Особенности мусульманского права кратко

Обновлено: 19.05.2024

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм.

Работа содержит 1 файл

право.docx

Особенности мусульманской системы права.

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм.

Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно.

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Подобные нормы достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

Мусульманское право представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно- мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности.

Основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений.

Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

- запрещенные и подлежащие наказанию.

Таким образом, основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний.

Мусульманское право – одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах.

Отличительные особенности мусульманского права.

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило, бесспорно, безусловно, должно исполняться, т.к. основано на вере.

По содержанию нормы мусульманского права существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

Для шариата характерно внимание к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

Хотя шариат основан на идее обязанностей человека, в нем отведено место и для понятия права. Это достигается, с одной стороны, признанием определенных границ обязанностей, а с другой — уточнением объема прав, признаваемых за индивидами. Неуважение к этим правам влечет санкции, налагаемые мусульманским судьей. Основы мусульманского права не только божественного свойства. Теологами-правоведами в течение веков создана обширная доктрина. Это право применимо, в принципе, только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право может быть по-настоящему понято только тем, кто имеет хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, ни один исламист не может игнорировать мусульманское право. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона.

Мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой, должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь, бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу — Али.

Также, особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп по мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов - мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины.

Таким образом, можно сделать вывод, что мусульманское право имеет две характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное происхождение и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, его мусульманский характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм.

Основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений. Можно, однако, выдвинуть гипотезу о том, что в определенных обстоятельствах ограниченное влияние могло бытью Элементы канонического права восточной церкви и персидского права вошли в мусульманское право в эпоху его формирования, даже если допустить, что это влияние осуществлено для очень немногих случаев и что предстоит еще установить уровень распространения этого влияния. Корни мусульманского законодательства и судебной практики ставят перед историком многочисленные и очень интересные проблемы.

Основное со­дер­жа­ние Мусульманского права - вы­те­каю­щие из ша­риа­та пра­ви­ла по­ве­де­ния ве­рую­щих и санк­ции за не­вы­пол­не­ние этих пред­пи­са­ний. Сло­жи­лось в VII-X веках в свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем му­сульманского государства - Ха­ли­фа­та. Фор­ми­ро­ва­ние Мусульманского права бы­ло обу­слов­ле­но, с од­ной сто­ро­ны, не­об­хо­ди­мо­стью при­ве­де­ния фак­ти­че­ски дей­ст­во­вав­ше­го пра­ва в со­от­вет­ст­вие с ре­лигиозными нор­ма­ми ис­ла­ма, с другой сто­ро­ны - по­треб­но­стя­ми ре­гу­ли­ро­ва­ния об­щественных от­но­ше­ний на прин­ци­пах, ос­но­ван­ных на ре­лигиозно-этическом уче­нии ис­ла­ма.

Поя­ви­лось по­ня­тие кы­яс, при­зна­ние ко­то­ро­го в ка­че­ст­ве основной фор­мы ид­жти­ха­да и ис­точ­ни­ка Мусульманского права на­ря­ду с Ко­ра­ном, сун­ной и идж­ма по­ло­жи­ло на­ча­ло тео­рии и ме­то­до­ло­гии му­сульманской юрис­пру­ден­ции (усуль аль-фикх).

В X веке Мусульманское право окон­ча­тель­но сло­жи­лось в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ятельной ди­сцип­ли­ны, от­но­ся­щей­ся к ре­лигиозным нау­кам (ман­ку­лат). Не­смот­ря на его фор­маль­ное от­де­ле­ние от бо­го­сло­вия (ка­лам) и вра­ж­деб­ное от­ноше­ние пра­во­ве­дов-тра­ди­цио­на­ли­стов к бо­го­сло­вам, Мусульманское право и ка­лам до­пол­ня­ли друг дру­га, раз­ра­ба­ты­вая различные сто­ро­ны еди­но­го ис­лам­ско­го уче­ния о ре­лигиозной ис­ти­не и об­ра­зе жиз­ни.

Пред­ме­том Мусульманского права ста­ли изу­че­ние пра­вил куль­та и ис­пол­не­ния ре­лигиозных обя­зан­но­стей (иба­дат), оп­ре­де­ляю­щих от­но­ше­ния му­суль­ман с Ал­ла­хом, пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми, а так­же от­но­ше­ния му­сульманского го­су­дар­ст­ва с под­дан­ны­ми, другими кон­фес­сия­ми и го­су­дар­ст­ва­ми (муа­ма­лят).

К IX-X векам об­ра­зо­ва­лись сун­нит­ские тол­ки (маз­ха­бы). К XIV веку со­хра­ни­лись 4 сун­нит­ских маз­ха­ба, а так­же несколько ши­ит­ских школ, из ко­то­рых прак­тическое зна­че­ние в ка­че­ст­ве дей­ст­вую­щих ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вых тол­ков со­хра­ня­ют маз­ха­бы има­ми­тов, зей­ди­тов и ис­маи­ли­тов. С середины IX века в Мусульманском праве сун­ни­тов ста­ла ут­вер­ждать­ся идея о том, что толь­ко круп­ные пра­во­ве­ды про­шло­го име­ли пра­во на ид­жти­хад; в середине X века был до­с­тиг­нут мол­ча­ли­вый кон­сен­сус, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым по­яв­ле­ние но­вых маз­ха­бов ста­ло не­воз­мож­ным. Пра­во­ве­ды обя­за­ны бы­ли сле­до­вать уче­нию оп­ре­де­лён­но­го маз­ха­ба в фор­ме так­ли­да. Раз­ви­тие Мусульманского права про­дол­жа­лось в рам­ках при­знан­ных маз­ха­бов, при­чём основное вни­ма­ние уде­ля­лось сис­те­ма­ти­за­ции вы­во­дов мудж­та­хи­дов про­шло­го, ком­мен­ти­ро­ва­нию и пе­ре­ра­бот­ке их тру­дов.

Ши­ит­ские пра­во­ве­ды вы­ра­бо­та­ли иную клас­си­фи­ка­цию Мусульманского права, под­раз­де­ляя его нор­мы на 4 груп­пы, ре­гу­ли­рую­щие со­от­вет­ст­вен­но по­ря­док от­прав­ле­ния ре­лигиозных обя­зан­но­стей (иба­дат); дву­сто­рон­ние сдел­ки (укуд), вклю­чая брак; од­но­сто­рон­ние сдел­ки, со­вер­шае­мые в оп­ре­де­лён­ной фор­ме (ика­ат); от­вет­ст­вен­ность за пре­сту­п­ле­ния и обя­за­тель­ст­ва, вы­те­каю­щие из при­чи­не­ния вре­да, ли­бо од­но­сто­рон­ние сдел­ки или дей­ст­вия, со­вер­ше­ние ко­то­рых не тре­бу­ет осо­бой фор­мы (ах­кам).

Осо­бен­но­стью боль­шин­ст­ва норм Мусульманского права яв­ля­ет­ся ка­зуи­стич­ность, в це­лом ему при­су­щи пар­ти­ку­ля­ризм, не­оп­ре­де­лён­ность и про­ти­во­ре­чи­вость со­дер­жа­ния при за­пу­тан­но­сти ис­точ­ни­ков. При ре­ше­нии сход­ных во­про­сов мо­гут при­ме­нять­ся не­сов­па­даю­щие вы­во­ды различных маз­ха­бов. Да­же в рам­ках од­но­го тол­ка со­су­ще­ст­ву­ют про­ти­во­ре­чи­вые пра­ви­ла. По­это­му под­держ­ка го­су­дар­ст­вом оп­ре­де­лён­но­го тол­ка Мусульманского права не оз­на­ча­ла ус­та­нов­ле­ния сис­те­мы еди­но­об­раз­ных норм.

При­ме­не­ние по­ло­же­ний Мусульманского права в пра­во­вой прак­ти­ке Ос­ман­ской им­пе­рии XVI века и им­пе­рии Ве­ли­ких Мо­го­лов II-й половины XVII века от­ли­ча­лось осо­бой ши­ро­той и по­сле­до­ва­тель­но­стью. Од­на­ко в це­лом су­деб­ная прак­ти­ка Мусульманского права ни­ко­гда не сов­па­да­ла пол­но­стью с тео­ри­ей му­сульманской юрис­пру­ден­ции.

Са­мую раз­ви­тую от­расль Мусульманского права пред­став­ля­ет со­бой пра­во лич­но­го ста­ту­са - со­во­куп­ность норм, рег­ла­мен­ти­рую­щих брач­но-се­мей­ные, на­след­ст­вен­ные и близ­кие к ним от­но­ше­ния (пра­во­спо­соб­ность, ре­жим вак­фов и т. п.). От­расль уго­лов­но­го (де­ликт­но­го) Мусульманского права вклю­ча­ет в се­бя санк­ции за все пра­во­на­ру­ше­ния не­за­ви­си­мо от их ха­рак­те­ра.

Нор­мы государственного, административного и фи­нан­со­во­го пра­ва, раз­ра­ба­ты­вав­шие­ся му­сульманскими пра­во­ве­да­ми, вы­сту­па­ли вто­ро­сте­пен­ным эле­мен­том Мусульманского права и в зна­чительной сте­пе­ни пред­став­ля­ли со­бой от­вле­чён­ную тео­рию, бо­лее или ме­нее по­сле­до­ва­тель­но осу­ще­ст­в­ля­ясь лишь в том, что ка­са­лось на­ло­го­об­ло­же­ния. Это же в це­лом мож­но ска­зать и о нор­мах ме­ж­ду­народного пра­ва.

Мусульманское право не ох­ва­ты­ва­ло всех юри­дических норм, при­ме­няв­ших­ся в сред­ние ве­ка в му­сульманских стра­нах, хо­тя и за­ни­ма­ло в их пра­во­вых сис­те­мах центральное ме­сто. На­ря­ду с ним здесь дей­ст­во­ва­ли за­ко­но­дательные ак­ты го­су­дар­ст­ва, ко­то­рые мог­ли от­хо­дить от вы­во­дов фа­ки­хов. При­ме­ня­лись и нор­мы ев­ропейского пра­ва, что до­пус­ка­лось в Ос­ман­ской им­пе­рии по ре­жи­му ка­пи­ту­ля­ций.

Во II-й половине XIX века в пра­во­вых сис­те­мах наи­бо­лее раз­ви­тых му­сульманских стран (в ча­ст­но­сти, в Ос­ман­ской им­пе­рии) Мусульманское право ус­ту­пи­ло ве­ду­щее ме­сто за­ко­но­да­тель­ст­ву, ско­пи­ро­ван­но­му с западно-ев­ропейских об­раз­цов. Оно со­хра­ни­ло по­зи­ции главным образом в ре­гу­ли­ро­ва­нии от­но­ше­ний лич­но­го ста­ту­са и прак­ти­че­ски пе­ре­ста­ло при­ме­нять­ся в государственном, административном, уго­лов­ном, тор­говом, а в зна­чительной сте­пе­ни и в гражданском пра­ве. Вме­сте с тем в это вре­мя бы­ла про­ве­де­на пер­вая официальная ко­ди­фи­ка­ция его норм пу­тём при­ня­тия в 1869-1877 Мад­жал­лат аль-ах­кам ал-ад­лийя - гражданского ко­дек­са Ос­ман­ской им­пе­рии.

Со II-й половины XIX века об­щей тен­ден­ци­ей бы­ло не­ук­лон­ное па­де­ние ро­ли Мусульманского права. Вме­сте с тем его отдельные от­рас­ли, ин­сти­ту­ты и нор­мы про­дол­жа­ют при­ме­нять­ся во мно­гих стра­нах за­ру­беж­но­го и рос­сий­ско­го му­сульманского Вос­то­ка. Наи­бо­лее ши­ро­ко дей­ст­ву­ет от­расль лич­но­го ста­ту­са. Ин­сти­ту­ты Мусульманского права со­хра­ня­ют своё зна­че­ние в уго­лов­ном пра­ве (например, стран Пер­сид­ско­го залива), при­чём их влия­ние на дан­ную от­расль пра­ва ря­да стран (Ли­вия, Иран, Па­ки­стан, Мав­ри­та­ния и др.) с по­след­ней тре­ти XX века уси­ли­ва­ет­ся. В боль­шин­ст­ве му­сульманских стран со­хра­ня­ют­ся ша­ри­ат­ские су­ды, вос­ста­нов­лен­ные в по­след­ней чет­вер­ти XX века в Па­ки­ста­не, Су­да­не, на Фи­лип­пи­нах и в других стра­нах. Сре­ди му­суль­ман Рос­сии и стран пост­со­вет­ской Средней Азии и За­кав­ка­зья брач­но-се­мей­ные, уго­лов­ные и бы­то­вые нор­мы Мусульманского права не яв­ля­ют­ся юри­ди­че­ски обя­за­тель­ны­ми, од­на­ко про­дол­жа­ют со­блю­дать­ся на прак­ти­ке. В ря­де стран за­ко­но­да­тель­ст­во по лич­но­му ста­ту­су и уго­лов­но­му пра­ву пре­ду­смат­ри­ва­ет, что в слу­чае от­сут­ст­вия нор­мы в за­ко­не над­ле­жит при­ме­нять вы­во­ды му­сульманского пра­ва.

3. Коран – священная книга ислама, в которой изложена его сущность;

4. Сунна – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.

Ко второй группе норм относятся:

4. Кийас – суждение по аналогии при отсутствии обязательного правила.

Особенность мусульманского права заключалась в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями, которые, прежде всего, и определяли его действенность. Мусульманское право - это единство положений правового, религиозного и морального характера. В нем религия органически входит в ткань правовой материи. Этико-религиозные начала мусульманского права, как во многом и конфуцианство в Древнем Китае, составляли образ жизни народа, определяли своеобразие особой цивилизации. Мусульманское право было преимущественно частным правом.

Поскольку Мухаммед считался у мусульман шарьей - законодателем, постольку первым, основным источником мусульманского права являлся шариат. Нормы шариата изложены в Коране - книге, в которой записаны изречения Мухаммеда, и Сунне ~ дополнении к Корану, содержащем запись решений, вынесенных Мухаммедом. Второй источник мусульманского права - фетва. Она включала в себя толкования шариата, данные крупнейшими мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства. Третий источник - адаты (правовые обычаи) - мог применяться лишь в том случае, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, фетвой. Четвертый источник - кануны ~ постановления халифов, имевшие обязательную правовую силу.

Замедленные темпы экономического и социального развития, переплетение права с религией объясняют стабильность норм мусульманского права. Этим же обусловлено и сохранение в мусульманском праве пережитков первобытнообщинного строя. Однако стабильность права не была абсолютной - когда того требовало общественное развитие, изменения и дополнения вносились под предлогом уточнения или разъяснения уже существующих норм.

Следует отметить, что распад Арабского халифата не повлиял на действенность мусульманского права, которое стало правом целого ряда стран Азии и Африки, принявших ислам. Своеобразие и оригинальность мировосприятия и нравственно-правовых представлений раннего возраста народа, закрепленные в религии, на многие века определили неповторимость мусульманского права.

На правовое положение населения в мусульманских странах влияло сохранение пережитков первобытнообщинного строя. Освященные мусульманской религией пережитки прошлого, трактовавшиеся как равенство всех верующих в Аллаха, оказались исключительно живучими. Привилегии господствующего класса не получили полного закрепления в праве. Чего-либо равного привилегированному положению брахманов и кшатриев в древней Индии, дворянства и духовенства в феодальной Европе Арабскому халифату не было известно. Свободные крестьяне, исповедовавшие мусульманскую религию, все же не обладали равенством прав с представителями господствующего класса, они подвергались усиленному налоговому обложению.


69. Основные источники мусульманского права.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Kopaн – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; наконец, в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.

Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна – зто сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников1.

Два крупных доктора ислама – Эль-Бокхари и Мослем – в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу мусульманской веры, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету.

Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только ада-ты, считающиеся аутентичными, могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

ИДЖМА - Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников1. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий. Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во много меньше.


70. Мусульманское право и позитивные правовые системы мусульманских стран.

Позитивные правовые системы мусульманских стран в их современном виде различны между собой, так как общественное развитие этих стран очень разнообразно, а традиции также далеко не одинаковы. Египет, Мали, Пакистан, Индонезия различны со многих точек зрения. Общую картину правовых систем мусульманских стран в связи с этим дать очень трудно. Однако некоторые общие черты следует установить, выделив при этом три группы стран.

Первую группу составляют страны с мусульманским населением, ставшие социалистическими республиками: Советские республики Средней Азии, а также Албания. В этих государствах, основанных на принципах марксизма-ленинизма, ислам не признается государством; здесь не стремятся сохранить мусульманское право, рассматриваемое как проявление обскурантизма. Право этих республик, следовательно, - светское право, стремящееся установить общество нового типа, основанное на совершенно иных принципах, нежели принципы ислама. Мусульманское право здесь не применяется судами. Возможно, оно соблюдается тайно среди населения.

Вторую группу составляют, напротив, государства, наименее затронутые современными идеями. Саудовская Аравия, ЙАР, Аден, эмираты Персидского залива - вот наиболее типичные представители данной группы. Эти страны теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически - по нормам обычного права, которое признает превосходство и совершенство мусульманского права, но часто с ним расходится.

Третью группу составляют государства, в которых мусульманское право, более или менее сведенное прецедентами к обычаю, сохранилось только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, затрагивающих личный статус и религиозные учреждения, иногда земельный режим, в то время как имеется "современное" право, регулирующее новые сферы общественных отношений.

Эта группа в свою очередь подразделяется на две подгруппы в зависимости от того, было ли указанное современное право выработано по образцу общего права (Пакистан, Индия, Малайзия, Нигерия) или по образцу французского права (африканские государства с французским языком, ряд арабских государств) или права голландского (Индонезия).

Особый случай - Судан. В этой стране еще в 1900 году Ордонанс о правосудии по гражданским делам предписал судам восполнять пробелы права, основываясь на "справедливости и сознании". Под прикрытием этой формулы были восприняты многие нормы английского права. Однако, стремясь сблизиться с другими странами французского влияния, Судан попытался изменить ситуацию, приняв в 1971-1972 годах кодексы, построенные на модели египетских. Однако эта реформа плохо реализовалась и проблема требует нового решения.

Другой особый случай - Турция. Страна неарабская, политически и экономически тесно связанная с Западной Европой. Турция занимает особое место среди стран с мусульманским населением. С точки зрения чисто юридической Турция, однако, меньше отличается от других мусульманских стран, чем это можно было предположить сорок лет назад. Кемалистская революция, реципировавшая, в частности, в 1926 году швейцарский Гражданский кодекс, не была таким полным разрывом с прошлым, как это иногда полагают. Она лишь выявила и, возможно, ускорила эволюцию, которая началась с 1839 года, когда священная хартия Гюльхане открыла эпоху, называемую Танзиматом. Наиболее удивительным было принятие Турцией в 1926 году личного статуса, семейного права и права наследования европейского образца, которое порывало с традиционными мусульманскими понятиями. Турки тогда осудили многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. С тех пор все эти реформы были осуществлены или осуществляются во многих мусульманских странах, и здесь Турция была первой, но не единственной страной.

Многие страны с мусульманским населением выражают ныне стремление построить социализм. Вопрос лишь в том, какой социализм имеется в виду и в какой мере окажется совместимым создаваемое государство социалистического типа с принципами исламской цивилизации и права.


71. Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе.

Заслуга в разработке основ организации и деятельности шариатских судов принадлежит мусульманской правовой доктрине, которая традиционно уделяла особое внимание этой проблематике.

Особое место в регулировании имущественных отношений принадлежит институту гражданского права вакуфу. Вакуф — это собственность, чаще всего недвижимая, отказанная государством или частным лицом на религиозно-благотворительные цели. По мусульманскому праву, лицо, отдавшее вещь в вакуф, теряло право собственности на неё, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфа (мутавали). Имущество, завещанное в пользу религиозного учреждения, по мусульманскому законодательству считалось собственностью этого учреждения. Оно не могло быть объектом купли-продажи, дара или завещания. Не подлежало и государственному обложению. Мусульманское право не знает торгового права в качестве самостоятельной отрасли, однако уделяет внимание разным формам коммерческих

Кроме указанных отраслей в мусульманской системе права имеются:

2) судебное право — система норм, регламентирующих порядок создания, функционирования и компетенцию органов, призванных осуществлять правосудие — религиозных судов кади, судов полицейской юрисдикции, юрисдикции инспектора рынка, юрисдикции справедливости халифа или его представителей;

3) международное право (сийар) — система норм, регулирующая как взаимоотношения мусульманского государства на международном уровне, так и между мусульманами в пределах страны. Это не только регламентация вопросов войны и мира, но и отношений мусульманской общины с представителями иных религий, правовых статусов разных групп населения в зависимости от их отношения к исламу. Нормы международного права обеспечиваются наравне с иными внутригосударственными нормами одними и теми же средствами.

В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами.

Судебное право (в том числе процессуальные правовые отрасли) включает нормы о возможности только мусульманина занимать должность судьи. Доказывать свою невиновность можно принесением клятвы именем Аллаха. В отдельных случаях (при обвинении мужем своей жены в супружеской неверности) достаточно свидетелю-мусульманину дать религиозную клятву, чтобы её признали юридическим фактом. При вынесении решения судья может руководствоваться нормами мусульманского права, разработанными различными мусульманскими правовыми школами, что дает ему свободу широкого усмотрения.

В XXI век мусульманские страны вступают с системой отработанных (с разной степенью совершенства содержания и механизма реализации) отраслей и подотраслей права — уголовного, брачно-семейного, наследственного, обязательственного, права собственности, системы судоустройства и др. Ныне активно развиваются такие отрасли права как конституционное, административное, судебное, международное. У этих отраслей права разная степень обремененности религиозными мусульманскими канонами: больше — в личном и семейном праве, меньше — в уголовном и фискальном.

Мусульманское право возникло в качестве части шариата, то есть системы предписаний тех, кто верует в Аллаха. Это направление исламской религии.

История данного права берет свое развитие с 570 гг. Она основывается на правилах поведения, которые берут свое начало из норм верующих мусульман По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Наследственное право мусульманских стран подробнее . Данные нормы сформировались в ходе публичных проповедей. Другой часть данных норм сложилась по результатам жизнедеятельности, поведения лиц, в том числе и имевших непосредственное отношение к религии. В последующем все указанные нормы нашли отражение в рамках первичных источников в мусульманской религии права. Однако данных норм было мало для системного регулирования правоотношений в государстве.

К началу X века мусульманское право стали определять, как право юридическое, так как было был создан такой источник, как Коран, регламентирующий отдельные нормы в сфере жизнедеятельности, а также восполнявший правовые пробелы в различных сферах.

К концу X века мусульманское право канонизировалось, на первое место вышли традиции, которые рассматривались в качестве правовых норм. Именно ими должно было руководствоваться население. К XIII веку мусульманское право утратило свою целостность, в результате чего наметился раскол. Он был обусловлен существованием различных юридических школ в государстве, а также специфической правовой политикой.

В некотором роде данное право стала похоже на романо-германское По данной теме мы уже выполнили реферат Источники романо-германского права подробнее в период кодификации. В дальнейшем мусульманская По данной теме мы уже выполнили эссе Система и источники мусульманского права подробнее правовая доктрина развивалась крайне непоследовательно, в рамках того или иного движения. В последующем были созданы нормы-принципы, которые придали мусульманскому праву целостность, логичность, а также повысили его потенциал в сфере регулирования правовых отношений.

Готовые работы на аналогичную тему

В девятнадцатом веке началась новая ступень развития мусульманского права. Законодательство выступало как самостоятельный источник нормативного регулирования правоотношений, что привело к постепенному вытеснению юридической доктрины.

Во второй половине XIX века наблюдается активное заимствование Европейского По данной теме мы уже выполнили реферат Право Европейского Союза подробнее права, существующего в отдельных арабских странах, например, в Турции. В некоторых странах мусульманское право сохранилось в сфере социальных отношений, например, в Алжире, Египте, Сирии и иных государствах. В таких странах, Как Иран, Ливия, Судан, мусульманское право выступает в качестве традиционного и основного, заменяя отрасли права. Наблюдается возврат к традиционным ценностям, что влекло расширение предмета мусульманского права.

Особенности мусульманского права

Мусульманское право обладает особой спецификой, которая выражается в следующих специфических чертах:

  • системы своеобразия;
  • неповторимость источников;
  • структура;
  • термины;
  • конструкции;
  • понятия норм.

Европейские По данной теме мы уже выполнили реферат Использование европейских юрисдикций подробнее юристы трактуют данное понятие с точки зрения исторического описания, то есть в качестве правил, адресованных мусульманской общине Аллахом. Данные правила, основанные на логике, а на догмах и вере. Поэтому они не подлежат изменению его, отмене, поправкам, данное право является абсолютным и бесспорным, оно должно исполняться. Мусульманские правовые нормы обладают сверхсоциальной, догматической природой, выделялись новые способы адаптации к существующим общественным отношениям. Здесь, также, как и других странах, действуют судьи, в задачи которых входит справедливое решение по конкретному делу. При этом задача правоприменителей заключается в том, чтобы, не нарушая норм права, уйти различных юридических уловок и приемов, добиться необходимого результата.

Содержание данных норм права также существенно отличаются от европейских. В частности, они не разделяются на управомочивающие и запрещающие. В их основе лежат обязанности, долг совершать какие-либо поступки, что обусловлено религией.

Источники мусульманского права

Существуют различные источники мусульманского права. В качестве первого и важнейшего из них выступает Коран, который является священной книгой мусульман. Внешние он представлен книгой стихов, которая содержит 114 глав, свыше 4 тысяч стихотворных фрагментов. Данный источник является достаточно древним.

Данный источник затрагивает не только правоотношения в данной сфере, однако регламентирует далеко не все сферы общественных отношений. Основным моментом данного источника является многоплановое содержание и незначительный объем прав и свобод человека и гражданина. Поэтому для мусульман данный документ является по сути Конституцией государства или кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее .

Следующим источником является пятикнижие (талмуд). Данный источник содержит общие положения, во многом он похож на Коран, имеет с ним тесную связь. В частности, он содержит положение о необходимости правомерного поведения, а также о его модели. В данном сборнике представлены прежде всего конкретные случаи, казусы, которые возникают в жизни.

В качестве третьего источника выделяется иджмп. В своей группе он содержат решения авторитетных юристов и плана. Так, например, по мнению Мухаммеда По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Мусульманское право подробнее мусульманская община не может ошибаться.

Не самую значительную роль в правовом регулировании играли обычаи, такую же роль они играют и на сегодняшний день. Исламский По данной теме мы уже выполнили реферат Источники Исламского права подробнее юристы не относят их к праву, не рассматривая его в качестве источника права. Правоотношения, который не обеспечиваются юридически, могут регулироваться отдельными обычными.

Структура мусульманского права

В данной сфере права выделяются правонарушения, так же, как и в иных сферах права. Они именуются поступками. Закрепляются различные правонарушения, которые могут иметь место в семейной сфере, наследственной, в сфере деликтного правоотношения.

Выделяют несколько категорий поступков:

  • порицаемые;
  • запрещенные;
  • обязательные;
  • рекомендуемые;
  • разрешаемые.

Таким образом, мусульманское право имеет широкое распространение в Восточных странах.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 05.12.2017

Марина Борисовна Юрьева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: