Философская специфика классических этических концепций кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержание работы

1 Предмет этики
1.1 Становление этики
1.1.1 Аристотель
2 Основные проблемы этики
3 Классификация этических ценностей
4 История этики
4.1 Краткий обзор
4.2 Современное состояние этики
5 Метаэтика
6 Нормативная этика
6.1 Исторические направления
6.1.1 Стоицизм
6.1.2 Гедонизм
6.1.3 Эпикуреизм
6.2 Современные направления
6.2.1 Консеквенциализм
6.2.2 Утилитаризм
6.2.3 Деонтология
6.2.4 Постмодернизм
7 Прикладная этика
7.1 Биоэтика
8 Разделы этики
9 Типы этических концепций

Файлы: 1 файл

этика.docx

1 Предмет этики

1.1 Становление этики

2 Основные проблемы этики

3 Классификация этических ценностей

4 История этики

4.1 Краткий обзор

4.2 Современное состояние этики

6 Нормативная этика

6.1 Исторические направления

6.2 Современные направления

7 Прикладная этика

8 Разделы этики

9 Типы этических концепций

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

По мнению Г. В. Дубова, основная составляющая философской основы этики — диалектический метод познания.

Предмет этики. Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета. Обзор истории этических представлений позволяет ознакомиться с предметом этики.

Становление этики. Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (5 в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у разных народов, а также меняющимися от поколения к поколению, оказался зависимым от их обоснования. Источником их оправдания оказывался разум.

Эта идея была подхвачена и развита Сократом и Платоном.

Исходным пунктом этики являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается „ приблизительно и в общих чертах“.

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

В широком значении этика у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра и зла

Проблема смысла жизни и назначения человека

Классификация этических ценностей. Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).

Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием психологической защиты, блокирующей критический анализ подсознательных установок.

Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.

Следует иметь в виду, что классические исследования этики проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических высказываний и построения общезначимых этических суждений.

Современное состояние этики. Современность приводит с одной стороны к релятивации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).

Развитие медицины и биотехнологий привело к быстрому развитию биоэтики как анализа возникающих при принятии медицинских, судебно-юридических и прочих подобных решений этических затруднений.

Поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?

Этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Одной из известных разновидностей гедонизма является эвдемонизм. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

отсутствие телесного страдания;

невозмутимость души (атараксия);

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Гетерономная этика традиционно противопоставляется автономной. Суть ее, как несложно догадаться, заключается в том, что мораль каждого человека практически не зависит от его воли и формируется исключительно под влиянием воспитания и жизненных обстоятельств. Определенную роль играют правовые нормы, а также требования подчинения определенным правилам и авторитетам, которые сопровождают человека в течение всей жизни.

Эвдемонизм, как этическая концепция, подразумевает, что причиной нравственности человека является его стремление стать счастливым. Причем, данной концепцией оно признается как самое сильное из тех, что есть в человеке. Понятие счастья тесно переплетается с удовольствием, но не низменным физическим, а высшим, утонченно-духовным. По мнению приверженцев этой концепции, именно к его испытанию следует стремиться человеку. К понятию эвдемонизма очень близко учение буддистов, главная цель которых – достижение нирваны и избавление таким путем от страданий. Критики данной концепции настаивают на том, что к совершению нравственных поступков человека может подтолкнуть только выполнение морального долга, а не стремление к счастью.

Концепция гедонизма имеет нечто общее с эвдемонизмом. Их объединяет, в частности, стремление к удовольствиям. Однако гедонизм наивысшим удовольствием считает именно физическое, а не труднодостижимое духовное наслаждение. Причем, тяга к удовольствиям тесно связана с желанием избежать страдания. Согласно этой концепции, и наслаждение, и боль есть движение души, однако первое – нежное, постепенное, тогда как второе – грубое и порывистое. Разделяют гедонический эгоизм – стремление исключительно к услаждению самого себя, и утилитарный гедонизм – желание всем сделать хорошо. Данная концепция находит массу отражений в различных видах искусства.

Следующая существующая концепция - моральный абсолютизм – признает существование лишь одного возможного взгляда на нравственные нормы и принципы. Не может быть никаких оттеночных значений, а каждая ситуация, вне зависимости от контекста, должна оцениваться лишь с помощью абсолютных стандартов, которые применимы ко всем вопросам морали. Человек, который придерживает такой точки зрения, рассматривает, к примеру, войну, как исключительно негативное событие, вне зависимости от того, какие причины привели к ее началу, и какие результаты были достигнуты в процессе. Ложь – это всегда плохо, и ничто не способно ее оправдать. Моральный абсолютист не приемлет никаких смягчающих обстоятельств и объяснений в нравственной оценке действия или события.

Концепция морального релятивизма противопоставляется абсолютизму. Согласно ему, оценка ситуации может варьироваться в зависимости от контекста – культурного, исторического, личного. Принципиальных и нерушимых моральных норм вообще не существует, а правильность каждого нравственного утверждения должна согласовываться с ситуацией, относительно которой оно используется. Некоторые философы выступают с резкой критикой данной концепции, поскольку видят в ней внедрение вседозволенности при отсутствии твердых моральных принципов, а также оценки добра и зла.

Концепция формализма в этике заключается в том, что на основе одного утверждения, которое не может быть подвергнуто сомнению, можно сделать выводы обо всех остальных моральных принципах и ценностях. Приверженцы этой концепции должны вести себя так, чтобы их жизнь могла стать примером для всех остальных, чтобы из их поведения люди могли сделать для себя все необходимые выводы относительно нравственных норм.

Как видно, все существующие концепции этики делают попытки обозначить главные моральные ценности, а также пути их достижения. Каждая из них развивалась под влиянием ведущих философов и мыслителей, и каждая имеет право на существование. Определить единственно верную концепцию, которую признает таковой все человечество, не представляется возможным, поскольку аргументы всех являются достаточно весомыми. Некоторые из них вступают в явное противоречие друг с другом, а некоторые вполне способны сосуществовать. Какой (или каких) из них придерживаться, индивид принимает решение самостоятельно, согласовывая с ним свое дальнейшее поведение – в этом заключается практическое значение этических концепций.

Этика или, как еще ее можно назвать, философия морали, исследует проблемы добра и зла, а также нравственные взаимодействия между людьми. Она является одним из основных философских разделов.

Данный термин был образован от греческого слова ethos Аристотелем, что в переводе на русский язык означает характер или обычай.

Основные различия в разнообразных философских трактовках морали прежде всего определяются по расхождениям в понимании самого морального источника, некоего морального идеала, к которому человек обязан стремиться.

В зависимости от понимания источника морали определяют четыре типа теорий этики:

  • Натуралистические концепции, которые говорят о том, что источник морали идет из природы, а сама мораль является моментом развития биологических (природных) закономерностей;
  • Социологические концепции, в соответствии с которыми источник морали идет из общества, а сама она является элементом общественной организации, разновидностью социальной дисциплины;
  • Антропологические концепции, по которым мораль происходит из человеческой природы, является его неотъемлемым качеством;
  • Сверхнатуралистические концепции, в которых говорится о том, что мораль происходит из некоего трансцендентного источника, который находится вне пределов существования человека.

Основные этические теории

Среди основных этических теорий самые важные – это этика долга, этика добродетели и этика ценностей.

Аристотель разработал основные идеи этики добродетели. Под добродетелью он понимал такие личностные качества, которые способны помочь человеку контролировать возникающие в нем страсти. Когда человек действует в зависимости от своих добродетелей, человек обязательно является нравственным. Источник зла – это отсутствие или скудность добродетелей. Аристотель выделял следующие основные добродетели: рассудительность, мудрость, справедливость, мужество. Рассел позже предложил другой список: храбрость (умение постоять за свои убеждения), оптимизм и интеллигентность. Иные авторы отмечают среди добродетелей еще толерантность (терпимость к чужому мнению), разумность, справедливость, коммуникабельность, свободолюбие и др.

В соответствии с этикой ценностей, в мире существуют только относительное добро и относительные ценности. Их нужно учитывать для того, чтобы избежать этических химер. Самыми важными видами этого вида этики являются прагматизм и утилитаризм.

В соответствии с теорией прагматизма, которую развивали Ч. Пирс, Дж. Дьюи и У. Джемс, моральное благо – это достижение успеха, которое связано с решением определенных проблемных ситуаций. Прагматисты считают, что ценности – это результат деятельности человека и уверены в этом больше, чем утилитаристы.

Каждое из трех вышеназванных направлений в рамках философии этики имеет как достоинства, так и недостатки. К примеру, этика добродетелей сконцентрирована на том, чтобы понять моральный облик конкретной личности, этика долга превыше всего ценит общие законы морали, а этика ценностей исследует бытие человека в мире. Все три этих пункта актуальны на сегодняшний день.

Однако, объединение данных направлений и их сильных сторон, а также устранение недостатков все еще является неразрешимой проблемой. Все эти направления исключают друг друга, их нельзя собрать воедино в одну теорию. Таким образом, проблема этики иная – не соединить противоречащие друг другу теории вместе, а использовать каждую из них в той ситуации, которой она отвечает в наибольшей мере. В некоторых случаях самой эффективной будет этика добродетелей, в другой – этика долга, а в третьей – этика ценностей. Все эти направления гармонично дополняют друг друга.

Смело можно сказать о том, что в самой фундаментальной в моральной жизни является этика добродетелей. Однако это не значит, что нам следует отказаться от этики долга и ценностей как в теории, так и в реальности. Каждая из конкретных ситуаций всегда укажет, какой из трех подходов будет максимально рациональным и эффективным для того, чтобы разрешить возникший моральный конфликт.

Этические учения Нового времени ориентированы преимущественно на выявление антропологического основания морали. На этом этапе развития этики на первый план выдвигается проблема человека как субъекта морали, осуществляю­щего свой нравственный выбор как разумное существо. Обосновывают­ся возможности разума человека в обуздании эгоистической направленности его природного начала, утверждается, что человек, опираясь на свой разум, должен учиться согласовывать свои индивидуальные устремления с общественным Благом. Успехи в области естественных наук приводят к мысли, что сущность морали, а также механизмы нрав­ственного совершенствования человека могут быть обоснованы с позиций естественно - научного знания. Это, в свою очередь, порождало иллю­зию, что человека можно сделать нравственным на основе просвещения, что способствовало активизации в обществе на этом историческом этапе просветительной этической деятельности. Однако, уже древние понимали, что знание далеко не всегда способно сделать человека нравственным, а навязывание морали приводит к мора­лизаторству и лицемерию.

В развитии этической мысли философов – материалистов этой эпохи можно выделить три этапа. На первом этапе этика сохраняет достаточно прочные связи со средневековым мировоззрением. А способом утверждения новых идеалов вы­ступает скептицизм. Наиболее интересным мыслителем этой эпохи яв­ляется Мишель Монтень, которого можно рассматривать как предтечу этики Нового времени.

Второй этап в развитии этики Нового времени характеризуется стремлением философов придать этике статус стро­гой научной дисциплины. Поскольку мораль выводилась из природы, то для обоснования её норм широко использовали естественно-научное знание. Такой подход был присуще Р. Декарту, Т. Гоббсу, Б. Спинозеи другим фило­софам Нового времени. Этика становилась натуралистической, пос­кольку выводила поведение человека из его природы. Но такой подход приводил к противоречию, который присущ всякой натуралистической этике. Если мораль выводится из природы человека, то почему возни­кает аморализм и безнравственность. И в чём истоки долга человека и его ответственности? И самый главный вопрос: почему мораль способ­на объединять людей? Именно в этике Нового времени впервые возни­кает идея о социальной природе морали, т.е. что мораль является ре­зультатом развития общественной жизни. Наиболее ярким представи­телем этого периода является Т.Гоббс.

Третий уровень нравственности - это воплощён­ный в государстве моральный закон, интегрирующий в себе естествен­ные и нравственные законы жизни людей.

Таким образом, моральная фи­лософия Т.Гоббса осмысливает и раскрывает диалектическую взаимосвязь естественных законов человеческого общежития и устройства гражданской жизни людей в обществе. Критери­ем моральности общественного устройства является по Гоббсу нали­чие в обществе мира и согласия.

3.8.2. Этико-философские концепции немецкой классической

Немецкая классическая философия является вершиной в развитии европейского рационализма. Объектом исследования в трудах герман­ских философов этого периода выступает преимущественно разум чело­века, исследуемый с позиций как объективного, так и субъективного идеализма. Что касается этико-философских исследований, то здесь впервые были сделаны попытки обосновать автономное существование мо­рали как самодостаточного принципа, не зависящего от социальной сре­ды и жизненного опыта личности.

И.Кант (1724 - 1804 гг.)

Главное в этике И.Канта - это идея автономии нравственного че­ловека. По мнению И.Канта, нравственность человека зависит от него самого и определяется его автономной доброй волей, которая как ком­пас помогает человеку, ориентируя его на добрые поступки. Он утвер­ждал, что как способность суждения помогает человеку обретать зна­ние в процессе мышления, так и интуиция как проявление доброй воли помогает человеку различать Добро и Зло и совершать нравственные по­ступки. Предмет практического разума - Высшее Благо, т.е. то, что необходимо для осуществления свободы человека. Принципы, которыми должен руководствоваться человек в достижении Высшего Блага, И.Кант называл категорическими императивами. Их два и в совокупности они составляют высший нравственный закон. Вот эти принципы:

1. Поступай так, чтобы максимальное правило действия твоей во­ли могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства.

2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда - только как к средству.

Несостоятельны, по И.Канту, и натуралистические концепции морали, выводящие ее из естественных стремлений человека к удовольствию и счастью. Моральные предписания, утверждает И.Кант, всегда имеют необходи­мый и всеобщий характер, в то время как в эмпирической жизни мы имеем дело со случайными и изменчивыми же­ланиями и стремлениями людей, зачастую даже противо­речащими друг другу в зависимости от вкусов, склоннос­тей, симпатий. Само удовольствие и счастье для разных людей или для одного человека, но в разные периоды его жизни, могут представляться совершенно по-разному, так что вывести отсюда какие-то общезначимые и безуслов­ные повеления просто невозможно.

С точки зрения Канта, добродетель в своей основе бескорыстна. Именно поэтому мораль и счастье исключа­ют друг друга, а следование нравственным ценностям и до­бродетельное поведение являются отнюдь не путем к сча­стью, но лишь средством стать достойным человеком.

Таким образом, только следование долгу делает пове­дение человека нравственным. Моральным является такой посту­пок, который совершается исключительно из уважения к долгу, нравственному закону внутри нас. Поэтому центральной категорией кантовской этики является долг, а сама этика И.Канта получила название Этика Долга. Нравствен­ность — это долженствование, обращенное к человеку, а не заложенное в нем от природы или данное человеку сверхъестественными силами. Нравственная мотивация носит безусловный и бескорыстный характер и, прежде всего, определяется субъективным отношением человека к своему долгу. Долг есть моральная необходимость дей­ствия. Его можно назвать специфическим моральным мо­тивом. Это есть моральная необходимость действия, рас­смотренная в качестве его достаточного мотива. Действо­вать морально — значит действовать по долгу. Совершать нечто по долгу — значит совершать это потому, что так предписывает мораль. В долге нравственный мотив про­тивостоит всем прочим мотивам, которые порождаются страстями, интересами индивида, обстоятельствами его жизни. Действия, согласно долгу, рассматриваются лично­стью как самоценные. Кант называет долгом необходи­мость действия из уважения к нравственному закону. Долг означает, что нравственный закон сам по себе прямо и не­посредственно становится мотивом человеческого пове­дения.

Моральный долг, по учению Канта, это волевое со­стояние свободного и разумного существа. В его основе, а значит, и в основе морали, лежит добрая воля. Под доброй волей Кант разумеет безусловную, чистую волю, т.е. волю, которая сама по себе, до и независимо от каких бы то ни бы­ло влияний, обладает практической необходимостью.

Волей обладает только разумное существо. Она есть способность человека поступать согласно представлениям о зако­нах. Иными словами, воля есть практический разум. Разум существует для того, чтобы управлять нашей волей. Условием нравственного поступка, реализации доброй воли является свобода, или автономия воли.

По Канту, человек одновременно как бы пребывает в двух раз­личных мирах: материально — он существует в простран­ственно-временном, чувственно воспринимаемом мире, а духовно — вне его. Впервом он несвободен, все его дейст­вия обусловлены, и он над ними не властен, это как бы внешнее бытие человека, в котором его настоящее есть результат опредмеченного прошлого. Но в другом, духовном мире, вне времени и пространства – человек свободен. Он может взвешивать и выбирать, решать, как ему поступить. Мир духовный — это мир нравственности, в котором действует свобода и добрая воля. Это сфера практического разума, в котором человек свободно со­вершает поступки.

Таким образом, у Канта вся область нравственности, долженствования, свободы представля­ет собой некую сверхъестественную и даже сверхбожественную реальность, которая неподвластна научному исследованию. Именно в этой области с объективной не­обходимостью действует нравственный закон. Нравственный закон выступает как принуждение, как необходимость действо­вать вопреки тем многообразным субъективным эмпири­ческим воздействиям, которые свободная воля индивида испытывает в ви­де склонностей, интересов, случайных обстоятельств. Именно поэтому нравственный закон имеет форму принудительного веле­ния — императива. Императивы, по И.Канту, это формальные отношения объективного (нравственного) закона к не­совершенной воле человека.

Кантовская этика — это этика долга. Это не наука о том, что конкретно должен сделать человек, или о том, чему он должен следовать в качестве морального существа. По­стоянное превозношение нравственности, защита морали внутренней убежденности и доброй воли, настаивание на необходимости следовать долгу и нравственному идеалу, рассмотрение морали как сферы человеческой свободы свидетельствуют о глубоком гуманистическом содержании этического учения Канта.

Г.В.Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.)

Дальнейшее развитие этики в рамках немецкой классической философии принадлежит Г.В.Ф. Гегелю. Его важнейшей заслугой в формировании философии морали является то, что он придал воззрениям на моральи нравственность исторический характер. Он вскрыл объ­ективно закономерный характер их развития, осуществляющийся в тесней­шей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества. Однако Гегель реализовал эти идеи на идеалис­тической основе, представив историческое развитие общества как само­развитие Верховного Разума – Мирового Духа и порождаемой им Абсолютной Идеи.

Гегель творил в тот исторический период, когда в европейской этике мораль как предмет философского рассмотрения исследовалась в двух противоположных сферах. С одной стороны, мораль исследовалась как сфера духа (особого рода чувств, воли, разума), который является проявлением внутреннего мира человека. Этот духовный мир оценивался:

1) в философии натурализма с позиции эмпирически-индивидуального опыта естественного человека;

2) в философии И.Канта – с позиции трансцендентального идеализма (надприродного духовного основания).

Но в обоих случаях мораль – её нормы и принципы исследовались только как феномены сознания. Этими феноменами являются представления людей о Добре и Зле, нравственная оценка, свободная воля, которые определяют мотивацию нравственной деятельности человека. Однако при исследовании моральных феноменов не учитывался фактор практической деятельности человека в социальном мире.

С другой стороны, было уже очевидно, что мораль, как социальный регулятор, детерминирует определенный способ социального поведения людей. Следовательно, необходимо было выяснить природу морали, и установить какова сфера её практического действия: 1) является ли она сферой духа, как считали И. Кант, Г. Фихте, а также французские просветители, или 2) мораль – это феномен социально-практической деятельности, детерминирующий социальное поведение индивидов.

Гегель считал, что мораль возникает на относительно поздней ступени развития человеческого общества (в эпоху Сократа). До этого в обществе господствовали нравы, обычаи, традиции. Эти формы социальной регуляции Гегель определял как нравственность. Нравственность, по Гегелю, имеет место тогда, когда индивиды находятся в простом тождестве с действительностью, т.е. они не отделяют себя от этой действительности. И в силу этого они подчиняются существующим обычаям и традициям, действуя по привычке: каждый индивид поступает так, как поступают все, не задумываясь при этом о мотивах своих действий. Таким образом, обычаи и традиции становятся для них второй природой, естественным порядком. Нравственность этот периода характеризуется:

1) непосредственным совпадением общественных предписаний и фактического поведения основной массы людей;

2) всеобщей убежденностью в правильности сложившегося порядка, основывающегося на простом факте его существования и его давности;

3) неразвитостью человеческой индивидуальности и субъективного начала в человеке, который повинуется установившимся обычаям и традициям по привычке.

1) традиции – это тезис: они существуют для отдельных индивидов как некая данность – объективно существующая реальность, которой необходимо подчиняться;

2) нравственность – это антитезис: в условиях формирующейся нравственности отдельные индивиды могут нарушать традиции, если они противоречат их личным интересам;

3) мораль – это синтез: в условиях морального регулирования отдельные индивиды добровольно делают выбор, ориентируя свои действия на достижение общего Блага того сообщества, к которому они принадлежат.

Гегель показал, что моральные нормы формируются индивидом, который находится в свободном и автономном отношении к общепринятым нормам, освященным традициями, и эти моральные нормы отражают общность интересов и человека, и общества.

Осмыслив механизм субъективизации морали и формирования моральных убеждений личности, Гегель показал, что их содержание определяется объективными законами и потребностями существования и развития общества в целом. Поэтому мораль может реализовываться в обществе лишь в социальном масштабе, т.е. как законы жизни определённых социальных групп, классов, обществ и, наконец, человечество в целом.

В то же время, при всей глубине анализа сферы нравственных отношений Гегель не смог соединить в целостную систему сферы морали и нравственности, поскольку каждая из них выполняет свои функции. Мораль – это сфера субъективности нравственной личности, её представлений о должном, определяющем мотивацию поведения индивида. Нравственность – это социально-практическая сфера деятельности индивида. И эти сферы, как правило, не тождественны: человек знает, как должно поступать, но поступает чаще всего так, как ему удобно. И поэтому задача общества состоит в том, чтобы сформировать у граждан достаточно высокий уровень этической культуры, являющейся основанием свободного и правильного морального поведения индивидов.

Моральная философия И. Канта и Г. Гегеля при всей их глубине не смогли достаточно полно осмыслить нравственную действительность индивида. Не исключено, что именно поэтому вопросы непосредственной нравственной деятельности людей стали объектом исследования Л.Фейербаха

ВЫВОДЫ:

1. Этика Нового времени характеризуется:

♦ отходом от представлений о Божественном происхождении морали – Г.В.Ф.Гегель, философия марксизма;

♦ попытками определить естественный источник морали – натуралистическая этика;

♦ зарождением социально-исторического подхода к морали;

♦ попытками согласования индивидуального и общественного интересов в поведении субъекта морали;

♦ приобретением этикой самостоятельного статуса; разработкой в системе этического знания достаточно развитого понятийного аппарата – И.Кант;

♦ развитием идеи суверенности морального субъекта;

♦ разнонаправленностью этических исканий: разработкой различных концепций морали.

2. Основные идеи философов-моралистов Нового времени:

1) отвергал догматизм морали;

2) утверждал право личности на поиск истины и самостоятельность суждений;

3) порицал ненависть, жадность, несправедливость, ханжество.

♦ Р. Декарт (1596-1650 гг.) – этические идеи осмысливал с позиции естественно-научного подхода:

1) человеческие страсти объяснял как физик-естествоиспытатель;

2) считал, что человек есть автомат, оптимизирующий свое поведение согласно обстановке;

3) нравственность строго детерминирована окружающей средой.

1) основа нравственности – человеческая природа; все, что способствует природному устремлению человека к удовольствиям, – добро, а что препятствует зло;

3) цель государства – гражданское благосостояние, благополучие народа; государство – результат общественного договора.

♦ И. Кант (1724-1804 гг.) – разработал с позиций субъективного идеализма этику долга. Обосновал следующие идеи:

1) идею нравственного долга как центральную категорию этики;

2) идею свободы и независимости субъекта морали как главного условия морального выбора;

3) идею о том, что моральные ценности не могут быть навязаны индивиду извне;

♦ Г. Гегель (1770-1831 гг.) – обосновал с позиции объективного идеализма различие между нравственностью и моралью:

1) придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер;

2) обосновал положение о том, что моральные нормы формируются на основе осознания социальным субъектом своих обязанностей перед семьей, обществом и государством;

3) с позиции диалектического противоречия осмыслил взаимосвязь между традициями, нравственностью и моралью.

Вопросы и задания к соответствующим разделам этики Нового времени включены в приложение к учебному пособию.

2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987:

Коренная проблема этики Нового времени. – С. 280-287.

М. Монтень. – С. 304-321.

Р. Декарт. – С. 329-341.

Б. Спиноза. – С. 341-354.

Т. Гоббс. – С. 354-362.

И. Кант. – С. 432-464.

Г. Гегель. – С. 464-479.

Л. Фейербах. С. 479-493.

4. История этических учений / под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарика, 2003. Раздел 6. Европа: Новое время. – С. 552-672.

5. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 61-92.

6. Разин А.В. Этика: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2004. – С. 221-308.

Философия, онтология и этика неразрывно связаны друг с другом. Однако последняя стремится решать вопросы человеческой морали. Этика - раздел философии, определяющий такие понятия, как добро и зло, правильное и неправильное, добродетель и порок, справедливость и преступность. Она часто является синонимом моральной философии. Как область интеллектуального исследования, моральная философия также связана с областями психологии, описательной этики и теории стоимости. Диалоги о философии и этике являются одним из любимейших развлечений студентов философских факультетов и людей, интересующихся этой гуманитарной дисциплиной.

Вам будет интересно: Принцип причинности: понятие, определение, формулы расчета в классической физике и теории относительности


Этимология

Определение

Вам будет интересно: Спартанский царь Леонид I: биография

Вам будет интересно: Нума Помпилий: краткая биография, время правления, достижения, мифы и легенды


Метаэтика

Аристотель предполагал, что в этике возможно менее точное знание, чем в других областях исследования, потому рассматривал этическое знание как зависящее от привычки и аккультурации таким образом, чтобы отличаться от других видов знания.

Когнитивные и некогнитивные теории

Исследования того, что мы знаем об этике, делятся на когнитивизм и нонкогнитивизм. Последняя теория означает мнение, что, когда мы судим о чем-то нравственно правильном или неправильном, это не является ни истинным, ни ложным. Мы можем, например, только выразить наши эмоциональные чувства по поводу этих вещей. Когнитивизм можно рассматривать как утверждение, что, когда мы говорим о правильном и неправильном, мы говорим о фактах. Философия, логика, этика - неразрывные понятия, с точки зрения когнитивистов.

Онтология этики относится к ценностям или свойствам, то есть к предметам, на которые ссылаются этические положения. Нонкогнитивисты считают, что этика не нуждается в конкретной онтологии, поскольку этические положения к ней не относятся. Это называется антиреалистической позицией. Реалисты, с другой стороны, должны объяснить, какие сущности, свойства или положения имеют отношение к этике.

Вам будет интересно: Третья промышленная революция: понятие, автор концепции, основы и результаты


Нормативная этика

Нормативной этикой является изучение этических действий. Именно эта ветвь этики в философии исследует множество вопросов, возникающих при рассмотрении того, как следует действовать с моральной точки зрения. Нормативная этика отличается от метаэтики тем, что исследует стандарты правильности и неправильности действий, не касаясь логической структуры и метафизики нравственных факторов. Нормативная этика также отличается от описательной, поскольку последняя является эмпирическим исследованием моральных убеждений людей. Иными словами, описательная этика была бы связана с определением того, какая доля людей считает, что убийство всегда является злом, в то время как нормативная касается лишь того, правильно ли вообще придерживаться такого убеждения. Следовательно, нормативная этика иногда называется предписывающей, а не описательной. Однако в некоторых версиях метаэтической точки зрения, к примеру в нравственном реализме, моральные факты одновременно являются описательными и предписывающими.

Традиционно нормативная этика (также известная как моральная теория) заключалась в изучении того, что делает действия правильными и неправильными. Эти теории предлагали всеобъемлющий моральный принцип, к которому можно было обратиться в решении сложных нравственных дилемм.

На рубеже 20-го века моральные теории стали более сложными и больше не касались только правдивости и неправильности, но интересовались многими различными формами морали. В середине века изучение нормативной этики уменьшилось, так как метаэтика стала более актуальной. Этот акцент на метаэтике был частично вызван интенсивным лингвистическим фокусом в аналитической философии и популярностью логического позитивизма.


Сократ и вопрос добродетели

На протяжении всей истории философии этика занимает одно из центральных мест в этой первейшей из наук. Однако по-настоящему интенсивный интерес к ней предположительно начался лишь с Сократа.

Добродетельная этика описывает характер морального человека как движущую силу этического поведения. Сократ (469-399 до н. э.) был одним из первых греческих философов, призвавших как ученых мужей, так и простых граждан переключить свое внимание с внешнего мира на нравственное состояние человечества. С этой точки зрения, знания, связанные с человеческой жизнью, были самыми ценными, а все прочие знания были вторичными. Самопознание считалось необходимым для успеха и было по своей сути важным благом. Самопознающий человек будет действовать полностью в пределах своих возможностей, в то время как невежественный человек будет ставить себе недостижимые цели, игнорировать собственные ошибки и столкнется с большими трудностями.

Согласно Сократу, человек должен осознавать каждый факт (и его контекст), имеющий отношение к его существованию, если он хочет достичь успеха на пути самопознания. Он полагал, что люди, следуя своей природе, будут делать то, что хорошо, если они уверены в том, что это действительно хорошо. Плохие или зловредные действия - это результат невежества. Если бы преступник действительно знал об интеллектуальных и духовных последствиях своих действий, он не совершал бы их и даже не рассматривал бы саму возможность их совершения. По словам Сократа, любой человек, который знает, что действительно является правильным, автоматически сделает именно это. То есть, согласно сократовской философии, знание, мораль, и этика - неразрывно связанные друг с другом понятия. Диалоги о философии и этике изобилуют в творчестве Платона - главного ученика Сократа.

Взгляды Аристотеля

Аристотель утверждал, что душа человека имеет три природы: тело (физические потребности/метаболизм), животное (эмоции/вожделение) и рациональное (ментальное/концептуальное). Физическую природу можно успокоить с помощью физических упражнений и ухода, эмоциональную - через реализацию инстинктов и побуждений, а ментальную - через интеллектуальные занятия и саморазвитие. Рациональное развитие считалось самым важным, необходимым для развития философского самосознания человека. Человек, по Аристотелю, не должен просто существовать. Он должен жить, руководствуясь добродетелью. Взгляды Аристотеля в чем-то пересекаются с "Диалогом о философии и этике" Орксэ.


Мнение стоиков

Вам будет интересно: Герой России Ветчинов Денис Васильевич: биография, семья, подвиг, фото

Эпоха модерна и христианства

Гедонизм

Гедонизм утверждает, что основная этика - это максимизация удовольствия и минимизация боли. Есть несколько школ гедонистического направления, начиная от тех, кто выступает за подчинение даже кратковременным желаниям, и заканчивая теми, кто учит стремлению к духовному блаженству. При рассмотрении последствий человеческих действий они варьируются от тех, кто выступает за индивидуальную этическую оценку, не зависящую от других, к тем, кто заявляет, что нравственное поведение само по себе максимизирует удовольствие и счастье для большинства людей.


Эпикурейская этика - это гедонистическая форма добродетельной этики. Эпикур полагал, что правильно понятое удовольствие будет совпадать с добродетелью. Он отвергал экстремизм киренаиков, полагая, что некоторые удовольствия все же наносят ущерб людям.

Косвентизм

Государственный косвентизм является этической теорией, которая оценивает моральную ценность поступков, исходя из того, насколько они отвечают основным потребностям государства. В отличие от классического утилитаризма, который рассматривает удовольствие как моральное благо, косвентисты считают главными благами порядок, материальное благосостояние и рост населения.

Утилитаризм

Утилитаризм - это этическая теория, которая утверждает, что правильный курс действий - это тот, который максимизирует положительный эффект, такой как счастье, благосостояние или способность жить в соответствии с личными предпочтениями. Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль являются влиятельными сторонниками этой философской школы. Благодаря этой философии, этика как наука долгое время была в значительной степени утилитарной.


Прагматизм

Прагматическая этика, связанная с философами-прагматиками, такими как Чарльз Сандерс Пирс, Уильям Джеймс и особенно Джон Дьюи, считает, что моральная корректность эволюционирует аналогично научным знаниям. Таким образом, моральные понятия, согласно прагматикам, время от времени нужно реформировать. Современная этика социальной философии во многом опирается именно на взгляды прагматиков.

Читайте также: