Борьба молодежи сша против войны во вьетнаме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Антивоенное движение против войны во Вьетнаме в 1960

Антивоенное движение против войны во Вьетнаме в 1960-70-х годов развивалось в США в несколько этапов. Первые крупные протесты начались в 1964 году и быстро набрали силу по мере эскалации войны. 17 апреля 1965 года состоялась крупнейшая антивоенная акция протеста. Она прошла в Вашингтоне, округ Колумбия. На акцию вышли около 25 тысяч участников, что было близко числу американских солдат во Вьетнаме.

Основные церкви США и различные союзы стали выступать против более решительно. Всё чаще протестующими перегораживалась проезжая часть дорог, разные формы ненасильственных прямых действий становились более распространёнными. Такое давление вынудило администрацию Джонсона начать мирные переговоры с Северным Вьетнамом и ФНС. Приостановились бомбардировки вьетнамской территории. В 1973 году был подписан мирный договор между США и Вьетнамом. Этому во многом способствовало антивоенное движение.

В течение 10 лет организации и антивоенные активисты использовали различные тактики. Они хотели изменить общественное мнение, и, в конечном итоге, изменить действия политических лидеров. В 1968 году был проведён социологический опрос американцев. Согласно ему, 53% опрошенных считали ошибкой ввод американских войск во Вьетнам.

Но даже несмотря на это мнение, война продолжалась ещё несколько лет. Президенты Джонсон и Никсон были твёрдо убеждены, что они смогут успешно вести военные действия, если им удастся подавить антивоенное движение. Руководители государства старались игнорировать политические протесты. В ноябре 1969 года произошёл один неприятный публичный инцидент. Тогда во время силовых разборок между участниками акции протеста и полицией президент Никсон заявил, что смотрит американский футбол по телевизору, заставляя людей поверить в неэффективность протеста.

Но акции протестующих только усиливались. Часть из них перерастала в насилие. 29 протестующих студентов были убиты полицейскими, гвардейцами и дружинниками. Произошло 8 случаев публичного самосожжения, 84 антивоенных взрыва и поджога. Это было за первые шесть месяцев 1969 года. В ноябре 1969 года прошёл самый крупный на тот момент протест в США.

А в мае 1970 года забастовку объявили 4 млн учащихся школ и колледжей. По всей стране одновременно были закрыты более 800 учебных заведений в ответ на вторжение американцев в Камбоджу. Полиция провела массовые аресты. Всего было задержано 12614 человек во время демонстрации мира в Вашингтоне в 1971 году. Дезертиров насчитывалось 400000 рядовых. По приказу правительства США в тюрьму было посажено 3250 человек участников движения сопротивления призывников.

Антивоенное движение против войны во Вьетнаме в 1960

Во время мирной демонстрации военные открыли стрельбу по людям. Были убиты четверо студентов, двое из которых не являлись протестующими, а просто шли на учёбу. Это спровоцировало такую массовую забастовку. После 1970 года было ещё много антивоенных протестов, на которых участники сжигали свои призывные билеты, таким образом показывая, что они не хотят идти на войну.

Студенты были не единственными, кто участвовал в антивоенном движении. Некоторые американские знаменитости той эпохи также активно выступали против участия США в войне во Вьетнаме и Камбодже. Знаменитая актриса и певица Эрта Китт в 1968 году беседовала во время обеда с первой леди Берд Джонсон в Белом доме.

Это мероприятие должно было быть посвящено преступности несовершеннолетних. Певица сказала первой леди, что правительство отправляет на войну лучших жителей страны, а возвращаются они домой калеками или вообще погибают в другой стране. После этого Китт попала в чёрный список индустрии развлечений. Она вернулась к славе только в конце 1970-х годов.

Кроме Китт против войны выступал знаменитый боксёр Мухаммед Али. Он отказался идти в армию, за это был лишён боксёрской лицензии и был практически изгнан из мира бокса, где занимал место короля с 1967 по 1970 год. Чуть позже его приговорили к 5 годам тюрьмы и штрафу в 10000 долларов. Этот приговор отменили в 1971 году. Мухаммед Али говорил, что его совесть не позволяет ему стрелять в бедных голодных людей, которые не причинили ему ничего плохого.

Органами правопорядка было арестовано 100 человек. Но на их место пришла 1000 новых протестующих. Они прошли маршем к Капитолию. Кульминацией этой акции было то, когда они массово бросили в здание тысячи своих медалей. Это было посланием правительству, отправившему их погибать в другой стране за правящий класс США. Такого протеста ещё не было.

Знаменитости, студенты, ветераны, хиппи, участники движений за гражданские права, феминистки, движение за освобождение геев, религиозные организации, рабочее движение и многие другие были вовлечены в антивоенные протесты во время войны во Вьетнаме. Но больше всего люди вспоминают студентов за их непримиримую позицию и активную деятельность той эпохи. Они старались остановить силы, развязавшие войну во Вьетнаме. Антивоенные организации привели к очень важным изменениям в государственной политике США.

Как хиппи связаны с Вьетнамом

Как хиппи связаны с Вьетнамом

Хиппи ассоциируются у многих с беззаботной жизнью, танцами, песнями, кумиром Джоном Ленноном, пропагандированием мира и свободы, а часто и с употреблением наркотиков. Но движение зародилось совсем не в условиях согласия и хиппи были задействованы в серьезных митингах и демонстрациях, при этом многие из них пострадали в борьбе за мир. История возникновения и становления хиппи плотно связана с Вьетнамской войной.

Как зародилось движение хиппи

Давайте вернемся в середину XX века. В начале 60-х годов в США встал вопрос о гражданских правах. Чернокожим отказывали в праве голосования и других привилегиях. В это время многие учащиеся колледжей, в том числе белые студенты, начали утраивать забастовки мирного характера. В те же годs зародилось движение против ядерного оружия. Молодежь начала понимать, что правительство не считает интересы народа главенствующими в своих политических направлениях.

Противостояние войне активно началось осенью 1965 года. 16 октября более ста тысяч людей в 80 городах страны вышли на митинг. Спустя полтора года, такие демонстрации собирали уже до 400 000 человек. Количество солдат, участвовавших в войне, на тот момент было таким же.

Выступления хиппи продолжаются

Как хиппи связаны с Вьетнамом

21 и 22 октября 1967 года 35000 людей отправились штурмовать Пентагон. Митингующие пели песни, слушали речи выступающих, скандировали мирные лозунги. Знаменитая фотография, когда демонстрант вставляет цветок в дуло винтовки солдата, была сделана именно на этой демонстрации. Но митинг не закончился мирно. К ночи парашютный десант начал разгон демонстрантов, многие были избиты и более 600 людей арестованы.

В декабре того же года было организовано движение, представители которого пытались остановить призыв солдат при помощи организации протестов по всей стране. Были попытки закрыть призывной центр Нью-Йорка, в результате которого было арестовано почти 600 человек.

К антивоенным выступлениям присоединились также негры из Гарлема и других гетто Нью-Йорка. Мартин Лютер Кинг расценивал военные действия во Вьетнаме как вмешательство в гражданскую войну в этой стране и проявление колониальных мотивов в их самом худшем виде. Он требовал прекратить бомбардировки и вывести войска из Вьетнама.

Выступления продолжались, а в 1969 году хиппи собрались на музыкальном фестивале Вудсток, который пропагандировался как событие, посвященное миру, любви и музыке, где каждый мог хорошо провести время без насилия, полиция, правительства. Этот фестиваль вошел в мировую историю как масштабное культурное мероприятие.

Как хиппи связаны с Вьетнамом

Как хиппи связаны с Вьетнамом

В 1970-е годы протесты студентов продолжались, среди протестующих были раненые и убитые. В то же время война во Вьетнаме продолжалась, унося новые жизни. Ветераны, которым удавалось вернуться, рассказывали ужасные истории о своей службе. Вскоре именно ветераны заняли центральные позиции в борьбе за мир.

Хочется добавить, что демонстранты не испытывали ненависти к солдатом, которые уходили на войну. Ведь они были призваны государством. В начале войны многие уезжали во Вьетнам с мыслями о правоте своей страны, но оказавшись в центре боевых действий, они меняли свое отношение к войне и многие принимали мнение протестующих.

Хиппи против неравенства граждан и загрязнения окружающей среды

Как хиппи связаны с Вьетнамом

Хиппи выступали не только против войны во Вьетнаме, они обращали внимание общественности на вопрос об окружающей среде. Хиппи сплотились с целью обратить внимание правительства на корпорации, которые загрязняют планету. Нужно отметить, что в этом плане движение достигло определенных результатов. Был принят Акт национальной политики, касающийся окружающей среды. Этот документ повысил осведомленность людей о том, как люди используют ресурсы Земли и как уменьшить урон, который они наносят экологии. Хиппи также организовали такие известные организации как Green peace, Друзья Земли и другие. Многое было достигнуто в сфере прав граждан. Хиппи боролись с расизмом, дискриминацией, в том числе поддерживали сексуальные меньшинства.

Как часто в эти весенние дни 1967 года патентованные специалисты по изучению общественного мнения Соединенных Штатов, окруженные неусыпным вниманием властей, говорили нам: учтите, пожалуйста, за прекращение войны и уход из Вьетнама выступает лишь меньшинство — слышите, меньшинство! — американцев. Не будем вступать с ними в полемику. В конце концов сама жизнь покажет, куда клонится чаша весов, на которых эти специалисты взвешивают настроения своих соотечественников. А пока что знаменателен уже сам по себе факт, что вопросу о том, как много американцев борется против войны во Вьетнаме, ими уделяется столько внимания.

сопротивление американцев вьетнамской войне

И не случайно за развитием этого движения так внимательно следили не только в тесных и жарких комнатушках общественных организаций Америки, но и в комфортабельных кабинетах правительственных учреждений.

Что же было наиболее важным, наиболее значительным, наиболее новым, наконец, в развитии антивоенной борьбы в США в эти дни?

— А помните, как мы начинали? — вдруг задумчиво сказала миссис Уилсон. — У нас не было ни опыта, ни политических знаний. Мы понимали одно: идет гонка вооружений, угроза войны растет, а люди молчат, будто это их не касается. И мы решили начать действовать…

Дружелюбно встретил нас и представитель религиозного движения квакеров Эдвард Снайдере, официально аккредитованный при конгрессе (квакеры ведут активную работу среди сенаторов и конгрессменов, отстаивая интересы своих единомышленников). Невольно вспомнилось, с какой осторожностью, подчас даже с недоверием делали эти люди свои первые шаги в сторону сближения с движением сторонников мира, как демонстративно подчеркивали при этом свою приверженность к ненасильственным методам борьбы.

— Мы убеждены, что, доставив медикаменты в ДРВ вопреки запрету властей, мы наилучшим образом защитили коренные интересы США, — с гордостью заявил журналистам один из участников этой необычной поездки.

Понадобилась бы целая книга, чтобы рассказать, как росло и ширилось глубоко народное мужественное движение сопротивления американцев (еще и еще раз повторяю: пока еще меньшинства американцев!) силам войны и агрессии, позорящим Америку. Поглядите, какие новые мужественные силы втягивались в эту борьбу.

Неделя гневного искусства

Март 1967 года. Профессор биохимии Калифорнийского университета Дж. Б. Нейлендс, вернувшийся из поездки в Демократическую Республику Вьетнам, заявляет, что правительство США умышленно проводит политику террора и I истребления мирного населения. Он требует осуждения лиц, виновных в этих преступлениях.

мемориал погибшим во вьетнамской войне

Позиция коммунистической партии США

— Губернатор Рокфеллер должен был пустить в ход против демонстрантов национальную гвардию со штыками, пулеметами и танками, чтобы очистить улицы Нью-Йорка, — зарычал конгрессмен от Техаса В. Пул, подвизающийся в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности.

Протесты 1968 года включали в себя различные протестные выступления молодёжи в разных странах мира. Во многом эти протесты были направлены против участия США в войне во Вьетнаме (прежде всего в самих США), но также протестующие боролись за права человека, против расизма, выступали в поддержку феминизма и защиту окружающей среды. Идеологами протестов были новые левые.

Бунты в Майами в 1968 году

Протесты в Центральном парке

Протесты в восточном Лос-Анджелесе

Беспорядки из-за убийства Мартина Лютера Кинга

Мемфисская санитарная забастовка

Кампания помощи беднякам

Мятеж в Пресидио в Сан-Франциско

Протесты фронта освобождения Третьего мира

Бойня в Оранжбурге

Студенческие демонстрации в Югославии

Студенческие волнения в Бельгии (1968)


Содержание

Причины и последствия протестов

Протесты в США и странах Западной Европы происходили на фоне стабильного экономического роста. Так, в США в 1961—1966 годы валовой национальный продукт рос примерно на 4—6 % в год, в два раза быстрее темпов пяти предыдущих лет, безработица сократилась до рекордно низкого уровня. Причины протестов были не экономическими, а мировоззренческими.



В наибольшей степени эпоха молодёжных протестов оказала влияние на культуру и искусство. Контркультура стала массовым явлением, идеалы молодёжи выражала рок-музыка, переживавшая тогда свой расцвет.

К 1973 году войска США были выведены из Вьетнама, в 1974 году в США отменён призыв в вооружённые силы [1] .

С конца 1960-х годов во многих странах была декриминализирована гомосексуальность. В США этот процесс начался после стоунволлских бунтов 1969 года.

Читайте также: