Культура беларуси 19 начало 20 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

1. Вторая половина XIX — начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации. Нация — это общность людей, сложившаяся исторически, с характерными для нее постоянным проживанием на одной территории, общностью хозяйственной жизни, одним литературным языком, схожестью культуры и психологии, в т. ч. национального самосознания. Формирование белорусской нации происходило в составе Российской империи в условиях отсутствия собственной государственности.

По национальному составу более 65 % населения Беларуси являлись белорусами, около 15 % — евреями, 6 % — русскими, более 5 % — поляками, около 5 % — украинцами. Более 90 % белорусов проживали в сельской местности и занимались сельским хозяйством. По конфессиональному составу среди населения преобладали православные, составлявшие около 2/3.

3. Одним из признаков формирования нации стала общность хозяйственной жизни. Увеличение количества фабрично-заводских предприятий, переориентация помещичьих хозяйств на продажу своей продукции, развитие торговли и строительство железных дорог способствовали возникновению на территории Беларуси единого экономического региона. Расширение торгово-экономических связей между разными частями Беларуси содействовало объединению представителей коренного этноса в нацию.

4. К концу XVIII в. старобелорусский язык, использовавшийся как язык государственного делопроизводства в ВКЛ, фактически перестал существовать. Крестьянство, часть обедневшей шляхты, трудящиеся слои городского населения пользовались белорусским разговорным языком. Становление нового белорусского литературного языка как признака нации происходило на основе многодиалектного разговорного народного языка, в первую очередь диалектов Центральной Беларуси.

5. Процесс формирования белорусской нации был связан с оформлением белорусской национальной идеи — представлениями, в которых выражалось понимание белорусов как самостоятельной общности людей. Смыслом нацио-нальной идеи стало достижение белорусами собственной государственности.

В 1819 г. в Гомеле была открыта первая в Российской империи ланкастерская школа взаимного обучения. В таких школах детей и взрослых обучали более подготовленные ученики под руководством учителя, и предназначались они для быстрого и дешевого получения элементарного образования.

В соответствии с реформой П. Д. Киселева были открыты начальные школы для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники. Среднее образование можно было получить в гимназиях, а также иезуитских коллегиумах. Высоким уровнем обучения выделялся Полоцкий коллегиум, преобразованный в иезуитскую академию, действовавшую в 1812—1820 гг.

Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской губернии земледельческого института — первого в России высшего учебного заведения агрономического профиля.

Значительный вклад в развитие белорусоведения внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей. Позже, в 1855 г., благодаря усилиям Евстафия основан Вилеиский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов. Таким образом, было положено начало музейному делу в Беларуси.

В первой половине XIX в. проводились крупномасштабные измерения от Северного Ледовитого океана до Черного моря по так называемой Дуге Струве, в т. ч. и на территории Беларуси. Это позволило определить точные размеры и форму Земли. Дуга Струве включена в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Творчество А. Мицкевича, В. Сырокомли, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича стало свидетельством распространения романтизма. Это художественное направление опиралось на национальные чувства и поэтизировало героических личностей, обращалось к внутреннему миру человека и идеализировало природу.

В архитектуре царил стиль классицизм, памятниками которого являются дворец Румянцевых-Паскевичей и собор Святых Петра и Павла в Гомеле.

Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в.

Учебники для школ Северо-Западного края создавались с позиций западнорусизма. Согласно этой теории, одним из создателей которой был историк, автор трудов по политической и церковной истории Беларуси Михаил Коялович, белорусы рассматривались как составная часть русского этноса, а главное направление развития белорусского края связывалось с его возвращением от польского католичества к русскому православию.

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах — городские училища. В Беларуси были открыты семинарии для подготовки учи-телей начальных школ. Учительскую семинарию в Несвиже закончил Якуб Колас. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные — с изучением математических и природоведческих предметов.

В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863—1864 гг. был закрыт земледельческий институт в Горы-Горках Могилевской области. Получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.

К концу XIX в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

Исторические исследования были представлены трудами историка и этнографа Митрофана Довнар-Запольского, который обосновал положение о самобытном белорусском народе с оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоятельное существование.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, почти 25 лет путешествовавший по Беларуси, оставил около 1000 акварельных зарисовок, изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.

Свою роль в развитии живописи сыграли частные художественные школы. Одну из них создал в Витебске автор многочисленных картин, отражающих черты еврейского быта, Юдель Пэн. В его школе прошел первую подготовку как живописец уроженец Витебщины всемирно известный художник XX в. Марк Шагал.

Культура Белоруссии, самобытная и оригинальная, развивалась под влиянием культуры своих ближайших соседей:

Начиная с XIX века в белорусской культуре наметились явные просветительские тенденции, сильное влияние на её формирование начал оказывать строящийся капитализм.

Традиции современной белорусской культуры были сформированы в начале XIX века с возникновением интереса к народной культуре и с началом её систематического изучения.

Конец 19 - начало 20 века – период начала национального возрождения белорусского народа.

Литература

Проблемой начала XIX века в белорусском книгопечатании было практически полное отсутствие произведений, написанных на белорусском языке. Вплоть до 1860-ых даже такие люди, как Ян Барщевский, один из основоположников современной белорусской литературы, предпочитали писать на польском или пользоваться латинской графикой, а после восстания 1863 года стала проводиться политика русификации. Таким образом, даже интеллигенция Белоруссии плохо владела родным языком. Формирование белорусского литературного языка происходило на основе народных говоров.

Пиком развития белорусской литературы XIX века считается творчество Ф. Богушевича, который в своих произведениях старался пробудить чувство национальной сознательности в своих согражданах. Другие известные авторы того времени: Я. Лучина, А. Гуринович, К. Калиновский. На традиции, заложенные ими, опиралась литература XX века.

Я. Купала, М. Богданович, М. Горецкий, З. Бедули, Т. Гартный – благодаря этим и другим авторам белорусская литература начала включаться во всемирный историко-литературный процесс.

В XX веке тематика белорусской литературы следовала за развитием истории. Во время Первой и Второй мировых войн поднимались темы патриотизма, мужества, подвига. В художественных произведениях были широко освещены темы сталинских репрессий, массовых эмиграций и аварии на чернобыльской АЭС.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование

Во второй половине XIX века в Белоруссии начала развёртываться школьная реформа, целью которой было увеличение количества начальных школ. Получить среднее образование было сложно: высокая плата за обучение закрывала доступ к нему для большинства слоёв населения. В начальных же школах детей учили только письму, началам арифметики, слову Божьему и церковному пению. Высшее образование можно было получить только после среднего.

Однако быстрыми темпами развивалось профессиональное обучение: земледельческие, промышленные, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические, ремесленные и пр. учебные заведения. Например, в связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878 году было открыто Гомельское техническое железнодорожное училище.

В Белоруссии были весьма распространены женские профессиональные училища, в основном рукодельные классы.

Живопись и архитектура

Первым большим шагом на пути развития белорусского изобразительного искусства образование в 1866 году Виленской рисовальной школы. В конце XIX века открылись ещё два подобных учебных заведения, выпускавших лучших белорусских художников.

Нужно упомянуть, что на белорусскую живопись сильно повлияло русское искусство. Русские живописцы, такие как Шишкин, Савицкий и Репин, часто обращались к белорусским землям за вдохновением, а Репин даже помог получить художественное образование некоторым белорусским творцам.

А. Горевский, Н. Силивонович, Ю. Пен, В. Беланицкий-Бирули – самые яркие имена белорусской живописи.

Что касается архитектуры, то восстание 1860-ых, вызвавшее изменения в экономической жизни Белоруссии, спровоцировало быстрый рост городов. Стоит отметить, однако, что строили в основном деревянные одноэтажные дома.

XIX век стал временем упадка для классической архитектуры, и к концу столетия белорусское зодчество характеризовалось использованием весьма различных стилей и форм. Наиболее популярными стали неостиль и модерн.

Театр и музыка

Развитие белорусского театра подтолкнула деятельность русских, польских и белорусских творческих коллективов на рубеже XIX-XX веков. Театр брал своё начало в народных обрядах и творчестве бродячих музыкантов.

В современной Белоруссии действует 28 государственных и огромное количество самодеятельных театров.

Начиная с XIX большим успехом пользовались гастролирующие по Белоруссии музыкальные коллективы, многие из которых обращались к народному белорусскому творчеству. Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл А. Роговский.

Уникальная и самобытная культура Беларуси развивалась под влиянием культуры стран-соседок – России, Польши, Украины и Литвы. С XIX века в культуре Беларуси появились очевидные просветительские тенденции, на нее серьезно влиял строящийся капитализм.

Основные традиции современной белорусской культуры сформировались в начале XIX века в то время, когда появился интерес к народной культуре и началось ее систематическое изучение.

Конец XIX – начало XX века символизировал начало национального возрождения народа Беларуси.

Литературное искусство

В начале XIX века главной проблемой белорусского книгопечатания было практически полное отсутствие белорусскоязычных произведений. До 1860-х годов даже такие писатели, как Ян Барщевский, который был одним из основоположников современной белорусской литературы, предпочитали писать польском языке или же использовать латинскую графику. После того, как произошло восстание 1863 года, началась политика русификации, в связи с чем даже интеллигенция Беларуси не очень хорошо владела белорусским языком.

Пиком развития литературы Беларуси XIX века было творчество Ф. Богушевича, который пытался в своих произведениях пробудить у своих сограждан чувство национальной сознательности. Другими известными авторами того времени стали Я. Лучина, К. Калиновский, А. Гуринович. Именно на традиции, заложенные ими, опиралась литература Беларуси в XX веке.

Существовало много авторов, благодаря которым белорусская литература начала включаться в мировой историко-литературный процесс. Среди них: М. Богданович, Я. Купала, М. Горецкий, Т. Гартный, З. Бедуля.

В XX веке белорусская литература по своей тематике придерживалась развития истории. Во времена Первой и Второй мировых войн авторы писали о патриотизме, мужестве, подвигах. Также в художественных произведениях были отражены темы массовых эмиграций, сталинских репрессий, а также авария на чернобыльской АЭС.

Образование

Во второй половине XIX века в Беларуси проводилась школьная реформа, направленная на повышение количества начальных школ. В то время было тяжело получить среднее образование – для большинства слоев населения доступ к нему был закрыт из-за высокой платы за обучение. В начальных школах детей обучали только началам арифметики, письму, церковному пению и слову Божьему. Возможность получить высшее образование была только у тех, кто закончил среднее.

В 1878 году в связи с развитием железнодорожного транспорта открыли Гомельское техническое железнодорожное училище.

В Беларуси также были распространены женские профессиональные училища, в частности классы по рукоделию.

Живопись и архитектура

Одним из важнейших шагов на пути развития белорусской живописи было образование в 1866 году Виленской школы по рисованию. Также к концу XIX века были открыты еще два подобных учебных заведения, которые выпускали лучших художников Беларуси. Также надо сказать о том, что на белорусское изобразительное искусство значительно повлияло русское. Такие русские художники как Репин, Шишкин и Савицкий часто обращались за вдохновением к белорусским землям, а Репин помог нескольким белорусским живописцам получить художественное образование.

Самыми яркими именами белорусской живописи были А. Горевский, Ю. Пен, Н. Силивонович, В. Беланицкий-Бирули.

Восстание 1860-х вызвало значительные перемены в экономической жизни Беларуси, т.к. оно спровоцировало быстрый рост городов и, соответственно, большое внимание начали уделять архитектуре. Однако, надо отметить, что в основном строили деревянные одноэтажные дома.

В XIX веке произошел упадок классической архитектуры, и к концу века в белорусском зодчестве использовали множество разных форм и стилей. Одними из самых популярных были модерн и неостиль.

Музыка и театр

В современной Беларуси работает 28 профессиональных театров, среди которых 19 драматических и музыкальных, 8 детских и юного зрителя, а также один театр оперы и балета. Отдельное место занимают независимые театры, которые также начали развиваться в последние годы.

С XIX века большой популярностью пользовались музыкальные коллективы, которые гастролировали по Беларуси. Многие из них в своих выступлениях обращались к народному белорусскому творчеству.

В развитии белорусской профессиональной музыки большую роль сыграл А. Роговский.

Основные тенденции развития культуры Беларуси. Процесс формирования белорусской нации наложил отпечаток на развитие материальной и духовной культуры белорусов. Рост национального самосознания, зарождение и развитие белорусского национального движения, научное осмысление истории, этнографии, фольклора белорусов – важнейшие факторы, повлиявшие на становление национального профессионального искусства Беларуси.

Со второй половины XIX в. началось сознательное, широкомасштабное изучение Беларуси, ее истории, языка и культуры. Труды И. Носовича, П. Шейна, М. Никифоровского, Е. Романова, Е. Карского и других ученых объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса. Отличительным признаком времени стало развитие художественной литературы и периодической печати на белорусском языке, появление национальных мотивов в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве. Вместе с тем национальное профессиональное искусство находилось еще на стадии становления, ощущало мощное воздействие русского и мирового искусства. Ведущим художественным направлением являлся реализм , однако в искусстве Беларуси наблюдались элементы импрессионизма и модерна.

Система образования. Капиталистическое развитие страны после отмены крепостного права требовало совершенствования системы народного образования. Поэтому наряду с другими буржуазными реформами, проведенными в Российской империи в 60‑70‑е гг. XIX в., был осуществлен ряд реформ в области образования, затронувших и Беларусь. До этого времени система образования характеризовалась разнотипностью учебных заведений. В целях унификации их деятельности большинство учебных заведений перешло в подчинение Министерства народного просвещения.

Осуществление школьных реформ совпало с проведением политического курса по дальнейшему расширению русского влияния на белорусских землях после подавления восстания 1863–1864 гг. За участие преподавателей, студентов и учащихся в восстании были закрыты Горы‑Горецкий земледельческий институт, Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодечненская прогимназии, ликвидированы польские школы, в учебных заведениях запрещалось преподавание польского языка.

В области начального образования также наблюдалась разнотипность начальных школ. Различия в учебных программах и сроках обучения снижали качество подготовки, ставили учеников начальных школ в неравное положение. Только выпускникам городских четырехклассных училищ разрешалось поступать в средние учебные заведения, но при условии достаточной подготовки по иностранным языкам. Воспитанники остальных начальных школ такого права не имели. Большинство школ располагались в неприспособленных для занятий помещениях, ощущался недостаток учебных пособий, а также квалифицированных учительских кадров.

Классические мужские гимназии давали основательную гуманитарную подготовку, причем особое внимание уделялось преподаванию так называемых классических языков – греческого и латинского. Только выпускники гимназий имели исключительное право поступления в университеты. В реальных училищах главное место отводилось дисциплинам природоведческо‑математического цикла, поэтому их выпускники могли поступать в технические или торговые высшие учебные заведения. Воспитанницы женских гимназий получали солидную общеобразовательную подготовку, и при желании после окончания восьмого педагогического класса имели право работать в качестве учителей начальной школы.

Происходило становление системы профессионального образования. В Беларуси создавались ремесленные, сельскохозяйственные, торговые, медицинские, музыкальные, художественные учебные заведения. Подготовка учительских кадров осуществлялась в учительских семинариях и учительских институтах. Высших учебных заведений в Беларуси не было, поскольку российские власти неоднократно отклоняли ходатайства общественности Беларуси об их открытии.

Несмотря на достижения народного просвещения, как Российская империя в целом, так и Беларусь отставали от стран Западной Европы по основным показателям распространения образования. Так, по переписи 1897 г., общее количество грамотных в Беларуси составляло только 25,7 %. Процент учащихся среди детей школьного возраста был невысоким.

Становление национального профессионального театра. В формировании белорусского профессионального национального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, гастролировали актеры столичных театров. Успешно выступали артисты украинских театров, приезжали польские театральные коллективы.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве со второй половины XIX в. происходит постепенное установление стиля реализм, пришедшего на смену классицизму с его библейской и мифологической тематикой. В бытовом жанре работали такие известные живописцы, как Н. Силиванович, Ю. Пэн, Я. Кругер, Л. Альперович и др. Много талантливых художников‑пейзажистов работало в Беларуси – А. Горавский, Ф. Рущиц , Г. Вейссенгоф , С. Жуковский , К. Стабровский, Б. Бялыницкий‑Бируля. Приверженцем жанра исторической живописи являлся Б. Альхимович. Темы и мотивы белорусской истории использовал талантливый художник Я. Дроздович , создавший серию графических работ и скульптурных портретов деятелей истории Беларуси.

Во второй половине XIX в. наблюдался расцвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Беларуси. Неоготические строения возводились из красного хорошо обожженного кирпича, причем фасады не штукатурились. Наиболее богатые храмы имели витражи, пол из керамических плиток, фресковую роспись.

В культовом зодчестве Беларуси сложился также неороманский стиль. Наиболее известный памятник, сочетающий мотивы романской и готической архитектуры, – Красный костел в Минске (костел Симона и Елены).

Раздел V

События октябрьской революции в Беларуси. Национально‑государственное строительство. Гражданская война и иностранная интервенция: начало новейшего времени в отечественной истории (февраль 1917 г. – 1920 г.)

§ 1. Альтернативы общественно‑политического развития России после Февральской буржуазно‑демократической революции

После Февральской буржуазно‑демократической революции развитие Российского государства могло пойти по одному из трех путей: 1) контрреволюционный переворот и восстановление монархии; 2) буржуазно‑реформистский путь к капитализму; 3) пролетарско‑революционный путь к социализму.

В буржуазно‑реформистском пути развития России к капитализму были заинтересованы буржуазные партии и организации (кадеты, октябристы и др.), фабриканты, заводчики, банкиры, представители торгово‑финансового капитала, буржуазия города и деревни. Это были довольно внушительные политические силы, однако победить на пути буржуазно‑реформистского развития России им не удалось. Главная причина этого – нежелание и неспособность верхов российской буржуазии и прежде всего Временного буржуазного правительства разрешить социально‑экономические и политические проблемы.

Не был решен также аграрный, крестьянский вопрос. Продолжало существовать помещичье, латифундное землевладение. Крестьяне страдали от малоземелья и безземелья. Временное правительство ничего не сделало для того, чтобы выполнить ту аграрную программу, которая являлась составной частью буржуазно‑демократической революции. Понятно, что крестьяне, – а это была большая часть населения Российского государства, – отказали в доверии Временному правительству и поддержали большевиков, которые обещали решить крестьянский вопрос и наделить крестьян землей. В числе первых декретов советской власти был Декрет о земле.

Временное правительство ничего не сделало для решения национального вопроса, а потому его не поддержало население окраин Российского государства. Ничего не было сделано также для улучшения условий жизни и труда рабочего класса.

Таким образом, антинародная политика Временного буржуазного правительства лишила его поддержки со стороны основной массы российского населения. Самыми популярными и авторитетными стали партии социалистической ориентации, и прежде всего большевистская партия. Осенью 1917 г. был избран пролетарско‑революционный путь к социализму.

Читайте также: