Борис ковзан подвиг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны совет­ский пилот Борис Ков­зан сумел неве­ро­ят­ное: он четы­ре раза тара­нил вра­же­ские само­лё­ты и остал­ся жив. Он един­ствен­ный в мире лёт­чик, кому уда­лось подоб­ное. На его сче­ту 360 бое­вых выле­тов, 127 воз­душ­ных боёв и 28 сби­тых само­ле­тов противника.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, с чего начал­ся путь Бори­са в авиа­ции, какие бое­вые зада­ния выпол­нял, как поте­рял глаз и раз за разом обма­ны­вал смерть.

В небо — по призванию

Иван Гри­го­рье­вич Ков­зан в дни Пер­вой миро­вой вой­ны в поис­ках луч­шей жиз­ни пере­брал­ся из Бело­рус­сии в Шах­ты. В Ростов­ской обла­сти он позна­ко­мил­ся с дон­ской казач­кой Мат­рё­ной Васи­льев­ной и женил­ся на ней, а в апре­ле 1922 года у них родил­ся сын, кото­ро­го назва­ли Борисом.

Под­рас­та­ю­щее поко­ле­ние гре­зи­ло небом и полё­та­ми, и Борис не стал исклю­че­ни­ем. Его пер­вое зна­ком­ство с воз­душ­ной сти­хи­ей про­изо­шло в Боб­руй­ском аэро­клу­бе. Он стал при­зё­ром сорев­но­ва­ний по авиа­мо­де­ли­ро­ва­нию, и в каче­стве подар­ка всех побе­ди­те­лей поса­ди­ли в само­лёт. Через несколь­ко минут Борис уже увле­чён­но рас­смат­ри­вал с высо­ты свой город.

Бла­го­да­ря заня­ти­ям в аэро­клу­бе Ков­зан осно­ва­тель­но изу­чил устрой­ство кры­ла­той тех­ни­ки, а так­же совер­шил несколь­ко прыж­ков с парашютом.

Затем в жиз­ни Бори­са была Одес­ская воен­но-авиа­ци­он­ная шко­ла, а после — служ­ба в армии. В то вре­мя как раз нача­лась Вто­рая миро­вая вой­на. Полы­ха­ю­щая Евро­па не мог­ла не вызы­вать у совет­ских людей опа­се­ние за своё буду­щее. Борис пони­мал, что пла­мя вой­ны ско­ро допол­зёт и до Сою­за, поэто­му все­го себя отда­вал учё­бе. В 1940 году он окон­чил шко­лу и пере­брал­ся в Козельск — его при­пи­са­ли к 162-му истре­би­тель­но­му полку.

Три тарана

В июле Борис полу­чил новое бое­вое зада­ние. Ков­за­ну тре­бо­ва­лось про­ве­сти раз­вед­ку в рай­оне род­но­го Боб­руй­ска. Город лежал в руи­нах. Эмо­ции захлест­ну­ли лёт­чи­ка, но он сумел с ними спра­вить­ся. Собрав необ­хо­ди­мые све­де­ния, пилот напра­вил­ся к деревне Щат­ко­во, кото­рая нахо­ди­лась воз­ле Боб­руй­ска. Здесь Борис уви­дел немец­кую тан­ко­вую колон­ну, дви­гав­шу­ю­ся к реке Бере­зи­на. Сде­лав круг, Ков­зан вер­нул­ся на базу.


Ков­зан с сослу­жив­ца­ми, пер­вый справа

Три удач­ных воз­душ­ных тара­на впе­чат­ли­ли началь­ство Ков­за­на, и его пред­ста­ви­ли к зва­нию Героя Совет­ско­го Сою­за. Вот толь­ко штаб 6‑й воз­душ­ной армии решил, что для этой награ­ды вре­мя ещё не при­шло, поэто­му Борис удо­сто­ил­ся орде­на Крас­но­го Знамени.


Ков­зан с женой и матерью

Игра в поддавки со смертью

Рано или позд­но, но Ков­зан дол­жен был исчер­пать лимит везе­ния. И он чуть было не погиб в сво­ей послед­ней схват­ке 13 авгу­ста 1942 года. Борис, управ­ляя Ла‑5, наткнул­ся на груп­пу бом­бар­ди­ров­щи­ков, кото­рые шли под при­кры­ти­ем истребителей.

Посколь­ку чис­лен­ный пере­вес был пол­но­стью на сто­роне про­тив­ни­ка, то ввя­зы­вать­ся в бой было рав­но­силь­но смер­ти. Ков­зан решил не иску­шать судь­бу и рети­ро­вать­ся. Но у него не полу­чи­лось — про­тив­ник заме­тил вра­же­ский само­лёт. Завя­зал­ся бой.

Ла‑5 полу­чил серьёз­ные повре­жде­ния. Силь­но доста­лось и пило­ту — одна из пуль рани­ла его в пра­вый глаз. Пони­мая, что на этот раз смерть обма­нуть не полу­чит­ся, он решил забрать с собой на тот свет и эки­паж вра­же­ско­го бом­бар­ди­ров­щи­ка. Удар был настоль­ко мощ­ным, что Ков­за­на выбро­си­ло из каби­ны на высо­те око­ло шести тысяч мет­ров. Из-за повре­жде­ний пол­но­стью не рас­крыл­ся пара­шют, и совет­ский пилот упал в боло­то. Это его и спас­ло. Пар­ти­за­ны обна­ру­жи­ли еле живо­го лёт­чи­ка и суме­ли отпра­вить его в госпиталь.

Ков­зан лечил­ся око­ло деся­ти меся­цев. Вра­чи его спас­ли, а вот пра­вый глаз сохра­нить не уда­лось. Попра­вив здо­ро­вье, Борис добил­ся раз­ре­ше­ния вер­нуть­ся к полё­там. Прав­да, на фронт его уже не пусти­ли, назна­чив лёт­чи­ком-инструк­то­ром по тех­ни­ке пилотирования.

За свой фрон­то­вой путь Борис Ков­зан совер­шил 360 бое­вых выле­тов, при­нял уча­стие в 127 воз­душ­ных дуэ­лях и сумел уни­что­жить 28 вра­же­ских само­лё­тов. Он выпол­нил уни­каль­ное дости­же­ние — совер­шил четы­ре тара­на и остал­ся жив. И всё-таки стал Геро­ем Совет­ско­го Союза.


Герой Совет­ско­го Сою­за Борис Ковзан

После вой­ны совет­ский ас про­дол­жил служ­бу в армии и дослу­жил­ся до пол­ков­ни­ка, жил в Ряза­ни, а поз­же пере­брал­ся в Минск. Не ста­ло Ков­за­на в 1985 году. Похо­ро­ни­ли его на Север­ном клад­би­ще в Минске.

Ковзан Борис Иванович - лётчик 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан; единственный советский лётчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана.

Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилёвской области Белорусской ССР.

В Красной Армии с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году. С 1940 года служил в 160-м истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Лётчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) комсомолец младший лейтенант Ковзан Б.И. свой боевой счёт открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. Затем воевал в составе 126-го, 184-го и 744-го авиаполков.

29 октября 1941 года на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с 4 Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 метров обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашёл "юнкерсу" сзади снизу и уровнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. "Юнкерс", кувыркаясь, пошёл к земле. Произвёл посадку на своём аэродроме.

21 февраля 1942 года младший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника Ю-88. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.

9 июля 1942 года в районе деревни Мятуново Лобницкого района Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте на встречном курсе таранил ударом плоскости вражеский истребитель Ме-109ф. Совершил благополучную посадку на повреждённом самолёте. За три тарана вражеских самолётов в начале июля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда заменена на орден Красного Знамени.

Лётчик 744-го истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ковзан Б.И. к середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолёт противника.

13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребители сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 метров он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.

Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Десять месяцев лётчик-истребитель провёл в госпиталях. После выписки добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, назначен лётчиком-инструктором по технике пилотирования полка, помощником командира полка, заместителем командира истребительного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны.

После войны продолжал службу в Советской Армии. С 1945 года - помощник командира 123-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1954 года - начальник Рязанского аэроклуба ДОСААФ. С 1958 года подполковник Б.И.Ковзан - в запасе. Жил в городе Рязани, продолжал работать начальником аэроклуба. С 1969 года жил и работал в городе-герое Минске. Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Полковник (1975). Награждён 2 орденами Ленина (15.05.1942, 24.08.1943), орденами Красного Знамени (16.07.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.

В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В Бобруйске его именем названа улица.


Герой Советского Союза летчик Б.И. Ковзан

Источник изображения: На Северо-Западном фронте (1941-1943). - М: Наука, 1969. – С. 141.

' alt="Ковзан Борис Иванович">

Летчик-истребитель, Герой Советского Союза

Участник боев на новгородской земле в составе 744-го иап 240-й иад 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта

Единственный в мире летчик, совершивший 4 воздушных тарана (2 – в новгородском небе), и оставшийся в живых

Восстановившись после потери глаза, продолжал воевать. На его счету 360 боевых вылетов, 127 воздушных боев, 28 сбитых самолетов противника

Полковник запаса. После войны жил и работал в Рязани и Минске

  • Великая Отечественная война
  • Участники боев на Новгородской земле
  • Летчики
  • Герои Советского Союза
  • Северо-Западный фронт
  • 6-я воздушная армия
  • Военная история
  • Герои войны
  • Воинские формирования

Борис Ковзан родился в г. Шахты Ростовской области в семье почтового служащего. Но вскоре они переехали в Белоруссию: отец-белорус заскучал по родным местам. Так что детство и юность Бориса прошли на Могилевщине, в уютном, зеленом Бобруйске на реке Березине. Рос он очень маленьким и щуплым, очень жалостливым. Мечтал стал строителем.

С первых дней войны летчик Ковзан в составе 126-го истребительно-авиационного полка прикрывал от вражеских налетов Гомель. Он видел, как внизу горела и дымилась родная белорусская земля; сердце обливалось кровью от известий о бомбежках родного Бобруйска. Боевой счет младший лейтенант Ковзан открыл на третий день войны: на истребителе И-15бис сбил бомбардировщик Doрнье-215.

Вскоре 126-й иап, потерявший в первые дни войны всю материальную часть, был направлен на переформирование, а ведущие летчики, и Борис Ковзан в их числе, отправились в тыл переучиваться на более современный истребитель Як-1. После переобучения летчик Ковзан получает назначение в 744-й истребительно-авиационный полк. Но в силу обстоятельств воевать он начал в 42-м иап 6-й резервной авиагруппы, который базировался под Тулой и действовал в интересах Брянского фронта.

Его считали везучим – еще бы, остаться живым и невредимым после тарана! Комполка Зимин, ознакомившись с подробностями боя, был другого мнения: ведь чтобы совершить такой таран и при этом отделаться лишь повреждением винта, надо быть поразительно хладнокровным и расчетливым летчиком.

На счету Бориса Ковзана было уже 6 сбитых самолетов противника, когда на Тамбовщине, при посадке на зимний наст, его выбросило из самолета. С разбитым позвоночником он лежал в палате госпиталя в Ельце. Когда очнулся, рядом стояла молоденькая медсестра – невысокая, хрупкая. Все это время девушка с таким нужным на войне именем Надежда выхаживала раненого летчика, и Борис понял – это судьба. (Через год она станет его женой, а потом матерью двух его сыновей).

Второй таран летчика Ковзана пришелся на 21 февраля 1942 года.

После формирования в июне 1942 г. 6-й воздушной армии на базе ВВС Северо-Западного фронта 774-й полк вошел в состав 240-й истребительной авиадивизии. И свои 3-й и 4-й тараны Борис Ковзан совершил уже в новгородском небе.

На умиравшем, задыхавшемся от перебоев моторе надо было дотянуть до своих. Мотор не хотел слушаться Ковзана, и на высоте 800 метров окончательно заглох. Проще всего было бы выброситься на парашюте, но жаль было машины, которая не подвела его в бою и к которой он испытывал почти нежность. Летчик высмотрел в лесу подходящую лощинку и, не выпуская шасси, посадил самолет на брюхо.

Отодвинутый фонарь спас ему жизнь – потерявшего сознание Бориса вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты около 5 километров. Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд и он увидел стремительно приближавшуюся землю. В 200 м от нее Ковзан каким-то чудом успел выдернуть кольцо парашюта и снова потерял сознание.

Ему, в который раз, повезло невероятно. Упади он на луг или на лес – неминуемо разбился бы насмерть, даже при раскрытом парашюте. Но летчик угодил в зыбкую трясину. Внизу его уже ждали пехотинцы. Имя Ковзана гремело по всему фронту, и представлялся он всем могучим богатырем – а тут вытащили из трясины небольшого, худенького паренька с юным курносым лицом, обгорелого, в копоти, без сознания. У него были сломаны ключица и челюсть, обе руки и ноги, вместо правого глаза – кровавая рана. С лесного аэродрома так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.

После тяжелейшего ранения летчик подлежал демобилизации. Но Борис Ковзан раз за разом, бессчетно обивал пороги отдела кадров ВВС, пока сердца кадровиков не дрогнули. Ему дали разрешение пройти медкомиссию, которую надо было убедить – он может воевать и с единственным глазом!

Он был направлен в истребительную авиацию ПВО. В полосе ближнего тыла (144-я истребительная дивизия ПВО Саратова) сражался с вражескими самолетами-разведчиками. Там Ковзана застало радостное известие о присвоении ему 24 августа 1943 года звания Героя Советского Союза и очередного звание капитан.

После войны Борис Ковзан продолжал служить в авиации. В 1954 г. окончил Военно-воздушную академию. С 1958 г. подполковник Ковзан – в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба, учил летать мальчишек и девчонок. В Рязани его знал каждый горожанин. Местный театр драмы на основе его героической биографии подготовил цикл художественно-документальных спектаклей. На премьерах Борис Иванович Ковзан поднимался на сцену, и зрители стоя аплодировали легендарному летчику.

Последние годы Герой жил в Минске, куда на улицу Республиканскую почтальон приносит множество писем со всех концов страны. Два его сына, Борис и Евгений, тоже стали летчиками, только гражданскими.

Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан умер 31 августа 1985 года в возрасте 63 лет. Похоронен на Северном кладбище в Минске. В Рязани и Минске, на домах, где жил Герой, установлены мемориальные доски. А в его родном Бобруйске есть улица им. Ковзана и памятник ему.


Публикация: 2019-01-22 Обновление: 2022-02-09 Возрастное ограничение:


Такой значок Оссоавиахима в Бобруйском аэроклубе выдали Борису Ковзану в день его первого прыжка с парашютом, который совпал с его днём рождения.





На новгородской земле, там, где старое шоссе Москва-Санкт-Петербург проходит мимо небольшого городка Крестцы, возведён памятный обелиск, увенчанный стремительным силуэтом самолёта-истребителя. На обелиске высечены имена трёх Героев Советского Союза:

Тимур Фрунзе

Алексей Маресьев

Борис Ковзан.

Эти имена как бы олицетворяют боевую славу 6-й воздушной армии. Одно из имён на обелиске - Бориса Ковзана, единственного в мире лётчика-истребителя, который в годы Великой Отечественной войны совершил в боях четыре воздушных тарана. [1] .


Борис Ковзан родился в семье служащего 7 апреля 1922 года в г. Шахты Ростовской области. Отец был родом из Белоруссии, мать - донская казачка. В 1935 году семья Ковзан переехала в Бобруйск.


Здесь была определена судьба Бориса. Это было время повального увлечения авиацией. С уст не сходили имена прославленных лётчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев. Потом заговорили о Чкалове, Коккинаки. Девушки и юноши жили мечтой о небе. Борис стал ходить на техническую станцию заниматься авиамоделированием. Новое дело захватило юношу. Всё свободное время Борис пропадал на станции - выпиливал, клеил, раскрашивал. А на первомайской демонстрации юные авиамоделисты шли с гордо поднятыми моделями во главе праздничной колонны.


Потом были соревнования. Каждый запускал свою модель. Борис занял 2-е место. Конечно, это был успех, но главное ждало впереди: победители соревнований награждались полётом на самолёте Бобруйского аэроклуба имени Слепнёва. И вот долгожданный полёт. Впервые Борис видел свой город с высоты птичьего полёта, дома маленькие, как спичечные коробки, а люди словно муравьи. С этого дня он буквально заболел авиацией и твёрдо решил для себя, что пойдёт учиться в Бобруйский аэроклуб. Весной в аэроклубе начинается практика - прыжки с парашютом. Прямо на аэродроме Борису вручили знак парашютиста. Это было событием - первый его прыжок совпал с его днём рождения.


В 1939 году в Бобруйск приезжает группа командиров - представители Одесского лётного военного училища им. Героя Советского Союза Полины Осипенко. Они собрали всех выпускников аэроклуба, долго беседовали с ними, проверили технику пилотирования и, отобрав лучших, направили их в Одессу. Борис попал в их число. Он отлично учится и намного обгоняет в учёбе своих однокурсников. По решению командования училища его переводят в группу курсантов-выпускников. Осенью 1940 года Борис Ковзан успешно окончил Одессское военное лётное училище. Ему присвоили звание младшего лейтенанта. В должности лётчика-истребителя молодой офицер направлен в 162-й истребительный полк в г. Козельск. Вскоре началась война.


На фронте Борис Иванович с 1941 года. 12 июля 1941 года его вызвал командир полка и дал задание - вылететь в Бобруйск, собрать сведения о противнике. Волнение охватило Бориса, когда он подлетал к городу своей юности, к городу, давшему ему крылья. Он увидел обрушенные в Березину пролёты красавца-моста, обгорелые, красневшие среди обугленных деревьев стены старой крепости. С земли смотрели хмурые провалы сгоревших домов восточной части города. Ему показалось, что даже воздух над Бобруйском полон запаха гари. Ковзан развернул самолёт к деревне Щатково. На изгибе Березины увидел то, что искал. К реке ползла длинная колонна танков. Уклоняясь от разрывов, опять пошёл к Бобруйску. Сердце щемило при виде родного города. От сознания того, что его улицы топчут чужие сапоги, от тревоги за своих близких, всё его существо наливалось ненавистью.

- Служу Советскому Союзу! - отвечает Борис.


После четвёртого тарана он был тяжело ранен, почти два месяца врачи боролись за то, чтобы поставить лётчика на ноги. Борис перенёс несколько сложных операций, но правый глаз спасти не удалось. После 4-го тарана провёл в госпитале десять месяцев. Но и лишившись глаза, добился разрешения продолжить лётную службу.


24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лётчику-испытателю капитану Борису Ивановичу Ковзану за героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза.


За время войны Борис Иванович сбил 28 самолётов противника, из них один в группе. Четыре самолёта сбил тараном и остался жив. В трёх случаях на своём МиГе-3 возвращался на аэродром. Всего за годы войны Борис Ковзан совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев.


Воспоминания Бориса Ковзана о его таранах:


О своём четвертом подвиге летчик узнал уже после войны, когда на 20-летие Победы встретился с однополчанами:


После войны служил в Советской Армии. Жил в Минске. По стопам отца пошли и сыновья Бориса Ивановича. Только летали они в мирном небе.


Борис Иванович Ковзан умер 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.

Читайте также: