Четвертая научная революция кратко

Обновлено: 06.07.2024

Основные понятия:глобальные научные революции, научная рациональность, научная дисциплина.

Глобальная научная революция - революция, которая захватывает всю науку в целом и приводит к возникновению нового видения мира.

В.С. Степин выделяет четыре глобальных научных революции:

1) Первая глобальная научная революция связана с переходом от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира в XVII–XVIII веках, со становлением классического естествознания. Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи. Первая глобальная научная революция связана с именами Н. Коперника, Галилея, И. Ньютона.

Заслуга Коперника заключается, во-первых, в создании новой гелиоцентрической системы мира, которая не сводится только к перестановке центра Вселенной, но обосновывает движение как естественное свойство земных и небесных объектов; во-вторых, в том, что он одним из первых показал ограниченность чувственного познания, доказал необходимость критичности научного разума.

Новаторство Галилея – в открытии нового метода научного исследования (теоретического, мысленного эксперимента). Истинное знание, по его мнению, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теорети­ческого естествознания.

Заслуга Ньютона заключается в созда­нии классической механики, которая противостояла аристотелевской картине мира. Представление о сферах, управляемых перводвигателем или ангелами по приказу бога, Ньютон успешно заменил представлениями о механизме, действующим на основе простого естественного закона.

Особенности первой глобальной научной революции:

2. Господство лапласовского детерминизма, в основании которого лежит очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей.

3. Объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.

4. Опора на механистическую картину мира.

2) Вторая научная революция связана со становлением дисциплинарно-организованной науки (XVIII-XIX вв.). Научная дисциплина -определенная форма си­стематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа на­учной литературы (обзоров и учебников), с определенными фор­мами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подго­товку кадров. Дисциплинарная организация науки - канал, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и переда­ется знание в системе образования.

Особенности второй глобальной научной революции:

1. Механическая картина мира перестает быть общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические опытные и описательные картины реальности, нередуцируемые к механической.

2. С развитием науки отношение человека к природе превра­щается из созерцательного в практическое, естествознание превра­щается в технику, что способствует индустриальному развитию, но в то же время отчуждает человека от природы.

3. Появление новых идеалов и норм исследования, например, в биологии – идеалы эволюционного объяснения.

4.Сохранение общих познавательных установок – нацеленность на объективное истинное знание. Кроме того, с введением новых предметов науки механистический стиль мышления оставался еще очень влиятельным, и у него было немало убежденных проповедников.

Научные открытия.

Представления об эволюции природы проникли в геологию и биологию (учения Ж. Ламарка, Ж. Кювье, Ч. Лайеля и др.). Наконец, с открытием единства клеточного строения живого вещества (Т. Шванн в 1839 г. и др.) и появлением теории естественного отбора (40–60-е годы – Ч. Дарвин и др.) биология уже полностью созрела как наука, причем именно на почве теории эволюции. Благодаря возникновению органического синтеза (вторая половина 20-х годов XIX в. – Ю. Либих, Й. Берцелиус), созданию теории химического строения А.М. Бутлеровым (1861 г.) и открытию Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов (1869 г.) научной зрелости достигает химия.

3) Третья научная революция (рубеж XIX-XX вв.) связана с преобразованием стиля мышления, сформированного классической наукой и становлением нового, неклассического естествознания и неклассической научной рациональности.

Особенности третей глобальной научной революции:

2.Обращение эмпирической науки к проблеме становления (квантовая механика, физика микромира и релятивистская космология, генетика, микробиология).

Научные открытия.

В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Наряду с ними возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие наиболее важную роль в развитии современной научной картины мира. Появление идеи эволюции, развития, неопределенности.

Ученые, внесшие большой вклад в осуществление третьей научной революции:М. Планк, Д. Томсон, Рентген, Резерфорд, Н. Бор, Гейзенберг, Луи де Бройль, А. Эйнштейн и др.

4) Четвертая глобальная научная революция связана со становлением постнеклассической рациональности (с 70-х г. XX в.) и интенсивным применением научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства).

Особенности четвертой глобальной научной революции:

1. Революции в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки).

2. Трансформация идеала ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание "человекоразмерных" объектов предполагает включение аксиологических (гуманистических) факторов в состав объясняющих положений.

3. Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий (гуманизация науки).

4. Новое понимание категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия) и др.

6.Реализация комплексных междисциплинарных программ, сращивание в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний.

Научные открытия:

2) Генетика: расшифровка генома человека, открытия в области генной инженерии, клонирование тканей и органов.

3) Синергетика: открытие феномена самоорганизации открытых неравновесных систем.

Резюме:три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция (в случае классической науке – две глобальные научные революции), можно характеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Глобальные научные революции привели к изменению всех оснований науки, однако сохранив своеобразные “перекрытия”: появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость лишь к определенным типам проблем и задач.

Вопросы для самопроверки и обсуждения.

1. Каковы основные функции научной традиции?

2. Каким образом передаются научные традиции в среде ученых?

3. Какие существуют способы рождения новаций в науке?

4. Какова диалектика научных традиций и научных революций?

5. Каковы функции научной парадигмы в научных исследованиях, согласно, Куну?

6. Каким образом научное сообщество осуществляет переход к новой научной парадигме?

7. Тождественно ли понятие рациональности понятию научной рациональности?

8. Какой смысл несет в себе понятие научной рациональности?

9. Какие существуют типологии научной рациональности?

10. В чем принципиальное различие классической, неклассической и постнеклассической рациональности?

11. Почему существует три типа научной рациональности, но четыре глобальных научных революций?

12. Можно ли утверждать, что каждый новый тип рациональности полностью вытесняет предшествующий тип?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Четвертая научная революция началась в конце ХХ века. В этот период стали формироваться принципиально новые изменения в основаниях науки. В ходе четвертой научной революции зарождается новая постнеклассическая наука.

Активное использование научных достижений во всех сферах жизни, применение новейших технических достижений для получения знаний изменило характер научной деятельности. То есть речь идет о компьютеризации науки, появлении сложных комплексов приборов, обслуживание которых предоставляется исследовательским коллективам. Такие приборные комплексы функционируют подобно средствам промышленного производства.

Помимо основных дисциплинарных исследований значимое место занимают междисциплинарные формы исследовательской деятельности, а также проблемно-ориентированные виды исследований.

Если предметом какой-либо научной дисциплины в классической науке составлял изолированный фрагмент действительности, то спецификой современной науки являются комплексные исследовательские программы, в которых участвуют специалисты различных областей науки. Ключевую роль в организации таких исследований играет подготовка кадров, определение наиболее приоритетных направлений и их финансирование и т.д.

Непосредственно в процессе определения приоритетов научно-исследовательской деятельности помимо познавательных целей важную роль играют цели, носящие экономический, социальный и политический характер.

В процессе реализации таких комплексных научно-исследовательских программ происходит объединение прикладных и фундаментальных знаний, теоретических данных и экспериментальных исследований. В результате этого усиливается взаимодействие картин реальности, сформированных в различных науках. В ходе этого процесса происходит стирание границ взаимодействующих наук, исчезает разграничение между картинами реальности в этих науках, они становятся взаимосвязанными и представляют фрагменты целостной общенаучной картины мира. На развитие картины мира влияют, помимо достижений фундаментальных наук, результаты прикладных исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, четвертая научная революция связана с появлением особых объектов исследования, что в результате привело к принципиальным изменениям в науке. Объектом изучения науки становятся:

  • Земля как система, в которой взаимодействуют биологические, геологические, техногенные процессы
  • Вселенная как система, в которой происходит взаимодействие микро и мега-мира.

Отличие постнеклассической науки от неклассической состоит в том, что теперь метод исторической реконструкции применяется не только в гуманитарных дисциплинах, но и в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц и т.д.

В этот период возникает новое направление, получившее название синергетика, которая стала главной методологической концепцией при объяснении исторически формирующихся нелинейных систем, которые осуществляют переход от одного относительно устойчивого состояния к другому.

Особенностью постнеклассической науки является то, что рациональное познание не является безусловно приоритетным перед внерациональными и дорациональными формами.

Таким образом, основные черты четвертой научной революции заключаются в следующем:

  • использование метода исторической реконструкции в других науках, в том числе и в физике. Использование этого метода в физике элементарных частиц привело к изменению картины мира
  • возникло новое направление в науке – синергетика
  • принцип необратимости выбора привел к поиску новых стратегий исследователя при работе с системами. Субъект познания в постнеклассической науке перестает быть лишь внешним наблюдателем
  • непосредственным компонентом исторически развивающихся систем в постнеклассической науке становится сам человек
  • в результате преобразовательной производственной деятельности человека возникла необходимость во включении оценок, носящих общественно-социальный и этический характер.

Основные достижения науки в результате четвертой научной революции

В ходе четвертой научной революции формируется квантово-релятивистское представление о мире. Основными открытиями науки в это период являются:

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов иссле­дования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рожд,а.етсяпостнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и тех­ногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия мик­ро-, макро- и мегамира и др.). Формируется рациональность пост-неклассического типа. Ее основные характеристики состоят в сле-'. дующем.

Во-первых, если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание и т.д.), а также в ряде естественных дисциплин, таких как геология, биология, то в по-стнеклассической науке историческая реконструкция как тип те­ оретического знания стала использоваться в космологии, астро-

Основы философии науки

физике и даже в физике элементарных частиц, что привело к из- i менению картины мира.

Глава VI . Научные традиции и научные революции.

объекты и др. Для изучения этих очень сложных систем, как и вообще любых объектов естествознания, требуется построение иде­альных моделей с огромным числом параметров и переменных. Выполнить эту работу ученый уже не может без компьютерной помощи. Допустим, объектом научного исследования является биосфера — сложный природный комплекс, включающий чело­века с его производственной деятельностью. Эта деятельность, бесспорно, влияет на состояние биосферы, вызывая изменения в популяциях, биоценозах. Чтобы изучить характер этих измене­ний, надо задействовать параметры, связанные с физико-хими­ческим состоянием рек, озер, морей, океанов, лесов, полей, пус­тынь, вечных ледников, гор, атмосферы и т.д. Очевидно, что речь идет о таком огромном числе параметров и переменных, увязать которые в целостность невозможно без использования компью­терных программ и проведения специального математического эксперимента на ЭВМ.

А это значит, что рациональное познание не имеет безуслов­ного приоритета перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.

Особо важным моментом четвертой научной революции было оформление в последние 10—15 лет XX в. космологии как науч­ной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом. Философы науки выделяют две революции в космоло­гии XX в. Не рассматривая их подробно, отметим только неко­торые научные и эпистемологические последствия этих револю­ций (при этом воспользуемся исследованием, проведенным А. Н. Павленко 1 ).

Глава VI . Научные традиции и научные революции.

403

402

Основы философии науки

4. В античности не знали того научного эксперимента, который
родился во времена Галилея и Ньютона. Сущность этого экс­
перимента заключалась в том, что испытуемой вещи надо было
задать адекватный ее сущности вопрос, на который экспери­
ментаторы получали однозначный ответ. Субъект познания
должен был обладать не только умом, но и телесной способ­
ностью ощущать и воспринимать сигналы и ответы, которые
исходили от испытуемой вещи. Так, Галилей формулирует
закон инерции, запределивая эмпирический опыт, в котором
наблюдалось изменение длины траектории движущегося тела
в зависимости от трения. Не случайно И. Кант разводил по­
нятия познания и мышления. Познать, с его точки зрения,
мы можем только то, что дано нашим чувствам, т. е. мир
явлений. Помыслить же мы можем обо всем, даже о том, что
выходит за границы возможности наших чувственных вос­
приятий, например, Бога, душу и др.

■ w

404

Основы философии науки

Итак, современная физика и космология сформировали сход­ную с античной тенденцию обращения к умозрению, к теоретизи­рованию. Они впустили в пространство своих научных построе­ний вопросы, которые в классической и неклассической науке от­носились к философским: почему Вселенная устроена так, а не иначе; почему во Вселенной все связано со всем и т.д. Но на фи­лософские вопросы нельзя адекватно ответить, опираясь на нор­мы и идеалы научного познания, сложившиеся в пределах клас­сической и неклассической рациональности.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обcуждения могут быть пояснения.

Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Содержание

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения.

Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно [4] .

Сейчас науки занимаются получением знания. Тогда они занимались его бережным хранением и передачей дальше. Оно хранилось в канонических текстах, которые трактовались определённым способом и постоянно зубрились. Такими текстами были Библия и античные авторы: в первую очередь Аристотель, важный для логики и схоластики, римское право (кодекс Юстиниана), труды Гиппократа. Но все они не давали ответа на новые вопросы, поставленные наблюдениями. Современные научные исследования не находили себе места в системе университетских дисциплин, ибо те были традиционными местами передачи знания, а не исследований, и преподавали они теоретическое знание, не практическое [5] .

Вот что писал английский историк Эдвард Гиббон (Edward Gibbon, 1737-1794) про современные ему университеты:

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы [12] .

Открытия

Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

    (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа. (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики. (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
  • Механическая картина мира Ньютона:
    • Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве.
    • Любые события предопределены законами классической механики.
    • Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов.
    • Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел.
    • Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.
    • Синтез естественно-научного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

    Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

    Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

    Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

    Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

      — понятия электромагнитного поля — электродинамика, статистическая физика — и как вещество и как электромагнитное поле
    • Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики — о медленном непрерывном изменении земной поверхности — целостная концепция эволюции живой природы , Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого , Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает. — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость — радиоактивность — Лучи — элементарная частица электрон — планетарная модель атома — квант действия и закон излучения — квантовая модель атома Резерфорда-Бора — общая теория относительности — связь между пространством и временем — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)
    • Зависимость знания от применяемых исследователем методов
    • Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений
    • Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности
    • Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором
    • Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность
    • Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.
    • Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта
    • Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

    Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

    Читайте также: