Военные монашеские ордена это кратко
Обновлено: 02.07.2024
Когда заходит речь о военно-церковных орденах, многие начинают либо путать их с церковно-политическими (как францисканцы, например), либо знания их ограничены только 3-мя орденами, которые вспоминают: тамплиеры, госпитальеры и тевтоны. На самом же деле орденов было до 18 единовременное (всего - 28).
Духовно-рыцарские ордена
Это - организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII вв. под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых и других походов: против ислама на Святой земле, в Испании или Турции, против язычников в Литве, Эстонии, Пруссии, против еретиков (альбигойцев, гуситов), после Реформации иногда против протестантизма. Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты воздержания, послушания, бедности. Как рыцари, носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли неофитами. Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения. Каждый орден возглавлял пожизненно избранный и утвержденный Папой Великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники "провинций" (местных подразделений ордена) - приоры, маршалы ведали финансами ордена, командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли генеральный капитул, который периодически созывался и имел законодательную власть. Главными были братья-рыцари. Далее шли братья-оруженосцы и капелланы. Во главе таких орденов стояли Великие магистры, которых избирали на пожизненный срок. Подчинялись ордены только Папе Римскому. Благодаря пожалованиям, наследству, захватам, ростовщичеству и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них продолжали существовать.
Однако вскоре братства начали приобретать все больше черт военно-монашеских Орденов, живших по достаточно строгим и обязательным для всех своих членов Статутам (Уставам).
Рыцари-монахи (а если говорить обо всех членах Орденов, то воины-монахи) этих орденских братств обладали, с точки зрения эффективности борьбы с мусульманами, целым рядом преимуществ перед светскими рыцарями и светскими воинами-крестоносцами.
Во-первых, воины-монахи постоянно проживали в своих крепостях-монастырях, возведенных на тех территориях, границы которых они были обязаны охранять.
Во-вторых, они приносили обеты нестяжания и безбрачия, поэтому, не имея необходимости заботиться о собственном имуществе, семье и детях (которых не имели), могли всецело посвятить себя (наряду с молитвами) военному делу.
И тех, и других блаженный Августин считал защитниками Христианского мира от врагов видимых и невидимых. Характерным в данной связи представляется дошедшее до наших дней послание блаженного Августина некоему Вонифатию (Бонифацию) - христианину и римскому воину, усомнившемуся в необходимости и возможности для человека, исповедующего веру в Христа, Который есть Любовь, воевать с другими людьми, хотя бы и не просвещенными светом истинной веры, ранить и убивать их:
Именно охваченные этим духом ревности о Господе Христе воинские контингенты военно-монашеских Орденов составили костяк профессиональных армий королевств, графств и княжеств, основанных крестоносцами в Сирии и Палестине (Святой Земле, или Земле Воплощения), Пруссии и Ливонии, а также испанских королевств (Кастилии, Леона, Арагона, Майорки и Наварры) и Португалии. Аналогичные рыцарские Ордены, учрежденные с целью защиты от мусульманской агрессии, существовали и в иных государствах средневековой Европы - Орден Святого Маврикия, Орден Святого Георгия и Дракона (Орден Дракона), Орден крестоносцев со звездой и многие другие.
Здесь конец и Господу нашему слава!
На цветной таблице, помещенной нами, в качестве иллюстрации, в заголовке настоящей миниатюры, изображены (слева направо и сверху вниз) гербы:
1) Герб Ордена Святого Иакова Альтопасского (Ордена рыцарей Тау-Креста);
2) Герб Ордена Святого Гроба (Ордена сепульхриеров, Ордена Гроба Господня);
3) Герб Ордена госпитальеров-странноприимцев-иоаннитов (указанная в подписи дата учреждения этого Ордена - 1099 год - не соответствует действительности, как мы указывали в нашей миниатюры);
4) Герб Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (Ордена тамплиеров, ордена Храма);
5) Герб Ордена лазаритов (Ордена Святого Лазаря);
6) Герб Авишского Ордена Святого Бенедикта (Ордена Сан-Бенту ди Авиш)
7) Герб Ордена Калатравы (Ордена Сальватьерры);
8) Герб Ордена Святого Иакова и Меча (Ордена Сантьяго);
9) Герб Ордена Алькантары (Ордена Святого Юлиана);
10)Герб Ордена Пресвятой Богородицы Монжуа;
11)Герб Верховного Магистра (Гохмейстера) Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии (герб самого Тевтонского Ордена представлял собой черный крест на белом поле);
12)Герб Ордена рыцарей Святого Фомы;
13)Герб Альфамского Ордена Святого Георгия (Ордена Сан-Хорхе де Альфама);
14)Герб Ордена Ливонских братьев-меченосцев (Ордена Меча, Ордена бедной братии Христа в Ливонии);
Первые военные монашеские ордена появились в начале XII века на территории Иерусалимского королевства. Само королевство было основано в 1099 году после захвата крестоносцами Иерусалима. С этого времени началось паломничество европейцев в святые места. Поскольку путь был опасным, паломники брали с собой оружие. Со временем начали создаваться группы, сопровождающие путников, защищающие их от нападений.
Первыми военными монашескими орденами были ордена тамплиеров, госпитальеров. Это были самые могущественные организации. В конце XII века возник Тевтонский орден, созданный германскими рыцарями. Кроме того как в Иерусалиме, так и в Европе функционировало больше 10 мелких военно-монашеских орденов, братств, не одобренных папой римским.
Духо́вно-ры́царские о́рдены — организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в XI—XIII веках под руководством католической церкви главным образом для контроля границ христианского мира, защиты пилигримов на пути в Святую Землю, а также крестовых и других походов: против ислама на Святой земле, в Испании или Турции, против язычников в Литве, Эстонии, Пруссии, против еретиков (альбигойцев, гуситов), после Реформации иногда против протестантизма. Впоследствии ордены могли стать светскими.
Содержание
Члены
Как монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали обеты воздержания, послушания, бедности. Как рыцари-феодалы носили оружие, участвовали в завоевательных походах. Молодых приверженцев называли неофитами. Неофит должен был пройти обязательный обряд посвящения.
Структура
История
Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщичеству и торговым сделкам духовно-рыцарские ордены добились больших богатств, стали крупными земельными собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значительную экономическую и политическую силу. С укреплением в европейских государствах централизованной власти духовно-рыцарские ордены постепенно утратили значение, хотя некоторые из них (например, Тевтонский) продолжали существовать.
Читайте также: