым в данном обществе нормам и правилам, потому что не хотим быть предметом насмешек или выслушивать чьи-то замечания. Мы говорим о власти других людей, когда вынуждены подчиняться их приказам или распоряжениям.

В научном языке принято случай зависимости от природных условий определять как обусловленность действий человека окружающей физической, материальной средой, зависимость от общества, социума — как социальный контроль или обусловленность действий человека социумом, обществом. И только третий случай определяется как собственно власть. Иными словами, власть — это не любое ограничение свободы человека, а лишь то, которое вытекает из воздействия одного человека на другого или одной группы людей на другую.

Власть — это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении которого осуществляется власть, кто подчиняется — объектом власти. Итак, если констатируется факт способности одного субъекта влиять на другого субъекта и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над Б.

Почему один человек подчиняется другому? Из нашей повседневной практики, из нашего знания об окружающем мире, мы можем констатировать, что подчинение возникает там, где человек сталкивается с тем, кто сильнее (как, например, грабитель, угрожающий пистолетом), или умнее и опытнее (и человек следует его совету, рекомендации, приказу, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее право отдавать распоряжения. То есть в любом случае мы указываем, что в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физическое, интеллектуальное) или неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.п.).

Ресурсы власти —это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравенства, выявляют механизмы влияния.

Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент принуждения, только в одних случаях наряду с принуждением могут использоваться и другие ресурсы, а есть и такие случаи, когда субъект власти опирается в своих действиях исключительно на силу. 'Таким образом, например, устанавливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих в тоталитарных государствах;

2) утилитарные, когда влияние обеспечивается за счет предоставления подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения своих определенных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчинясь, человек что-то обретает финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т.д.;




3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов иначе называется статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии — партийному лидеру, граждане — правительству.

Итак, власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы, отличается следующими признаками:

а) неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

б) способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения контрагента взаимодействия в соответствии с этими целями (мотивация властвования);

в) готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);

г) наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Бихевиористские концепции власти. Подобно реляционистским, бихевиористские концепции исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но в отличие от реляционистского бихевиористский подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой цолитической активности человека. Власть — исходный пункт и конечная, цель политического действия.

Бихевиористы рассматривают политические отношения как рынок власти. Именно рыночные принципы: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества.

Системные концепции власти. Власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.

В рамках системных концепций молено выделить три подхода к пониманию власти. Первыйистолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс); второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье), а третий — как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную. Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании подростков. Есть в обществе и особый вид власти. Это — политическая власть.

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает внешнее воздействие. В повседневной жизни мы часто это воздействие обозначаем словом «властью Мы говорим о власти природы, когда подчиняемся ее законам и в холодную погоду надеваем теплую одежду, а в дождь берем с собой зонтик. Мы говорим о власти общества, когда подчиняемся принятым в данном обществе нормам и правилам, потому что не хотим быть предметом насмешек или выслушивать чьи-то замечания. Мы говорим о власти других людей, когда вынуждены подчиняться их приказам или распоряжениям.

В научном языке принято случай зависимости от природных условий определять как обусловленность действий человека окружающей физической, материальной средой, зависимость от общества, социума — как социальный контроль или обусловленность действий человека социумом, обществом. И только третий случай определяется как собственно власть. Иными словами, власть — это не любое ограничение свободы человека, а лишь то, которое вытекает из воздействия одного человека на другого или одной группы людей на другую.

Власть — это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении которого осуществляется власть, кто подчиняется — объектом власти. Итак, если констатируется факт способности одного субъекта влиять на другого субъекта и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над Б.

Почему один человек подчиняется другому? Из нашей повседневной практики, из нашего знания об окружающем мире, мы можем констатировать, что подчинение возникает там, где человек сталкивается с тем, кто сильнее (как, например, грабитель, угрожающий пистолетом), или умнее и опытнее (и человек следует его совету, рекомендации, приказу, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или является начальником и имеет соответствующее право отдавать распоряжения. То есть в любом случае мы указываем, что в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физическое, интеллектуальное) или неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.п.).

Ресурсы власти —это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравенства, выявляют механизмы влияния.

Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент принуждения, только в одних случаях наряду с принуждением могут использоваться и другие ресурсы, а есть и такие случаи, когда субъект власти опирается в своих действиях исключительно на силу. 'Таким образом, например, устанавливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих в тоталитарных государствах;

2) утилитарные, когда влияние обеспечивается за счет предоставления подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения своих определенных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчинясь, человек что-то обретает финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т.д.;

3) нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов иначе называется статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии — партийному лидеру, граждане — правительству.

Итак, власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы, отличается следующими признаками:

а) неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

б) способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения контрагента взаимодействия в соответствии с этими целями (мотивация властвования);

в) готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);

г) наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Бихевиористские концепции власти. Подобно реляционистским, бихевиористские концепции исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но в отличие от реляционистского бихевиористский подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой цолитической активности человека. Власть — исходный пункт и конечная, цель политического действия.

Бихевиористы рассматривают политические отношения как рынок власти. Именно рыночные принципы: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей — и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества.

Системные концепции власти. Власть рассматривается как систематизирующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.

В рамках системных концепций молено выделить три подхода к пониманию власти. Первыйистолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс); второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье), а третий — как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную. Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании подростков. Есть в обществе и особый вид власти. Это — политическая власть.

Мы очень тяжело проходим этапы взросления гражданского общества, медленно и трудно осваиваем уровни организации взаимодействия между обществом и властью.

Можно выделить пять уровней такого взаимодействия.

Второй уровень – демонстрации, митинги, протесты. Пока все идет приемлемо – ведем себя тихо, стало плохо – выходим на улицу. Это управление по отклонениям. Протест начинается, когда больно, когда нет сил терпеть. Так работает сигнальная система человека, простейшая обратная связь, обеспечивающая выживание организма.

Третий уровень гражданской зрелости – это гражданский контроль. На этом уровне в гражданском обществе создаются структуры, осуществляющие постоянный контроль деятельности власти, исполнения законов – например, правозащитные, природоохранные организации, общества защиты культурных ценностей. Обеспечивается широкий доступ граждан к информации о деятельности органов власти, проводятся журналистские расследования. Соответствующие формы деятельности защищены законом. Право реакции на результаты гражданского контроля остается на этом уровне за властью.

Четвертый уровень – это уже подлинная представительная демократия, формирование органов власти посредством честных выборов, свободная конкуренция различных политических сил. Выбирая депутатов, мэров, губернаторов, президента, граждане одновременно формируют для них повестку дня. На этом уровне и состав органов власти, и их политика уже реально зависят от избирателей. Голова политика, чиновника повернута не к вышестоящему начальнику, а к избирателю, так как от избирателя зависит его дальнейшая судьба. Мы, россияне, до этого уровня пока не дотянулись. Мешает верноподданническая культура, боязнь перемен.

Ну и пятый уровень – это уже прямая демократия, практически недостижимая в современном мире. Она требует высочайшего уровня гражданской зрелости общества. Пока только одна страна в состоянии работать на этой высоте. Это Швейцария. Практически каждый месяц проводятся общенациональный референдум, а еще кантональные и муниципальные референдумы. Они выносят на референдум вопрос о выплате фиксированного ежемесячного дохода каждому гражданину Швейцарии и отвергают эту идею, потому что нельзя выплачивать незаработанные деньги! Спрогнозируйте результат такого референдума у нас. На референдуме граждане не разрешили правительству закупить партию шведских истребителей, и теперь правительство должно изыскивать иные способы обеспечения национальной безопасности.

Даже в США попытки штата Калифорния использовать механизмы прямой демократии оказались неудачными. Граждане штата на референдуме жестко зафиксировали основные пропорции бюджета. В результате законодатели штата определяли только 15 процентов бюджета, а остальные 85 обязательно тратились по зафиксированным статьям независимо от реальной потребности и без возможности маневра. Бюджет штата довольно быстро пришел в расстройство. Действительно, такой уровень требует высочайшей зрелости общественного сознания, понимания сути экономических проблем. Многие эксперты доказывают, что прямая демократия для отсталых обществ опасна, она становится игрушкой в руках малых сплоченных групп интересов, приводит к власти диктатора и его свиту — корыстную элиту.

Российское общество не смогло удержаться на четвертом уровне, предусмотренном нашей Конституцией. Мы пытаемся закрепиться на втором. Но пока не получается. Второй не работает, сотни граждан идут под суд. Мы снова возвращаемся на первый уровень. Петиции, прошения остаются главным способом взаимодействия с властью. И он вызывает сложные чувства. Если по поводу водопровода в поселке или дровишек бабушке надо обращаться к президенту, то это четкое свидетельство того, что у нас вообще не работают институты публичной власти.

Вроде бы есть местное самоуправление — депутаты, мэры, есть субъекты федерации — депутаты, губернаторы. Есть и федеральный уровень: парламент, где заседают наши представители, правительство, судебная власть. И если такого рода вопросы выносятся на уровень президента – то это вызывает ощущение, что вся государственная система в ступоре, она просто не выполняет свои функции. Страна слишком велика и разнообразна, чтобы управляться из одного центра. Любая проблема должна решаться на максимально возможном низком уровне, а не централизоваться на уровне инстинкта.

Более того, президент не должен иметь ни права, ни возможности, ни традиции вмешиваться в то, что делает муниципалитет, потому что по Конституции он такого права не имеет, как не имеет права вмешаться и в полномочия субъекта Российской Федерации. Но наша подданническая монархическая культура, психология широких масс устроена так, что царь должен решать всё. Если это не так, значит, царь не настоящий!

Как полномочный представитель президента я вел в Петербурге прием граждан, люди приходили со всеми вопросами. Крыша в доме потекла, конфликт с соседями — обращение к президенту. Ну а как же иначе? Предложение обратиться в суд, вытекающее из обстоятельств дела, воспринималось как личное оскорбление и издевательство. К проявлению верноподданнической традиции относятся и постоянные письма интеллигенции президенту и премьеру. Это вызывает тягостные впечатления, авторы требуют вмешаться и решить вопросы, далеко выходящие за пределы компетенции адресатов. Если вы настаиваете, чтобы политический лидер превращался во всевластного диктатора, то не возмущайтесь, когда эта система доберется до вас. Вы этого хотели для других – получите для себя.

Вот эти традиции, внутренние установки нам придется изживать, если мы хотим достойной жизни в развитой стране.

Читайте также: