Кьеркегор наслаждение и долг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855) был романтическим философом, если вообще можно так говорить о философах. Его учение - это мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь бога, понять человека.

Названия его трудов весьма показательны - "Страх и трепет", "Или-или", "Болезнь к смерти" и т.п. Недаром его называют предтечей экзистенциализма - учения, согласно которому человек живет в мире абсурда, и его удел - страдание.

Итак, каковы основные идеи Кьеркегора?

а) человек есть единство противоположностей,

б) человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или),

в) человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой,

г) Христос - есть. Смысл жизни человека - прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры,

д) все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким.

Исходя из того, как люди готовы совершить этот прыжок, Кьеркегор разделил их на три типа.

Первый - эстетический тип. Он стремится к красоте как символу бесконечного, всеобщего, но погрязает в удовольствиях повседневности. Он не может отказаться от чувственных радостей, все больше увлекается ими, ищет красоту в этом, не находит, но уже не способен воспарить над суетой. И поэтому страдает. Чтобы спастить от этого, еще глубже погружается в конечное. Получается замкнутый круг.

Второй - этический тип. Трагический герой, рыцарь самоотречения. Он стремится к бесконечному и готов жертвовать своим конечным ради этого. Он готов все отдать за свою мечту. Но в последний момент начинает раздумывать и выбирать пути. Он свободен в выборе, и именно это мучительно. Наконец, он делает рациональный выбор. Это превращает его в трагического героя, потому что (см. выше) никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой.

Третий - религиозный тип, рыцарь веры. Этот тип живет только верой. Рациональные соображения для него на этом фоне ничего не значат. Он совершает поступок, немыслимый и абсурдный с точки зрения разума, но совершенно нормальный с точки зрения веры. Именно он делает пресловутый прыжок веры. Пример - Авраам, который, не моргнув глазом, потащил своего любимого сына Исаака на жертвенный камень, чтобы зарезать его там во славу бога. Ни одна мысль не омрачила его чело. Бог велел - он делает. Это и есть прыжок веры.

И в результате он получает назад свое конечное (сын жив-здоров) и при этом обретает смысл своей жизни в боге.

Кьеркегор считал, что рыцарей веры фактически не осталось, и большинство людей относятся к этическому типу, жизнь которых поэтому - страдание.

Киркегор (Kierkegaard) Сёрен - Наслаждение и долг

О русском написании имени
Наиболее употребительные написания фамилии философа на русском языке: Кьеркегор. К датской практической транскрипции наиболее близко произношение фамилии как Киргегор (транслитерация — Киркегаард). В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.
Наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; немецко-датское смешение - Киркегор.

НАСЛАЖДЕНИЕ И ДОЛГ
Предисловие переводчика к первому изданию
АФОРИЗМЫ ЭСТЕТИКА
ДНЕВНИК ОБОЛЬСТИТЕЛЯ
ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ЭТИЧЕСКИХ НАЧАЛ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Лев Шестов. Киркегард — религиозный философ
Пауль Тиллих. Киркегор как экзистенциальный мыслитель (Перевод Т. Вевюрко)
Комментарии
Библиография

Датским философом Сереном Кьеркегором (Киркегор; 1813 – 1855) в период XIX века активно развивалось направление иррационализма в рамках европейского философского течения. Им, также, как и Артуром Шопенгауэром, активно отвергалась и не принималась философия Гегеля, в рамках которой центральный локус внимания принадлежал особенностям развития логического мышления и человеческого разума.

Философия Гегеля была яростно раскритикована Кьеркегором за содержащиеся в ней рационалистические мысли и идеи. Вместе с тем, в начале своей философской деятельности Кьеркегор был сторонником философских взглядов, выдвинутых Фридрихом Шеллингом.

Кьеркегором мир воспринимался в качестве неразумного, что и послужило усилителем критики философии рационализма, которой придерживался Гегель, совместно с его стремлением к панологизму – восприятия бытия в контексте мышления и развитию идеи Абсолюта.

Также, Кьеркегор активно высказывался против гегелевского утверждения о том, что единственными достоверными формами знания являются логические. Все эти тезисы шли вразрез убеждениям Кьеркегора об устройстве мира, который выступал за иррациональные формы мироустройства и использованием человеком иррациональных способов к его познанию.

Согласно позиции Кьеркегора, человек постоянно задается вопросами о смысле собственного существования, о том, как жить и чем заниматься в своей жизни, на какие правила опираться при выборе стратегии поведения. Мир, в котором живет человек всегда остается для него непонятным и загадочным и выражается для него в качестве непознаваемой и иррациональной действительности.

Кьеркегор был противником объективного существования мира и активно выступал против того, чтобы его таковым воспринимали. Согласно его позиции, мир является совокупностью человеческих ощущений. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности руководствуется собственными ощущениями, которые он, будучи поглощенным собственным внутренним миром постоянно переживает.

Кьеркегором были глубоко воспринято идеи о субъективном идеализме, основу которым в свое время положил английский философ и теолог Джордж Беркли. В своих положениях, и в случае объяснения большого количества различных явлений он опирался на эти идеи, на которых, в сущности и базировалась вся его субъективная философия.

В качестве вопроса первостепенной значимости, возникающей у теолога и философа, выступала проблема истины. Он искал формулировку своего ответа на вопрос героя библии Понтия Пилата о том, чем является истина. Свой ответ Кьеркегор сформулировал, опираясь на субъективный идеализм Джорджа Беркли, а также религиозную философию. Им решительно отвергалась работа об объективности сущности истины, а также ее критериев.

Понимание истины в контексте научного знания являлось для него неприемлемым. Вместе с тем, он также критиковал возникновение и формулирование тезисов об относительности истины, которая впоследствии может быть углублена и расширена до границ истины абсолютной, смысловая сущность которой не может быть изменена в процессе дальнейшего развития познавательной активности человека.

Согласно взглядам Кьеркегора, статус абсолютной истины могут получить только положения из религии, которые находят свое отражение в различных религиозных трудах. Согласно взглядам философа, религии не нужна помощь ума, поскольку он не может выступать в качестве судьи для вопросов религии.

Религия, как и вера, не нуждается ни в каких доказательствах, особенно в научных, рассматривая их в качестве собственных недругов. Основная задача человека, по Кьеркегору, состоит лишь в том, чтобы отметить истинность веры, а не делать каких-либо поспешных и сомнительных выводов благодаря логическим манипуляциям. Вера в Бога является беспрекословной и безрассудной. Отсутствие веры, согласно его взглядам, является не результатом недостаточных знаний, а результатом непослушаний, желаний противостояния и непокорности.

Философия существования человека

Согласно позиции философа, на эстетическом этапе развития нравственности и этики, в качестве важнейших категорий для жизненного восприятия у человека выступает область красоты (зачастую внешней), совместно со способностью ей наслаждаться.

В качестве примеров он выделял субъективное восприятие красоты, совместно с наслаждением, которые возникли при прослушивании произведений Моцарта, совместно с восприятием поэм и литературных художественных произведений (античных и современных), совместно с их театральными постановками по Шекспировским произведениям.

Этика и мораль, проходя этапы духовного развития человечества, согласно позиции философа, осуществляют переход от эстетического этапа на непосредственно этический. Вместе с тем, мораль можно трактовать в контексте общей совокупности правил поведения, совместно с отношениями людей друг к другу, тогда как этика выступает в качестве обоснования и объяснения данных норм.

Сущность данного выбора отражает состояние духовной состоятельности и возвышенности личности. При реализации определенного выбора, человек полностью наполняется тем, что он выбрал. В случае, когда человек отказывается выбирать, он становится вялым и погибает.

Кьеркегор высказывался о том, что в случаях, когда человек стоит перед выбором, на первый план начинают выходить и вопросы этики. Зачастую, человек осуществляет выбор между доброй и злой стороной. В ситуации реализации выбора, он попадает в этическую область. В случае такого выбора, человек показывает все свое нутро и свою сущность, что, впоследствии, способствует укреплению его индивидуальности.

Согласно позиции Кьеркегора, человеку необходимо понимать сущность совершенного им выбора, вне зависимости от того, является ли этот выбор наслаждением жизнью, либо он отражает необходимость в служении, преданности и спасении других людей, в соответствии с замыслом Бога. Человек, которых стремится получить наслаждения (в понимании философа это отражение эстетических форм жизни), действует в соответствии с естественными и природными инстинктами, продиктованными собственной природой.

В свою очередь, идя за влечением собственного предназначения, совместно с принятием ответственности за свои поступки, способствует к приходу к вере в Божественное, во Всевышнего, как отца всему, что существует в мире. «Осуществив выбор в пользу этого – отмечал философ, человек становится самим собой, обретает свою подлинную сущность, может считать себя свободным, сознательным человеком, который способен в полной мере отличить добро от зла.

Личность, которая выбирает эстетическое жизненное направление – является эстетиком и реализует стремления к наслаждению, действует, согласно замечанию Кьеркегора, полностью повинуясь внешним обстоятельствам, что способствует тому, что он может теряться в них и терять собственную волю и индивидуальную цельность.

Он, вместе с тем, обладает способностью к тому, чтобы не потворствовать своим страстям и искушениям. Смысл его жизни заключается не в наслаждениях, а в устойчивом исполнении своего внутреннего долга, который он устанавливает сам перед собой, а также собственной душой, которую он должен не губить, а обретать.

С восторгом философом было отмечено, что христианскими заповедями было заложено начало принципов и норм нравственности для представителей многих стран и народов. Имеется ввиду христианская мораль, в которой содержатся заповеди о том, что дорога, по которой человек приходит к пониманию Бога включает в себя такие паттерны, как: искупление грехов, очищение души, покаяние и праведный образ жизни. Верить в Бога необходимо каждому, не смотря на все жизненные страдания.

Начало своей речи философ сформулировал следующим образом: «У большого количества людей существует страх смерти. Однако существует большее несчастье, чем это, оно заключается в несчастье жить, поскольку человеческая жизнь состоит из большого количества мучений, а смерть является средством для избавления от них. Таким образом, можно сделать вывод, что смерть является общим счастьем для всего человечества.

Далее Кьеркегором излагались мысли, которые фактически повторяли высказывания Шопенгауэра: человек, который несчастен является одиноким в своем существовании, он не верит в возможное сочувствие ему окружающих, он переживает ощущение ненужности, абсолютной заброшенности и субъективно переживает ничтожность своей жизни. С помощью таких категорий Кьеркегор выстроил всю свою речь, на этих же идеях построены все его работы. Отличие работ Кьеркегора от Шопенгауэра заключается преимущественно в большей склонности к религиозному философствованию.

В своих основных идеях, философия Серена Кьеркегора является очень последовательной и цельной. Ее принято причислять к основам так называемой экзистенциалистской философии, которая получила масштабное развитие в период XX века.

Основу ее содержанию составляет идея переживания человеком опыта своего существования, которая развивалась в идеях Кьеркегора. Следует отметить, что не смотря на то, что позицию Кьеркегора так или иначе разделяют все представители современного экзистенциализма, в большей степени при этом на нее опираются сторонники религиозного течения в экзистенциализме.

В настоящее издание вошли три названные части.


Понравилось это:

Подписаться на блог

Свежие записи

Your browser doesn't support canvas.

Вячеслав Гриздак






Читайте также: