Пантеон ассирийских богов кратко

Обновлено: 30.06.2024

Шумеро-аккадская мифология mdash; мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на территории Междуречья, существовала в период с IV по II тысячелетие до н. э. Почему не чисто шумерская или просто аккадская спросите вы, да потому, что по средством тесного сожительства между соседями произошел ряд изменений, одним из них было двоевластие. Двоевластие впоследствии сыграло роковую роль в судьбе страны, потому что цари начали конкурировать с храмами за источники доходов. Авторитет оставался на стороне храмов, и они при любой власти выживали. Но царства, ослабленные разделением, рушились под напором соседей. Шумер сначала попал под власть аккадцев, потом – ассирийцев. Но завоеватели сами оказались покоренными шумерской религией, так что она не потерпела существенных изменений. Правда, некоторым богам пришельцы дали новые имена. Пантеон богов при этом значительно увеличился.

Позднее, после шумерской мифологии, есть исторически подтвержденные данные о мифологии других государств Междуречья существовавших в те древние времена:

  • Хурритская мифология mdash; мифология народов, населявших Северное Междуречье в III—II тысячелетии до н. э.
  • Ассирийская мифология mdash; мифология Ассирии, располагавшейся в Северном Междуречье в XIV—VII вв. до н. э., которая опиралась на шумеро-аккадскую мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством, оказала сильное влияние на вавилонскую мифологию.
  • Вавилонская мифология mdash; мифология Вавилонии, государства на юге Междуречья XX—VI веках до н. э.

Как видите, все выше перечисленные, коим образом пересекались между собой, влияя друг на друга. Именно поэтому большинство не просвещенных путают пантеон богов той или иной мифологии и это не удивительно, так как в большей части все пантеоны богов пересекались, менялись только имена богов и иногда добавлялись новые божества из других пантеонов. Рассмотрим вкратце пантеон божеств каждой мифологии, в частности основных богов или Высших богов и от кого и как произошли интересующие нас аннунаки.

Шумерская и аккадская мифология.

Шумерская генеалогия богов начинается с "Божественного господин мэ селенной" и "Божественной госпож мэ селенной".
Шумеры также считали, что человек создан из глины, замешанной на божественной крови.

Древнейший список богов из Фар [ приблизительно около 26 столетия до н.э. ] ыделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Энки, Ану, Инанна, Нанна и солнечный бог Уту (он же Шамаш, сын бога луны Нанны, брат Инанны). Наблюдается схожесть с вышеупомянутым списком богов.

В аккадской мифологии выделяли схожий пантеон богов под названием Игиги что обозначало верховных божеств космического характера, олицетворяющих основные стихии. Семь великих Игигов составляли Ану, Энлиль, Эйя, Син, Шамаш, Мардук, Иштар.

На фото бог Ану и Энлил [ кстати, скорее всего евреями при написании библии, описание ангелов было взято с шумерских богов, как в принципе и многие другие события, что еще раз подтверждает наглый плагиат. евреи они такие евреи. ]

Энлил [Эн = господин, Лил = ветер, воздух]

У аккадцев также высшими богами были:
● Ан - покровитель неба
● Нинхурсаг - богиня-матерь, поровительница земли
● Энки - покровитель моря
● Энлиль - покровитель воздуха

На фото: богиня Нинхурсаг и бог Энки (Эа)

Кстати богу Ан соответствует имя парного ему женского божества - его супруги, богини земли Анату. У семитов этому имени созвучны Анта, Анат, Аната, Анаит, Анахита, обозначающие Великую Матерь. Имена с корнем "Ан" носят богини Скандинавии, анты на юге России, анды в Дагестане. У шумеров "ан" обозначает небо [в санскрите - мать]. У римлян было слов "анус" [ эх :D как же далеко шагнула эволюция в наше время ] , в котором окончание "ус" значило - кольцо, круг и старая женщина.

Хурритская мифология.

Эта мифология не знала единого пантеона богов, более известны локальные пантеоны, нашедшие отражение в хуррито-хеттских источниках из Богазкё [ анатолийский или малоазийский пантеон ] хурритских списках богов из Угарит [ западносемитский пантеон ] , менее известны были из Митанни и Нузи [ населённая хурритами область в бассейне реки Диала При их сопоставлении выделяется обще-хурритское ядро пантеона богов:

Ассирийская мифология.

Религия Ассирии мало отличалась от вавилонских верований. В Вавилон перешли все ассирийские молитвы, гимны, заклинания, мифологические сказания, которые достались по наследству ассирийцам от аккадцев.
Как царь богов, Асур [Ашшур] в ассирийском пантеоне стоит выше всех других богов. Он олицетворял целость и единство ассирийского государства. Асур был отцом-покровителем ассирийской земли.

В Ассирии получают распространение культ Иштар * , как богини войны, и Раммана — сокрушителя врагов. Наряду с богами, в Ассирии почитались также многочисленные духи земли и неба Ануннаки низшие боги) Игиги высшие боги).

Вавилонская мифология.

Пантеон богов древнего Вавилона по средством влияния ассирийской мифологии претерпел изменения. Многие шумерские божества заняли важное место в общевавилонском пантеоне, сохранив свои прежние имена, но появился и ряд новых божеств. Так, шумерскую богиню любви и плодородия Инанну стали называт Иштар [ у ассирийцев – Истар, у западных семитов – Астарта ], бог Ларс Уту , связанный с солнцем, получил названи Шамаш , то еесть солнц [ у евреев – Шемеш, у арабов – Шамс, у амореев и ассирийцев – Самас или Самсу ] . Вершину вавилонского пантеона занимала великая божественная троица:

  • Ан [о котором мы упоминали выше]
  • Эа (он же Энки)
  • Энлиль (позднее, примерно II-I тысячелетие до н.э. – Бел, который включал в себя слияние богов Энлиля и Мардука, в ассирийской мифологии это были Энлиль и Ашшур)

Даже в самих жреческих школах и в более поздние времена замечаются постоянные колебания по отношению к объединению богов со звездами и к установлению связи их с определенно указанными местами на небе. Один из порядков расположения богов по их достоинству – не из самых общепринятых в те времена – дошел даже до наших дней:

Из всего вышесказанного становится понятно каким образом произошло смешивание религий и почему такая схожесть в именах божеств. Теперь смело можно переходить, не боясь не понимания к самим аннунакам.

50 богов. Аннунаки.

Ануннаки в шумеро-аккадской мифологии божества, порожденные Ано [ богами Ану и Ки ] . Считалось, что они определяют человеческие судьбы, являются посредниками между богами и людьми. В более позднее время этим именем стали обозначать земных и подземных богов в противовес небесным. Число аннунаков по разным текстам различно: от 7 до 600, но самое распространённое число - 50. Стоит предположить, что слово a-nuna, a-nun-na произошло вследствие того, что отец аннунаков был бог An, поэтому логично считать что слово аннунаки - это дети Анну, грубо говоря, как нам дают по мимо фамилии и имени - отчество, так и здесь.

Конкретно аннунаки очень часто употребляются в клинописных текстах без каких либо разъяснений. Большинство зачастую относит аннунаков к списку великих богов наряду с Ан, Энлиль, Энки и так далее, что совершенно не верно, так как Великих богов в шумеро-аккадской мифологии обозначали как ИГИГ [ об этом Я говорил выше ].

После того, как небо отделилось с земли,
После того, как земля отделилась с неба,
После того, как человеку было дано имя,
После того, как Ан поднял небеса,
После того, как Энлиль опустил землю…
На земле жили одни боги. Правил ими бог Энлиль. Но однажды
На горе земли и небес
Ан зачал аннунаков.

На карте изображено местонахождение всех пирамид в мире:

В мифе о нисхождени Иштар *, аннунаки же являются божествами подземного мира, где и определяют судьбы душ умерших. В Ассирии же они являлись духами земл [ кто то же приписывает их к демиургам*]

☛ Описание "рептилоидов" ☚

Напомню, достоверных описаний аннунако [ рептилоидов ] ет, однако существуют множество, скорее догадок, чем реально подтвержденных фактов о их росте, окрасе и других внешних данных. Мы же рассмотрим различные версии описаний, а также сравним их с другими божествами из других стран. Зачастую аннунаков называют "нефелим", на эту тему во многих книгах по художественной фантастике авторы описывают противостояние аннунаков и нефелимо [ кстати, данное слово говорят не склоняется, т.к. так это множественное число и означает - павшие, а википедия их вообще называет исполинами ] ак пример довольно увлекательной фантастики, книга Игоря Михалкова - Нибиру в двух частях. Также аннунакам приписывают довольно своеобразную форму черепа.

► Первый источник Саньтии Веды Перуна Асгардъ Ирийский [Омскъ] Лето 7500 от С.М.З.Х. записаны примерно около 40000 лет назад, относить источник к недостоверным не стоит, особенно тем, кто не видел самих вед ]:

Круг Первый
Сантия 5
12 (76) По серой коже их,
вы узнаете Чужеземных ворогов.
Глаза цвета Мрака у них, и двуполы они,
и могут быть женой, аки мужем[42].
Каждый из них может быть отцом, либо матерью.
Разукрашивают они красками лица свои,
чтобы походить на Детей Человеческих.
и никогда не снимают одеяний своих,
дабы не обнажилась нагота звериная их.
14 (78). .
и покинут они страну Гор Рукотворных,
и расселятся по всем краям Мидгард-Земли.
И создадут они веру свою,
и объявят себя сынами Бога Единого.
15 (79). .
И создадут они Золотого Тура,
как символ своего могущества,
и будут поклонятся ему,
тако же, как и богу своему.

Итог: них серая кожа, темные глаза, неопределенного пола, звериная сущность, скрытая под человеческой кожей. Также прослеживается намек на историю происхождения христианства. Еще можно привести как пример описания, старые русские былины про Змея-Горыныча, который как говорилось: "был о трех головах. " [ смешно конечно, но почему бы и нет, раз уж тема о рептилоидах ]

P.S. Кто хочет полностью ознакомится с Ведами, в списке литературы ссылка на источник.

► Второй источник Книга Эноха:

". И ангелы, сыны неба, yвидели их, и возжелали их, и сказали дpyг дpyгy: "давайте выбеpем себе жён в сpеде сынов человеческих и pодим себе детей"!
. И вот имена их начальников: Семъйяза, их начальник, Уpакибаpамеел, Акибеел, Тамиел, Рамyел, Данел, Езекеел, Саpакyйял, Азаел, Батpаал, Анани, Цакебе, Самсавеел, Саpтаел, Тypел, Иомъйяел, Аpазъйял, Это yпpавители двyхсот ангелов, и дpyгие все были с ними.
И они взяли себе жён, и каждый выбpал для себя однy; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и наyчили их волшебствy и заклятиям, и откpыли им сpезывания коpней и деpевьев.
Они зачали и pодили великих исполинов, pост котоpых был в тpи тысячи локтей.
Они поели всё пpиобpетение людей, так что люди yже не могли пpокаpмливать их.
Тогда исполины обpатились пpотив самих людей, чтобы пожиpать их.
. И они стали согpешать по отношению к птицам и звеpям, и томy, что движется, и pыбам, и стали пожиpать дpyг с дpyгом их мясо и пить из него кpовь. "

Итог: з описания становится ясно, что рост их достигал 3000 локтей, если переводить в наши единицы измерени [ библейская мера длины - локоть - 50 см. ] олучается их рост ровнялся 1500 метров (1,5 км.) И в этом ничего удивительного нет, если почитать мифы античного мира, в частности описание чудовищ.

► Третий источник Сай поклонников Теории Заговора и Конспирологической Истерии ообщает, что аннунаки имели рост от 6 до 7 метров (самки) и от 7 до 10 метров (самцы), а также то, что якобы их продолжительность жизни составляля около 360.000 лет. Вот пара скринов с данного ресурса:

Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же. Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.), найденные в библиотеке Ашшурбанапала и в других книгохранилищах Ассирии, сплошь и рядом повторяют вавилонские. Порой только короткие приписки в конце свидетельствуют о том, что они использовались ассирийскими жрецами. Конечно, местные особенности в известной мере накладывали свои отпечатки на религиозные представления, образы богов и богинь, а также обряды. Особенности того или иного племени, природные условия занимаемой ими территории и исторические судьбы страны оказывали определенное воздействие на религиозную систему, воспринятую от вавилонян и частично унаследованную от шумеров. Но все эти заимствования ни в коей мере не были механическими, напротив, они творчески перерабатывались.

Из вавилонских богов, культ которых прочно утвердился в Ассирии, особое предпочтение отдавалось богу неба Ану и божественному громовержцу Ададу. [190]

Как уже было сказано, в древней столице Ашшуре в честь этих двух богов был сооружен огромный храм, не уступавший по размерам и блеску храму верховного бога. Вряд ли это было случайностью. В условиях Северной Месопотамии атмосферные осадки имели для земледельца большее значение, чем речные воды. Бог неба и бог грозы, посылающие, по представлениям древних народов, небесные воды, которые насыщают сухую почву, оказывались в сознании ассирийцев более достойными поклонения, чем бог подземных вод Эа, столь почитаемый в Южной Месопотамии.

Таким образом, вавилоно-шумерские религиозные представления воспринимались ассирийцами в видоизмененном виде, применительно к конкретной географической обстановке.

Надо также учитывать, что ассирийский народ исторически был очень тесно связан с хурритско-хеттским культурным кругом. Интересно, что излюбленным атрибутом бога-громовержца у народов Северо-Западной Азии (хурритов, урартов, хеттов), а также на о-ве Крите была двойная секира, тогда как в Шумере молния воспринималась как огненный кинжал. В ассирийской поэзии и искусстве перемежаются оба образа. Встречающиеся в ассирийском искусстве изображения божества на спине священного животного (например, богиня Иштар на спине льва или быка) также восходят, видимо, к аналогичным хеттско-хурритским образам.

Само собой разумеется, что местные особенности и этнические признаки, придающие индивидуальные внешние формы религиозным верованиям, не являются основными. Главное и определяющее — это строй общества. Судя по клинописным текстам, ко времени их появления ассиро-вавилонская религия уже сформировалась в законченную систему миросозерцания, в которой сохранилось немало элементов, унаследованных от верований первобытных племен.

В процессе формирования классового общества прежние представления и обычаи, связанные с родо-племенным строем, исчезают или переоформляются, и религия становится на службу рабовладельческой знати и царской власти.

Однако и на этом этапе сохраняются еще пережитки фетишизма и тотемизма. Фетишами (неодушевленными предметами, которым приписывались сверхъественные свойства) считались орудия (например, мотыга), оружие (секира, копье) и т. д. Почитание священных животных, считавшихся в эпоху первобытного общества предками различных родов, а позднее племен, не принимало в Ассирии и в Вавилонии таких широких масштабов, как в древнем Египте или в древней Индии, но тем не менее сохранялось и здесь.

Среди обрядов первобытного общества видное место занимало ритуальное убийство вождя, достигшего преклонного возраста и нуждающегося в замене. На более позднем этапе оно превратилось в чисто символический обряд.

В Вавилонии наблюдался своеобразный пережиток этого священнодействия. На пятый день нового года царь отправлялся в храм Мардука, но верховный жрец преграждал ему путь к статуе бога, отнимал у царя корону и скипетр и стегал своего властителя плетью. Если царь при этом плакал, то считалось, что год будет удачным. В конце концов царю возвращались атрибуты его власти. Таким образом, обряд цареубийства превратился в церемонию временного отречения от власти.

Религиозная идеология в своем развитии отражала перемены в экономической и политической жизни общества. Так, например, переход от охоты к земледелию привел к распространению культа богинь плодородия (особенно Иштар).

Значительные сдвиги в представлениях о богах произошли в результате создания на территории Ассирии централизованного государства с его развитой бюрократической системой. Земная иерархия была перенесена в мир богов. В каждом крупном центре местный бог становился главой пантеона (в Вавилоне — Мардук, в Ашшуре — Ашшур).

Жрецы стремились привести различные и порой противоречивые верования в единую систему, хотя это не всегда удавалось, и местные представления и обряды сохраняли свою силу. Хотя сходные по своим функциям боги отождествлялись друг с другом, но далеко не всегда этот процесс доводился до конца. Возникало противоречие между сложными и не для всех понятными богословскими построениями и многочисленными старинными верованиями и обрядами.

Таким был в общих чертах путь развития ассиро-вавилонской религии. Для более детального изучения ее необходимо начать с анализа шумерских верований, которые слились с аккадскими и в дальнейшем оказали мощное воздействие на религиозные системы Вавилонии и Ассирии.

Уже в III тысячелетии до н.э. из огромного количества богов Шумера выделились космические божества, пользовавшиеся почитанием по всей стране, хотя каждое из них сохраняло значение покровителя (или покровительницы) своего города (или нескольких городов).

Самыми старыми из шумерских божеств считались Ан — бог неба и Ки — богиня земли. Согласно мифу, они возникли в первобытном водном хаосе и первоначально были слиты воедино в гигантскую гору. Порожденный ими бог воздуха Энлиль расколол гору [192] и таким образом отделил небо от земли. К числу старейших богов шумеры относили также бога океана и подземных вод — Энки.



Оттиск цилиндрической печати с изображением поклонения богине Иштар. Лондон, Британский музей

Апу на первых порах пользовался меньшим почитанием, чем Бел (Энлиль) и Эа (Энки). Позднее роль его культа усиливается.

Бог Энлиль (Бел) как у шумеров, так и у аккадцев чаще всего выступает как царь богов. Его город Ниппур считался священным центром Шумера. Когда во II тысячелетии до н.э. возвысился Вавилон и местные жрецы захотели провозгласить своего бога-покровителя Мардука повелителем других богов, то они стали утверждать, что Мардук и Бел разные имена одного и того же божественного существа. Отсюда ясно видно, каким огромным влиянием пользовался культ этого бога.[193]



Знаки зодиака, обозначающие имена богов: Мардука, Иштар, Нергела, Ниниб и др.

В мифах Бел (Энлиль) выступает как грозный бог, карающий людей за их грехи. Именно он наслал на землю потоп. Напротив, Эа (Энки), вышедший из глубины океана, изображался кротким, мудрым и добродетельным демиургом. Он считался творцом людей, научившим их обработке земли и другим полезным делам.

Это бог, знающий все тайны. В мифе о потопе говорится, что он в противоположность Энлилю был против истребления людей.

Наряду с триадой старейших богов жрецы выделили в особую группу представителей младших поколений божественного рода.

Дочерью лунного бога и сестрой солнца была объявлена наиболее почитаемая в Шумере богиня Инанна. У аккадцев, пришедших в Месопотамию из юго-западных степей, имелась своя богиня плодородия — Иштар. Впоследствии ее отождествили с Инанной (Нанной), и она стала главным женским божеством не только в Шумере, но и в Аккаде и Ассирии, оттеснив на задний план других многочисленных богинь-матерей, носивших в разных местностях разные имена (Мами, Аруру и др.). Уже в середине III тысячелетия до н.э. Иштар почиталась царицей богов, богиней-матерью, владычицей, богиней восхода и заката . Ее функции весьма разнообразны. Она сияет на небе, воплощаясь в планету Венеру, и она же спускается в подземный мир за своим возлюбленным Думузи [194] (Таммузом). Это богиня любви и красоты, укрощающая своими чарами львов и диких быков, а также богиня войны, носительница победы, вдохновляющая царей на боевые подвиги, шествующая перед ними на поле битвы.

Огромное значение в религиозном миросозерцании Шумера, Вавилонии и Ассирии имело обожествление небесных светил (так называемый астральный культ). Издавна взор человека привлекали звезды. Они светили ему в хорошую погоду, помогали найти дорогу в темноте. Наблюдение показывало, что они двигались, изменяя свое положение на небосклоне. Для древнего человека звезды казались живыми необыкновенными существами. Когда же возникло понятие о богах, то таинственные явления на ночном небосклоне стали связывать с богами. В исторических документах, на основе которых мы можем изучать религию вавилонян и ассирийцев, звезды уже прямо связываются с богами. Иштар, например, имеет титул богини утренней звезды, то есть ярко светящейся с вечера и рано поутру планеты Венеры. Другие боги также имели свои аналоги в звездах.

Показательно, что в клинописной системе знак звезды служил детерминативом (определителем), ставившимся перед именами богов.

Особым почитанием пользовались планеты. Вавилоняне и ассирийцы насчитывали семь планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Все они входили в число двенадцати великих богов. 1)

Планета Марс была отождествлена со свирепым и кровожадным богом войны Нергалом, владыкой преисподней. Меркурий сопоставляли с мудрым богом Набу (Пророком), изобретателем письменности и счета. Юпитер олицетворяли с верховным вавилонским богом Мардуком, а Венера, как уже говорилось, считалась одним из воплощений богини Иштар. Наконец планету Сатурн посвятили богу счастливой войны — Нинурте.

Все остальные боги были низведены в ранг второстепенных. Количество почитаемых богов было огромным. Ведь каждая стихия считалась одушевленной, а каждая звезда представлялась божественным существом, имеющим человеческий облик (Близнецы, Дева, Водолей) или представляющим собой священное животное (Телец, Овен, Козерог и пр.).

В честь вавилонских и ассирийских богов справлялись многочисленные праздники, а также устанавливались неблагоприятные дни.

Праздник Нового года выпадал на день весеннего равноденствия и отмечался с особой пышномтью. В неблагоприятные дни верующим предписывались пост, покаяние и воздержание от работы. Каждое седьмое, четырнадцатое, двадцать первое и двадцать восьмое число месяца почти полностью прекращалась всякая трудовая и общественная деятельность. Верховный пастырь народа (то есть царь) не должен был в эти дни менять одежду, садиться на трон [195] и вкушать горячую пищу. Врач не имел права лечить больных. Судье запрещалось объявлять свой приговор. Даже колдун воздерживался от гаданий и заклинаний. Рядовые ассирийцы и вавилоняне следовали примеру высокопоставленных лиц и избегали браться за серьезное дело, ибо верили, что в эти дни оно может закончиться неудачей. На одной из табличек, найденных в Ашшуре, описываются мистерии, справлявшиеся в храме Бела-Мардука в праздник Нового года. Жрецы изображали привлечение бога к суду. Заменявшего Бела-Мардука жреца допрашивали и избивали, а затем уводили в ущелье, символизирующее подземный мир. При этом уносились и его одежды. В заключение воскресший бог с торжеством появлялся в храме.

Посредине храма стоял жертвенный алтарь, к которому первоначально имел доступ всякий, кто приносил богам жертву, а когда право общения человека с богами перешло в руки посредников, то только жрец.

Крупные храмы в древние времена выполняли важную задачу — заботились о просвещении и образовании высших слоев населения. При них создавались архивы и библиотеки, здесь же открывались школы, где дети из привилегированных слоев общества учились писать и читать клинописные знаки, изучали счет и приобретали основные сведения в различных научных областях того периода.

Ассирийские храмы были чуть ли не самыми богатыми в древнем мире. Им принадлежали обработанные поля, рабы, сокровищницы, различное храмовое имущество.

1) Кроме них в это число входили триада Ану–Бел–Эа, а также богиня Белит (супруга Бела) и бог бури Адад. Ассирийцы, восприняв почитание этой божественной группы, поставили над ней в качестве верховного главы своего бога Ашшура.

Пантеон богов


Религиозные представления ассирийцев были взяты у Вавилона, и копировали их, за исключением верховного бога Асура, сохранившегося вероятно со времени первобытнообщинного строя. Верховными богами были Асур, Рамман и Иштар, кроме них были ещё около 7000 других богов и духов, но все они играли незначительную роль в мифологии.


Рядом с Асуром находилась ассирийская владычица богов Иштар. Ей не только воздавалось поклонение в двух городах: Ниневии и Арбеле, но Иштар в Ниневии и Иштар в Арбеле определенно различались друг от друга, так что в одном и том же перечислении богов назывались отдельно и та и другая. В Ассирии Иштар имеет строгий, мужественный, воинственный характер. Она есть царица войны и охоты она решает судьбу битв. В одной ассирийской молитве её изображали в одежде из пламени. Она распространяет вокруг себя ужасающий блеск и при случае посылает огненный дождь на неприятельскую страну. Надписи, посвященные ей, и её изображения доказывают, что в Ассирии, как и в Вавилонии, существовало в то же время о ней и представление как о приветливой, ослепительно блестящей утренней звезде Но важнее то, что она идет впереди войска. В ночь перед опасным военным делом арбельская Иштар приходит во сне к призывавшему ее на помощь Асурбанипалу. Она является ему с колчаном, луком и стрелами и с обнаженным острым мечом. Он. ободряет его ласковыми словами и обещает идти впереди его. Так же во сне и с таким же обещаниями является она Асурбанипалову войску перед трудной переправой, и проникнутые уверенностью войска идут через реку. И хотя нельзя отрицать общего значения Иштар как звезды, появляющейся при наступлении утра, но эти же, сравнительно поздние, надписи удостоверяют, что астральное представление не было господствующим и что утренняя звезда давала только полную надежд уверенность близости самой богини. К области астральных представлений относится наименование Иштар в одной ассирийской молитве царицею неба и звезд. Как царице неба ей приписываются в ассирийских гимнах высшие атрибуты. В чем состояло различи между Иштар в Арбеле, являющейся всегда только в виде богини войны, и Иштар в Ниневии, не ясно видно из надписей. Возможно, однако, что предание правильно указывает на сродство ниневийского культа с чувственным культом Урука. Любимы город Иштар, Ниневия, описывается теми же чертами, какими в надписях Гуде изображается тождественная с Иштар богиня Нина.

С падением Ассирии и уничтожением Ниневии совершенно исчезают те незначительные особенности, какие отличали ассирийскую религию. О боге Асуре нет уж вовсе речи. Нововавилонское царство воспринимает всю остальную вавилонскую религию в том виде, в каком она была при ассирийском господстве, но культ Мардук и Небо у вавилонских властителей указывает на то, что новая религия был продолжением прежней.

К северу от Вавилонии находился город Ашшур, давший имя целому государству, которое больше известно по его греческому названию — Ассирия. Эта страна прославилась своими завоеваниями, результатом которых стало создание огромной империи. В период 900 — 612 гг. до н. э. Ассирия была наиболее могущественным государством Передней Азии.

Ассирийцы были великими воинами. Им не было равных в искусстве осады крепостей, скорости передвижения и ведении разведки. Но еще больше отличались ассирийцы своей жестокостью. Об этом мы можем судить по многочисленным надписям правителей Ассирии. Вот только некоторые из них:

Когда ассирийцы завоевывали другие страны, они, как правило, не вмешивались в местные религии. Если население захваченных стран было покорным, ему позволяли следовать своим традициям и соблюдать свои обычаи. Если же порабощенные народы поднимали восстания, то ассирийцы могли забрать в плен их богов и установить в своих храмах. К этим богам они чаще всего относились с уважением и иногда даже возвращали их после подавления восстания.

Ассирийские цари старались брать за образец Вавилонию, которая обладала более древней культурой. Ассирийцы заимствовали у покоренного вавилонского населения его высокую культуру, письменность и религию.

В эпоху ассирийского владычества в Месопотамии господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Вавилонские священные места оставались священными и для ассирийцев, а город Мардука являлся местом паломничества ассирийских царей. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой библиотеке Ашшурбанапала.

Интересно, что ассирийцы пытались придать некоторым вавилонским божествам черты, более соответствующие воинственному характеру ассирийского народа. Так, богиня плодородия и любви Иштар превратилась у них в грозную воительницу. В одной ассирийской молитве она изображалась в одежде из пламени. Она распространяла вокруг себя ужасающий блеск и при случае готова была обрушить огненный дождь на неприятельскую страну.

Читайте также: