Драматургия б шоу кратко

Обновлено: 05.07.2024

Джордж Бернард Шоу (1856–1950) — выдающийся драматург и романист ирландского происхождения, который внёс огромный вклад в развитие мировой драматургии. Вошёл в историю как лауреат Нобелевской премии в области литературы. Бернард Шоу, биография которого тесно связана с английским театром, по популярности в Англии занимает второе место после Шекспира.

Детские годы

Джордж Бернард Шоу появился на свет 26 июля 1856 года в Дублине в семье профессиональной певицы и торговца зерном. Начальное образование Джордж получил в родном Дублине, где посещал Уэсли-колледж и грамматическую школу. Самые болезненные воспоминания у Шоу сохранились о протестантской школе, куда он был отдан в 11-летнем возрасте. Телесные наказания вкупе с несовершенной системой образования оставили в его душе большой след.

В этот период семья Шоу распалась: мать бросила мужа и уехала с двумя дочерьми в Лондон, а Бернард остался в Дублине с отцом.

Начало карьеры

В 1876 году Шоу переехал к матери в Лондон, где занялся самообразованием. Юноша посещал столичные библиотеки и музеи, много читал.

Бернарду повезло устроиться в одну из лондонских газет, и именно там он начал свою писательскую карьеру. Поначалу он трудился внештатным корреспондентом, затем в течение 6 лет работал на должности музыкального критика: вёл колонку, посвящённую театру.

Мировое признание

Творчество Бернарда Шоу оказалось вне времени: пьесы пользовались большой популярностью при жизни драматурга, не утратили они своей актуальности и в наши дни. Многие его произведения обрели новую жизнь в кинематографе.

Личная жизнь

Личная жизнь английского драматурга сложилась очень удачно. На протяжении 45 лет он прожил душа в душу со своей супругой Шарлоттой Пейн-Таунзенд, с которой обвенчался в 1898 году. Омрачало этот союз лишь отсутствие общих детей.

Шоу пережил свою верную супругу на 7 лет. Скончался великий драматург 2 ноября 1950 года в возрасте 94 лет.

Ирландец по происхождению, Бернард Шоу (1856 - 1950) родился в Дублине. Его родители рано разошлись, и юноше пришлось зарабатывать на жизнь собственным трудом. За короткий срок он сделал "головокружительную" карьеру: от разносчика до кассира. Но мысли Шоу были заняты мечтой о литературной карьере, и в двадцатилетнем возрасте он с маленьким саквояжем отправился к матери, дававшей уроки музыки в Лондоне.

Первые годы своего творчества Шоу посвятил написанию целого ряда прозаических произведений, которые, по его мнению, должны были принести славу и финансовый успех. Однако 60 издательств различных стран отвергли их. В периоде 1879 по 1883 г. писатель создал пять романов: "Любовь артистов", "Неразумный брак", "Незрелость", "Профессия Кашеля Байрона" и "Социалист- одиночка.

Поскольку театральная критика на некоторое время стала для Шоу основной профессией, он возглавил борьбу за новую драму. "Хорошо сделанные пьесы", обычно сентиментально-любовного содержания, и шекспировские спектакли в убогой постановке были основой репертуара того времени. "Неистовый ирландец" отлично понимал, что требовались проблемная драматургия и новые герои, которые противостояли бы враждебной действительности. Именно поэтому Шоу обратился к Ибсену и традициям его "аналитического" театра.

Теоретическая работа "Квинтэссенция ибсенизма" (1891) стала манифестом творчества английского драматурга. Критическая острота пьес знаменитого норвежца, наличие в них проблемного характера, неприятие буржуазной морали, отрицание традиционных канонов и форм сыграли огромную роль в становлении Шоу, ибо эти произведения "ранили" и "побуждали волнующую надежду на избавление от тирании".

Отдавая дань Ибсену, он позволял себе довольно агрессивные нападки на Шекспира. Скорее всего это происходило не из-за неприятия философии и идей великого классика, а из-за консерватизма в постановке его пьес театром "Лицеум", которым в то время руководил известный режиссер Г. Ирвинг. Шоу прекрасно знал и любил Шекспира, но искажения его мыслей и текстов не выносил, а поэтому утверждал: "Шекспир для меня -одна из башен Бастилии, и он должен пасть". Каким бы парадоксальным ни казалось это утверждение, но для драматурга оно было составной частью мировоззрения, основанного на "отрицании всяких формул".

"Независимый театр", возникший в Лондоне в 1891 г., стал для Шоу ареной борьбы за независимую драму. Для этого коллектива и был написан первый цикл его произведений под названием "Неприятные пьесы" ("Дома вдовца", 1892; "Волокита", 1893; "Профессия миссис Уоррен", 1893 - 1894).

Уже название цикла, пронизанное сарказмом, говорит о том, что драматург собирается рассуждать о проблемах нелицеприятных. "Пьесы-дискуссии", как сам автор называл свои произведения, построены новаторски и начинаются с обширных предисловий, которые, подобно мощному прожектору, высвечивают нищету и бесправие, наживу и бесчеловечность. С убежденностью публициста он рассуждает о здравоохранении и Армии спасения, о войне и милитаристах, о бойких капиталистах и растленных буржуа-Перед текстом пьес даются обширные ремарки с описанием времени и места действия, внешности и одежды персонажей, их отличительных характеристик. И только потом следует драма, как таковая, снабженная обильными авторскими комментариями. Так Шоу пришел к искусству максимальной идейной насыщенности, интеллектуализма, "столкновения идей", раскрыл непреодолимость социальных связей, поднялся до высоких социальных обобщений, ибо в его произведениях мы сталкиваемся не только с комедией и трагедией индивидуального характера и судьбы отдельного человека, но и с отвратительными сторонами общественного устройства.

Пример тому - пьеса "Дома вдовца", в которой аристократ Гарри Тренч поначалу решает отказаться от женитьбы на БланшСарториус, дочери капиталиста, чье богатство было сколочено за счет грошей бедняков. Драматург подчеркивал, что "респектабельность буржуазии и утонченных младших сыновей знати питается нищетой трущоб, как муха питается падалью". Неудивительно, что Тренч капитулирует, заявляя: "Похоже, что мы все тут - одна шайка!"

В "Профессии миссис Уоррен" Шоу поднимает проблему, которая уже не раз обсуждалась в литературе натуралистической ориентации. И Мопассан, и Золя, и братья Гонкуры писали о проституции. Но, пожалуй, только он на вопрос: "Почему это явление существует и процветает?" - дал парадоксальный, но , исчерпывающий ответ. Миссис Уоррен - антигероиня его драмы, сильная женщина. Она сумела добиться определенных "вершин" в своей профессии, став совладелицей целого ряда публичных домов в европейских столицах. И когда ее дочь Виви, воспитанная на деньги матери в лучших пансионах, пытается обвинить миссис Уоррен в аморализме, то последняя возражает с достоинством: "Женщине часто приходится кривить душой. Если женщин заставляют вести такую жизнь, незачем притворяться, что она какая-то иная. Нет, по правде сказать, я никогда ни капельки не стыдилась". Да миссис Уоррен и нечего стыдиться, ибо вина, с точки зрения автора, лежит не на ней, а на том обществе, которое в пьесе представляет капиталист с "повадками фокстерьера" Крофтс, имеющий приличные проценты от этого бизнеса.

Уже в "Неприятных пьесах" проявились черты драматургического метода Шоу: острая дискуссионность; присутствие сильных героев, которые любыми возможными средствами добиваются положения в обществе, ибо слабых людей автор не приемлет; острая парадоксальность, выраженная не только в мыслях и высказываниях персонажей, но и в построении драматических конфликтов и ситуаций.

В центре всех пьес Шоу - столкновение враждебных идеологий. Он без иллюзий, трезво смотрит на жизнь, охватывая в своих произведениях широчайший круг проблем: война, религия, право, патриотизм, политика, капитализм, эксплуатация, проституция, буржуазный брак и т.д. Его "драмы идей" ищут новых путей для обобщения важнейших закономерностей. Творчество Шоу публицистично, ибо его драмы стали рупором общественной и политической мысли. Он не только великий новатор в области формы, но и реформатор общественно-этических понятий и принципов. "Неистовый ирландец" утвердил новый тип интеллектуальной драматургии, в которой акцент делается на напряженных словесных поединках, диспутах, спорах. До сегодняшнего дня эти творения будоражат сознание зрителя и читателя, ибо Шоу вывел английский театр из тупика, открыл путь социальной проблематике, стоял у истоков сатирической драматургии XX в.

Джордж Бернард Шоу, пожалуй, самый известный англичанин после Шекспира и королевы Великобритании. Думаю, что эта фамилия известна далеко за пределами туманного Альбиона. Бернард Шоу человек уникальный, он был не только драматургом, но и писал сценарии для кинематографа, в его арсенале были романы, критические статьи, ораторские выступления и многое другое, он не переставал творить. Шоу является обладателем и Нобелевской премии, и Оскара, помимо него такой чести был удостоен лишь Боб Дилан – американский певец и автор песен.

Бернард Шоу поддерживал социализм в СССР, придерживался социальных политических взглядов. При этом, в Советском Союзе стали издавать его книги без авторских выплат, на что писатель задался резонным вопросом. Вследствие чего власти СССР всё же решили отчислять автору гонорар за печать его произведений, но Шоу благородно отказался от денег из-за того, что Советский Союз внес решающий вклад в победу над гитлеровской Германией во Второй мировой войне.

Бернард Шоу прожил долгую жизнь в 94 года, на её протяжении он успел даже побыть евгенистом – последователем учения евгеники. Некоторое время он даже пропагандировал его, но потом сменил увлечение на легкую критику своего пристрастия. Евгеника подразумевает под собой применение понятий селекции по отношению к человеку. Интересно узнать, как этот человек жил, как рос и как становился последователем тех или иных взглядов. Так кто же такой Бернард Шоу?

Бернард Шоу наблюдает за репетицией спектакля

Бернард Шоу наблюдает за репетицией спектакля

Путь маленького Бернарда

Родился оскароносец в сердце Ирландии – городе Дублине в 1856 году 26 июля. От отца Джорджа Шоу, который торговал зерном, мальчик получил своё второе имя и стал Джорджем Бернардом Шоу. Мать нобелевского лауреата Люсинда Шоу была певицей. Помимо самого Бернарда, в семье было ещё двое детей – девочки Люсинда Френсис, которая пошла по стопам матери и тоже стала певицей в театре, и Элинор Агнес, которая, к сожалению, умерла в довольно молодом возрасте.

Сына семейство Шоу отдало на обучение в дублинский Уэсли-колледж. Также он посещал грамматическую и протестантскую школы. К слову сказать, школьное образование Шоу не любил и, будучи уже взрослым человеком, не раз критиковал его. Учился он плохо, был чуть ли не последним учеником, но не от недостатка знаний, а из-за нелюбви к самой системе. Более всего неудовольствия у Бернарда вызывали физические наказания в школе. Про своё детство сам писатель вспоминает с немалой долей горечи:

С молодых лет будущему драматургу пришлось много и упорно работать

С молодых лет будущему драматургу пришлось много и упорно работать

Когда парню исполнилось 16 лет, его мать бросила мужа и ушла к другому мужчине, заберя с собой дочерей. Новая семья уехала в Лондон, Бернард же решил остаться с отцом в столице Ирландии. Он продолжал работать в агентстве по продаже недвижимости, хотя эта работа была скучна ему. Через несколько лет, когда надоевшая работа стала уже совсем ненавистна Шоу, он оставил службу в конторе и отправился к матери в Лондон. Бернард Шоу так вспоминал свой отъезд из родного города:

В столице Великобритании

На дворе шел 1876 год, когда мать и сын вновь встретились. В Лондоне Бернард не тратил время впустую, не растрачивал его на праздность и развлечения, а посещал музеи и библиотеки. В столице он создал свои первые произведения, стал вести музыкальную колонку в газете.

Работая творческим критиком, Шоу писал порой разгромные статьи, для него не существовало авторитетов

Работая творческим критиком, Шоу писал порой разгромные статьи, для него не существовало авторитетов

В начале 1890-х годов Бернард увлекся фабианским социализмом. Это течение предполагало преобразование капиталистического общества в социалистическое, но постепенно и мирно. Вращение в кругах фабианского сообщества принесло Шоу знакомство с девушкой Шарлоттой Пейн-Таунсхенд, которая в 1898 году станет его женой. Несмотря на то, что он прожил с этой женщиной всю жизнь, и его прах был развеян вместе с её, писатель позволял себе иметь некоторые связи на стороне.

Творческий путь Бернарда Шоу

говорит об известном драматурге Лев Николаевич Николаев – популяризатор науки, телеведущий, культуролог. И это высказывание хорошо характеризует Шоу, он, во что бы то ни стало вознамерился стать писателем и стал им. Он преодолел все преграды на пути к известности и достижению своей цели, опрокинув десятки этих тележек с яблоками.

Именно это невероятное стремление и работоспособность помогли Шоу сделать так, чтобы его заметили. Работая творческим критиком, Бернард писал порой разгромные статьи, для него не существовало авторитетов. Приглашающие его побыть критиком, например, на премьеру театральной постановки, не знали, какой критической статьей им это обернется, от Шоу можно было ожидать чего угодно.

На одном из спектаклей, на который Шоу ходил как критик, с ним соседствовал известный в ту пору врач. Долго разглядывая голову писателя, он в итоге выдал такую фразу:

Похоже, животные чувствовали, что Шоу - человек с большой и доброй душой

Похоже, животные чувствовали, что Шоу – человек с большой и доброй душой

С тех пор он стал первым оратором лондонского Гайд-парка. Там он с упоением вел беседы и щеголял своим ораторским мастерством на политические темы. Из воспоминаний Бернарда Шоу:

Возможно, воспоминания о несчастливом и бедном детстве побудили Шоу написать именно такой сюжет. Несмотря на запрет по цензуре, нелестные отзывы критиков, освистание зрителей, Шоу, как ледокол продолжает крушить лед драматургии, двигаясь про намеченной дороге.

Бурная деятельность привела к тому, что здоровье писателя стало ухудшаться. Он почти не отдыхал, писал пьесы, статьи, ораторствовал и занимался другой деятельностью чрезвычайно много и активно. Его труды не остаются без внимания общественности, в 1925 году Шоу получает Нобелевскую премию. От премии писатель отказался. Как он шутливо заметил, её присудили:

Со временем для британцев Бернард Шоу стал чем-то наподобие местной достопримечательности. Они обожали его пьесы, да и не только они, творчество Шоу быстро разлеталось по всему миру. Раз уж Страна Советов была покорена им, то что тогда говорить о других. В девяностолетнем возрасте у писателя появилась новая страсть – выступления по радио:

Летчица Эми Джонсон, актер Чарли Чаплин, леди Астор и драматург Джордж Бернард Шоу, Лондон, 1931 год

Летчица Эми Джонсон, актер Чарли Чаплин, леди Астор и драматург Джордж Бернард Шоу, Лондон, 1931 год

Не стало известного и эксцентричного Шоу, когда ему было 94 года, это случилось в 1950 году прохладным ноябрьским днем 2 числа. По завещанию писателя его прах развеяли вместе с прахом его верной жены.

Пространственно-временные рамки действия в пьесах расширяются.

Облик героини Шоу в основных, определяющих своих чертах совпадает с образом исторической Жанны д’Арк, девы-воительницы, простолюдинки, увлекшей за собой народ Франции, вдохновившей его на борьбу против победоносного английского оружия и добившейся перелома в ходе Столетней войны 1337-1453 гг. Драматург считает необходимым реалистически — в согласии с исторической истиной — объяснить причины успехов своей героини и причины ее трагической гибели. Он убедительно показывает, что близость Жанны к земле, нерушимая связь с народом, ее породившим и ею возглавленным, одержимость великой задачей — изгнать врага из любимой Франции позволяют ей добиться успеха там, где терпят поражение опытные военачальники.

Социально-политические взгляды Шоу, его концепция истории не отличались, как известно, ни четкостью, ни последовательностью. Отождествляя моральный уровень развития общества с социальным, писатель и в этой поздней своей пьесе полуиронически, полусерьезно отрицает социальный прогресс. Автор приглашает зрителей заглянуть в эпоху средневековья с ее кострами, пытками, инквизицией, мракобесием и задуматься над тем, далеко ли просвещенный XX век с его судами, трибуналами, карательными экспедициями и грабительскими войнами ушел от средневекового варварства.

Бернард Шоу – известный ирландский драматург, романист и сценарист. Большую популярность ему принесли афоризмы, отличающиеся глубокой содержательностью и тонким юмором. В 1925 г. он был удостоен звания Нобелевской премии по литературе.

Бернард Шоу был не только известным общественным деятелем, но и одним из основателей Лондонской школы экономики и политических наук.

Также стоит заметить, что Шоу – второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

За годы своей биографии (а прожил он 94 года), Шоу проявил себя в самых разных сферах человеческой деятельности.

Итак, перед вами краткая биография Бернарда Шоу.


Биография Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 г. в столице Ирландии – городе Дублине.

Его отец, Джордж Шоу, являлся торговцем зерном, а мать, Люсинда Шоу, была талантливой певицей.

Кроме Джорджа, в семье Шоу родилось еще 2 девочки: Люсинда Франсес и Элинор Агнес.

Детство и юность

В детстве мальчик посещал местный колледж Уэсли, после чего его отправили учиться в протестантскую школу. В этой школе особый уклон делался на изучении Библии и прочих священных книг.

При этом учителя нередко прибегали к физическому насилию, когда ученики чего-то не понимали или баловались.



Бернард Шоу в молодости

Когда юноше исполнилось 15 лет, родственники помогли ему устроиться клерком в агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Больше всего ему не нравилось собирать квартплату с бедняков, живших в трущобах.

Бернарду Шоу было больно наблюдать за тем, как несчастные полуголодные люди отдавали последние деньги, чтобы не лишиться крыши над головой.

В скором времени его мать бросила семью, забрав с собой обеих дочек, и уехала в Лондон, поскольку ей надоело ежедневно видеть пьяного супруга.

Через несколько лет Бернард Шоу тоже решил переехать к матери.

В столице Британии ему удалось устроиться на работу в одну из газет. В данный период биографии он начинает активно заниматься самообразованием, читая много книг и размышляя над философскими вопросами жизни человека.

Переезд в Лондон

В 16-летнем возрасте Бернард остался с отцом в Ирландии – его мать уехала в Лондон с двумя дочерьми. Через 4 года он решил переехать в столицу Британии. Именно в этот период он начал бурную деятельность, как писатель.

Бернард Шоу посещал британские библиотеки, писал романы, которые, впрочем, сразу не захотели нигде печатать. Лишь через 9 лет, 1885 году его ранние произведения стали замечать. Возможно, этому поспособствовало то, что Шоу в тот момент стал творческим критиком.

Творчество

Оказавшись в Лондоне, Бернард Шоу стал интересоваться политикой, а также различными социальными проблемами.

Когда ему исполнилось 28 лет, он вступил в Фабианское общество, члены которого пропагандировали социализм. Спустя какое-то время он решил попробовать себя в качестве журналиста.

В период биографии 1879-1883 гг. ему удалось написать 5 романов. И хотя поначалу его творчество оставалось незамеченным, позже на его труды обратили внимание. После их прочтения критики положительно отозвались о Бернарде Шоу, подчеркнув его талант в области сатиры.


Бернард Шоу был мастером описания разных конфликтов между героями. Кроме этого, в его произведениях персонажи чаще вели диалоги, чем производили какие-либо действия.

Джордж Бернард Шоу являлся одним из первых, кто не побоялся говорить о каких-либо пикантных или скрытых темах.

В ней драматург открыто критиковал чиновников и всю английскую элиту, называя их главными виновниками того ужаса, который они допустили.


Некоторые биографы Бернарда Шоу утверждают, что в данном произведении можно заметить влияние на его творчество Чехова и Ибсена.

С этого времени Шоу еще больше убедился в том, что только социализм является единственно правильной формой существования государства.

Признание зарубежом

Бернард Шоу и СССР

Достоверно известно, что писатель восхищался Иосифом Сталиным и считал социалистическую Россию лучшим государством в мире.

Когда Джорджу Бернарду Шоу исполнилось 75 лет, он посетил Советский Союз, и остался чрезвычайно довольным результатом поездки.


Стоит заметить, что изначально ему казалось, что порядок в стране может быть только при авторитарном режиме. Однако, когда в Германии к власти пришел Гитлер, он изменил свое мнение.

После этого им было написано еще множество произведений, по которым ставились спектакли и снимались фильмы.

Социальные взгляды

Важную роль в становлении Шоу как автора сыграли его политические и социальные взгляды. В 80-е годы он являлся членом Фабианского сообщества. Идеи, которые пропагандирует эта ассоциация, просто понять, если узнать, откуда произошло ее название. Сообщество названо в честь римского полководца Фабия Кунктатора, который смог одержать победу над жестоким карфагенским правителем Ганнибалом именно потому, что сумел выждать и выбрать подходящий момент. Этой же тактике следовали и фабианцы, которые тоже предпочитали выжидать, пока появится возможность раздавить капитализм.

Бернард Шоу, произведения которого преследуют цель открыть читателю новые проблемы современности, был ярым приверженцем изменений в обществе. Он хотел изменить не только закоренелые устои капитализма, но и провести тотальные инновации в драматическом искусстве.

Личная жизнь

В 1898 г. Джордж Бернард Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунзенд, которая являлась очень богатой девушкой.

Однако драматурга никогда не прельщали деньги. Интересен факт, что когда в 1925 г. ему вручили Нобелевскую премию, он отказался от положенных ему денег.



Бернард Шоу с женой

В браке у Бернарда Шоу не было детей. Супруги прожили вместе 45 лет, вплоть до самой смерти Шарлотты.

Если посмотреть на жизнь британского драматурга, то может показаться, что до 36 лет его преследовала полоса неудач: его романы не публиковались, в музыке он не нашел себя, также политическая карьера не принесла плодов.

Чтение его пьес, просмотр их в театре убедили Бернарда Шоу в том, что и он так сможет!

Смерть

С 1906 г. Бернард Шоу вместе с супругой жил в роскошном особняке в Хартфордшире. Когда же в 1943 г., в разгар Второй мировой войны из жизни ушла его любимая Шарлотта, он остался совершенно один.

Незадолго до смерти он уже не мог самостоятельно ходить, в результате чего ему нужен был постоянный уход.

Джордж Бернард Шоу умер 2 ноября 1950 года в возрасте 94 лет.

Согласно последней воле великого писателя, его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом жены.

Читайте также: