Расскажите о разрыве моцарта с зальцбургским архиепископом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Моцарт прожил очень короткую жизнь – всего 35 лет. Но как много дал он миру на века!

II период – юношеский (зальцбургский) – 1773-1781

Произведения, созданные Моцартом в зальцбургский период разнообразны по жанрам. Наряду с духовной и развлекательной музыкой это:

III период – венское десятилетие (1781-1791)

И все же эйфория первых венских лет вскоре сменилась более трезвым взглядом на свое положение. Столь желанная свобода оказалась чреватой материальной неустойчивостью и неуверенностью в завтрашнем дне. Император не спешил принимать композитора на государственную службу (полученная в 1787 г. должность придворного камерного музыканта обязывала его лишь к созданию танцев для маскарадов). Материальное благополучие зависело от заказов, а они поступали не столь часто. Чем глубже проникала музыка Моцарта в тайны человеческого бытия, чем индивидуальнее становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене.

Моцарт умер в ночь на 5 декабря 1791 года. Вокруг его болезни, смерти, похорон создано множество легенд, переходящих из одной биографии в другую[5].

[1] Восторженную любовь к Моцарту он унаследовал от своего учителя, П.И. Чайковского.

[3] Интересно, что в тот же период в Италии были русские композиторы Бортнянский и Березовский, но их пути не пересеклись.

Конфликт Вольфганга с архиепископом становился все напряженней. Иероним Колоредо гордился своим упорством, считая его ценнейшим качеством государя. Однако в столкновении с Вольфгангом он неожиданно для себя открыл, что этот маленький, хрупкий, с виду такой мягкий человек оказался тверже гранита.

Это открытие привело архиепископа в бешенство. И столкновение перешло в борьбу — исступленно-яростную со стороны князя, глухую и затаенную со стороны его концертмейстера.

К двадцати годам жизнь многому научила Вольфганга. И чем больше распоясывался князь, тем упорнее сдерживал себя Вольфганг. Для него важно было еще и другое — сделать отца своим союзником в этой борьбе. И он добился успеха. Леопольд, издавна приученный склонять голову перед власть имущими, считавший, что плетью обуха не перешибешь, без всякого, как казалось ему, воздействия со стороны сына целиком принял сторону Вольфганга в разгоревшейся борьбе.

Прочь из Зальцбурга! Быстрей и навсегда! — эта мысль теперь не покидала не только Вольфганга, но и его отца. Старый Моцарт, в отличие от сына, с утроенной энергией принимался за всякое нелегкое житейское дело. И чем больше на пути встречалось препятствий, чем больше возникало трудностей, тем активнее он действовал.

С конца зимы 1777 года Леопольд зачастил в резиденцию архиепископа. В соборе после литургии, во дворце после трапезы, на псарне перед охотой — повсюду подстерегал он Иеронима Колоредо и надоедливо, неотступно одолевал просьбами об отпуске для себя и сына. Леопольд использовал каждого мало-мальски хорошо относящегося к нему человека — камергера, гофмейстера, даже личного камердинера князя, чтобы с их помощью внушить архиепископу мысль, что Моцартов не следует удерживать.

В марте он пишет официальное прошение об отпуске, но получает отказ. В июне вновь направляет во дворец такую же просьбу. И снова отказ. Дело было, конечно, не в том, что Колоредо ценил гениального Моцарта и стремился удержать его при своем дворе. Напротив, он был уверен, что за те же небольшие деньги легко сыщет десяток таких же музыкантов, как Вольфганг, но более услужливых и безропотных. Этот мелкий и злобный человек просто не хотел признать себя побежденным. Он дошел до того, что потребовал, чтобы прошение — всепокорнейшее прошение — было написано не отцом, а самим сыном. Пусть хоть видимость сохранится, будто в разгоревшейся борьбе победа осталась не за ничтожным музыкантишкой, а за всесильным князем-архиепископом.

И тогда на семейном совете было решено — Вольфганг поедет с матерью. Конечно, пятидесятисемилетней женщине не легко пускаться в дальнюю и трудную дорогу. Да что поделаешь! Разве могла Анна Мария бросить своего мальчика? Хотя ему уже перевалило за двадцать, хотя он сочиняет божественную музыку и умно и смело судит о многих вещах, которые ей не всегда понятны, для матери он по-прежнему ребенок, любимый мальчик, горячий и безрассудный, настолько отрешенный от простых житейских дел, что за него всегда боязно.

Вольфганг Амадей Моцарт с раннего детства обладал удивительным талантом. Непревзойдённый виртуоз, поражавший современников не только своими готовыми произведениями, но и импровизациями, он всё же не получил при жизни заслуженного признания. Однако именно Моцарт заложил основы знакомой нам классической музыки. Со временем само его имя стало нарицательным для гениальных музыкантов, опережающих свою эпоху.

Детство и юность Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, который в то время был столицей самостоятельного княжества – архиепископства Зальцбургского. Его отец – Леопольд Моцарт – также был музыкантом и композитором. Несмотря на то, что он был вице-капельмейстером в придворном оркестре князя зальцбургского, эта работа оставляла мало простора для творчества и огромный потенциал Моцарта-старшего, так и не раскрылся в полной мере. Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна унаследовали одарённость отца и с ранних лет стали заниматься музыкой. Леопольд Моцарт, не сумевший добиться признания на своём поприще, решил приложить все силы к развитию способностей своих детей, особенно сына, поскольку Мария Анна хотя и могла с семилетнего возраста играть на клавире очень сложные произведения, не сочиняла музыку, а Вольфганг уже в 4 года стал создавать собственные мелодии. Отец обратил внимание на феноменальную музыкальную память и врождённую ловкость пальцев своего сына. Очень скоро Вольфганг в совершенстве освоил клавесин, а затем – скрипку и орган.

Моцарт-старший не хотел, чтобы сын повторил его судьбу и занимался рутинной работой в каком-нибудь придворном оркестре, поэтому решил привлечь внимание публики к Вольфгангу как можно раньше. Специально для этого в 1762 году он вывез детей в Вену – старинный центр культуры, где ценили музыку – и организовал несколько выступлений. Маленькие дети, виртуозно владевшие музыкальными инструментами, произвели фурор. Слух о них дошёл до императорской семьи, две недели дети с отцом провели в летней императорской резиденции Шенбрунн, разыгрывая для придворных сложнейшие концерты. При этом чтобы поразить слушателей, клавиши клавесина нередко закрывали тканью. Часто Вольфганг исполнял собственные произведения или импровизировал, передавая то или иное настроение.

В следующем году Леопольд Моцарт повёз детей уже в Париж. Эта поездка стала началом трёхлетнего путешествия маленького Вольфганга и его сестры по европейским столицам. В Англии, Голландии, Швейцарии юных музыкантов встречали овации и подарки. Очевидно, концертный график был очень напряжённым и плотным: выступления давались не только в крупных городах, но и в загородных имениях знати. Каждый подобный концерт мог продолжаться до пяти часов. Но при этом Вольфганг находил время для занятий с лучшими музыкантами того времени и написания музыки.

Моцарты вернулись домой только в 1763 году, когда большой объём работы стал негативно сказываться на здоровье Вольфганга и Марии Анны. Дома они занялись учёбой – не только музыкой, но и историей, географией, математикой, иностранными языками, с которыми детей также знакомил отец. Параллельно Вольфганг стал писать сочинения по заказу архиепископа Зальцбургского.

Когда Вольфганг с отцом снова приехал в Вену в 1767 году, он встретился с враждебностью местных музыкантов, чувствовавших в нём конкурента. Из-за этого даже сорвался удачный заказ на написание театральной оперы. Однако венская поездка всё же принесла Вольфгангу новый опыт. Он познакомился с особенностями народной комедии, считавшейся низким жанром по сравнению с эталонной для всех музыкантов того времени итальянской оперой. Вернувшись в Зальцбург, Вольфганг продолжил работать: писать сочинения для церкви и менуэты.

На Вольфганга посыпались заказы для итальянской оперы и от австрийской императорской семьи. Однако чем старше он становился, тем высокомернее начинали на него смотреть его, часто венценосные, покровители. В ту пору, несмотря на любовь к музыке и театру, отношение к людям искусства было несколько пренебрежительным. И если ребёнок-виртуоз вызвал умиление, то даже уникальные способности взрослого человека часто обесценивались.

В 1771 году умер архиепископ Зальцбургский, покровительствовавший Моцартам, и на его место пришёл новый владыка Иероним фон Колоредо – человек тяжёлый и властный, не готовый постоянно терпеть отлучки Моцарта-старшего. Хотя новый архиепископ принял Вольфганга на службу и назначил ему неплохое жалование, свободолюбие юного композитора и излишняя преданность отца интересам сына, его раздражали.

Служба у архиепископа Зальцбургского была рутинной. Вольфганг Амадей Моцарт из признанного всей Европой гения превратился в провинциального музыканта, играющего то, что прикажет хозяин. Порвать с архиепископом Вольфганг не мог: тогда мстительный Колоредо отправил бы в отставку Моцарта-старшего и семья осталась бы без средств к существованию. Однако юный композитор продолжал сочинять. Если церковную музыку приходилось писать, не отходя от привычных канонов, то бытовой жанр оставлял свободу для творчества. Местная аристократия часто заказывала Моцарту музыку для свадеб, балов и различных торжеств. Именно на этих бытовых произведения Моцарт оттачивал своё мастерство, экспериментируя с использованием инструментов. Вершиной раннего творчества Моцарта стала его мрачная соль-минорная симфония №25, которую, по преданию, его отец даже спрятал, поразившись её революционности и смелости.

Разрыв с архиепископом Зальцбургским. Венский период (1781-1791)

Первые годы в Вене стали для Моцарта крайне тяжёлыми. Ему приходилось зарабатывать на жизнь, давая частные уроки. Вскоре началось сотрудничество Моцарта с венским Бургтеатром, труппа которого старалась использовать национальные немецкие мотивы в творчестве. Можно сказать, что Бургтеатр заложил основы немецкого оперного искусства, а Моцарт этому оказал немалое содействие.

В 1781 году Моцарт стал снимать жильё у своих старых знакомых – семьи Веберов, состоявшей из матери и четверых дочерей. В самую старшую из сестёр Вебер – оперную певицу Алоизию — Моцарт когда-то был влюблён, но она вышла замуж за другого. Теперь же Вольфганг обратил внимание на другую сестру – Констанцию. Отец и сестра, которым Моцарт написал о своём желании жениться на Констанции Вебер, были недовольны его выбором. Они полагали, что Веберы рассчитывают на удачный брак с известным музыкантом, который в будущем будет приносить им большие деньги. Из-за этого Вольфганг отдалился от семьи, Моцарт-старший так и не дал своего согласия на брак, поэтому в 1782 году свадьба была сыграна без родственников жениха. У Моцарта и Констанции было много общих черт – супруги мало задумывались о завтрашнем дне, легко тратили деньги, спокойно относились к жизни, были жизнерадостны и общительны. Хотя сегодня некоторые биографы Моцарта склоняются к тому, что Констанция руководствовалась в выборе мужа только расчётом, тратила много денег на себя и даже, возможно, причастна к ранней смерти композитора, в целом, этот брак был счастливым.

Несмотря на то, что придворные музыканты, завидуя таланту Моцарта, делали всё для того, чтобы он не получил успеха при дворе, в этот период композитор стал зарабатывать хорошие деньги. Вольфганг и Констанция с сыном переехали в роскошную квартиру, где постоянно собирались их многочисленные друзья.

Смерть

Почти сразу после смерти Моцарта по Вене стали ходить слухи об отравлении. Кто-то обвинял в его смерти Сальери, кто-то – Констанцию и её предполагаемого любовника Ксавера Зюсмайера, кто-то – членов масонской ложи, в которой одно время состоял Моцарт. Современные исследователи склонны считать, что композитор всё же скончался по естественным причинам – у него с детства было слабое здоровье, а напряжённая работа и несовершенство медицины того времени в итоге лишь усугубили его состояние.

Несмотря на то, что композитор прожил всего 35 лет, он оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Всего свыше 600 произведений, среди которых:


Моцарт — католик

Старшее поколение Моцартов — глубоко верующие люди, добрые, и, что называется, практикующие католики, регулярно приступающие к таинствам своей церкви, уделяющие время своей жизни молитве, постам и почитанию святых. Своим детям, Вольфгангу и его сестре Наннерль, они передают не столько свод формальных правил, сколько живую и горячую веру.

Из всех великих музыкантов Моцарт был самым католическим

(Альфред Эйнштейн)


Леопольд Моцарт — отец Амадея Моцарта

В 1777 году юный Вольфганг с матерью предпринимают большое путешествие, впервые в жизни надолго расставшись с отцом. Леопольд Моцарт в своих письмах неизменно и настойчиво просит сына не забывать о Боге и приступать к таинствам Исповеди и Причастия, боясь, как бы юному музыканту не сбиться с пути:

На такие письма Вольфганг отвечает:

Сын даже огорчается, что горячо любимый отец мог подумать, то он забывает исповедоваться:

Эта поездка заканчивается трагично: заболевает и умирает мама Вольфганга, сопровождавшая его в путешествии. Моцарт со свойственным ему смирением перед Божиим Промыслом пишет:


архиепископ Иероним Колоредо

Моцарт и архиепископ Колоредо

Вольфганг возвращается в Зальцбург. До отъезда он состоял на службе у архиепископа Иеронима Колоредо, и, вернувшись, вновь поступает к нему на службу.

Архиепископ, мягко говоря, специфический владыка. Черствый, завистливый, грубый, жестокий, капризный, несправедливый… Каких только резких эпитетов не подбирают для него исследователи жизни и творчества Моцарта! Все сходятся в одном: служба при его дворе невыносима для Моцарта, он сам и его талант задыхаются в этой атмосфере. Невозможность проявить в полной мере свои творческие способности угнетают Моцарта. И только уважение и любовь к отцу, который постоянно уговаривает сына не оставлять службу, удерживают его какое-то время на этом месте.

Архиепископ жесток, но не глуп. Он прекрасно понимает, какой бриллиант находится в его владении. Это понимание сочетается у него с личной неприязнью к Моцарту, и выливается в целый список несправедливых ограничений для музыканта: нельзя выезжать из Зальцбурга, нельзя принимать заказы от других вельмож… Нельзя, нельзя, нельзя… Сам Моцарт называет Колоредо зонтиком, закрывающим его от мира.

Со временем становится все более очевидно, что свобода творчества для Моцарта важнее службы при дворе архиепископа. Но получить отставку, оказывается, тоже нельзя. Несколько раз Моцарт подает прошение, но архиепископ его игнорирует. Музыкант ведет себя нарочито дерзко – но и это не дает ему освобождения. В последний раз, пытаясь получить ответ на свое прошение об отставке, Моцарт получает поток брани и пинок от заведующего кухней архиепископа, графа Арко. От унижения и нервного потрясения Моцарт заболевает. После этого ничто не уже не может задержать Моцарта при дворе – ни перспектива бедности, ни уговоры отца, ни гнев бывшего начальника.

В 25 лет один из величайших музыкантов в истории покидает провинциальный Зальцбург с его самодуром-властителем, и уезжает в Вену.


Моцарт — масон

Уже через 3 года Моцарт вступает в одну из столичных масонских лож, а следом за ним – и отец. Конечно, это не разрыв с католичеством: в это время вполне допустимо быть и добрым католиком, и масоном, одно другому не мешает. Но тем не менее нужно признать: разрыв с архиепископом, человеком, который олицетворял собой и власть, и церковь, играет в этом событии не последнюю роль. Острое неприятие фальши, ограниченности и формализма, грубого и ничем не обоснованного попрания свободы человека, в том числе и свободы его творчества, приводят к тому, что ни Вольфганг, ни Леопольд Моцарты больше не боятся навлечь на себя осуждение католической церкви.

Но не только это приводит Вольфганга в масонскую ложу. Представим себе, молодой человек, вырвавшийся из мрачной и тоскливой провинции, только что скинувший с себя оковы мучительной службы, вдруг оказывается в одной из главных столиц Европы своего времени. Сколько всего интересного, яркого, разнообразного его окружает! А если юноша еще и обладает любопытством, открытостью всему новому и жаждой свободы? И масонство предоставляет ему возможность утолить эту жажду самым естественным для Амадея способом – через музыку. Один из исследователей его жизни и творчества, Альфред Эйнштейн, выразил так влияние масонства на творчество Моцарта:

Итак, появляются сочинения для масонских лож. Так как у масонов на тот момент нет особой музыки, Моцарт может проявить здесь свою творческую свободу в полной мере. Его привлекают и вдохновляют не только религиозные и нравственные идеи масонов, но и их таинственная символика, и Моцарт трактует ее так, как этого требует его музыкальный дар. Так появляется особая масонская музыкальная символика, которую будут в дальнейшем изучать серьезные исследователи и творчества Моцарта, и масонства.


Констанция Моцарт — супруга Амадея Моцарта

Свобода Моцарта


Нельзя упустить еще одной важной черты характера Моцарта, в которой он проявлялся как христианин – это его неизменная готовность прийти на помощь. Деньги у Вольфганга не задерживались. Сам находясь зачастую в бедственном положении, в долгах, он помогал деньгами многим знакомым – не только близким друзьям. Если денег не было, Вольфганг отдавал просителю свои золотые вещи, которые тот мог заложить или продать, и эти драгоценности никогда больше к нему не возвращались. Если же Моцарт не мог помочь материально, он всегда находил другой способ. Однажды в Зальцбурге его друг и сослуживец Михаэль Гайдн (брат знаменитого композитора), заболел и не мог вовремя исполнить заказ своего сурового патрона, архиепископа Колоредо. Тот поступил в своем стиле: перестал выдавать музыканту жалование. Узнав об этом, Моцарт сам написал необходимые произведения и отдал их другу.

Тем не менее когда Моцарт умер, никто из его друзей не взял на себя расходы на похороны. Итог описывает Мария Августовна Давыдова в биографии музыканта:

Мы можем говорить о Моцарте как о чрезвычайно свободолюбивом и настойчивом в своем свободолюбии человеке. Однако вряд ли можем считать его легкомысленным, ведь своей свободой он распорядился так, как никому из нас и не могло присниться, подчинив всю свою жизнь уникальному служению: доверять Богу и творить как Моцарт.


В 1771 году Вольфганг и Леопольд Моцарты вернулись из путешествия по Италии.

Родной Зальцбург встретил прославленных путешественников неприветливо. В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, доброжелательно относившийся к Моцартам и их долгим отлучкам. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо в отличие от своего предшественника, не был склонен восхищаться искусством и не терпел длительного отсутствия своих подчиненных.

Служба Моцарта в Зальцбурге 1771-1781 годы

15-летний Вольфганг получил место музыканта при дворе архиепископа. Юношеский период жизни Моцарта закончился, началась взрослая трудовая жизнь. Сначала он радовался: у него появилось много заказов.

В.А.Моцарт Соната для фортепиано

Служба Моцарта в Зальцбурге 1771-1781 годы

Он сочинял и хоры для церкви, и оперные арии, и камерную инструментальную музыку, и симфонии. Но новый архиепископ был жесток, несправедлив и капризен. Вскоре служба при его дворе стала Моцарту невыносима: ему были запрещены выезды из Зальцбурга, он каждое утро должен был подолгу простаивать в передней дома с прочими слугами и ждать распоряжений хозяина на день. От своего слуги, кем был в его глазах Моцарт, Колоредо требовал полного подчинения. Почувствовав независимость мыслей Вольфганга и его нетерпимость к грубому обращению, граф пользовался любым поводом, чтобы больно обидеть и унизить юношу.

Если кто-нибудь хвалил композитора или если Моцарт получал заказы от вельмож из других городов, хозяин приходил в бешенство. Старый Моцарт, видя безвыходность положения, уговаривал сына смириться и покориться. Вольфганг не мог этого сделать. Положение слуги его оскорбляло. Не удовлетворяло его и сочинение только церковной музыки и мелких развлекательных произведений — других заказов почти от графа почти не было.

Служба Моцарта в Зальцбурге 1771-1781 годы


Он мечтал о сочинении опер, о жизни, насыщенной серьезной интересной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях. Только привязанность к семье, тревога за отца, державшегося за службу у архиепископа, останавливали его от бегства из Зальцбурга.

Других таких людей, как Гайдн, рядом с Моцартом не было. Большинство музыкантов, с которыми он встречался и должен был работать, завидовали ему тем сильнее, чем старше и самостоятельнее он становился.

Одна радость была у Моцарта — творчество. Из-под пера каждый день выходили новые и новые творения. С каждым днем совершенствовалось его высокое искусство.

В.А.Моцарт Симфония № 40 сольминор

Поездка в Париж

Служба Моцарта в Зальцбурге 1771-1781 годы


В 1777 году Леопольду Моцарту удалось выпросить у хозяина разрешение на поездку сына за границу. Денег в семье не было, и с Вольфгангом поехала только мать. Ему уже 22 года. За эти годы вырос и окреп его талант. Им написано уже около трехсот произведений в самых различных жанрах. Он заслужил признание в самой Италии.

Однако в Париже его ждал тот же равнодушный прием. Измученная поездкой и неудачами мать заболела и умерла в Париже. Моцарт, убитый горем, вернулся в Зальцбург.

Снова потянулись томительные дни службы у епископа. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой. На каждое выступление в концерте Моцарт должен был испрашивать разрешение хозяина, обедать нужно было вместе со слугами в людской, где место Моцарта было выше лакеев, но ниже поваров.

А в это время с блестящим успехом в Мюнхене шла его новая опера Идоменей, царь Крита.

Чем тверже становился Моцарт на ноги, тем сильней росло в нем чувство протеста. И вот настал день, когда чаша терпения была переполнена. Ни уговоры отца, ни угроза расправы, нависшая над их семьей, не остановили Вольфганга. Не выдержав унизительных издевательств хозяина, Моцарт подал архиепископу просьбу об уходе. Никто никогда не осмеливался добровольно отказываться от службы при дворе архиепископа. Ему отказали. Он настаивал и вновь подал прошение. Неслыханная дерзость молодого композитора привела хозяина в бешенство. Один из приближенных архиепископа по приказу Колоредо вместо ответа столкнул Моцарта с лестницы, осыпая его бранью. Моцарт потерял сознание и надолго заболел.

Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения. Нервное потрясение от звериной грубости вызвало болезнь и в то же время укрепило твердое решение жить независимо. Отсутствие постоянного заработка, возможная нужда и голод не пугали композитора — Моцарт верил в свой талант.

Служба Моцарта в Зальцбурге закончилась. Шел 1781 год. Ему было 25 лет, он наконец-то был свободен, полон сил и надежд.

Читайте также: