Врачебная этика в древнем мире кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этика (от др.-греч. τὸ ἦθος ‘нрав, обычай’) является учением о нравственности. Медицина — область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей. Медицинская этика является составной частью этики. Науками, которые в настоящее время занимаются медицинской этикой, являются биоэтика (от др.-греч. ὁ βίος ‘жизнь’ и τὰ ἠθικά ‘учение о нравственности, этика’) и медицинская деонтология (от др-греч. τὸ δέον, οντος ‘обязанность, долг’ и ὁ λόγος ‘учение’).

Изучив вышеупомянутые трактаты, мы выделили восемь этических принципов Гиппократа, связанных с отношениями врача с пациентами, с коллегами, с его нравственными качествами.

Эти принципы следующие:

1. Принцип непричинения вреда, заботы о пользе пациента, доминанты интересов больного.

2. Принцип осторожного информирования пациента, допускающий его дезинформирование.

3. Принцип уважения к жизни, отрицательного отношения к эвтаназии, к пособничеству при самоубийстве, к абортам.

4. Обязательство об отказе от интимных связей с пациентами.

5. Принцип врачебной тайны и конфиденциальности.

6. Обязательства перед учителями.

7. Обязательство передавать знания ученикам и консультироваться с коллегами.

8. Обязательства профессионального и нравственного самосовершенствования и благопристойного поведения.

В нашей статье мы сравним врачебную этику Гиппократа с современной и рассмотрим, насколько изменились этические принципы в медицине.

Таким образом, в современной медицине одни из принципов врачебной этики Гиппократа практически не изменились, другие претерпели некоторые изменения, а третьи вызывают споры как среди медиков, так и в обществе. Их объединяет то, что они не перестали существовать с окончанием эпохи Гиппократа, но продолжают в той или иной мере сохранять свою актуальность и развиваться вместе с эволюцией общества.

1. Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ ; пер. с греч. проф. В. И. Руднева ; ред., вступ. статьи и прим. проф. В. П. Карпова. — Москва : Гос. изд. биол. и мед. литры, 1936. — 736 с.

3. Шамов, И. А. Биоэтика : учеб. пособие по этическим и юридическим документам и нормативным актам / И. А. Шамов, С. А. Абусуев. — Махачкала : Изд-во ДГМА, 2001. — 446 с.

Выходные данные: Філалагічныя штудыі = Studia philologica : зб. навук. арт. / пад рэд. Г. І. Шаўчэнка, К. А. Тананушкі ; рэдкал.: А. В. Гарнік [і інш.]. — Вып. 8. — Мінск, 2015. — C. 75–78.

© Кафедра классической филологии БГУ, .

В случае использования материалов сайта гиперссылка на graecolatini.bsu.by обязательна!

Похоже, Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer. Некоторые страницы могут отображаться неправильно. Кроме того, использование устаревшего браузера повышает риск взлома Вашего компьютера. Пожалуйста, обновите браузер!

Медицина Александрии (элинистический период).

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Так, несомненно влияние александрийской школы на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы бы­ла идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вслед­ствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеа­лизма.

Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образо­валось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из сосед­них вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме - закрыты, а при патологических процессах откры­ваются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появ­ляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засо­ряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

Медицина Древнего Рима.

Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Брита­нии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация по­лучила полное и завершенное развитие.

В Риме в условиях обшир­ного государства медицина по­лучила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладель­ческих государствах с их более низким уровнем производитель­ных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Вы­сокий уровень развития госу­дарственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитар­ным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболева­ний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслу­живавших мирные нужды крупных городов римского государства и, преж­де всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и сани­тарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы (с III ве­ка до н. э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи ку­пающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой во­дой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных меро­приятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиатров — главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиатры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возник­ших объединениях ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы - снача­ла рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и ино­странцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока - Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их положе­ния в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлека­ло врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Риме меди­цина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями. Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль.

Философские учения древних римлян были тесно связаны с их политическими и естественнонаучными воззрениями.

Асклепиад (128—56 г. до н. э.) в основу своих медицинских воз­зрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. Асклепиад происходил из греческого города Прузы в Малой Азии.

Аскле­пиад поселился в Риме, где занимался вра­чебной деятельностью. По учению Аскле­пиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невиди­мым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то че­ловек здоров. Причину болезни Аскле­пиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в наруше­нии движения атомов, их застое, кото­рый приводит к изменению плотных ча­стей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположе­ния их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредно­стей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недо­статка движения.

Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движе­ния и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы спо­собствовать движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую при­чину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов.

Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произве­дений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и дру­гих врачей и ученых Александрийской школы.

Крупнейший врач Рима Галеноказал большое влияние на развитие медицины. В средние века вплоть до XV—XVI вв. в медицине господствовал галенизм — искаженное схоластиками и церковниками уче­ние Галена.

Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путеше­ствовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Алек­сандрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отпра­вился в Рим, где и провел более 30 лет.

Освоив знания и опыт лучших врачей свое­го времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по ме­дицине, в которых собрал и расположил в си­стематическом порядке добытые до него меди­цинские знания по анатомии, физиологии, пато­логии, фармакологии, терапии, гигиене, акушер­ству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области медицины.

В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекар­ственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и фи­зиологии. Анатомические знания того времени получались преимуществен­но во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вслед­ствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разреша­лось производить вскрытие трупов людей.

В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на телах мертвых младенцев, выброшенных на улицу, на людях, брошенных, на съедение диким зверям, на казненных преступниках и на трупах во время войны. Часть своих анатомических сведений Гален почерпнул, вскрывая трупы животных, преимущественно обезьян. Гален описал мно­гие кости, дал им названия и подробно изучил мышцы. Менее точны све­дения Галена в отношении внутренних органов. Своими исследованиями он установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других орга­нов не однородны, а состоят из нескольких слоев, что в мышце имеются соединительнотканные волокна и разветвления нервов, а не одно мышечное вещество. Наблюдая органы невооруженным глазом, он приблизился к по­ниманию их строения из тканей. Он различал, хотя и нечетко, артерии и вены, частично проследил даже путь движения крови в организме. Гален уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы: им опи­саны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепно-мозговые и спинномозговые нервы. Гален различал семь пар черепно-мозговых нервов, он считал источником всех нервов.

Значительны заслуги Галена в области физиологии.

Изучая сокращение мышц, Гален установил связь сокращения произвольных мышц с нервами. Он описал механизм внешнего дыхания, понял роль ак­тивных движений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. В этом Галену помогли наблюдения за дыханием у ранен­ных в грудную полость и у животных, которым Гален вырезал часть ребра.

Идеалистические основы мировоззрения Галена давили на фактиче­ский материал, полученный им в исследованиях. Гален нередко верно опи­сывал то, что видел, но под влиянием своей теории давал фактам неверное объяснение. Описывая сердце, Гален не считал его мышечным органом, так как оно не подчинено воле человека, как прочие мышцы. Полагая, что левое сердце содержит легкую пневму, Гален этим объяснил то обстоятель­ство, что стенки левого сердца толще и крепче стенок правого сердца, дабы равной тяжестью обоих желудочков удерживать сердце в вертикаль­ном положении и уравнивать незначительный вес пневмы и разжиженной ею крови в левом сердце с большим весом крови в правом. Вены содержат густую кровь и имеют порозные тонкие стенки для того, чтобы кровь лег­ко могла проникать через них и питать ткани тела. Артерии же содержат кровь более жидкую, смешанную с летучей пневмой, и потому, думал Гален, имеют более плотные стенки, дабы чрезвычайно тонкая пневма не улету­чивалась.

4. Контрольные вопросы:

1. Основные направления в понимании происхождения болезней в древних

2. Расскажите о развитии медицины Древнего Египта.

3. Расскажите о медицине Месопотамии.

4. Расскажите о древнеиндийской медицине.

5. Особенности развития медицины в Древнем Китае.

6. Особенности развития медицины в Древней Греции.

7. Какие вы знаете древнегреческие врачебные школы? Назовите, где они находились.

8. Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины?

10. Клятва Гиппократа.

11. Расскажите об открытиях, сделанных александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом.

12. Коротко расскажите о развитии медицины Древнего Рима в различные периоды истории:

б) период республики.

в) период империи.

13. Расскажите о великом древнеримском враче Галене.

5. Тестовые задания:

Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай)

01. Особенности медицины рабовладельческого строя:

1) применение наркоза

2) открытие лекарственных средств

3) классовый характер медицины

4) общедоступная медицина

02. Древняя цивилизация использовавшая химические методы при мумификации умерших правителей и знатных людей

03. Прививки против оспы описаны:

1) в книге "Давантра"

3) в "Книге чудес"

4) в папирусе Эберса

04. Анатомические знания в Древнем Египте получали при:

2) вскрытии трупов

3) изучении медицинских книг

4) вскрытии животных

05. Операция впервые описанная и произведенная Сушрутой:

3) удаление катаракты

4) ампутация конечности

06. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей:

1) Законы Хаммурапи

2) Римское право

4) Канон медицины

07. центром жизни в Индии. считали:

08. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:

1) ритуальные танцы

2) лечение от противного

09. Страна Древнего мира, где производилась операция ринопластики:

1) Вавилонское царство

10. Индийские врачи для остановки кровотечения применяли:

2) микстуры, пасты

3) холод, давящая повязка

4) прижигание ран

11. Страна Древнего мира, в которой широко использовали лечение ртутью:

12. Паразитарное заболевание, имевшее широкое распространение в Древнем Египте:

13. Метод применявшийся в Древнем Китае при натуральной оспе:

3) оперативное вмешательство

14. Направление врачевания в Древней Месопотамии, основанное на эмпирическом опыте:

15. Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение

16. Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли:

17. Египетские врачи были убеждены в том, что многие болезни происходят от плохой пищи, поэтому они

1) ежемесячно очищали кишечник, три дня принимая слабительное

2) применяли лечебное голодание

3) делали кровопускания

4) пили минеральные воды

18. В V веке до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди врачей этой страны существовала специализация (хирурги, окулисты и т.д.)

19. Древнеегипетский папирус Э. Смита представляет собой

1) трактат по анатомии

2) трактат по акушерству

3) трактат по хирургии

4) трактат по внутренним болезням

20. В Древнем Китае считалось, что настоящий врач - не тот, кто лечит заболевшего, а тот кто:

2) назначает физические упражнения

3) владеет операционной техникой

4) предупреждает болезнь

21. Определив болезнь и ее причину, врачеватель-ашипу до начала лечения

1) составлял гороскоп

2) делал прогноз

3) проводил культовый обряд

4) проводил омовение

22. Самое раннее государство Древнего Мира, в котором сложились два направления врачевания - асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей):

23. Акведуки не являются изобретением римлян, они заимствовали эту идею

24. Древнеегипетский папирус, посвященный женским болезням

1) папирус Смита

2) папирус Бругша

3) Кахунский папирус

4) папирус Эберса


Медицина эпохи рабовладения. Древняя Греция, Древний Рим.

25. Военная медицина зародилась:

1) в Древней Греции

2) в Древнем Риме

3) в Месопотамии

4) в Древнем Китае

26. врачебная школа, к которой принадлежал Гиппократ:

28. Врач, составивший самое обширное сочинение в Древнем мире по родовспоможению, гинекологии и детским болезням:

4) Соран из Эфеса

29. Основатель древнегреческой Сицилийской врачебной школы:

30. Бог-целитель древнегреческого пантеона:

31. Святилище в честь бога врачевания в Древней Греции:

32. Военные учреждения для раненых и больных в древнем Риме назывались:

33. Солдаты, входившие в санитарные команды римских легионов, предназначенные для выноса раненых с поля боя:

2) Диоскорид Педаний

3) Плиний Старший

4) Тит Лукреций Кар

36. Родной город Клавдия Галена:

37. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера считают

4) законы Хаммурапи

38. Четыре признака воспаления были описаны

39. На территорию Асклепионов не разрешалось входить

1) здоровым людям

2) безнадежным больным

40. Определение основных типов темперамента человека описал

41. Первыми врачами в Древнем Риме были:

42. В Римской Империи государственные власти в городах утверждали оплачиваемые должности врачей

43. Должность архиатра впервые была введена

44. По представлению древних греков в организме человека текут:

1) пневма, кровь, флегма, прана

2) слизь, пневма, желчь

3) кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь

4) воздух, вода, кровь, слизь, желчь

45. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме царского периода, по свидетельству Катона:

46. Врачами-отпущенниками в Древнем Риме были

1) выпускники медицинской школы

2) врачи-рабы отпущенные хозяином

3) жрецы Эскулапа

4) врачи греческого происхождения

47. Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается


Ситуационные задачи

- Дайте оценку нравственной позиции Чарака.

- Дайте оценку такому обычаю, учитывая, что в Месопотамии были медики разных специальностей.

3. В законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. До н.э.) содержится своеобразная такса за неудачные действия врача при операции. В случае смерти пациента или потери глаза лекарю могли отрубить кисть руки. Если же аналогичный исход наступал у раба, то лекарь мог возместить потерю по принципу: раба за раба.

- Дайте оценку этому законодательству с точки зрения врачебной морали данной эпохи.

- Оцените моральную позицию Гиппократа в отношении оказания медицинской помощи противнику.

- Дайте оценку этим действиям и объясните их с точки зрения морали рабовладельческого общества.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, не просто отражают специфические отношения в конкретно-исторической эпохе. Их содержание обусловлено целями и задачами врачевания, неза­висимо от места и времени их реализации.

Факультетское обещание

Модель Гиппократа — часть медицинской этики, которая рассматри­вает взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества.

Именно такое нравственное отношение врача к личности пациента слу­жит одним из важных факторов эффективности его лечебной деятельности.

Модель Парацельса — Войно-Ясенецкого — это такая форма врачеб­ной этики, в рамках которой нравственное отношение к пациенту пони­мается как одна из важнейших составляющих стратегии терапевтического поведения врача. Именно в рамках этой модели врачевание получает смысл служения делу любви и милосердия. Врачевание превращается в служение, которое, как ни какое другое (за исключением священства), предоставляет врачу неограниченные возможности для проявления любви к болеющему и страждущему человеку.

Если в гипиократовской модели, прежде всего, завоевывается социаль­ное доверие к врачу, то в модели Парацельса — Войно-Ясенецкого дела­ется акцент на учет нравственного отношения врача к личности пациента, на признании важности личностных контактов и включенности таких кон­тактов в лечебный процесс.

Третья форма профессиональной медицинской этики — деонтология — еще больше углубляется в особенности нравственного отношения врача к личности пациента, связывая их с особенностями тех или иных заболе­ваний человека.

Соответствие поведения врача определенным особенностям патологии пациента составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или деонтологическая модель.

Еще один пример норм деонтологической модели — правила относи­тельно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Коми­тетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

Нарушение данных рекомендаций влечет за собой определенные дисцип­линарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет Амери­канская медицинская ассоциация.

В современной медицине речь идет уже не только о помощи больному, но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умира­ния с весьма проблематичными последствиями для человеческой популя­ции в целом.

Конфликт прав, принципов, ценностей, а по сути человеческих жизней и судеб культуры — реальность современного плюралистического обще­ства. Тем не менее именно в биоэтике во главу угла ставится ценность достоинства как способности и воли человека к достижению нравственного совершенствования. При этом даже при отсутствии желаемого результата само наличие такого стремления — безусловное свидетельство достоинства человека, идет ли речь о пациенте или о враче.

Исторические и логические модели биомедицинской этики

Рис. 1.5. Исторические и логические модели биомедицинской этики

Теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют цен­ностно-нормативное содержание профессиональной современной биоме­дицинской этики.

Этика древнегреческих врачей

С XI в. во многих городах Западной Европы создаются общины женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В XI – XIII вв. в Европе создаются светские и духовные рыцарские ордена, которые считали своей основной целью уход за больными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря в Иерусалиме был уход за прокаженными. Сестры ордена Святого Иоанна давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Во время эпидемии чумы в Париже в 1348 г. сестры этого ордена показали пример истинного самопожертвования, ухаживая за больными.

Читайте также: