Историческая природа дипломатии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Протокол и этикет дипломатического и делового общения

ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ

§ 1. Понятие дипломатии

И хотя переговоры являются ключевым методом осуществления дипломатии, последняя не может быть сведена только к ним. С точки зрения современных представлений о формах дипломатической деятельности они включают в себя:

— периодически проводимые встречи глав государств и их специально уполномоченных на это представителей дипломатические конгрессы, конференции и др.);

— дипломатическую переписку посредством обмена нотами, меморандумами, личными письмами и т. п.;

— подготовку и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих широкий круг вопросов межгосударственных отношений;

— постоянное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и иными миссиями, поддержание через них на регулярной основе контактов с дипломатическим ведомством страны пребывания;

— участие представителей государства в работе международных организаций, — и в первую очередь ООН, выделяющейся на фоне других как поистине универсальный форум глобального масштаба, на котором страны мира могут обсуждать на равноправной основе интересующие их проблемы;

— изложение в средствах массовой информации официальных позиций государства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, периодические публикации официальной информации о важнейших международных событиях, официальное, от имени правительства, издание международных документов.

Разумеется, среди всех средств внешней политики именно дипломатии принадлежит особое, исключительно важное место. Только для нее осуществление внешнеполитических целей и определение необходимых для их достижения путей и средств является единственной задачей. При этом дипломатические ведомства, добиваясь от своего центрального аппарата и зарубежных представительств искусного пользования формами сношений между правительствами и успешного политического воздействия на иностранные государства в рамках этих форм, как правило, одновременно координируют работу всех других государственных и негосударственных органов и учреждений, нацеленных на реализацию внешнеполитических функций. Ясно, что если государства строго придерживаются общепринятых принципов и норм во внешней политике и дипломатии, намного легче и безболезненнее решаются вопросы, возникающие между ними в процессе двустороннего и многостороннего общения. Необходимость неукоснительного следования этим принципам инормам становится особенно очевидной в ядерный век, когда со всей остротой встал вопрос о сохранении самой жизни на Земле, существовании человеческой цивилизации.

В Российской Федерации и большинстве других стран мира дипломатические ведомства носят название министерств иностранных дел. Встречающиеся различия в наименовании соответствующих ведомств (в США, например, — Государственный департамент, в Англии — Форин оффис, во Франции — Министерство внешних сношений) их существа и функций, естественно, не меняют.

Министерство иностранных дел РФ, осуществляя свою внешнеполитическую деятельность, представляет Россию на международной арене в контактах с другими государствами, перед дипломатическим корпусом в Москве. Оно координирует также деятельность других российских ведомств и органов, поддерживающих внешние связи.

На Министерство возложена обязанность получать, обобщать и анализировать информацию по различным аспектам международного положения, готовить на этой основе предложения по вопросам внешней политики РФ. В этих целях поддерживаются постоянные контакты с российскими посольскими и консульскими учреждениями за рубежом, осуществляются руководство их работой, а также связь с иностранными дипломатическими представительствами в Москве. МИД участвует в подготовке и приеме иностранных государственных и правительственных делегаций, в осуществлении визитов официальных российскихпредставителей в зарубежные страны. Представители Министерства принимают участие в работе международных форумов, разрабатывают проекты договоров и соглашений, защищают личные и имущественные интересы граждан и юридических лиц Российской Федерации, находящихся за границей.

§ 2. Дипломатия как наука и искусство

Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков согласия и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Содержание

Возникновение термина

История дипломатии

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

Форма дипломатии

Дипломатия является чрезвычайно кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Содержание и задачи дипломатии

Главной задачей и содержанием дипломатии является достижение государствами целей их внешней политики дипломатическими методами и средствами.

Дипломатия - способ реализации внешней политики государства. Дипломатия осуществляется в форме официальной деятельности глав государств, правительств, органов внешних сношений государства и непосредственно дипломатов, способствующих достижению целей и задач внешней политики и защите интересов своего государства и отдельных граждан за границей. Черт знает чье определение. Из других билетов определение лучше (дипсловарь МИД СССР и Оксфорд)

Формы дипломатии

- двусторонняя дипломатия, осуществляемая на постоянной основе через дипломатическое представительство одного государства на территории другого государства;

- дипломатия, осуществляемая путем посылки специальных миссий;

- многосторонняя дипломатия в рамках международных организаций, осуществляемая через делегации и постоянные представительства государств при международных организациях

Международные организации являются высшей формой многосторонней дипломатии. Каждая из них имеет свой устав, бюджет, штаб-квартиру, секретариат, который обеспечивает их регулярную жизнедеятельность.

Создаваемые государствами на основе заключенных между ними многосторонних договоров и в соответствии с нормами международного права указанные международные организации (межгосударственные, межправительственные, межпарламентские) различаются по характеру вопросов, которыми они призваны заниматься, по составу участников (универсальные, региональные и субрегиональные), по объему полномочий и другим признакам. Статус таких организаций определяется, как правило, их уставными положениями.

ООН – постоянное представительство России при ООН в Нью-Йорке. Представительство России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

РФ в качестве полноправного члена, наблюдателя (или имея специальный статус) участвует в работе ряда крупных международных региональных организаций; европейских - ОБСЕ, Совете Европы, ЕС, евразийских - СНГ, трансатлантических - НАТО, американской – ОАГ (постоянный наблюдатель), региональные- АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭс, ШОС.

Государство, участвующее в работе международной организации, осуществляет с ней взаимодействие через аккредитованное при этой организации специальное представительство государства. Представляют его как постоянное представительство (постпредство) – государственный орган внешних сношений, осуществляющий на постоянной основе представительство государства в международной организации. Возглавляет постпредство постоянный представитель. Функции определяются Уставом организации, специальными соглашениями или протоколами к нему между странами-участницами, а также законодательными актами аккредитующего государства.

14 марта 1975г. в Вене была подписана Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. В соответствии с ее нормами постоянным представителям, наблюдателям, оперативному составу постпредств предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные дипломатическим. Участником Конвенции является и Россия как государство-правопреемник Союза ССР.

РФ принимает активное участие в многочисленных международных конференциях, созываемых по какому-то определенному случаю, сессионных заседаниях в рамках международных форумов или объединений государств, не имеющих статуса международной организации, различных консультациях или переговорах, насчитывающих три и более участников. Такая форма многосторонней дипломатии часто называется конференционной. Лица или делегации, направляемые государствами для участия в таких мероприятиях, относятся к категории специальных миссий. Название их происходит от латинского , т.е. для данного случая.

Статус таких миссий регламентируется Конвенцией ООН 1969г. о специальных миссиях (вступила в силу 21 июня 1985г.). В соответствии с ней миссия имеет представительный и временный характер и посылается одним государством в другое с соглашения последнего для выполнения в этом государстве определенной задачи, независимо от того, поддерживаются ли между ними дипломатические или консульские отношения или нет. Возглавлять делегацию-миссию как дипломатическое представительство может глава государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия для выполнения поставленной задачи. Нередко такую миссию выполняют специальные представители глав государств или правительств или послы по особым поручениям.

3)Универсальный характер нынешней дипломатии как отражение уровня международного общения. Укрепление принципа суверенного равенства государств. Правовое закрепление этих реалий в международных актах.

Структура МИД РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

А .Руководящий состав. Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 — Сергей Лавров. Министр иностранных дел — глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях.

Министр иностранных дел РФ в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса.

Андрей Козырев — с октября 1990 по январь 1996

Евгений Примаков — с января 1996 по сентябрь 1998

Игорь Иванов — с сентября 1998 по март 2004

Сергей Лавров — с 9 марта 2004

По состоянию на декабрь 2008 г. 8 заместителей министров (их число может меняться). Все они назначаются Президентом РФ. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Денисов Андрей Иванович — первый заместитель

Карасин Григорий Борисович — статс-секретарь (курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства)

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы РФ, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37) департаменты по основным направлениям деятельности.

Б.Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациямию

В.Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. (Департамент экономическое сотрудничество, Департамент информации и печати и.д.)

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения.

15) Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37,39) департаменты по основным направлениям деятельности.

Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов.

К числу департаментов, занимающих отношениями РФ с другими, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающихся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА) и т.д.

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по союзвопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Следующие работы территориальных департаментов; сбор , анализ официальных документов и информационных материалов, осуществление дипломатической переписке с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящиеся в ведении департамента и т .д.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаменты. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), , экономическое сотрудничество (ДЭС), международных организаций (ДМО) и т.д. Одной из основных мест в системе МИД РФ занимает департамент информации и печати (ДИП). На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференции, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Консульская служба (ДКС) важнейшее функциональное подразделение, координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств.

Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Управление делами (УД), валютно-финансовый департамент (ВФД) и т.д.

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

Специальное место занимают Историко-документальный департамент (ИДД), в котором сосредоточен архив МИДа РФ.

Определение дипломатии и история её развития.

Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств.

С понятием диплома́тия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

История дипломатии

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

История внешнеполитического ведомства России началась задолго до формального создания МИД Александром I в 1802 г. Истоки формирования российской дипломатической службы восходят к периоду Древней Руси. Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания своей государственности, т. е. с IX-XIII вв.

В конце XV в., при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось создание особого дипломатического ведомства.

Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII в.

Особое место в истории внешней политики России занимают петровская и екатерининская эпохи. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула (1721 г.) знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах.

В сентябре 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. Первый министр иностранных стал дел А. Р. Воронцов. В составе МИД появился ряд новых департаментов, в том числе Экспедиция консульских дел, Учебное отделение восточных языков, Внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении – министр иностранных дел в чине канцлера.

Заграничные подразделения составляли: посольства России в великих державах, миссии, резидентуры в небольших и зависимых восточных странах, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Так, если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1903 г. – 173, то к началу первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

государственный деятель и дипломат Г. В. Чичерин.

К началу 1924 г. дипотношения существовали с 10 государствами, а в 1925 г. – уже с 22.

В условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия последовательно выступала за создание системы коллективов безопасности. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 г.), вступление СССР в Лигу наций (1934 г.).

В годы второй мировой войны советская дипломатия проводила линию на создание и укрепление антифашистской коалиции, открытие второго фронта в Европе, участвовала в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов.

Советская дипломатия внесла значительный вклад в создание Организации Объединенных Наций.

В 1941 г. были введены дипломатические ранги чрезвычайного и полномочного посла и чрезвычайного и полномочного посланника, а в 1943 г. – ранги для других дипсотрудников.

В марте 1946 г. название внешнеэкономического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Сложившаяся к середине 50-х годов структура МИД отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало в то время и последующие годы. Она сохранилась без существенных изменений в течение 30 лет – до 1986 г. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 г. по июль 1985 г., т. е. 28 лет являлся видный советский дипломат А. А. Громыко.

Перестроечные процессы, проходившие в СССР во второй половине 80-х годов, сопровождались коренными сдвигами в его внешнеполитическом курсе, в основу которого было положено видение единства и взаимозависимости мирового сообщества.

В ноябре 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешнеэкономических сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

С 1991 г. происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР.

Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г. было утверждено новое Положение о Министерстве Иностранных дел.

На сегодняшний день Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со 180 странами и имеет в зарубежных странах 145 посольств и 87 консульств, включая генеральные, 12 представительств при Международных организациях.

Мало того, решая на практике задачу, поставленную ей внешней политикой, дипломатия нередко превращает её в самоцель. Например, когда для обороны против агрессора дипломатия привлекает к союзу другие державы, установка на создание такого союза сама становится частью внешней политики. Так это было во время второй мировой войны, когда ряд миролюбивых держав образовали блок против военной угрозы со стороны гитлеровской Германии, или так это было в период усилий Англии в начале нынешнего столетия, которая сыграла активную роль в создании тройственного согласия для борьбы против германского империализма. При всём том, как ни тесна связь между дипломатией и внешней политикой, смешивать одну с другой нельзя. Последняя определяется: в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах интересами командующих здесь классов, в социалистическом обществе - интересами всего трудящегося народа. Дипломатия же, отнюдь не будучи свободна от влияния общественной структуры, как мы увидим ниже, всё же является лишь техническим средством осуществления внешней политики.

Само собой очевидно, что дипломатия так же стара, как сама внешняя политика, а последняя так же стара, как отношения между организованными человеческими обществами - государствами и даже племенами. Действительно, уже между варварскими племенами существовали более или менее правильные сношения, происходили переговоры и заключались соглашения и союзы экономического и политико-военного характера. Это значит, что и у них уже существовала дипломатия - пусть примитивная как по содержанию, так и по форме и методам, но всё же дипломатия. У древних же высокоорганизованных и сильных государств, как Вавилония или Египет, внешние сношения становились весьма сложными, их внешняя политика приобретала широкий и устойчивый характер, и сама дипломатия осложнялась, приобретала большое государственное значение и приводила к письменным соглашениям, по содержанию и форме поразительно близким современным. В древней Греции, раздроблённой на множество то соперничавших, то объединявшихся государств, дипломатия играла уже огромную роль. Такие дипломаты, как Фемистокл и Перикл, стремившиеся к установлению гегемонии Афин над всей Элладой, и особенно царь Филипп Македонский, осуществивший объединение Греции, но под собственной македонской державой, стоят вровень с любыми дипломатами любых времён. Что же касается Рима, как республиканского, так и императорского, то уже Макиавелли (…) правильно отметил, что дипломатия приобрела Риму больше, чем войны. В последовавшие за разрушением Римской империи мрачные века раннего Средневековья, когда вся государственная структура западноевропейского общества распалась, остался лишь один центр, который в состоянии был сколько-нибудь восстановить её: это была римская церковь, главы которой, папы, используя духовное оружие как средство воздействия на варварские племена, создали новую дипломатию, обеспечившую их собственное возвышение и вселенскую власть. С своей стороны на другом конце Европы, в её юго-восточной части, Византия сумела в некоторой степени благодаря блестящей дипломатии спастись от гибели и продлить свою жизнь ещё на целое тысячелетие. Когда в дальнейшем средиземноморская Европа в результате Крестовых походов в 13-16 веках приобрела новый облик (развитие торговли и мануфактуры, рост городов и денежного хозяйства), дипломатия в руках пап, венецианских дожей, тиранов итальянских городов-государств, византийских императоров, боровшихся за рынки и присвоение новых источников богатств или объединявшихся для борьбы против немецких или французских захватчиков, приобрела огромное значение, которое с тех пор уже не умалялось.

Ещё медленнее шло образование особых дипломатических ведомств. Правда, уже с 13 века в Испании, Франции, а затем в Англии появляются при монархах секретари, ведавшие наравне с внутренними также и внешними делами, но, во-первых, это были действительно лишь секретари - исполнители начертаний своего государя, а во-вторых, они долго совмещали в своих руках внешнеполитические функции с внутриполитическими. Лишь с конца 18 века на Западе выделяются особые статс-секретари по иностранным делам и формируются особые дипломатические ведомства. В России уже в 16 веке возникает наряду с другими особый Посольский приказ, выполняющий распоряжения и указания царя; в 1718 году, при Петре I, он преобразуется в коллегию чужеземных дел, а в 1802 году было создано министерство иностранных дел.

Именно эти методы составляют сущность дипломатии, а уменье ими пользоваться составляет её искусство. Но прежде чем перейти к их анализу, необходимо дополнить образ дипломата ещё несколькими штрихами. Дипломаты - это лица официальные: посол, министр, глава государства, подвизающиеся на открытой политической арене и несущие прямую ответственность перед своей страной. Нередко, однако, ими если не прямо руководят, то их инспирируют и им суфлируют другие лица, стоящие за кулисами и почти не выступающие на авансцену. Таков был знаменитый советник Ришелье, патер Жозеф, таков был советник Бюлова Гольштейн (. ), таков был Тиррель, советник Грея: это подчинённые, которые на деле были наставниками, занимавшими высокие служебные посты. Но история знает влиятельных суфлёров и даже дипломатов, не занимавших никаких служебных постов. Такова (беря примеры из истории русской дипломатии) была княгиня Ливен, фактически выполнявшая роль посла в Лондоне вместо своего малоспособного мужа, такова была генеральша О. Новикова, инспирировавшая руссофильскую политику Гладстона (. ), таков был и M. H. Катков, значение которого было столь велико, что английский посол шутливо спрашивал своего шефа, не следует ли ему предпочтительно аккредитоваться при нём, а не при царе. Впрочем, Катков представлял уже тип не столько неофициального дипломата, сколько главы собственного, негласного ведомства, располагавшего собственной дипломатической и информационной сетью. В этом смысле его деятельность сближалась с работой закулисных и часто тайных клик, какие существовали при монархах или министрах на всем протяжении истории дипломатии. Таков был при Елизавете Петровне тот "интимный, солидарный кабинет, где премьером была Мавра Егоровна Шувалова, а членами состояли Анна Карловна Воронцова и какая-то просто Елизавета Ивановна, которую и звали министром иностранных дел", говоря словами Ключевского. Таков был "секрет короля", тайная клика при Людовиках XIV и XV, совместно с фаворитками решавшая вопросы внешней политики и дипломатии Франции. Такова была при Николае II камарилья Вырубовой - Распутина, назначавшая и увольнявшая министров и проводившая прогерманскую политику. Такова была известная клайвденская клика, инспирировавшая ту антисоветскую и прогитлеровскую дипломатию кабинета Невиля Чемберлена (. ), которая привела ко второй мировой войне. Вообще не найдётся ни одной капиталистической страны, где бы не было тайных организаций тех или иных влиятельных политических, хозяйственных и общественных деятелей, оказывающих или стремящихся оказать влияние на дипломатию своего правительства.

Вышесказанное относится к тем дипломатическим способам обеспечения государственной безопасности, которые названы были общими. Взаимные пакты о ненападении и нейтралитете относятся уже к частным методам дипломатии по разрешению указанной задачи, и в прежние времена они заключались гораздо чаще, чем теперь, причём они ещё закреплялись денежными, территориальными и другими материальными залогами, равно как и дипломатическими браками и иными гарантиями. При наличии дружественных отношений между сторонами эти пакты о ненападении легко (хотя и ошибочно) могут казаться лишь дипломатическим оформлением их, а при отсутствии дружественных отношений - нереальными (хотя на деле они могут послужить эффективным средством для рассеяния взаимных подозрений и установления доверия между данными сторонами), поэтому для страховки против нападения большинство государств предпочитает опираться на военную силу. Эти пакты не гарантировали безопасности их участников, так как не защищали их от агрессии со стороны третьих держав. Поэтому уже с 15-16 века начинают составляться планы по охвату пактами всех или большинства государств Европы, дошедшие до наших времён в виде пакта Келлога - Бриана, исключавшего применение военных средств для урегулирования международных конфликтов, или уставов Лиги наций и Объединённых наций (. ), предписывающих мирное разрешение таких конфликтов и предусматривающих в соответствующих случаях применение коллективных военных санкций.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Читайте также: