Библиотека ярослава мудрого кратко

Обновлено: 08.05.2024

Библиоте́ка Яросла́ва Му́дрого — легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним.

Содержание

История

Некоторые историки подвергали сомнению эту дату, так как относили к этому времени факт закладки самого Софийского собора, а следовательно никакой библиотеки в нём ещё не могло быть. Однако позже исследования показали, что в 1037 году строительство уже могло быть закончено [2] .

Поиски и версии о местоположении



По другой версии, библиотека могла быть спрятана митрополитом Иларионом в катакомбах Киево-Печерской лавры после его ссоры с князем. В этом случае в составе библиотеки могли оказаться книги греческих иконописцев, расписывавших в XI веке монастырские храмы. Кроме того, есть сведения о том, что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю правнук Ярослава князь Святослав Давидович Черниговский, принявший постриг под именем Николы Святоши.

Ещё в 1653 году сообщалось о том, что в лавре имеется обширное собрание древних книг, однако в 1718 году в монастыре произошёл опустошительный пожар, и оно полностью сгорело. Существует версия о том, что часть книг была спрятана в катакомбах в 1665 году [2] .

Создан по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава


История

Первые книги

2016-04-26_06-33-03

Какие же книги находились в библиотеке Софий- ского собора или вышли из ее книгописчей мастерской? Летопись подчеркивает их исклю- чительно церковный характер, прежде всего богослужебный. Однако наряду с церковными переводились, несомненно, и другие книги.

Книжное богатство

Исчезнувший клад

Библиотека Ярослава

Стараниями князя в Софийском соборе Киева быда устроена первая на Руси библиотека. В летописи об этом собрании книг упоминается всего один раз, в 1037 году.

"Ярослав же сей… любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам…" Вот и все, что говорит летописец. До сих пор не найдено ни одной книги из этой коллекции, но ученые-энтузиасты не теряют надежды.

В средневековой России сложились крайне неблагоприятные условия для сохранения накопленных книжных богатств. Эксперты считают, что до наших дней дошли лишь доли процента общего числа книг Древней Руси. Они гибли во время пожаров и стихийных бедствий, воин да и просто со временем приходили в негодность. Удивляться надо тому, что хотя бы малая часть книг, созданных в XI веке, дошла до наших дней. Еще недавно самой древней книгой считали Остромирово Евангелие, написанное в 1056-1057 годах. В 2000 году археологи обнаружили более раннюю книгу, первой четверти XI века, которую назвали Новгородский кодекс. Как видим, обе книги новгородские.

Ученые до сих пор не теряют надежды найти легендарную библиотеку Ярослава или хотя бы ее часть. Известно, что при нашествии врагов ценные вещи прятали в подземельях. Такие тайные ходы были как под Софийским собором, так и под Печерским монастырем. Специалисты предполагают, что книги могли спрятать под собором или передать для хранения в монастырь, и тогда они бы сохранились как часть монастырской библиотеки. О ней еще в 1653 году упоминает архидиакон П. Алеппский. Он пишет о бесчисленном количестве дорогих книг, в том числе пергаментных грамот, которым не менее 500 лет. Но в 1718 году сильнейший пожар уничтожил библиотеку, если только часть книг не оставалась в тайнике, в подземелье.

Специалисты считают это вполне вероятным и, когда предоставляется возможность, продолжают поиски в подземельях и собора, и монастыря, ведь катакомбы тянутся на километры.

Рукописные книги в Древней Руси состояли из скрепленных между собою тетрадок, вложенных в переплет. Материалом страниц служил пергамент — особым образом обработанная кожа животных, преимущественно телят. До XIII века его привозили из Греции, а затем научились делать и в нашей стране. Бумагу стали использовать лишь с XV века. Писали чернилами и гусиными перьями. Практически все древнерусские рукописи украшены орнаментами, а многие и иллюстрациями — миниатюрами. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писали киноварью — ярко-красной краской, иногда обводили золотом, а в самых дорогих книгах заглавия и буквицы были полностью золотыми.

Над книгами большого объема нередко работало несколько человек, что приводило к неоднородности и шрифта, и миниатюр. Чтобы изготовить несколько экземпляров книги, надо было ее переписать и перерисовать вручную. Одинаковых книг тогда не было.

Конечно, рукописные книги не могли быть широко доступны. Пергамент во все времена был дорог, работа писцов, тративших по нескольку месяцев, а то и лет, на одну книгу, стоила тоже недешево, а о работе изографа и дорогих красках (например, золотой) и говорить не стоит. Оклады рукописных книг украшали золотом и серебром, обильно осыпали драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Почти все ранние рукописи создавались на средства богатых князей.

Какие книги входили в библиотеку Ярослава? Скорее всего, переведенные с греческого произведения, которые стали популярны в Древней Руси и сохранились в более поздних списках. Для образованных, книжных, людей представляли интерес "Хроники" Георгия Амартола, Иоанна Малалы и Георгия Синкелла. Это фундаментальные исторические сочинения, излагающие события всемирной истории с сотворения мира. Георгий Амартол доводит их до середины X века, Иоанн Малала — до середины VI, Георгий Синкелла — до начала IV века. Сведения о некоторых монархах довольно подробны, о других предельно кратки, но цельность династического ряда всегда соблюдается, как некий непреложный принцип мировоззрения. Эти перечни чередуются с историческими сведениями, рассказами о судьбах исторических деятелей, знамениях.

"Александрия". Весьма популярным был на Руси роман "Александрия". Описание жизни реального прославленного полководца превращается в приключенческий, а порой и фантастический роман. Так, Александр, вопреки действительности, объявляется сыном бывшего египетского царя и чародея Нектонава, а не сыном македонского царя Филиппа. Александру приписываются походы, завоевания и путешествия, о которых сегодня мы не знаем из исторических источников. В том числе он попадает в места, где царит вечная ночь, где живут великаны ростом в 12 м, шестиногие, толстые и косматые звери, блохи размером с жабу и т.д. Главный герой постоянно оказывается в сложных и опасных ситуациях, из которых выходит живым и невредимым, благодаря своей хитрости, сообразительности и ловкости. "Александрия" впоследствии стала составной частью древнерусских хронографов, причем от одного списка к другому в ней усиливалась приключенческая составляющая.

"Христианская топография". Это название труда некоего византийского купца Козьмы Индикоплова, который получил прозвище за то, что якобы плавал в Индию. Жил он в VI веке и оставил одно из первых христианских описаний мира. Это оригинальное произведение не укладывается в обычные рамки византийской литературы. В сочинение включены записки путешественника, описания растений и животных, рассуждения о Вселенной, форме Земли и анализ философско-религиозных вопросов. В частности, автор отвергает "языческие" представления о сферичности Земли и утверждает, что она плоская. "Христианская топография" была, очевидно, популярна благодаря увлекательности описаний и иллюстрациям. Это были изображения апостолов, святителей, голгофского креста, Ноева ковчега, а также стран света, Земли, восхода и захода солнца, редких растений и животных и т.п.

Апокрифы — произведения, не вошедшие в библейский канон, признанный церковью. Они описывают те же события, что и Священное Писание, но со своими деталями, подробностями, а иногда и другими трактовками. Эти истории о библейских персонажах, описания рая и ада, рассуждения о борьбе добра и зла, о судьбе человечества изобиловали бытовыми подробностями о жизни Христа, апостолов, пророков, о чудесах и фантастических видениях, очевидно, были не менее захватывающи, чем в XX веке приключенческие романы или фантастика. Поскольку у церкви не было единства во взглядах на то, с какими апокрифами надо бороться, а какие допустимы, эти произведения продолжали переписывать в течение всей многовековой истории древнерусской литературы.

"Реки, напояющие Вселенную". Ярослав Мудрый


Ярослав Мудрый на памятнике "Тысячелетию России" в Великом Новгороде

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси

Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы.


Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.


В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

В летописной статье 1037 года говорится далее, что Ярослав собрал много писцов, которые переводили с греческого на славянский язык.

Когда была основана библиотека?

Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.


Книгописная мастерская Ярослава Мудрого. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миниатюра иллюстрирует летописный текст о создании первой, дошедшей до нас государственной библиотеки на Руси. Вглядимся в нее. По краям иллюстрации нарисованы две фигуры, сидящие перед столами на плетеных креслах со спинками. Человек, изображенный слева, держит в руках книгу, только что снятую с массивного пюпитра и жестом приказания вручает ее молодому человеку. Стоящие рядом двое пожилых людей обращены к человеку, сидящему справа и держащему в руках длинную полосу пергамента, на которой написано несколько строк текста. Сидящие на флангах фигуры - в плащах, это явно светские люди, а фигуры в центре, судя по одежде, - духовенство.

В Студийском уставе, введенном в монастырях несколько позднее, есть раздел "О каллиграфе", определяющий порядок работы мастерских по переписке книг. Основное внимание уделялось точности переписывания, строго запрещалось что-то дописывать; подчеркивалось, что работа должна вестись в "благостном настроении".

Наглядное представление о работе переписчика можно получить из миниатюр старинных рукописей. Писец обычно сидит на скамейке, перед ним невысокий стол с письменными принадлежностями, но пергаментные листы лежат не на столе, а на коленях или на пюпитре.

Можно предположить, что скрипторий был довольно большой, в нем трудились как писцы духовного звания, так и миряне. Повсеместная потребность в книге породила своеобразную отрасль ремесла. Кроме переписчиков и переплетчиков над рукописной книгой трудились редакторы и переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры. К сожалению, из книг, переписанных до 1054 года, сохранилась только кирилловская часть Реймского евангелия, привезенного Анной Ярославной во Францию в 1049 году.

Историк П. П. Толочко, много сделавший по изучению истории древнего Киева, пишет: «В деле просвещения Руси книгописная мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сама София в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из ее стен, послужили основой для появления новых библиотек, в том числе и огромной библиотеки Печерского монастыря, который уже с конца XI века превращается в крупнейший центр культурной жизни Киевской Руси.

Софийское книгохранилище возникло благодаря книжному дару Ярослава Мудрого.



Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг.

Этот отрывок многократно цитировался в книговедческой научной и научно-популярной литературе. Но только в 1990 году академик Д. С. Лихачев обратил внимание на глубокий философский смысл и самого "Слова о почитании книжном" и этого отрывка, раскрыл его сложную символику. Древнерусский книжник утверждал, что праведность человека немыслима без книг. "Следовательно, - пишет академик, - книги - это и то, что делает человека праведником ("гвозди", которыми скрепляются все его составные части), и та сила, то "оружие", тот "парус", которые позволяют праведнику воздействовать на мир, правильно вести себя, вести свой корабль в "житейском море". Это необычайно высокое представление о книге, которое вряд ли было превзойдено в последующие века в Древней Руси".

Да, летопись говорит о церковном характере литературы, необходимость которой диктовалась распространением на Руси христианства. Здесь следует сказать, что Ярослав и его советники, помощники решали весьма сложную задачу - из большого количества книг византийской и других литератур выбрать те, которые отвечали бы потребностям древнерусского читателя.

Все книжные начинания Ярослава Мудрого возникли не на пустом месте, они опирались на многолетний опыт.

Еще во времена Игоря Старого, деда Владимира Красное Солнышко, на Руси владели грамотой. Непрерывная письменная традиция восходит к глубокой древности, к языческим временам, ею пользовались в бытовом обиходе. Но книги, по которым учились грамоте, до нас не дошли, их поглотило время.

Предполагают, что именно он, вместе с Ярославом, стал инициатором сооружения Софии Киевской. Можно думать, что он был среди тех книжных людей, которые создавали первую на Руси библиотеку.

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.



Княжеская семья. Святослав Ярославич с книгой в руках

из "Изборника Святослава" 1073 г.

Вместе с тем, это, по-существу, указание по практике перевода, которым руководствовались книжники.

Сберечь библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например. Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез из него все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд.

Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Следов ее до сих пор не обнаружено. Но нет и ни одного упоминания о ее гибели.

Где же великокняжеская библиотека?

У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

Хочется верить, что она будет найдена.

Что почитать?


Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 584 с.: 16 л . ил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ. Сер. биогр. Вып. 808). - Указ. : с. 564-582.

Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа. Предлагаемая вниманию читателей книга - первое полноценное жизнеописание этого замечательного человека, основанное на скрупулезном изучении всех сохранившихся источников.


Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 160 с.: ил. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря). - Прил. к журн. "Школьная библиотека". -Библиогр. в конце ст.

Книга представляет собой сборник небольших рассказов о великих людях, оставивших глубокий след в истории, науке, культуре и искусстве, но одновременно выполнявших библиотечную работу в качестве библиографов, каталогизаторов, библиотекарей-практиков, руководителей библиотек.


Глухов , А. Г. Мудрые книжники Древней Руси : От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов . - М. : Экслибрис - Пресс , 1992 . – 255 с. : ил .

Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий.


Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - 221, [2] с.: ил. -Библиогр. : с. 220-222.

В книге рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым; о монастырских библиотеках, о книжных коллекциях государственных учреждениях (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Речь идет о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.


Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : [науч. - худож. очерки] / А. Г. Глухов. - М.: Либерея, 1992. - 160 с.

В древности собрания книг порой называли хранилищами мудрости, приютом мысли.

Древняя Русь оставила нам в наследство бесценное литературное богатство, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители, переписчики, составители сборников и редакторы. Все те, кого летописцы уважительно называли "мудрыми книжниками". О них и пойдет речь в научно-художественных очерках. Их можно было бы назвать и так: "Долг, завещанный от Бога". Ведь сотворение книги всегда было на Руси святым делом, именно так смотрели на свою работу все те, кто соучаствовал в создании этого удивительного объекта древнерусской духовности.

Книга повествует не только о библиотеках - их становлении, развитии и гибели, но и о книжном деле в широком смысле слова, о выдающихся деятелях культуры прошлого, о судьбах некоторых знаменитых книг, о современных ученых, которые разыскивают и изучают древнейшие книгохранилища мира.


Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России /

А. Г. Глухов. – М.: Грифон, 2010. - 238, [1] с. - Библиогр.: с. 236-237.

Данная книга содержит серию очерков о монастырях и храмах нашего Отечества. Их не случайно называли "обителями мудрости": ведь издревле в стенах монастырей хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились поистине бесценные памятники письменности. Автор рассказывает об истории очагов культуры древней и средневековой Руси, уделяя особое внимание деятельности их основателей или наиболее знаменитых насельников и настоятелей; многие из них причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

Глухов, А. Г. Храм Св. Софии Киевской. Ярослав Мудрый // Глухов А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – М., 2010. – С. 15-23.


Мальгин, А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М.:Либерея -Бибинформ,2009.- 536 с.

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси // Мальгин А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М., 2009. – С. 440-445.

Электронные ресурсы

Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] : материал из Википедии - свободной энциклопедии. – Режим доступа:

Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] // GORODKIEV . COM : Достопримечательности Киева : [сайт] . – Режим доступа:

В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 1 [Электронный ресурс] // Объектив- X : за гранью видимого : [сайт] . - Режим доступа:

В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 2 [Электронный ресурс] // Объектив- X : за гранью видимого : [сайт] . - Режим доступа:

В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 3 [Электронный ресурс] // Объектив- X : за гранью видимого : [сайт] . - Режим доступа:

Загадка библиотеки Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] // Непознанный мир :

Семикина , О. М . Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] : [ презентация] /

Памятники Ярославу Мудрому в Киеве. Фотографии.



Памятник киевскому князю Ярославу Мудрому возле административного корпуса МАУП (Межрегион. академия управления персоналом), установлен в 2004, скульпторы: Сидорук О. Ю., Крылов Б. Ю.



Памятник князю в Киеве в сквере у Золотых Ворот

"Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской", установлен в 1997г., скульптор И. П. Квалеридзе

Материал подготовила Субботина С. Н.
Все указанные выше ссылки были доступны на 22.05.2012.

Контакты

Читайте также: