Биография надежды павловой балерины кратко

Обновлено: 08.07.2024

Надежда Павлова

Надежда Васильевна Павлова. Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР). Советская и российская балерина, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Народная артистка Чувашской АССР (1980). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1984).

Надежда Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР).

По национальности - чувашка.

Отец - Василий Павлович Павлов, работал рентгенотехником.

Мать - Мария Ильинична Павлова (1928—1996), работала воспитательницей в детском саду.

Ее семья была многодетной. Она была самой младшей - восьмой по счету. О детстве у Надежды остались не очень хорошие воспоминания, она была обделена вниманием и особого родительского тепла не ощущала. Поэтому и в интервью она всегда пыталась обходить эту тему стороной: "Понимаете, если бы это были приятные воспоминания, я бы, конечно, с удовольствием рассказала". Когда выяснилось, что у нее уникальный талант балерины, то в семье обрадовались не столько успеху дочери, сколько возможности пристроить ее куда-нибудь. Во время разлуки с домом, связанной с учебой, она практически не общалась с семьей и ощущала полное безразличие по отношению к себе. Уже став звездой, она приехала в родной город и также столкнулась с тем, что она никому из родных не интересна. Лишь одна ее сестра однажды пришла в театр, но после спектакля сразу же ушла. "Как же так, чужие люди восхищаются, поздравляют. Хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла", - недоумевала Надежда.

Заниматься балетом начала в возрасте 7 лет в хореографическом кружке при Доме пионеров. Когда ей было 10 лет, на девочку обратила внимание комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей. Павловой предложили учиться в Перми.

Надежда Павлова в детстве

Надежда Павлова в детстве

В 1970 году во время гастролей театра в Москве Надежда Павлова привлекла особое внимание рецензентов. В 15 лет она стала лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. А через год - в 1973-м - Павлова завоевала Гран-при II-го Международного конкурса артистов балета в Москве.

Надежда Павлова стала много гастролировать по стране и за рубежом, покоряя воздушным дыханием своего танца зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США.

В 1974 году окончила Пермское хореографическое училище.

С сентября 1975 года стала солисткой Большого театра, в котором постоянным партнером на протяжении десятилетия был Вячеслав Гордеев (ее первый супруг). Она ежедневно занималась в классе А.М. Мессерера, осваивала роли под руководством М.Т. Семеновой. Работали с ней и другие известные педагоги.

Надежда Павлова и Галина Уланова

Надежда Павлова и Галина Уланова

С 1983 года в ее репертуаре появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Партнерами были все ведущие солисты Большого театра - Александр Богатырев, Валерий Анисимов, позднее - Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.

Партии Надежды Павловой в Большом театре:

балерина Надежда Павлова

балерина Надежда Павлова 2

балерина Надежда Павлова 3

Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор в 1984 году, она проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.

С 2013 года Надежда Павлова занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.

Преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ) (профессор).

Надежда Павлова сейчас

Надежда Павлова сейчас

Личная жизнь Надежды Павловой:

Дважды была замужем. Детей нет.

Первый муж - Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 3 августа 1948), артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Народный артист СССР (1984).

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев

Еще во время брака с Гордеевым у Павловой начались отношения с ее будущим вторым мужем. Вячеслав Гордеев рассказывал: "У Нади случился роман с психотерапевтом, у которого она лечилась от депрессий, и она заявила мне, что на небе соединена с этим человеком, поэтому должна быть лишь с ним и на земле. Я даже не стал разбираться и предложил разойтись, раз она с ним соединена".

Второй муж - Константин Михайлович Окулевич (1945 г.р.), психоаналитик, доктор медицинских наук. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу.

Надежда Павлова и муж Константин Окулевич

Надежда Павлова и муж Константин Окулевич

Фильмография Надежды Павловой:

1974 - Танцуют Надежда Павлова и Ольга Ченчикова (документальный)
1974 - Джульетта (документальный)
1975 - Танцует Надя Павлова (документальный)
1976 - Синяя птица (Blue Bird, The) - Синяя Птица
1980 - Сицилианская защита - Зина Лебедева, балерина
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - Поэмы (фильм-спектакль)
1989 - Ромео и Джульетта (фильм-балет) (фильм-спектакль)

Награды и звания Надежды Павловой:

Надежда Павлова фотографии

Родилась 15 мая 1956 года в г. Чебоксары (Чувашская АССР).

Балерина.
Заслуженная артистка РСФСР (21.10.1977).
Народная артистка Чувашской АССР (1980).
Народная артистка РСФСР (28.04.1982).
Народная артистка СССР (13.12.1984).

По окончании училища в 1974 году — солистка Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.

С сентября 1975 года — солистка Большого театра. Её постоянным партнером на протяжении этого десятилетия остается Вячеслав Гордеев, ставший её мужем. Ежедневно занимается в классе А. М. Мессерера и осваивает роли под руководством М. Т. Семеновой.

С 1983 года в репертуаре появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Её партнерами становятся все ведущие солисты Большого театра Александр Богатырев, Валерий Анисимов, позднее — Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов. Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор в 1984 году, она проводит мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.

(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)

последнее обновление информации: 26.08.20

источники информации

публикации

А парой они были не только на сцене, но и в жизни. Правда, как оказалось, в жизни у них всё сложилось не так прекрасно, как на сцене. Но Надежда Васильевна не любит рассказывать о личном, так что промолчим и мы. Главное, что сейчас у великой балерины всё хорошо и в личной жизни, и в карьере, она давно и счастливо замужем за доктором медицинских наук, профессором Константином Окулевичем.

Русская Германия № 11, 2013

-Судя по всему, вы не очень любите общаться с журналистами и вообще избегаете публичности?
– Я не могу сказать, что я от них бегаю. Просто был довольно длительный период, после ухода из театра, когда я практически не давала интервью.

– Но юбилейная программа состоится. Она будет показана в Москве, и вас можно будет опять увидеть на сцене?
– Вот по поводу Москвы надежд пока очень мало. Нет площадки. Вы сами знаете, что площадку в Москве арендовать трудно – это очень дорого. Но на октябрь уже запланировано турне по многим городам: Санкт-Петербург, Рига, Киев, Вильнюс, Екатеринбург и другим. Будем надеяться, что все получится.

– Вы окончили балетмейстерско-репетиторское отделение РАТИ, давали мастер-классы в Финляндии, Германии, Японии, Франции, сами ставите номера как хореограф.
– Я серьезно не ставила перед собой задачи работать как хореограф, после того как закончу танцевать. Просто, когда еще танцевала, делала много вечеров. Во время творческого вечера в Перми – я знала, что это мой последний творческий вечер в качестве балерины, танцовщицы, – мне надо было просто как-то закончить вечер, и придумался номер, получилось. Вот так все и началось. Вообще, когда танцовщик становится хореографом, должен произойти какой-то перелом, должно поменяться мышление. Педагог, хореограф не должен оставаться танцовщиком. Это очень важно. Такой тонкий переход, который для непрофессионала практически неуловим. Прежде всего надо определить индивидуальность танцовщика и не строить его под себя.

– Вы не работали в качестве педагога в БТ?
– В штате – ни одного дня. Это была просто попытка попасть в штат театра, но она не удалась. Видимо, мне надо еще что-то сделать. Я пыталась отойти от балета, заняться чем-нибудь другим, но это оказалось невозможно.

– Может быть, стоит просто плюнуть на это?
– Можно, наверное. Но просто, как вам сказать… Вот смотришь передачи, интервью с представителями поколения, более старшего, чем я – и все о БТ. У них Большой – как заноза. Я думаю: если у меня то же самое, хорошо это или плохо? Может быть, уже надо научиться оставлять то, что ушло. Начинать что-то новое, либо продолжать в другом качестве. Не знаю, я сама иногда путаюсь. Но обида осталась.

– Надежда, вы были лицом русского балета…
– (Быстро, как заученную фразу и с легкой иронией.) Национальной гордостью. Национальным достоянием. Мне все время это говорили.

– Вы были членом ЦК ВЛКСМ, выступали в роли посла мира, политического представителя страны. Эти общественные нагрузки не помешали вам как балерине?
– Да нет, конечно. Мы все работали на страну, естественно – за копейки. Я участвовала почти во всех политических мероприятиях (от уровня городских до международных приемов, когда приезжали высокие гости из всех стран – от Америки до Алжира). Но я танцевала, у меня не было чувства, что, вот, я выполняю очень важную миссию. Я работала на театр, понимая, что это нужно. Именно поэтому сейчас, когда все перевернулось, не очень понятно отношение театра. Неприятно все это. Просто сейчас, наверное, никому ничего не надо. Каждый сам за себя.
Что касается ЦК ВЛКСМ, особо большими обязанностями меня не загружали, знали, что это бесполезно, я была совсем молоденькая и, кроме танцев, в голове ничего не было вообще. Конечно, я участвовала в съездах, но решение каких-то глобальных проблем я на себя не брала. Но относилась я к этому серьезно, потому что была благодарна той стране. Она дала мне возможность окончить училище. Когда меня отобрали и я поступила в Пермское училище, то год спустя родители поняли, что не смогут оплачивать мое обучение дальше, в течение восьми лет они просто не потянут. Хотя деньги по тем временам требовались не такие уж большие, но нас в семье было восемь детей. И меня хотели забрать после первого года. Тогда через Москву решался вопрос о том, чтобы дальше я училась за государственный счет. Я всегда это помню и всегда благодарна, хоть и нет уже этих людей, нет страны…

– Что вы вообще можете сказать о качестве солистов Большого?
– Самое главное – уходит традиция, что-то очень важное теряется. Сейчас вот осталось среднее поколение, которое еще выросло на традициях – Цискаридзе, Клевцов, Филин. Что касается женского состава, судить сложнее, по-моему, они сейчас делают карьеру совсем иначе, не будем внедряться. Раньше все-таки была марка Большого театра, ею гордились, собирали людей по всей стране. И в опере сколько было хороших голосов. Делалось все, чтобы все-таки самые лучшие кадры работали на лучшей сцене, а не так, чтобы она подпитывалась только московской школой. Сейчас вот начали привлекать людей из Питера. Но все дело в том, что все равно такого коллектива что-то я сейчас не вижу. Вообще мне кажется, что Большой театр должен быть заинтересован в том, чтобы там работали люди с каким-то творческим багажом, которые, не будем говорить о званиях, но заслужили право работать там, где они провели весь свой творческий путь. Но в этом смысле там вообще какой-то непробиваемый вариант. Какой-то ледниковый период, по-моему, наступил. Или вечный ремонт. Который, говорят, опять остановился.

– Вы оттанцевали 20 лет, а потом вдруг исчезли. Все думали, может быть, уехала на Запад. Кстати, вас приглашали?
– Приглашали, когда я еще работала в театре. Ну тогда очень-очень хорошо за этим смотрели. Но я даже не собиралась, даже не думала уехать.

– А потом, когда ушли из БТ?
– Я ушла, потому что не смогла найти общего языка с Васильевым, когда он возглавил театр. Ну, а уезжать сразу же какой смысл? У меня семья, работа у мужа. Ради чего? Ради карьеры, что ли?
– Вы счастливы в новом браке? (Муж Надежды – Константин Михайлович Павлов, доктор медицинских наук, профессор, психоаналитик).
– Когда я встретила человека, который для меня очень важен, я поняла, что семья все-таки важнее, чем карьера. Во всяком случае для меня. Но именно благодаря ему я осталась на сцене и закончила свою карьеру достойно. Я за 10 лет намучалась в первом браке, поэтому, думаю, заслужила, чтобы хотя бы остальное время быть в нормальная состоянии.
– Вы однофамильцы?
– Когда мы расписались, я еще танцевала, поэтому фамилию менять было неразумно. Хотя я очень хотела это сделать, но он отговорил. А потом мы ездили вместе, и с разными фамилиями в гостиницах возникали трудности. Тем более я балерина, сразу возникали всякие разговоры. И тогда он решил стать Павловым.
– Для мужчины это огромная жертва!
– С его стороны тем более. Я это ценю, конечно.

Беседовала Марина ГОНЧАРОВА
Политический журнал
28 августа 2006

дополнительная информация >>

Солистка балета Большого театра, лауреат премии Ленинского комсомола Надежда Павлова. 1984 год.

Личная жизнь балерины Надежды Павловой интересовала ее поклонников не меньше, чем творческие победы — мужем примы Большого театра был легендарный Вячеслав Гордеев. Внешне они идеально подходили друг другу, но вне стен репетиционного зала каждый жил своей жизнью. Супругами танцовщики были только на бумаге. По признаниям самой балерины, этот союз мог закончиться настоящей трагедией, создавать видимость идеальной семьи с каждым годом становилось все сложнее и сложнее. Однако судьба дала Павловой второй шанс обрести настоящее женское счастье.

Ученица 6-го класса Пермского хореографического училища Надежда Павлова. 1972 год.

Взлет

В семье Павловых было восемь детей. Перед родителями стояла непростая задача — поставить всех их на ноги. Но как это сделать без денег и связей? Выбиться в люди и получить достойное образование Наде Павловой помог талант. В четыре года девочку отвели в балетный кружок при Дворце пионеров. Именно там через несколько лет юную танцовщицу заметила комиссия из Пермского хореографического училища, которая приехала в Чебоксары отбирать на учебу одаренных детей. Чтобы продолжить обучение, в девять с половиной лет Наде пришлось переехать из родного города в Пермь. Но буквально через год родители поняли, что не смогут оплачивать учебу дочери, хотя деньги требовались и небольшие. К счастью, в училище терять способную девочку никто не хотел, поэтому через Москву было решено перевести ее на учебу за государственный счет. Увы, все годы, пока Надя пыталась стать первоклассной балериной, общение с семьей сводилось лишь к поздравительным открыткам по почте, а потом и вовсе сошло на нет.

В чужом городе Павлова узнала, что такое жесткая дисциплина и полная занятость. День маленьких танцовщиц начинался в семь утра. Времени не хватало не то что на прогулки: порой даже сделать уроки было настоящей проблемой. Обычные детские радости: коньки, велосипед, лыжи, игры во дворе — были неведомы будущим балеринам. Зато они хорошо знали, что такое изнурительные занятия, репетиции и строгая диета. О своем педагоге Людмиле Сахаровой Павлова вспоминает сдержано. Сахарова слыла жестким человеком, далеко не каждая ученица могла выдержать ее стиль преподавания. Но Надежде это удалось.

Педагог Пермского хореографического училища Л. Сахарова (слева) со своей воспитанницей балериной Надеждой Павловой (справа). 1974 год.

В 1974 году Надежда стала солисткой Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Уже в первый сезон ей доверили партии Жизели и Джульетты. Но в Перми она проработала недолго, балерине поступило предложение сразу от двух ведущих театров — Большого и Мариинского. Павлова выбрала сцену Большого и в сентябре 1975 году стала солисткой.

Вместе

С момента триумфального участия в столичном конкурсе рядом с Павловой был ее коллега по сцене Вячеслав Гордеев. Их решили поставить в пару, поскольку на следующий год кто-то из танцовщиков должен был представлять Советский Союз на международном конкурсе. Репетиции длились год. Иногда Надя приезжала в Москву, иногда Слава — в Пермь. Когда Павлова получила место в Большом театре, было абсолютно ясно, что ее партерном станет именно Гордеев.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев. 1973 год.

Гордеев был старше Павловой на 8 лет. Он стал солистом Большого театра в 1968, естественно, его опыт и связи пригодились балерине, когда она только начинала свой путь на столичной сцене.

Новая жизнь

В 28 лет карьера Надежды Павловой была на пике популярности. Она стала самой молодой Народной артисткой СССР. Гастроли, выступления, поклонники, ведущие партии на сцене Большого. Разве не об этом мечтает каждая танцовщица? Но в тот период жизни Павлова вряд ли могла назвать себя счастливой. У балерины началась сильнейшая депрессия, ей требовалась помощь психотерапевта. Так она попала на прием к своему будущему супругу Константину Окулевичу. Когда на чаше весов оказалось всеобщее обожание и обычное семейное счастье, Павлова выбрала последнее. Оформить быстрый развод с первым супругом ей помогли связи и известная фамилия. В трехмесячных гастролях Большого театра по Австралии Надежда впервые за долгое время танцевала с другими партнерами. Кстати, личная жизнь Вячеслава Гордеева сложилась не менее удачно. Он был дважды женат и является отцом четверых детей.


В 2000 году Павлова оставила сцену Большого театра и вернулась туда лишь спустя 13 лет, в качестве балетмейстера-репетитора балетной труппы. Все это время она работала за границей, а так же в Государственном театре классического балета под руководством Касаткиной и Василева, преподавала в ГИТИС.

У этой истории, вопреки всем стереотипам, хороший финал. Уже много лет Надежда Павлова счастлива в браке. Возможно, по сегодняшним меркам она рано оставила сцену Большого театра, и все же ей грех жаловаться на судьбу, которая так щедро одарила Павлову талантом и дала возможность показать его всему миру.

Павлова Надежда Васильевна

Родилась в г. Чебоксары (Шупашкар) Чувашской Республики.

Библиография:



© 2009-2022 Национальная библиотека Чувашской Республики. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

Читайте также: