Этика общения в студенческой среде эссе кратко

Обновлено: 06.07.2024

Общение между студентами

Заселившись в общежитие необходимо у коменданта и соседей по комнате выяснить распорядок пользования общественными местами. Скорее всего, на кухне есть график уборок, закрепленных за каждой комнатой или блоком. Нужно ознакомиться с ним и не забывать принимать участие. Посещать душевую, гладильную и другие подобные комнаты следует также согласно установленному распорядку. Ознакомьтесь с правилами пользования приборами и устройствами, помните и соблюдайте технику безопасности.

У соседей по комнате узнайте их расписание занятий, чтобы в дальнейшем согласовать время учёбы и отдыха. Будьте приветливыми и дружелюбными, конфликты могут серьёзно повлиять на вашу успеваемость и состояние здоровья. В мире известно множество шуток, проводимых именно в студенческие годы. Поддерживайте их осуществление, при условии, что такой розыгрыш не принесёт какого-либо вреда физическому или психическому состоянию здоровья разыгрываемого. Как, например, когда девушка ставит чайник и выходит из кухни, а готовящие на кухне молодые люди то и дело меняют воду в чайнике, так и не давая ему закипеть. Если вас разоблачили, обязательно извинитесь.

Что касается поведения в самом учебном заведении, то тут общение должно строиться на взаимоуважении и поддержке. Помните, что вы пришли получать знания, и взаимоотношения с соседями по кафедре должны способствовать этому, а не препятствовать. Поток студентов, кроме групп, зачастую делится на клубы по интересам. В университетах и институтах можно встретить кружки по выпуску газеты, актёрскому мастерству, профсоюзы, хореографическому искусству, команды КВН и многие другие. Выберите себе подходящую компанию, чтобы проявить себя ещё и с творческой стороны. Студенчество именно та пора, когда следует не только узнать много нового в сфере науки, но и раскрыться в сфере таланта. Выступления на сцене, реализация себя в писательстве придаст уверенности, научит вести себя в коллективе и полноценно развить мозговую деятельность.

Отношения между студентами и преподавателями

Общение с преподавателями, безусловно, отличается от разговоров со сверстниками. Обычно диалоги возникают на семинарах и касаются материала изучаемого предмета, но если вы хотите поговорить лично, то нужно узнать несколько правил.

  1. С преподавателем нужно общаться уважительно, отдавая отчёт, что от этого человека не только зависят ваши оценки, но и просто старше вас.
  2. Не перебивайте во время разговора, шутите уместно, если вы с чем-то не согласны, спокойно высказывайте свои возражения.
  3. Будьте компетентны в обсуждаемых вопросах. Возможно, вам следует сначала ознакомиться с темой, которую вы хотите поднять, чтобы не ставить себя в неловкое положение.

К сожалению, многие высшие учебные заведения на сегодняшний день становятся коммерческими, вопросы денег всё чаще встают между студентом и преподавателем. Однако во всех имеющихся уставах для студентов понятия взяточничества и подкупа являются неприемлемыми, поэтому предложение денег за повышение или определения отметки за экзамен или реферат просто не этично и у порядочных студентов не должно возникать. Учитесь своими силами, это действительно достойно уважения.

Автор: Маликова Ксения, дата публикации: 07.11.2015 г.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Гришунова Татьяна Николаевна

Статья на тему: «Этика общения студента в период прохождения

Общение студентов в современном обществе достаточно обширно, оно проходит как в процессе непосредственного контакта с другими людьми, так в виртуальном пространстве. В рамках данной работы мы остановимся на этических аспектах непосредственного общения студентов в период прохождения практики на предприятиях торговли и общественного питания.

Общение (коммуникация) – это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения студенты обмениваются информацией – мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между студентами на практике устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного учебного результата. Этика студенческого делового общения на практике – это сумма выработанных наукой, практикой и опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие студентов, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий с руководителем практики.

В основе делового общения студентов на практике лежит решение важного конкретного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся учебной деятельности, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения (следует учитывать, что на практике иногда встречаются случаи нарушения дисциплины, конфликты с персоналом магазина). Поэтому нравственная сторона позиций, решения и социального результата общения студентов на практике играет огромную роль. Поэтому знание и владение студентом этикой делового общения на практике является показателем будущей профессиональной культуры студента Рязанского технологического колледжа, степени его соответствия современным требованиям.

Деловое общение студентов на учебной практике как между собой, в студенческом коллективе, коллективе сотрудников магазина, так и с покупателями может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные.

1. Повседневное общение с участием студента в период прохождения учебной практики:

Беседы, встречи, переговоры.

Вводный инструктаж, совещания, собрания, заседания, конференции.

Посещение различных баз практики.

2. Специфические формы общения студента в период прохождения учебной практики:

а) общение в коллективе сотрудников магазина:

субординированные формы общения,

общение между коллегами;

б) общение преподавателей (в том числе руководителя практикой) со студентами в процессе обучения.

3. Экстремальные формы общения студента в период прохождения учебной практики:

Общение в условиях конфликтной ситуации.

Общение с участием руководителя магазина, на базе которого студент проходит учебную практику.

Успех учебной деятельности в значительной мере определяется взаимодействием студента с участвующими в процессе лицами: с членами студенческого коллектива, с сотрудниками магазина, покупателями и т.д.). Деловое общение, в котором непосредственным участником выступает студент, должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

1. В основе делового контакта студентов в период учебной практики лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность. Именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый студент и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть.

2. Порядочность, т.е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:

- обостренная совесть, сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестным;

- постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;

- умение студента держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

- моральная устойчивость студента, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;

- обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

4. Уважительность, т.е. уважение достоинства контактера, реализующаяся через такие воспитательные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность.

Этикет – это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила студента в период прохождения практики представляют собой поведенческий язык культурного общения. В этикете студента в период прохождения учебной практики главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой выступает человек, а также конкретной специфике ситуации, в которой происходит общение.

Итак, в ходе контактного взаимодействия студентов между собой, а также с другими лицами во время прохождения учебной практики необходимо помнить об этикете и профессиональном такте. В целом в контактном взаимодействии, общении можно выделить следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо выполнить задания в ходе учебной практики, необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает студента вступить в контакт с другими людьми.

Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование содержания своего общения, студент представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

Бессознательно (иногда сознательно) студент выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

Корректировка направления, стиля, методов общения.

В заключении хотелось бы отметить, что для высокоразвитого сплоченного коллектива студентов характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.


Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Этикет в повседневной культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента как и культура общения выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Существенной проблемой изучения проявления этикета в повседневной культуре студенчества в том, что человек под наблюдением ведет себя должным образом. Тогда проявление культуры студентов выбрано ими на основе избегания неприятностей, а не на основе качественных личностных характеристик. Это усвоенное поведение под контролем может измениться в нестандартной ситуации. В поведении студента проявляются особенности его характера, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и прочее.

Наличие и соблюдение этикетных норм в повседневной культуре студентов - это сложная малоизученная тема. Так как повседневная культура студенчества выстраивается из пёстрой мозаики отдельных личностей студентов. В поведении которых проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства. Выбор поведения зависит от: типа личности, психологической зрелости индивида, уровня воспитанности, психологического состояния и психологического здоровья. Но не смотря на значительные различия между отдельными студентами, в общем студенческий коллектив придерживается определённых этикетных норм. Ключевые для всего студенчества проблемные ситуации, такие как сессия, экзамены, семинары, выполнение домашних заданий объединяют студентов. Из года в год, проходя через конкретные испытания, студенты вырабатывают целую систему взаимоподдержки и взаимопомощи. Как элементарная повседневная поддержка (передать домашнее задание, предупредить о контрольной, поделиться шпаргалкой), так и значительная помощь друг другу (совместная подготовка к экзаменам, разъяснение непонятной темы, распределение вопросов, для более быстрого поиска и т. д.) выстраиваются в своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения студента.

Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах. Он состоит из:

  1. Общение во время сессии, которое предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.
  2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.
  3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.
  4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

Не смотря на сложную организацию жизни студентов, основе всех правил студенческого повседневного этикета лежит забота об однокурсниках, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Не надо запоминать сотни правил, лишь стоит запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.


Автор статьи анализирует этикет как одну из форм повседневной культуры студентов и рассматривает актуальные для студенчества виды этикета: общегражданский, телефонный и сетевой.

Ключевые слова: повседневная культура, этикет, студенчество

Повседневная культура как явление уже более века привлекает внимание представителей социально-гуманитарных наук: историков (М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, Л. Февр и др.), социологов (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман и др.), философов (Э. Гуссерль, Н. В. Розенберг, М. Хайдеггер и др.), культурологов (В. Д. Лелеко, Ю. М. Лотман, Б. В. Марков и др.), психологов (А. Адлер, З. Фрейд, У. Флик и др.) и педагогов (О. А. Осипова, Т. А. Ромм, Х. Тирш и др.). Научный интерес к проблемам повседневной культуры обусловлен её сущностью и тенденциями современного общества (урабанизация, массовизация сознания, информатизация), которые приводят к усложнению общественных отношений, в том числе, возникающих в пространстве повседневности.

Безусловно, повседневная культура студенчества обладает собственной спецификой. Это объясняется особенностями студенчества как социальной группы (активность, целеустремленность, расширение сферы общения, развитие самосознания и т. д.). Отечественный исследователь повседневной культуры студентов Л. Р. Эрзанукаева в её структуре выделяет несколько значимых элементов: учебная деятельность, досуг, коммуникация, агрессия, игра и любовь [10, с. 72]. В приведенной структуре отражены формирующие её компоненты, в то же время, актуальным является рассмотрение такой стороны повседневной культуры студентов как этикет.

Этикет — это социокультурный феномен, совокупность правил, регулирующих поведение в обществе. В настоящее время этикет не является однородным явлением и разделяется на несколько видов: общегражданский, деловой, дипломатический, воинский, педагогический, столовый и др. По форме этикет принято разделять на речевой и неречевой [4, с. 95].

По мнению одного из ведущих отечественных исследователей этикета И. Н. Курочкиной, этикет является значимым компонентом морально-нравственного содержания личности и обладает большим воспитательным потенциалом [3,4].

Значимость овладения этикетом студенческой молодежью подтверждается не только нормами современной культуры, которые не закрепляются официальными документами, но и требованиями работодателей к выпускникам вузов. Так, работодатели предъявляют не только квалификационные (уровень образования, опыт работы и т. д.), но и общекультурные требования, которые во многом соотносятся со сферой повседневной культуры и этикетом. Например, в требовании к специалисту работодатель указывает следующее: приятный внешний вид, хорошая речь, знание делового этикета и т. п.

Особенностью поведения студента в повседневной жизни, его отношения к этикету является меняющееся положение его социального статуса: приходит осознание все более конкретной ответственности за свои поступки, развивается рефлексия. Студент нацелен занять позицию взрослого человека, обзавестись семей, получить профессию — все эти факторы воздействуют на мотивацию к применению этикетных норм и развитие повседневной культуры.

Исследователи указывают, что на применение студентами этикетных норм оказывают влияние характер и темперамент личности, мировоззрение и культурная среда [Осипова, с.90]. В свою очередь, этикет раскрывается в таких элементах поведения как манеры, вежливость, тактичность и скромность [6, с. 91].

Из всего множества разновидностей этикета к повседневным относятся общегражданский (светский), сетевой и телефонный (мобильный). Здесь важно отметить, что студенчество активно включено в сферы, где применяются указанные виды этикета.

Общегражданский этикет является основой повседневного этикета и представляет собой совокупность норм и правил, соблюдаемых людьми (гражданами) при общении друг с другом. Также может называться поведенческим или светским этикетом.

Говоря об общегражданском этикете как основе повседневного этикета следует указать на его основные правила: тактичность, вежливость, скромность. Эти правила являются непреложными и актуальны для всех видов этикета.

Исторически в общегражданском этикете закрепился принцип неравенства младших перед старшими, подчиненных перед начальством, женщин перед мужчинами, здоровых перед больными. И, хотя современное общество относит часть этих принципов к стереотипам, которые должны быть преодолены, некоторые из них все же остаются этикетными правилами и соблюдается при общении. Например, в XX-XXI вв. представительницами феминистского движения стали активно отвергаться этикетные правила, основанные на принципе неравенства женщины перед мужчиной (мужчина должен уступать женщине место, подавать вещи, проверять место на безопасность и пр.).

Формирование навыков общегражданского (светского) этикета происходит еще с дошкольного возраста, когда человек вступает в сложную систему межличностных взаимоотношений. Процесс формирования может быть как неявным (например, в пространстве семьи), так и целенаправленным (в учреждениях дошкольного образования). Исследователи указывают, что наиболее эффективным является формирование навыков этикета в дошкольном возрасте методами беседы и игры [5, 9]. Освоение этикетных правил продолжается и на других уровнях образования: в средней и высшей школах.

Сетевой этикет — один из самых молодых видов повседневного этикета, возникший и актуализировавшийся в эпоху развития интернета, пространство которого позволяет людям общаться между собой, работать, учиться, развлекаться.

Мы согласны с мнением М. А. Кронгауза, что сетевой этикет весьма неоднороден и нельзя говорить о его единстве [2]. Это обусловлено спецификой интернета, объединяющего людей разных социальных групп, возрастов, национальных культур, интересов. В то же время, определенные действия, совершаемые в пространстве интернета, требуют применения этикетных правил, например, общение по электронной почте, участие в образовательных онлайн-проектах, общение с официальными лицами и т. п.

Наиболее отчетливо сформированы правила общения по электронной почте: следует указывать тему письма, не писать текст большими буквами, сопровождать письмо подписью и т. д.

  1. уважительно относитесь к собеседнику, придерживайтесь хорошего тона, не игнорируйте собеседника;
  2. не злоупотребляйте анонимностью;
  3. не отходите от темы в процессе общения. Человек, пренебрегающий этим правилом в интернет-пространстве, получает статус флудильщика (от англ. flood — наводнение);
  4. не нарушайте права других людей. Не следует публиковать в интернете чужие фотографии без разрешения их обладателя, личную переписку и прочий контент, не предназначенный для публичного обозрения.

Рассуждая о сетевом этикете, следует помнить, что интернет характеризуется постоянной изменчивостью. Так, меняется популярность площадок для общения (ушли в прошлое ICQ и MySpace, популярными стали Facebook, YouTube, Skype, Instagram, WhatsApp и др.), на смену эмодзи приходят стикеры, актуальными становятся короткие тексты (Twitter). Безусловно, стремительные трансформации интернета сказываются не сетевом этикете, что позволяет заключить, что наиболее полно навыками сетевого этикета будет обладать тот, кто больше времени проводит в интернет-пространстве.

Телефонный (мобильный) этикет. Развитие технологий в XXI веке привело к резкому увеличению пользователей телефоном, который стал массовым явлением, предметом повседневного использования. Актуальность проблемы телефонного этикета возросла в начале XXI века, когда резко увеличилось количество пользователей мобильными телефонами. Так, исследователи указывают, что мобильными телефонами пользуются 86 % жителей Земли [8]. Особенностью современного телефонного этикета являются не аспекты общения (правила приветствия, особенности завершения разговора и т. п.), которые ранее являлись базисом телефонного этикета, а правила пользования телефоном в общественных местах.

Немаловажным для современного этикета становится то, что телефон теперь является не только устройством для голосовой связи, а полноценным карманным персональным компьютером (смартфоном), позволяющим выполнять множество функций: осуществлять переписку по электронной почте, общаться в социальных сетях и видеоконференциях, читать книги, редактировать документы и изображения, играть и т. д. Студенческая молодежь как одна из самых деятельных социальных групп наиболее активно использует смартфоны в повседневной жизни.

Среди правил современного телефонного этикета основными являются следующие:

  1. необходимо отключать телефон во время театральных и концертных мероприятий, учебных занятий, при посещении религиозных и музейных учреждений;
  2. не следует использовать в качестве звукового сигнала громкие мелодии;
  3. в общественных местах следует использовать мобильный телефон с наименьшим уровнем громкости звонка и вести разговор вполголоса;
  4. неуместно обращаться и перебивать говорящего по телефону человека, следует подождать до окончания разговора. Если во время личной беседы получен входящий вызов, то следует извиниться перед собеседником и попросить разрешения ответить на звонок.

Нами были приведены лишь некоторые правила современного телефонного этикета (более подробно особенности телефонного этикета рассматривает в своей статье Е. А. Вершинина [1]). Безусловно, телефонный (мобильный) этикет является важной составляющей повседневной культуры студенчества и требует особого исследования в связи с стремительным развитием технологий.

Итак, нами были рассмотрены основные виды повседневного этикета, актуальные для студенческой молодежи: общегражданский, сетевой и телефонный (мобильный). Анализ указанных видов повседневного этикета позволяет рассматривать его не только как культурный, но социально-педагогический феномен, требующий дальнейшего осмысления в педагогической науке.

Основные термины (генерируются автоматически): повседневная культура, сетевой этикет, этикет, повседневный этикет, правило, общегражданский этикет, современный телефонный этикет, студенческая молодежь, телефонный этикет, электронная почта.

Читайте также: