Божественная комедия история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сандро Боттичелли. Данте Алигьери. Портрет не является достоверным изображением писателя, т.к. Боттичелли жил более века спустя

Сандро Боттичелли. Данте Алигьери. Портрет не является достоверным изображением писателя, т.к. Боттичелли жил более века спустя

Жизнь его была насыщена самыми драматическими событиями. Он участвовал в политической борьбе, захлестнувшей родной город - Флоренцию, в результате чего вынужден был его покинуть. Умер в изгнании.

В его биографии было место и для высокой, но трагичной любви. Согласно автобиографической книге "Новая жизнь", в совсем юном возрасте (автору было всего 9 лет), всего лишь раз увидев прекрасную Беатри́че Портина́ри , Данте полюбил её навсегда.

Несмотря на то, что они практически не были знакомы, его любовь лишь усиливалась с годами, и не угасла, когда Беатриче вышла замуж за другого, и даже когда в 24-летнем возрасте умерла.

Эта девушка до конца жизни поэта оставалась главной героиней его стихов и прозы.

Кстати, о своей законной жене – Дже́мме Дона́ти, родившей поэту, как минимум, трёх детей, Данте не упомянул в своих произведениях ни разу!

Это было сочинение, написанное в традиционном, для средних веков, жанре виде́ний. В нём повествовалось о событиях, которые не могли произойти в действительности, но были увидены или пережиты автором, как некое божественное откровение, посылаемое свыше.

Структура книги целиком подчинена христианской числовой символике. ( Символ в средневековом христианском искусстве ). Произведение состоит из трёх равных разделов (число три – символ христианского триединого Бога – Святой Троицы), последовательно описывающих Ад – место вечного мучения умерших грешников, Чистилище – где души раскаявшихся очищаются от грехов, и Рай – мир, в котором пребывают праведники, небожители и сам Бог.

Каждая из этих частей включает по 33 главы (это число ассоциировалось с количеством лет земной жизни Христа). Таким образом, книга содержит 99 глав, предваряемых введением, что составляет, в целом, число 100 , символически трактуемое средневековыми философами-богословами, как совершенное и божественное.

3 части * на 33 главы + введение = 100 глав в целом

Подобно своему современнику и соотечественнику Джотто (о нём предыдущая статья), Данте, в целом следуя средневековой традиции, по-новому рассказывает о Человеке – главном герое его повествования. Он населяет свою книгу – живыми людьми, с их страстями, пороками, добродетелями, горестями, радостями.

Неслучайно, первая часть книги, где повествуется о мучениях грешников в Аду, лучше всего удалась писателю, ведь именно здесь описываются те судьбы и те человеческие качества, которые понятны всем. И, зачастую, грешники, которых встречает в своём воображаемом путешествии, в обители страданий, Алигьери, вызывают и у автора, и у читателей книги не столько осуждение, сколько сочувствие.

Таковы, например, Франческа и Паоло, несчастные влюблённые, погибшие из-за страсти, заставившей их забыть об общественной морали и общепринятых нормах.

Когда же, в своём видении, Данте достигает пределов Рая, язычник Вергилий, уступает место умершей возлюбленной автора - прекрасной Беатриче – посланнице небес. С ней поэт возносится к самому центру вселенной – Райской Розе или Эмпире́ю – месту пребывания Бога.

После этого чудесного видения Данте теряет сознание и возвращается в земную реальность. Но это воображаемое путешествие служит теперь для него своеобразным уроком, благодаря которому он смог понять суть человеческого существования. На собственном опыте он прочувствовал всю бездну греха и ужас наказания в кругах Ада, осознал, пройдя уступы Чистилища, сколь труден и тяжёл путь искупления порока и очищения души, а в конце путешествия испытал неизъяснимое блаженство, вознесясь к вершинам духа и познав величие Бога.

В следующих статьях мы последовательно рассмотрим, как же устроены Ад , Чистилище и Рай в "Божественной комедии" Данте, не пропустите. :)

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Кантик – это разновидность монолога в римских трагедии, комедии и мимах, который передается речитативом под аккомпанемент флейты.

История создания, жанр, направление произведения

Алигьери по тем временам был очень образованным человеком, разбирался в литературе и в естественных науках. Ему были известны и учения еретиков.

Терцин – это трехстрочная строфа.

Данте основывается на христианском учении о рае и аде, но своим произведением дополняет и расширяет эти представления. До этого момента в поэзии не существовало описания пейзажей. Поэт живо, метафорично и красочно описывает ледяное озеро, степь, мрачные скалы.

Готовые работы на аналогичную тему

Композиция и сюжет

Главным героем поэмы является сам Данте. Однако реальная личность и образ героя – это не один и тот же человек. Герой поэмы Данте похож на созерцателя, наблюдающего за происходящим.

В прологе Данте 35 лет, и он стоит на распутье своей жизни. Время года – весна. Автор создает ассоциативный ряд: весной он встретился с Беатриче, Божий мир тоже был создан весной. На пути Данте встречает животных, которые символизируют людские пороки (например, рысь символизирует сладострастие).

Повествование начинается с того, что герой поэмы теряется в темном лесу. Там на него нападают лев, пантера и волчица. От смерти героя спасает дух Вергилия, который был послан Беатриче, усопшей возлюбленной героя, чтобы провести его через Ад и Чистилище в Рай. Затем описывается девять кругов Ада, через которые проходит главный герой. Первый круг – самый большой. Здесь находятся некрещенные младенцы, ничтожные христиане, которые за свою жизнь не совершили ни добрых, ни злых поступков, добродетельные язычники, к которым относится и сам Вергилий, ангелы, изгнанные с небес за то, что во время войны Бога и Дьявола остались в стороне. Обитатели первого круга обречены на вечную скорбь.

На втором круге находятся души прелюбодеев, которые подвергаются ударам о скалы и терзанию ураганом. На третьем круге гниют заживо чревоугодники и обжоры. Четвертый круг – для расточителей и скупцов, которые обречены вечно переносить тяжести с места на место. На пятом круге в мерзкой жиже дерутся гневные люди. Шестой круг – для предателей христианства и лжеучителей. К ним писатель относит королей, эпикурейцев, Римских пап, кардиналов. На седьмом круге варятся в кипящей крови, терзаются чудовищами и изнывают в пустыне души, которые совершили насилие над собой, ближним и над божественным. На восьмом круге самым разнообразным и изощренным пыткам подвергаются обманщики. Девятый круг – обиталище Сатаны. Здесь истязаются холодом клятвопреступники и предатели. А сам Сатана тремя пастями непрерывно пожирает Иуду, Брута и Кассия.

На самом дне Ада Вергилий открывает дверь, ведущую в Чистилище, которое состоит из семи кругов. Пройдя Чистилище, герой поэмы входит в Рай, где встречает Беатриче. Пройдя через девять небес, герой оказывается на десятом небе, где, созерцая сердце мироздания, приходит к выводу, что любовь – это та сила, которая движет Вселенную.

Характеристика героев

Лирический герой, Данте. Мужчина 35 лет, пребывающий в сомнениях и растерянности. Почитает Бога и искусство, не проявляет сочувствия к павшим грешникам. После погружения в отчаяние во время путешествия по Аду он проходит путь духовного перерождения, становится праведнее и мудрее.

Вергилий – древнеримский поэт, который заточен в первом круге Ада. Исполнитель божественной воли, учитель и проводник Данте. Не боится трудностей, обладает твердой натурой. В поэме Вергилий является символом искусства.

Беатриче – умершая возлюбленная Данте, воплощение недостижимого идеала писателя, символ любви, которая придает смысл бытию.

Тематика, проблематика, основная идея

Основными темами поэмы Данте являются:

  • Жизненный путь;
  • Религия;
  • Искусство;
  • Любовь.

Весь сюжет произведения – это аллегория на человеческую жизнь. Герой поэмы сбивается с пути и оказывается в одиночестве, не зная, куда двигаться дальше. Ад – символ человеческого падения, потери моральных ориентиров, погружения в отчаяние и мрак. Чистилище – путь очищения от пороков. Перерождение героя и осознанием им истины символизирует вступление в рай. А по этому непростому пути героя ведут любовь в лице Беатриче и искусство в лице Вергилия.

Религия – это стержень, на котором держится сюжет поэмы. Данте считает, что Рая достойны только христиане, иноверцы обречены на томление в Аду. Однако красоту и искусство Данте ставит выше религиозных догматов, о чем говорит то, что проводником героя становится дух язычника Вергилия, а не душа христианина.

Данте в своей поэме поднимает ряд проблем:

  • Нравственные пороки. Описывая Ад, Данте показывает то, что считает грехом. И самым страшным из всех грехов он считает предательство.
  • Божественное правосудие. По мнению поэта, все люди одинаково греховны, и только самые достойные смогут избежать кары.
  • Отчаяние. Каждого человека может настигнуть духовный кризис, а выбраться из пучины греховности и отчаяния поможет лишь любовь.

Данте в своем произведении пытается показать истинные и ложные ценности, возвышение человеческой души через красоту и любовь. Главная мысль произведения – человек должен всегда тянуться к свету, совершенствовать душу, иначе он ее погубит для вечной жизни.


Божественная комедия (итал. La Commedia , позже La Divina Commedia ) — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг.

Содержание

История



Издания

Переводы на русский язык

Структура

Сюжет



Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.

Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта.



Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида, Гомера и др. Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

Чистилище





Анализ произведения

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.



Еретики — отступники от веры и отрицатели Бога — выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), тремя уступами, как три ступени, расположены три круга — с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насилием), либо обманом.

Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.

(в скобках — примеры личностей, приведённые Данте)

Научные моменты, заблуждения и комментарии



Итак, жизненный путь становится путешествием в глубину собственного сердца в поисках своего истинного образа, задуманного Господом.


Доменико Петарлини. Данте в изгнании. Около 1860 г.

Земную [нашу] жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Для того, чтобы начать жизненный путь, мы должны иметь хотя бы немного любви к себе, немного уважения, давайте начнем хотя бы с этого малого.


Генри Холидей. Встреча Данте и Беатриче

Таково основополагающее условие человеческого существования: с точки зрения природы человек — слеп, ибо не в нас свет. Если мы будем честны и искренни сами с собой, то что мы скажем о себе самих? Лишь об острой нужде видеть и о неспособности видеть.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

Мы находим здесь поразительное понимание непрерывности пути: если поддаться этой слепоте, она определит дальнейший путь. Чтобы продвинуться в поиске добра, содержащегося в жизни, нужно начать с того, что, трезво оценивая свое человеческое положение, не страшиться его. Наша слабость, наша уязвимость, наша ничтожность, наша неспособность спасти жизнь свою и наших детей, жен, мужей и друзей — это бессилие может стать нашей силой. Оно должно преобразиться в молитву, в неустанный поиск блага.

И как ни парадоксально, но даже грехи могут стать началом. Каков же первый шаг?

Не помню сам, как я вошел туда [в этот сумрачный лес],
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.

Я в сумрачном лесу, я ничего не вижу, но вот я подошел к холму, туда, где заканчивался темный лес, вселявший ужас в мое сердце, я поднял глаза, включил свой разум. И что подсказывал мне разум? Что где-то должно быть солнце.

Если есть я, то где-то должно быть то, к чему я стремлюсь, иначе никак нельзя объяснить переполняющее меня стремление.

Затем Данте вздохнул с облегчением:

Тогда вздохнула более свободной
И долгий страх превозмогла душа,
Измученная ночью безысходной.

Он увидел, как солнце освещает вершину холма, и почувствовал, что в жизни есть смысл, его страх рассеялся. Так говорит сердце, и так говорит разум… Все религии рождаются из этой констатации разума: я не знаю Его, не знаю, кто Он, но где-то должен существовать Бог…

Читайте также: