Культурное наследие саков кратко

Обновлено: 30.06.2024

О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.

В VIII–V вв. до н. э. в Центральном Казахстане параллельно со звериным стилем развивался полихромный стиль. Кочевники делали украшения из зерни и драгоценных камней. Звериный стиль постепенно начинает исчезать в III–II вв. до н.э., и в начале нашей эры исчез совсем. Большое влияние на развитие культуры саков оказала культура ахеменидского Ирана (Древней Персии). Ярким представителем сакской духовной культуры является мыслитель, философ Анахарсис, живший в VI в. до н. э.

Саки в большей степени принадлежали к европеоидной расе (однако уже были заметны монголоидные черты) и говорили на восточно-иранском языке. Ряд ученых считает, что саки являлись первыми древнетюркскими племенными объединениями на территории Казахстана.

У саков играли роль талисманов и амулетов изделия с изображениями

Ярким представителем сакской духовной культуры является мыслитель, философ

В Восточном Казахстане расположено крупных курганов

На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке –

Хозяйство саков. Саки северного Кыргызстана занимались главным образом кочевым скотоводством. Жили саки в юртах и землянках. Разводили много овец, двугорбых верблюдов, коров, приспособленных к горным условиям лошадей.

Особое внимание уделялось лошадям, так как они занимали важное место в кочевой жизни саков. Не быть на коне, ходить пе­шим для сака считалось большим позором. Даже детей сажали на коня раньше, чем они начинали ходить.

Саки Ферганы занимались земледелием. В благоприятных для земледелия зонах получила развитие система ирригации. Возделы­вались пшеница, овес, просо. Для обработки земли использовалась соха с железным наконечником. Зерновые убирали железным сер­пом, а затем молотили железными цепями. Для хранения зерна выкапывались специальные ямы.

kultura-sakov

Основу питания саков составляли молоко и мясо. Хлеб выпека­ли в специальных печах, в форме круга, напоминающего солнце.

Мужчины носили войлочный остроконечный головной убор, похожий на калпак кыргызов, шаровары, чапан и сапоги. Для изготовления ткани использовалась пряжа из шерсти животных,

Сак на коне. Рисунок на войлоке. 300 г. до н. э. Пазырык. Центральная Азия

Саки поклонялись солнцу, луне, огню.

Изображения животных на бляхах ремней. Золото

По их представлению, боги обращались в животных. Так, лошадь была богом солнца и огня, поэтому ей уделялись особые внимание и уход, что свидетельствовало о бытовании в сознании саков другой древнейшей формы ре­лигии — тотемизма. Для разных племен та­кими тотемами-хранителями, защитниками выступали самые разные животные — лебедь, волк, медведь, олень и т. д. Изображение то­тема-защитника помещалось на знамени со­ответствующего рода или племени.

Знамена саков изготавливались из шкуры убитого ими животного. Они свято чтили свое знамя, выронить его из рук считалось дур­ным знаком. В большинстве случаев на него наносились изображения змеи или дракона. Змея считалась прародителем человека, сим­волом мудрости и хозяином жизни под зем­лей. Облака в понимании саков были летающими драконами. По­этому использование образов животных получило такое сильное развитие в искусстве саков.

saki-voini

Постепенно в сакском обществе поклонение животным теряет свою силу, доминирующей становится вера и поклонение одному Всевышнему Создателю. Саки думали, что от него зависит все — быть ли в жизни человека хорошему или плохому, богатству или бедности.

Распространение культуры саков. Исторические источники и обнаруженные археологические памятники доказывают, что саки издавна населяли просторы Центральной Азии, Сибири, территории Восточной Европы. На этих территориях найдены имеющие отношение к сакам оружие, хозяйственная утварь, курганы-мо­гильники и т. д.

Например, саки хорошо освоили обработку бронзы и стали широко использовать ее для изготовления хозяйственных орудий труда, а также оружия. Есть сведения, что саки изобрели удила к узде, стремена к седлу. Появление этих новых элементов конско­го снаряжения позволило более эффективно использовать лошадь для развития военного дела, а также в хозяйственных целях.

Огромные изменения в жизнь не только саков, но всего че­ловечества внесло изготовление из бронзы топора. Так, саки, на­селявшие лесистые территории Сибири, научились при помощи топора рубить деревья, соединять их между собой и использовать для сооружения первых видов жилища — четырех, шестиугольных землянок. В холодных условиях Сибири это было значительное до­стижение в строительстве жилища. Чтобы обеспечить тепло в по­мещении, пол землянки углубляли на один метр. Верх землян­ки также перекрывался бревнами, а затем обмазывался глиной. В центре помещения устраивался очаг, дым от него выходил через специальное отверстие вверху помещения.

В связи с тем, что постепенно некоторая часть саков пере­местилась на территорию Восточной Европы, отличавшейся мяг­ким климатом, богатой природой, культура саков, населявших первоначально Алтай, Сибирь, распространяется в Европу (евро­пейская часть современной России, Украина, Болгария, Венгрия) и соединяется с культурой населяющих ее племен.

Сакские мастера плавят металл в глиняных печах.

Сакские мастера плавят металл в глиняных печах.

Что представлял собой сакский праздник кедра?

К сакам восходит и искусство создания образа человека в кам­не. Фигурки диких и домашних животных, рыб и птиц, изготов­ленные из камня, разных видов металла, до мельчайших подроб­ностей были похожи на настоящих. Это говорило о высоком уровне искусства сакских мастеров, их умении видеть и понимать окру­жающий мир.

Своеобразием отличалось и оружие саков. Обычно оно изготав­ливалось из бронзы. Это были мечи, называемые акинак, двулез- вийные кинжалы, ножи, копья, палаши, стрелы для дальнего рас­стояния, шлем на голову.

Одними из первых среди народов мира саки преуспели в из­готовлении специальных глиняных печей для плавки металла. Освоение процесса плавки железа позволило сакам изготавливать оружие, которое обладало по сравнению с бронзовым лучшим ка­чеством. В связи с тем, что у саков было хорошее оружие и вынос­ливые крепкие кони, они одерживали победы в своих походах и успешно противостояли врагам. Саки считали, что железо им дал Всевышний Создатель.

Изображения в зверином стиле искусно наносились на одежду, посуду, оружие и военные доспехи, знамена, конскую сбрую, юве­лирные украшения, предметы ритуального значения и быта, из­готовленные из золота, серебра, дерева, кожи, войлока, керамики и т. д.

Много таких памятников культуры саков обнаружены в Пазы- рыкском могильнике на Алтае.

На территории Кыргызстана памятники сакской культуры об­наружены в Чуйской долине, Тянь-Шане (Тенир-Тоо), Иссык-Ку­ле. Большой интерес ученых вызывают, например, жертвенный столик, светильники, котлы с ножками конусовидной формы, раз­личные ювелирные украшения.

Таким образом, саки, населявшие в VIII-III веках до н. э. широкое пространство Евразии, достигли значительного прогрес­са в быту, военной сфере, культуре и тем самым внесли большой вклад в историческое развитие человечества. Их богатое наследие смогли развить и продолжить считавшиеся потомками саков коче­вые народы, в том числе кыргызы.

Проверьте себя:

Рассказ по рисункам: составьте по рисункам небольшой рассказ о саках.

Подумайте и обсудите: вспомните, какими своими достижениями саки из­вестны среди народов мира?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЭКСПРЕСС - КОНТРОЛЬ Эпоха железа охватывает период – … Период раннего железа.

ЭКСПРЕСС - КОНТРОЛЬ Эпоха железа охватывает период – … Период раннего железа занимает период – … В эпоху раннего железа территория Казахстана была заселена племенами – … Сведения о саках содержатся в – … В текстах, составленных по приказам царей … и …, упоминаются названия племен Казахстана Персы называли жителей Степи - …, а греки - … Основным занятием саков было - … В 530 г. до нэ на земли саков вторглись … во главе с … Персы вновь появились на территории Казахстана в … г. и их возглавлял царь … Борьбу саков против А.Македонского возглавил сак … Сакские племена преградили греко-македонским войскам путь … (куда)

САКСКИЕ ПАМЯТНИКИ Сакские памятники встречаются на берегах рек Сырдарьи, Тала.


Чирик-Рабат — городище на территории Приаралья ( 300 км от Кызылорды) в пус.

Чирик-Рабат — городище на территории Приаралья ( 300 км от Кызылорды) в пустине Кызылкум. Город был основан сако-массагетами примерно в IV веке до н. э. Жители города владели гончарным, кузнечным, литейным искусством. В городе была своя библиотека. Чирик-Рабат был торговым центром на пути древнего Великого шёлкового пути. Развито было земледелие (рисоводство). В древних летописях есть упоминания и о Чирик-Рабате как о резиденции сакских вождей (апасиаков)

В центре города находилась крепость – цитадель, с построенными на ней стороже.

В центре города находилась крепость – цитадель, с построенными на ней сторожевыми вышками. Крепостные стены города имели толщину 4,5 м. на них были устроены специальные места – амбразуры для стрельбы из лука. Город был окружен рвом глубиной 4,5 м и шириной 40 м. Городище Чирик-Рабат. Керамические чаши, кувшины и кружки . III в. до н.э. В центре цитадели археологами были найдены ножи, бронзовые наконечники стрел, золотые украшения. Этим изделиям примерно 2500 лет. В Чирик-Рабате были найдены изделия из драгоценных металлов и железные доспехи сакского воина, в цитадели – захоронения знатных людей.

Еще один город, где археологи провели раскопки, - Бабиш-Молда. Город тоже име.

Еще один город, где археологи провели раскопки, - Бабиш-Молда. Город тоже имел крепостные стены и ров. Остатки проса и основания ручных мельниц, найденные археологами, свидетельствуют о занятии жителей города земледелием.

В 300 км. от г. Кызыл-Орда был раскопан археологами город ………..-………. Он расп.

В 300 км. от г. Кызыл-Орда был раскопан археологами город ………..-………. Он располагался на холме. В центре крепость цитадель, с построенными на ней сторожевыми вышками. Крепостные стены города имели толщину …… м. На них были устроены – ………………… для стрельбы из лука. Город был окружен рвом, глубиной ………… м. и шириной …… м. В цитадели найдены ножи, ……………………………………………., золотые украшения застежки, глиняные изделия. Эти изделиям ………………. лет, т.е город был заселен в IV-IIвеках до н.э. Другими памятниками сакской культуры в Приаралье являются древний город …………… , а также памятник архитектуры Баланды. О памятниках Приаралья оставил сведения греческий учёный Страбон. ЗАПОМНИ !

Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. Например, конь.

С VIII в. до н.э. у населения степей Казахстана, Сибири, Поволжья и юга Европ.

В III-II вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, пр.

В III-II вв. до н. э. этот стиль постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему, а в начале нашей эры ему на смену пришел полихромный стиль Изображение зверей на оружии считалось амулетом, тумаром как бы защищавшем воина в битвах

ЗАПОМНИ ! Главными в религиозных верованиях саков были - …. и …. Он (… кто) п.

САКСКИЕ КУРГАНЫ ЖЕТЫСУ Иссыкский курган: раскопки произведены близ Алматы в 1.

Надпись на чаше, состоявшая из двух строк, среди которых удалось распознать 1.

Надпись на чаше, состоявшая из двух строк, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. Особое значение имеет надпись на серебряной чаше из 26 руноподобных знаков, которые, к сожалению, до сих пор не расшифрованы. Находка свидетельствует о существовании у сакских племен письменности.

Бесшатырский курган: на правом берегу реки Или. Курган состоит из 31 могильни.

Бесшатырский курган: на правом берегу реки Или. Курган состоит из 31 могильника. Датировка кургана V-IV вв. до н.э. Сверху захоронение покрывали каменным слоем в 1-2 метра толщиной. Вокруг кургана строилось ограждение высотой полметра. Рядом ставились одиночные камни - менгиры. Саки устанавливали саркофаг, специальное сооружение, выстроенное из бревен, плотно прижатых друг к другу.

Самый большой курган, именуемый "семиреченской пирамидой", имел в диаметре 10.

Самый большой курган, именуемый "семиреченской пирамидой", имел в диаметре 105 метров и высоту 17 м. Деревянные усыпальницы этих курганов сооружали из бревен тянь-шаньской ели, отлично сохранившихся за более чем 2 тысячи лет. Особенность Бесшатырских курганов - подземные катакомбы с лабиринтом, один из ходов которого вел к усыпальнице. Под курганом имелся специальный лаз - дромос- от подножья кургана до саркофага. Длина его была примерно 6 м. Во время раскопок кургана были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи, заколки для волос, агатовые бусы, керамика.

ЗАПОМНИ ! Иссыкский курган: раскопки произведены близ Алматы в … гг. археолог.

ЗАПОМНИ ! Иссыкский курган: раскопки произведены близ Алматы в … гг. археологической экспедицией под руководством …. К.А. Акишев относит Иссыкский курган к сакам-тиграхаудам. Памятник датируется … вв.до н.э. Надпись из 26 знаков на серебряной чаше из Иссыкского кургана, по мнению К.Акишева, доказывает существование у саков … (чего) Бесшатырский курган: на правом берегу реки … . Курган состоит из … могильника. Датировка кургана … вв. до н.э. Деревянные усыпальницы курганов сооружали из бревен …. ели, отлично сохранившихся за более чем … тысячи лет.

Коллекция артефактов сакского периода представлена на археологической выставк.

Тема: Культурное наследие саков, массагетов, гуннов, усуней и канглы :

и их роль в формировании культурного наследия тюркских народов

Подготовил(-а): Адамов И.К

Факультет: Информационных технологий и экономики

Проверила: Дайрабаева А.Б

Часть памятников древних саков - это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях.

Памятники древней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш - Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик - Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки - это саки , которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра - города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость - цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения - застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.

Город Бабиш - Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик - Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.

Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот - крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.

Каждый род и племя считали своими прародителями - оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе.

В 1983 году в Илийско - Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе был найден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе - тымаке. Это лишь одно из свидетельств высокого уровня социально - экономической жизни кочевых сакских племен, их развитой культуры.

Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопки приводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней и других предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древние саки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции и обычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают, способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано с представлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, в котором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, по заведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественность захоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было у человека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захоронениях знатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые они носили и использовали при жизни.

Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана - это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане - жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня.

Кожа, шерсть, войлок, дерево - вот основные материалы кочевников для изготовления всех необходимых вещей и предметов. Они не так долговечны, как камень. Меха, ткани и одежда не могли сохраниться до наших дней, но по письменным источникам можно узнать, что кожаные одежды гуннов были прочны и удобны.

Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью. Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных витых проволочек - скань. Еще одним видом украшения была инкрустация - украшение изделия камнями. Ученые называют такой стиль полихромным стилем. Гунны искусно выделывали серебряные и золотые украшения. В погребениях богатых гуннов в обилие встречаются золотые серьги, кольца, перстни, инкрустированные золотом, кожаные пояса. Для украшения изделий использовались изображения диких животных.

Найденные в местах постоянных поселений головки веретен показывают, что гунны ткали и носили одежду из шерсти. В богатых погребениях знатных гуннов находят остатки шелковых материалов, отсюда становится ясно, что одевались они в дорогой китайский шелк.

Во II в. до н.э. (160 г. до н.э.) уйсуни заселились на земли саков-тиграхауда вСемиречье.Они говорили на древнетюркском языке. Уйсуни имели европеоидные черты лица с примесью монголоидных черт.

Уйсуни занимали территорию от реки Чу иа западе, отрогов Тянь-Шаня на востоке (местность Бесбалык, северо-западнее Китая), от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столицей был город Чугучэн (город Красной долины), который находился на берегу Иссык-Куля.

Главным занятием уйсуней было скотоводство, образ жизни - оседло­кочевой. Скотоводы разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, одомашнили и использовали в хозяйстве ослов. Уйсуни воевали за пастбища с племенами кангюев и гуннов. Оседлые уйсуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые - в юртах. Хозяйство уйсуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим.

На месте захоронения знатных особ уйсуни сооружали курганы. Наибольшее число курганов уйсуней обнаружено на территории Семиречья.

У уйсуней было развито ювелирное ремесло. В украшении ювелирных изделий из золота и серебра широко применялась традиция инкрустирования драгоценными камнями и техника зерни. Большой интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м. Её изготовил мастер, живший в I в. до н.э.- II в. н.э. Главной идеей диадемы было изображение модели вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы - небо, крылатые кони - солнце.

Керамическая посуда уйсуней украшалась преимущественно солярными знаками, т.е. изображением солнца.

Уйсуни имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Жизнь уйсуней была описана китайским ученым Сыма-Цянем.


Кангюйцы использовали согдийскую письменность . В древнем городище Культобе найдены глиняные таблички с согдийскими надписями ранее III века н. э. [25]

Жители Кангюя освоили технологии железного века. Большую роль играла охота и полукочевое скотоводство . Население разводило крупный рогатый скот , овец , лошадей , коз . Вместе с тем было развито богарно -лиманное земледелие, огородничество. Землю обрабатывали при помощи каменных мотыг. Также использовались костяные земледельческие орудия. Широко применялись простейшие формы ирригации. В районе Джетыасара обнаружены арыки длиной 40—50 м, небольшие каналы и водохранилища, развалины дамб [8] .

Кангюйские поселения располагались в основном по берегам рек и протоков. Они состояли из десятков жилых и хозяйственных строений, были укреплены крепостными стенами и рвами, наполненными водой. В состав поселений входили сложные по архитектуре дворцовые комплексы и монументальные кирпичные постройки, украшенные красочными настенными росписями. В числе домашних промыслов были кузнечное и гончарное дело, изготовление ювелирных изделий, обработка камня и кости. Кангюйцы вели торговлю со среднеазиатскими государствами, с народами Закавказья , Римом и Китаем . При раскопках поселений в жилых и хозяйственных помещениях обнаружено множество хумов для хранения зерна и бахчевых культур, зернотёрок, зерновых ям [8] .

Армию составляли всадники , вооружённые луком и стрелами, копьями и мечами (см. Орлатские пластины ).

Scythia-Parthia 100 BC.jpg

Са́ки (др.-перс. Sakā , др.-греч. Σάκαι , лат. Sacae ) — собирательное название группы ираноязычных [1] [2] [3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Содержание

Группы саков

Упоминаются у Геродота [4] . в древнеперсидских надписях четыре группы саков [5] :



Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, явлюящийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан [8]

Общие сведения

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий [17] . Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия [18] .

Читайте также: