Борис ковзан подвиг кратко
Обновлено: 02.07.2024
Во время Великой Отечественной войны советский пилот Борис Ковзан сумел невероятное: он четыре раза таранил вражеские самолёты и остался жив. Он единственный в мире лётчик, кому удалось подобное. На его счету 360 боевых вылетов, 127 воздушных боёв и 28 сбитых самолетов противника.
VATNIKSTAN рассказывает, с чего начался путь Бориса в авиации, какие боевые задания выполнял, как потерял глаз и раз за разом обманывал смерть.
В небо — по призванию
Иван Григорьевич Ковзан в дни Первой мировой войны в поисках лучшей жизни перебрался из Белоруссии в Шахты. В Ростовской области он познакомился с донской казачкой Матрёной Васильевной и женился на ней, а в апреле 1922 года у них родился сын, которого назвали Борисом.
Подрастающее поколение грезило небом и полётами, и Борис не стал исключением. Его первое знакомство с воздушной стихией произошло в Бобруйском аэроклубе. Он стал призёром соревнований по авиамоделированию, и в качестве подарка всех победителей посадили в самолёт. Через несколько минут Борис уже увлечённо рассматривал с высоты свой город.
Благодаря занятиям в аэроклубе Ковзан основательно изучил устройство крылатой техники, а также совершил несколько прыжков с парашютом.
Затем в жизни Бориса была Одесская военно-авиационная школа, а после — служба в армии. В то время как раз началась Вторая мировая война. Полыхающая Европа не могла не вызывать у советских людей опасение за своё будущее. Борис понимал, что пламя войны скоро доползёт и до Союза, поэтому всего себя отдавал учёбе. В 1940 году он окончил школу и перебрался в Козельск — его приписали к 162-му истребительному полку.
Три тарана
В июле Борис получил новое боевое задание. Ковзану требовалось провести разведку в районе родного Бобруйска. Город лежал в руинах. Эмоции захлестнули лётчика, но он сумел с ними справиться. Собрав необходимые сведения, пилот направился к деревне Щатково, которая находилась возле Бобруйска. Здесь Борис увидел немецкую танковую колонну, двигавшуюся к реке Березина. Сделав круг, Ковзан вернулся на базу.
Ковзан с сослуживцами, первый справа
Три удачных воздушных тарана впечатлили начальство Ковзана, и его представили к званию Героя Советского Союза. Вот только штаб 6‑й воздушной армии решил, что для этой награды время ещё не пришло, поэтому Борис удостоился ордена Красного Знамени.
Ковзан с женой и матерью
Игра в поддавки со смертью
Рано или поздно, но Ковзан должен был исчерпать лимит везения. И он чуть было не погиб в своей последней схватке 13 августа 1942 года. Борис, управляя Ла‑5, наткнулся на группу бомбардировщиков, которые шли под прикрытием истребителей.
Поскольку численный перевес был полностью на стороне противника, то ввязываться в бой было равносильно смерти. Ковзан решил не искушать судьбу и ретироваться. Но у него не получилось — противник заметил вражеский самолёт. Завязался бой.
Ла‑5 получил серьёзные повреждения. Сильно досталось и пилоту — одна из пуль ранила его в правый глаз. Понимая, что на этот раз смерть обмануть не получится, он решил забрать с собой на тот свет и экипаж вражеского бомбардировщика. Удар был настолько мощным, что Ковзана выбросило из кабины на высоте около шести тысяч метров. Из-за повреждений полностью не раскрылся парашют, и советский пилот упал в болото. Это его и спасло. Партизаны обнаружили еле живого лётчика и сумели отправить его в госпиталь.
Ковзан лечился около десяти месяцев. Врачи его спасли, а вот правый глаз сохранить не удалось. Поправив здоровье, Борис добился разрешения вернуться к полётам. Правда, на фронт его уже не пустили, назначив лётчиком-инструктором по технике пилотирования.
За свой фронтовой путь Борис Ковзан совершил 360 боевых вылетов, принял участие в 127 воздушных дуэлях и сумел уничтожить 28 вражеских самолётов. Он выполнил уникальное достижение — совершил четыре тарана и остался жив. И всё-таки стал Героем Советского Союза.
Герой Советского Союза Борис Ковзан
После войны советский ас продолжил службу в армии и дослужился до полковника, жил в Рязани, а позже перебрался в Минск. Не стало Ковзана в 1985 году. Похоронили его на Северном кладбище в Минске.
Ковзан Борис Иванович - лётчик 744-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта, капитан; единственный советский лётчик-истребитель, совершивший в боях четыре воздушных тарана.
Родился 7 апреля 1922 года в городе Шахты ныне Ростовской области в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил 8 классов в городе Бобруйске Могилёвской области Белорусской ССР.
В Красной Армии с 1939 года. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов в 1940 году. С 1940 года служил в 160-м истребительном авиаполку ВВС Белорусского особого военного округа.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Лётчик 42-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) комсомолец младший лейтенант Ковзан Б.И. свой боевой счёт открыл в августе 1941 года, сбив бомбардировщик Do-215. Затем воевал в составе 126-го, 184-го и 744-го авиаполков.
29 октября 1941 года на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район города Загорска Московской области. В воздушном бою с 4 Me-109 подбил одного из них, но при этом израсходовал весь боезапас. При возвращении на свой аэродром на высоте 5000 метров обнаружил воздушный разведчик противника Ju-88. Чтобы не дать ему уйти, Ковзан решил таранить. Он зашёл "юнкерсу" сзади снизу и уровнял скорость. Потом дал газ и резко взял ручку на себя. От удара тряхнуло весь истребитель, но Ковзан справился с управлением. "Юнкерс", кувыркаясь, пошёл к земле. Произвёл посадку на своём аэродроме.
21 февраля 1942 года младший лейтенант Ковзан в районе Вышнего Волочка на самолёте Як-1 таранил бомбардировщик противника Ю-88. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.
9 июля 1942 года в районе деревни Мятуново Лобницкого района Новгородской области в воздушном бою на том же самолёте на встречном курсе таранил ударом плоскости вражеский истребитель Ме-109ф. Совершил благополучную посадку на повреждённом самолёте. За три тарана вражеских самолётов в начале июля 1942 года представлен к званию Героя Советского Союза, но в штабе 6-й воздушной армии награда заменена на орден Красного Знамени.
Лётчик 744-го истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ковзан Б.И. к середине июля 1942 года совершил 142 боевых вылета, лично сбил 3 и в группе 1 самолёт противника.
13 августа 1942 года в районе города Старая Русса капитан Ковзан самолёте Ла-5 обнаружил группу из 7 Ju-88 и 6 Me-109. Противник уже заметил наш истребитель и Ковзану пришлось вступить в неравный бой. Не обращая внимание на истребители сопровождения, Ковзан устремился к "юнкерсам". Один Me-109 попытался встать у него на пути, но после меткой очереди задымил и стал падать. Вдруг вражеская очередь ударила по кабине. Одна пуля попала Ковзану в правый глаз. Он сделал попытку выброситься с парашютом, но сил не хватило. В это время прямо по курсу показался "юнкерс" и Ковзан направил свой горящий самолёт на него. От удара оба самолёта развалились на куски. Нашего лётчика выбросило из кабины через открытый фонарь. С высоты 6000 метров он упал в болото и это спасло ему жизнь. При падении сломал левую ногу, руку и несколько рёбер. Это был его четвёртый по счёту таран.
Подоспевшие колхозники вытащили лётчика из трясины и доставили его к партизанам, а те так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, капитану Ковзану Борису Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Десять месяцев лётчик-истребитель провёл в госпиталях. После выписки добился разрешения служить с одним глазом в истребительной авиации, назначен лётчиком-инструктором по технике пилотирования полка, помощником командира полка, заместителем командира истребительного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны.
После войны продолжал службу в Советской Армии. С 1945 года - помощник командира 123-й истребительной авиационной дивизии ПВО страны. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. С 1954 года - начальник Рязанского аэроклуба ДОСААФ. С 1958 года подполковник Б.И.Ковзан - в запасе. Жил в городе Рязани, продолжал работать начальником аэроклуба. С 1969 года жил и работал в городе-герое Минске. Скончался 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.
Полковник (1975). Награждён 2 орденами Ленина (15.05.1942, 24.08.1943), орденами Красного Знамени (16.07.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.
В Минске на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В Бобруйске его именем названа улица.
Герой Советского Союза летчик Б.И. Ковзан
Источник изображения: На Северо-Западном фронте (1941-1943). - М: Наука, 1969. – С. 141.
' alt="Ковзан Борис Иванович">
Летчик-истребитель, Герой Советского Союза
Участник боев на новгородской земле в составе 744-го иап 240-й иад 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта
Единственный в мире летчик, совершивший 4 воздушных тарана (2 – в новгородском небе), и оставшийся в живых
Восстановившись после потери глаза, продолжал воевать. На его счету 360 боевых вылетов, 127 воздушных боев, 28 сбитых самолетов противника
Полковник запаса. После войны жил и работал в Рязани и Минске
- Великая Отечественная война
- Участники боев на Новгородской земле
- Летчики
- Герои Советского Союза
- Северо-Западный фронт
- 6-я воздушная армия
- Военная история
- Герои войны
- Воинские формирования
Борис Ковзан родился в г. Шахты Ростовской области в семье почтового служащего. Но вскоре они переехали в Белоруссию: отец-белорус заскучал по родным местам. Так что детство и юность Бориса прошли на Могилевщине, в уютном, зеленом Бобруйске на реке Березине. Рос он очень маленьким и щуплым, очень жалостливым. Мечтал стал строителем.
С первых дней войны летчик Ковзан в составе 126-го истребительно-авиационного полка прикрывал от вражеских налетов Гомель. Он видел, как внизу горела и дымилась родная белорусская земля; сердце обливалось кровью от известий о бомбежках родного Бобруйска. Боевой счет младший лейтенант Ковзан открыл на третий день войны: на истребителе И-15бис сбил бомбардировщик Doрнье-215.
Вскоре 126-й иап, потерявший в первые дни войны всю материальную часть, был направлен на переформирование, а ведущие летчики, и Борис Ковзан в их числе, отправились в тыл переучиваться на более современный истребитель Як-1. После переобучения летчик Ковзан получает назначение в 744-й истребительно-авиационный полк. Но в силу обстоятельств воевать он начал в 42-м иап 6-й резервной авиагруппы, который базировался под Тулой и действовал в интересах Брянского фронта.
Его считали везучим – еще бы, остаться живым и невредимым после тарана! Комполка Зимин, ознакомившись с подробностями боя, был другого мнения: ведь чтобы совершить такой таран и при этом отделаться лишь повреждением винта, надо быть поразительно хладнокровным и расчетливым летчиком.
На счету Бориса Ковзана было уже 6 сбитых самолетов противника, когда на Тамбовщине, при посадке на зимний наст, его выбросило из самолета. С разбитым позвоночником он лежал в палате госпиталя в Ельце. Когда очнулся, рядом стояла молоденькая медсестра – невысокая, хрупкая. Все это время девушка с таким нужным на войне именем Надежда выхаживала раненого летчика, и Борис понял – это судьба. (Через год она станет его женой, а потом матерью двух его сыновей).
Второй таран летчика Ковзана пришелся на 21 февраля 1942 года.
После формирования в июне 1942 г. 6-й воздушной армии на базе ВВС Северо-Западного фронта 774-й полк вошел в состав 240-й истребительной авиадивизии. И свои 3-й и 4-й тараны Борис Ковзан совершил уже в новгородском небе.
На умиравшем, задыхавшемся от перебоев моторе надо было дотянуть до своих. Мотор не хотел слушаться Ковзана, и на высоте 800 метров окончательно заглох. Проще всего было бы выброситься на парашюте, но жаль было машины, которая не подвела его в бою и к которой он испытывал почти нежность. Летчик высмотрел в лесу подходящую лощинку и, не выпуская шасси, посадил самолет на брюхо.
Отодвинутый фонарь спас ему жизнь – потерявшего сознание Бориса вышвырнуло из кабины, и он стал падать с высоты около 5 километров. Сознание вернулось к нему всего на несколько секунд и он увидел стремительно приближавшуюся землю. В 200 м от нее Ковзан каким-то чудом успел выдернуть кольцо парашюта и снова потерял сознание.
Ему, в который раз, повезло невероятно. Упади он на луг или на лес – неминуемо разбился бы насмерть, даже при раскрытом парашюте. Но летчик угодил в зыбкую трясину. Внизу его уже ждали пехотинцы. Имя Ковзана гремело по всему фронту, и представлялся он всем могучим богатырем – а тут вытащили из трясины небольшого, худенького паренька с юным курносым лицом, обгорелого, в копоти, без сознания. У него были сломаны ключица и челюсть, обе руки и ноги, вместо правого глаза – кровавая рана. С лесного аэродрома так и не пришедшего в сознание летчика переправили в Москву.
После тяжелейшего ранения летчик подлежал демобилизации. Но Борис Ковзан раз за разом, бессчетно обивал пороги отдела кадров ВВС, пока сердца кадровиков не дрогнули. Ему дали разрешение пройти медкомиссию, которую надо было убедить – он может воевать и с единственным глазом!
Он был направлен в истребительную авиацию ПВО. В полосе ближнего тыла (144-я истребительная дивизия ПВО Саратова) сражался с вражескими самолетами-разведчиками. Там Ковзана застало радостное известие о присвоении ему 24 августа 1943 года звания Героя Советского Союза и очередного звание капитан.
После войны Борис Ковзан продолжал служить в авиации. В 1954 г. окончил Военно-воздушную академию. С 1958 г. подполковник Ковзан – в запасе. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба, учил летать мальчишек и девчонок. В Рязани его знал каждый горожанин. Местный театр драмы на основе его героической биографии подготовил цикл художественно-документальных спектаклей. На премьерах Борис Иванович Ковзан поднимался на сцену, и зрители стоя аплодировали легендарному летчику.
Последние годы Герой жил в Минске, куда на улицу Республиканскую почтальон приносит множество писем со всех концов страны. Два его сына, Борис и Евгений, тоже стали летчиками, только гражданскими.
Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан умер 31 августа 1985 года в возрасте 63 лет. Похоронен на Северном кладбище в Минске. В Рязани и Минске, на домах, где жил Герой, установлены мемориальные доски. А в его родном Бобруйске есть улица им. Ковзана и памятник ему.
Публикация: 2019-01-22 Обновление: 2022-02-09 Возрастное ограничение:
Такой значок Оссоавиахима в Бобруйском аэроклубе выдали Борису Ковзану в день его первого прыжка с парашютом, который совпал с его днём рождения.
На новгородской земле, там, где старое шоссе Москва-Санкт-Петербург проходит мимо небольшого городка Крестцы, возведён памятный обелиск, увенчанный стремительным силуэтом самолёта-истребителя. На обелиске высечены имена трёх Героев Советского Союза:
Тимур Фрунзе
Алексей Маресьев
Борис Ковзан.
Эти имена как бы олицетворяют боевую славу 6-й воздушной армии. Одно из имён на обелиске - Бориса Ковзана, единственного в мире лётчика-истребителя, который в годы Великой Отечественной войны совершил в боях четыре воздушных тарана. [1] .
Борис Ковзан родился в семье служащего 7 апреля 1922 года в г. Шахты Ростовской области. Отец был родом из Белоруссии, мать - донская казачка. В 1935 году семья Ковзан переехала в Бобруйск.
Здесь была определена судьба Бориса. Это было время повального увлечения авиацией. С уст не сходили имена прославленных лётчиков, принимавших участие в спасении челюскинцев. Потом заговорили о Чкалове, Коккинаки. Девушки и юноши жили мечтой о небе. Борис стал ходить на техническую станцию заниматься авиамоделированием. Новое дело захватило юношу. Всё свободное время Борис пропадал на станции - выпиливал, клеил, раскрашивал. А на первомайской демонстрации юные авиамоделисты шли с гордо поднятыми моделями во главе праздничной колонны.
Потом были соревнования. Каждый запускал свою модель. Борис занял 2-е место. Конечно, это был успех, но главное ждало впереди: победители соревнований награждались полётом на самолёте Бобруйского аэроклуба имени Слепнёва. И вот долгожданный полёт. Впервые Борис видел свой город с высоты птичьего полёта, дома маленькие, как спичечные коробки, а люди словно муравьи. С этого дня он буквально заболел авиацией и твёрдо решил для себя, что пойдёт учиться в Бобруйский аэроклуб. Весной в аэроклубе начинается практика - прыжки с парашютом. Прямо на аэродроме Борису вручили знак парашютиста. Это было событием - первый его прыжок совпал с его днём рождения.
В 1939 году в Бобруйск приезжает группа командиров - представители Одесского лётного военного училища им. Героя Советского Союза Полины Осипенко. Они собрали всех выпускников аэроклуба, долго беседовали с ними, проверили технику пилотирования и, отобрав лучших, направили их в Одессу. Борис попал в их число. Он отлично учится и намного обгоняет в учёбе своих однокурсников. По решению командования училища его переводят в группу курсантов-выпускников. Осенью 1940 года Борис Ковзан успешно окончил Одессское военное лётное училище. Ему присвоили звание младшего лейтенанта. В должности лётчика-истребителя молодой офицер направлен в 162-й истребительный полк в г. Козельск. Вскоре началась война.
На фронте Борис Иванович с 1941 года. 12 июля 1941 года его вызвал командир полка и дал задание - вылететь в Бобруйск, собрать сведения о противнике. Волнение охватило Бориса, когда он подлетал к городу своей юности, к городу, давшему ему крылья. Он увидел обрушенные в Березину пролёты красавца-моста, обгорелые, красневшие среди обугленных деревьев стены старой крепости. С земли смотрели хмурые провалы сгоревших домов восточной части города. Ему показалось, что даже воздух над Бобруйском полон запаха гари. Ковзан развернул самолёт к деревне Щатково. На изгибе Березины увидел то, что искал. К реке ползла длинная колонна танков. Уклоняясь от разрывов, опять пошёл к Бобруйску. Сердце щемило при виде родного города. От сознания того, что его улицы топчут чужие сапоги, от тревоги за своих близких, всё его существо наливалось ненавистью.
- Служу Советскому Союзу! - отвечает Борис.
После четвёртого тарана он был тяжело ранен, почти два месяца врачи боролись за то, чтобы поставить лётчика на ноги. Борис перенёс несколько сложных операций, но правый глаз спасти не удалось. После 4-го тарана провёл в госпитале десять месяцев. Но и лишившись глаза, добился разрешения продолжить лётную службу.
24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лётчику-испытателю капитану Борису Ивановичу Ковзану за героизм и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза.
За время войны Борис Иванович сбил 28 самолётов противника, из них один в группе. Четыре самолёта сбил тараном и остался жив. В трёх случаях на своём МиГе-3 возвращался на аэродром. Всего за годы войны Борис Ковзан совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев.
Воспоминания Бориса Ковзана о его таранах:
О своём четвертом подвиге летчик узнал уже после войны, когда на 20-летие Победы встретился с однополчанами:
После войны служил в Советской Армии. Жил в Минске. По стопам отца пошли и сыновья Бориса Ивановича. Только летали они в мирном небе.
Борис Иванович Ковзан умер 30 августа 1985 года. Похоронен на Северном кладбище в Минске.
Читайте также: