Сводное исполнительное производство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Исполнительное производство по своей сути является последней, завершающей стадией судебных разбирательств. Когда стороны не могут разрешить конфликт полюбовно, они обращаются за содействием в суд, чтобы тот установил, кто из них прав, кто виноват. Если проигравшая сторона и после вынесения судом решения отказывается его исполнять, то в дело вступают судебные приставы. На основании исполнительного листа они принуждают должника выполнить те или иные действия.

Однако может так оказаться, что в отношении одного должника имеется несколько разных исполнительных производств. Либо взыскатель предъявляет требование сразу к нескольким лицам, отвечающим перед ним солидарно, например, к поручителю и заемщику. В этом случае пристав может объединить эти дела в одно сводное производство. Насколько оправданно такое решение?

Порядок объединения исполнительных производств в сводное

Правовым основанием для объединения нескольких исполнительных производств в одно является постановление пристава-исполнителя. Такое решение, как правило, обусловлено организационной необходимостью.

Например, есть один должник, с которого пытаются получить денежные средства сразу несколько взыскателей.

Сводное исполнительное производство как раз и призвано решить все озвученные проблемы. Пристав объединяет несколько исполнительных производств (по должнику или по взыскателю), после чего любое процессуальное действие будет распространяться сразу на все объединенные дела.

При этом каждое отдельное производство по-прежнему остается самостоятельным, то есть независимо от других может быть приостановлено либо прекращено. Если кто-либо из участников решит оспорить действия пристава в рамках одного дела, это не должно ущемлять права иных участников сводного производства.

Это важно! Исполнительные производства могут быть объединены в сводное по решению пристава вне зависимости от оснований для взыскания, но при условии, что такие требования носят имущественный характер. Нельзя объединить требования к должнику вернуть долг и что-либо сделать, например, не мешать использованию имущества.

При этом требования могут быть подтверждены любым судебным органом, как арбитражным судом, так и общим, как в отношении предпринимателя, так и обычного гражданина. Удовлетворение просьбы должника о рассрочке (отсрочке) исполнения одного судебного решения не препятствует объединению с другими делами.

Насколько выгодно для сторон сводное исполнительное производство?

Объединение нескольких разных исполнительных производств в одно оправдано с точки зрения организации процесса взыскания. Приставу гораздо удобнее действовать в рамках единого дела, как с практической, так и с формальной точки зрения. Правда, иные участники такого производства не всегда остаются довольны.

Взыскатели, например, часто жалуются на ограничение их прав в ознакомлении с материалами дела. Закон прямых запретов не содержит, но приставы, бывает, выносят отказы, ссылаясь на конфиденциальные данные других участников. Также удовлетворение требований взыскателей в рамках сводного производства осуществляется пропорционально заявленным требованиям, что иногда наводит на мысль об упущенных возможностях (более расторопные могли бы удовлетворить свои притязания полностью, если бы не другие взыскатели).

И все же результативность взыскания по исполнительному листу более зависит от своевременных и точных действий пристава-исполнителя. Поэтому для взыскателей гораздо важнее поддерживать контакт с приставом и оказывать посильную поддержку, чем бороться против (или за) объединение исполнительных производств в одно сводное.

Статья 34. Сводное исполнительное производство

С 20.06.2022 в ч. 1 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 21.12.2021 N 417-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

2. Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения нескольких территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство, о чем извещаются взыскатель, должник, суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

5. По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном частями 11 - 13 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Исполнительное производство – последний шанс восстановить справедливость и фактически призвать к ответу должника. Существование долга и его размер подтверждены решением суда, закреплены в исполнительном документе, но ответчик все равно уклоняется от добровольного погашения? Тогда в дело вступает судебный пристав и силой закона вершит справедливость.

Правовой режим сводного исполнительного производства

Прежде всего следует сказать о том, что объединение исполнительных производств в сводное осуществляется по решению пристава. Могут быть соединены дела, которые велись в различных территориальных отделах ФССП и даже в других субъектах РФ. СИП реализуется в том месте, где предполагается проведение наибольшего числа действий, например, обращение взыскания на движимое и недвижимое имущество.

Из формулировки закона можно сделать вывод о том, что сотрудник ФССП обязан производить объединение различных исполнительных производств в одно. Это также является удачной организационной мерой. Объединение исполнительных производств ведется по двум направлениям:

Что важно: объединение допускается только в отношении возбужденных, но на установленную дату неисполненных исполнительных производств имущественного характера. То есть принуждение должника совершить некие действия не может стать предметом сводного исполнительного производства (сделать ремонт, не мешать пользоваться определенным имуществом и т.п.).

Не является формальным препятствием для объединения исполнительных производств в сводное:

  • статус должника (гражданин или предприниматель);
  • основания обязательственных отношений должник-взыскатель;
  • подтверждение долга различными судебными инстанциями (в арбитражном процессе или гражданском);
  • решение судом вопроса как о рассрочке, так и отсрочке исполнения судебного акта.

Особенности ведения сводного исполнительного производства

Любое производство из состава СИП может быть окончено (прекращено, приостановлено) по своим основаниям. И это никак не скажется на существовании оставшихся дел. Если речь идет о приостановлении всего сводного производства, то здесь следует подробно разбирать фактические обстоятельства. Оспаривание определенных действий пристава в рамках индивидуального дела из состава СИПа не должно нарушать права других лиц. Одна ситуация, когда решается вопрос о законности ареста имущества должника в пользу всех взыскателей. И совсем другая, когда оспариваются некие процессуальные действия в рамках одного дела из всех объединенных в сводное исполнительное производство.

Какие цели преследует объединение исполнительных производств

Например, объединение исполнительных производств в сводное недолюбливают профессиональные коллекторы, которые выполняют различные действия по розыску должника и его активов сразу для всех взыскателей (а не для каждого в отдельности). Сами взыскатели также получат удовлетворение своих требований пропорционально сумме долга (в рамках одной очереди, как правило, четвертой). Иногда взыскатели при ведении СИПа ограничены в возможностях знакомиться с документами и информацией. Некоторые приставы отказывают им в таком праве, ссылаясь на конфиденциальные данные о других участниках. При этом закон прямых ограничений не содержит, поэтому вопрос в каждом конкретном случае решается отдельно.

Методические рекомендации по определению места ведения сводного исполнительного производства, организации передачи исполнительных производств при объединении их в сводное исполнительное производство и осуществлению контроля за его ведением

1. Общие положения

1.1. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями осуществляются определение места ведения сводного исполнительного производства, организация передачи исполнительных производств при объединении в сводное исполнительное производство и порядок контроля за ведением сводных исполнительных производств.

2. Категории сводных исполнительных производств

2.1. В соответствии с ч.1 ст.34 Закона возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера (в том числе исполнительные производства о взыскании алиментных платежей), а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

2.2. Категории сводных исполнительных производств;

сводное исполнительное производство, объединяющее несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении одного должника в пользу одного или нескольких взыскателей (СД);

сводное исполнительное производство, объединяющее несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя (СВ);

сложное сводное исполнительное производство, объединяющее исполнительные производства, входящие в состав сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного из должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя (СВ), и исполнительные производства, входящие в состав сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении этого же должника в пользу одного или нескольких взыскателей (СД).

Вопрос об объединении исполнительных производств в сложное сводное исполнительное производство в каждом конкретном случае следует решать с учетом особенностей исполнительных производств и целесообразности их объединения в целях правильного, своевременного и полного исполнения исполнительных документов, на основании которых они были возбуждены.

3. Определение места ведения сводных исполнительных производств и организация контроля за их ведением

3.1. Если исполнительные производства в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию находятся на исполнении в нескольких территориальных органах ФССП России, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в структурном подразделении Службы судебных приставов, которое определяется постановлением главного судебного пристава Российской Федерации.

Контроль за ведением такого сводного исполнительного производства в соответствии с ч.2 ст.34 Закона осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

3.2. Если исполнительные производства в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию находятся на исполнении в нескольких структурных подразделениях территориального органа ФССП России, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в структурном подразделении Службы судебных приставов, которое определяется постановлением главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Контроль за ведением такого сводного исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства в соответствии с ч.3 ст.34 Закона.

3.3. Решение об определении места ведения сводного исполнительного производства принимается главным судебным приставом Российской Федерации или главными судебными приставами субъектов Российской Федерации на основании сведений (служебная записка, обращение, информация из банка данных, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц) о ведении (возбуждении) исполнительных производств в отношении одного и того же должника (солидарных должников) в разных структурных подразделениях территориального органа ФССП России либо в структурных подразделениях разных территориальных органов ФССП России, полученных от сторон исполнительного производства, иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, органа, выдавшего исполнительный документ, и должностных лиц Службы судебных приставов, в течение 10 дней со дня поступления указанной информации к должностному лицу.

3.4. В соответствии со ст.64_1 Закона заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, об определении места ведения сводного исполнительного производства рассматриваются в течение 10 дней со дня поступления заявления (ходатайства) к должностному лицу. При исчислении сроков, предусмотренных ст.64_1 Закона, необходимо руководствоваться положениями ст.15 Закона. Продление сроков рассмотрения заявлений (ходатайств), поданных в порядке ст.64_1 Закона, не предусмотрено.

Решение об определении места ведения сводного исполнительного производства принимается главным судебным приставом Российской Федерации или главными судебными приставами субъектов Российской Федерации в форме постановления об определении места ведения сводного исполнительного производства в соответствии со ст.14 Закона. По результатам рассмотрения заявления (ходатайства), поданного в порядке ст.64_1 Закона, при наличии оснований определения места ведения сводного исполнительного производства, решение вопроса об определении места ведения сводного исполнительного производства принимается в форме постановления об удовлетворении заявления (ходатайства) и об определении места ведения сводного исполнительного производства либо постановления об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) и об определении места ведения сводного исполнительного производства. В случае отсутствия оснований определения места ведения сводного исполнительного производства выносится постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства).

Постановление об определении места ведения сводного исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства.

Постановление об удовлетворении заявления (ходатайства) и об определении места ведения сводного исполнительного производства, постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) и об определении места ведения сводного исполнительного производства, постановление об отказе в удовлетворении заявлений (ходатайства) не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

3.5. При определении места ведения сводного исполнительного производства решение о возложении контроля за его ведением на соответствующее должностное лицо закрепляется в постановлении, указанном в п.3.4 настоящих Методических рекомендаций.

3.6. Контроль за ведением сводного исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и старшим судебным приставом структурного подразделения территориального органа ФССП России в соответствии с ч.6 данных Методических рекомендаций.

4. Организация передачи исполнительных производств при их объединении в сводное исполнительное производство

4.1. Передача материалов исполнительных производств из структурного подразделения одного территориального органа ФССП России в структурное подразделение другого территориального органа ФССП России, а также из одного структурного подразделения в другое в пределах одного территориального органа ФССП России осуществляется в соответствии с ч.5, ч.7, ч.7_1, ч.7_2, ч.9 ст.33 и ст.34 Закона.

4.3. Поступившее в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановление об определении места ведения сводного исполнительного производства не позднее следующего дня передается для исполнения судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, подлежащее передаче.

4.4. Судебный пристав-исполнитель передает исполнительное производство в структурное подразделение территориального органа ФССП России, которое определено местом ведения сводного исполнительного производства, путем вынесения постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, в соответствии с ч.5, ч.7, ч.7_1, ч.7_2 ст.33 Закона.

Денежные средства, находящиеся на депозитном счете подразделения судебных приставов, передающего исполнительное производство, перечисляются на счет по учету денежных средств, находящихся во временном распоряжении подразделения судебных приставов, определенным местом ведения сводного исполнительного производства, после вынесения постановления о принятии исполнительного производства.

4.5. Судебный пристав-исполнитель направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП России, которое определено местом ведения сводного исполнительного производства: сопроводительное письмо, подлинник исполнительного документа, все материалы исполнительного производства и постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в структурном подразделении, в котором велось соответствующее исполнительное производство.

4.6. В постановлении о передаче исполнительного производства указываются номер и дата постановления об определении места ведения сводного исполнительного производства.

5. Организация исполнения и окончание сводного исполнительного производства

5.1. В случае необходимости совершения по сводному исполнительному производству отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, ведущего сводное исполнительное производство, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю их проведение в порядке, установленном ч.6, ч.10 ст.33 Закона.

5.2. Исполнительные действия, указанные в пп.2, 4, 7, 10 и 11 ч.1 ст.64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать на всей территории Российской Федерации.

5.3. Арест на имущество должника накладывается в пределах общей суммы взыскания, суммы исполнительского сбора, суммы расходов по совершению исполнительных действий и штрафов, наложенных в процессе исполнения исполнительного документа. Арест имущества должника производится в соответствии с гл.8 Закона. Акт о наложении ареста (описи имущества) составляется в соответствии со ст.80 Закона. Дополнительно в нем указываются номер сводного исполнительного производства и общая сумма взыскания.

5.4. По сводному исполнительному производству, возбужденному в отношении одного должника в пользу нескольких взыскателей, судебный пристав-исполнитель составляет реестр взыскателей, который приобщает к материалам сводного исполнительного производства. Реестр обновляется по мере изменения перечня взыскателей.

5.5. Сумма, взысканная с должника (солидарного должника), распределяется в соответствии с очередностью, установленной ст.111 Закона. При этом в случае недостаточности денежных средств, необходимых для удовлетворения требований взыскателя при исполнении сводного исполнительного производства в пользу взыскателей одной очереди, судебный пристав-исполнитель удовлетворяет требования взыскателей пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

5.6. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

5.7. Постановление об окончании исполнительного производства выносится по каждому исполнительному производству, входящему в состав сводного исполнительного производства.

6. Заключительные положения

6.1. Контроль за организацией работы по сводным исполнительным производствам, осуществляемый главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и старшим судебным приставом структурного подразделения территориального органа ФССП России, включает в себя:

организацию еженедельного автоматизированного поиска исполнительных производств, подлежащих объединению в сводное исполнительное производство по различным основаниям, в программном комплексе отдела судебных приставов АИС ФССП России и в региональной базе данных;

организацию оперативного контроля за ведением и передачей сводных исполнительных производств.

В России очень многие граждане находятся в заблуждении относительно того, что такое сводное исполнительное производство и в каком случае сотрудники ФССП прибегают к такому варианту. Это связано с тем, что данная форма весьма специфичная и возможность объединить все имеющиеся дела в одно имеется не у всех.

Министерство юстиции

В своей статье мы расскажем о том, как законом трактуется сводное ИП, кто имеет право его открывать и каким образом это влияет на порядок взыскания с должника.

Законодательная трактовка сводного ИП

Для понимания вопроса стоит отметить, что такой вариант ведения дела – это не открытие нового ИП, которое появляется вместо нескольких старых дел. Как правило, люди заблуждаются на этот счет, и в результате приставам поступают жалобы с требованием завершить ИП.

Законодательно сводное дело — это не новое единое производство, которое возникло на основании старых, и прежние дела остаются состоятельными и так же, как и раньше, могут быть завершены отдельно от общего, при наличии законных оснований. К сводному производству могут быть присоединены новые или исключены старые еще до его завершения.

К примеру, если по какому-то ИП документ на взыскание был отозван, то дело завершается и удаляется из общего производства, в то время как оно само остается действующим. При этом отдельных решений пристав не оформляет. Намного проблемнее является ситуация, при которой решение должностного лица оспаривается на предмет приостановки или закрытия всего сводного производства. К примеру, исполнительные документы были выданы незаконно или требования, предъявляемые в рамках общего ИП и отдельного, являются однородными.

При вынесении решения в пользу должника будут нарушены права кредитора. Важным моментом является то, что объединенное дело может быть остановлено полностью или в отдельной части.

В каких ситуациях открывается сводное ИП?

Согласно ст. 34 ФЗ № 229, все дела могут объединены в общее по одному из двух признаков: по исполнителю или по должнику. Иными словами, если есть сразу группа дел, открытых по отношению к должнику, но имеющих под собой разные основания, то они подлежат непременному объединению в сводное ИП. Как правило, для подобного дела устанавливается индекс СВ.

Что касается объединения по взыскателю, то на практике это происходит, если речь идет о взыскании сразу крупной суммы долга, например, с заемщика и с третьего лица, выступающего поручителем в пользу одного кредитора. Такой способ достаточно удобен, поскольку помогает выполнять контроль о взыскании нужных сумм, исключая превышение общего размера долга.

Под объединение подпадают дела имущественного характера. ИП, обязывающее граждан выполнить какие-либо действия, к примеру, осуществить ремонтные работы или не устанавливать препятствий к пользованию имуществом, к такому производству не присоединяется. Основанием для обобщения имеющихся дел является принятие приставом постановлением. Некоторые нюансы стоит учитывать, когда дела находятся в разных регионах. В этом случае место ведения общего производства определяет главный пристав путем вынесения соответствующего постановления. Как правило, это решение принимает сотрудник, у которого в ведении находится большее количество дел или размер долгов по которым достаточно крупный.

Для чего требуется такое объединение?

Существует ряд причин, по которым дело может быть объединено в общее дело. Речь идет о таких моментах:

Пример из практики

В первом случае пристав получает возможность отказаться от описательной части многих процессуальных документов и составить общее постановление по сводному производству. Единственное, что стоит точно сделать, – это указать ссылку на каждое отдельное ИП в общем. Кроме того, в дальнейшем приставы будут взыскивать долг по каждому делу, а не отдельно, что также позволяет существенно экономить время. Распределение полученных сумм происходит с учетом положений ст. 111 ФЗ № 229.

Какими правами наделен должник?

Самым главным правом является возможность получить полную информацию о течении дела. В частности, при объединении гражданин может обратиться к приставам и изучить все имеющиеся материалы дела, но касающиеся только его дела. Такое право прописано в ст. 50 ФЗ № 229. По закону, взыскатель также должен иметь беспрепятственный доступ к делу и ко всей документации, которая затрагивает его интересы.

Заключение

В итоге следует отметить, что сводное производство по взысканию в отношении должника открывается параллельно с отдельными и может периодически дополняться новыми делами, или из него будут исключаться старые по мере их закрытия. Решение об объединении принимает главный пристав, и основанием для этого служит большое количество открытых дел по одному гражданину или крупная сумма задолженности перед одним кредитором. Все участники дела имеют полное право ознакомиться с документацией по делу и быть в курсе движения сводного ИП.

Читайте также: