Лейбниц учение о монадах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Г. В. Лейбниц – немецкий философ, математик. 1705 год был ознаменован для него завершением работы над "Новыми опытами о человеческом разумении", однако опубликован этот труд был только в 1765 г. в качестве уникального комментария к "опыту о человеческом разумении", автором которого является Дж. Локк. "Опыты теодицеи" были изданы Г. Лейбницем в 1710 г., а в 1714 учёный представляет миру свой небольшой трактат, который станет ключевым творением его жизни – "Монадологию". Произведение посвящение учению Г. Лейбница о монадах.

Основные положения монады

Основные положения Монады:

"Трактат о принципах человеческого знания" Дж. Беркли

Дж. Беркли – английский философ, епископ в Клойне (Ирландия). Основная идея его учения заключалась в отрицании материализма и обосновании религии. Он активно критиковал взгляды И. Ньютона о пространстве как вместилище всех тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства. К ключевым работам его относят "Опыт новой теории зрения" и "Трактат о принципах человеческого знания".

Работу "Трактат о принципах человеческого знания" он посвятил идеи о том, что внешний мир не существует вне зависимости от восприятий и мышления, воспринимаемость – основа бытия вещей.

Основные положения трактата

Основные положения "Трактата о принципах человеческого знания":

  • Всякий, кто способен видеть объекты человеческого познания, понимает, что они представляют собой идеи, которые воспринимаются чувствами. Либо идеи, получаемые вследствие наблюдения за эмоциями и действиями ума. Ещё возможны идеи, образованные памятью и воображением. А также идеи, которые возникли посредством соединения, разделения или просто представления того, что было первоначально воспринято любым указанным способом.

С помощью зрения человек составляет идею о мире, о свете, цветах и их разнообразии. Осязание помогает понимать, где твёрдое, а где мягкое, различать тёплое и холодное, движение и сопротивление, и при этом всё это в отношении и количества, и степени. Посредством обоняния человек ощущает запахи, вкусы. Слух служит для того, чтобы распознать разнообразие звуков по тональности и составу. А поскольку разные идеи наблюдаются вместе в союзе, то принято их обозначать одним именем или одной какой-нибудь вещью.

Один предмет, например, яблоко, называют так, потому что могут выделить его качественные характеристики или идеи: цвет, форма, запах, вкус, консистенция. Другая совокупность идей представляет собой камень или дерево, книга или шкаф и тому подобные чувственные вещи, которые так или иначе по своему характеру вызывают у нас определённые чувства: радость, гнев, страсть, смех и т.п.

  • Однако наряду с этими бесконечными чередами идей или предметов знания существует нечто равное, способное понять и воспринять их, а также произвести различные действия, например, хотение, воображение, воспоминание. Это внутреннее существо, стремящееся к познанию, что человек называет ум, дух, душа или моё "Я". Этими словами автор обозначает не одну из своих идей, но вещь, которая отлична от них, при этом они существуют в ней. Вместе с тем, то же самое, что воспринимается как существование идеи заключается в её воспринимаемости.
  • Автор утверждает, что каждый человек согласен с мнением, что наши мысли, страсти, идеи, образуемые воображением, не могут существовать вне нашей души. В такой ситуации логично говорить о том, что разные ощущения или идеи, зафиксированные на чувственном уровне, смешаны и соединены между собой любым способом, существуют в полной мере только в духе, который их воспринимает. Каждый может лично удостовериться в этом, если обратиться к понятию "существует" относительно ощущаемых вещей.

Говоря о столе как предмете, за которым можно писать, "существует" обозначает, что его можно увидеть и потрогать, и если не находиться в комнате, то можно утверждать, что стол существует в той комнате. В этом случае можно воспринимать его или говорить, что какой-то иной дух его воспринимает. Относительно запаха или звука можно говорить, что его обоняли или слушали соответственно. Цвет или форму – видеть или воспринимать посредством зрения или осязания.

Это всё, воспринимается или ощущается под такими выражениями, в силу того, что всё подразумевающееся под безусловным существованием немыслящих вещей, без определённого отношения к их воспринимаемости, совершенно неясно.

  • Автор говорит о странности в восприятии людей относительно домов, гор, рек, и т.п. чувственных вещей и что они имеют существование, выборочно либо реальное, либо природное, не относящееся к восприятию разума. Однако, та уверенность, с которой утверждается этот принцип может любым исследователем быть подвержен сомнению, поскольку содержит в себе достаточно противоречивое знание. В силу того, что эти объекты, о которых говорилось выше не что иное, как вещи, которые воспринимаются человеком как чувственное. При этом автор задаётся вопросом, что человек может воспринимать не посредством чувств или ощущений. А также его интересует проблема воспринимаемости относительно идей и ощущений или их различных комбинаций.

Тщательное изучение этого видения проблемы и дальнейшее изучение в этой области могут дать совершенно неожиданные результаты и выводы. В конечном итоге данное исследование зависит от учения об абстрактных идеях. В ходе изучения нужно максимально абстрагироваться от отличий в существовании ощущаемых предметов и воспринимаемости их так, чтобы представить их как существующие невоспринимаемые.

Необходимо ответить на вопрос, что такое то, что мы можем видеть, например, свет и цвета, формы и протяжения и т.п. Как их понимать и воспринимать в качестве разнообразных ощущений, идей или чувственных восприятий. Кроме того, есть ли необходимость и возможность, мысленно отделять которую из них от восприятия. Каждый человек по своему может отделять вещи от себя, при этом способность мыслить или представлять не может идти дальше, нежели реальное существование или восприятие. Поэтому, если человек не может видеть или трогать что-то без его реального существования, то и не в состоянии помыслить или ощутить вещь или предмет независимо от их ощущения или восприятия. В реальности объект и ощущение это одно и то же, в силу этого их невозможно абстрагировать один от одного.

Среди концепций, возникших в философии в XVII-XVIII веках, и рассматривавших проблему субстанции, то есть основы мира, учение Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716) выделяется своей необычностью. Как с формальной (количество субстанций), так и содержательной (сущность субстанции) точек зрения учение этого немецкого философа выбивается из общего ряда тогдашних представлений.

Итак, что такое монады, согласно Лейбницу, и в чем оригинальность его концепции.

В количественном смысле философы субстанцию понимали либо как единственную (монизм), либо принимали существование двух независимых субстанций (дуализм). Лейбниц же выступил оригинально. Он полагал, что в основе нашего мира лежит бесконечное количество субстанций - монад. Каждая монада имеет духовный характер, то есть не материальна, и она находится в постоянном изменении. Эта изменчивость - ее суть. И она независима, то есть существует сама по себе, ее изменения происходят спонтанно.

Однако между монадами все же существует важная связь - это гармония. Все вместе эти бесчисленные субстанции образуют гармоничное целое, что позволяет нашему миру быть таким, каким он является.

Понять сущность монады можно только разумом, так как они не имеют никаких материальных характеристик. На этом месте обычно студенты впадают в ступор, потому что они уже успели представить себе эти монады в виде неких радужных шаров, внутри которых происходят какие-то красивые процессы, а все вместе эти шары, при удалении, оказываются красивой гармоничной картиной нашего мира.

Но увы, монады идеальны, это никакие не шары. Это, если можно так выразиться, представления о мире . Притом у каждой монады свои. Таким образом, в основе мира лежит бесконечное количество представлений о мире, но не чьих-то конкретно, не человеческих, а представлений самих по себе. Они существуют объективно.

Таким образом, каждая монада отражает весь мир индивидуально, так, как никакая другая. В этом смысле монады уникальны. Но, следуя закону предустановленной гармонии, они все вместе образуют целостный мир. Лейбниц, объясняя этот момент, использовал сравнение с деревом. Каждый лист уникален и чем-то отличается от других, постоянно меняется. Но все они образуют крону дерева.

Я бы привела более понятные нынешним людям аналогии. Представьте, что есть сеть компьютеров, связанных одним сервером. То есть есть некий центральный компьютер, куда поступает информация о всех остальных. В каждом компьютере - свой софт, свое содержание. Оно постоянно меняется и отражает мир так, как отражает именно данный конкретный комп. А теперь представьте, что в этих компьютерах исчезло все "железо", и остался только софт. Вот это будет что-то типа монад. А центральный компьютер (без материальной оболочки) - главная монада, бог.

То есть для Лейбница бог - тоже монада, но отличающаяся от всех остальных тем, что в нее стекается вся информация об изменениях во всех прочих монадах, и которая, используя ее, обеспечивает сохранение предустановленной гармонии.

Из всего этого Лейбниц делал вывод, что все будет хорошо. Бывают сбои, но всегда все исправляется в лучшем виде. И вообще все к лучшему в этом наилучшем из миров.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

Лейбниц – уникальный ученый и математик, юрист и философ. Он родился и жил в Германии. Его сейчас именуют одним из самых ярких представителей нового времени в области философии. Считается, что философия Лейбница имеет направление рационализма. Базируется она на двух основных проблемах: познание и субстанция.

Философия Лейбница

Декарт и Спиноза

Лейбниц опроверг теорию Декарта о дуализме, которая базировалась на разделении субстанций на высшую и низшую. Первая подразумевала под собой независимые субстанции, то есть Бога и тех, кого он сотворил. Низшее разделение подразумевало материальных и духовных сотворенных.

Спиноза в свое время соединил все субстанции в одну, тем самым также доказав неверность дуализма. Однако философия Лейбница показала, что модусы единой субстанции Спинозы не что иное, как дуализм Декарта.

Так появилась философия Лейбница, кратко которую можно назвать так: теория о множественности субстанций.

Простота и сложность монад

Философия Лейбница кратко

Монада – простая и сложная одновременно. Философия Лейбница не только не объясняет природу этих противоречий, но еще и усиливает ее: простота абсолютная, а сложность бесконечная. В целом монада – сущность, нечто духовное. Ее нельзя потрогать или пощупать. Ярким примером может служить душа человека, которая проста, то есть неделима, и сложна, то есть богата и разнообразна.

Сущность монады

Философия Г. В. Лейбница утверждает, что монада – самостоятельная субстанция, которая характеризуется силой, передвижением и скоростью. Однако каждое из этих понятий нельзя охарактеризовать с материальной стороны, а значит и сама монада не материальная сущность.

Индивидуальность монады

Каждая монада исключительно индивидуальна и оригинальна. Философия Лейбница кратко гласит, что все объекты имеют отличия и различия. Основой теории монад является принцип тождества неразличимости.

Философия нового времени Лебйниц

Сам Лейбниц достаточно просто объяснял это положение своей теории. Чаще всего в качестве примера он приводил обыкновенное дерево с листьями и просил слушателей найти два одинаковых листа. Разумеется, таких не находилось. Отсюда следовал логичный вывод о качественном подходе к миру, индивидуальности каждого из объектов, как материального, так и психологического.

Базировалась философия нового времени, Лейбниц был ярким ее представителем, говоря о значении бессознательного в нашей жизни. Лейбниц подчеркивал, что нами управляют бесконечно малые явления, которые мы ощущаем на бессознательном уровне. Отсюда логично вытекает принцип постепенности. Он представляет собой закон непрерывности и гласит, что переходы от одного объекта или события к другому протекают монотонно и непрерывно.

Замкнутость монады

Философия Лейбница включала в себя и такое понятие, как замкнутость. Сам философ часто подчеркивал, что монада замкнута на саму себя, то есть в ней нет никаких каналов, по которым что-то может в нее вступать или выходить из нее. Другими словами возможности контактировать с какой-либо монадой нет. Так и человеческая душа. Она не имеет никаких видимых контактов кроме Бога.

Философия Г. В. Лейбница

Зеркало вселенной

Философия Лейбница подчеркивала, что монада одновременно ограничена от всего и связана со всем. Двойственность прослеживается во всей теории монад.

Лейбниц говорил, что монада полностью отражает происходящее. Другими словами, мелкие изменения в общем тянут за собой мельчайшие изменения и самой монады. Так родилась идея о предустановленной гармонии. То есть монада – живая, и ее богатство - это бесконечно простое единство.

Выводы

Философия Лейбница

Философия Лейбница, как и каждый из его принципов, необыкновенно понятна на первый взгляд и многогранна, если в нее углубляться. Она одновременно объясняет наше представление о чем-либо и содержание нашей жизни с ее психической стороны.

Представление подается в духовной форме, что и является природой монады. Монадами можно назвать любой объект, однако различия будут проступать в четкости и отчетливости представления. К примеру, камень – смутная монада, а Бог – монада всех монад.

Наш мир – это монада, которая состоит из монад. И кроме них нет больше ничего. Наш мир – единственно возможный, а поэтому самый лучший. Каждая монада живет своей жизнью в соответствии с той программой, которая вложена в нее Богом-творцом. Эти программы являются абсолютно различными, однако их согласованность поражает. Каждое событие на нашей земле согласовано.

Философия Лейбница кратко гласит, что мы живем лучшей из возможных жизней в лучшем мире. Теория монад позволяет считать, что мы избранные.

Монадология — это одна из работ Готфрида Лейбница, которая очень точно определяет его философию, монадизм. Созданная им к концу жизни, чтобы поддержать метафизику простых тел, монадология рассматривает атомы не в физическом, а в метафизическом смысле.

Содержание

Основания

Рациональное обоснование, которое Лейбниц дал монадам в своих работах, состоит из следующих пяти частей.


В философии Лейбница мир состоит из простых существ, жизнь которых заключается в их деятельности. В своем внешнем проявлении эти существа представляют источник движения и сопротивления и воздействуют на существа, от них отличные. Но это воздействие необходимо обусловлено внутренними актами, которые предшествуют всяким формам внешних проявлений. Деятельная сила в своем чисто внутреннем состоянии есть усилие, самоопределение к действию, иначе — стремление (appétition). Чтобы явиться определенным, стремление должно быть на что-нибудь направлено; по самому своему понятию оно немыслимо без цели. Другими словами, стремление предполагает представление (perception). Итак, первоначальные существа, которые вовне воплощаются в материальных качествах, внутри себя одарены способностью стремления и представления. Их внутреннее бытие выражается в непрерывном развитии представлений и стремлений; оно являет собою многоразличие состояний в единстве простой субстанции. И, наоборот, во внутренней жизни простых субстанций ничего не дано, кроме представлений и стремлений; она вся к ним сводится. Поэтому все в мире изнутри духовно и только вовне определяется телесными качествами. Существа, лежащие в основе мира, неделимые и простые, духовные в себе, но своими отношениями создающие видимость материальности, Лейбниц, примыкая к Джордано Бруно, с 1697 г. стал называть монадами (философское миросозерцание Лейбница вообще развивалось постепенно и окончательно сложилось в главных своих чертах только к 1685 г.).

Монады — это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Их можно сопоставить с непротяженными точками; однако это не те точки, о которых учит геометрия. Геометрические точки не имеют никаких измерений, но они все-таки представляются в пространстве, то есть предполагают пространство как нечто данное; монады, напротив, совсем не в пространстве, потому что сами образуют пространство своим взаимодействием. Их можно также сравнить с атомами — но это не атомы Демокрита и других материалистов. Монады Л. не имеют определений внешних — протяженности, фигуры, внешнего движения; их определения исключительно внутренние и жизнь только внутренняя. Сам Л. называет их формальными атомами, имея в виду аристотелевское понятие о форме как о деятельной сущности вещей, а также субстанциальными формами. При этом он их сопоставляет с первыми энтелехиями Аристотеля. Что же такое пространство, с этой точки зрения? Л., в общем, рассуждает так: действительность принадлежит только монадам, а они непротяженны; следов., непротяженна и вся вселенная в своей внутренней сущности. Пространство не имеет собственной, независимой и отдельной реальности: оно только результат нашего смутного чувственного восприятия вещей. Вещи представляются нашему чувственному пониманию только как внешние, как ряд совместных проявлений чуждых нам деятельностей: такое существование внешних явлений воспринимается нами, как протяженность их. Итак, пространство, поскольку мы отвлекаем его от того, что его наполняет, есть только порядок возможных сосуществующих явлений, так же как время есть порядок следования явлений. Реально в пространстве лишь внутреннее основание порядка явлений; но это основание не имеет чувственной наглядности, оно постигается только умом. Л. восстает против взгляда, знаменитым защитником которого был Ньютон, — что пространство есть реальная сущность, безусловная по своей природе. Если бы пространство было таково, то пришлось бы предположить, что оно или сам Бог, или Его неизбежный атрибут. Между тем, возможно ли считать за Бога то, что состоит из частей? А пространство необходимо подразумевает части, которые в нём содержатся. Но если протяженность — только явление, то явлением оказывается и та протяженная, сплошная материя, из которой, по обыкновенному представлению, состоят все вещи. Тем не менее воспринимаемый нами материальный мир есть phaenomenon bene fundatum; в нём нам дано оформленное и стройное изображение действительности, которое не обманывает нас, когда мы при его обсуждении пользуемся правилами разума. Внутренний принцип явлений материальности заключается в страдательности или ограниченности каждой монады; этот принцип страдания в монадах есть materia prima; воспринимаемое нами явление протяженной материальной массы есть materia secunda. На вторую следует смотреть как на продукт первой, поскольку наше чувственное восприятие телесных вещей одновременно зависит и от нашей собственной ограниченности, и от ограниченности тех монад, которые своими сочетаниями образуют эти вещи.

1) монады простые или голые, в которых все представления смутны и сливаются между собою. В таком состоянии находится огромное большинство монад, в нём бывает и душа человека, когда он погружается в глубокий сон без всяких грез или когда он падает в обморок.

2) Души, в которых представления достигают до ясности ощущения. Души в этом смысле, способные чувствовать и обладающие памятью пережитого, принадлежат животным.

3) Высший разряд монад, духи, которых отличительное свойство — разум, то есть способность ясного понимания вещей и познания вечных истин. Разумом обладает только душа человека; только она есть дух в земном мире.

Высшая ступень внутреннего развития монады включает в себе и низшие: даже и в нашем духе очень многие представления остаются смутными и темными. В виду этого Л. выдвигает на первый план вопрос о бессознательных или малых представлениях (petites perceptions); ему справедливо приписывают заслугу введения этого понятия в психологию. По мнению Л., картезианцы, отрицая бессознательные представления, делали большую ошибку. Нужно различать перцепцию, простое представление, от апперцепции, или сознания. Перцепция есть внутреннее состояние монады, воспроизводящее внешние вещи; апперцепция, или сознание, есть рефлективное познание этого внутреннего состояния. Такое познание дано далеко не всем одушевленным существам, да и у одной и той же души оно бывает не всегда. Когда мы слышим шум моря, мы не воспринимаем плеска отдельных волн, хотя самый шум несомненно слагается из звуков, производимых ими: как же можно воспринять сумму, не восприняв, хотя бы бессознательно, составляющих её элементов? Проснувшись от бессознательного состояния, мы начинаем сознавать наши представления. Возможно ли было бы это, если бы они не были в нас даны непосредственно перед тем? Ведь представление естественным путем может произойти только от другого представления, подобно тому, как движение может произойти только от движения.

Монадология Лейбница

Всё, что в монаде совершается, есть её собственное дело: она — совсем особый самобытный мир, маленькая вселенная, ни от кого не зависящая и действующая только от себя. Она и представлять может только самое себя, свое собственное существо и то, что в нём содержится. Если она представляет мир, то потому лишь, что мир идеально лежит в ней, что она сама есть слабое подобие мира. Но из этого никак не следует, чтобы вселенная как-нибудь физически на неё действовала и реально в ней отражалась и отпечатлевалась; реальное взаимодействие вещей есть только иллюзия. Но если так, то каким образом объяснить, что монады составляют один стройно движущийся и развивающийся мир? Откуда возникает внутреннее единство вселенной?

Монадология и философия

Монадология и религия

Читайте также: