Борьба миров в поэме 12 кратко

Обновлено: 28.06.2024

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 2568 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

… от старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она самая сложная. Ею заканчивается поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа. 3.4 Стилистика и символика Стилистика, символика Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему. Ритм первой …

Блок видел в происходящем мало положительного. Он считал революцию национальной трагедией, злом, гибелью русской земли. Он выступал исключительно за созидательное в революции. Эти настроения прослеживаются в его стихах.

«Пальнём-ка пулей в Святую Русь —

пишет Блок. Такие резкие слова очень мало напоминают романтичные стихи о Прекрасной Даме и проникновенные стихи о Родине, которыми Блок заслужил любовь читателей.

В основе произведения – борьба двух миров, старого и нового. Эта борьба отображается даже в изображении природы. Перед нами контрасты: черный вечер и белый снег, черная злоба и святая злоба, буржуй на перекрестке и идущие по улице двенадцать человек.

Блок негативно отзывается о старом мире, предвидит его крушение:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Новый мир мы видим в лице двенадцати красноармейцев, которые идут по улице. Они вызывают противоречивые чувства как у поэта, так и у читателей. Эти люди несут негативное новое, они борются за изменения путем разрушения, агрессивными методами.

Блок через образ Катьки показал читателю, что самое страшное, что несет с собой ветер перемен – это обесценивание человеческой жизни. Убийство женщины происходит так, как будто это рядовое событие. Мы не видим ни сомнений, ни опасений, ни укоров совести. Более того Блок показывает нам, что разгул только набирает обороты. Он пишет:

Нынче будут грабежи!

Гуляет нынче голытьба!

Революция приносит в мир беззаконие, самодурство, разбой и лишает людей веры в Бога. Последнее для Блока наиболее болезненно.

Эх, эх, без креста!, -

читаем мы уже вначале произведения. А чуть позднее:

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Показывая читателю борьбу старого мира и нового, Блок говорит о том, что старый мир обречен, и исход этой борьбы предрешен. Однако поэт не выражает уверенности в том, что новая жизнь будет лучше, что она не принесет русскому народу разочарования.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Английский язык Алгебра Геометрия Физика Химия Русский язык Немецкий язык Подготовка к экзаменам (ЕГЭ) Программы и пособия Краткое содержание Онлайн учебники Шпаргалки Рефераты Сочинения Энциклопедии Топики с переводами

Имя А.А.Блока тесно связано в сознании читателя с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19-20 вв., обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературное множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие поэзии поэта во многом отразилось уже в первые годы его творчества в образах лирического героя.

Большой Бейсуг

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!
А. Блок

По мере становления А. Блока как поэта, изменения его отношения к жизни, менялась и его поэзия, художественная манера написания произведений.

Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!

Нет человека, которого не затронула бы революция, поскольку она была связана с коренными изменениями всего общества, а для Блока—и целого мира, поэтому в такое переломное время людям тяжело устоять на ногах:

Завивает ветер Белый снежок. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!

Но кто же они — борцы и участники революции? А. Блок не идеализирует их, не выставляет в лучшем, чем они есть, свете:

В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба…

Эти люди восстали против отжившего, больного, мертвого, но вместе с тем они готовы стрелять и по бывшему когда-то для них самих дорогим, святым:

…И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…

Но ведь ломать — не строить Революция не может победить, лишь разрушая, не предлагая ничего взамен. Этим солдатам предстоит переплавить в первую очередь себя и лишь затем сможет измениться мир. А это очень болезненный, сложный и кропотливый процесс. Наверное, поэтому всю поэму насквозь пронизывает ветер — символ стихийного начала, поднявший революцию и хозяйничающий не только на улицах города, но и в душах бойцов за новый мир.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете

Этот ветер постепенно перерастает во вьюгу которая уже мешает, а не помогает, сбивает с ног, не даёт людям видеть друг друга. Хочется верить, что солдаты революции устоят перед стихией, сумеют найти новые опоры, провозгласить новые, созидательные принципы, ведь

похожие материалы

Путешествие по Карелии

Стоит посмотреть следующий материал:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В поэме же он не скупиться на брань, нецензурную лексику. Люди, ранее почитавшие Блока, стали его противниками, а те, кто его не взлюбили вначале, вдруг прониклись к нему необыкновенной теплыми чувствами.

— несут в себе не только конфликт цветовой, но и олицетворяет конфликт между старым и новым миром. И именно этот конфликт можно назвать основным в поэме.

Благодаря тому, что Блок искусно владел словом, мы сами, может, того и не желая, становимся непосредственными участниками всех событий. И в этот момент черный вечер слышим вой ветра, свист вьюги, чувствуем приближение чего-то грандиозного, что перевернет с ног на голову весь этот заранее сложившийся мир то, что изменит дальнейший ход истории. Мы понимаем, что это что-то — это революция. В этот черный вечер разрушится старый мир…

Автор с неприязнью относится к старому миру и хочет показать его гибель. Из всех героев поэму мы можем к нему отнести:

  • буржуя, который стоит, как пес голодный;
  • старушку, которая является отголоском страшного и голодного мира;
  • писателя Вития, не верившего в будущее России;
  • долгополого попа;
  • барыню в каракуле, которая поскользнулась и упала.

Что говорить частью старого мира являются почти все участники поэмы. К их числу нельзя отнести только двенадцать красноармейцев, которые становятся центром второй главы повествования.

Блок смеется над представителями старого мира.

У него буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос.

Может, он боится перемен и ищет защиты, прячась с носом в воротник. Блок использует для высмеивания этих людей не просто юмор, а черную сатиру.

Помнишь, как, бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ.

Перед взором сразу предстает образ толстого попа, отъевшегося за чужие деньги и приношения. Но раньше у него было все, а теперь нет ничего…

Даже пес голодный, безродный, шелудивый и тот является отголоском старого мира. В конце мы видим, что полумертвый пес жмется к гвардейцам. Этот фрагмент говорит о том, что старый мир еще жив, он где-то рядом, он пытается приспособиться и спрятаться, но жить ему осталось недолго. Ведь абсолютно все, включая ритм стиха, меняется с появлением двенадцати красноармейцев.

Исчезают все представители злого мира, кроме пса, и это напоминает красноармейцам, что мерзкая, старая сторона жизни никуда не ушла: она идет по пятам за ними, дышит холодным дыханием в затылок:

И старый мир, как пес плешивый Стоит за ним поджавши хвост… … Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес плешивый, Провались — поколочу!

Читайте также: