Богоявленская д б интеллектуальная активность кратко

Обновлено: 03.07.2024

Термин введён Д.Б. Богоявленской и понимается как продолжение мыслительной деятельности личности за пределами заданной ей и уже решённой ею задачи, причём это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами личности, ни внешней оценкой работы.

Данный признак может использоваться как критерий оценки творческого потенциала личности.

В своих работах Д.Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня интеллектуальной инициативы.

Первый уровень – стимульно–продуктивный , когда человек достигает решения при самом добросовестном использовании найденного способа / решения.

Второй уровень – эвристический . На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную инициативность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи. Что проводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения.

Третий, высший уровень интеллектуальной инициативности – креативный, в котором обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приёмом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри, без внешней стимуляции для поиска наиболее совершенных и обобщённых способов решения.

Иоганн Форкель, О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастиана Баха. М., 1974 г., с.14-15.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Интеллектуальная активность – это не стимулированное извне продолжение мышления (Д.Б. Богоявленская, 2002). Применив терминологию системного подхода к исследованию психологических процессов и явлений, можно определить И.а. как интегральное свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами (или подсистемами) которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего – мотивационные) факторы умственной деятельности.

При этом И.а. не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности. Умственные способности составляют как бы фундамент И.а., определяя широту и глубину познавательного интереса, но проявляются в ней не непосредственно, а лишь преломляясь через структуру личности.

Мерой И.а., ее наиболее интимной качественной характеристикой может служить интеллектуальная инициатива (см. Инициатива интеллектуальная). Последнюю следует понимать как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы.

При этом интеллектуальную инициативу не следует отождествлять с проявлением любой инициативы в интеллектуальной сфере. Ее следует отличать, во-первых, от инициативы выбора, предпочтения мыслительной работы др. видам работы, во-вторых, от стремления к перевыполнению задания, когда сверх заданного в эксперименте (в жизненных ситуациях также) испытуемый просит дать ему еще одну, две и т.д. задачи. Последнее может быть проявлением не интеллектуальной инициативы, а самоутверждения на фоне эмоционального подкрепления.

Д.Б. Богоявленская рассматривает И.а. личности в качестве единицы анализа творчества (Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002).

ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

Н.Н. ПОДДЬЯКОВ

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 172 с.

Рецензируемая монография Д.Б. Богоявленской — новое, серьезное слово в советской психологии. Книга, посвященная психологическому изучению способности к творчеству, естественно, не может не заинтересовать очень широкую аудиторию, ибо способность к творчеству — это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Весьма импонирует общий дух, настрой книги — творческая активность рассматривается в ней не как привилегия определенного слоя творческой интеллигенции, а как массовое явление, характерное для людей, занимающихся любыми видами труда.

Большой удачей работы является исследование творчества у тех, кто только учится и делает свои первые шаги на этом пути. Ценность генетического подхода автора обусловлена актуальностью, которую приобретают исследования творческой активности в свете основных направлений реформы школы.

В чем же суть этого исследования?

Творчество исследуется Д. Б. Богоявленской не по продукту, а по процессу. Это непростая задача для психолога. Не так легко найти для этого точный психологический эксперимент. Такое исследование требует прежде всего разработки нового психологического представления о процессе творчества.

В исследовании Д.Б. Богоявленской проблема творчества поставлена и экспериментально решена не только как проблема интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности. Д.Б. Богоявленская пишет, что интеллектуальная активность — это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации. В работе раскрывается структура интеллектуальной активности, в которую входят как умственные способности, так и мотивационные факторы. Диалектическое взаимодействие этих двух подсистем дает в итоге то свойство личности, которое и определяет индивидуальный уровень интеллектуальной активности. На большом экспериментальном материале убедительно показано, что умственные способности действуют, лишь преломляясь через мотивационную сферу личности, которая может либо стимулировать, либо тормозить проявление этих способностей. Таким образом, старая проблема единства аффекта и интеллекта ни в одном исследовании последних лет не выступила так отчетливо, а главное, так экспериментально разработанно, как в данном исследовании.

За 15 лет в фундаментальном исследовании Д.Б. Богоявленской было обследовано 3,5 тыс. испытуемых различных возрастных и профессиональных групп: ученых, художников, музыкантов, юристов, летчиков, рабочих, конструкторов. В числе ее испытуемых были аспиранты, студенты различных вузов, ученики средних и специальных школ. Некоторые из испытуемых участвовали в лонгитюдном исследовании.

Такой подход к творчеству позволяет автору наметить основы нового научного направления, которое можно было бы назвать педагогикой творческой активности личности, так как фундамент такой активности закладывается еще в дошкольные годы, и очень важно построить единую систему формирования творческой личности.

В наши дни как никогда остро стоит задача формирования с самого раннего возраста творческих способностей. Об этом много говорят и пишут как в общедоступной, так и в специальной литературе, часто не раскрывая самого содержания творчества и творческих способностей. Поэтому выход книги Д.Б. Богоявленской очень своевременен.

Богоявленская Д.Б.

Творчество – это высшее проявление человека как феномена. Творческий процесс изучен в наименьшей степени, поскольку имеет спонтанный характер происхождения и не поддаётся стандартным научным методам.

Традиционная психодиагностика не даёт необходимых результатов в вопросе поиска методов выявления высших интеллектуальных способностей индивида. Человеческая личность слишком многогранна, а моменты озарения непредсказуемы.

Анализировать творческое мышление можно при помощи метода проблемных ситуаций, где поиск решения становится стимулятором деятельности, выявляя уровень способностей. Трудности адаптации выступают в качестве фактора, влияющего на рост и развитие интеллектуальной активности.

Метод диагностики общего интеллектуального уровня основывается на психологии, медицине и педагогике. Он направлен на измерение и наблюдение способностей, тестирование таких психических функций, как: память, внимание, сила воли, воображение, анализ, наблюдение и многое другое. В попытках оценить интеллект учёные обозначили несколько подходов:

  • Биологический. Здесь интеллект определяется как процесс мышления, который позволяет приспособиться к новым жизненным ситуациям. Интеллект определяется поведенческой составляющей, включающей пробы и ошибки, совершаемые человеком на протяжении жизнедеятельности.
  • Педагогический. В качестве основного критерия выступает степень обучаемости. Чем выше способность к обучению, тем выше оценивается уровень интеллектуальных способностей, и наоборот.
  • Структурный. Критериями интеллекта выступают не только способности рассудка, но и ощущения, восприятие окружающего мира. Интеллект рассматривается как комплекс процессов (восприятие, память, ассоциации, суждение, воображение, различение), определяемых в психологии как ощущения.

Это значит, что единой теории восприятия и оценки не существует, поскольку факторов влияния слишком много для возможности точного определения интеллектуального уровня и творческого потенциала.

Перечисленные методы Богоявленская выделяет как основные и все исследования сводятся к тому, что каждый случай индивидуален, поскольку творческий процесс непредсказуем, а сферы влияния безграничны и оказывают разнообразное воздействие на каждую отдельную личность. Авторы предлагают делить факторы влияния на группы, но одного общего фактора для всех не существует – к этому приходят исследователи.

Креативность и дивергентное мышление

Попытки изучения творческого мышления часто опираются на желание индивида обособиться, выделиться из толпы, проявить свою уникальность, это называется дивергентным мышлением. Антонимом этого понятия является конвергентное мышление – то есть желание соответствовать, объединяться с другими, быть похожим на кого-либо.

Чарльз Дарвин с точки зрения биологии определял дивергенцию в качестве понятия для описания различия эволюционного пути живых организмов. Развитие разных признаков у схожих видов в процессе эволюции объясняет многообразие сортов растений и пород животных.

Именно дивергентность считается залогом проявления творческих способностей и толкает на оригинальные решения и взгляды, вызывает желание создавать новое. Раскрываемая через такое мышление креативность является сходством в мышлении творческих людей и страдающих психическими расстройствами (шизофрения, аффективные расстройства личности). Мышление таких людей схоже в плане оригинальности, идеи отклоняются от общепринятых норм, обладая высоким уровнем креативности. Предположительно такое явление возникает благодаря расфокусированному вниманию.

Согласно гипотезе Айзенка, креативность и расстройство личности имеют одинаковое основание в виде генетической предрасположенности, определяющей такую черту личности, как психотизм. Эта черта может служить развитием креативности у одних и вызывать различные формы психопатологии у других. По сути, и то и другое есть реактивный процесс, который транслирует восприятие действительности через определённое поведение, диктуемое психическими процессами. Уровень психотизма определяет реакции: умеренный уровень даёт креативное мышление, а повышенный ведёт к шизофрении и криминальным наклонностям.

Методика выявления приёмов творческой личности

В своей работе, направленной на изучение психологии творческих способностей, Д. Б. Богоявленская посвятила несколько глав этапам развития метода тестирования интеллектуальных и творческих способностей в отечественной психологии. Опираясь на опыт предшественников, она разработала собственный подход - методику креативного поля, она является альтернативным тестом на уровень креативности.

В отличие от предыдущих методик исследования творческих способностей, включающих в себя тесты и проблемные ситуации, методика креативного поля построена на новых принципах, реализованных благодаря двухслойной структуре эксперимента. Прежние способы изучения интеллектуального уровня не являются адекватными в силу большого количества недочётов, в то время как методика креативного поля позволяет наиболее подробно и объективно оценить уровень интеллектуальной и творческой деятельности.

Принципы данной методики следующие:

  • Длительная продолжительность эксперимента. Жёсткие лимиты по времени, которые подразумевает тестовая модель испытания, были отменены данной методикой с целью избежать стрессовой ситуации для испытуемых. Многократность испытания также сопутствует понижению уровня стресса до возможного минимума.
  • Исключение внутренних и внешних оценочных стимулов. Внешние требования в виде описания предлагаемых задач должны быть неопределёнными и предлагать вариативность решения. Отчасти это и создаёт трудность и само по себе может вызвать проблему внутренних требований. Объект может испытать неудовлетворённость результатами собственной работы в силу неопределённости и отсутствия понятного алгоритма решения задач. Однако, в процессе работы этот алгоритм должен быть выработан самостоятельно, что в свою очередь поможет оценить способности человека.
  • Отсутствие потолка. Отсутствие ограничений и рамок при выполнении задания, возможность свободного выбора и методов решения, неограниченное движение в процессе прохождения эксперимента.

Опираясь на эти принципы, автор использовал для исследования несколько типов задач, которые можно было решить разными способами. Выбор заданий зависел от возрастной категории группы. Рассматривались методы решения, применяемые объектами исследования и уровень их эффективности. Экспериментальная методика включает в себя два этапа: предварительное обучение правилам и приёмам решения заданий установленного типа, и практическую часть. Практика эксперимента заключается в решении двенадцати задач, процесс занимал около часа. Эксперимент позволяет выявить приёмы творческой личности, которые делятся по трём правилам:

  • - В зависимости от количества решённых задач.
  • - Наибольшая вероятность применения в решении данной задачи.
  • - Наибольший круг обобщения.

Итогом проведенных экспериментов выступает классификация интеллектуальной активности, уровень которой поделен на три категории:

  • Стимульно-продуктивный. Методом решения выступают гипотезы, находки посредством изучения и дальнейших умозаключений. Здесь познавательный интерес испытуемого оценивается как минимальный. Опора на интеллектуальную базу знаний. Низкая инициативность, остановка на первоначальном способе решения задачи. Интеллектуальная база без нравственного развития личностных качеств ведёт к однообразию и ограниченности ИА (интеллектуальной активности).
  • Эвристический. Эмпирический метод решения задач. Испытуемый опирается на все имеющиеся данные, оценивает структуру деятельности и открывает собственные пути решения. Такой подход развивает интеллектуальные способности и помогает в решении следующих заданий.
  • Креативный. Построение теорий и выявление проблемы. Анализ единичного объекта исследования мог остановить ход изначально предполагаемой деятельности по решению всего задания в целом. Постановка проблемы, заинтересовавшей объект исследования, могла занять всё внимание и вывести на новый уровень креативности. Характерно отсутствие переживаний из-за оценки выполненной задачи, самодостаточность.

Методика креативного поля позволяет оценить умственные способности испытуемых на этапе овладения деятельностью по степени обучаемости, а также уровню сформированности регуляторного и операционного аппарата (полный анализ условий задания, частичный анализ условий задания, стратегии поиска решения, скорость и приёмы овладения деятельностью).

Наибольшее количество параметров, которые были зафиксированы субъектом эксперимента, даёт наиболее точные и объективные выводы относительно результатов проведенного эксперимента.

Творческая личность с точки зрения науки

Цикл исследований по методике креативного поля дал возможность прояснить, что не только сила ума и мастерство рук, а именно мировоззрение, уникальное восприятие действительности человеком как личностью определяет его способности к творчеству.

Список использованных источников:

Автор: Аббасова Алёна Александровна, социальный педагог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: