Переход от матриархата к патриархату кратко

Обновлено: 30.06.2024

"Известно, что некогда человеческие общества были основаны на материнском роде. Основным тогда было домашнее хозяйство и "огородничество" (мотыжное земледелие) – женская "епархия". С развитием производительных сил, появлением "полеводства" (пахотное земледелие), скотоводства, - возрастает значение и доходность этих мужских "промыслов", а значение домашнего хозяйства падает, что подрывает влияние женщин. Дальнейшее накопление богатств и стремление их передавать по наследству в парной семье окончательно приводит к патриархату.
Мне видится тут ещё один момент.
С появлением в хозяйственной деятельности достаточно широкого "фронта работ", т.е. возможности постоянного и регулярного труда, т.е. появления собственно явления и понятия труда (приносящего прибавочный продукт), - сразу же открылась и возможность (а потом и настоятельная необходимость) принуждения к этому труду.
Короче, жертвы это принуждения не только, а изначально м/б и не столько рабы-военнопленные, сколько куда более доступный трудовой ресурс – собственные женщины и дети. Тут уж железная необходимость заставила покончить с матриархатом и выбросить его пережиточные формы. Те общества, которые более решительно перешли к патриархату, получали больший прибавочный продукт и выигрывали в межплеменной борьбе.
Труд не только сделал из обезьяны человека [1], но и из матриархата – патриархат.
Кстати, уже упоминалось об происхождении слова "ребёнок" (робёнок, роботёнок – родственно с раб) [2].

В свою очередь, капитализм, сделав легче и доступней работу на производстве для женщин и даже детей, подорвал мужское влияние в семье. Теперь уже патриархат – пережиток, и его остаточные формы переживают болезненную ломку (когда, например, жена начинает зарабатывать больше мужа)."

---------------------------------------- ---------------------------------------- ---------------------------------------
[1] "Никакой труд не сделает обезьяну человеком", - совершенно справедливо пишет в комментах sanvenus . - "Предком человека был ЧЕЛОВЕК. У всех млекопитающих, бесспорно, был общий предок. Но ветви развития давно разошлись у человека с приматами, и разошлись настолько, что их генетический набор в силу коренной разницы исключает возможность потомства оплодотворения самки обезьяниы сперматозоидами человека. Люди и приматы - современники. И утверждать, что один из них является предком другого - антинаучаная ахинея".

"Никакая замена мотыжного земледелия плужным, никакой прибавочный продукт не приведут к возникновению частной собственности, если психология собственника не сформирована. А для того, чтобы она сформировалось, нужно обособиться от социума, которому она неизвестна. Только индивид, не привязанный к дому, может иметь набор личных вещей и осознать себя их собственником. Если женщина была хозяйкой дома и главой семьи, то мужчина не был столь привязан к материнскому дому. Матриархату свойственен гостевой брак, который и сейчас есть у матриархальных народностей. И это слабое место матриархата. Обособление мужчин, их бродяжничество, пастушество способствовали росту индивидуализма и стяжательства. А там, где стяжательство, там и воровство. Воров изгоняли из общества, они объединялись в банды, занимавшиеся похищением женщин, что отражено во всех преданиях и мифах. Они разводили скот, чтоб не умереть с голоду. Похищенные девушки подвергались изнасилованию и распределялись среди членов банды. Из таких банд бродячих насильников и кочевников позднее развились патриархальные племена, возгкавляемые Отцами-прародителями. Без культа Отца не будет патриархата. Матриархальное общество не знает понятия отца. Прапатриархальные Отцы были позднее мифологизированы и обожествлены, их образы легли в основу племенных богов. Эти кровавые зверолюдины, альфачи-дефлораторы были чудовищно жестоки. Страх перед Отцом, даже мёртвым, заставлял соплеменников приносить им кровавые жертвы. Человеческие жертвы свидетельствуют, что часть этих предков были каннибалами. Кочующие банды, типа банды пастухов Ромула-братоубийцы, не могли навязать матриархальному обществу культ Отца. Они были ещё малочисленны, и не обладали качественным оружием, кроме примитивной пастушеской пращи. Их попытки силой возвратиться в общество, из которого они были изгнаны, жестко пресекались многочисленными, отлично воружёнными боевыми дружинами милитаризованных к тому времени матриархальных народностей. Лишь объединившись, эти варвары громили более развитые культуры, чем было вызвано согласно Гумпловичу, образование государства и рабства. Так, ахейцы разргромили крито-микенскую культуру, древние евреи вырезали и сожгли почти весь Ханаан, а лесные банды ариев-патриархалов захватили Иран и Индию. Образовались патриархатные государства.

[2] Этимология слова "ребёнок" из слова "раб" весьма спорная. В санскрите, литературном языке Древней Индии, который наиболее близок к раннему общеарийскому языку, имеется слово слово रेभति (ребхати), обозначающее кричать и реветь. Правда, для того, чтобы реветь по-звериному, в санскрите существовала слово रव (рава), а для того, чтобы рыдать по-взрослому – слово रोदन (родана). Но именно от глагола ребхати происходило существительное रेभ (ребха), то есть, рёва, и причастие रेभण (ребхана), то есть, ревущий. Значит, ребёнок это вовсе не рабёнок, а ревёнок. Источник.

Но почему женщины уступили лидирующую роль мужчинам? И уступили ли они ее добровольно?

Все началось с уменьшение ресурса животной пищи на подконтрольных племенам территориях до того уровня, что вести кочевой образ жизни в поисках новых охотничьих угодий стало не выгодно. Произошел переход к употреблению злаков, а потом и к земледелию.

Переход к производящему хозяйству составляет суть глобального неолитического перехода к цивилизации. Основоположником производящего хозяйства явилась женщина. Собирая злаки, первобытные люди обратили внимание на то, что, оброненные в землю, они дают всходы. Необходимость в постоянном кочевом образе жизни в поисках новых охотничьих угодий отпала. Люди стали вести оседлый образ жизни, и стали практически вегетарианцами.

С этого моменты они собирали несколько урожаев в год и больше не волновались о том смогут они добыть себе пищу или нет. В этот период появилось первое классовое расслоение общества благодаря возможности накапливать пищу из-за ее избытка.

Оседлый образ жизни и отсутствие необходимости охотиться, а также значительное уменьшение белкового питания сделало людей за несколько десятков поколений более физически слабыми. Женский организм с эволюционировал таким образом, что из-за отсутствия физической активности и вегетарианской пищи надпочечники и яичники стали вырабатывать минимальное количество тестостерона, и они стали физически значительно слабее мужчин.

Второе главное изменение из-за оседлого образа жизни произошло, когда популяция мужчин стала намного превышать женскую. Женщины так и продолжали умирать родами, а вот мужчины перестали погибать на охоте. Женская популяция оказалась в меньшинстве.

Из-за недостатка ресурса женщин и первого расслоения общества на бедных и богатых женщина была низведена до статуса собственности.
Появление практики кражи и позднее купли жен ускорило переход к патриархату. По сути патриархальная цивилизация возникла не из-за того, что мужчины были умнее женщин, а только из-за того, что в какой-то момент их популяция стала более многочисленна и из-за нехватки белка женщины стали физически слабее мужчин.

По какому пути развития пошла бы наша цивилизация если бы не было этого перехода? Случились бы такие же кровавые войны и религиозные распри, которые имели место в патриархальном обществе? Покорила бы наша цивилизация космос к этому моменту?

Переход к плужному земледелию и освоению скотоводства составляет широко распространенное и важнейшее основание для перехода от матриархата к патриархату. Однако, не следует считать, что этот переход происходил только на данных основаниях. В основе лежало развитие производительных сил вообще, независимо от тех либо иных отраслей производительной деятельности. Этот переход происходил и в тех обществах, кои не знали ни скотоводства, ни земледелия. Он происходил и в обществах, у которых развилось и сделалось ведущей отраслью производительной деятельности рыболовство. Когда при особых обстоятельствах специфически развивалась охота, мужчина делался здесь главным производителем, и развитые охотничьи племена давали место развитию патриархата.

Во всяком случае, переход от матриархата к патриархату отнюдь не был связан только со скотоводством, как это утверждают некоторые авторы. Матриархат и патриархат — две универсально-исторические стадии истории общества первобытности. Переход от стадии к стадии совершался тогда, когда вслед за развитием техники и хозяйства менялось соотношение полов в производстве и преобладающее значение в нем, приобретал мужчина. Можно только сказать, что скотоводство действительно особо благоприятствует развитию патриархата, однако только потому, что развитое скотоводство и само является относительно других отраслей первобытной производительной деятельности более высокой формой, что переход к нему совпадает с мощным подъемом производительных сил, новым общественным перераспределением труда и рядом иных общественно-экономических явлений.

Как было сказано, матриархат в разнообразных обществах, в конкретных исторических условиях, достигает большего или меньшего развития. В зависимости от тех же конкретных условий раньше или позже происходит переход от матриархата к патриархату. Таким образом, Мы, вновь наблюдаем неравномерность и своеобразие развития отдельных обществ. Но, сверх того, в истории обществ первобытности большую роль играли внешние воздействия, а именно, связанные с указанной неравномерностью развития влияния гораздо развитых обществ на менее развитые.

Подобные влияния неминуемо ускоряли переход от матриархата к патриархату. При этом в малоразвитых обществах, например находящихся на стадии собирательства и охоты, с малоразвитым, нестойким родовым строем, переход этот, соединяясь с общим распадом, выливался в специфические формы, и вновь слагавшиеся здесь патриархальные формы и отношения имели особый, с самого начала распадный характер. Если говорить о поздних отсталых племенах и народностях, то не приходится напоминать о том, какое разрушающее влияние имела в указанных отношениях европейская колонизация. Вот почему мы имеем крайне отсталые общества, например австралийцев, у которых матриархат, бывший малоразвитым, подвергся всему либо почти полному распаду, и господствуют, в весьма специфической форме, патриархальные отношения.

Переход от матриархата к патриархату сопровождается появлением новейших образований брачных и семейных форм. Свойственное матриархату матрилокальное поселение вступает в сильное противоречие с тем общественным и хозяйственным положением, какое теперь начинает занимать мужчина. Тесно связанный ныне с собственным семейным и родовым хозяйством, опираясь на свое новое общественное значение, мужчина ломает этот брачный порядок и берет жену к себе, в свою семью. Так совершается переход к патрилокальному поселению. Параллельно и сам брак переходит в новую, более высокую форму. Парный брак, недолговечный и непрочный, становится прямо противоречащим экономическому строю патриархата. Точнее, развитие домашнего хозяйства требует прочного соединения супругов и прочного прикрепления жены к семейству мужа. Возникает моногамия — прочное соединение мужчины с женщиной, включая их потомство. Наконец, глубокое превращение испытывает и самая семья, преобразующаяся в новую общественную ячейку — большую патриархальную семью.

Переход от матриархата к патриархату и, в частности, это перевоплощение семьи материнской в семью патриархальную представляют из себя, однако, весьма сложный и длительный процесс, в котором стойко сохраняются пережитки матриархата и создаются особые переходные формы.

Прежде всего, материнский род и с ним вместе матрилинейный счет сохраняются с большой прочностью. Когда женщины при замужестве уходят в иную семью, мужчины остаются в материнской семье данного материнского рода. Более того, дети также имеют принадлежность еще к собственному материнскому роду, вследствие чего они, родившись в семье их отца, по особому порядку раньше либо позже уходят в семейство и род собственной матери, т. е. к своим дядям. При таких условиях семья такого переходного времени имеет оригинальный состав: состоит из мужчин и их жен, но без детей, уходящих, как сказано, к своим дядям, но зато из возвращающихся в эту семью детей замужних женщин — племянников и племянниц. Естественно возглавляет подобную семью старший мужчина. Однако и выходящая замуж женщина далеко не сразу и не вполне отрывается от собственной семьи и своего рода, наоборот, сохраняет с ним довольно тесную связь, в особенности в первые годы. В частности данное выражается в том, что замужняя женщина временами возвращается на некоторый срок в свою семью; нередко роды должны обязательно происходить в родной семье женщины, и она именно в этой связи возвращается домой, причем и после родов остается на некоторое время дома. Да и по мере пребывания в семье мужа замужняя женщина сохраняет здесь известную самостоятельность и изолированность, имеет отдельное помещение и пр.

Но наступает решающий момент, и отец, ломая эти переживающиеся матриархальные порядки, удерживает у себя как свою жену, так и своих детей, и уже окончательно семья превращается в патриархальную, счет по происхождению и родству переходит в отцовскую линию, превращая и род в патриархальный. И все же надолго сохраняется ряд пережиточных форм, выражающих матриархальное начало. Таков, например, так называемый авункулат — комплекс особых отношений между дядями и племянниками, заключающихся в том, что дядя является ближайшим защитником собственных племянников, а племянники — помощниками своего дяди; племянник имеет право на имущество своего дяди или наследует ему, дядя играет немаловажную роль в браке своих племянников как собственно и племянниц.

Все же переход от матриархата к патриархату совершился, и это в особенности сказывается на женском положении. Окончательно отмежевавшись совместно с детьми от семьи собственной и рода своего, потеряв с ними со временем любую связь, женщина становится подневольной трудовой силой в домашнем хозяйстве уже семьи патриархальной, она и дети оказываются подвластны главе данной семьи.

Движение к моногамии и прочной патрилокальности сопровождается характерными переменами в формах заключения брака. Женщина — трудовая сила; отпуская ее, семья требует известной компенсации. Первоначально это выражается в подарках, которые жених при содействии своей семьи приносит в семью невесты, первым делом и в особенности ее матери, затем братьям, материнскому дяде и пр. С другой стороны, выходящая замуж женщина, покидая собственное хозяйство, получает некоторый выдел из коллективного имущества семьи. Этот выдел, или приданое, образует личное имущество замужней женщины, отдельное от мужского имущества, то имущество, коим замужняя, свободно может распоряжаться и которое в известной мере составляет основу ее личной независимости.

Как возник матриархат, а за ним патриархат

Человек привык считать себя хозяином природы. И мало кто задумывается над тем, что более четырех пятых времени своего существования (около 35 тысяч лет) человечество было частью окружающей среды, гармонично в нее вписывавшейся. Жизнь людей напрямую зависела от погоды, от количества диких животных, на которых люди охотились, урожая съедобных дикорастущих растений. Это – время палеолитического (древнекаменного) периода , когда первобытный человек не имел еще домашних животных, и если умел заниматься посевами чего-либо съедобного, то в очень небольшом количестве (так как не было ни настоящих сельскохозяйственных орудий, ни удобрений). Я имею в виду людей современного типа, появившихся около сорока тысяч лет назад, поскольку исследования 90-х гг. прошлого века показали, что более ранние люди неандертальского типа предками современного человека не являлись.

Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костер для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.

Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А так же многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей все равно выживало и оставляло за собой потомство.

Первобытный труд был очень сложен и кропотлив. Все делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины, обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.

Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания.

Около семи тысяч лет назад наступает неолитический (новокаменный) период . В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племен кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют все большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.

первобытное общество: матриархат и патриархат

В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье , наступило Новое время.

Читайте также: