Зачем нужны иконы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Собор вынес вердикт, что почитание икон – один из неоспоримых догматов Церкви. До этого события первые иконы, шедевры религиозной живописи почти век уничтожались еретиками-иконоборцами, а несогласные монахи преследовались, это стало невосполнимой потерей для всего человечества.

Зачем православному человеку иконы

Во-первых, смотря на иконы при молитве, мы концентрируем свое внимание на канонизированном (написанном по канонам) образе Спасителя, Пресвятой Богородице или святых. Тем самым отсекаем соблазн фантазировать, представлять святые лики в своем сознании. Наше чувственное представление очень опасная тенденция: недалеко до прелести или помешательства.

Во-вторых, икона – это символ нашей любви ко Господу, надежды на встречу с Ним. Когда мы скучаем по близким, которых рядом с нами нет, то рассматриваем фотографии. Образы икон также нам помогают утешиться в печали и скорби, испытаниях. Да, мы точно не знаем как выглядел Спаситель, но икона, благодаря своим утонченным живописным канонам и правилам, материально отображает отсвет нескончаемой любви и милости Божией. Она, как свет маяка, который мореплаватели видят в бурю и ободряются духом, зная, что плывут в правильном направлении.

Зачем нужны разные образы

Разные образы нужны сугубо для нашей настройки на молитву . Кого-то умиляет один образ и душа по-детски открывается словам молитвы, а кому-то другой.


Что такое икона? Как благодать действует на нас через священные изображения? Откуда появились иконы в храмах? Можно ли иметь иконы дома? Как правильно относиться к иконам?

Икона в православии

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона — образ

Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.


Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.


Икона в доме


Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Иконопись

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.


Объясните мне, неразумному, Бога ради!

Отвечает иерей Роман Посыпкин:


Согласно оросу, то есть официальному документу, определению Седьмого Вселенского Собора, мы, православные христиане, не поклоняемся иконам.

Иконам мы поклоняемся относительно, а не богослужебно. То есть мы не поклоняемся самой иконе, но, глядя на икону, обращаемся с молитвой к тому, кто на ней изображен, восходя от образа (иконы) к первообразу (самому святому, Богу или Матери Божией).


Всем известно, что при посещении христианского храма верующие ставят свечи и молятся перед иконами.

Людям, не посвященным в религию, иногда кажется, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, но в действительности христиане воспринимают иконы как некое воображаемое окно, помогающее заглянуть в высший мир и обратиться непосредственно к Богу. Что же такое иконы на самом деле?

Уже к IV веку ими украшали стены всех христианских церквей, хотя еще долгое время появлялись отрицательные высказывания в отношении такой практики. В VIII–IX столетиях в Византии даже существовало движение иконоборцев, не приветствовавших иконы, однако в 787 году догмат об иконопочитании был принят и окончательно утвержден на Вселенском соборе.

Что такое икона?

В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.

Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.

Какие бывают иконы?

Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.


Особняком стоят так называемые сводчатые алтари, представляющие собой конструкцию из нескольких образов с различными изображениями. Кроме того, иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.

Так, в России хорошо известны образы Андрея Рублева и его учеников. Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением.

Что такое мироточивая икона?

Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи паломников.

В разные времена такие образы существовали во многих уголках мира. Среди современных можно упомянуть Иверско-Монреальскую икону Божьей Матери. Создана она была в 1981 году на горе Афон и мироточила с 1982 по 1997 год. Ее возили по многим храмам Европы, а верующие собирали миро на ватки и рассказывали о чудесных случаях исцеления. В 1997 году иконописец Иосиф Муньос, возивший образ по храмам, был убит в Греции, сама же икона бесследно исчезла.

Зачем нужна икона?

Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.


В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу.

На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье.

Читайте также: